Судебные решения, арбитраж
Налог на игорный бизнес
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Асмыковича А.В., судей Абакумовой И.Д., Кузнецовой Н.Г., рассмотрев 16.10.2008 в открытом судебном заседании кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Вегас" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 24.06.2008 по делу N А05-2773/2008 (судья Калашникова В.А.),
установил:
закрытое акционерное общество "Вегас" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о признании незаконным бездействия Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (далее - Инспекция), выразившегося в отказе в регистрации и выдачи свидетельства о регистрации объектов налогообложения налогом на игорный бизнес, а также об обязании налогового органа в выдаче соответствующего свидетельства и о признании незаконными действий Инспекции в виде изготовления и направления Обществу уведомления об отказе в регистрации игровых автоматов от 11.10.2007 N 10-1-57/32460.
Решением от 24.06.2008 суд первой инстанции в удовлетворении заявленных требований Обществу отказал.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Общество просит отменить решение суда от 24.06.2008 и принять по делу новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, суд неправильно применил статью 366 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) и не учел, что порядок регистрации объектов налогообложения носит не разрешительный, а уведомительный характер. При этом податель жалобы считает не соответствующими выводы суда о том, что налогоплательщик, обращаясь в Инспекцию за регистрацией игровых автоматов, планировал осуществлять деятельность в сфере игорного бизнеса во вновь открытом игорном заведении, и в обоснование своих доводов ссылается на договор субаренды помещения N 12, в соответствии с которым в этом же помещении ранее уже осуществлялась деятельность по организации и проведению азартных игр.
Инспекция в отзыве на кассационную жалобу не согласилась с доводами, изложенными в ней, и указала на законность принятого судебного акта.
Стороны надлежащим образом извещены о месте и времени судебного заседания, однако представители в суд кассационной инстанции не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке, и суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Из материалов дела видно, что 13.09.2007 Общество поставлено на учет в налоговом органе по месту нахождения обособленного подразделения: город Каргополь, ул. Гагарина, д. 9, о чем налогоплательщику направлено уведомление от 13.09.2007 N 391275 (лист дела 51).
01.10.2008 Общество обратилось в Инспекцию с заявлением N 290601 (листы дела 7 - 8) о регистрации 19 игровых автоматов (объектов налогообложения по налогу на игорный бизнес).
Уведомлением от 11.10.2007 N 10-1-57/32460 (лист дела 9) налоговый орган отказал Обществу в удовлетворении заявления, указав на невозможность осуществления регистрации объектов налогообложения по налогу на игорный бизнес в количестве 19 игровых автоматов.
В обоснование отказа Инспекция указала на то, что в соответствии с частью 4 статьи 5 Закона N 244-ФЗ игорные заведения (за исключением букмекерских контор и тотализаторов) могут быть открыты исключительно в игорных зонах в порядке, установленном названным законом. В связи с чем продолжение деятельности по организации азартных игр после 01.07.2007 вне игорных зон предусмотрено при условии наличия соответствующей лицензии и проведении деятельности в соответствии с требованиями Закона N 244-ФЗ исключительно в игорных заведениях, открытых до 01.01.2007. Поскольку открытие новых залов игровых автоматов на территории подведомственной Инспекции прекращено, соответственно прекращена и регистрация игровых автоматов.
Общество не согласилось с действиями Инспекции и обжаловало их в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, отказывая Обществу в удовлетворении его заявления, пришел к выводу о том, что отказ налогового органа в регистрации игровых автоматов не может нарушать прав и законных интересов налогоплательщика, так как его деятельность по организации нового игорного заведения на территории, не отнесенной к игорным зонам после 01.01.2007, противоречит требованиям Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 244-ФЗ).
Кассационная инстанция считает судебный акт законным и обоснованным.
Согласно статье 365 НК РФ налогоплательщиками налога на игорный бизнес признаются организации или индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса.
В пункте 1 статьи 366 НК РФ установлено, что игровой автомат является объектом налогообложения по налогу на игорный бизнес.
