Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 13.01.2006 N А65-6017/2005-СА1-23

Разделы:
Налог на прибыль организаций

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности и
обоснованности решений (определений, постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу


от 13 января 2006 года Дело N А65-6017/2005-СА1-23

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, рассмотрев в судебном заседании кассационные жалобы Акционерного коммерческого Сберегательного банка Российской Федерации в лице Мензелинского отделения N 4689 Сберегательного банка России, г. Мензелинск, и Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 2 по Республике Татарстан, г. Набережные Челны
на решение от 24.05.2005 и Постановление апелляционной инстанции от 23.09.2005 Арбитражного суда Республики Татарстан по делу N А65-6017/2005-СА1-23
по заявлению Акционерного коммерческого Сберегательного банка Российской Федерации в лице Мензелинского отделения N 4689 Сберегательного банка России, г. Мензелинск, к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 2 по Республике Татарстан, г. Набережные Челны, с участием третьего лица - Управления федерального казначейства Российской Федерации по Республике Татарстан, г. Казань, об обязании уплатить 25803 руб. 89 коп. процентов,

УСТАНОВИЛ:

Акционерный коммерческий Сберегательный банк Российской Федерации в лице Мензелинского отделения N 4689 Сберегательного банка России (далее - Банк) обратился в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 2 по Республике Татарстан (далее - Налоговая инспекция) об обязании уплатить 25803 руб. 89 коп. процентов за нарушение срока возврата излишне уплаченного налога на прибыль.
Решением суда первой инстанции от 24.05.2005 требования Банка удовлетворены частично, обязав Инспекцию уплатить налогоплательщику 22529 руб. 43 коп. процентов в связи с несвоевременным возвратом излишне уплаченного налога на прибыль. В остальной части требований отказано.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 23.09.2005 решение суда первой инстанции от 24.05.2005 изменено в части распределения уплаты суммы процентов из средств бюджета Республики Татарстан и местного бюджета, обязав Инспекцию уплатить Банку 21616 руб. 63 коп. процентов за счет средств бюджета Республики Татарстан и 912 руб. 80 коп. процентов за счет средств бюджета Мензелинского района Республики Татарстан.
В кассационной жалобе Банк просит изменить указанные судебные акты и заявленные требования удовлетворить в полном объеме, мотивируя неправильным применением судом норм материального права.
Налоговая инспекция в кассационной жалобе просит отменить данные судебные акты и в удовлетворении требований Банка о взыскании процентов отказать, поскольку переплата по налогу на прибыль может возникнуть только по итогам налогового периода.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в порядке ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Как видно из материалов дела, Банком в 2002 г. по Мензелинскому району Республики Татарстан - по месту нахождения Мензелинского отделения N 4689 Сбербанка России - был уплачен налог на прибыль организаций в виде ежемесячных авансовых платежей и авансовых платежей по итогам первого квартала, полугодия и девяти месяцев 2002 г.: в бюджет Республики Татарстан - 233288 руб.; в местный бюджет - 29947 руб.
Согласно налоговой декларации Банка за 2002 г., сумма налога на прибыль составила к уменьшению: в бюджет Республики Татарстан - 179467 руб., в местный бюджет - 22523 руб.
В связи с переплатой налога на прибыль Банк обратился в Налоговую инспекцию, о чем свидетельствуют письма от 27.03.2003, произвести зачет переплаты по налогу на прибыль за 2002 г. в счет авансового платежа по налогу на прибыль за I квартал 2003 г. в бюджет Республики Татарстан в сумме 35070 руб. и в местный бюджет - 4093 руб., а также о возврате излишне уплаченных сумм налога за 2002 г. в бюджет Республики Татарстан - 144397 руб., в местный бюджет - 18430 руб.
Налоговым органом произведен зачет, однако возврат излишне уплаченных сумм налога произведен несвоевременно.
В соответствии с налоговой декларацией за I квартал 2003 г. излишне уплачен налог на прибыль в бюджет Республики Татарстан в размере 105212 руб. и в местный бюджет - 12281 руб., о возврате которых налогоплательщик обратился с заявлением от 28.04.2003.
Письмами от 27.05.2003 и от 11.08.2003 Банк повторно обратился к Налоговой инспекции о возврате излишне уплаченного налога на прибыль за 2002 г. и I квартал 2003 г. в бюджет Республики Татарстан - 249609 руб., в местный бюджет - 30711 руб.
На основании письма заявителя от 17.10.2003 Инспекцией произведен зачет суммы излишне уплаченного налога на прибыль в бюджет Республики Татарстан в счет предстоящих платежей по налогу на имущество в сумме 47315 руб.
В связи с этим невозвращенная часть излишне уплаченного налога в бюджет Республики Татарстан составила с 28.04.2003 по 28.05.2003 - 144397 руб., с 29.05.2003 по 30.10.2003 - 249609 руб., с 31.10.2003 - 202294 руб.
Невозвращенная часть излишне уплаченного налога в местный бюджет составила с 28.04.2003 по 28.05.2003 - 18430 руб., с 29.05.2003 - 30711 руб.
Возврат излишне уплаченного налога на прибыль в бюджет Мензелинского района Республики Татарстан в размере 30711 руб. произведен платежным поручением N 472 от 10.07.2003. Сумма излишне уплаченного налога на прибыль 202294 руб. в бюджет Республики Татарстан возвращена Банку платежным поручением N 44 от 30.12.2003.
Проценты, начисленные за нарушение срока возврата налога, согласно расчету Банка, составили: по налогу на прибыль в бюджет Республики Татарстан - 21616 руб. 63 коп., в местный бюджет - 912 руб. 80 коп.
Подпунктом 5 п. 1 ст. 21 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено право налогоплательщика на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени, штрафа.
Согласно п. п. 7 и 8 ст. 78 Налогового кодекса Российской Федерации сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика, которое может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.
Возврат суммы излишне уплаченного налога производится за счет средств бюджета (внебюджетного фонда), в котором произошла переплата, в течение одного месяца со дня подачи заявления о возврате. При нарушении указанного срока на сумму излишне уплаченного налога, не возвращенную в установленный срок, начисляются проценты за каждый день нарушения срока возврата; процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей на дни нарушения срока возврата (п. 9 ст. 78 Кодекса).
Представленные в материалы дела документы свидетельствуют о нарушении Инспекцией установленного срока на возврат излишне уплаченного налога на прибыль. Этот факт налоговым органом не отрицается, равно как и факт проведения Инспекцией зачета излишне уплаченных сумм налога на прибыль по заявлениям банка, что им также не оспаривается.
Доводы, приведенные налоговым органом, были предметом исследования и обоснованно отклонены судом. Поскольку п. 20 Постановления Пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации" от 28.02.2001 N 5 разъяснено, что в соответствии с положениями ст. ст. 52 - 55 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик исчисляет сумму налога по итогам каждого налогового (а в случаях, установленных законом, - отчетного) периода на основе налоговой базы, то есть исходя из реальных финансовых результатов своей экономической деятельности за данный налоговый (отчетный) период, и, как правильно указано судом апелляционной инстанции, факт возврата налога, произведенного на основании заключений налогового органа, свидетельствует о признании Инспекцией излишней уплаты налога Банком.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции не находит оснований для изменения и отмены обжалуемых судебных актов.
Учитывая изложенное и руководствуясь ст. ст. 274, 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 24.05.2005 и Постановление апелляционной инстанции от 23.09.2005 Арбитражного суда Республики Татарстан по делу N А65-6017/2005-СА1-23 оставить без изменения, а кассационные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)