Судебные решения, арбитраж
Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
от 31 мая 2004 года Дело N Ф04/2953-1218/А27-2004
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа, рассмотрев кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Кемерово на решение от 29.10.2003 и постановление апелляционной инстанции от 19.02.2004 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-9191/2003-6 по заявлению закрытого акционерного общества "Внешнеэкономическая ассоциация "Кузбасс" к Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Кемерово,
Закрытое акционерное общество "Внешнеэкономическая ассоциация "Кузбасс" (далее - ЗАО "Внешнеэкономическая ассоциация "Кузбасс") обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным бездействия Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Кемерово (далее - налоговая инспекция), выразившегося в непринятии решения о зачете излишне уплаченных сумм налога на землю.
Решением от 29.10.2003 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением апелляционной инстанции от 19.02.2004 решение суда первой инстанции оставлено без удовлетворения.
В кассационной жалобе налоговая инспекция, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, просит принятые по настоящему делу судебные акты отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать полностью. Отмечает, что на момент направления заявления о зачете излишне уплаченных сумм у ЗАО "Внешнеэкономическая ассоциация "Кузбасс" имелась недоимка, а не переплата. К базовым ставкам земельного налога, установленным Решением Кемеровского городского Совета народных депутатов от 27.12.1996, следует применять повышающий коэффициент, установленный Законом Российской Федерации N 29-ФЗ.
В отзыве на кассационную жалобу ЗАО "Внешнеэкономическая ассоциация "Кузбасс" указывает на законность и обоснованность принятых по делу судебных актов, просит оставить их без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Суд кассационной инстанции, в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации проверив правильность применения арбитражным судом норм материального и процессуального права, проанализировав доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Кассационная жалоба проверяется в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе.
Как следует из материалов дела, ЗАО "Внешнеэкономическая ассоциация "Кузбасс" обратилось в налоговую инспекцию с заявлением о зачете излишне уплаченных сумм земельного налога за 2000, 2001, 2002 г.г. в размере 44076 руб. в счет предстоящих платежей по налогу на добавленную стоимость, по сбору на уборку территории в счет погашения недоимки по налогу на землю.
По мнению налогоплательщика, при расчете сумм налога на землю за 2000 - 2002 г.г. им ошибочно применялся коэффициент 2, установленный статьей 13 Федерального закона от 26.02.1997 N 29-ФЗ "О федеральном бюджете на 1997 год". Данный коэффициент не подлежит применению к ставкам земельного налога, установленным Решением Кемеровского городского Совета народных депутатов от 27.12.1996 "О ставках земельного налога на территории г. Кемерово", вступившим в силу с 01.01.1997, так как коэффициент 2 подлежит применению к ставкам, действовавшим в 1996 году.
Налоговая инспекция зачет не произвела, ответа на указанное заявление налогоплательщик не получил, в связи с чем заявитель обратился в арбитражный суд с требованием о признании незаконным бездействия налогового органа.
Удовлетворяя требования ЗАО "Внешнеэкономическая ассоциация "Кузбасс", Арбитражный суд Кемеровской области принял законное и обоснованное решение.
В соответствии со статьей 21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" земельный налог отнесен к местным налогам, порядок зачисления поступлений по которому в соответствующий бюджет определяется законодательством о земле.
В соответствии со статьей 3 Закона Российской Федерации "О плате за землю" размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности собственников земли, землевладельцев, землепользователей и устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год. Ставки земельного налога пересматриваются в связи с изменением не зависящих от пользователя земли условий хозяйствования.
Согласно статье 8 Закона Российской Федерации "О плате за землю" и пункту 2 статьи 21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" налог на городские (поселковые) земли определяется перечисленными в пункте 2 статьи 21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" органами на основе средних ставок, предусмотренных в приложении 2 (таблицы 1, 2, 3) к Закону Российской Федерации "О плате за землю".
Статьей 8 Закона Российской Федерации "О плате за землю" органам местного самоуправления предоставлено право устанавливать дифференцированные средние ставки в зависимости от местоположения и зоны градостроительной ценности территории городов. На основании предоставленных полномочий Кемеровским городским Советом народных депутатов принято решение от 27.12.1996 "О ставках земельного налога на территории города Кемерово", которое вступило в законную силу с 01.01.1997.
