Судебные решения, арбитраж
Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 05.03.09 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 13.03.09 г.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи Седова С.П.
судей: Птанской Е.А., Катунова В.И.
при ведении протокола судебного заседания председательствующим судьей Седовым С.П.
Рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 2
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 31.12.2008 г.
по делу N А40-48484/08-20-167, принятое судьей Бедрацкой А.В.
по иску (заявлению) ООО "Новатэк-Таркосаленефтегаз"
к МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 2
о признании частично недействительным решения и обязании произвести зачет
при участии в судебном заседании:
от истца (заявителя): Попова С.С. по дов. от 15.01.2009 г.
от ответчика (заинтересованного лица): Кузьмин Н.Л. по дов. от 11.01.2009 г. N 04-17/000048, Петухов А.Л. по дов. от 05.03.2009 г. N 04-17/006080
ООО "НОВАТЭК-ТАРКОСАЛЕНЕФТЕГАЗ" обратилось в арбитражный суд с заявлением МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 2 о признании недействительным решения от 28.04.2008 г. N 150/13 в части доначисления налога на добычу полезных ископаемых в размере 8.952.012 руб., пени в сумме 674.260,23 руб., штрафа в сумме 1.790.403 руб., наложения штрафа по налогу на прибыль в федеральный бюджет в сумме 267.967 руб., в бюджет субъекта в сумме 721.306 руб.; а также об обязании МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 2 произвести зачет суммы взысканных штрафов в счет предстоящих платежей по налогу на прибыль в федеральный бюджет в сумме 267.967 руб., в бюджет субъекта в сумме 721.306 руб.; обязании произвести зачет уплаченных сумм налога на добычу полезных ископаемых в размере 8.952.012 руб., пени в сумме 674.260,23 руб., штрафа в сумме 1.790.403 руб. в счет предстоящих платежей по налогу на добычу полезных ископаемых (с учетом уточнения требований в порядке ст. 49 АПК РФ).
Решением суда от 31.12.2008 г. заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым решением, заинтересованное лицо обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать, указывая на то, что судом при принятии решения неправильно применены нормы материального права.
Заявитель отзыв на апелляционную жалобу не представил, в судебном заседании апелляционной инстанции просил решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность принятого решения проверены апелляционной инстанцией в порядке ст. ст. 266, 268 АПК РФ.
Изучив представленные в деле доказательства, заслушав представителей сторон, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 2 проведена выездная налоговая проверка ООО "Новатэк-Таркосаленефтегаз" по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты сумм налогов и сборов за период с 01.01.2005 г. по 31.12.2005 г., по результатам котором составлен акт от 28.02.2008 г. N 069 и вынесено решение от 28.04.2008 г. N 150/13 "О привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения".
Указанным решением налогового органа в обжалуемой заявителем части, обществу доначислена сумма налога на добычу полезных ископаемых в размере 8.952.012 руб. по п. 3.1 мотивировочной части (п. 4.1 резолютивной части решения инспекции); начислена сумма пени за несвоевременное перечисление в бюджет суммы налога на добычу полезных ископаемых в размере 674.260,23 руб. за правонарушение указанное в п. 3.1 мотивировочной части (п. 3 резолютивной части решения инспекции); общество привлечено к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 НК РФ, в размере 1.790.403 руб. за правонарушение, указанное в п. 3.1 мотивировочной части (п. 1 резолютивной части решения), а также в размере 267.967 руб. и 721.306 руб. за правонарушение, указанное в п. 2.1 мотивировочной части (п. 1 резолютивной части решения, касающийся налога на прибыль организаций, подлежащего уплате в федеральный бюджет и бюджет субъекта РФ).
Из решения налогового органа следует, что инспекция в ходе проверки выявила занижение количества добытого газового конденсата, подлежащего налогообложению за сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь 2005 года. Вместе с тем, в декларациях по НДПИ за 2005 г. налогоплательщик облагал по ставке 0% в течение всего года общий объем добытого конденсата в части количества технологических потерь. Доначисления были произведены по основанию о неправомерности применения ставки 0% в отношении нормативных потерь при добыче газового конденсата за сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь 2005 года.
В обоснование своей позиции налоговый орган указывает на следующие обстоятельства.
В соответствии со ст. 334 НК РФ заявитель является плательщиком налога на добычу полезных ископаемых.
На основании пп. 1 п. 1 ст. 336 НК РФ объектом налогообложения налогом на добычу полезных ископаемых признаются полезные ископаемые, добытые на территории Российской Федерации на участке недр, представленном налогоплательщику в пользование в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно пп. 3 п. 2 ст. 337 НК РФ добытым полезным ископаемым для целей налогообложения НДПИ признавался (до 01.09.2005 года) газовый конденсат из всех видов месторождений углеводородного сырья, прошедший операции по сепарации, обезвоживанию, отделению легких фракций и прочих примесей. С 01.09.2005 года добытым полезным ископаемым признается газовый конденсат из всех видов месторождений углеводородного сырья, прошедший технологию промысловой подготовки в соответствии с техническим проектом разработки месторождения до направления его на переработку.
Данные положения были установлены Федеральным законом от 21.07.2005 г. N 07-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу некоторых положений законодательных актов Российской Федерации". Положения Закона, касающиеся статьи 337 НК РФ распространяются на правоотношения, возникшие с 01 января 2004 года (для газового конденсата, добытого (в случае с ООО "Новатэк-Таркосаленефтегаз") из нефтегазоконденсатных месторождений) без проведения перерасчетов с бюджетом.
В соответствии с п. 1 ст. 338 НК РФ налоговая база определяется налогоплательщиком самостоятельно в отношении каждого добытого полезного ископаемого.
Согласно п. 2 ст. 338 НК РФ налоговая база определяется как стоимость добытых полезных ископаемых, за исключением попутного газа и газа горючего природного из всех видов месторождений углеводородного сырья. Стоимость добытых полезных ископаемых определяется в соответствии со статьей 340 НК РФ.
На основании пп. 2 п. 1 ст. 340 НК РФ заявитель определял стоимость добытого полезного ископаемого, исходя из сложившихся у налогоплательщика за соответствующий налоговый период цен реализации добытого полезного ископаемого.
В ходе налоговой проверки установлено, что в декларациях по НДПИ за 2005 год, общество облагало по ставке 0% в течение всего года общий объем добытого конденсата в части количества технологических потерь. С января по август включительно не включалось в объем добытого конденсата также количество ШФЛУ (широкая фракция легких углеводородов), выделяемых из нестабильного газового конденсата в процессе его стабилизации, так как в этот период объектом налогообложения, согласно НК РФ выступал стабильный газовый конденсат, а ШФЛУ попадала в расчетную базу по НДПИ в составе газа горючего природного.
На основании п. 1 ст. 339 НК РФ количество добытого полезного ископаемого определяется налогоплательщиком самостоятельно. В зависимости добытого полезного ископаемого его количество определяется в единицах массы или объема.
Также в соответствии с п. 7 ст. 339 НК РФ, согласно которому применяемый налогоплательщиком метод определения количества добытого полезного ископаемого подлежит утверждению в учетной политике плательщика для целей налогообложения и применяется плательщиком в течение всей деятельности по добыче полезного ископаемого. Метод определения количества добытого полезного ископаемого, примененный налогоплательщиком, подлежит изменению только в случае внесения изменений в технический проект разработки месторождения полезных ископаемых в связи с изменением применяемой технологии добычи полезных ископаемых.
При определении количества добытого в налоговом периоде полезного ископаемого учитывается, если иное не предусмотрено пунктом 8 настоящей статьи, полезное ископаемое, в отношении которого в налоговом периоде завершен комплекс технологических операций (процессов) по добыче (извлечению) полезного ископаемого из недр (отходов, потерь).
Вместе с тем, при разработке месторождения полезного ископаемого в соответствии с лицензией (разрешением) на добычу полезного ископаемого учитывается весь комплекс технологических операций (процессов), предусмотренных техническим проектом разработки месторождения полезного ископаемого.
При определении количества добытого полезного ископаемого плательщиком учитывается полезное ископаемое, в отношении которого в налоговом периоде завершен комплекс технологических операций по добыче, предусмотренный техническим проектом разработки месторождения.
Согласно учетной политике Общества, утвержденной приказом генерального директора от 10.01.2005 г. N 5а, количество добытого полезного ископаемого определяется прямым методом.
В соответствии с п. 3 ст. 339 НК РФ, при применении прямого метода определения количества добытого полезного ископаемого фактическими потерями полезного ископаемого признается разница между расчетным количеством полезного ископаемого, на которое уменьшаются запасы полезного ископаемого, и количеством фактически добытого полезного ископаемого, определяемым по завершении полного технологического цикла по добыче полезного ископаемого. Фактические потери полезного ископаемого учитываются и при определении количества добытого полезного ископаемого в том налоговом периоде, в котором производилось их измерение, в размере, определенном по итогам произведенных измерений.
