Судебные решения, арбитраж
Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
от 21 апреля 2004 года Дело N А05-11523/03-9
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Хохлова Д.В., судей Бухарцева С.Н., Корпусовой О.А., при участии от открытого акционерного общества "Северянка" Полушина М.Л. (доверенность от 12.04.04), рассмотрев 19.04.04 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Архангельску на решение Арбитражного суда Архангельской области от 24.12.03 по делу N А05-11523/03-9 (судья Меньшикова И.А.),
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Северянка" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о признании недействительными решений Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Архангельску (далее - налоговая инспекция) от 07.10.03 N 16-23/20274 и N 16-23/20275 в части восстановления к уплате земельного налога за 2001 - 2003 годы.
Решением суда заявленные обществом требования удовлетворены.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить решение суда и отказать обществу в удовлетворении заявления. По мнению подателя жалобы, ставки земельного налога ежегодно увеличиваются, в связи с чем основания для принятия представленных заявителем уточненных деклараций отсутствуют.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит оставить решение суда без изменения.
В судебном заседании представитель общества возражал против удовлетворения кассационной жалобы.
Дело рассмотрено без участия представителей налоговой инспекции, надлежащим образом уведомленной о времени и месте судебного заседания.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Из материалов дела видно, что при расчете подлежащего уплате земельного налога за 2001 - 2003 годы общество последовательно применяло каждый из ежегодно вводимых соответствующими федеральными законами повышающих коэффициентов к налоговым ставкам, предусмотренным нормативным актом местного представительного органа.
Считая, что повышающие коэффициенты не изменяют налоговую ставку, а влияют лишь на порядок уплаты земельного налога в соответствующем году, общество обратилось в налоговый орган с заявлением о зачете излишне уплаченного в 2001 - 2003 годах земельного налога в счет предстоящих платежей по нему. Согласно уточненным декларациям земельный налог исчислен по ставке, установленной решением Архангельского городского совета депутатов от 24.12.98 N 337 "О ценовом зонировании территории муниципального образования "Город Архангельск", с применением поправочных коэффициентов "2" и "1,8" в 2002 и 2003 годах соответственно. В ходе камеральной проверки представленных обществом уточненных деклараций налоговый орган сделал вывод об отсутствии оснований для зачета.
Решениями от 07.10.03 N 16-23/20274 и N 16-23/20275 налоговая инспекция восстановила обществу к уплате 94021,2 руб. земельного налога за 2001, 178045,62 руб. - за 2002 и 422884 руб. - за 2003 годы.
Признавая оспариваемые решения налоговой инспекции недействительными, суд сделал ошибочный вывод о том, что повышающие коэффициенты не являются элементом налоговой ставки и не влияют на ее размер, в связи с чем у заявителя отсутствует обязанность последовательно применять указанные коэффициенты при расчете подлежащего уплате земельного налога в каждом последующем налоговом периоде.
В соответствии с пунктами 1, 2 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" земельный налог устанавливается законодательными актами Российской Федерации и взимается на всей ее территории. При этом конкретные ставки этих налогов определяются законодательными актами республик в составе Российской Федерации или решениями органов государственной власти краев, областей, автономной области, автономных округов, районов, городов и иных административно-территориальных образований, если иное не предусмотрено законодательным актом Российской Федерации.
Статьей 8 Закона Российской Федерации "О плате за землю" (далее - Закон о плате за землю) предусмотрено, что земельный налог за городские (поселковые) земли устанавливается на основе средних ставок. Средние ставки дифференцируются по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территории органами местного самоуправления городов. Границы зон определяются в соответствии с экономической оценкой территории и генеральными планами городов.
Согласно статье 3 Закона о плате за землю размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности собственников земли, землевладельцев, землепользователей и устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год. Ставки земельного налога пересматриваются в связи с изменением не зависящих от пользователя земли условий хозяйствования.