Установленные Законом Российской Федерации "О плате за землю" средние ставки земельного налога применяются с учетом индексации (поправочных коэффициентов), определяемой нормативными актами. Соответственно индексируются конкретные ставки налогов, определенные вышеперечисленными уполномоченными органами на основе средних ставок. При этом федеральные нормативные акты, которыми устанавливаются поправочные коэффициенты, в силу прямого указания пункта 2 статьи 21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" и статьи 2 Федерального закона от 09.08.1994 N 22-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О плате за землю" являются актами прямого действия, не требующими соответствующего подтверждения законодательными актами республик в составе Российской Федерации или решениями органов государственной власти краев, областей, автономной области, автономных округов, районов, городов и иных административно-территориальных образований.
Соответствующие нормы об индексации ставок земельного налога включались в федеральные законы о федеральном бюджете.
Статьей 13 Федерального закона от 26.02.1997 N 29-ФЗ "О федеральном бюджете на 1997 год" установлено, что ставки земельного налога, действующие в 1996 году, применяются в 1997 году для всех категорий земель с коэффициентом 2.
Кемеровским городским Советом народных депутатов в г. Кемерово с 01.01.1997 введены новые базовые ставки земельного налога.
Поскольку Федеральным законом от 26.02.1997 N 29-ФЗ установлено, что коэффициент 2 применяется к ставкам земельного налога для всех категорий земель, действовавшим в 1996 году, то в 1997 году указанный коэффициент не может быть применен к ставкам налога, вводимым в 1997 году.
В рассматриваемой ситуации налогоплательщик, в силу неясности положений законодательства, должен был платить земельный налог по ставке 1996 года, как это указано в Законе "О федеральном бюджете на 1997 год", с применением коэффициента 2 либо по ставкам, установленным Кемеровским городским Советом народных депутатов на 1997 год без применения коэффициента 2, поскольку иное не предусмотрено действующим законодательством.
Следовательно, довод налоговой инспекции о применении коэффициента 2 к ставкам 1997 года не основан на законе.
В соответствии с пунктом 7 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).
При таких обстоятельствах судебные инстанции правомерно пришли к выводу о том, что налогоплательщик обоснованно произвел перерасчет земельного налога, уплаченного в 2000 - 2002 годах, и заявил о зачете излишне уплаченных сумм в счет предстоящих платежей. Соответственно, бездействие налоговой инспекции, выразившееся в непроизведении зачета излишне уплаченных заявителем сумм, незаконно.
Таким образом, арбитражный суд всесторонне и полно исследовал материалы дела, дал надлежащую правовую оценку всем доказательствам, применил нормы материального права, подлежащие применению, не допустив нарушений процессуального закона. Выводы, содержащиеся в вынесенных по делу судебных актах, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, и оснований для их переоценки кассационная инстанция не имеет.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, кассационная инстанция
Решение от 29.10.2003 и постановление апелляционной инстанции от 19.02.2004 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-9191/2003-6 оставить без изменения, кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Кемерово - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
от 31 мая 2004 года Дело N Ф04/2953-1218/А27-2004
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа, рассмотрев кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Кемерово на решение от 29.10.2003 и постановление апелляционной инстанции от 19.02.2004 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-9191/2003-6 по заявлению закрытого акционерного общества "Внешнеэкономическая ассоциация "Кузбасс" к Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Кемерово,
Закрытое акционерное общество "Внешнеэкономическая ассоциация "Кузбасс" (далее - ЗАО "Внешнеэкономическая ассоциация "Кузбасс") обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным бездействия Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Кемерово (далее - налоговая инспекция), выразившегося в непринятии решения о зачете излишне уплаченных сумм налога на землю.
Решением от 29.10.2003 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением апелляционной инстанции от 19.02.2004 решение суда первой инстанции оставлено без удовлетворения.