Из изложенного следует, что количество добытого полезного ископаемого определяется прямым методом. Прямой метод - это определение количества добытого полезного ископаемого путем применения измерительных средств и свойств.
Как установлено проверкой, в проверяемом периоде общество включительно с января по август 2005 года использовало расчетный (косвенный) метод определения количества полезного ископаемого - стабильного газового конденсата в общем объеме добытого деэтанизированного газового конденсата.
Инспекция указывает на то, что количество потерь газового конденсата определялось также расчетным (косвенным) методом в течение всего проверяемого периода, с января по декабрь. Данный способ определения количества полезного ископаемого противоречит положению об учетной политике предприятия для целей налогообложения, согласно которому в соответствии со ст. 339 НК РФ количество конденсата должно было определяться прямым методом, посредством применения систем коммерческого учета полезных ископаемых с учетом фактических потерь.
Согласно абз. 2 п. 2 ст. 339 НК РФ применяемый налогоплательщиком метод определения количества добытого полезного ископаемого подлежит утверждению в учетной политике налогоплательщика для целей налогообложения и применяется налогоплательщиком в течение всей деятельности по добыче полезного ископаемого. Метод определения количества добытого полезного ископаемого, утвержденный налогоплательщиком, подлежит изменению только в случае внесения изменений в технический проект разработки месторождения полезных ископаемых в связи с изменением применяемой технологии добычи полезных ископаемых.
Статьей 342 НК РФ предусмотрены ставки, применяемые при исчислении НДПИ. Согласно пп. 1 п. 1 указанной статьи, налогообложение при добыче полезных ископаемых в части нормативных потерь полезных ископаемых производится по налоговой ставке 0 процентов.
Нормативными потерями полезных ископаемых в целях главы 26 НК РФ признаются фактические потери полезных ископаемых при их добыче, технологически связанные с принятой схемой и технологией разработки месторождения, в пределах нормативов потерь, утверждаемых в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2001 г. N 921 определены Правила утверждения нормативов потерь добытого полезного ископаемого.
Согласно п. 5 Правил нормативы потерь углеводородного сырья, в том числе связанных с обустройством месторождения, ежегодно утверждаются Министерством энергетики Российской Федерации по согласованию с Министерством природных ресурсов Российской Федерации и Федеральным пробирным и промышленным надзором России.
В соответствии пп. 1 п. 1 ст. 342 НК РФ нормативными потерями полезных ископаемых признаются фактические потери полезных ископаемых при добыче, технологически связанные с принятой схемой и технологией разработки месторождения, в пределах нормативов потерь, утверждаемых в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Согласно нормативам технологических потерь при добыче полезных ископаемых, утвержденных Министерством промышленности и энергетики Российской Федерации от 06.06.2005, которые были согласованы с Министерством природных ресурсов Российской Федерации в Письмах от 19.01.2005 N АТ-58/32-265, от 04.03.2005 N 11-32/1636, от 11.03.2005 N 11/1795, от 05.05.2005 N 11-32/3757, Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору в Письмах от 21.01.2005 N 11-10/106, от 10.03.2005 N 11-10/605, от 14.04.2005 N 11-10/1049, для целей налогообложения НДПИ нормативы установлены для стабильного газового конденсата.
Утвержденный первым заместителем Министра энергетики РФ перечень охватывает потери, возникающие на всех этапах технологического процесса, предусмотренных технологическим проектом разработки месторождения, то есть, начиная с добычи и заканчивая доведением газового конденсата до стабильного газового конденсата.
Однако в 2005 году Федеральным законом от 21.07.2005 N 107-ФЗ внесены изменения в 26 главу НК РФ. В соответствии с данными изменениями, начиная с сентября 2005 года, объектом налогообложения в целях НДПИ признается газовый конденсат из всех видов месторождений углеводородного, сырья, прошедший технологию промысловой подготовки в соответствии с техническим проектом разработки месторождения до направления его на переработку. Для целей налогообложения переработкой газового конденсата является отделение гелия, сернистых и других компонентов и примесей при их наличии, получение стабильного конденсата, широкой фракции легких углеводородов и продуктов их переработки.
Таким образом, по мнению налогового органа, общество имеет право на применение налоговой ставки 0% только в отношении фактических потерь добытого полезного ископаемого, осуществленных в пределах утвержденных нормативов технологических потерь добыче полезных ископаемых, утвержденных Министерством промышленности и энергетики Российской Федерации, то есть для стабильного газового конденсата.
При отсутствии утвержденных в установленном порядке нормативов потерь, все фактические потери полезных ископаемых относятся к сверхнормативным до утверждения нормативов потерь (п. 4 Постановления Правительства от 29.12.2001 N 921).
Следовательно, по мнению инспекции, все фактические потери добытого полезного ископаемого, осуществленные сверх утвержденных нормативов, облагаются налогом на добычу полезных ископаемых по общеустановленной налоговой ставке.
Согласно п. 8.2.1. Анализа разработки газоконденсатных залежей Восточно-Таркосалинского месторождения, утвержденного Генеральным директором ОАО НК "Таркосаленефтегаз" В.И. Гиря в 2005 году, продукция газоконденсатных скважин после ЗПА подается в сепаратор первой ступени С-1. Отсепарированный газ из С-1 подается в теплообменник Т-1 для охлаждения осушенным газом из низкотемпературных сепараторов. Предварительно охлажденный газ после Т-1 направляется в эжектор, с помощью которого подсасывается газ дегазации стабильного конденсата. Одновременно эжектор выполняет функции дросселя.
Охлажденный в эжекторе в результате дросселирования газ направляется в низкотемпературный сепаратор С-2. Отсепарированный осушенный газ из С-2 дается в теплообменник Т-1, где нагревается теплом газа из С-1. Нагретый осушенный газ направляется на замерную установку, после которой подается по системе межпромыслового транспорта на Семанскую УКПГ (установка комплексной подготовки газа) Восточно-Таркосалинского месторождения и далее; совместно с осушенным газом семанских залежей направляется в систему магистральных газопроводов ООО "Сургутгазпром".
Нестабильный конденсат (НК) из сепараторов С-1 и С-2 подается в обобщенный разделитель Р-1. Перед разделением Р-1 НК дросселируется. В Р-1 исходит сброс подтоварной метанольной воды и частичная дегазация НК. Газ дегазации из Р-1 подаются в эжектор 3-1 для подсоса в поток газа, направляемого в С-2. ВМР (водометанольный раствор) из Р-1 направляется на утилизацию. НК из разделителя Р-1 направляется на насосную станцию "Панкрит", где частично дегазируется (по временной схеме), смешивается с нефтью с КСП и поступает в конденсатопровод Уренгой - Сургут с целью транспорта на Сургутский ЗСК для стабилизации и переработки.
Таким образом, процесс добычи нестабильного газового конденсата заканчивается на данной стадии, так как после вышеуказанной схемы нестабильный конденсат передается для стабилизации и переработки.
Кроме того, налоговый орган ссылается на то, что из представленных в ходе налоговой проверки справок об объемах добычи углеводородного сырья за 2005 год помесячно невозможно установить количество потерь, приходящееся на нестабильный газовый конденсат, что подтверждает доводы инспекции о том, что обществом применялись нормативы технологических потерь, утвержденные Министерством промышленности и энергетики Российской Федерации для ОАО "НК Таркосаленефтегаз" по Восточно-Таркосалинскому НГКМ и Ханчейскому ГКМ стабильного газового конденсата. В расшифровке строки справки об объеме 8 по добыче нестабильного деэтанизированного газового конденсата Обществом указываются технологические потери конденсата C5+ (стабильный газовый конденсат).
С учетом вышеизложенного, налоговый орган пришел к выводу о том, что общество должно было признавать для целей налогообложения НДПИ по ставке 0% количество законодательно утвержденных нормативных потерь газового конденсата для нестабильного газового конденсата, однако таких нормативов для ООО "Новатэк-Таркосаленефтегаз" утверждено не было, доводы налогоплательщика являются необоснованными, так как законодательство определило для целей налогообложения НДПИ полезное ископаемое нестабильный газовый конденсат согласно технологическому проекту разработки месторождений ООО "Новатэк-Таркосаленефтегаз".
Исследовав и оценив, представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимной связи, суд апелляционной инстанции считает, что решение налогового органа в обжалуемой части является незаконным, а требования заявителя подлежат удовлетворению.
Статьей 342 НК РФ предусмотрены ставки, применяемые при исчислении НДПИ, в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 342 НК РФ налогообложение при добыче полезных ископаемых в части нормативных потерь полезных ископаемых производится по налоговой ставке 0 процентов.