Каждый объект налогообложения подлежит регистрации в налоговом органе по месту установки этого объекта налогообложения не позднее чем за два дня до даты установки каждого объекта налогообложения. Регистрация производится налоговым органом на основании заявления налогоплательщика о регистрации объекта (объектов) налогообложения с обязательной выдачей свидетельства о регистрации объекта (объектов) налогообложения (пункт 2 статьи 366 НК РФ).
В соответствии с Законом N 244-ФЗ определены правовые основы государственного регулирования деятельности по организации и проведению азартных игр на территории Российской Федерации и установлены ограничения осуществления данной деятельности в целях защиты нравственности, прав и законных интересов граждан.
В пунктах 1, 2 статьи 5 Закона N 244-ФЗ предусмотрено, что деятельность по организации и проведению азартных игр может осуществляться исключительно организаторами азартных игр при соблюдении требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами. Деятельность по организации и проведению азартных игр может осуществляться исключительно в игорных заведениях, соответствующих требованиям, предусмотренным настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно пункту 11 статьи 4 Закона N 244-ФЗ игорное заведение - это здание, строение, сооружение (единая обособленная часть здания, строения, сооружения), в которых осуществляется исключительно деятельность по организации и проведению азартных игр и оказанию сопутствующих азартным играм услуг (в том числе филиал или иное место осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр и оказанию сопутствующих азартным играм услуг).
Под игорной зоной понимается часть территории Российской Федерации, которая предназначена для осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр и границы которой установлены в соответствии с настоящим Федеральным законом (пункт 7 статьи 4 Закона N 244-ФЗ).
Игорные заведения (за исключением букмекерских контор и тотализаторов) могут быть открыты исключительно в игорных зонах в порядке, установленном настоящим Федеральным законом. Игорные зоны не могут быть созданы на землях поселений (пункты 4, 5 статьи 5 Закона N 244-ФЗ).
В статье 9 Закона N 244-ФЗ определены четыре зоны на территории Российской Федерации (Алтайский край, Приморский край, Калининградская область, Краснодарский край и Ростовская область), а в силу пункта 2 статьи 13 этого закона установлено, что разрешение на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне выдается органом управления игорной зоной в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации (соглашением между органами государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации), в том числе путем проведения аукциона или конкурса.
В соответствии с частью 1 статьи 16 Закона N 244-ФЗ игорные заведения, имеющие соответствующие лицензии при условии их соответствия требованиям, установленным частью 6 статьи 6, частями 1, 3 - 5 статьи 8, частями 2 и 3 статьи 15 этого Закона, частью 2 настоящей статьи, вправе продолжить свою деятельность до 30 июня 2009 года без получения предусмотренного настоящим Федеральным законом разрешения на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне. При этом требования, установленные частью 2 статьи 15 названного закона, применяются ко всем игорным заведениям вне зависимости от их вида. Деятельность игорных заведений, не отвечающих требованиям, установленным частями 1 и 2 настоящей статьи, должна быть прекращена до 01.07.2007.
Данный Закон (статья 20) вступил в силу с 01.01.2007, следовательно, игорные заведения, открытые и действовавшие до вступления в силу Закона N 244-ФЗ, то есть до 01.01.2007, вправе продолжить свою деятельность после указанной даты до 30.06.2009 вне территории игорных зон при условии соблюдения требований, установленных этим Законом. Открытие и функционирование новых игорных заведений после принятия и вступления в силу названного Закона возможно только на территории игорных зон в соответствии с разрешительным порядком.
Вместе с тем согласно части 7 статьи 16 Закона N 244-ФЗ органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе принять до 01.07.2007 решение о запрете начиная с 01.07.2007 на территории субъекта Российской Федерации (за исключением игорных зон) деятельности по организации и проведению азартных игр (в том числе отдельных видов игорных заведений).
В соответствии со статьей 1 Областного закона Архангельской области от 18.04.2007 N 350-17-ОЗ "Об ограничении на территории Архангельской области деятельности по организации и проведению азартных игр" деятельность по организации и проведению азартных игр на территории Архангельской области запрещена с 01.01.2008 (за исключением деятельности букмекерских контор и тотализаторов).
