Судебные решения, арбитраж
Упрощенная система налогообложения (УСН)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
от 16 ноября 2005 года Дело N Ф04-7017/2005(15442-А45-25)
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа, рассмотрев в судебном заседании без участия представителей сторон кассационную жалобу межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Новосибирской области, р.п. Коченево, на решение от 19.07.2005 (полный текст решения изготовлен 26.07.2005) Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-5339/05-23/266 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Сибтранс" к межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Новосибирской области, р.п. Коченево, о признании недействительным решения,
Общество с ограниченной ответственностью "Сибтранс" (далее - ООО "Сибтранс") обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением к межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Новосибирской области, р.п. Коченево (далее - налоговый орган), о признании недействительным решения N 258 от 04.02.2005 в части взыскания налога на добавленную стоимость 351991 руб., пени 4123,17 руб., 290119 руб. транспортного налога, пени 35700,39 руб., налоговых санкций - 58023,80 руб.
Решением от 19.07.2005 Арбитражного суда Новосибирской области требования заявителя удовлетворены частично, оспариваемое решение налогового органа признано недействительным в части взыскания НДС и соответствующей суммы пени, в остальной части в удовлетворении заявления - отказано.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 4 по Новосибирской области, р.п. Коченево, просит решение суда от 26.07.2005 в части удовлетворения заявленных требований как принятое с нарушением норм материального права отменить и принять новое - об отказе заявителю в удовлетворении заявленных требований.
По мнению налогового органа, в связи с тем, что ООО "Сибтранс" не является плательщиком НДС в соответствии со статьей 346.11 Налогового кодекса Российской Федерации (за исключением НДС, уплачиваемого при ввозе товаров на территории Российской Федерации), все осуществляемые им операции в период применения упрощенной системы налогообложения не подлежат налогообложению. Следовательно, общество обязано восстановить суммы НДС, ранее принятые к вычету по основным средствам, так как указанное имущество не будет больше использоваться в деятельности, облагаемой НДС, согласно пункту 3 статьи 170 Налогового кодекса Российской Федерации.
В нарушение требований статьи 279 Арбитражного кодекса Российской Федерации заявитель отзыв на кассационную жалобу не представил.
Суд кассационной инстанции, в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, проанализировав доводы кассационной жалобы, не находит оснований для отмены решения суда.
Как видно из материалов дела, по итогам выездной налоговой проверки ООО "Сибтранс" по вопросам правильности исчисления, уплаты и перечисления налогов за период с 01.01.2001 по 31.12.2003 руководителем МРИ ФНС N 4 по Новосибирской области вынесено решение N 258 от 04.02.2005, согласно которому доначислен НДС в сумме 351991 руб. и 4123,17 руб. пени в соответствии со статьей 75 Налогового кодекса Российской Федерации.
Основанием доначисления указанной суммы НДС послужило, по мнению налоговой инспекции, то, что при переходе на упрощенную систему налогообложения ООО "Сибтранс" не восстановило в бюджет НДС, ранее уплаченный при приобретении основных средств, которые не будут больше использоваться в деятельности, облагаемой названным налогом.
Удовлетворяя требования заявителя в указанной части, арбитражный суд указал на отсутствие правовых оснований для восстановления и уплаты в бюджет сумм НДС по товарам (основным средствам) при переходе на упрощенную систему налогообложения.
Суд кассационной инстанции считает выводы суда правильными, при этом исходит из следующего.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 171 Налогового кодекса Российской Федерации суммы НДС, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров на территории Российской Федерации, принимаются к налоговому вычету на основании соответствующих первичных документов, перечень которых приведен в пункте 1 статьи 172 Кодекса, в том отчетном периоде, когда эти товары приобретены и приняты на учет, а не в том периоде, когда эти товары фактически реализованы (использованы). То есть названные нормы Кодекса право налогоплательщика на вычеты не связывают с моментом реализации (использования) товаров.
Законодательство о налогах и сборах не содержит норм, обязывающих налогоплательщика, перешедшего на упрощенную систему налогообложения, восстанавливать суммы НДС по основным средствам, используемым после указанного перехода. Данный вывод соответствует и положениям пункта 5 статьи 173 Налогового кодекса Российской Федерации, на основании которых организации, не являющиеся плательщиками НДС, обязаны перечислять налог в бюджет только в случае выставления ими покупателю счета-фактуры с выделением НДС.
Поскольку в данном случае НДС возмещен ООО "Сибтранс" до перехода на упрощенную систему налогообложения, последующее изменение режима налогообложения не может служить основанием для обязания общества, не являющегося плательщиком НДС, восстанавливать суммы этого налога, правомерно предъявленные к вычету в предыдущих налоговых периодах.
Исходя из анализа статей 146, 170 - 172 Налогового кодекса Российской Федерации, в случае, если спорное имущество приобреталось и использовалось для производственной деятельности или иных операций, признаваемых объектами налогообложения, возникает право на налоговый вычет, несмотря на последующие изменения в использовании имущества.
Доводы налогового органа, изложенные в кассационной жалобе, подлежат отклонению, поскольку основаны на ошибочном толковании указанных выше норм налогового законодательства.