В кассационной жалобе налоговая инспекция, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, просит принятые по настоящему делу судебные акты отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать полностью. Отмечает, что на момент направления заявления о зачете излишне уплаченных сумм у ЗАО "Внешнеэкономическая ассоциация "Кузбасс" имелась недоимка, а не переплата. К базовым ставкам земельного налога, установленным Решением Кемеровского городского Совета народных депутатов от 27.12.1996, следует применять повышающий коэффициент, установленный Законом Российской Федерации N 29-ФЗ.
В отзыве на кассационную жалобу ЗАО "Внешнеэкономическая ассоциация "Кузбасс" указывает на законность и обоснованность принятых по делу судебных актов, просит оставить их без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Суд кассационной инстанции, в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации проверив правильность применения арбитражным судом норм материального и процессуального права, проанализировав доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Кассационная жалоба проверяется в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе.
Как следует из материалов дела, ЗАО "Внешнеэкономическая ассоциация "Кузбасс" обратилось в налоговую инспекцию с заявлением о зачете излишне уплаченных сумм земельного налога за 2000, 2001, 2002 г.г. в размере 44076 руб. в счет предстоящих платежей по налогу на добавленную стоимость, по сбору на уборку территории в счет погашения недоимки по налогу на землю.
По мнению налогоплательщика, при расчете сумм налога на землю за 2000 - 2002 г.г. им ошибочно применялся коэффициент 2, установленный статьей 13 Федерального закона от 26.02.1997 N 29-ФЗ "О федеральном бюджете на 1997 год". Данный коэффициент не подлежит применению к ставкам земельного налога, установленным Решением Кемеровского городского Совета народных депутатов от 27.12.1996 "О ставках земельного налога на территории г. Кемерово", вступившим в силу с 01.01.1997, так как коэффициент 2 подлежит применению к ставкам, действовавшим в 1996 году.
Налоговая инспекция зачет не произвела, ответа на указанное заявление налогоплательщик не получил, в связи с чем заявитель обратился в арбитражный суд с требованием о признании незаконным бездействия налогового органа.
Удовлетворяя требования ЗАО "Внешнеэкономическая ассоциация "Кузбасс", Арбитражный суд Кемеровской области принял законное и обоснованное решение.
В соответствии со статьей 21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" земельный налог отнесен к местным налогам, порядок зачисления поступлений по которому в соответствующий бюджет определяется законодательством о земле.
В соответствии со статьей 3 Закона Российской Федерации "О плате за землю" размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности собственников земли, землевладельцев, землепользователей и устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год. Ставки земельного налога пересматриваются в связи с изменением не зависящих от пользователя земли условий хозяйствования.
Согласно статье 8 Закона Российской Федерации "О плате за землю" и пункту 2 статьи 21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" налог на городские (поселковые) земли определяется перечисленными в пункте 2 статьи 21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" органами на основе средних ставок, предусмотренных в приложении 2 (таблицы 1, 2, 3) к Закону Российской Федерации "О плате за землю".
Статьей 8 Закона Российской Федерации "О плате за землю" органам местного самоуправления предоставлено право устанавливать дифференцированные средние ставки в зависимости от местоположения и зоны градостроительной ценности территории городов. На основании предоставленных полномочий Кемеровским городским Советом народных депутатов принято решение от 27.12.1996 "О ставках земельного налога на территории города Кемерово", которое вступило в законную силу с 01.01.1997.
Установленные Законом Российской Федерации "О плате за землю" средние ставки земельного налога применяются с учетом индексации (поправочных коэффициентов), определяемой нормативными актами. Соответственно индексируются конкретные ставки налогов, определенные вышеперечисленными уполномоченными органами на основе средних ставок. При этом федеральные нормативные акты, которыми устанавливаются поправочные коэффициенты, в силу прямого указания пункта 2 статьи 21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" и статьи 2 Федерального закона от 09.08.1994 N 22-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О плате за землю" являются актами прямого действия, не требующими соответствующего подтверждения законодательными актами республик в составе Российской Федерации или решениями органов государственной власти краев, областей, автономной области, автономных округов, районов, городов и иных административно-территориальных образований.
Соответствующие нормы об индексации ставок земельного налога включались в федеральные законы о федеральном бюджете.
Статьей 13 Федерального закона от 26.02.1997 N 29-ФЗ "О федеральном бюджете на 1997 год" установлено, что ставки земельного налога, действующие в 1996 году, применяются в 1997 году для всех категорий земель с коэффициентом 2.
