Судебные решения, арбитраж
Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
от 4 октября 2001 года Дело N А56-12853/01
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Клириковой Т.В., судей Никитушкиной Л.Л., Пастуховой М.В., при участии от Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Невскому району Санкт-Петербурга Богруновой В.И. (доверенность от 24.09.2001 N 16/9023), от ОАО "ОЭВРЗ" Исаевой О.В. (доверенность от 08.02.2001 N 7615-12), Рогачевой В.В. (доверенность от 26.02.2001 N 7615-26), рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Невскому району Санкт-Петербурга на решение от 04.06.2001 (судья Жбанов В.Б.) и постановление апелляционной инстанции от 02.08.2001 (судьи Савицкая И.Г., Королева Т.В., Серикова И.А.) Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-12853/01,
Открытое акционерное общество "Октябрьский электровагоноремонтный завод" (далее - ОАО "ОЭВРЗ") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском об обязании Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Невскому району Санкт-Петербурга (далее - налоговая инспекция) произвести зачет суммы излишне уплаченного земельного налога за 2000 год.
Решением суда от 04.06.2001 исковые требования удовлетворены полностью.
Постановлением апелляционной инстанции от 02.08.2001 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить решение и постановление суда и принять новое решение, указывая на то, что при определении размера ставки земельного налога на 2000 год под ставкой, действовавшей в 1999 году, следует понимать ставку, рассчитанную с учетом коэффициента "2", предусмотренного Законом Российской Федерации "О федеральном бюджете на 1999 год".
В отзыве на кассационную жалобу ОАО "ОЭВРЗ" просит оставить решение и постановление суда без изменения.
В судебном заседании представитель налоговой инспекции поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе, а представители ОАО "ОЭВРЗ" - доводы, изложенные в отзыве на нее.
Законность решения и постановления проверена в кассационном порядке.
Как усматривается из материалов дела, ОАО "ОЭВРЗ" обратилось в налоговую инспекцию с заявлением от 02.04.2001 N 7515-43 о зачете суммы излишне уплаченного земельного налога за 2000 год. Налоговая инспекция зачет не произвела, считая, что излишне уплаченного налога не имеется.
В соответствии со статьей 8 Закона Российской Федерации "О плате за землю" налог за городские (поселковые) земли устанавливается на основе средних ставок, которые приведены в приложении к этому закону. Эти средние ставки дифференцируются по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территории органами местного самоуправления городов.
Согласно Закону Российской Федерации от 17 марта 1997 года "О внесении дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге в целях сохранения единства городского хозяйства предметы ведения находящихся на их территориях муниципальных образований, в том числе установленные федеральным законом объекты муниципальной собственности, источники доходов местных бюджетов определяются законами субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга.
Законом Санкт-Петербурга от 26.06.98 "О ставках земельного налога в Санкт-Петербурге" утверждены границы социально-экономических районов Санкт-Петербурга и ставки земельного налога по административным районам и зонам градостроительной ценности территорий. Для земель, занимаемых ОАО "ОЭВРЗ", ставка составила 6,345 рубля за квадратный метр в год. Законодательством Санкт-Петербурга указанные ставки в 1999 и 2000 годах не изменялись.
Однако статьей 15 Закона Российской Федерации "О федеральном бюджете на 1999 год" установлено, что ставки земельного налога, действовавшие в 1998 году, применяются в 1999 году с коэффициентом "2".
Согласно статье 18 Закона Российской Федерации "О федеральном бюджете на 2000 год" ставки земельного налога и арендной платы, действовавшие в 1999 году, применяются в 2000 году для всех категорий земель с коэффициентом "1,2".
ООО "ОЭВРЗ" заплатило земельный налог за 2000 год, применяя коэффициент "1,2" к действовавшей в 1999 году ставке земельного налога, рассчитанной с учетом коэффициента "2". Однако, считая сумму налога переплаченной, обратилась в суд с иском об обязании налоговой инспекции произвести зачет.
Удовлетворяя исковые требования, суды первой и апелляционной инстанций сослались на то, что ставки земельного налога установлены Законом Санкт-Петербурга, коэффициент не является ставкой налога, а следовательно, действовавший в 2000 году коэффициент "1,2" следует применять только к ставке, установленной в 1998 году Законом Санкт-Петербурга.
