Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 09.10.2009 N 05АП-4776/2009 ПО ДЕЛУ N А51-5765/2009

Разделы:
Налог на прибыль организаций

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ПЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 9 октября 2009 г. N 05АП-4776/2009

Дело N А51-5765/2009

Резолютивная часть постановления оглашена 06 октября 2009 года
Постановление в полном объеме изготовлено 09 октября 2009 года
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего: Т.А. Солохиной
судей: О.Ю. Еремеевой, Е.Л. Сидорович
при ведении протокола секретарем судебного заседания: Я.А. Ворожбит
при участии:
от ИФНС России по Ленинскому району г. Владивостока: представитель Стручаева Е.П. по доверенности N 10-12/666 от 17.08.2009 со специальными полномочиями сроком на 3 года,
от Администрации г. Владивостока: представитель Васильков В.С. по доверенности N 1-3/58 от 12.01.2009 года сроком действия до 31.12.2009 года,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ИФНС России по Ленинскому району г. Владивостока,
апелляционное производство N 05АП-4776/2009,
на решение от 17 августа 2009 года
судьи А.В. Пятковой
по делу N А51-5765/2009 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению Администрации г. Владивостока
к ИФНС России по Ленинскому району г. Владивостока
о взыскании 392.874 руб. 95 коп.,

установил:

Администрация г. Владивостока (далее - Заявитель, Администрация) обратилась в Арбитражный суд Приморского края с заявлением, уточненным в порядке ст. 49 АПК РФ, о взыскании с ИФНС России по Ленинскому району г. Владивостока (далее - Налоговый орган, Инспекция) переплаты по налогу на прибыль в размере 200.703,3 руб. за счет средств федерального бюджета, в который произошла переплата, и по налогу на прибыль в сумме 192.171,75 руб. - за счет средств регионального бюджета, в который произошла переплата.
Решением от 17 августа 2009 года суд удовлетворил заявленные Обществом требования в полном объеме, указав, что Инспекцией была утрачена возможность принудительного взыскания недоимки по пеням по ЕСН, в счет которой Инспекцией был произведен зачет имеющейся у Администрации переплаты по налогу на прибыль. Кроме того, Администрация, согласно решению суда, обратилась с заявлением о возврате переплаты в пределах трехлетнего срока давности, исчисляемого с того момента, когда узнала о наличии переплаты.
Не согласившись с вынесенным решением, Налоговый орган обжаловал его в апелляционном порядке. Согласно апелляционной жалобе, переплата по налогу на прибыль в общей сумме 392.874 руб. 95 коп., которую просит возвратить Заявитель, уже зачтена Инспекцией в счет погашения задолженности по пене по ЕСН, в связи с чем возвращена быть не может. Налоговый орган также указал, что Администрация не требовала признания недействительными решений о зачете N 8281, N 8282 от 17.10.2008, N 8 от 14.01.2009.
На основании указанных доводов Инспекция просит отменить решение суда первой инстанции по настоящему делу.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, представитель Налогового органа поддержал в судебном заседании.
От Заявителя в материалы дела поступил письменный отзыв на апелляционную жалобу, из содержания которого следует, что с доводами жалобы Администрация не согласна, просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель Заявителя поддержал доводы отзыва на апелляционную жалобу.
Из материалов дела коллегией установлено следующее.
14.09.2007 Администрацией г. Владивостока и ИФНС России по Ленинскому району г. Владивостока была проведена сверка расчетов по налогам и сборам, пеням и штрафам, о чем был составлен акт, подписанный сторонами без разногласий. Согласно данному акту у Администрации имеется переплата по налогу на прибыль, зачисляемому в федеральный бюджет, в сумме 201.061,3 руб. и по налогу на прибыль, зачисляемому в бюджет субъекта Российской Федерации - в сумме 193.389,75 руб.
После составления акта сверки Налогоплательщик обратился в Инспекцию с заявлением N 1-3/6502 от 07.12.2007 о возврате указанной переплаты на его расчетный счет.
Решением N 7773 от 24.12.2007 Налоговый орган отказал Администрации в возврате переплаты, сославшись на проведение выездной налоговой проверки и указав, что вопрос о возврате переплаты может быть рассмотрен после ее завершения.
В феврале 2008 года Администрацией и Налоговым органом был составлен акт совместной сверки, также подписанный без разногласий, в соответствии с которым переплата по налогу на прибыль, зачисляемому в федеральный бюджет, составила 201.061,3 руб., по налогу на прибыль, зачисляемому в бюджет субъекта Российской Федерации, - 193.389,75 руб.
07.10.2008 Налогоплательщик повторно обратился в Инспекцию с заявлением N 1-3/5537 от 03.10.2008, в котором просил вернуть переплату по налогу на прибыль в сумме 392.874,95 руб., в том числе: из федерального бюджета - в сумме 200.703,2 руб., из регионального бюджета - в сумме 192.171,75 руб.
Решением N 8281 от 17.10.2008 Инспекцией был произведен зачет переплаты по налогу на прибыль, зачисляемому в федеральный бюджет, в сумме 125.665 руб. в счет погашения задолженности по пене по ЕСН, зачисляемому в федеральный бюджет.
Решением N 8282 от 17.10.2008 Инспекцией был произведен зачет переплаты по налогу на прибыль, зачисляемому в бюджет субъекта Российской Федерации, в сумме 192.171,75 руб., в счет погашения задолженности по пене по ЕСН, зачисляемому в федеральный бюджет.
О принятых решениях Налогоплательщику было сообщено извещением N 15286 от 17.10.2008.
Инспекцией также было принято решение N 8998 от 17.10.2008 об отказе в возврате (зачете) переплаты по налогу на прибыль, зачисляемому в федеральный бюджет, в сумме 75.038,3 руб. Основание для отказа явилось истечение 3-х летнего срока, предусмотренного п. 7 ст. 78 Налогового кодекса РФ, с момента фактической оплаты денежных средств.
23.12.2008 Администрация снова обратилась в Инспекцию с заявлением N 1-3/7508 о возврате переплаты по налогу на прибыль, на что Налоговый орган извещением N 17298 от 14.01.2009 сообщил о принятых 14.01.2009 решениях N 8 и N 34, из которых следует, что по состоянию на 14.01.2008 переплата по налогу на прибыль в федеральный бюджет отсутствует, так как Инспекцией самостоятельно произведен зачет переплаты по налогу на прибыль в федеральный бюджет в сумме 75.038,3 руб. в счет погашения задолженности по пене по ЕСН, зачисляемому в федеральный бюджет.
Полагая, что зачет переплаты по налогу на прибыль в счет уплаты пеней по ЕСН противоречит ст. 78 Налогового кодекса Российской Федерации, Администрация обратилась с заявлением об обязании возвратить излишне уплаченный налог на прибыль в арбитражный суд, который удовлетворил заявленные требования.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 266, 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правильность применения судом норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, отзыва на нее, коллегия считает решение арбитражного суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению в силу следующего.
