Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВТОРОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 09.09.2008 ПО ДЕЛУ N А82-1304/2007-27

Разделы:
Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 9 сентября 2008 г. по делу N А82-1304/2007-27


09 сентября 2008 года

09 сентября 2008 года

Второй арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего Л.Н. Лобановой
судей Л.И. Черных, Г.Г. Буториной
при ведении протокола судебного заседания судьей Л.Н. Лобановой
при участии в заседании:
- от заявителя: не явился;
- от ответчика: не явился.
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ЗАО "Петровский карьер"
на решение Арбитражного суда Ярославской области от 28.05.2008 по делу А82-1304/2007-27, принятое судом в составе судьи Розовой Н.А., по заявлению ЗАО "Петровский карьер"
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Ярославской области
о признании частично недействительным решения налогового органа N 889 от 18.12.2006 года,
установил:

Закрытое акционерное общество "Петровский карьер" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными решения Межрайонной инспекции ФНС России N 2 по Ярославской области N 889 от 28.12.2006 в части:
- уменьшения налогового вычета за сентябрь 2005 г. на сумму 95440 руб. по приобретенному основному средству - погрузчику, соответствующих сумм пеней и штрафа,
- доначисления земельного налога на земельный участок площадью 4,9 га, сданного по акту приема-передачи рекультивированных земель от 28.04.2004, соответствующих сумм пеней и штрафа,
- доначисления налога на прибыль в сумме 3 244 руб. за 2002 год и 3560 руб. за 2003 год вследствие исключения из состава расходов представительских расходов в сумме 1918 руб. за 2002 год, 16 867 руб. за 2004 год, 12 235 руб. за 2005 год, соответствующих сумм пеней и штрафа,
- взыскания задолженности по налогу на доходы физических лиц, соответствующих налогу пени и штрафа.
Решением Арбитражного суда Ярославской области от 28 мая 2008 года требования общества удовлетворены частично.
Решение Межрайонной инспекции ФНС России N 2 по Ярославской области N 889 от 28.12.2006 о привлечении ЗАО "Петровский карьер" к налоговой ответственности признано недействительным в части уменьшения налогового вычета по НДС в сумме 95 440 руб. за сентябрь 2005 г. по приобретенному погрузчику, соответствующих сумм пеней, штрафа, доначисления земельного налога по земельному участку площадью 4,9 га за октябрь - декабрь 2005 г. в сумме 7717 руб., соответствующих сумм пеней, штрафа. Доначисления налога на прибыль с сумм представительских расходов за 2002 год в размере 91 633 руб., за 2003 год - 3 695,97 руб., за 2004 год - 161.45 руб., соответствующих сумм пеней, штрафа.
В удовлетворении остальной части заявленных требований налогоплательщику отказано.
Не согласившись с судебным актом в части отказа в удовлетворении требований общества о признании недействительным решения инспекции о доначислении налога на доходы физических лиц в сумме 568 556 рублей и соответствующих налогу пени налогоплательщик обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой.
При этом указывает, что выявить неуплату налога в сумме указанной выше инспекция имела возможность ранее в ходе камеральной проверки, по представленным обществом сведениям о доходах физических лиц за 2002 - 2005 годы (форма 2-НДФЛ), однако налоговое правонарушение по этим же документам установлено инспекцией только в ходе выездной проверки. В рассматриваемом случае, по мнению общества, налоговым органом были нарушены статьи 24, 80 Налогового кодекса Российской Федерации.
По мнению подателя жалобы, налоговый орган пропустил срок для принудительного взыскания НДФЛ и пеней, исчисляемый по совокупности сроков, установленных статьями 70, 46, 47 НК РФ, с момента представления в налоговый орган справки N 2-НДФЛ о доходах работников. Заявитель полагает, что с этого момента налоговый орган уже знал о размере начисленного и не перечисленного обществом НДФЛ.
Заявитель апелляционной жалобы полагает, что инспекция должна была воспользоваться процедурой взыскания с общества НДФЛ, установленной вышеназванными нормами права, при этом, по мнению налогоплательщика не имеет принципиального значения, можно ли рассматривать справки 2-НДФЛ в качестве декларации по указанному налогу. Считает, что в рассматриваемой ситуации фактически имеет место повторное взыскание задолженности, что противоречит нормам налогового законодательства. Межрайонная ИФНС России N 2 по Ярославской области в отзыве просит оставить решение суда первой инстанции в оспариваемой обществом части без изменения.
Общество и инспекция надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения жалобы, своих представителей в судебное заседание не направили.
Законность решения Арбитражного суда Ярославской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке установленном в статьях 258, 266, 268 Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.
Как следует из материалов дела инспекцией проведена выездная налоговая проверка ЗАО "Петровский карьер" за период с 01.01.2002 по 31.12.2005, по результатам которой составлен акт N 889 от 24.11.2006.