В целях главы 26 НК РФ нормативными потерями полезных ископаемых признаются фактические потери полезных ископаемых при добыче, технологически связанные с принятой схемой и технологией разработки месторождения, в пределах нормативов потерь, утверждаемых в порядке, определяемом Правительством РФ (пп. 1 п. 1 ст. 342 НК РФ). Порядок утверждения нормативов потерь установлен в "Правилах утверждения нормативов потерь полезных ископаемых при добыче, технологически связанных с принятой схемой и технологией разработки месторождения" (утв. Постановлением Правительства РФ от 29.12.2001 г. N 921, с изменениями, утв. Постановлением N 76 от 05.02.2007 г.). Согласно п. 5 Правил, "нормативы потерь углеводородного сырья, в том числе связанных с обустройством месторождения, ежегодно утверждаются Министерством промышленности и энергетики Российской Федерации по согласованию с Министерством природных ресурсов Российской Федерации и Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору".
Заявитель в установленном законом порядке получил соответствующие нормативы, так, нормативы технологических потерь на 2005 год для Восточно-Таркосалинского и Ханчейского НГКМ были утверждены Министерством промышленности и энергетики Российской Федерации от 06.06.2005 г., согласованы Министерством природных ресурсов Российской Федерации в Письмах от 19.01.2005 N АТ-58/32-265, от 04.03.2005 N 11-32/1636, от 11.03.2005 N 11-32/1795, от 05.05.2005 N 11-32/3757, Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору в Письмах от 21.01.2005 N 11-10/106, от 10.03.2005 N 11-10/605, от 14.04.2005 N 11-10/1049.
Изменение объекта налогообложения произошло не вследствие изменения технологической схемы разработки месторождения, технологического процесса или химического состава сырья, а вследствие изменения действующего налогового законодательства по инициативе законодательной власти.
Однако, в связи с изменением законодательства, фактические потери полезного ископаемого в процессе добычи не изменились, следовательно, и Нормативы технологических потерь на 2005 год для ООО "НОВАТЭК-ТАРКОСАЛЕНЕФТЕГАЗ", утв. Минпромэнерго РФ от 06.06.2005 - продолжали действовать, так как были разработаны и утверждены именно в связи со спецификой технологического процесса добычи, и технологической схемы разработки месторождения заявителя.
Налоговым органом указано на то, что применение нормативов с января по август 2005 г. было правомерно, однако на период с сентября по декабрь налогоплательщик должен был утвердить новые нормативы технологических потерь. Данное утверждение инспекции является несостоятельным ввиду отсутствия каких-либо нормативно-правовых актов, обязывающих налогоплательщика утвердить новые нормативы, в связи изменением налогового законодательства.
Заявитель обратился Министерство промышленности и энергетики РФ с запросом, являются ли потери, технологически связанные с принятой схемой разработки месторождения (заявителя), подтвержденные для газа природного и газового конденсата (C5+высш.) - потерями, возникающими при добыче нестабильного деэтанизированного газового конденсата (исх. N 42-М от 07.05.2008 г.). От Министерства был получен ответ (исх. N 07-2484 от 16.05.2008 г.) о том, что в ситуации с заявителем, нормативными потерями нестабильного деэтанизированного газового конденсата являются потери при добыче в пределах нормативов, утверждаемых ежегодно Министерством промышленности и энергетики РФ в соответствии с Постановлением Правительства от 29.12.2001 г. N 921.
Таким образом, государственный орган, утверждающий нормативы технологических потерь при добыче углеводородного сырья, подтвердил позицию и выводы заявителя, учитывая изменения в НК РФ, внесенные ФЗ от 21.07.2005 г. N 107-ФЗ.
В соответствии со ст. 339 НК РФ прямой метод расчета - это определение количества добытого полезного ископаемого путем применения измерительных средств и устройств.
Как указывает заявитель, за период выездной налоговой проверки инспекцией было направлено 13 требований о предоставлении документов, из запрошенных налоговым органом документов не представлялось возможным сделать вывод о применении метода определения количества добытого полезного ископаемого. В решении инспекции N 150/13 от 28.04.2008 г. (стр. 10, 11, 12) отсутствует документальное обоснование и соответствующие ссылки, подтверждающие позицию инспекции о применении косвенного метода, что противоречит п. 8 ст. 101 НК РФ, согласно которой, в решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения излагаются обстоятельства совершенного привлекаемым к ответственности лицом налогового правонарушения так, как они установлены проведенной проверкой, со ссылкой на документы и иные сведения, подтверждающие указанные обстоятельства.
Кроме того, согласно проекту освоения месторождений, проектов УНТС, УДК и технологических регламентов эксплуатации объектов, Обществом применялся прямой метод учета добытого полезного ископаемого, поскольку указанными документами предусмотрено наличие измерительных приборов, при помощи которых производятся замеры количества добытого полезного ископаемого.
Инспекция, обосновывая свою позицию, ссылается на п. 8.2. Анализа разработки газоконденсатных залежей ВТСМ, однако, данный документ не отражает действующую технологию промысловой подготовки, поскольку документ представляет собой именно геологический анализ с точки зрения геологического строения газоконденсатных залежей для целей определения стратегии разработки залежей. Анализ разработки, наряду с другими документами положен в основу Технического проекта разработки Восточно-Таркосалинского месторождения (разработан ООО "ТЮМЕННИИГИПРОГАЗ", утв. Генеральным директором ООО "НОВАТЭК-ТАРКОСАЛЕНЕФТЕГАЗ" В.И. Гиря в 2005 г.), который является основным документом, отражающим технологию добычи полезных ископаемых на ВТСМ. ("Проект..." введение стр. 24 - 25).
Согласно раздела 8 (стр. 8 - 4 - 8 - 22) Проекта, продукция газоконденсатных скважин (пластовая жидкость - смесь жидких и газообразных углеводородов, содержащаяся в пласте) поступает через ЗПА (запорно-предохранительную арматуру) в цех переработки УНТС (установку низкотемпературной сепарации), в котором происходит дегазация, то есть частичное отделение части газа (C1, C2, C3, C4) (схема - стр. 8 - 15, 8 - 17 Проекта). Впоследствии газ направляется на замерную установку и далее на реализацию. Оставшаяся после отделения газа смесь подается в УДК (Установка деэтанизации конденсата), где происходит дополнительное разделение вещества на газ и жидкую составляющую (дополнительная дегазация). На УДК на узле коммерческого учета происходят замеры полученного вещества. Полученное в итоге вещество является добытым полезным ископаемым - нестабильным газовым конденсатом, прошедшим, согласно Техническому проекту разработки Восточно-Таркосалинского месторождения, технологию промысловой подготовки. Данное полезное ископаемое является нестабильным конденсатом, поскольку все еще имеет в своем составе помимо C5+ (жидкость, стабильный газовый конденсат) также газовую составляющую C1, C2, C3, C4.
Наличие замерных установок подтверждается следующими документами: экспликацией: УНТС. Обустройство конденсатного промысла ВТСМ (под N 19 обозначен Коммерческий узел учета деэтанизированного конденсата. Экспликация выполнена к пояснительной записке проекта ТЭО Обустройство Восточно-Таркосалинского и Ханчейского газоконденсатных месторождений. ВТСМ. Книга 1. Шифр 4038; рабочим проектом "Автоматизированный узел коммерческого учета деэтанизированного газового конденсата ВТСМ (АУКУДГК)" книга 1; рабочим проектом "Автоматизированный узел коммерческого учета деэтанизированного газового конденсата ВТСМ (АУКУДГК)" книга 2.
Заявителем также пояснено, что газовый конденсат представляет собой бесцветную или слабоокрашенную жидкость (смесь жидких углеводородов), выделенную из природного газа при сниженном давлении и (или) температуры. При разработке газоконденсатных месторождений давление снижается, и из газа выделяется сырой (нестабильный) конденсат, содержащий, в отличие от стабильного, наряду с углеводородами C5+ (жидкость) растворенные газы метан-бутановой фракции (C1, C2, C3, C4). Стабильный газовый конденсат (C5+) является продуктом переработки природного газа и нестабильного газового конденсата.
В рабочих проектах дано подробное описание комплекса технических средств (структура, состав, функции, режим работы), применяемых на узле коммерческого учета.
В книге 1 рабочего проекта Автоматизированный узел коммерческого учета деэтанизированного газового конденсата ВТСМ, на принципиальной технологической схеме автоматизированного узла учета обозначены технические средства - массовые расходомеры под номерами 303 FT, 304 FT, 307 FT, 308 FT, пояснения по типу и марке даны в спецификации оборудования. Счетчики - массовые расходомеры модели CMF предназначены для измерения массы и объема количества жидкости и газа. Счетчик состоит из самого датчика массового расхода (CMF 300) и измерительного преобразователя (RFT 9739)- который обеспечивает обработку сигналов датчика. Соответствие установленных счетчиков требованием нормативной документации, действующей в России, а также годность к применению подтверждается следующими документами: сертификатом об утверждении типов измерений N 11302 от 10.12.01 г.; разрешением на применение N РРС 04-5120; свидетельством о поверке N 420014-05 от 11.05.05 г.; свидетельством о поверке N 419014-05 от 11.05.05 г.; свидетельством о поверке N 418014-05 от 11.05.05 г.; свидетельством о поверке N 417014-05 от 11.05.05 г.; свидетельством о поверке N 316/01 от 24.04.08 г.; протоколом N 316(А); свидетельством о поверке N 317/01 от 24.04.08 г.; протоколом N 317(А); свидетельством о поверке N 318/01 от 24.04.08 г.; протоколом N 318(А); свидетельством о поверке N 319/01 от 24.04.08 г.; протоколом N 319(А).
