Судебные решения, арбитраж
Упрощенная система налогообложения (УСН)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 5 сентября 2012 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 6 сентября 2012 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Трифоновой Л.А., судей Дорогиной Т.Н. и Драбо Т.Н., при участии в судебном заседании от заявителя общества с ограниченной ответственностью "Асторат-Элиста" (ИНН 0814064324, ОГРН 1020800763136) - Муевой А.Ю. (доверенность от 05.03.2012), от заинтересованного лица - Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Элисте (ИНН 0816000005, ОГРН1070814010497) - Мурзаева С.Ф. (доверенность от 03.09.2012), в отсутствие заинтересованного лица - Управления Федеральной налоговой службы по Республике Калмыкия, надлежаще извещенного о времени и месте судебного разбирательства, в том числе путем опубликования информации на сайте в телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой Службы по г. Элисте на решение Арбитражного суда Республики Калмыкия от 06.03.2012 (судья Сангаджиева К.В.) и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.06.2012 (судьи Афанасьева Л.В., Семенов М.У., Цигельников И.А.) по делу N А22-1498/2011, установил следующее.
ООО "Асторат-Элиста" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене сообщения Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Элисте (далее - инспекция, налоговый орган) от 18.01.2011 N 9 о несоответствии общества требованиям, предъявляемым к налогоплательщикам, имеющим намерение перейти на упрощенную систему налогообложения (далее - сообщение N 9), и решения Управления Федеральной налоговой службы по Республике Калмыкия (далее - управление) от 18.04.2011 об отказе в удовлетворении жалобы.
Решением суда от 06.03.2012, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 14.06.2012, требования общества удовлетворены - сообщение инспекции N 9 и решение управления от 18.04.2011 об отказе в удовлетворении жалобы признаны недействительными.
Судебные акты мотивированы тем, что общество подтвердило соответствие его требованиям Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) к лицам, имеющим намерение перейти на упрощенную систему налогообложения, поскольку сумма его доходов за 9 месяцев и численность работающих не превышали установленных пределов; общество не имеет филиалов.
В кассационной жалобе инспекция просит отменить судебные акты, считая их незаконными и необоснованными. Податель жалобы указывает на несоответствие общества установленным законом условиям для применения режима упрощенной системы налогообложения, поскольку общество имеет филиалы, уточненная декларация о непревышении установленного предела доходов общества за 9 месяцев и численности работающих менее 100 человек налоговому органу не представлялась, представлена по истечении года и инспекцией не проверялась. Представление этих документов суду лишило налоговый орган возможности их проверки и, соответственно, принятия их во внимание.
В отзыве на кассационную жалобу управление поддержало доводы инспекции. Из отзыва общества следует, что оно считает обжалуемые судебные акты законными и обоснованными и просит оставить их без изменения.
В судебном заседании представители инспекции и общества поддержали доводы кассационной жалобы и отзыва.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва, выслушав представителей участвующих в деле лиц, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, 25.11.2010 общество обратилось в налоговый орган с заявлением о переходе на упрощенную систему налогообложения, в котором сообщило о переходе на упрощенную систему налогообложения, о выбранном объекте налогообложения - "доходы минус расходы", указало, что доходы за 9 месяцев 2010 года составили 40 634 135 рублей, средняя численность работающих за 9 месяцев 2010 года - 94 человека.
Из налоговой декларации по налогу на прибыль, представленной обществом 28.10.2010, следует, что сумма доходов составила 49 288 242 рубля. Из реестра представленных обществом сведений о доходах по форме 2-НДФЛ количество работников общества в 2010 году составило 128 человек.
В сообщении N 9 инспекция уведомила общество о несоответствии его критериям налогоплательщиков, имеющих право на применение упрощенной системы налогообложения ввиду наличия у общества филиалов.
Управление решением от 18.04.2011 отказало в удовлетворении жалобы общества, сославшись на отсутствие у общества права применять упрощенную систему, так как у него имеются филиалы; доход за 9 месяцев 2010 года составил 49 288 242 рубля, что превышает предельную величину дохода, установленную пунктом 2.1. статьи 346.12 Кодекса на 4 288 242 рубля; среднесписочная численность работающих в 2010 году составила 128 человек, что не соответствует установленной законом численности.
За защитой своих прав общество обратилось в арбитражный суд.
В силу части 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено названным Кодексом.
Рассматривая дело, суды исходили из доказанности обществом наличия у него права на применение упрощенной системы налогообложения, поскольку из уточненной налоговой декларации, представленной обществом в октябре 2011 года, доход общества и количество его работников в 2010 году не превышало установленные законом пределы и общество не имело филиалов.