Ежегодно средние ставки земельного налога индексируются с учетом уровня инфляции. Статьей 15 Федерального закона от 22.02.99 N 36-ФЗ "О федеральном бюджете на 1999 год" предусмотрено, что ставки земельного налога, действовавшие в 1998 году, применяются в 1999 году с коэффициентом "2". В соответствии со статьей 18 Федерального закона от 31.12.99 N 227-ФЗ "О федеральном бюджете на 2000 год" ставки земельного налога, действовавшие в 1999 году, применяются для всех категорий земель с коэффициентом "1,2". Согласно статье 12 Федерального закона от 27.12.2000 N 150-ФЗ "О федеральном бюджете на 2001 год" ставки земельного налога, действовавшие в 2000 году, применяются в 2001 году для всех категорий земель. В статье 1 Федерального закона от 14.12.01 N 163-ФЗ "Об индексации ставок земельного налога" указано, что ставки земельного налога, действующие в 2001 году, применяются в 2002 году для всех категорий земель с коэффициентом "2". В силу статьи 7 Федерального закона от 24.07.02 N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации" действующие в 2002 году ставки земельного налога применяются в 2003 году с коэффициентом "1,8".
Из приведенных нормативных положений следует, что ставка земельного налога, на основании которой производится исчисление налога за конкретный налоговый период, представляет собой ставку, установленную местными представительными органами власти, увеличенную на поправочные коэффициенты предыдущих налоговых периодов и коэффициент, определенный соответствующим федеральным законом на текущий год, за который производится уплата налога в бюджет.
Таким образом, ставкой земельного налога в городе Архангельске в 2001 году являлась ставка, установленная нормативным актом представительного органа города Архангельска, увеличенная в 2,4 (2 х 1,2) раза, в 2002 году - в 4,8 (2 х 1,2 х 2), в 2003 году - в 5,76 (2 х 1,2 х 2 х 1,8).
При таких обстоятельствах вывод суда о невозможности последовательного увеличения ставок земельного налога, установленных нормативным актом представительного органа города Архангельска, на поправочные коэффициенты, предусмотренные соответствующими федеральными законами, не обоснован.
Принимая во внимание изложенное, кассационная инстанция считает, что налоговый орган правомерно восстановил обществу к уплате земельный налог за 2001 и 2003 годы, поэтому в удовлетворении этой части требований общества следует отказать.
Вместе с тем, учитывая правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в определении от 06.02.04 N 48-О, кассационная инстанция считает, что применение повышающих коэффициентов с начала 2002 года противоречит пункту 1 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации.
Федеральный закон от 14.12.01 N 163-ФЗ "Об индексации ставок земельного налога" официально опубликован 17.12.01, следовательно, введенный этим Законом поправочный коэффициент "2" подлежал применению с 01.02.02.
Расчет земельного налога за 2002 с применением поправочного коэффициента "2" с 01.02.02 в материалах дела отсутствует, в связи с чем дело в этой части подлежит направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении суду следует предложить сторонам произвести сверку расчетов по земельному налогу, уплаченному обществом в 2002 году, с учетом изложенных в настоящем судебном акте указаний, и принять по делу законное и обоснованное решение.
Руководствуясь статьей 286, пунктами 2, 3 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 24.12.03 по делу N А05-11523/03-9 в части признания недействительным решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Архангельску от 07.10.03 N 16-23/20275 о восстановлении к уплате земельного налога за 2001 и 2003 годы отменить.
В удовлетворении этой части заявления открытого акционерного общества "Северянка" отказать.
Решение Арбитражного суда Архангельской области от 24.12.03 по делу N А05-11523/03-9 в части признания недействительным решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Архангельску от 07.10.03 N 16-23/20274 о восстановлении к уплате земельного налога за 2002 год отменить.
Дело в этой части направить на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.
Председательствующий
ХОХЛОВ Д.В.
Судьи
БУХАРЦЕВ С.Н.