Таким образом, автоматизированный узел коммерческого учета деэтанизированного газового конденсата обеспечивает автоматическое измерение количества конденсата в следующих единицах: объема - куб. м и массы - т (подробное описание порядка измерений представлено на стр. 8 - 9 п. 2.3.2. - 2.3.9 АУКУДГК книга 1).
Впоследствии по показателям данных технических средств составляются ежедневные сводки по добыче, данные сводок формируются в ежемесячные отчеты, далее формируются справки об объемах добычи помесячно, на основе этих данных Обществом рассчитывается и уплачивается налог НДПИ.
Таким образом, суд апелляционной инстанции считает, что доводы налогового органа о применении Обществом косвенного метода определения добытого Полезного ископаемого, являются необоснованными и опровергаются представленными в материалы дела доказательствами.
Учитывая позицию Минпромэнерго РФ, изложенную в Письме N 07-2484 от 16.05.2008 г., суд апелляционной инстанции считает, что инспекция не вправе требовать от Общества утверждения новых потерь на нестабильный газовый конденсат.
Кроме того, на основании п. 6 "Правил утверждения нормативов потерь полезных ископаемых при добыче, технологически связанных с принятой схемой и технологией разработки месторождения" (утв. Постановлением Правительства РФ от 29.12.2001 г. N 921) для месторождений, которые содержат несколько видов полезных ископаемых, нормативы потерь утверждаются по каждому виду полезных ископаемых, имеющему промышленное значение и числящемуся на государственном балансе запасов полезных ископаемых.
В соответствии со статьей 31 Закона от 21.02.1992 г. N 2395-1 "О недрах" с целью учета состояния минерально-сырьевой базы ведется государственный баланс запасов полезных ископаемых, который должен содержать сведения о количестве, качестве и степени изученности запасов каждого вида полезных ископаемых по месторождениям, имеющим промышленное значение, об их размещении, о степени промышленного освоения, добыче, потерях, и об обеспеченности промышленности разведанными запасами полезных ископаемых на основе классификации запасов полезных ископаемых, которая утверждается в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации. Постановка запасов полезных ископаемых на государственный баланс и их списание с государственного баланса осуществляются в Порядке, установленном федеральным органом управления государственным фондом недр по согласованию с органами государственного горного надзора.
Применительно к Восточно-Таркосалинскому месторождению на государственном балансе запасов полезных ископаемых РФ по состоянию на 01.01.05 г. числятся, геологические/извлекаемые запасы конденсата C5+ (письмо исх. от 03.12.08 г. N ср-15/2592". Следовательно, согласно п. 6 "Правил утверждения нормативов потерь нормативы для Общества правомерно были утверждены и подтверждены в Письме Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации исх. N 07-2484 от 16.05.08 г.) нормативы потерь по видам для газа и газового конденсата C5+.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает неправомерным вывод налогового органа о недопустимости применения заявителем утвержденных на 2005 год нормативов потерь газового конденсата при добыче за период сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь 2005 года.
Таким образом, обжалуемое решение инспекции в части доначисления налога на добычу полезных ископаемых в размере 8.952.012 руб., пени в сумме 674.260,23 руб., штрафа в сумме 1.790.403 руб. является незаконным.
Кроме того, привлекая заявителя к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ в виде штрафа в размере 1.790.403 руб. за неуплату налога на добычу полезных ископаемых, инспекцией не учтено, что на момент наступления срока уплаты налога на добычу полезных ископаемых за спорные периоды (сентябрь - декабрь 2005 г.) у заявителя имелась переплата по данному налогу в сумме 60.050.284,43 руб., то есть превышающая сумму того же налога, заниженной в последующем периоде и подлежащей уплате в тот же бюджет. Указанная переплата не была ранее зачтена в счет иных задолженностей по данному налогу.
Наличие указанной переплаты по налогу на добычу полезных ископаемых подтверждается актом сверки N 821 от 28.03.2006 г. (за период с 28.03.2005 г. по 31.12.2005 г.).
Согласно п. 1 ст. 122 НК РФ, неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора) в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога (сбора) или других неправомерных действий (бездействия) влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от неуплаченной суммы налога (сбора).
В соответствии с п. 42 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 г. N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации", при применении статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации судам необходимо иметь в виду, что неуплата или неполная уплата сумм налога означает возникновение у налогоплательщика задолженности перед соответствующим бюджетом по уплате конкретного налога в результате совершения указанных в данной статье деяний (действий или бездействия). В связи с этим, если в предыдущем периоде у налогоплательщика имеется переплата определенного налога, которая перекрывает или равна сумме того же налога, заниженной в последующем периоде и подлежащей уплате в тот же бюджет, и указанная переплата не была ранее зачтена в счет иных задолженностей по данному налогу, состав правонарушения, предусмотренный статьей 122 НК РФ, отсутствует, поскольку занижение суммы налога не привело к возникновению задолженности перед бюджетом в части уплаты конкретного налога.
В соответствии со п. 1 ст. 285 НК РФ, налоговым периодом по налогу на прибыль признается календарный год. Согласно ст. 287 НК РФ, налог, подлежащий уплате по истечении налогового периода, уплачивается не позднее срока, установленного для подачи налоговых деклараций за соответствующий налоговый период статьей 289 НК РФ, то есть не позднее 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Задолженность по налогу на прибыль по сроку уплаты 28.03.2006 г. составила 1.339.837 руб. в федеральный бюджет и 3.607.253 руб. в бюджет субъекта. В то же время, за период с 28.03.2005 г. по 31.12.2005 г. переплата по налогу на прибыль в федеральный бюджет составила 16.511.246,03 руб., переплата в бюджет субъекта федерации составила 40.819.274,72 руб.
По состоянию на 01.04.2006 г. переплата по налогу на прибыль в федеральный бюджет составила 9.938.868,24 руб., переплата в бюджет субъекта федерации составила 22.926.927,25 руб., имеющаяся переплата по налогу на прибыль подтверждается актами сверки N 809 от 28.03.2006 г., N 810 от 28.03.2006 г., N 87 от 13.04.2006 г.
Таким образом, инспекцией не учтено, что на момент наступления срока уплаты налога на прибыль у заявителя имелась переплата по данному налогу в сумме превышающей сумму того же налога, заниженной в последующем периоде и подлежащей уплате в тот же бюджет, и указанная переплата не была ранее зачтена в счет иных задолженностей по данному налогу.
Учитывая изложенное, у налогового органа отсутствовали также основания для привлечения заявителя к ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ за неуплату налога на прибыль в виде взыскания штрафа в федеральный бюджет в сумме 267.967 руб., в бюджет субъекта в сумме 721.306 руб.
Вместе с тем, с учетом уточнения заявленных требований, заявитель просит обязать МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 2 произвести зачет суммы взысканных штрафов в счет предстоящих платежей ООО "НОВАТЭК-ТАРКОСАЛЕНЕФТЕГАЗ" по налогу на прибыль в федеральный бюджет в сумме 267.967 руб., в бюджет субъекта в сумме 721.306 руб., а также обязать произвести зачет уплаченных сумм налога на добычу полезных ископаемых в размере 8.952.012 руб., пени в сумме 674.260,23 руб., штрафа в сумме 1.790.403 руб. в счет предстоящих платежей ООО "НОВАТЭК-ТАРКОСАЛЕНЕФТЕГАЗ" по налогу на добычу полезных ископаемых.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает, что анализ представленных в деле доказательств свидетельствует о том, что решение налогового органа в обжалуемой части является незаконным, нарушает права и законные интересы налогоплательщикам, в связи с чем подлежит признанию недействительным, а требования заявителя подлежат удовлетворению.
Таким образом, решение суда является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, в связи с чем отмене не подлежит.
Апелляционной инстанцией рассмотрены все доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают выводы суда, положенные в основу решения, и не могут служить основанием для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
Расходы по оплате госпошлины по апелляционной жалобе распределяются в соответствии со ст. 110 АПК РФ.
С учетом изложенного, руководствуясь ст. ст. 110, 266, 267, 268, 269, 271 АПК РФ, арбитражный суд
решение Арбитражного суда г. Москвы от 31.12.2008 г. по делу N А40-48484/08-20-167 оставить без изменения, а апелляционную жалобу МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 2 - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 13.03.2009 N 09АП-2649/2009-АК ПО ДЕЛУ N А40-48484/08-20-167
Разделы:Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 марта 2009 г. N 09АП-2649/2009-АК
Дело N А40-48484/08-20-167
Резолютивная часть постановления объявлена 05.03.09 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 13.03.09 г.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи Седова С.П.
