Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА ОТ 29.04.2002 N Ф08-1370/2002 ПО ДЕЛУ N А22-1150/2001-6-118

Разделы:
Налог на прибыль организаций

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 апреля 2002 г. N Ф08-1370/2002

Дело N А22-1150/2001-6-118

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Э.В. Боровка, судей И.В. Пальцевой и В.А. Бобровой, при участии в судебном заседании представителя ООО "Тэрра" - И.В. Буглаева (дов. от 17.01.2002 N 03), в отсутствие в судебном заседании представителей Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Элиста Республики Калмыкия (далее - Инспекция МНС России), рассмотрев кассационную жалобу Инспекции МНС России на решение от 16.11.2001 (судьи С.Н. Логинов, В.Э. Бембеев, К.В. Сангажиева) и постановление апелляционной инстанции от 22.02.2002 (судьи Т.М. Савченко, Л.Б. Джамбинова, В.К. Чуматов) Арбитражного суда Республики Калмыкия по делу N А22-1150/2001-6-118, установил следующее.
Решением арбитражного суда, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции, удовлетворен иск ООО "Тэрра" о признании недействительным постановления 19.09.2001 N 24/2221 и требования N 01-23/221 Инспекции МНС России в части взыскания с ООО "Тэрра" 999 839 руб., в том числе 808 049 руб. налога на прибыль за 2 квартал 2001 год, 30 180 руб. пени и 161 110 руб. штрафа по статье 122 (пункту 1) Налогового кодекса Российской Федерации.
В кассационной жалобе на решение арбитражного суда и постановление апелляционной инстанции Инспекция МНС России просит судебные акты отменить, как принятые с нарушением норм материального и процессуального права, и в иске отказать, поскольку установление категории налогоплательщиков, которым предоставляется льгота, не актом законодательства о налогах и сборах, а актом органа исполнительной власти нарушает требования Налогового кодекса России и не соответствует установленному Конституцией Российской Федерации принципу разделения властей. Кроме того, Закон Республики Калмыкия от 12.03.1999 N 12-11-3 "О налоговых льготах предприятиям, осуществляющим инвестиции в экономику Республики Калмыкия" противоречит статьям 17 (пункту 1) и 56 Налогового кодекса России, поскольку отсутствуют критерии, позволяющие определить отдельные категории налогоплательщиков, имеющих преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками.
Изучив материалы дела, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает решение арбитражного суда и постановление апелляционной инстанции подлежащими отмене по следующим основаниям.
Инспекцией МНС России проведена камеральная налоговая проверка ООО "Тэрра" по вопросу уплаты налога на прибыль в 1-ом полугодии 2001 года, в ходе которой установлено занижение налога на прибыль в части республиканского и местного бюджетов в нарушении требований статьи 5 Закона Российской Федерации от 27.12.91 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" и статей 4 и 5 Закона Республики Калмыкия "О бюджете Республики Калмыкия на 2001 год".
По результатам камеральном проверки Инспекцией МНС Росс принято постановление от 19.09.2001 N 01-24/2221 о взыскании с ООО "Тэрра" 808 049 руб. налога на прибыль за 2-ой квартал 2001 года, 30 180 руб. пени, а также 18 518 руб. и 161 610 руб. штрафов по статья 119 (пункту 1) и 122 (пункту 1) Налогового кодекса России за непредставление налогоплательщиком в установленный законом срок налоговой декларации по налогу на прибыль и за неуплату данного налога. Кроме того, налоговый орган взыскал с ООО "Тэрра" 9 843 руб. штрафа по статье 119 (пункту 1) Кодекса за непредставление налогоплательщиком в установленный законом срок налоговой декларации по налогу на пользователей автомобильных дорог.
В адрес ООО "Тэрра" налоговым органом направлено требование N 01- 23/2221 об уплате в добровольном порядке срок до 30.09.2001 суммы 1 028 200 руб., в том числе 808 049 руб. недоимки, 30 180 руб. пени, 18 518 руб., 161 610 руб. и 9 843 руб. штрафов.
ООО "Тэрра" обратилось в арбитражный суд с иском о признании постановления N 01-24/2221 от 19.09.2001 и требования N 01-23/2221 недействительным в части взыскания недоимки, пени и штрафа по налогу на прибыль.
Удовлетворяя исковые требования, арбитражный суд недостаточно исследовал фактические обстоятельства по делу, имеющие существенное значения для принятия правильного решения, в связи с чем решение подлежит отмене.
При удовлетворении исковых требований суд исходил из того, что ООО "Тэрра" правомерно пользовалось льготой по уплате налога на прибыль в части сумм, зачисляемых в республиканский и местный бюджеты на основании Закона Республики Калмыкия от 12.03.1999 N 12-11-3 "О налоговых льготах предприятиям, осуществляющим инвестиции в экономику Республики Калмыкия", Решения Элистинского Городского Собрания от 25.01.2001 N 7, статей 1 (пункта 4), 3 (пункта 6), 4 (пункта 1), 17 и 56 (пункта 1) Налогового кодекса России и статьи 6 (пункта 9) Закона Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций".