Судом первой инстанции установлено и из материалов дела видно, что Общество до 01.01.2007 не имело игорного заведения по месту нахождения обособленного подразделения (город Каргополь, ул. Гагарина, д. 9), поскольку поставлено на учет в налоговом органе только 13.09.2007.
При таких обстоятельствах следует признать обоснованным вывод суда первой инстанции о том, что Общество, обращаясь в налоговый орган за регистрацией 19 игровых автоматов, планировало осуществлять деятельность в сфере игорного бизнеса во вновь открытом игорном заведении, находящемся по адресу: город Каргополь, ул. Гагарина, д. 9, в том числе на территории, не отнесенной к игровым зонам после 01.01.2007.
Суд кассационной инстанции считает несостоятельным довод подателя жалобы о том, что в этом же помещении ранее уже осуществлялась деятельность по организации и проведению азартных игр, что подтверждается Договором субаренды помещения N 12, поскольку доказательств правомерности осуществления такой деятельности Обществом суду не представлено, а Договор N 12, на который ссылается налогоплательщик, составлен лишь 01.09.2007, то есть после вступления в силу Закона N 244-ФЗ.
Таким образом, кассационная инстанция считает, что налоговый орган обоснованно отказал Обществу в регистрации 19 игровых автоматов на основании Уведомления от 11.10.2007 N 10-1-57/32460, и данный отказ не нарушает права и законные интересы заявителя.
Суд первой инстанции, руководствуясь статьями 356, 366 НК РФ и Законом N 244-ФЗ, правомерно отказал Обществу в удовлетворении его требований.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения жалобы Общества, а принятое по делу решение суда от 24.06.2008 считает законным и обоснованным.
Руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 24.06.2008 по делу N А05-2773/2008 оставить без изменения, а кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Вегас" - без удовлетворения.
Председательствующий
А.В.АСМЫКОВИЧ
Судьи
И.Д.АБАКУМОВА
Н.Г.КУЗНЕЦОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА ОТ 16.10.2008 ПО ДЕЛУ N А05-2773/2008
Разделы:Налог на игорный бизнес
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 октября 2008 г. по делу N А05-2773/2008
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Асмыковича А.В., судей Абакумовой И.Д., Кузнецовой Н.Г., рассмотрев 16.10.2008 в открытом судебном заседании кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Вегас" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 24.06.2008 по делу N А05-2773/2008 (судья Калашникова В.А.),
установил:
закрытое акционерное общество "Вегас" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о признании незаконным бездействия Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (далее - Инспекция), выразившегося в отказе в регистрации и выдачи свидетельства о регистрации объектов налогообложения налогом на игорный бизнес, а также об обязании налогового органа в выдаче соответствующего свидетельства и о признании незаконными действий Инспекции в виде изготовления и направления Обществу уведомления об отказе в регистрации игровых автоматов от 11.10.2007 N 10-1-57/32460.
Решением от 24.06.2008 суд первой инстанции в удовлетворении заявленных требований Обществу отказал.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Общество просит отменить решение суда от 24.06.2008 и принять по делу новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, суд неправильно применил статью 366 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) и не учел, что порядок регистрации объектов налогообложения носит не разрешительный, а уведомительный характер. При этом податель жалобы считает не соответствующими выводы суда о том, что налогоплательщик, обращаясь в Инспекцию за регистрацией игровых автоматов, планировал осуществлять деятельность в сфере игорного бизнеса во вновь открытом игорном заведении, и в обоснование своих доводов ссылается на договор субаренды помещения N 12, в соответствии с которым в этом же помещении ранее уже осуществлялась деятельность по организации и проведению азартных игр.
Инспекция в отзыве на кассационную жалобу не согласилась с доводами, изложенными в ней, и указала на законность принятого судебного акта.
Стороны надлежащим образом извещены о месте и времени судебного заседания, однако представители в суд кассационной инстанции не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке, и суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Из материалов дела видно, что 13.09.2007 Общество поставлено на учет в налоговом органе по месту нахождения обособленного подразделения: город Каргополь, ул. Гагарина, д. 9, о чем налогоплательщику направлено уведомление от 13.09.2007 N 391275 (лист дела 51).