судей: Птанской Е.А., Катунова В.И.
при ведении протокола судебного заседания председательствующим судьей Седовым С.П.
Рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 2
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 31.12.2008 г.
по делу N А40-48484/08-20-167, принятое судьей Бедрацкой А.В.
по иску (заявлению) ООО "Новатэк-Таркосаленефтегаз"
к МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 2
о признании частично недействительным решения и обязании произвести зачет
при участии в судебном заседании:
от истца (заявителя): Попова С.С. по дов. от 15.01.2009 г.
от ответчика (заинтересованного лица): Кузьмин Н.Л. по дов. от 11.01.2009 г. N 04-17/000048, Петухов А.Л. по дов. от 05.03.2009 г. N 04-17/006080
установил:
ООО "НОВАТЭК-ТАРКОСАЛЕНЕФТЕГАЗ" обратилось в арбитражный суд с заявлением МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 2 о признании недействительным решения от 28.04.2008 г. N 150/13 в части доначисления налога на добычу полезных ископаемых в размере 8.952.012 руб., пени в сумме 674.260,23 руб., штрафа в сумме 1.790.403 руб., наложения штрафа по налогу на прибыль в федеральный бюджет в сумме 267.967 руб., в бюджет субъекта в сумме 721.306 руб.; а также об обязании МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 2 произвести зачет суммы взысканных штрафов в счет предстоящих платежей по налогу на прибыль в федеральный бюджет в сумме 267.967 руб., в бюджет субъекта в сумме 721.306 руб.; обязании произвести зачет уплаченных сумм налога на добычу полезных ископаемых в размере 8.952.012 руб., пени в сумме 674.260,23 руб., штрафа в сумме 1.790.403 руб. в счет предстоящих платежей по налогу на добычу полезных ископаемых (с учетом уточнения требований в порядке ст. 49 АПК РФ).
Решением суда от 31.12.2008 г. заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым решением, заинтересованное лицо обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать, указывая на то, что судом при принятии решения неправильно применены нормы материального права.
Заявитель отзыв на апелляционную жалобу не представил, в судебном заседании апелляционной инстанции просил решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность принятого решения проверены апелляционной инстанцией в порядке ст. ст. 266, 268 АПК РФ.
Изучив представленные в деле доказательства, заслушав представителей сторон, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 2 проведена выездная налоговая проверка ООО "Новатэк-Таркосаленефтегаз" по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты сумм налогов и сборов за период с 01.01.2005 г. по 31.12.2005 г., по результатам котором составлен акт от 28.02.2008 г. N 069 и вынесено решение от 28.04.2008 г. N 150/13 "О привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения".
Указанным решением налогового органа в обжалуемой заявителем части, обществу доначислена сумма налога на добычу полезных ископаемых в размере 8.952.012 руб. по п. 3.1 мотивировочной части (п. 4.1 резолютивной части решения инспекции); начислена сумма пени за несвоевременное перечисление в бюджет суммы налога на добычу полезных ископаемых в размере 674.260,23 руб. за правонарушение указанное в п. 3.1 мотивировочной части (п. 3 резолютивной части решения инспекции); общество привлечено к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 НК РФ, в размере 1.790.403 руб. за правонарушение, указанное в п. 3.1 мотивировочной части (п. 1 резолютивной части решения), а также в размере 267.967 руб. и 721.306 руб. за правонарушение, указанное в п. 2.1 мотивировочной части (п. 1 резолютивной части решения, касающийся налога на прибыль организаций, подлежащего уплате в федеральный бюджет и бюджет субъекта РФ).
Из решения налогового органа следует, что инспекция в ходе проверки выявила занижение количества добытого газового конденсата, подлежащего налогообложению за сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь 2005 года. Вместе с тем, в декларациях по НДПИ за 2005 г. налогоплательщик облагал по ставке 0% в течение всего года общий объем добытого конденсата в части количества технологических потерь. Доначисления были произведены по основанию о неправомерности применения ставки 0% в отношении нормативных потерь при добыче газового конденсата за сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь 2005 года.
В обоснование своей позиции налоговый орган указывает на следующие обстоятельства.
В соответствии со ст. 334 НК РФ заявитель является плательщиком налога на добычу полезных ископаемых.
На основании пп. 1 п. 1 ст. 336 НК РФ объектом налогообложения налогом на добычу полезных ископаемых признаются полезные ископаемые, добытые на территории Российской Федерации на участке недр, представленном налогоплательщику в пользование в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно пп. 3 п. 2 ст. 337 НК РФ добытым полезным ископаемым для целей налогообложения НДПИ признавался (до 01.09.2005 года) газовый конденсат из всех видов месторождений углеводородного сырья, прошедший операции по сепарации, обезвоживанию, отделению легких фракций и прочих примесей. С 01.09.2005 года добытым полезным ископаемым признается газовый конденсат из всех видов месторождений углеводородного сырья, прошедший технологию промысловой подготовки в соответствии с техническим проектом разработки месторождения до направления его на переработку.
Данные положения были установлены Федеральным законом от 21.07.2005 г. N 07-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу некоторых положений законодательных актов Российской Федерации". Положения Закона, касающиеся статьи 337 НК РФ распространяются на правоотношения, возникшие с 01 января 2004 года (для газового конденсата, добытого (в случае с ООО "Новатэк-Таркосаленефтегаз") из нефтегазоконденсатных месторождений) без проведения перерасчетов с бюджетом.
В соответствии с п. 1 ст. 338 НК РФ налоговая база определяется налогоплательщиком самостоятельно в отношении каждого добытого полезного ископаемого.
Согласно п. 2 ст. 338 НК РФ налоговая база определяется как стоимость добытых полезных ископаемых, за исключением попутного газа и газа горючего природного из всех видов месторождений углеводородного сырья. Стоимость добытых полезных ископаемых определяется в соответствии со статьей 340 НК РФ.
На основании пп. 2 п. 1 ст. 340 НК РФ заявитель определял стоимость добытого полезного ископаемого, исходя из сложившихся у налогоплательщика за соответствующий налоговый период цен реализации добытого полезного ископаемого.
В ходе налоговой проверки установлено, что в декларациях по НДПИ за 2005 год, общество облагало по ставке 0% в течение всего года общий объем добытого конденсата в части количества технологических потерь. С января по август включительно не включалось в объем добытого конденсата также количество ШФЛУ (широкая фракция легких углеводородов), выделяемых из нестабильного газового конденсата в процессе его стабилизации, так как в этот период объектом налогообложения, согласно НК РФ выступал стабильный газовый конденсат, а ШФЛУ попадала в расчетную базу по НДПИ в составе газа горючего природного.
На основании п. 1 ст. 339 НК РФ количество добытого полезного ископаемого определяется налогоплательщиком самостоятельно. В зависимости добытого полезного ископаемого его количество определяется в единицах массы или объема.
Также в соответствии с п. 7 ст. 339 НК РФ, согласно которому применяемый налогоплательщиком метод определения количества добытого полезного ископаемого подлежит утверждению в учетной политике плательщика для целей налогообложения и применяется плательщиком в течение всей деятельности по добыче полезного ископаемого. Метод определения количества добытого полезного ископаемого, примененный налогоплательщиком, подлежит изменению только в случае внесения изменений в технический проект разработки месторождения полезных ископаемых в связи с изменением применяемой технологии добычи полезных ископаемых.
При определении количества добытого в налоговом периоде полезного ископаемого учитывается, если иное не предусмотрено пунктом 8 настоящей статьи, полезное ископаемое, в отношении которого в налоговом периоде завершен комплекс технологических операций (процессов) по добыче (извлечению) полезного ископаемого из недр (отходов, потерь).
Вместе с тем, при разработке месторождения полезного ископаемого в соответствии с лицензией (разрешением) на добычу полезного ископаемого учитывается весь комплекс технологических операций (процессов), предусмотренных техническим проектом разработки месторождения полезного ископаемого.
При определении количества добытого полезного ископаемого плательщиком учитывается полезное ископаемое, в отношении которого в налоговом периоде завершен комплекс технологических операций по добыче, предусмотренный техническим проектом разработки месторождения.
Согласно учетной политике Общества, утвержденной приказом генерального директора от 10.01.2005 г. N 5а, количество добытого полезного ископаемого определяется прямым методом.
В соответствии с п. 3 ст. 339 НК РФ, при применении прямого метода определения количества добытого полезного ископаемого фактическими потерями полезного ископаемого признается разница между расчетным количеством полезного ископаемого, на которое уменьшаются запасы полезного ископаемого, и количеством фактически добытого полезного ископаемого, определяемым по завершении полного технологического цикла по добыче полезного ископаемого. Фактические потери полезного ископаемого учитываются и при определении количества добытого полезного ископаемого в том налоговом периоде, в котором производилось их измерение, в размере, определенном по итогам произведенных измерений.
