Судебные решения, арбитраж

РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 25.07.2005, 18.07.2005 ПО ДЕЛУ N А60-18768/05-С10

Разделы:
Земельный налог

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ


от 25 июля 2005 г. Дело N А60-18768/05-С10
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи Куричева Ю.А. рассмотрел 12 - 18.07.2005 в судебном заседании дело по заявлению МУ "Управление ЖКХ" к ИФНС РФ по г. Ревде Свердловской области об оспаривании решения о привлечении к налоговой ответственности.
В заседании участвовали: представители заявителя - Жирнова Н.В., начальник отдела, доверенность от 08.07.2005, Куркин Ю.В., начальник отдела, доверенность от 05.07.2005; представитель заинтересованного лица - Гайкулова И.М., специалист 1 категории, доверенность от 18.04.2005, Ахматшина М.А., зам. начальника отдела, доверенность от 12.07.2005.
Отводов суду не заявлено. Процессуальные права и обязанности разъяснены. Заявлений и ходатайств не поступило.

МУ "Управление ЖКХ" просит признать недействительным решение от 10.06.2005 N 02-07/8174 о привлечении налогоплательщика к ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ за неуплату налога на землю в сумме 86863 руб., непредставление налоговой декларации по налогу на землю по п. 2 ст. 119 НК РФ в сумме 595585 руб., а также начислении налога на землю в сумме 434315 руб., пени.
В обоснование своих требований заявитель считает, что он не может являться плательщиком налога за земельный участок, который находится в собственности г. Ревды.
Заинтересованное лицо требования заявителя не признало, полагая, что учреждение является плательщиком налога на землю, поскольку имеет в оперативном управлении здания, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной и муниципальной собственности.

Рассмотрев материалы дела, заслушав объяснения представителей сторон, суд установил следующее.
Инспекцией ФНС России по г. Ревде Свердловской области проведена выездная налоговая проверка МУ "Управление ЖКХ" по вопросам соблюдения налогового законодательства, правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты налога на землю за период с 01.01.2002 по 31.12.2004. В ходе проверки установлена неуплата налога на землю в сумме 434315 руб. Результаты проверки оформлены актом N 30/20 от 28.04.2005, на основании которого вынесено решение N 02-07/8174 от 10.06.2005 о привлечении налогоплательщика к ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ за неуплату налога на землю в сумме 86863 руб., непредставление налоговой декларации по налогу на землю по п. 2 ст. 119 НК РФ в сумме 595585 руб. Учреждению предложено уплатить земельный налог в сумме 434315 рублей, пени за несвоевременную уплату земельного налога.
Заслушав представителей заявителя и заинтересованного лица, суд считает, что требования заявителя следует удовлетворить исходя из следующего.
Согласно ст. 1 Закона Российской Федерации "О плате за землю" от 11.10.1991 N 1738-1, использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы являются: земельный налог, арендная плата, нормативная цена земли. Собственники земли, землевладельцы и землепользователи, кроме арендаторов, облагаются ежегодным земельным налогом. За земли, переданные в аренду, взимается арендная плата.
Как следует из материалов дела, решениями о закреплении муниципального имущества на праве оперативного управления на здания жилищного фонда по г. Ревде за МУ "Управление ЖКХ" закреплены на праве оперативного управления объектов жилого фонда, в соответствии с которыми имущество находится на праве оперативного управления, отражается на балансе заявителя с момента передачи.
По мнению налогового органа, учреждение, имеющее в оперативном управлении здания жилого фонда, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной и муниципальной собственности, приобретает права на эти земельные участки, поэтому обязано уплачивать земельный налог.
Из материалов проверки и пояснений представителей налогового органа следует, что в результате налоговой проверки муниципальному учреждению "УЖКХ" доначислен налог за землю в общей сумме 434315 рублей. При этом во внимание принималась дата приема-передачи учреждению жилых домов на праве оперативного управления. Расчет налога на землю выполнен также с учетом возражений исходя из общей площади земельных участков в размере 399187,17 кв. м, а также с учетом дифференцированных ставок земельного налога по оценочной зоне в зависимости от градостроительной ценности территории.
Как следует из материалов дела, МУ "УЖКХ", учрежденное муниципальным образованием, осуществляет управление жилищно-коммунальным хозяйством города, заключающееся в организации работ, связанных с содержанием и эксплуатацией жилого фонда и объектов коммунального назначения, а именно регулярным обслуживанием указанных объектов, обеспечением их постоянного надлежащего функционирования, проведением ремонтных работ. Учреждение осуществляет также иные функции, связанные с управлением объектами муниципального жилого фонда.
По смыслу норм ст. 1 Закона "О плате за землю", п. 2 ст. 2 Областного закона "О плате за землю на территории Свердловской области" обязанность по уплате земельного налога возлагается на лиц, фактически использующих земельные участки.
Вместе с тем, земли, занятые жилым фондом, находящимся в оперативном управлении МУ "Управление ЖКХ", используются гражданами и организациями, являющимися правообладателями жилых и нежилых помещений, расположенных в этих зданиях. Деятельность же МУ "Управление ЖКХ" направлена на обеспечение условий для нормальной эксплуатации муниципального жилого фонда собственниками и нанимателями помещений, а также лицами, использующими помещения в муниципальном фонде на иных законных основаниях.
Следовательно, заявитель не является фактическим пользователем земельного участка, на котором расположен обслуживаемый им муниципальный жилой фонд.
Факт нахождения зданий муниципального жилого фонда на праве оперативного управления и на балансе учреждения не свидетельствует о том, что оно является правообладателем земельных участков, на которых расположены указанные здания.
В соответствии со ст. 8 Налогового кодекса Российской Федерации под налогом понимается платеж в форме взимания денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. В силу п. 3 ст. 3 НК РФ налоги должны иметь экономическое основание, поэтому налоговое бремя возлагается на юридические и физические лица лишь при условии совершения ими определенных действий, связанных с получением доходов, иной выгоды, имущества и т.д.
Возникновение обязанности по уплате налога налоговое законодательство связывает с наличием у налогоплательщика объекта налогообложения. При этом по смыслу ст. 38, 39 НК РФ не является объектом налогообложения имущество, использование которого не связано с получением прибыли (дохода) или иным использованием в предпринимательской деятельности.
Следовательно, возложение налогового бремени на учреждение, деятельность которого заключается в осуществлении предусмотренных федеральным законодательством функций (обязанностей) местного самоуправления, противоречит нормам и общему смыслу законодательства о налогах и сборах.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 110, 167 - 170, 201 АПК РФ, суд
РЕШИЛ:

требования МУ "Управление ЖКХ" удовлетворить.
Признать недействительным решение от 10.06.2005 N 02-07/8174 о привлечении налогоплательщика к ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ за неуплату налога на землю в сумме 86863 руб., непредставление налоговой декларации по налогу на землю по п. 2 ст. 119 НК РФ в сумме 595585 руб., а также начислении налога на землю в сумме 434315 руб., пени.
Возвратить МУ "Управление ЖКХ" государственную пошлину из федерального бюджета в размере 3000 руб., уплаченную платежными поручениями N 66 от 29.06.2005 и N 63 от 16.06.2005.
Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции (часть 1 ст. 180 Арбитражного процессуального кодекса РФ).
Настоящее решение может быть обжаловано в порядке и сроки, предусмотренные статьями 259 - 260, 275 - 277 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
В соответствии с частью 1 ст. 275 Арбитражного процессуального кодекса РФ кассационная жалоба подается в арбитражный суд кассационной инстанции через арбитражный суд, принявший решение.
Судья
КУРИЧЕВ Ю.А.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)