При этом судебные инстанции не учли следующее.
Согласно статье 346.11 Кодекса упрощенная система налогообложения организациями и индивидуальными предпринимателями применяется наряду с иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Переход к упрощенной системе налогообложения или возврат к иным режимам налогообложения осуществляется организациями и индивидуальными предпринимателями в добровольном порядке.
Из смысла главы 26.2 Кодекса переход на упрощенную систему осуществляется в уведомительном, а не разрешительном порядке. Налогоплательщик направляет налоговому органу в установленный срок заявление и с начала следующего календарного года начинает применять упрощенную систему налогообложения. Необходимость получения какого-либо подтверждающего документа от налогового органа Кодекс не предусматривает.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение, действие (бездействие) не соответствует закону или нормативному правому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствие с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными в случае, если установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из содержания оспариваемого обществом сообщения N 9 не следует, что оно не соответствует закону или иному нормативному акту, поскольку действующее законодательство не запрещает налоговому органу направлять такого характера сообщения налогоплательщику. Сообщение также не возлагает на общество какие-либо обязанности, не содержит запрет на переход общества на иной режим налогообложения, либо создает иные препятствия для осуществления обществом его предпринимательской деятельности. Налоговый орган лишь ставит налогоплательщика в известность о несоответствии его установленным законом требованиям к лицам, переходящим на выбираемый им режим налогообложения. Реализация права выбора зависит от налогоплательщика с возложением на него последствий этого выбора.
При таких обстоятельствах вывод судов о несоответствии сообщения N 9 действующему законодательству и нарушении этим сообщением прав и законных интересов общества является ошибочным.
Поскольку суды правильно установили обстоятельства дела, но неверно применили нормы права, суд кассационной инстанции считает возможным отменить судебные акты и принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Калмыкия от 06.03.2012 и постановления Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.06.2012 по делу N А22-1498/2011 отменить.
В удовлетворении требований ООО "Асторат-Элиста" отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА ОТ 06.09.2012 ПО ДЕЛУ N А22-1498/2011
Разделы:Упрощенная система налогообложения (УСН)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 6 сентября 2012 г. по делу N А22-1498/2011
Резолютивная часть постановления объявлена 5 сентября 2012 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 6 сентября 2012 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Трифоновой Л.А., судей Дорогиной Т.Н. и Драбо Т.Н., при участии в судебном заседании от заявителя общества с ограниченной ответственностью "Асторат-Элиста" (ИНН 0814064324, ОГРН 1020800763136) - Муевой А.Ю. (доверенность от 05.03.2012), от заинтересованного лица - Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Элисте (ИНН 0816000005, ОГРН1070814010497) - Мурзаева С.Ф. (доверенность от 03.09.2012), в отсутствие заинтересованного лица - Управления Федеральной налоговой службы по Республике Калмыкия, надлежаще извещенного о времени и месте судебного разбирательства, в том числе путем опубликования информации на сайте в телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой Службы по г. Элисте на решение Арбитражного суда Республики Калмыкия от 06.03.2012 (судья Сангаджиева К.В.) и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.06.2012 (судьи Афанасьева Л.В., Семенов М.У., Цигельников И.А.) по делу N А22-1498/2011, установил следующее.
ООО "Асторат-Элиста" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене сообщения Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Элисте (далее - инспекция, налоговый орган) от 18.01.2011 N 9 о несоответствии общества требованиям, предъявляемым к налогоплательщикам, имеющим намерение перейти на упрощенную систему налогообложения (далее - сообщение N 9), и решения Управления Федеральной налоговой службы по Республике Калмыкия (далее - управление) от 18.04.2011 об отказе в удовлетворении жалобы.
Решением суда от 06.03.2012, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 14.06.2012, требования общества удовлетворены - сообщение инспекции N 9 и решение управления от 18.04.2011 об отказе в удовлетворении жалобы признаны недействительными.
Судебные акты мотивированы тем, что общество подтвердило соответствие его требованиям Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) к лицам, имеющим намерение перейти на упрощенную систему налогообложения, поскольку сумма его доходов за 9 месяцев и численность работающих не превышали установленных пределов; общество не имеет филиалов.