Из изложенного следует, что количество добытого полезного ископаемого определяется прямым методом. Прямой метод - это определение количества добытого полезного ископаемого путем применения измерительных средств и свойств.
Как установлено проверкой, в проверяемом периоде общество включительно с января по август 2005 года использовало расчетный (косвенный) метод определения количества полезного ископаемого - стабильного газового конденсата в общем объеме добытого деэтанизированного газового конденсата.
Инспекция указывает на то, что количество потерь газового конденсата определялось также расчетным (косвенным) методом в течение всего проверяемого периода, с января по декабрь. Данный способ определения количества полезного ископаемого противоречит положению об учетной политике предприятия для целей налогообложения, согласно которому в соответствии со ст. 339 НК РФ количество конденсата должно было определяться прямым методом, посредством применения систем коммерческого учета полезных ископаемых с учетом фактических потерь.
Согласно абз. 2 п. 2 ст. 339 НК РФ применяемый налогоплательщиком метод определения количества добытого полезного ископаемого подлежит утверждению в учетной политике налогоплательщика для целей налогообложения и применяется налогоплательщиком в течение всей деятельности по добыче полезного ископаемого. Метод определения количества добытого полезного ископаемого, утвержденный налогоплательщиком, подлежит изменению только в случае внесения изменений в технический проект разработки месторождения полезных ископаемых в связи с изменением применяемой технологии добычи полезных ископаемых.
Статьей 342 НК РФ предусмотрены ставки, применяемые при исчислении НДПИ. Согласно пп. 1 п. 1 указанной статьи, налогообложение при добыче полезных ископаемых в части нормативных потерь полезных ископаемых производится по налоговой ставке 0 процентов.
Нормативными потерями полезных ископаемых в целях главы 26 НК РФ признаются фактические потери полезных ископаемых при их добыче, технологически связанные с принятой схемой и технологией разработки месторождения, в пределах нормативов потерь, утверждаемых в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2001 г. N 921 определены Правила утверждения нормативов потерь добытого полезного ископаемого.
Согласно п. 5 Правил нормативы потерь углеводородного сырья, в том числе связанных с обустройством месторождения, ежегодно утверждаются Министерством энергетики Российской Федерации по согласованию с Министерством природных ресурсов Российской Федерации и Федеральным пробирным и промышленным надзором России.
В соответствии пп. 1 п. 1 ст. 342 НК РФ нормативными потерями полезных ископаемых признаются фактические потери полезных ископаемых при добыче, технологически связанные с принятой схемой и технологией разработки месторождения, в пределах нормативов потерь, утверждаемых в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Согласно нормативам технологических потерь при добыче полезных ископаемых, утвержденных Министерством промышленности и энергетики Российской Федерации от 06.06.2005, которые были согласованы с Министерством природных ресурсов Российской Федерации в Письмах от 19.01.2005 N АТ-58/32-265, от 04.03.2005 N 11-32/1636, от 11.03.2005 N 11/1795, от 05.05.2005 N 11-32/3757, Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору в Письмах от 21.01.2005 N 11-10/106, от 10.03.2005 N 11-10/605, от 14.04.2005 N 11-10/1049, для целей налогообложения НДПИ нормативы установлены для стабильного газового конденсата.
Утвержденный первым заместителем Министра энергетики РФ перечень охватывает потери, возникающие на всех этапах технологического процесса, предусмотренных технологическим проектом разработки месторождения, то есть, начиная с добычи и заканчивая доведением газового конденсата до стабильного газового конденсата.
Однако в 2005 году Федеральным законом от 21.07.2005 N 107-ФЗ внесены изменения в 26 главу НК РФ. В соответствии с данными изменениями, начиная с сентября 2005 года, объектом налогообложения в целях НДПИ признается газовый конденсат из всех видов месторождений углеводородного, сырья, прошедший технологию промысловой подготовки в соответствии с техническим проектом разработки месторождения до направления его на переработку. Для целей налогообложения переработкой газового конденсата является отделение гелия, сернистых и других компонентов и примесей при их наличии, получение стабильного конденсата, широкой фракции легких углеводородов и продуктов их переработки.
Таким образом, по мнению налогового органа, общество имеет право на применение налоговой ставки 0% только в отношении фактических потерь добытого полезного ископаемого, осуществленных в пределах утвержденных нормативов технологических потерь добыче полезных ископаемых, утвержденных Министерством промышленности и энергетики Российской Федерации, то есть для стабильного газового конденсата.
При отсутствии утвержденных в установленном порядке нормативов потерь, все фактические потери полезных ископаемых относятся к сверхнормативным до утверждения нормативов потерь (п. 4 Постановления Правительства от 29.12.2001 N 921).
Следовательно, по мнению инспекции, все фактические потери добытого полезного ископаемого, осуществленные сверх утвержденных нормативов, облагаются налогом на добычу полезных ископаемых по общеустановленной налоговой ставке.
Согласно п. 8.2.1. Анализа разработки газоконденсатных залежей Восточно-Таркосалинского месторождения, утвержденного Генеральным директором ОАО НК "Таркосаленефтегаз" В.И. Гиря в 2005 году, продукция газоконденсатных скважин после ЗПА подается в сепаратор первой ступени С-1. Отсепарированный газ из С-1 подается в теплообменник Т-1 для охлаждения осушенным газом из низкотемпературных сепараторов. Предварительно охлажденный газ после Т-1 направляется в эжектор, с помощью которого подсасывается газ дегазации стабильного конденсата. Одновременно эжектор выполняет функции дросселя.
Охлажденный в эжекторе в результате дросселирования газ направляется в низкотемпературный сепаратор С-2. Отсепарированный осушенный газ из С-2 дается в теплообменник Т-1, где нагревается теплом газа из С-1. Нагретый осушенный газ направляется на замерную установку, после которой подается по системе межпромыслового транспорта на Семанскую УКПГ (установка комплексной подготовки газа) Восточно-Таркосалинского месторождения и далее; совместно с осушенным газом семанских залежей направляется в систему магистральных газопроводов ООО "Сургутгазпром".
Нестабильный конденсат (НК) из сепараторов С-1 и С-2 подается в обобщенный разделитель Р-1. Перед разделением Р-1 НК дросселируется. В Р-1 исходит сброс подтоварной метанольной воды и частичная дегазация НК. Газ дегазации из Р-1 подаются в эжектор 3-1 для подсоса в поток газа, направляемого в С-2. ВМР (водометанольный раствор) из Р-1 направляется на утилизацию. НК из разделителя Р-1 направляется на насосную станцию "Панкрит", где частично дегазируется (по временной схеме), смешивается с нефтью с КСП и поступает в конденсатопровод Уренгой - Сургут с целью транспорта на Сургутский ЗСК для стабилизации и переработки.
Таким образом, процесс добычи нестабильного газового конденсата заканчивается на данной стадии, так как после вышеуказанной схемы нестабильный конденсат передается для стабилизации и переработки.
Кроме того, налоговый орган ссылается на то, что из представленных в ходе налоговой проверки справок об объемах добычи углеводородного сырья за 2005 год помесячно невозможно установить количество потерь, приходящееся на нестабильный газовый конденсат, что подтверждает доводы инспекции о том, что обществом применялись нормативы технологических потерь, утвержденные Министерством промышленности и энергетики Российской Федерации для ОАО "НК Таркосаленефтегаз" по Восточно-Таркосалинскому НГКМ и Ханчейскому ГКМ стабильного газового конденсата. В расшифровке строки справки об объеме 8 по добыче нестабильного деэтанизированного газового конденсата Обществом указываются технологические потери конденсата C5+ (стабильный газовый конденсат).
С учетом вышеизложенного, налоговый орган пришел к выводу о том, что общество должно было признавать для целей налогообложения НДПИ по ставке 0% количество законодательно утвержденных нормативных потерь газового конденсата для нестабильного газового конденсата, однако таких нормативов для ООО "Новатэк-Таркосаленефтегаз" утверждено не было, доводы налогоплательщика являются необоснованными, так как законодательство определило для целей налогообложения НДПИ полезное ископаемое нестабильный газовый конденсат согласно технологическому проекту разработки месторождений ООО "Новатэк-Таркосаленефтегаз".
Исследовав и оценив, представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимной связи, суд апелляционной инстанции считает, что решение налогового органа в обжалуемой части является незаконным, а требования заявителя подлежат удовлетворению.
Статьей 342 НК РФ предусмотрены ставки, применяемые при исчислении НДПИ, в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 342 НК РФ налогообложение при добыче полезных ископаемых в части нормативных потерь полезных ископаемых производится по налоговой ставке 0 процентов.
