Судебные решения, арбитраж
Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа при участии в судебном заседании Центрального банка Российской Федерации в лице Главного управления по Краснодарскому краю (далее - Банк России) - К. (дов. от 21.09.2001 N 13-1-14/7270), в отсутствие в судебном заседании представителей Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Славянску-на-Кубани и Славянскому району Краснодарского края (далее - Инспекция МНС России), извещенной надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, рассмотрев кассационную жалобу Банка России на решение от 25.09.2001 и постановление апелляционной инстанции от 13.11.2001 Арбитражного суда Краснодарского края по делу N А32-12296/2001-34/382, установил следующее.
Решением арбитражного суда, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции, отказано в удовлетворении иска Банка России о признании недействительным решения Инспекции МНС России от 13.07.2001 N 03-01/231, в соответствии с которым истцу начислен земельный налог за I квартал 2001 года в сумме 615 руб. 60 коп. и 11 руб. 24 коп. пени за период просрочки оплаты налога с 15.04.2001 по 13.07.2001 (в тексте решения ошибочно указано дата 13.04.2001) по земельному участку, занимаемому структурным подразделением Банка России - Расчетно-кассовым центром в г. Славянск-на-Кубани (далее - РКЦ в г. Славянск-на-Кубани), а также взыскано 30 руб. 789 коп. штрафа по статье 122 (пункту 1) Налогового кодекса Российской Федерации за неуплату данного налога.
В кассационной жалобе на решение арбитражного суда и постановление апелляционной инстанции Банк России просит обжалуемые судебные акты отменить и иск удовлетворить, поскольку Банк России как орган государственной власти не является плательщиком земельного налога. Статус Банка России как органа государственной власти подтвержден Конституционным Судом Российской Федерации в определении от 14.12.2000 N 268-О и постановлении от 03.07.2001 N 10-П.
Изучив материалы дела и выслушав представителя истца, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает решение арбитражного суда и постановление апелляционной инстанции подлежащими оставлению без изменения по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, Инспекцией МНС России проведена камеральная налоговая проверка Банка России в лице Главного управления по Краснодарскому краю по вопросам уплаты земельного налога в I квартале 2000 года по земельному участку, занимаемому структурным подразделением Банка России - РКЦ в г. Славянск-на-Кубани.
По результатам проверки Инспекцией МНС России принято решение от 13.07.2001 N 03-01/231, в соответствии с которым Банку России начислено 615 руб. 60 коп. земельного налога, 11 руб. 24 коп. пени за неуплату земельного налога, а также взыскан штраф в сумме 30 руб. 78 коп. по статье 122 (пункту 1) Налогового кодекса России.
Банк России с принятым налоговым органом решением не согласился и обжаловал его в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении иска, арбитражный суд правомерно исходил из того, что Банк России по Закону Российской Федерации от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю" не освобожден от уплаты земельного налога и является плательщиком данного налога.
Ссылки Банка России на то, что он как орган государственной власти не является плательщиком земельного налога, являются необоснованными.
Истец утверждает, что его статус как органа государственной власти подтвержден Конституционным Судом Российской Федерации в определении от 14.12.2000 N 268-О и постановлении от 03.07.2001 N 10-П. Вывод о статусе Банка России сделан на основании выводов Конституционного Суда Российской Федерации, изложенных в определении от 14.12.2000 N 268-О при проверке конституционности части третьей статьи 75 Федерального закона от 02.12.1990 N 394-1 "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)".
Арбитражный суд правомерно учел следующие обстоятельства, имеющие существенное значение. Статьей 1 Закона Российской Федерации от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю" предусмотрено, что использование земли в Российской Федерации является платным.
Статьей 26 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" установлено, что Банк России и его учреждения освобождаются от уплаты всех налогов, сборов, пошлин и других платежей на территории Российской Федерации в соответствии с законодательными актами Российской Федерации о налогах.
В статье 12 Закона Российской Федерации "О плате за землю", содержится исчерпывающий перечень лиц, освобожденных от уплаты земельного налога, среди которых Банк России не указан. То есть, налоговым законодательством налоговая льгота по уплате земельного налога Банку России не предоставлена, поэтому Банк не является лицом, освобожденным в силу Закона от уплаты налога на землю, а является плательщиком данного налога.
В соответствии со статьей 10 Конституции Российской Федерации государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную.