В кассационной жалобе инспекция просит отменить судебные акты, считая их незаконными и необоснованными. Податель жалобы указывает на несоответствие общества установленным законом условиям для применения режима упрощенной системы налогообложения, поскольку общество имеет филиалы, уточненная декларация о непревышении установленного предела доходов общества за 9 месяцев и численности работающих менее 100 человек налоговому органу не представлялась, представлена по истечении года и инспекцией не проверялась. Представление этих документов суду лишило налоговый орган возможности их проверки и, соответственно, принятия их во внимание.
В отзыве на кассационную жалобу управление поддержало доводы инспекции. Из отзыва общества следует, что оно считает обжалуемые судебные акты законными и обоснованными и просит оставить их без изменения.
В судебном заседании представители инспекции и общества поддержали доводы кассационной жалобы и отзыва.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва, выслушав представителей участвующих в деле лиц, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, 25.11.2010 общество обратилось в налоговый орган с заявлением о переходе на упрощенную систему налогообложения, в котором сообщило о переходе на упрощенную систему налогообложения, о выбранном объекте налогообложения - "доходы минус расходы", указало, что доходы за 9 месяцев 2010 года составили 40 634 135 рублей, средняя численность работающих за 9 месяцев 2010 года - 94 человека.
Из налоговой декларации по налогу на прибыль, представленной обществом 28.10.2010, следует, что сумма доходов составила 49 288 242 рубля. Из реестра представленных обществом сведений о доходах по форме 2-НДФЛ количество работников общества в 2010 году составило 128 человек.
В сообщении N 9 инспекция уведомила общество о несоответствии его критериям налогоплательщиков, имеющих право на применение упрощенной системы налогообложения ввиду наличия у общества филиалов.
Управление решением от 18.04.2011 отказало в удовлетворении жалобы общества, сославшись на отсутствие у общества права применять упрощенную систему, так как у него имеются филиалы; доход за 9 месяцев 2010 года составил 49 288 242 рубля, что превышает предельную величину дохода, установленную пунктом 2.1. статьи 346.12 Кодекса на 4 288 242 рубля; среднесписочная численность работающих в 2010 году составила 128 человек, что не соответствует установленной законом численности.
За защитой своих прав общество обратилось в арбитражный суд.
В силу части 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено названным Кодексом.
Рассматривая дело, суды исходили из доказанности обществом наличия у него права на применение упрощенной системы налогообложения, поскольку из уточненной налоговой декларации, представленной обществом в октябре 2011 года, доход общества и количество его работников в 2010 году не превышало установленные законом пределы и общество не имело филиалов.
При этом судебные инстанции не учли следующее.
Согласно статье 346.11 Кодекса упрощенная система налогообложения организациями и индивидуальными предпринимателями применяется наряду с иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Переход к упрощенной системе налогообложения или возврат к иным режимам налогообложения осуществляется организациями и индивидуальными предпринимателями в добровольном порядке.
Из смысла главы 26.2 Кодекса переход на упрощенную систему осуществляется в уведомительном, а не разрешительном порядке. Налогоплательщик направляет налоговому органу в установленный срок заявление и с начала следующего календарного года начинает применять упрощенную систему налогообложения. Необходимость получения какого-либо подтверждающего документа от налогового органа Кодекс не предусматривает.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение, действие (бездействие) не соответствует закону или нормативному правому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствие с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными в случае, если установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из содержания оспариваемого обществом сообщения N 9 не следует, что оно не соответствует закону или иному нормативному акту, поскольку действующее законодательство не запрещает налоговому органу направлять такого характера сообщения налогоплательщику. Сообщение также не возлагает на общество какие-либо обязанности, не содержит запрет на переход общества на иной режим налогообложения, либо создает иные препятствия для осуществления обществом его предпринимательской деятельности. Налоговый орган лишь ставит налогоплательщика в известность о несоответствии его установленным законом требованиям к лицам, переходящим на выбираемый им режим налогообложения. Реализация права выбора зависит от налогоплательщика с возложением на него последствий этого выбора.
При таких обстоятельствах вывод судов о несоответствии сообщения N 9 действующему законодательству и нарушении этим сообщением прав и законных интересов общества является ошибочным.
Поскольку суды правильно установили обстоятельства дела, но неверно применили нормы права, суд кассационной инстанции считает возможным отменить судебные акты и принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Калмыкия от 06.03.2012 и постановления Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.06.2012 по делу N А22-1498/2011 отменить.
В удовлетворении требований ООО "Асторат-Элиста" отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Л.А.ТРИФОНОВА
Л.А.ТРИФОНОВА
Судьи
Т.Н.ДОРОГИНА
Т.Н.ДРАБО
Т.Н.ДОРОГИНА
Т.Н.ДРАБО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)