Согласно статье 6 (пункта 9) Закона Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций" законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации и представительные органы местного самоуправления помимо льгот, предусмотренных настоящей статьей, вправе устанавливать для отдельных категорий налогоплательщиков дополнительные льготы по налогу в пределах сумм налога, подлежащих зачислению в их бюджеты.
Принятые Народным Хуралом (Парламентом) Республики Калмыкия Закон от 12.03.1999 N 12-11-3 "О налоговых льготах предприятиям, осуществляющим инвестиции в экономику Республики Калмыкия" и Элистинским Городским Собранием Решение от 25.01.2001 N 7, устанавливающие дополнительные льготы по налогу на прибыль в виде освобождения от его уплаты предприятий, осуществляющих инвестиции в экономику Республики Калмыкия, не противоречат вышеуказанной норме Закона Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций", поскольку распространяют свое действие только на суммы налога, подлежащие зачислению в республиканский бюджет и местный бюджет города Элисты.
Положения статьи 2 Закона Республики Калмыкия от 12.03.1999 N 12-11-3 об определении критериев инвестиций в экономику Республики Калмыкия, при осуществлении которых предприятие имеет право на льготу, Распоряжение Министерства инвестиционной политики Республики Калмыкия от 15.03.1999 N 3-РП/СМ/15, которым установлены инвестиционные проекты, осуществление вложений в которые предоставляет предприятиям право на льготу, также не противоречат требованиям статьи 4 Налогового кодекса России, предусматривающей компетенцию органов исполнительной власти издавать нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением, не изменяя и не дополняя законодательство о налогах и сборах.
Однако, судом неполно выяснены обстоятельства соблюдения истцом условий для получения льготы по налогу на прибыль в виде освобождения от его уплаты. Суд указал в решении, что обществом соблюдены необходимые условия пользования льготой: он зарегистрирован в Министерстве инвестиционной политики Республики Калмыкия в качестве предприятия, осуществляющего инвестиции в экономику данной республики и фактически осуществлял инвестиционные вложения.
К материалам дела в качестве доказательств осуществления инвестиционных вложений приобщены платежные поручения NN 1, 2, 3 от 05.10.1999, N 000117 от 05.01.2000, N 397 от 04.04.2000, N 770 от 04.07.2000, N 1213 от 04.10.2000, N 51 от 17.01.2001 о перечислении ОАО "Калмыцкий бизнес центр" 46 648 руб. 72 коп., в разделе "назначение платежа" которых указано, что уплачиваемые по данным платежным документам денежные суммы являются оплатой за услуги. Указанным платежным поручениям надлежащей оценки не дано; не выяснено, какие услуги были оказаны; не исследован характер данных платежей; не выяснено, относятся ли данные платежи к инвестиционным. В названных платежных поручениях имеется ссылка на оферты (договоры) от 19.03.1999 и 19.03.2000, однако оценка платежам с учетом договора не дана и не выяснено, соответствуют ли данные платежи критериям инвестиционных вложений, установленным Министерством инвестиционной политики Республики Калмыкия.
При новом рассмотрении дела суду необходимо исследовать обстоятельства соблюдения истцом условий пользования льготами, предусмотренными Законом Республики Калмыкия от 12.03.1999 N 12-11-3 и Решением Элистинского Городского Собрания от 25.01.2001 N 7, в том числе выяснить, соответствуют ли платежи по платежным поручениям NN 1, 2, 3, 000117, 397, 770, 1213 и 51 критериям инвестиционных вложений, установленным Министерством инвестиционной политики Республики Калмыкия, приобщить к материалам дела соответствующие доказательства, представленные сторонами, а также оценить действия истца по применению льгот, исходя из его добросовестности и отсутствия злоупотребления правом при несоразмерности сумм осуществленных им инвестиционных вложений и сумм полученных налоговых льгот.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 171, 174, 175 (пунктом 3), 176 и 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
постановил:

решение от 16.11.2001 и постановление апелляционной инстанции от 22.02.2002 Арбитражного суда Республика Калмыкия по делу N А22-1150/2001-6-118 отменить, дело передать на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и обжалованию не подлежит.
Председательствующий
Э.В.БОРОВОК

Судьи
И.В.ПАЛЬЦЕВА
В.А.БОБРОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)