Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 14.10.2004 N А72-1462/04-7/214

Разделы:
Земельный налог

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности и
обоснованности решений (определений, постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу


от 14 октября 2004 года Дело N А72-1462/04-7/214


Закрытое акционерное общество "Форш", г. Ульяновск, обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Заволжскому району г. Ульяновска N 17 от 21.01.2004.
Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Заволжскому району г. Ульяновска обратилась со встречным иском о взыскании с Закрытого акционерного общества "Форш" налоговых санкций в сумме 101428,80 руб.
Решением от 17 мая 2004 г. Арбитражного суда Ульяновской области решение Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Заволжскому району г. Ульяновска N 17 от 21.01.2004 признано недействительным.
Постановлением от 16 июля 2004 г. апелляционная инстанция того же суда указанное решение изменила, удовлетворив апелляционную жалобу налогового органа частично.
Решение Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Заволжскому району г. Ульяновска N 17 от 21.01.2004 признано недействительным в части доначисления земельного налога в сумме 192759,59 руб., пени в соответствующей сумме и санкций по п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации в размере 38551,99 руб.
В остальной части по первоначальному иску заявление оставлено без удовлетворения.
Встречный иск удовлетворил частично.
Суд взыскал с Закрытого акционерного общества "Форш" в пользу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Заволжскому району г. Ульяновска налоговые санкции в сумме 9417,07 руб.
В остальной части в удовлетворении встречного иска отказано.
В кассационной жалобе ответчик просит отменить принятые по делу судебные акты и принять новый судебный акт, поскольку судом при рассмотрении дела неправильно применены нормы материального права.
В кассационной жалобе Закрытое акционерное общество "Форш" просит отменить Постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Ульяновской области в части доначисления налога на землю за 2003 г., а также взыскания налоговых санкций.
Кассационная инстанция, рассмотрев материалы дела, проверив законность принятых по делу судебных актов, признает подлежащими их отмене с направлением дела на новое рассмотрение.
Из материалов дела следует, что налоговым органом проведена камеральная налоговая проверка налогоплательщика представленных им уточненных налоговых деклараций по земельному налогу за 2002 г. и 2003 г. по уменьшению уплаченных сумм земельного налога.
По результатам камеральной налоговой проверки вынесено решение N 17 от 21.01.2004 о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации, за неполную уплату сумм земельного налога за 2002 - 2003 гг. в виде штрафа - 20% от неуплаченной суммы налога - в размере 101428,8 руб.
Кроме этого, заявителю доначислен земельный налог в сумме 507144 руб. и выставлены требования N N 3, 4 от 21.01.2004 об уплате земельного налога, пени и налоговых санкций до 31.01.2004.
Указанные требования налогоплательщиком не исполнены.
Удовлетворяя исковые требования Общества, суд первой инстанции исходил из неправомерности исчисления Инспекцией земельного налога на основании средних ставок земельного налога, установленных в порядке ст. 8 Федерального закона "О плате за землю".
Изменяя решение суда первой инстанции и удовлетворяя требования Общества частично, суд апелляционной инстанции указал на то, что при расчете земельного налога за 2002 - 2003 гг. необходимо руководствоваться ставками земельного налога, установленными представительными органами местного самоуправления.
Кассационная инстанция признает, что при принятии обжалуемых судебных актов судом не дана оценка и не в полной мере исследованы обстоятельства порядка установления ставок земельного налога в 2002 - 2003 гг. в Ульяновской области.
В соответствии со ст. 21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" земельный налог относится к местным налогам.
Установление средних ставок налога относится к числу общих принципов налогообложения и осуществляется федеральным законом. Применительно к земельному налогу таким законом является Закон Российской Федерации "О плате за землю".
Конкретные ставки этого налога устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации или решениями органов государственной власти краев, областей, автономной области, автономных округов, районов городов и иных административно-территориальных образований.
Представительные органы местного самоуправления вправе устанавливать дифференцированные ставки по местоположению земель, по зонам различной градостроительной ценности территории, определять порядок и сроки его уплаты, правила предоставления льгот и т.д.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона "О плате за землю" от 11 октября 1991 г. N 1738-1 размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственный деятельности собственников земли, землевладельцев, землепользователей и устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год.
Ставка земельного налога пересматривается в связи с изменениями не зависящих от пользователя земли условий хозяйствования.
Поскольку установление налога входит в компетенцию федерального законодательства, законодатель, учитывая экономические процессы, предусмотрел соответствующие изменения налоговых ставок посредством введения поправочных коэффициентов, которые устанавливались законами о бюджете на каждый конкретный год начиная с 1995 г. Индексация ставок земельного налога была осуществлена Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 июня 1995 г. N 562 "Об индексации ставок земельного налога в 1995 г.". В дальнейшем соответствующие нормы включались в федеральные законы о федеральном бюджете.