В соответствии с подпунктом 5 п. 1 ст. 21 НК РФ налогоплательщики имеют право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, сборов, пени, штрафов.
Порядок зачета (возврата) излишне уплаченных налогов, сборов, пеней, штрафов установлен ст. 78 НК РФ.
В соответствии с п. 1 данной статьи сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей.
Пунктом 6 ст. 78 НК РФ установлено, что сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления. Возврат налогоплательщику суммы излишне уплаченного налога при наличии у него недоимки по иным налогам соответствующего вида или задолженности по соответствующим пеням, а также штрафам, подлежащим взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, производится только после зачета суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки (задолженности).
Решение о возврате суммы излишне уплаченного налога принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня получения заявления налогоплательщика о возврате суммы излишне уплаченного налога или со дня подписания налоговым органом и этим налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась (п. 8 ст. 78 НК РФ).
Таким образом, сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату налогоплательщику в случае отсутствия у него недоимки по иным налогам соответствующего вида, соответствующим пеням и штрафам, подлежащим взысканию в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом РФ. В случае наличия недоимки возврат переплаты производится только после зачета суммы излишне уплаченного налога в счет погашения задолженности. При этом согласно п. 5 ст. 78 НК РФ зачет суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и (или) штрафам, подлежащим уплате или взысканию в случаях, предусмотренных Налоговым Кодексом РФ, производится налоговыми органами самостоятельно. Решение налогового органа о зачете суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки и задолженности по пеням, штрафам принимается в течение 10 дней со дня обнаружения им факта излишней уплаты налога или со дня подписания налоговым органом и налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась, либо со дня вступления в силу решения суда (п. 5 ст. 78 НК РФ).
Из пунктов 5, 6 ст. 78 НК РФ также следует, что имеющаяся у Налогоплательщика переплата может быть зачтена только в счет недоимки по налогам пеням и штрафам, подлежащим взысканию в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом РФ.
В соответствии с ч. 2 ст. 45 НК РФ взыскание налога с организаций производится в бесспорном порядке в соответствии со статьями 46 и 47 НК РФ; правила, предусмотренные ст. 45 НК РФ, применяются также в отношении пеней.
Согласно ст. 46 НК РФ в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется принудительно путем обращения взыскания на денежные средства налогоплательщика (налогового агента) - организации на счетах в банках. Взыскание налога производится по решению налогового органа путем направления в банк, в котором открыты счета налогоплательщика - организации инкассового поручения (распоряжения) на списание и перечисление в соответствующие бюджеты (внебюджетные фонды) необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика - организации. Решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного для исполнения обязанности по уплате налога, но не позднее 60 дней после истечения срока исполнения требования об уплате налога, которое в свою очередь должно было выставляться до 01.01.2007 не позднее трех месяцев после наступления срока уплаты налога, а с 01.01.2007 - не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с иском о взыскании с налогоплательщика - организации причитающейся к уплате суммы налога. Заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. До 01.01.2007 данный срок являлся пресекательным и не подлежал восстановлению.
В соответствии с ч. 7 ст. 46 и ч. 1 ст. 47 НК РФ при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика - организации или при отсутствии информации о счетах налогоплательщика - организации налоговый орган вправе взыскать налог за счет иного имущества налогоплательщика. Взыскание налога за счет имущества налогоплательщика - организации производится по решению руководителя налогового органа путем направления в течение трех дней с момента вынесения такого решения соответствующего постановления судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом "Об исполнительном производстве", с учетом особенностей, предусмотренных ст. 47 НК РФ.
Решение о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика - организации принимается в течение одного года после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Как правильно указал суд первой инстанции, данное положение введено Федеральным законом от 27.07.2006 N 137-ФЗ и действует с 01.01.2007, до 01.01.2007 60-дневный срок, предусмотренный ст. 46 НК РФ, применялся ко всей процедуре принудительного взыскания налога и пени, осуществляемого в бесспорном порядке, как за счет денежных средств, так и за счет иного имущества налогоплательщика.
В соответствии с пунктом 12 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 28.02.2001 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации" срок, установленный п. 3 ст. 46 НК РФ для бесспорного взыскания соответствующих сумм недоимки по налогам, пеням и штрафам, является пресекательным, т.е. не подлежащим восстановлению; в случае его пропуска суд отказывает в удовлетворении требований налогового органа к юридическому лицу.
