Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА ОТ 25.12.2001 N Ф08-4328/2001

Разделы:
Земельный налог

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности
и обоснованности решений (постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу


от 25 декабря 2001 года Дело N Ф08-4328/2001


Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа при участии в судебном заседании представителя Центрального банка Российской Федерации в лице Главного управления по Краснодарскому краю (далее - Банк России), в отсутствие в судебном заседании представителей Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Сочи Краснодарского края (далее - Инспекция МНС России), извещенной надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, рассмотрев кассационную жалобу Банка России на решение от 29.08.2001 и постановление апелляционной инстанции от 24.10.2001 Арбитражного суда Краснодарского края по делу N А32-812/2001-14/26, установил следующее.
Решением арбитражного суда, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции, отказано в удовлетворении иска Банка России о признании недействительным решения Инспекции МНС России по Адлерскому району г. Сочи (в настоящее время реорганизовано, правопреемник - Инспекция МНС России по г. Сочи) от 28.12.2000 N 03/12-197, в соответствии с которым истцу начислен земельный налог за 1999 - 2000 гг. по земельным участкам, занимаемым структурными подразделениями Банка России - пансионатом "Южный" и Адлерским расчетно-кассовым центром (далее - Адлерский РКЦ), а также пени за неуплату данного налога и штрафов по статьям 119 (пункт 2) и 122 (пункт 3) за непредставление деклараций по земельному налогу за 1999 и 2000 годы и неуплату данного налога.
В кассационной жалобе от 20.11.2001 (с дополнением от 13.12.2001) на решение арбитражного суда и постановление апелляционной инстанции Банк России просит обжалуемые судебные акты отменить и иск удовлетворить, поскольку Банк России как орган государственной власти не является плательщиком земельного налога. Статус Банка России как органа государственной власти подтвержден Конституционным Судом Российской Федерации в Определении от 14.12.2000 N 268-О и Постановлении от 03.07.2001 N 10-П. Кроме того, пансионат "Южный" как учреждение отдыха освобожден от уплаты земельного налога.
Изучив материалы дела и выслушав представителя истца, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает решение арбитражного суда и постановление апелляционной инстанции подлежащими отмене в части по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, Инспекцией МНС России проведена камеральная налоговая проверка Банка России в лице Главного управления по Краснодарскому краю по вопросам уплаты земельного налога в 1999 и 2000 годах по земельным участкам, занимаемым структурными подразделениями Банка России - пансионатом "Южный" и Адлерским РКЦ.
По результатам проверки Инспекцией МНС России принято решение от 29.12.2000 N 03/12-197, в соответствии с которым Банку России начислено 2861507 руб. земельного налог за 1999 и 2000 годы (в том числе 36328 руб. за 1999 - 2000 годы по Адлерскому РКЦ; 2825179 руб. за 1999 - 2000 годы по пансионату "Южный"); 791801 руб. пени за неуплату земельного налога за 1999 - 2000 годы (в том числе 11208 руб. по Адлерскому РКЦ и 780593 руб. по пансионату "Южный"); а также взыскан штраф в сумме 2081097 руб., 468246 руб. и 1144603 руб. по статьям 119 (пункт 2), 119 (пункт 1) и 122 (пункт 3) Налогового кодекса России (в том числе 26421 руб., 5944 руб. и 14531 руб. штрафов по Адлерскому РКЦ; 2054676 руб., 462302 руб. и 1130072 руб. штрафов по пансионату "Южный").
Банк России с принятым налоговым органом решением не согласился и обжаловал его в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении иска, арбитражный суд правомерно исходил из того, что Банк России по Закону Российской Федерации от 11.10.91 N 1738-1 "О плате за землю" не освобожден от уплаты земельного налога и является плательщиком данного налога.
Ссылки Банка России на то, что он как орган государственной власти не является плательщиком земельного налога, являются необоснованными.
Истец утверждает, что его статус как органа государственной власти подтвержден Конституционным Судом Российской Федерации в Определении от 14.12.2000 N 268-О и Постановлении от 03.07.2001 N 10-П. Вывод о статусе Банка России сделан на основании выводов Конституционного Суда Российской Федерации, изложенных в Определении от 14.12.2000 N 268-О при проверке конституционности части третьей статьи 75 Федерального закона от 02.12.90 N 394-1 "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)".
Арбитражный суд правомерно учел следующие обстоятельства, имеющие существенное значение. Статьей 1 Закона Российской Федерации от 11.10.91 N 1738-1 "О плате за землю" предусмотрено, что использование земли в Российской Федерации является платным.
Статьей 26 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" установлено, что Банк России и его учреждения освобождаются от уплаты всех налогов, сборов, пошлин и других платежей на территории Российской Федерации в соответствии с законодательными актами Российской Федерации о налогах.
В статье 12 Закона Российской Федерации "О плате за землю" содержится исчерпывающий перечень лиц, освобожденных от уплаты земельного налога, среди которых Банк России не указан. То есть, налоговым законодательством налоговая льгота по уплате земельного налога Банку России не предоставлена, поэтому Банк не является лицом, освобожденным в силу Закона от уплаты налога на землю, а является плательщиком данного налога.
В соответствии со статьей 10 Конституции Российской Федерации государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную.
Статьями 94 и 95 Конституции Российской Федерации определено, что законодательным органом Российской Федерации является Федеральное Собрание - Парламент Российской Федерации, который состоит из Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации и Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.
Статьей 118 Конституции Российской Федерации определено, что судебная власть в Российской Федерации осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.