Кемеровским городским Советом народных депутатов в г. Кемерово с 01.01.1997 введены новые базовые ставки земельного налога.
Поскольку Федеральным законом от 26.02.1997 N 29-ФЗ установлено, что коэффициент 2 применяется к ставкам земельного налога для всех категорий земель, действовавшим в 1996 году, то в 1997 году указанный коэффициент не может быть применен к ставкам налога, вводимым в 1997 году.
В рассматриваемой ситуации налогоплательщик, в силу неясности положений законодательства, должен был платить земельный налог по ставке 1996 года, как это указано в Законе "О федеральном бюджете на 1997 год", с применением коэффициента 2 либо по ставкам, установленным Кемеровским городским Советом народных депутатов на 1997 год без применения коэффициента 2, поскольку иное не предусмотрено действующим законодательством.
Следовательно, довод налоговой инспекции о применении коэффициента 2 к ставкам 1997 года не основан на законе.
В соответствии с пунктом 7 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).
При таких обстоятельствах судебные инстанции правомерно пришли к выводу о том, что налогоплательщик обоснованно произвел перерасчет земельного налога, уплаченного в 2000 - 2002 годах, и заявил о зачете излишне уплаченных сумм в счет предстоящих платежей. Соответственно, бездействие налоговой инспекции, выразившееся в непроизведении зачета излишне уплаченных заявителем сумм, незаконно.
Таким образом, арбитражный суд всесторонне и полно исследовал материалы дела, дал надлежащую правовую оценку всем доказательствам, применил нормы материального права, подлежащие применению, не допустив нарушений процессуального закона. Выводы, содержащиеся в вынесенных по делу судебных актах, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, и оснований для их переоценки кассационная инстанция не имеет.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, кассационная инстанция
Решение от 29.10.2003 и постановление апелляционной инстанции от 19.02.2004 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-9191/2003-6 оставить без изменения, кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Кемерово - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА ОТ 31.05.2004 N Ф04/2953-1218/А27-2004
Разделы:Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
от 31 мая 2004 года Дело N Ф04/2953-1218/А27-2004
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа, рассмотрев кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Кемерово на решение от 29.10.2003 и постановление апелляционной инстанции от 19.02.2004 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-9191/2003-6 по заявлению закрытого акционерного общества "Внешнеэкономическая ассоциация "Кузбасс" к Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Кемерово,
УСТАНОВИЛ:
Закрытое акционерное общество "Внешнеэкономическая ассоциация "Кузбасс" (далее - ЗАО "Внешнеэкономическая ассоциация "Кузбасс") обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным бездействия Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Кемерово (далее - налоговая инспекция), выразившегося в непринятии решения о зачете излишне уплаченных сумм налога на землю.
Решением от 29.10.2003 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением апелляционной инстанции от 19.02.2004 решение суда первой инстанции оставлено без удовлетворения.
В кассационной жалобе налоговая инспекция, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, просит принятые по настоящему делу судебные акты отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать полностью. Отмечает, что на момент направления заявления о зачете излишне уплаченных сумм у ЗАО "Внешнеэкономическая ассоциация "Кузбасс" имелась недоимка, а не переплата. К базовым ставкам земельного налога, установленным Решением Кемеровского городского Совета народных депутатов от 27.12.1996, следует применять повышающий коэффициент, установленный Законом Российской Федерации N 29-ФЗ.
В отзыве на кассационную жалобу ЗАО "Внешнеэкономическая ассоциация "Кузбасс" указывает на законность и обоснованность принятых по делу судебных актов, просит оставить их без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Суд кассационной инстанции, в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации проверив правильность применения арбитражным судом норм материального и процессуального права, проанализировав доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Кассационная жалоба проверяется в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе.
Как следует из материалов дела, ЗАО "Внешнеэкономическая ассоциация "Кузбасс" обратилось в налоговую инспекцию с заявлением о зачете излишне уплаченных сумм земельного налога за 2000, 2001, 2002 г.г. в размере 44076 руб. в счет предстоящих платежей по налогу на добавленную стоимость, по сбору на уборку территории в счет погашения недоимки по налогу на землю.