Статьей 15 Федерального закона от 22 февраля 1999 г. N 36-ФЗ "О федеральном бюджете на 1999 год" установлено, что ставки земельного налога, действовавшие в 1998 г., применяются в 1999 г. с коэффициентом 2; ст. 18 Федерального закона от 31.12.99 N 227-ФЗ "О федеральном бюджете на 2000 год" определено, что ставки налога, действовавшие в 1999 г., применяются в 2000 г. с коэффициентом 1,2; ст. 12 Федерального закона от 27 декабря 2000 г. N 150-ФЗ "О федеральном бюджете на 2001 год" установлено, что для всех категорий земель в 2001 г. применяются ставки, действовавшие в 2000 г.
В 2002 г., согласно Федеральному закону от 30 декабря 2001 г. N 194-ФЗ "О федеральном бюджете на 2002 год", должны применяться ставки земельного налога 2001 г. с применением повышающего коэффициента 2.
В 2003 г. согласно ст. 7 Федерального закона от 24 июля 2002 г. N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые законодательные акты Российской Федерации" при расчете земельного налога должны применяться действующие в 2002 г. ставки земельного налога с коэффициентом 1,8.
По смыслу указанных законов производится индексирование ставки, которая действовала в предыдущем налоговом периоде. Причем в предыдущем налоговом периоде ставка также увеличивалась путем индексирования ставки налогового периода, предшествовавшего этому налоговому периоду. Федеральный законодатель, устанавливая ставку земельного налога, имел в виду одновременное применение всех коэффициентов, а не отдельное их применение на финансовый год. В противном случае сумма земельного налога, учитываемая в доходах федерального бюджета на 2003 г., была бы ниже суммы, учитываемой на 2002 г.
Таким образом, под ставкой земельного налога, на основании которой производится исчисление налога за конкретный налоговый период, следует понимать ставку, установленную местными представительными органами власти, увеличенную на поправочные коэффициенты предыдущих налоговых периодов и коэффициент, определенный законом о федеральном бюджете на текущий год, за который производится уплата налога в бюджет.
Закон Российской Федерации "О плате за землю", определяя средние ставки, установил пределы, в рамках которых субъекты Российской Федерации должны устанавливать конкретные налоговые ставки.
Федеральными законами, установившими поправочные коэффициенты, изменены эти пределы. Соответственно увеличены конкретные налоговые ставки.
Это увеличение произведено федеральным законодателем в полном соответствии с п. 2 ст. 21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" и ст. 17 Налогового кодекса Российской Федерации.
Исчисление налога в указанном выше порядке, то есть с учетом ежегодного индексирования ставки налога, действовавшей в предыдущем налоговом периоде, направлено на поступление налоговых платежей в размере, заложенном в доходную часть бюджета, и не образует излишней уплаты в смысле ст. 78 Налогового кодекса Российской Федерации.
На территории г. Ульяновска ставки земельного налога были установлены решением Ульяновской городской Думы N 95 от 19.05.99 "О ставках земельного налога на 1999 год".
Данным решением Ульяновская городская Дума формально установила ставки лишь на 1999 г. Однако фактически решение Думы от 19 мая 1999 г. N 95 действовало и по истечении 1999 г., так как Ульяновской городской Думой иные ставки земельного налога на 2000 и 2001 гг. не устанавливались. Кроме того, Ульяновская городская Дума сочла свое решение от 19 мая 1999 г. N 95 действующим и в 2003 г. Это видно из решения Ульяновской городской Думы от 19 ноября 2003 г. N 140 "Об утверждении территориально-экономического зонирования г. Ульяновска", в п. 3 которого указано следующее: "Считать утратившими силу решения Ульяновской городской Думы от 19 мая 1999 г. N 95 "О ставках земельного налога на 1999 г." с 1 января 2004 г.
Поэтому, учитывая, что решение Ульяновской городской Думы N 95 от 19 мая 1999 г. в соответствии с решением Городской Думы от 19 ноября 2003 г. N 140 утратило силу лишь с 1 января 2004 г., судебная коллегия считает необходимым при исчислении земельного налога за 2002 - 2003 гг. руководствоваться вышеназванным решением, а не решением Ульяновской городской Думы от 26 сентября 2001 г. N 120 "Об утверждении территориально-экономического зонирования г. Ульяновска", которое решением Ульяновской городской Думы от 9 октября 2002 г. N 177 было отменено.
При уплате земельного налога за 2002 г. Общество должно было применить ставку земельного налога, утвержденного решением Ульяновской городской Думы N 95 от 19 мая 1999 г., с применением повышающих коэффициентов, соответственно 1,2 и 2, установленных Федеральным законом от 31 декабря 1999 г. N 227-ФЗ "О федеральном бюджете на 2000 год", поскольку в 2001 г. для всех категорий земель применяются ставки, действовавшие в 2000 г., и Федеральным законом от 30 декабря 2001 г. N 194-ФЗ "О федеральном бюджете на 2002 год", устанавливающим коэффициент 2.
При уплате земельного налога за 2003 г. Общество должно было применить ставку земельного налога, утвержденного решением Ульяновской городской Думы N 95 от 19 мая 1999 г., с применением повышающих коэффициентов, соответственно 1,2, 2 и 1,8, установленных ст. 7 Федерального закона от 24 июля 2002 г. N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые законодательные акты Российской Федерации".
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции находит судебные акты подлежащим отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение. При новом рассмотрении дела суду первой инстанции необходимо проверить обоснованность расчетов с позиции, изложенной в Постановлении кассационной инстанции.
Учитывая вышеизложенное и руководствуясь ст. 286, п. 3 ст. 287, п. 2 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 17.05.2004 и Постановление апелляционной инстанции от 16.07.2004 Арбитражного суда Ульяновской области по делу N А72-1462/04-7/214 отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции того же суда.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)