В числе прочих нарушений проверкой (с учетом возражений на акт проверки) установлена неуплата НДС в сумме 391 948 руб., налога на прибыль в сумме 6804 руб., налога на землю в сумме 123 542 руб., неперечисление НДФЛ в бюджет в сумме 568 556, неудержание НДФЛ с доходов работников в сумме 6266 руб.
За выявленные нарушения решением N 889 от 28.12.2006 ЗАО "Петровский карьер" привлечено к налоговой ответственности в виде взыскания штрафов за неуплату налогов, в том числе: по НДС - 71 916 руб., по налогу на землю - 24708 руб., по налогу на прибыль - 712 руб., штрафа за неудержание НДФЛ - 829 руб., штрафа за неперечисление в бюджет удержанного НДФЛ - 44912 руб.
Указанные суммы налогов, соответствующие налогам, пени и штраф предприятию предложено перечислить в бюджет в сроки указанные в требовании.
Не согласившись с решением налогового органа в указанной выше части предприятие обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с соответствующим заявлением.
Отказывая налогоплательщику в удовлетворении требований о признании недействительным решения налогового органа в части доначисления обществу налога на доходы физических лиц в размере 568 556 рублей, соответствующих налогу пени и штрафа суд первой инстанции не усмотрел в действиях инспекции нарушений положений главы 23 НК РФ. Суд исходил из того, что данной нормой права не установлена обязанность представления налоговыми агентами деклараций по НДФЛ в налоговый орган, в связи с чем сумма начисленного налога и соответственно сумма задолженности по искомому налогу может быть установлена только в ходе выездной проверки, с моментом принятия решения по которой связывается начало течения срока на принудительное взыскание.
Рассмотрев апелляционную жалобу Второй арбитражный апелляционный суд не нашел оснований для отмены судебного акта по мотивам, изложенным в апелляционной жалобе.
В соответствии со статьей 24 Налогового кодекса Российской Федерации налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет налогов.
В силу пункта 1 статьи 226 Налогового кодекса Российской Федерации, российские организации, индивидуальные предприниматели и постоянные представительства иностранных организаций в Российской Федерации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, указанные в пункте 2 настоящей статьи, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму данного налога.
Исчисление сумм и уплата налога в соответствии с настоящей статьей производятся в отношении всех доходов налогоплательщика, источником которых является налоговый агент (пункт 2 статьи 226 Кодекса).
Как следует из пункта 2 статьи 230 Налогового кодекса Российской Федерации, ежегодно, не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, налоговые агенты представляют в налоговый орган по месту своего учета сведения о доходах физических лиц этого налогового периода и суммах начисленных и удержанных в этом налоговом периоде налогов по форме, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Материалы дела показали, что проверка предприятия начата 28.12.2005 на основании решения руководителя инспекции от 28.12.2005 года N 72/233. В этой связи на основании п. 4 ст. 89 НК РФ проверкой охвачены три календарных года, предшествовавшие году проверки т.е. с 01.01.2002 по 31.12.2005 года.
Проверкой установлена неуплата в бюджет НДФЛ в сумме 568 556 рублей, в том числе за период с 01.01.2002 года по 01.12.2005 года - 322 568 рублей и 245 988 рублей по состоянию на 01.01.2002 года, то есть в период, выходящий за рамки выездной налоговой проверки. Пени рассчитаны за период с 01.01.2002 года по 01.12.2005 года, причем задолженность по НДФЛ по состоянию на 01.01.2002 года в сумме 245 988 рублей из расчета пени исключена, о чем свидетельствует изменение к решению N 889 от 28.12.2006 года, принятое 11.10.2007 года и приложение к нему (л.д. 26 - 29 т. 3). Штрафные санкции начислены в соответствии со ст. 123 НК РФ с учетом срока давности, установленных ст. 113 НК РФ (л.д. 81 - 82 т. 2). Апелляционный суд установил, что расчеты доначисленных обществу пени и штрафа обоснованы нормами налогового законодательства и соответствуют материалам дела.
Доводы ЗАО "Петровский карьер" о том, что задолженность по налогу на доходы физических лиц могла быть установлена инспекцией ранее на основании сведений по форме 2-НДФЛ, представляемых налоговым агентом в налоговые орган, отклоняются судом апелляционной инстанции.
Согласно статье 87 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговым органом проводятся два вида налоговых проверок - камеральная и выездная. Следовательно, факты налоговых правонарушений могут быть выявлены налоговыми органами при проведении налогового контроля в любой из предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации форм.
В данном случае, как подтверждено материалами дела и не опровергнуто налогоплательщиком, неправомерное неперечисление налоговым агентом налога на доходы физических лиц в сумме 586 556 рубля с выплаченной заработной платы работникам общества выявлено инспекцией только в ходе выездной налоговой проверки. При этом в ходе проверки инспекцией, кроме сведений о доходах физических лиц по форме 2-НДФЛ за проверяемые периоды, исследовались и другие документы, необходимые для проверки правильности исчисления, удержания и перечисления налога на доходы физических лиц: платежно-расчетные ведомости по заработной плате, налоговые и лицевые карточки на работников предприятия, кассовые и банковские документы, что подтверждается данными акта выездной проверки общества.