Статьями 94 и 95 Конституции Российской Федерации определено, что законодательным органом Российской Федерации является Федеральное Собрание - парламент Российской Федерации, который состоит из Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации и Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.
Статьей 118 Конституции Российской Федерации определено, что судебная власть в Российской Федерации осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.
Исполнительную власть Российской Федерации согласно статье 110 Конституции Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации.
Статья 11 Конституции Российской Федерации устанавливает, что государственную власть в Российской Федерации осуществляет Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, а государственную власть в субъектах Российской Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти.
Таким образом, Центральный банк Российской Федерации не является органом государственной власти Российской Федерации.
Конституционным Судом России установлено, что имеющееся у Банка России право на осуществление денежной эмиссии и выполняемая им основная функция по защите и обеспечению устойчивости рубля относятся к функциям государственной власти. Каких-либо положений о статусе Банка России как налогоплательщика и наличии у него льгот по уплате налогов определение от 14.12.2000 N 268-О и постановление от 03.07.2001 N 10-П не содержит.
Вместе с тем, выполнение Банком России функций государственной власти и наличие у него признаков органа государственной власти является недостаточным для применения им налоговой льготы по налогу на землю. Статус Банка России определен в Федеральном законе "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" и Конституции Российской Федерации, в которых отсутствует указание на то, что Банк России является органом государственной власти.
Таким образом, Центральный банк Российской Федерации не является органом государственной власти Российской Федерации, соответственно, подведомственные ему Главные управления Центрального банка Российской Федерации не имеют право на льготу по уплате земельного налога в соответствии со статьей 12 (пунктом 14) Закона Российской Федерации "О плате за землю", как органы государственной власти.
Банком России по настоящему делу факт владения земельным участком площадью 570 кв. м, а также правильность расчетов по земельному налогу и пени не оспариваются.
Арбитражным судом правомерно отказано в признании недействительным решения налогового органа от 13.07.2001 N 03-01/231.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 171, 174, 175 (пунктом 1), 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
постановил:
решение от 25.09.2001 и постановление апелляционной инстанции от 13.11.2001 Арбитражного суда Краснодарского края по делу N А32-12296/2001-34/382 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и обжалованию не подлежит.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА ОТ 03.01.2002 N Ф08-4460/2001 ПО ДЕЛУ N А32-12296/2001-34/382
Разделы:Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 3 января 2002 г. N Ф08-4460/2001
Дело N А32-12296/2001-34/382
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа при участии в судебном заседании Центрального банка Российской Федерации в лице Главного управления по Краснодарскому краю (далее - Банк России) - К. (дов. от 21.09.2001 N 13-1-14/7270), в отсутствие в судебном заседании представителей Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Славянску-на-Кубани и Славянскому району Краснодарского края (далее - Инспекция МНС России), извещенной надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, рассмотрев кассационную жалобу Банка России на решение от 25.09.2001 и постановление апелляционной инстанции от 13.11.2001 Арбитражного суда Краснодарского края по делу N А32-12296/2001-34/382, установил следующее.
Решением арбитражного суда, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции, отказано в удовлетворении иска Банка России о признании недействительным решения Инспекции МНС России от 13.07.2001 N 03-01/231, в соответствии с которым истцу начислен земельный налог за I квартал 2001 года в сумме 615 руб. 60 коп. и 11 руб. 24 коп. пени за период просрочки оплаты налога с 15.04.2001 по 13.07.2001 (в тексте решения ошибочно указано дата 13.04.2001) по земельному участку, занимаемому структурным подразделением Банка России - Расчетно-кассовым центром в г. Славянск-на-Кубани (далее - РКЦ в г. Славянск-на-Кубани), а также взыскано 30 руб. 789 коп. штрафа по статье 122 (пункту 1) Налогового кодекса Российской Федерации за неуплату данного налога.
В кассационной жалобе на решение арбитражного суда и постановление апелляционной инстанции Банк России просит обжалуемые судебные акты отменить и иск удовлетворить, поскольку Банк России как орган государственной власти не является плательщиком земельного налога. Статус Банка России как органа государственной власти подтвержден Конституционным Судом Российской Федерации в определении от 14.12.2000 N 268-О и постановлении от 03.07.2001 N 10-П.
Изучив материалы дела и выслушав представителя истца, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает решение арбитражного суда и постановление апелляционной инстанции подлежащими оставлению без изменения по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, Инспекцией МНС России проведена камеральная налоговая проверка Банка России в лице Главного управления по Краснодарскому краю по вопросам уплаты земельного налога в I квартале 2000 года по земельному участку, занимаемому структурным подразделением Банка России - РКЦ в г. Славянск-на-Кубани.