Однако в данном случае следует исходить из того, что в соответствии со статьей 3 Налогового кодекса Российской Федерации каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Элементы налогообложения установлены в статье 17 Налогового кодекса Российской Федерации. Такого понятия, как "коэффициент", к налоговой ставке Налоговым кодексом Российской Федерации не предусмотрено ни в пункте 1 этой статьи, где перечислены необходимые элементы налогообложения, ни в пункте 2, где указаны допустимые элементы.
В соответствии со статьей 52 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот. Такого отдельного понятия, как "коэффициент", не указано и в этом порядке.
Исследуя вопрос о том, что же на самом деле следует понимать в данном случае под словом "коэффициент", кассационная инстанция исходит из предусмотренных законодательными актами о налогах правилах установления налоговых ставок по местным налогам.
В соответствии со статьей 53 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая ставка представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы.
Согласно пункту 2 статьи 21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" земельный налог устанавливается законодательством Российской Федерации.
Как следует из статьи 17 Налогового кодекса Российской Федерации, налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, в том числе налоговая ставка.
Как было указано выше, Законом Российской Федерации "О плате за землю" установлены средние ставки. Поскольку установление налога входит в компетенцию федерального законодательства, Закон Российской Федерации "О федеральном бюджете на 1999 год", учитывая экономические процессы, предусмотрел соответствующие изменения налоговых ставок.
В соответствии с пунктом 2 статьи 21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" конкретные ставки земельного налога определяются законодательными актами республик в составе Российской Федерации или решениями органов государственной власти краев, областей, автономной области, автономных округов, районов, городов и иных административно-территориальных образований, если иное не предусмотрено законодательным актом Российской Федерации.
Налоговый кодекс Российской Федерации конкретизировал эту норму, указав в пункте 2 статьи 53, что налоговые ставки по региональным и местным налогам устанавливаются соответственно законами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления в пределах, установленных этим кодексом. В соответствии со статьей 5 Закона Российской Федерации "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" до введения в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации ссылки на положения кодекса в статье 53 приравниваются к ссылкам на Закон Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" и отдельные законы о налогах, устанавливающие порядок уплаты конкретных налогов.
То есть в данном случае следует исходить из того, что Закон Российской Федерации "О плате за землю", определяя средние ставки, установил пределы, в рамках которых субъекты Российской Федерации должны устанавливать конкретные налоговые ставки.
Закон Российской Федерации "О федеральном бюджете на 1999 год", установив коэффициент "2", изменил эти пределы. Соответственно увеличились конкретные налоговые ставки.
Это увеличение произведено федеральным законодателем в пределах своей компетенции в полном соответствии с пунктом 2 статьи 21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" и статьей 17 Налогового кодекса Российской Федерации.
Таким образом, данный коэффициент можно рассматривать только как принятый в рамках такого элемента налогообложения, как "налоговая ставка". Относить понятие коэффициента к какому-либо другому элементу налогообложения невозможно, оснований для неприменения его нет.
Довод суда апелляционной инстанции о том, что ставки земельного налога и коэффициенты к ним различаются законодателем, не основан на законе, так как в рамках налогового законодательства не предусмотрены никакие дополнительно увеличивающие бремя налогоплательщика коэффициенты, кроме возможности изменения налоговой ставки.
Таким образом, для ОАО "ОЭВРЗ" ставка земельного налога в 1999 году стала составлять не 6,345 рубля, как в 1998 году, а 12,690 рубля.
Следовательно, коэффициент, установленный на 2000 год, следовало применять именно к этой ставке, как к действовавшей в 1999 году.
Таким образом, налоговая инспекция правомерно отказала в зачете 2927830 рублей 50 копеек как излишне уплаченной за 2000 год суммы земельного налога в связи с отсутствием его переплаты.
Следовательно, решение и постановление суда следует отменить, а в удовлетворении исковых требований ООО "ОЭВРЗ" отказать.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 174 и пунктом 2 статьи 175 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
решение от 04.06.2001 и постановление апелляционной инстанции от 02.08.2001 Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-12853/01 отменить.
В иске открытому акционерному обществу "Октябрьский электровагоноремонтный завод" отказать.