Руководствуясь вышеперечисленными нормами Налогового кодекса РФ, Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 28.02.2001 N 5, коллегия поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что действия, направленные на взыскание задолженности по обязательным платежам и пеням, должны быть предприняты налоговым органом в срок, не превышающий в совокупности установленных п. 3 ст. 46 и ст. 70 НК РФ, то есть в течение 9-ти месяцев после наступления срока уплаты налога. При истечении срока давности взыскания недоимки по налогам, пеням, штрафам в судебном порядке, а также при пропуске срока предъявления судебному приставу-исполнителю для принудительного взыскания задолженности за счет имущества должника возможность принудительного взыскания налоговым органом утрачивается.
Как следует из материалов дела (актов совместной сверки расчетов по состоянию на 14.09.2007 и на 22.02.2008, платежных поручений об уплате налога на прибыль за 2005 год, справки о состоянии расчетов на 10.10.2008 и 15.10.2008) у Администрации имеется переплата по налогу на прибыль, зачисляемому в федеральный бюджет, в сумме 201.061,3 руб., по налогу на прибыль, зачисляемому в бюджет субъекта Российской Федерации, - в сумме 193.389,75 руб.
Коллегией также установлено, что переплата по налогу на прибыль, зачисляемому в федеральный бюджет, в сумме 200.703,3 руб., и по налогу на прибыль, зачисляемому в краевой бюджет, в сумме 192.171,75 руб. была зачтена Инспекцией в счет уплаты задолженности по пеням по ЕСН, зачисляемому в федеральный бюджет решениями N 8281 и N 8282 от 17.10.2008 и N 8 от 14.01.2009. При этом пени по ЕСН, на уплату которых была направлена спорная переплата по налогу на прибыль, были начислены по состоянию на 01.01.2004, 01.04.2004 и 01.05.2004.
Вышеперечисленные обстоятельства сторонами не оспариваются.
Учитывая, что с момента возникновения у Администрации обязанности по уплате пеней по ЕСН, начисленных по состоянию на 01.01.2004, 01.04.2004 и 01.05.2004 на задолженность по ЕСН, образовавшуюся до 2004 года, к моменту произведенных Инспекцией 17.10.2008 и 14.01.2009 зачетов прошло от четырех до пяти лет, коллегия считает правильным вывод суда о том, что у Инспекции не было правовых оснований для зачета спорной переплаты по налогу на прибыль в счет погашения задолженности по пене по ЕСН, срок давности взыскания по которой истек. Следовательно, решения Налогового органа N 8281, N 8282 от 17.10.2008, N 8 от 14.01.2009 о зачете имеющейся у Заявителя переплаты по налогу на прибыль в счет уплаты пеней по ЕСН, зачисляемому в федеральный бюджет, были вынесены неправомерно.
В силу вышеизложенного коллегия отклоняет довод апелляционной жалобы о том, что налог на прибыль в общей сумме 392.874 руб. 95 коп., которую просит возвратить Заявитель, уже зачтена Инспекцией в счет погашения задолженности по пене по ЕСН.
Довод, также заявленный Инспекцией в апелляционной жалобе, о том, что Администрация не заявляла требований о признании недействительными решений о зачете N 8281, N 8282 от 17.10.2008, N 8 от 14.01.2009, коллегия отклоняет, поскольку, как правильно указал суд первой инстанции, заявленное Администрацией требование о возврате переплаты по налогу на прибыль находится во взаимосвязи с разрешением вопроса о законности указанных решений о зачете.
В соответствии с п. 7 ст. 78 НК РФ заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.
В соответствии с п. 2 Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 21.06.2001 N 173-О положения ст. 78 НК РФ направлены не на ущемление прав налогоплательщика, который ошибся в расчете суммы налогового платежа по какой-либо причине, в том числе вследствие незнания налогового закона или добросовестного заблуждения, а напротив, позволяет ему в течение трех лет со дня уплаты налога предъявить налоговому органу обоснованные и потому подлежащие безусловному удовлетворению требования, не обращаясь к судебной защите своих законных интересов. В то же время данная норма не препятствует гражданину в случае пропуска указанного срока обратиться в суд с иском о возврате из бюджета переплаченной суммы в порядке гражданского или арбитражного судопроизводства, и в этом случае действуют общие правила исчисления срока исковой давности - со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права (пункт 1 статьи 200 ГК Российской Федерации).
Таким образом, пропуск налогоплательщиком трехлетнего срока, предусмотренного п. 3 ст. 78 НК РФ, не препятствует обращению налогоплательщика с заявлением о зачете (возврате) излишне уплаченного налога в суд с заявлением о зачете (возврате) налога в том случае, если не истек трехлетний срок с момента, когда налогоплательщик узнал о наличии у него переплаты по налогу.
Как следует из материалов дела, об отказе в возврате ему переплаты по налогу на прибыль, т.е. о нарушении своего права, Администрация узнала из уведомления Инспекции об отказе в возврате переплаты в связи с произведенным зачетом - 17.10.2008. С заявлением об обязании Налогового органа произвести возврат переплаты по налогу на прибыль в спорной сумме Администрация обратилась 27.04.2009, т.е. в пределах установленного трехлетнего срока.
Руководствуясь изложенным, коллегия считает, что суд первой инстанции правомерно и обоснованно обязал ИФНС России по Ленинскому району г. Владивостока возвратить Администрации г. Владивостока излишне уплаченный налог на прибыль в сумме 200.703,3 руб. за счет средств федерального бюджета, в который произошла переплата, и излишне уплаченный налога на прибыль в сумме 192.171,75 руб. - за счет средств регионального бюджета.
Руководствуясь статьями 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд,

постановил:

Решение Арбитражного суда Приморского края от 17 августа 2009 года по делу N А51-5765/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий:
Т.А.СОЛОХИНА
Судьи:
О.Ю.ЕРЕМЕЕВА
Е.Л.СИДОРОВИЧ














© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)