По результатам проверки Инспекцией МНС России принято решение от 13.07.2001 N 03-01/231, в соответствии с которым Банку России начислено 615 руб. 60 коп. земельного налога, 11 руб. 24 коп. пени за неуплату земельного налога, а также взыскан штраф в сумме 30 руб. 78 коп. по статье 122 (пункту 1) Налогового кодекса России.
Банк России с принятым налоговым органом решением не согласился и обжаловал его в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении иска, арбитражный суд правомерно исходил из того, что Банк России по Закону Российской Федерации от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю" не освобожден от уплаты земельного налога и является плательщиком данного налога.
Ссылки Банка России на то, что он как орган государственной власти не является плательщиком земельного налога, являются необоснованными.
Истец утверждает, что его статус как органа государственной власти подтвержден Конституционным Судом Российской Федерации в определении от 14.12.2000 N 268-О и постановлении от 03.07.2001 N 10-П. Вывод о статусе Банка России сделан на основании выводов Конституционного Суда Российской Федерации, изложенных в определении от 14.12.2000 N 268-О при проверке конституционности части третьей статьи 75 Федерального закона от 02.12.1990 N 394-1 "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)".
Арбитражный суд правомерно учел следующие обстоятельства, имеющие существенное значение. Статьей 1 Закона Российской Федерации от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю" предусмотрено, что использование земли в Российской Федерации является платным.
Статьей 26 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" установлено, что Банк России и его учреждения освобождаются от уплаты всех налогов, сборов, пошлин и других платежей на территории Российской Федерации в соответствии с законодательными актами Российской Федерации о налогах.
В статье 12 Закона Российской Федерации "О плате за землю", содержится исчерпывающий перечень лиц, освобожденных от уплаты земельного налога, среди которых Банк России не указан. То есть, налоговым законодательством налоговая льгота по уплате земельного налога Банку России не предоставлена, поэтому Банк не является лицом, освобожденным в силу Закона от уплаты налога на землю, а является плательщиком данного налога.
В соответствии со статьей 10 Конституции Российской Федерации государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную.
Статьями 94 и 95 Конституции Российской Федерации определено, что законодательным органом Российской Федерации является Федеральное Собрание - парламент Российской Федерации, который состоит из Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации и Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.
Статьей 118 Конституции Российской Федерации определено, что судебная власть в Российской Федерации осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.
Исполнительную власть Российской Федерации согласно статье 110 Конституции Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации.
Статья 11 Конституции Российской Федерации устанавливает, что государственную власть в Российской Федерации осуществляет Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, а государственную власть в субъектах Российской Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти.
Таким образом, Центральный банк Российской Федерации не является органом государственной власти Российской Федерации.
Конституционным Судом России установлено, что имеющееся у Банка России право на осуществление денежной эмиссии и выполняемая им основная функция по защите и обеспечению устойчивости рубля относятся к функциям государственной власти. Каких-либо положений о статусе Банка России как налогоплательщика и наличии у него льгот по уплате налогов определение от 14.12.2000 N 268-О и постановление от 03.07.2001 N 10-П не содержит.
Вместе с тем, выполнение Банком России функций государственной власти и наличие у него признаков органа государственной власти является недостаточным для применения им налоговой льготы по налогу на землю. Статус Банка России определен в Федеральном законе "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" и Конституции Российской Федерации, в которых отсутствует указание на то, что Банк России является органом государственной власти.
Таким образом, Центральный банк Российской Федерации не является органом государственной власти Российской Федерации, соответственно, подведомственные ему Главные управления Центрального банка Российской Федерации не имеют право на льготу по уплате земельного налога в соответствии со статьей 12 (пунктом 14) Закона Российской Федерации "О плате за землю", как органы государственной власти.
Банком России по настоящему делу факт владения земельным участком площадью 570 кв. м, а также правильность расчетов по земельному налогу и пени не оспариваются.
Арбитражным судом правомерно отказано в признании недействительным решения налогового органа от 13.07.2001 N 03-01/231.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 171, 174, 175 (пунктом 1), 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
постановил:
решение от 25.09.2001 и постановление апелляционной инстанции от 13.11.2001 Арбитражного суда Краснодарского края по делу N А32-12296/2001-34/382 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и обжалованию не подлежит.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)