По мнению налогоплательщика, при расчете сумм налога на землю за 2000 - 2002 г.г. им ошибочно применялся коэффициент 2, установленный статьей 13 Федерального закона от 26.02.1997 N 29-ФЗ "О федеральном бюджете на 1997 год". Данный коэффициент не подлежит применению к ставкам земельного налога, установленным Решением Кемеровского городского Совета народных депутатов от 27.12.1996 "О ставках земельного налога на территории г. Кемерово", вступившим в силу с 01.01.1997, так как коэффициент 2 подлежит применению к ставкам, действовавшим в 1996 году.
Налоговая инспекция зачет не произвела, ответа на указанное заявление налогоплательщик не получил, в связи с чем заявитель обратился в арбитражный суд с требованием о признании незаконным бездействия налогового органа.
Удовлетворяя требования ЗАО "Внешнеэкономическая ассоциация "Кузбасс", Арбитражный суд Кемеровской области принял законное и обоснованное решение.
В соответствии со статьей 21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" земельный налог отнесен к местным налогам, порядок зачисления поступлений по которому в соответствующий бюджет определяется законодательством о земле.
В соответствии со статьей 3 Закона Российской Федерации "О плате за землю" размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности собственников земли, землевладельцев, землепользователей и устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год. Ставки земельного налога пересматриваются в связи с изменением не зависящих от пользователя земли условий хозяйствования.
Согласно статье 8 Закона Российской Федерации "О плате за землю" и пункту 2 статьи 21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" налог на городские (поселковые) земли определяется перечисленными в пункте 2 статьи 21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" органами на основе средних ставок, предусмотренных в приложении 2 (таблицы 1, 2, 3) к Закону Российской Федерации "О плате за землю".
Статьей 8 Закона Российской Федерации "О плате за землю" органам местного самоуправления предоставлено право устанавливать дифференцированные средние ставки в зависимости от местоположения и зоны градостроительной ценности территории городов. На основании предоставленных полномочий Кемеровским городским Советом народных депутатов принято решение от 27.12.1996 "О ставках земельного налога на территории города Кемерово", которое вступило в законную силу с 01.01.1997.
Установленные Законом Российской Федерации "О плате за землю" средние ставки земельного налога применяются с учетом индексации (поправочных коэффициентов), определяемой нормативными актами. Соответственно индексируются конкретные ставки налогов, определенные вышеперечисленными уполномоченными органами на основе средних ставок. При этом федеральные нормативные акты, которыми устанавливаются поправочные коэффициенты, в силу прямого указания пункта 2 статьи 21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" и статьи 2 Федерального закона от 09.08.1994 N 22-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О плате за землю" являются актами прямого действия, не требующими соответствующего подтверждения законодательными актами республик в составе Российской Федерации или решениями органов государственной власти краев, областей, автономной области, автономных округов, районов, городов и иных административно-территориальных образований.
Соответствующие нормы об индексации ставок земельного налога включались в федеральные законы о федеральном бюджете.
Статьей 13 Федерального закона от 26.02.1997 N 29-ФЗ "О федеральном бюджете на 1997 год" установлено, что ставки земельного налога, действующие в 1996 году, применяются в 1997 году для всех категорий земель с коэффициентом 2.
Кемеровским городским Советом народных депутатов в г. Кемерово с 01.01.1997 введены новые базовые ставки земельного налога.
Поскольку Федеральным законом от 26.02.1997 N 29-ФЗ установлено, что коэффициент 2 применяется к ставкам земельного налога для всех категорий земель, действовавшим в 1996 году, то в 1997 году указанный коэффициент не может быть применен к ставкам налога, вводимым в 1997 году.
В рассматриваемой ситуации налогоплательщик, в силу неясности положений законодательства, должен был платить земельный налог по ставке 1996 года, как это указано в Законе "О федеральном бюджете на 1997 год", с применением коэффициента 2 либо по ставкам, установленным Кемеровским городским Советом народных депутатов на 1997 год без применения коэффициента 2, поскольку иное не предусмотрено действующим законодательством.
Следовательно, довод налоговой инспекции о применении коэффициента 2 к ставкам 1997 года не основан на законе.