Нарушений судом норм материального и процессуального права кассационной инстанцией не установлено.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
Решение от 19.07.2005 (полный текст решения изготовлен 26.07.2005) Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-5339/05-23/266 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА ОТ 16.11.2005 N Ф04-7017/2005(15442-А45-25)
Разделы:Упрощенная система налогообложения (УСН)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 ноября 2005 года Дело N Ф04-7017/2005(15442-А45-25)
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа, рассмотрев в судебном заседании без участия представителей сторон кассационную жалобу межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Новосибирской области, р.п. Коченево, на решение от 19.07.2005 (полный текст решения изготовлен 26.07.2005) Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-5339/05-23/266 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Сибтранс" к межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Новосибирской области, р.п. Коченево, о признании недействительным решения,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Сибтранс" (далее - ООО "Сибтранс") обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением к межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Новосибирской области, р.п. Коченево (далее - налоговый орган), о признании недействительным решения N 258 от 04.02.2005 в части взыскания налога на добавленную стоимость 351991 руб., пени 4123,17 руб., 290119 руб. транспортного налога, пени 35700,39 руб., налоговых санкций - 58023,80 руб.
Решением от 19.07.2005 Арбитражного суда Новосибирской области требования заявителя удовлетворены частично, оспариваемое решение налогового органа признано недействительным в части взыскания НДС и соответствующей суммы пени, в остальной части в удовлетворении заявления - отказано.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 4 по Новосибирской области, р.п. Коченево, просит решение суда от 26.07.2005 в части удовлетворения заявленных требований как принятое с нарушением норм материального права отменить и принять новое - об отказе заявителю в удовлетворении заявленных требований.
По мнению налогового органа, в связи с тем, что ООО "Сибтранс" не является плательщиком НДС в соответствии со статьей 346.11 Налогового кодекса Российской Федерации (за исключением НДС, уплачиваемого при ввозе товаров на территории Российской Федерации), все осуществляемые им операции в период применения упрощенной системы налогообложения не подлежат налогообложению. Следовательно, общество обязано восстановить суммы НДС, ранее принятые к вычету по основным средствам, так как указанное имущество не будет больше использоваться в деятельности, облагаемой НДС, согласно пункту 3 статьи 170 Налогового кодекса Российской Федерации.
В нарушение требований статьи 279 Арбитражного кодекса Российской Федерации заявитель отзыв на кассационную жалобу не представил.
Суд кассационной инстанции, в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, проанализировав доводы кассационной жалобы, не находит оснований для отмены решения суда.
Как видно из материалов дела, по итогам выездной налоговой проверки ООО "Сибтранс" по вопросам правильности исчисления, уплаты и перечисления налогов за период с 01.01.2001 по 31.12.2003 руководителем МРИ ФНС N 4 по Новосибирской области вынесено решение N 258 от 04.02.2005, согласно которому доначислен НДС в сумме 351991 руб. и 4123,17 руб. пени в соответствии со статьей 75 Налогового кодекса Российской Федерации.
Основанием доначисления указанной суммы НДС послужило, по мнению налоговой инспекции, то, что при переходе на упрощенную систему налогообложения ООО "Сибтранс" не восстановило в бюджет НДС, ранее уплаченный при приобретении основных средств, которые не будут больше использоваться в деятельности, облагаемой названным налогом.
Удовлетворяя требования заявителя в указанной части, арбитражный суд указал на отсутствие правовых оснований для восстановления и уплаты в бюджет сумм НДС по товарам (основным средствам) при переходе на упрощенную систему налогообложения.
Суд кассационной инстанции считает выводы суда правильными, при этом исходит из следующего.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 171 Налогового кодекса Российской Федерации суммы НДС, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров на территории Российской Федерации, принимаются к налоговому вычету на основании соответствующих первичных документов, перечень которых приведен в пункте 1 статьи 172 Кодекса, в том отчетном периоде, когда эти товары приобретены и приняты на учет, а не в том периоде, когда эти товары фактически реализованы (использованы). То есть названные нормы Кодекса право налогоплательщика на вычеты не связывают с моментом реализации (использования) товаров.
Законодательство о налогах и сборах не содержит норм, обязывающих налогоплательщика, перешедшего на упрощенную систему налогообложения, восстанавливать суммы НДС по основным средствам, используемым после указанного перехода. Данный вывод соответствует и положениям пункта 5 статьи 173 Налогового кодекса Российской Федерации, на основании которых организации, не являющиеся плательщиками НДС, обязаны перечислять налог в бюджет только в случае выставления ими покупателю счета-фактуры с выделением НДС.
Поскольку в данном случае НДС возмещен ООО "Сибтранс" до перехода на упрощенную систему налогообложения, последующее изменение режима налогообложения не может служить основанием для обязания общества, не являющегося плательщиком НДС, восстанавливать суммы этого налога, правомерно предъявленные к вычету в предыдущих налоговых периодах.
Исходя из анализа статей 146, 170 - 172 Налогового кодекса Российской Федерации, в случае, если спорное имущество приобреталось и использовалось для производственной деятельности или иных операций, признаваемых объектами налогообложения, возникает право на налоговый вычет, несмотря на последующие изменения в использовании имущества.
Доводы налогового органа, изложенные в кассационной жалобе, подлежат отклонению, поскольку основаны на ошибочном толковании указанных выше норм налогового законодательства.
Нарушений судом норм материального и процессуального права кассационной инстанцией не установлено.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение от 19.07.2005 (полный текст решения изготовлен 26.07.2005) Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-5339/05-23/266 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)