Взыскать с открытого акционерного общества "Октябрьский электровагоноремонтный завод" 52478 рублей государственной пошлины за рассмотрение дела в судах первой, апелляционной и кассационной инстанций.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА ОТ 04.10.2001 N А56-12853/01
Разделы:Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 4 октября 2001 года Дело N А56-12853/01
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Клириковой Т.В., судей Никитушкиной Л.Л., Пастуховой М.В., при участии от Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Невскому району Санкт-Петербурга Богруновой В.И. (доверенность от 24.09.2001 N 16/9023), от ОАО "ОЭВРЗ" Исаевой О.В. (доверенность от 08.02.2001 N 7615-12), Рогачевой В.В. (доверенность от 26.02.2001 N 7615-26), рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Невскому району Санкт-Петербурга на решение от 04.06.2001 (судья Жбанов В.Б.) и постановление апелляционной инстанции от 02.08.2001 (судьи Савицкая И.Г., Королева Т.В., Серикова И.А.) Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-12853/01,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Октябрьский электровагоноремонтный завод" (далее - ОАО "ОЭВРЗ") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском об обязании Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Невскому району Санкт-Петербурга (далее - налоговая инспекция) произвести зачет суммы излишне уплаченного земельного налога за 2000 год.
Решением суда от 04.06.2001 исковые требования удовлетворены полностью.
Постановлением апелляционной инстанции от 02.08.2001 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить решение и постановление суда и принять новое решение, указывая на то, что при определении размера ставки земельного налога на 2000 год под ставкой, действовавшей в 1999 году, следует понимать ставку, рассчитанную с учетом коэффициента "2", предусмотренного Законом Российской Федерации "О федеральном бюджете на 1999 год".
В отзыве на кассационную жалобу ОАО "ОЭВРЗ" просит оставить решение и постановление суда без изменения.
В судебном заседании представитель налоговой инспекции поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе, а представители ОАО "ОЭВРЗ" - доводы, изложенные в отзыве на нее.
Законность решения и постановления проверена в кассационном порядке.
Как усматривается из материалов дела, ОАО "ОЭВРЗ" обратилось в налоговую инспекцию с заявлением от 02.04.2001 N 7515-43 о зачете суммы излишне уплаченного земельного налога за 2000 год. Налоговая инспекция зачет не произвела, считая, что излишне уплаченного налога не имеется.
В соответствии со статьей 8 Закона Российской Федерации "О плате за землю" налог за городские (поселковые) земли устанавливается на основе средних ставок, которые приведены в приложении к этому закону. Эти средние ставки дифференцируются по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территории органами местного самоуправления городов.
Согласно Закону Российской Федерации от 17 марта 1997 года "О внесении дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге в целях сохранения единства городского хозяйства предметы ведения находящихся на их территориях муниципальных образований, в том числе установленные федеральным законом объекты муниципальной собственности, источники доходов местных бюджетов определяются законами субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга.
Законом Санкт-Петербурга от 26.06.98 "О ставках земельного налога в Санкт-Петербурге" утверждены границы социально-экономических районов Санкт-Петербурга и ставки земельного налога по административным районам и зонам градостроительной ценности территорий. Для земель, занимаемых ОАО "ОЭВРЗ", ставка составила 6,345 рубля за квадратный метр в год. Законодательством Санкт-Петербурга указанные ставки в 1999 и 2000 годах не изменялись.
Однако статьей 15 Закона Российской Федерации "О федеральном бюджете на 1999 год" установлено, что ставки земельного налога, действовавшие в 1998 году, применяются в 1999 году с коэффициентом "2".
Согласно статье 18 Закона Российской Федерации "О федеральном бюджете на 2000 год" ставки земельного налога и арендной платы, действовавшие в 1999 году, применяются в 2000 году для всех категорий земель с коэффициентом "1,2".
ООО "ОЭВРЗ" заплатило земельный налог за 2000 год, применяя коэффициент "1,2" к действовавшей в 1999 году ставке земельного налога, рассчитанной с учетом коэффициента "2". Однако, считая сумму налога переплаченной, обратилась в суд с иском об обязании налоговой инспекции произвести зачет.
Удовлетворяя исковые требования, суды первой и апелляционной инстанций сослались на то, что ставки земельного налога установлены Законом Санкт-Петербурга, коэффициент не является ставкой налога, а следовательно, действовавший в 2000 году коэффициент "1,2" следует применять только к ставке, установленной в 1998 году Законом Санкт-Петербурга.
Однако в данном случае следует исходить из того, что в соответствии со статьей 3 Налогового кодекса Российской Федерации каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Элементы налогообложения установлены в статье 17 Налогового кодекса Российской Федерации. Такого понятия, как "коэффициент", к налоговой ставке Налоговым кодексом Российской Федерации не предусмотрено ни в пункте 1 этой статьи, где перечислены необходимые элементы налогообложения, ни в пункте 2, где указаны допустимые элементы.