Со своей стороны общество не представило доказательства проведения инспекцией по налогу на доходы физических лиц за период с 01.01.2002 по 31.12.2005 повторных выездной либо камеральной проверок.
С учетом изложенного у апелляционного суда не имеется оснований для удовлетворения апелляционной жалобы общества в части, предъявления налоговым органом к уплате задолженности по налогу на доходы физических лиц за период с 01.01.2002 по 31.12.2005 в сумме 322 568 рублей, а также начисления пени в сумме 125 379 руб. и привлечения общества к ответственности по статье 123 Налогового кодекса Российской Федерации за неправомерное неперечисление подлежащего перечислению налога на доходы физических лиц.
Решение суда первой инстанции в данной части законны и обоснованны.
Однако в соответствии со статьей 87 НК РФ (в редакции, действовавшей в период возникновения рассматриваемых правоотношений) налоговые органы проводят камеральные и выездные налоговые проверки налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов. Налоговой проверкой могут быть охвачены только три календарных года деятельности налогоплательщика, плательщика сбора и налогового агента, непосредственно предшествовавшие году проведения проверки.
Таким образом, в выносимом по результатам проверки решении могут отражаться только документально подтвержденные факты нарушений законодательства о налогах и сборах, относящихся по времени совершения к проверяемому периоду, а задолженность по уплате налогов, возникшая в периоде, который не охвачен выездной налоговой проверкой, не может быть учтена при доначислении налогов к уплате и начислении пеней.
Суд установил, что в соответствии с решением налогового органа предприятию доначислено к уплате 245 988 рублей налога на доходы физических лиц, сумма удержанного и не перечисленного до 01.01.2002 года налога на доходы физических лиц, то есть в период, не охваченный выездной проверкой.
Учитывая вышеназванные нормы права решение налогового органа в части доначисления обществу указанной суммы налога следует признать недействительным, а решение суда первой инстанции подлежит изменению как принятое при неполном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела.
Остальные доводы акционерного общества, изложенные в апелляционной жалобе не принимаются судом апелляционной инстанции поскольку главой 23 НК РФ "Налог на доходы физических лиц" не предусмотрено представление налоговыми агентами налоговых деклараций по НДФЛ в налоговый орган, в связи с чем сумма начисленного, удержанного и фактически перечисленного налога и, соответственно, сумма задолженности по НДФЛ может быть установлена только в ходе выездной налоговой проверки, с моментом принятия решения по которой связывается начало течения срока на принудительное взыскание.
Кроме того, как правильно указал суд первой инстанции вопрос о соблюдении сроков принудительного взыскания налога и пеней должен решаться на стадии взыскания. Предметом настоящего спора является не взыскание налогов, а признание недействительным решения о привлечении к налоговой ответственности и доначислении налогов, пеней по результатам выездной налоговой проверки.
Арбитражный апелляционный суд, также не усматривает, что в рассматриваемом случае имеет место повторное взыскание задолженности по НДФЛ, поэтому доводы заявителя жалобы в данной части отклоняются.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, Арбитражным судом Ярославской области не допущено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины с апелляционной жалобы относятся на стороны пропорционально размеру удовлетворенных требований. При подаче апелляционной жалобы ЗАО "Петровский карьер" уплачена государственная пошлина в размере 1000 рублей. Следовательно, государственная пошлина в размере 300 рублей подлежит взысканию с Межрайонной ИФНС России N 2 по Ярославской области в пользу ЗАО "Петровский карьер".
Руководствуясь статьей 268, пунктом 2 статьи 269, пунктом 1 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
постановил:

апелляционную жалобу ЗАО "Петровский карьер" удовлетворить частично.
Решение Арбитражного суда Ярославской области от 28 мая 2008 по делу N А82-1304/2007-27 изменить.
Признать недействительным решение Межрайонной ИФНС России N 2 по Ярославской области от 28.12.2006 N 889 в части начисления Закрытому акционерному обществу "Петровский карьер" налога на доходы физических лиц в сумме 245 988 рублей.
В остальной части решение Арбитражного суда Ярославской области от 28.05.2008 года по делу N А82-1304/2007-27 оставить без изменения, а апелляционную жалобу ЗАО "Петровский карьер" - без удовлетворения.
Взыскать с Межрайонной ИФНС России N 2 по Ярославской области в пользу ЗАО "Петровский карьер" расходов по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе в размере 300 рублей.
Выдать исполнительный лист.
Постановление вступает в силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в установленном порядке.
Председательствующий
Л.Н.ЛОБАНОВА

Судьи
Л.И.ЧЕРНЫХ
Г.Г.БУТОРИНА
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)