КОРПУСОВА О.А.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА ОТ 21.04.2004 N А05-11523/03-9
Разделы:Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 апреля 2004 года Дело N А05-11523/03-9
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Хохлова Д.В., судей Бухарцева С.Н., Корпусовой О.А., при участии от открытого акционерного общества "Северянка" Полушина М.Л. (доверенность от 12.04.04), рассмотрев 19.04.04 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Архангельску на решение Арбитражного суда Архангельской области от 24.12.03 по делу N А05-11523/03-9 (судья Меньшикова И.А.),
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Северянка" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о признании недействительными решений Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Архангельску (далее - налоговая инспекция) от 07.10.03 N 16-23/20274 и N 16-23/20275 в части восстановления к уплате земельного налога за 2001 - 2003 годы.
Решением суда заявленные обществом требования удовлетворены.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить решение суда и отказать обществу в удовлетворении заявления. По мнению подателя жалобы, ставки земельного налога ежегодно увеличиваются, в связи с чем основания для принятия представленных заявителем уточненных деклараций отсутствуют.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит оставить решение суда без изменения.
В судебном заседании представитель общества возражал против удовлетворения кассационной жалобы.
Дело рассмотрено без участия представителей налоговой инспекции, надлежащим образом уведомленной о времени и месте судебного заседания.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Из материалов дела видно, что при расчете подлежащего уплате земельного налога за 2001 - 2003 годы общество последовательно применяло каждый из ежегодно вводимых соответствующими федеральными законами повышающих коэффициентов к налоговым ставкам, предусмотренным нормативным актом местного представительного органа.
Считая, что повышающие коэффициенты не изменяют налоговую ставку, а влияют лишь на порядок уплаты земельного налога в соответствующем году, общество обратилось в налоговый орган с заявлением о зачете излишне уплаченного в 2001 - 2003 годах земельного налога в счет предстоящих платежей по нему. Согласно уточненным декларациям земельный налог исчислен по ставке, установленной решением Архангельского городского совета депутатов от 24.12.98 N 337 "О ценовом зонировании территории муниципального образования "Город Архангельск", с применением поправочных коэффициентов "2" и "1,8" в 2002 и 2003 годах соответственно. В ходе камеральной проверки представленных обществом уточненных деклараций налоговый орган сделал вывод об отсутствии оснований для зачета.
Решениями от 07.10.03 N 16-23/20274 и N 16-23/20275 налоговая инспекция восстановила обществу к уплате 94021,2 руб. земельного налога за 2001, 178045,62 руб. - за 2002 и 422884 руб. - за 2003 годы.
Признавая оспариваемые решения налоговой инспекции недействительными, суд сделал ошибочный вывод о том, что повышающие коэффициенты не являются элементом налоговой ставки и не влияют на ее размер, в связи с чем у заявителя отсутствует обязанность последовательно применять указанные коэффициенты при расчете подлежащего уплате земельного налога в каждом последующем налоговом периоде.
В соответствии с пунктами 1, 2 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" земельный налог устанавливается законодательными актами Российской Федерации и взимается на всей ее территории. При этом конкретные ставки этих налогов определяются законодательными актами республик в составе Российской Федерации или решениями органов государственной власти краев, областей, автономной области, автономных округов, районов, городов и иных административно-территориальных образований, если иное не предусмотрено законодательным актом Российской Федерации.
Статьей 8 Закона Российской Федерации "О плате за землю" (далее - Закон о плате за землю) предусмотрено, что земельный налог за городские (поселковые) земли устанавливается на основе средних ставок. Средние ставки дифференцируются по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территории органами местного самоуправления городов. Границы зон определяются в соответствии с экономической оценкой территории и генеральными планами городов.
Согласно статье 3 Закона о плате за землю размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности собственников земли, землевладельцев, землепользователей и устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год. Ставки земельного налога пересматриваются в связи с изменением не зависящих от пользователя земли условий хозяйствования.