В соответствии со статьей 52 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот. Такого отдельного понятия, как "коэффициент", не указано и в этом порядке.
Исследуя вопрос о том, что же на самом деле следует понимать в данном случае под словом "коэффициент", кассационная инстанция исходит из предусмотренных законодательными актами о налогах правилах установления налоговых ставок по местным налогам.
В соответствии со статьей 53 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая ставка представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы.
Согласно пункту 2 статьи 21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" земельный налог устанавливается законодательством Российской Федерации.
Как следует из статьи 17 Налогового кодекса Российской Федерации, налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, в том числе налоговая ставка.
Как было указано выше, Законом Российской Федерации "О плате за землю" установлены средние ставки. Поскольку установление налога входит в компетенцию федерального законодательства, Закон Российской Федерации "О федеральном бюджете на 1999 год", учитывая экономические процессы, предусмотрел соответствующие изменения налоговых ставок.
В соответствии с пунктом 2 статьи 21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" конкретные ставки земельного налога определяются законодательными актами республик в составе Российской Федерации или решениями органов государственной власти краев, областей, автономной области, автономных округов, районов, городов и иных административно-территориальных образований, если иное не предусмотрено законодательным актом Российской Федерации.
Налоговый кодекс Российской Федерации конкретизировал эту норму, указав в пункте 2 статьи 53, что налоговые ставки по региональным и местным налогам устанавливаются соответственно законами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления в пределах, установленных этим кодексом. В соответствии со статьей 5 Закона Российской Федерации "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" до введения в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации ссылки на положения кодекса в статье 53 приравниваются к ссылкам на Закон Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" и отдельные законы о налогах, устанавливающие порядок уплаты конкретных налогов.
То есть в данном случае следует исходить из того, что Закон Российской Федерации "О плате за землю", определяя средние ставки, установил пределы, в рамках которых субъекты Российской Федерации должны устанавливать конкретные налоговые ставки.
Закон Российской Федерации "О федеральном бюджете на 1999 год", установив коэффициент "2", изменил эти пределы. Соответственно увеличились конкретные налоговые ставки.
Это увеличение произведено федеральным законодателем в пределах своей компетенции в полном соответствии с пунктом 2 статьи 21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" и статьей 17 Налогового кодекса Российской Федерации.
Таким образом, данный коэффициент можно рассматривать только как принятый в рамках такого элемента налогообложения, как "налоговая ставка". Относить понятие коэффициента к какому-либо другому элементу налогообложения невозможно, оснований для неприменения его нет.
Довод суда апелляционной инстанции о том, что ставки земельного налога и коэффициенты к ним различаются законодателем, не основан на законе, так как в рамках налогового законодательства не предусмотрены никакие дополнительно увеличивающие бремя налогоплательщика коэффициенты, кроме возможности изменения налоговой ставки.
Таким образом, для ОАО "ОЭВРЗ" ставка земельного налога в 1999 году стала составлять не 6,345 рубля, как в 1998 году, а 12,690 рубля.
Следовательно, коэффициент, установленный на 2000 год, следовало применять именно к этой ставке, как к действовавшей в 1999 году.
Таким образом, налоговая инспекция правомерно отказала в зачете 2927830 рублей 50 копеек как излишне уплаченной за 2000 год суммы земельного налога в связи с отсутствием его переплаты.
Следовательно, решение и постановление суда следует отменить, а в удовлетворении исковых требований ООО "ОЭВРЗ" отказать.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 174 и пунктом 2 статьи 175 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 04.06.2001 и постановление апелляционной инстанции от 02.08.2001 Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-12853/01 отменить.
В иске открытому акционерному обществу "Октябрьский электровагоноремонтный завод" отказать.
Взыскать с открытого акционерного общества "Октябрьский электровагоноремонтный завод" 52478 рублей государственной пошлины за рассмотрение дела в судах первой, апелляционной и кассационной инстанций.
Председательствующий
КЛИРИКОВА Т.В.
Судьи
НИКИТУШКИНА Л.Л.
ПАСТУХОВА М.В.
КЛИРИКОВА Т.В.
Судьи
НИКИТУШКИНА Л.Л.
ПАСТУХОВА М.В.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)