01.10.2008 Общество обратилось в Инспекцию с заявлением N 290601 (листы дела 7 - 8) о регистрации 19 игровых автоматов (объектов налогообложения по налогу на игорный бизнес).
Уведомлением от 11.10.2007 N 10-1-57/32460 (лист дела 9) налоговый орган отказал Обществу в удовлетворении заявления, указав на невозможность осуществления регистрации объектов налогообложения по налогу на игорный бизнес в количестве 19 игровых автоматов.
В обоснование отказа Инспекция указала на то, что в соответствии с частью 4 статьи 5 Закона N 244-ФЗ игорные заведения (за исключением букмекерских контор и тотализаторов) могут быть открыты исключительно в игорных зонах в порядке, установленном названным законом. В связи с чем продолжение деятельности по организации азартных игр после 01.07.2007 вне игорных зон предусмотрено при условии наличия соответствующей лицензии и проведении деятельности в соответствии с требованиями Закона N 244-ФЗ исключительно в игорных заведениях, открытых до 01.01.2007. Поскольку открытие новых залов игровых автоматов на территории подведомственной Инспекции прекращено, соответственно прекращена и регистрация игровых автоматов.
Общество не согласилось с действиями Инспекции и обжаловало их в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, отказывая Обществу в удовлетворении его заявления, пришел к выводу о том, что отказ налогового органа в регистрации игровых автоматов не может нарушать прав и законных интересов налогоплательщика, так как его деятельность по организации нового игорного заведения на территории, не отнесенной к игорным зонам после 01.01.2007, противоречит требованиям Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 244-ФЗ).
Кассационная инстанция считает судебный акт законным и обоснованным.
Согласно статье 365 НК РФ налогоплательщиками налога на игорный бизнес признаются организации или индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса.
В пункте 1 статьи 366 НК РФ установлено, что игровой автомат является объектом налогообложения по налогу на игорный бизнес.
Каждый объект налогообложения подлежит регистрации в налоговом органе по месту установки этого объекта налогообложения не позднее чем за два дня до даты установки каждого объекта налогообложения. Регистрация производится налоговым органом на основании заявления налогоплательщика о регистрации объекта (объектов) налогообложения с обязательной выдачей свидетельства о регистрации объекта (объектов) налогообложения (пункт 2 статьи 366 НК РФ).
В соответствии с Законом N 244-ФЗ определены правовые основы государственного регулирования деятельности по организации и проведению азартных игр на территории Российской Федерации и установлены ограничения осуществления данной деятельности в целях защиты нравственности, прав и законных интересов граждан.
В пунктах 1, 2 статьи 5 Закона N 244-ФЗ предусмотрено, что деятельность по организации и проведению азартных игр может осуществляться исключительно организаторами азартных игр при соблюдении требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами. Деятельность по организации и проведению азартных игр может осуществляться исключительно в игорных заведениях, соответствующих требованиям, предусмотренным настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно пункту 11 статьи 4 Закона N 244-ФЗ игорное заведение - это здание, строение, сооружение (единая обособленная часть здания, строения, сооружения), в которых осуществляется исключительно деятельность по организации и проведению азартных игр и оказанию сопутствующих азартным играм услуг (в том числе филиал или иное место осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр и оказанию сопутствующих азартным играм услуг).
Под игорной зоной понимается часть территории Российской Федерации, которая предназначена для осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр и границы которой установлены в соответствии с настоящим Федеральным законом (пункт 7 статьи 4 Закона N 244-ФЗ).
Игорные заведения (за исключением букмекерских контор и тотализаторов) могут быть открыты исключительно в игорных зонах в порядке, установленном настоящим Федеральным законом. Игорные зоны не могут быть созданы на землях поселений (пункты 4, 5 статьи 5 Закона N 244-ФЗ).