Ежегодно средние ставки земельного налога индексируются с учетом уровня инфляции. Статьей 15 Федерального закона от 22.02.99 N 36-ФЗ "О федеральном бюджете на 1999 год" предусмотрено, что ставки земельного налога, действовавшие в 1998 году, применяются в 1999 году с коэффициентом "2". В соответствии со статьей 18 Федерального закона от 31.12.99 N 227-ФЗ "О федеральном бюджете на 2000 год" ставки земельного налога, действовавшие в 1999 году, применяются для всех категорий земель с коэффициентом "1,2". Согласно статье 12 Федерального закона от 27.12.2000 N 150-ФЗ "О федеральном бюджете на 2001 год" ставки земельного налога, действовавшие в 2000 году, применяются в 2001 году для всех категорий земель. В статье 1 Федерального закона от 14.12.01 N 163-ФЗ "Об индексации ставок земельного налога" указано, что ставки земельного налога, действующие в 2001 году, применяются в 2002 году для всех категорий земель с коэффициентом "2". В силу статьи 7 Федерального закона от 24.07.02 N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации" действующие в 2002 году ставки земельного налога применяются в 2003 году с коэффициентом "1,8".
Из приведенных нормативных положений следует, что ставка земельного налога, на основании которой производится исчисление налога за конкретный налоговый период, представляет собой ставку, установленную местными представительными органами власти, увеличенную на поправочные коэффициенты предыдущих налоговых периодов и коэффициент, определенный соответствующим федеральным законом на текущий год, за который производится уплата налога в бюджет.
Таким образом, ставкой земельного налога в городе Архангельске в 2001 году являлась ставка, установленная нормативным актом представительного органа города Архангельска, увеличенная в 2,4 (2 х 1,2) раза, в 2002 году - в 4,8 (2 х 1,2 х 2), в 2003 году - в 5,76 (2 х 1,2 х 2 х 1,8).
При таких обстоятельствах вывод суда о невозможности последовательного увеличения ставок земельного налога, установленных нормативным актом представительного органа города Архангельска, на поправочные коэффициенты, предусмотренные соответствующими федеральными законами, не обоснован.
Принимая во внимание изложенное, кассационная инстанция считает, что налоговый орган правомерно восстановил обществу к уплате земельный налог за 2001 и 2003 годы, поэтому в удовлетворении этой части требований общества следует отказать.
Вместе с тем, учитывая правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в определении от 06.02.04 N 48-О, кассационная инстанция считает, что применение повышающих коэффициентов с начала 2002 года противоречит пункту 1 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации.
Федеральный закон от 14.12.01 N 163-ФЗ "Об индексации ставок земельного налога" официально опубликован 17.12.01, следовательно, введенный этим Законом поправочный коэффициент "2" подлежал применению с 01.02.02.
Расчет земельного налога за 2002 с применением поправочного коэффициента "2" с 01.02.02 в материалах дела отсутствует, в связи с чем дело в этой части подлежит направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении суду следует предложить сторонам произвести сверку расчетов по земельному налогу, уплаченному обществом в 2002 году, с учетом изложенных в настоящем судебном акте указаний, и принять по делу законное и обоснованное решение.
Руководствуясь статьей 286, пунктами 2, 3 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 24.12.03 по делу N А05-11523/03-9 в части признания недействительным решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Архангельску от 07.10.03 N 16-23/20275 о восстановлении к уплате земельного налога за 2001 и 2003 годы отменить.
В удовлетворении этой части заявления открытого акционерного общества "Северянка" отказать.
Решение Арбитражного суда Архангельской области от 24.12.03 по делу N А05-11523/03-9 в части признания недействительным решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Архангельску от 07.10.03 N 16-23/20274 о восстановлении к уплате земельного налога за 2002 год отменить.
Дело в этой части направить на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.
Председательствующий
ХОХЛОВ Д.В.
Судьи
БУХАРЦЕВ С.Н.
КОРПУСОВА О.А.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)