Исполнительную власть Российской Федерации согласно статье 110 Конституции Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации.
Статья 11 Конституции Российской Федерации устанавливает, что государственную власть в Российской Федерации осуществляет Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, а государственную власть в субъектах Российской Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти.
Таким образом, Центральный банк Российской Федерации не является органом государственной власти Российской Федерации.
Конституционным Судом России установлено, что имеющееся у Банка России право на осуществление денежной эмиссии и выполняемая им основная функция по защите и обеспечению устойчивости рубля относятся к функциям государственной власти. Каких-либо положений о статусе Банка России как налогоплательщика и наличии у него льгот по уплате налогов Определение от 14.12.2000 N 268-О и Постановление от 03.07.2001 N 10-П не содержит.
Вместе с тем, выполнение Банком России функций государственной власти и наличие у него признаков органа государственной власти является недостаточным для применения им налоговой льготы по налогу на землю. Статус Банка России определен в Федеральном законе "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" и Конституции Российской Федерации, в которых отсутствует указание на то, что Банк России является органом государственной власти.
Таким образом, Центральный банк Российской Федерации не является органом государственной власти Российской Федерации, соответственно, подведомственные ему главные управления Центрального банка Российской Федерации не имеют право на льготу по уплате земельного налога в соответствии со статьей 12 (пункт 14) Закона Российской Федерации "О плате за землю", как органы государственной власти.
Арбитражным судом апелляционной инстанции дано правильное толкование положений Закона Российской Федерации "О плате за землю".
Банком России по настоящему делу факт владения земельными участками и непредставления налоговых деклараций, а также правильность расчетов по земельному налогу и пени не оспариваются.
Арбитражным судом правомерно отказано в признании недействительным решения налогового органа от 29.12.2000 N 03/12-197 о взыскании с Банка России 36328 руб. земельного налога за 1999 - 2000 годы по Адлерскому РКЦ; 11208 руб. пени за неуплату земельного налога за 1999 - 2000 годы по Адлерскому РКЦ; 26421 руб., 5944 руб. и 14531 руб. штрафов по статьям 119 (пункт 2), 119 (пункт 1) и 122 (пункт 3) Налогового кодекса России по Адлерскому РКЦ.
Вместе с тем, арбитражный суд не учел, что пансионат "Южный" является структурным подразделением государственного учреждения - Банка России - и выполняет функции по организации отдыха государственных служащих - работников Банка и членов их семей.
В соответствии с положением о пансионате "Южный" Центрального банка Российской Федерации пансионат является не юридическим лицом, а структурным подразделением Банка России, предназначен для организованного отдыха работников Банка России, его учреждений и организаций, а также членов их семей (в том числе детей с 5-летнего возраста). Для обеспечения отдыха и укрепления здоровья отдыхающих пансионат "Южный" организовывает диагностическое обследование и восстановительное лечение.
Банк России является юридическим лицом, уставный капитал и иное имущество Банка России являются федеральной собственностью. В соответствии с целями и в порядке, которые установлены Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", Банк России осуществляет полномочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом Банка России.
В соответствии с пунктом 15 статьи 12 Закона РФ "О плате за землю" от уплаты земельного налога полностью освобождены санаторно-курортные и оздоровительные учреждения, учреждения отдыха, находящиеся в государственной собственности.
Указанная льгота может быть применена не только учреждениями, которые в соответствии со статьей 120 Гражданского кодекса Российской Федерации являются самостоятельными юридическими лицами, деятельность которых не носит коммерческого характера, которые финансируются полностью или частично собственником учреждения.
Понятие "учреждения" дано в первой части Гражданского кодекса Российской Федерации, которая введена в действие с 01.01.95, а Закон Российской Федерации "О плате за землю" введен в действие с 01.01.92, то есть на момент установления спорной льготы законодательство названного выше понятия "учреждение" не содержало. В вышеуказанном Законе не указано, что санаторно-курортные и оздоровительные учреждения, учреждения отдыха, находящиеся в государственной собственности, должны быть юридическими лицами.
Следовательно, установленная Законом "О плате за землю" льгота применяется учреждением отдыха, находящимся в государственной собственности и являющимся структурным подразделением Банка России.
При таких обстоятельствах арбитражным судом необоснованно отказано в иске о признании недействительным решения налогового органа о начислении земельного налоги и пени, а также взыскании штрафов по земельному участку, на котором расположен пансионат "Южный".
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 171, 174, 175 (пункт 2), 176 и 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:

решение от 29.08.2001 и постановление апелляционной инстанции от 24.10.2001 Арбитражного суда Краснодарского края по делу N А32-812/2001-14/26 отменить в части отказа в иске о признании недействительным решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Адлерскому району г. Сочи от 28.12.2000 N 03/12-197 о взыскании с Центрального банка Российской Федерации в лице Главного управления по Краснодарскому краю 2825179 руб. земельного налога, 780593 руб. пени, 2054676 руб. штрафа по статье 119 (пункт 2) Налогового кодекса Российской Федерации, 462302 руб. штрафа по статье 119 (пункт 1) Налогового кодекса Российской Федерации, 1130072 руб. штрафа по статье 122 (пункт 3) Налогового кодекса Российской Федерации, иск в данной части удовлетворить.
В остальной части решение от 29.08.2001 и постановление апелляционной инстанции от 24.10.2001 оставить без изменения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и обжалованию не подлежит.
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)