В целях главы 26 НК РФ нормативными потерями полезных ископаемых признаются фактические потери полезных ископаемых при добыче, технологически связанные с принятой схемой и технологией разработки месторождения, в пределах нормативов потерь, утверждаемых в порядке, определяемом Правительством РФ (пп. 1 п. 1 ст. 342 НК РФ). Порядок утверждения нормативов потерь установлен в "Правилах утверждения нормативов потерь полезных ископаемых при добыче, технологически связанных с принятой схемой и технологией разработки месторождения" (утв. Постановлением Правительства РФ от 29.12.2001 г. N 921, с изменениями, утв. Постановлением N 76 от 05.02.2007 г.). Согласно п. 5 Правил, "нормативы потерь углеводородного сырья, в том числе связанных с обустройством месторождения, ежегодно утверждаются Министерством промышленности и энергетики Российской Федерации по согласованию с Министерством природных ресурсов Российской Федерации и Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору".
Заявитель в установленном законом порядке получил соответствующие нормативы, так, нормативы технологических потерь на 2005 год для Восточно-Таркосалинского и Ханчейского НГКМ были утверждены Министерством промышленности и энергетики Российской Федерации от 06.06.2005 г., согласованы Министерством природных ресурсов Российской Федерации в Письмах от 19.01.2005 N АТ-58/32-265, от 04.03.2005 N 11-32/1636, от 11.03.2005 N 11-32/1795, от 05.05.2005 N 11-32/3757, Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору в Письмах от 21.01.2005 N 11-10/106, от 10.03.2005 N 11-10/605, от 14.04.2005 N 11-10/1049.
Изменение объекта налогообложения произошло не вследствие изменения технологической схемы разработки месторождения, технологического процесса или химического состава сырья, а вследствие изменения действующего налогового законодательства по инициативе законодательной власти.
Однако, в связи с изменением законодательства, фактические потери полезного ископаемого в процессе добычи не изменились, следовательно, и Нормативы технологических потерь на 2005 год для ООО "НОВАТЭК-ТАРКОСАЛЕНЕФТЕГАЗ", утв. Минпромэнерго РФ от 06.06.2005 - продолжали действовать, так как были разработаны и утверждены именно в связи со спецификой технологического процесса добычи, и технологической схемы разработки месторождения заявителя.
Налоговым органом указано на то, что применение нормативов с января по август 2005 г. было правомерно, однако на период с сентября по декабрь налогоплательщик должен был утвердить новые нормативы технологических потерь. Данное утверждение инспекции является несостоятельным ввиду отсутствия каких-либо нормативно-правовых актов, обязывающих налогоплательщика утвердить новые нормативы, в связи изменением налогового законодательства.
Заявитель обратился Министерство промышленности и энергетики РФ с запросом, являются ли потери, технологически связанные с принятой схемой разработки месторождения (заявителя), подтвержденные для газа природного и газового конденсата (C5+высш.) - потерями, возникающими при добыче нестабильного деэтанизированного газового конденсата (исх. N 42-М от 07.05.2008 г.). От Министерства был получен ответ (исх. N 07-2484 от 16.05.2008 г.) о том, что в ситуации с заявителем, нормативными потерями нестабильного деэтанизированного газового конденсата являются потери при добыче в пределах нормативов, утверждаемых ежегодно Министерством промышленности и энергетики РФ в соответствии с Постановлением Правительства от 29.12.2001 г. N 921.
Таким образом, государственный орган, утверждающий нормативы технологических потерь при добыче углеводородного сырья, подтвердил позицию и выводы заявителя, учитывая изменения в НК РФ, внесенные ФЗ от 21.07.2005 г. N 107-ФЗ.
В соответствии со ст. 339 НК РФ прямой метод расчета - это определение количества добытого полезного ископаемого путем применения измерительных средств и устройств.
Как указывает заявитель, за период выездной налоговой проверки инспекцией было направлено 13 требований о предоставлении документов, из запрошенных налоговым органом документов не представлялось возможным сделать вывод о применении метода определения количества добытого полезного ископаемого. В решении инспекции N 150/13 от 28.04.2008 г. (стр. 10, 11, 12) отсутствует документальное обоснование и соответствующие ссылки, подтверждающие позицию инспекции о применении косвенного метода, что противоречит п. 8 ст. 101 НК РФ, согласно которой, в решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения излагаются обстоятельства совершенного привлекаемым к ответственности лицом налогового правонарушения так, как они установлены проведенной проверкой, со ссылкой на документы и иные сведения, подтверждающие указанные обстоятельства.
Кроме того, согласно проекту освоения месторождений, проектов УНТС, УДК и технологических регламентов эксплуатации объектов, Обществом применялся прямой метод учета добытого полезного ископаемого, поскольку указанными документами предусмотрено наличие измерительных приборов, при помощи которых производятся замеры количества добытого полезного ископаемого.
Инспекция, обосновывая свою позицию, ссылается на п. 8.2. Анализа разработки газоконденсатных залежей ВТСМ, однако, данный документ не отражает действующую технологию промысловой подготовки, поскольку документ представляет собой именно геологический анализ с точки зрения геологического строения газоконденсатных залежей для целей определения стратегии разработки залежей. Анализ разработки, наряду с другими документами положен в основу Технического проекта разработки Восточно-Таркосалинского месторождения (разработан ООО "ТЮМЕННИИГИПРОГАЗ", утв. Генеральным директором ООО "НОВАТЭК-ТАРКОСАЛЕНЕФТЕГАЗ" В.И. Гиря в 2005 г.), который является основным документом, отражающим технологию добычи полезных ископаемых на ВТСМ. ("Проект..." введение стр. 24 - 25).
Согласно раздела 8 (стр. 8 - 4 - 8 - 22) Проекта, продукция газоконденсатных скважин (пластовая жидкость - смесь жидких и газообразных углеводородов, содержащаяся в пласте) поступает через ЗПА (запорно-предохранительную арматуру) в цех переработки УНТС (установку низкотемпературной сепарации), в котором происходит дегазация, то есть частичное отделение части газа (C1, C2, C3, C4) (схема - стр. 8 - 15, 8 - 17 Проекта). Впоследствии газ направляется на замерную установку и далее на реализацию. Оставшаяся после отделения газа смесь подается в УДК (Установка деэтанизации конденсата), где происходит дополнительное разделение вещества на газ и жидкую составляющую (дополнительная дегазация). На УДК на узле коммерческого учета происходят замеры полученного вещества. Полученное в итоге вещество является добытым полезным ископаемым - нестабильным газовым конденсатом, прошедшим, согласно Техническому проекту разработки Восточно-Таркосалинского месторождения, технологию промысловой подготовки. Данное полезное ископаемое является нестабильным конденсатом, поскольку все еще имеет в своем составе помимо C5+ (жидкость, стабильный газовый конденсат) также газовую составляющую C1, C2, C3, C4.
Наличие замерных установок подтверждается следующими документами: экспликацией: УНТС. Обустройство конденсатного промысла ВТСМ (под N 19 обозначен Коммерческий узел учета деэтанизированного конденсата. Экспликация выполнена к пояснительной записке проекта ТЭО Обустройство Восточно-Таркосалинского и Ханчейского газоконденсатных месторождений. ВТСМ. Книга 1. Шифр 4038; рабочим проектом "Автоматизированный узел коммерческого учета деэтанизированного газового конденсата ВТСМ (АУКУДГК)" книга 1; рабочим проектом "Автоматизированный узел коммерческого учета деэтанизированного газового конденсата ВТСМ (АУКУДГК)" книга 2.
Заявителем также пояснено, что газовый конденсат представляет собой бесцветную или слабоокрашенную жидкость (смесь жидких углеводородов), выделенную из природного газа при сниженном давлении и (или) температуры. При разработке газоконденсатных месторождений давление снижается, и из газа выделяется сырой (нестабильный) конденсат, содержащий, в отличие от стабильного, наряду с углеводородами C5+ (жидкость) растворенные газы метан-бутановой фракции (C1, C2, C3, C4). Стабильный газовый конденсат (C5+) является продуктом переработки природного газа и нестабильного газового конденсата.
В рабочих проектах дано подробное описание комплекса технических средств (структура, состав, функции, режим работы), применяемых на узле коммерческого учета.
В книге 1 рабочего проекта Автоматизированный узел коммерческого учета деэтанизированного газового конденсата ВТСМ, на принципиальной технологической схеме автоматизированного узла учета обозначены технические средства - массовые расходомеры под номерами 303 FT, 304 FT, 307 FT, 308 FT, пояснения по типу и марке даны в спецификации оборудования. Счетчики - массовые расходомеры модели CMF предназначены для измерения массы и объема количества жидкости и газа. Счетчик состоит из самого датчика массового расхода (CMF 300) и измерительного преобразователя (RFT 9739)- который обеспечивает обработку сигналов датчика. Соответствие установленных счетчиков требованием нормативной документации, действующей в России, а также годность к применению подтверждается следующими документами: сертификатом об утверждении типов измерений N 11302 от 10.12.01 г.; разрешением на применение N РРС 04-5120; свидетельством о поверке N 420014-05 от 11.05.05 г.; свидетельством о поверке N 419014-05 от 11.05.05 г.; свидетельством о поверке N 418014-05 от 11.05.05 г.; свидетельством о поверке N 417014-05 от 11.05.05 г.; свидетельством о поверке N 316/01 от 24.04.08 г.; протоколом N 316(А); свидетельством о поверке N 317/01 от 24.04.08 г.; протоколом N 317(А); свидетельством о поверке N 318/01 от 24.04.08 г.; протоколом N 318(А); свидетельством о поверке N 319/01 от 24.04.08 г.; протоколом N 319(А).