В соответствии с пунктом 7 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).
При таких обстоятельствах судебные инстанции правомерно пришли к выводу о том, что налогоплательщик обоснованно произвел перерасчет земельного налога, уплаченного в 2000 - 2002 годах, и заявил о зачете излишне уплаченных сумм в счет предстоящих платежей. Соответственно, бездействие налоговой инспекции, выразившееся в непроизведении зачета излишне уплаченных заявителем сумм, незаконно.
Таким образом, арбитражный суд всесторонне и полно исследовал материалы дела, дал надлежащую правовую оценку всем доказательствам, применил нормы материального права, подлежащие применению, не допустив нарушений процессуального закона. Выводы, содержащиеся в вынесенных по делу судебных актах, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, и оснований для их переоценки кассационная инстанция не имеет.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, кассационная инстанция
ПОСТАНОВИЛА:
Решение от 29.10.2003 и постановление апелляционной инстанции от 19.02.2004 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-9191/2003-6 оставить без изменения, кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Кемерово - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
от 31 мая 2004 года Дело N Ф04/2953-1218/А27-2004
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа, рассмотрев кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Кемерово на решение от 29.10.2003 и постановление апелляционной инстанции от 19.02.2004 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-9191/2003-6 по заявлению закрытого акционерного общества "Внешнеэкономическая ассоциация "Кузбасс" к Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Кемерово,
УСТАНОВИЛ:
Закрытое акционерное общество "Внешнеэкономическая ассоциация "Кузбасс" (далее - ЗАО "Внешнеэкономическая ассоциация "Кузбасс") обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным бездействия Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Кемерово (далее - налоговая инспекция), выразившегося в непринятии решения о зачете излишне уплаченных сумм налога на землю.
Решением от 29.10.2003 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением апелляционной инстанции от 19.02.2004 решение суда первой инстанции оставлено без удовлетворения.
В кассационной жалобе налоговая инспекция, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, просит принятые по настоящему делу судебные акты отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать полностью. Отмечает, что на момент направления заявления о зачете излишне уплаченных сумм у ЗАО "Внешнеэкономическая ассоциация "Кузбасс" имелась недоимка, а не переплата. К базовым ставкам земельного налога, установленным Решением Кемеровского городского Совета народных депутатов от 27.12.1996, следует применять повышающий коэффициент, установленный Законом Российской Федерации N 29-ФЗ.
В отзыве на кассационную жалобу ЗАО "Внешнеэкономическая ассоциация "Кузбасс" указывает на законность и обоснованность принятых по делу судебных актов, просит оставить их без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Суд кассационной инстанции, в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации проверив правильность применения арбитражным судом норм материального и процессуального права, проанализировав доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Кассационная жалоба проверяется в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе.
Как следует из материалов дела, ЗАО "Внешнеэкономическая ассоциация "Кузбасс" обратилось в налоговую инспекцию с заявлением о зачете излишне уплаченных сумм земельного налога за 2000, 2001, 2002 г.г. в размере 44076 руб. в счет предстоящих платежей по налогу на добавленную стоимость, по сбору на уборку территории в счет погашения недоимки по налогу на землю.
По мнению налогоплательщика, при расчете сумм налога на землю за 2000 - 2002 г.г. им ошибочно применялся коэффициент 2, установленный статьей 13 Федерального закона от 26.02.1997 N 29-ФЗ "О федеральном бюджете на 1997 год". Данный коэффициент не подлежит применению к ставкам земельного налога, установленным Решением Кемеровского городского Совета народных депутатов от 27.12.1996 "О ставках земельного налога на территории г. Кемерово", вступившим в силу с 01.01.1997, так как коэффициент 2 подлежит применению к ставкам, действовавшим в 1996 году.
Налоговая инспекция зачет не произвела, ответа на указанное заявление налогоплательщик не получил, в связи с чем заявитель обратился в арбитражный суд с требованием о признании незаконным бездействия налогового органа.
Удовлетворяя требования ЗАО "Внешнеэкономическая ассоциация "Кузбасс", Арбитражный суд Кемеровской области принял законное и обоснованное решение.
