Судебные решения, арбитраж
Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
от 5 мая 2004 года Дело N А05-11517/03-14
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Ветошкиной О.В., судей Бухарцева С.Н., Корпусовой О.А., при участии от открытого акционерного общества "Зооветснаб" Кунициной Г.П. (доверенность от 04.05.04) и Худякова А.И. (доверенность от 20.11.03), рассмотрев 05.05.04 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Архангельску на решение Арбитражного суда Архангельской области от 20.11.03 по делу N А05-11517/03-14 (судья Лепеха А.П.),
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Зооветснаб" (далее - ОАО "Зооветснаб") обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о признании недействительным пункта 2 решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Архангельску (далее - налоговая инспекция) об отказе в привлечении к налоговой ответственности от 14.10.03 N 17-23/21217.
Решением арбитражного суда от 20.11.03 заявление ОАО "Зооветснаб" удовлетворено.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить решение суда и отказать в удовлетворении заявления, считая, что суд неправильно применил нормы, регулирующие порядок исчисления земельного налога.
В судебном заседании представители ОАО "Зооветснаб" просили оставить решение суда без изменения, указывая на его законность и обоснованность.
Налоговая инспекция надлежащим образом извещена о времени и месте слушания дела, однако представителей в судебное заседание не направила, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Из материалов дела видно, что при расчете земельного налога за 2000 - 2003 годы ОАО "Зооветснаб" последовательно применяло каждый из ежегодно вводимых нормами законов о федеральном бюджете и Закона N 110-ФЗ коэффициентов к ставкам земельного налога, действующим в предыдущем налоговом периоде.
Считая уплату земельного налога с применением повышающих коэффициентов излишней, предприятие представило в налоговую инспекцию уточненные декларации по земельному налогу за 2000 - 2003 годы, исчислив земельный налог по ставкам, установленным решением Архангельского городского совета депутатов от 24.12.98 N 337 "О ценовом зонировании территории муниципального образования "Город Архангельск", без последовательного применения повышающих коэффициентов.
По результатам камеральной проверки представленных деклараций налоговая инспекция приняла решение от 14.10.03 N 1723/21217, которым ОАО "Зооветснаб" "восстановлено 26810,92 руб. земельного налога за 2000 год, 31302,5 руб. - за 2001 год, 63605 руб. - за 2002 год и 152904 руб. - за 2003 год".
Удовлетворяя заявленные предприятием требования, суд сделал ошибочный вывод о том, что поправочные коэффициенты не изменяют ставку земельного налога, в связи с чем у заявителя отсутствует обязанность последовательно применять указанные коэффициенты при расчете подлежащего уплате земельного налога за каждый следующий налоговый период.
В соответствии с пунктами 1, 2 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" земельный налог устанавливается законодательными актами Российской Федерации. При этом конкретные ставки налога определяются законодательными актами республик в составе Российской Федерации или решениями органов государственной власти краев, областей, автономной области, автономных округов, районов, городов и иных административно-территориальных образований, если иное не предусмотрено законодательным актом Российской Федерации.
Статьей 8 Закона Российской Федерации "О плате за землю" (далее - Закон о плате за землю) предусмотрено, что земельный налог за городские (поселковые) земли устанавливается на основе средних ставок. Средние ставки дифференцируются по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территории органами местного самоуправления городов. Границы зон определяются в соответствии с экономической оценкой территории и генеральными планами городов.
Согласно статье 3 Закона о плате за землю размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности собственников земли, землевладельцев, землепользователей и устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год. Ставки земельного налога пересматриваются в связи с изменением не зависящих от пользователя земли условий хозяйствования.
Ежегодно средние ставки земельного налога индексируются с учетом уровня инфляции. Статьей 15 Федерального закона от 22.02.99 N 36-ФЗ "О федеральном бюджете на 1999 год" предусмотрено, что ставки земельного налога, действовавшие в 1998 году, применяются в 1999 году с коэффициентом "2". В соответствии со статьей 18 Федерального закона от 31.12.99 N 227-ФЗ "О федеральном бюджете на 2000 год" ставки земельного налога, действовавшие в 1999 году, применяются для всех категорий земель с коэффициентом "1,2". Согласно статье 12 Федерального закона от 27.12.2000 N 150-ФЗ "О федеральном бюджете на 2001 год" ставки земельного налога, действовавшие в 2000 году, применяются в 2001 году для всех категорий земель. В силу статьи 14 Федерального закона от 30.12.01 N 194-ФЗ "О федеральном бюджете на 2002 год" ставки земельного налога, действовавшие в 2001 году, применяются в 2002 году с коэффициентом "2" для всех категорий земель. Статьей 7 Федерального законом от 24.07.02 N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации" (далее - Закон N 110-ФЗ) предусмотрено, что действующие в 2002 году ставки земельного налога применяются в 2003 году с коэффициентом "1,8".