Таким образом, автоматизированный узел коммерческого учета деэтанизированного газового конденсата обеспечивает автоматическое измерение количества конденсата в следующих единицах: объема - куб. м и массы - т (подробное описание порядка измерений представлено на стр. 8 - 9 п. 2.3.2. - 2.3.9 АУКУДГК книга 1).
Впоследствии по показателям данных технических средств составляются ежедневные сводки по добыче, данные сводок формируются в ежемесячные отчеты, далее формируются справки об объемах добычи помесячно, на основе этих данных Обществом рассчитывается и уплачивается налог НДПИ.
Таким образом, суд апелляционной инстанции считает, что доводы налогового органа о применении Обществом косвенного метода определения добытого Полезного ископаемого, являются необоснованными и опровергаются представленными в материалы дела доказательствами.
Учитывая позицию Минпромэнерго РФ, изложенную в Письме N 07-2484 от 16.05.2008 г., суд апелляционной инстанции считает, что инспекция не вправе требовать от Общества утверждения новых потерь на нестабильный газовый конденсат.
Кроме того, на основании п. 6 "Правил утверждения нормативов потерь полезных ископаемых при добыче, технологически связанных с принятой схемой и технологией разработки месторождения" (утв. Постановлением Правительства РФ от 29.12.2001 г. N 921) для месторождений, которые содержат несколько видов полезных ископаемых, нормативы потерь утверждаются по каждому виду полезных ископаемых, имеющему промышленное значение и числящемуся на государственном балансе запасов полезных ископаемых.
В соответствии со статьей 31 Закона от 21.02.1992 г. N 2395-1 "О недрах" с целью учета состояния минерально-сырьевой базы ведется государственный баланс запасов полезных ископаемых, который должен содержать сведения о количестве, качестве и степени изученности запасов каждого вида полезных ископаемых по месторождениям, имеющим промышленное значение, об их размещении, о степени промышленного освоения, добыче, потерях, и об обеспеченности промышленности разведанными запасами полезных ископаемых на основе классификации запасов полезных ископаемых, которая утверждается в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации. Постановка запасов полезных ископаемых на государственный баланс и их списание с государственного баланса осуществляются в Порядке, установленном федеральным органом управления государственным фондом недр по согласованию с органами государственного горного надзора.
Применительно к Восточно-Таркосалинскому месторождению на государственном балансе запасов полезных ископаемых РФ по состоянию на 01.01.05 г. числятся, геологические/извлекаемые запасы конденсата C5+ (письмо исх. от 03.12.08 г. N ср-15/2592". Следовательно, согласно п. 6 "Правил утверждения нормативов потерь нормативы для Общества правомерно были утверждены и подтверждены в Письме Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации исх. N 07-2484 от 16.05.08 г.) нормативы потерь по видам для газа и газового конденсата C5+.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает неправомерным вывод налогового органа о недопустимости применения заявителем утвержденных на 2005 год нормативов потерь газового конденсата при добыче за период сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь 2005 года.
Таким образом, обжалуемое решение инспекции в части доначисления налога на добычу полезных ископаемых в размере 8.952.012 руб., пени в сумме 674.260,23 руб., штрафа в сумме 1.790.403 руб. является незаконным.
Кроме того, привлекая заявителя к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ в виде штрафа в размере 1.790.403 руб. за неуплату налога на добычу полезных ископаемых, инспекцией не учтено, что на момент наступления срока уплаты налога на добычу полезных ископаемых за спорные периоды (сентябрь - декабрь 2005 г.) у заявителя имелась переплата по данному налогу в сумме 60.050.284,43 руб., то есть превышающая сумму того же налога, заниженной в последующем периоде и подлежащей уплате в тот же бюджет. Указанная переплата не была ранее зачтена в счет иных задолженностей по данному налогу.
Наличие указанной переплаты по налогу на добычу полезных ископаемых подтверждается актом сверки N 821 от 28.03.2006 г. (за период с 28.03.2005 г. по 31.12.2005 г.).
Согласно п. 1 ст. 122 НК РФ, неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора) в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога (сбора) или других неправомерных действий (бездействия) влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от неуплаченной суммы налога (сбора).
В соответствии с п. 42 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 г. N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации", при применении статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации судам необходимо иметь в виду, что неуплата или неполная уплата сумм налога означает возникновение у налогоплательщика задолженности перед соответствующим бюджетом по уплате конкретного налога в результате совершения указанных в данной статье деяний (действий или бездействия). В связи с этим, если в предыдущем периоде у налогоплательщика имеется переплата определенного налога, которая перекрывает или равна сумме того же налога, заниженной в последующем периоде и подлежащей уплате в тот же бюджет, и указанная переплата не была ранее зачтена в счет иных задолженностей по данному налогу, состав правонарушения, предусмотренный статьей 122 НК РФ, отсутствует, поскольку занижение суммы налога не привело к возникновению задолженности перед бюджетом в части уплаты конкретного налога.
В соответствии со п. 1 ст. 285 НК РФ, налоговым периодом по налогу на прибыль признается календарный год. Согласно ст. 287 НК РФ, налог, подлежащий уплате по истечении налогового периода, уплачивается не позднее срока, установленного для подачи налоговых деклараций за соответствующий налоговый период статьей 289 НК РФ, то есть не позднее 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Задолженность по налогу на прибыль по сроку уплаты 28.03.2006 г. составила 1.339.837 руб. в федеральный бюджет и 3.607.253 руб. в бюджет субъекта. В то же время, за период с 28.03.2005 г. по 31.12.2005 г. переплата по налогу на прибыль в федеральный бюджет составила 16.511.246,03 руб., переплата в бюджет субъекта федерации составила 40.819.274,72 руб.
По состоянию на 01.04.2006 г. переплата по налогу на прибыль в федеральный бюджет составила 9.938.868,24 руб., переплата в бюджет субъекта федерации составила 22.926.927,25 руб., имеющаяся переплата по налогу на прибыль подтверждается актами сверки N 809 от 28.03.2006 г., N 810 от 28.03.2006 г., N 87 от 13.04.2006 г.
Таким образом, инспекцией не учтено, что на момент наступления срока уплаты налога на прибыль у заявителя имелась переплата по данному налогу в сумме превышающей сумму того же налога, заниженной в последующем периоде и подлежащей уплате в тот же бюджет, и указанная переплата не была ранее зачтена в счет иных задолженностей по данному налогу.
Учитывая изложенное, у налогового органа отсутствовали также основания для привлечения заявителя к ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ за неуплату налога на прибыль в виде взыскания штрафа в федеральный бюджет в сумме 267.967 руб., в бюджет субъекта в сумме 721.306 руб.
Вместе с тем, с учетом уточнения заявленных требований, заявитель просит обязать МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 2 произвести зачет суммы взысканных штрафов в счет предстоящих платежей ООО "НОВАТЭК-ТАРКОСАЛЕНЕФТЕГАЗ" по налогу на прибыль в федеральный бюджет в сумме 267.967 руб., в бюджет субъекта в сумме 721.306 руб., а также обязать произвести зачет уплаченных сумм налога на добычу полезных ископаемых в размере 8.952.012 руб., пени в сумме 674.260,23 руб., штрафа в сумме 1.790.403 руб. в счет предстоящих платежей ООО "НОВАТЭК-ТАРКОСАЛЕНЕФТЕГАЗ" по налогу на добычу полезных ископаемых.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает, что анализ представленных в деле доказательств свидетельствует о том, что решение налогового органа в обжалуемой части является незаконным, нарушает права и законные интересы налогоплательщикам, в связи с чем подлежит признанию недействительным, а требования заявителя подлежат удовлетворению.
Таким образом, решение суда является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, в связи с чем отмене не подлежит.
Апелляционной инстанцией рассмотрены все доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают выводы суда, положенные в основу решения, и не могут служить основанием для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
Расходы по оплате госпошлины по апелляционной жалобе распределяются в соответствии со ст. 110 АПК РФ.
С учетом изложенного, руководствуясь ст. ст. 110, 266, 267, 268, 269, 271 АПК РФ, арбитражный суд
постановил:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 31.12.2008 г. по делу N А40-48484/08-20-167 оставить без изменения, а апелляционную жалобу МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 2 - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий:
С.П.СЕДОВ
С.П.СЕДОВ
Судьи:
В.И.КАТУНОВ
Е.А.ПТАНСКАЯ
В.И.КАТУНОВ
Е.А.ПТАНСКАЯ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)