В соответствии со статьей 21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" земельный налог отнесен к местным налогам, порядок зачисления поступлений по которому в соответствующий бюджет определяется законодательством о земле.
В соответствии со статьей 3 Закона Российской Федерации "О плате за землю" размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности собственников земли, землевладельцев, землепользователей и устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год. Ставки земельного налога пересматриваются в связи с изменением не зависящих от пользователя земли условий хозяйствования.
Согласно статье 8 Закона Российской Федерации "О плате за землю" и пункту 2 статьи 21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" налог на городские (поселковые) земли определяется перечисленными в пункте 2 статьи 21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" органами на основе средних ставок, предусмотренных в приложении 2 (таблицы 1, 2, 3) к Закону Российской Федерации "О плате за землю".
Статьей 8 Закона Российской Федерации "О плате за землю" органам местного самоуправления предоставлено право устанавливать дифференцированные средние ставки в зависимости от местоположения и зоны градостроительной ценности территории городов. На основании предоставленных полномочий Кемеровским городским Советом народных депутатов принято решение от 27.12.1996 "О ставках земельного налога на территории города Кемерово", которое вступило в законную силу с 01.01.1997.
Установленные Законом Российской Федерации "О плате за землю" средние ставки земельного налога применяются с учетом индексации (поправочных коэффициентов), определяемой нормативными актами. Соответственно индексируются конкретные ставки налогов, определенные вышеперечисленными уполномоченными органами на основе средних ставок. При этом федеральные нормативные акты, которыми устанавливаются поправочные коэффициенты, в силу прямого указания пункта 2 статьи 21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" и статьи 2 Федерального закона от 09.08.1994 N 22-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О плате за землю" являются актами прямого действия, не требующими соответствующего подтверждения законодательными актами республик в составе Российской Федерации или решениями органов государственной власти краев, областей, автономной области, автономных округов, районов, городов и иных административно-территориальных образований.
Соответствующие нормы об индексации ставок земельного налога включались в федеральные законы о федеральном бюджете.
Статьей 13 Федерального закона от 26.02.1997 N 29-ФЗ "О федеральном бюджете на 1997 год" установлено, что ставки земельного налога, действующие в 1996 году, применяются в 1997 году для всех категорий земель с коэффициентом 2.
Кемеровским городским Советом народных депутатов в г. Кемерово с 01.01.1997 введены новые базовые ставки земельного налога.
Поскольку Федеральным законом от 26.02.1997 N 29-ФЗ установлено, что коэффициент 2 применяется к ставкам земельного налога для всех категорий земель, действовавшим в 1996 году, то в 1997 году указанный коэффициент не может быть применен к ставкам налога, вводимым в 1997 году.
В рассматриваемой ситуации налогоплательщик, в силу неясности положений законодательства, должен был платить земельный налог по ставке 1996 года, как это указано в Законе "О федеральном бюджете на 1997 год", с применением коэффициента 2 либо по ставкам, установленным Кемеровским городским Советом народных депутатов на 1997 год без применения коэффициента 2, поскольку иное не предусмотрено действующим законодательством.
Следовательно, довод налоговой инспекции о применении коэффициента 2 к ставкам 1997 года не основан на законе.
В соответствии с пунктом 7 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).
При таких обстоятельствах судебные инстанции правомерно пришли к выводу о том, что налогоплательщик обоснованно произвел перерасчет земельного налога, уплаченного в 2000 - 2002 годах, и заявил о зачете излишне уплаченных сумм в счет предстоящих платежей. Соответственно, бездействие налоговой инспекции, выразившееся в непроизведении зачета излишне уплаченных заявителем сумм, незаконно.
Таким образом, арбитражный суд всесторонне и полно исследовал материалы дела, дал надлежащую правовую оценку всем доказательствам, применил нормы материального права, подлежащие применению, не допустив нарушений процессуального закона. Выводы, содержащиеся в вынесенных по делу судебных актах, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, и оснований для их переоценки кассационная инстанция не имеет.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, кассационная инстанция
ПОСТАНОВИЛА:
Решение от 29.10.2003 и постановление апелляционной инстанции от 19.02.2004 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-9191/2003-6 оставить без изменения, кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Кемерово - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)