В статье 9 Закона N 244-ФЗ определены четыре зоны на территории Российской Федерации (Алтайский край, Приморский край, Калининградская область, Краснодарский край и Ростовская область), а в силу пункта 2 статьи 13 этого закона установлено, что разрешение на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне выдается органом управления игорной зоной в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации (соглашением между органами государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации), в том числе путем проведения аукциона или конкурса.
В соответствии с частью 1 статьи 16 Закона N 244-ФЗ игорные заведения, имеющие соответствующие лицензии при условии их соответствия требованиям, установленным частью 6 статьи 6, частями 1, 3 - 5 статьи 8, частями 2 и 3 статьи 15 этого Закона, частью 2 настоящей статьи, вправе продолжить свою деятельность до 30 июня 2009 года без получения предусмотренного настоящим Федеральным законом разрешения на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне. При этом требования, установленные частью 2 статьи 15 названного закона, применяются ко всем игорным заведениям вне зависимости от их вида. Деятельность игорных заведений, не отвечающих требованиям, установленным частями 1 и 2 настоящей статьи, должна быть прекращена до 01.07.2007.
Данный Закон (статья 20) вступил в силу с 01.01.2007, следовательно, игорные заведения, открытые и действовавшие до вступления в силу Закона N 244-ФЗ, то есть до 01.01.2007, вправе продолжить свою деятельность после указанной даты до 30.06.2009 вне территории игорных зон при условии соблюдения требований, установленных этим Законом. Открытие и функционирование новых игорных заведений после принятия и вступления в силу названного Закона возможно только на территории игорных зон в соответствии с разрешительным порядком.
Вместе с тем согласно части 7 статьи 16 Закона N 244-ФЗ органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе принять до 01.07.2007 решение о запрете начиная с 01.07.2007 на территории субъекта Российской Федерации (за исключением игорных зон) деятельности по организации и проведению азартных игр (в том числе отдельных видов игорных заведений).
В соответствии со статьей 1 Областного закона Архангельской области от 18.04.2007 N 350-17-ОЗ "Об ограничении на территории Архангельской области деятельности по организации и проведению азартных игр" деятельность по организации и проведению азартных игр на территории Архангельской области запрещена с 01.01.2008 (за исключением деятельности букмекерских контор и тотализаторов).
Судом первой инстанции установлено и из материалов дела видно, что Общество до 01.01.2007 не имело игорного заведения по месту нахождения обособленного подразделения (город Каргополь, ул. Гагарина, д. 9), поскольку поставлено на учет в налоговом органе только 13.09.2007.
При таких обстоятельствах следует признать обоснованным вывод суда первой инстанции о том, что Общество, обращаясь в налоговый орган за регистрацией 19 игровых автоматов, планировало осуществлять деятельность в сфере игорного бизнеса во вновь открытом игорном заведении, находящемся по адресу: город Каргополь, ул. Гагарина, д. 9, в том числе на территории, не отнесенной к игровым зонам после 01.01.2007.
Суд кассационной инстанции считает несостоятельным довод подателя жалобы о том, что в этом же помещении ранее уже осуществлялась деятельность по организации и проведению азартных игр, что подтверждается Договором субаренды помещения N 12, поскольку доказательств правомерности осуществления такой деятельности Обществом суду не представлено, а Договор N 12, на который ссылается налогоплательщик, составлен лишь 01.09.2007, то есть после вступления в силу Закона N 244-ФЗ.
Таким образом, кассационная инстанция считает, что налоговый орган обоснованно отказал Обществу в регистрации 19 игровых автоматов на основании Уведомления от 11.10.2007 N 10-1-57/32460, и данный отказ не нарушает права и законные интересы заявителя.
Суд первой инстанции, руководствуясь статьями 356, 366 НК РФ и Законом N 244-ФЗ, правомерно отказал Обществу в удовлетворении его требований.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения жалобы Общества, а принятое по делу решение суда от 24.06.2008 считает законным и обоснованным.
Руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 24.06.2008 по делу N А05-2773/2008 оставить без изменения, а кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Вегас" - без удовлетворения.
Председательствующий
А.В.АСМЫКОВИЧ
Судьи
И.Д.АБАКУМОВА
Н.Г.КУЗНЕЦОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)