Из приведенных нормативных положений следует, что ставка земельного налога, на основании которой производится исчисление налога за конкретный налоговый период, представляет собой ставку, установленную местными представительными органами власти, увеличенную на поправочные коэффициенты предыдущих налоговых периодов и коэффициент, определенный законом о федеральном бюджете на текущий год, за который производится уплата налога в бюджет.
При таких обстоятельствах вывод суда о невозможности изменения ставок земельного налога, установленных нормативным актом представительного органа города Архангельска, на поправочные коэффициенты, предусмотренные федеральными законами о федеральном бюджете на соответствующий год, является ошибочным.
Вместе с тем, учитывая правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в определении от 06.02.04 N 48-О, кассационная инстанция считает, что применение повышающих коэффициентов с начала 1999, 2000 и 2002 годов противоречит пункту 1 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации и пункту 2 статьи 5, статье 12 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Федеральный закон от 22.02.99 N 36-ФЗ "О федеральном бюджете на 1999 год" официально опубликован 25.02.99, следовательно, введенный этим законом поправочный коэффициент "2" подлежал применению с 01.04.99. Федеральный закон от 31.12.99 N 227-ФЗ "О федеральном бюджете на 2000 год" опубликован 03.01.2000, следовательно, коэффициент "1,2" подлежал применению с 01.03.2000. Федеральным законом от 27.12.00 N 150-ФЗ "О федеральном бюджете на 2001 год" ставка земельного налога не изменена, следовательно, ставка, действовавшая в 2000 году, применяется с 01.01.01. Федеральный закон от 30.12.01 N 194-ФЗ "О федеральном бюджете на 2002 год" официально опубликован 31.12.01, следовательно, введенный этим законом поправочный коэффициент "2" подлежал применению с 01.02.02. Закон N 110-ФЗ и введенный им поправочный коэффициент "1,8" согласно статье 21 подлежал применению с 01.01.03.
Расчет налога с применением повышающего коэффициента "1,2" с 01.03.2000 и коэффициента "2" с 01.02.02 в материалах дела отсутствует, что влияет на определение размера штрафа, в связи с чем кассационная инстанция лишена возможности принять по делу новое решение.
При таких обстоятельствах обжалуемое решение суда подлежит отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении суду следует предложить сторонам произвести сверку расчетов по земельному налогу, уплаченному предприятием в 2000 - 2003 годах, с учетом изложенных в настоящем судебном акте выводов.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 3 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 20.11.03 по делу N А05-11517/03-14 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.
Председательствующий
ВЕТОШКИНА О.В.
Судьи
БУХАРЦЕВ С.Н.
КОРПУСОВА О.А.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА ОТ 05.05.2004 N А05-11517/03-14
Разделы:Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 5 мая 2004 года Дело N А05-11517/03-14
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Ветошкиной О.В., судей Бухарцева С.Н., Корпусовой О.А., при участии от открытого акционерного общества "Зооветснаб" Кунициной Г.П. (доверенность от 04.05.04) и Худякова А.И. (доверенность от 20.11.03), рассмотрев 05.05.04 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Архангельску на решение Арбитражного суда Архангельской области от 20.11.03 по делу N А05-11517/03-14 (судья Лепеха А.П.),
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Зооветснаб" (далее - ОАО "Зооветснаб") обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о признании недействительным пункта 2 решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Архангельску (далее - налоговая инспекция) об отказе в привлечении к налоговой ответственности от 14.10.03 N 17-23/21217.
Решением арбитражного суда от 20.11.03 заявление ОАО "Зооветснаб" удовлетворено.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить решение суда и отказать в удовлетворении заявления, считая, что суд неправильно применил нормы, регулирующие порядок исчисления земельного налога.
В судебном заседании представители ОАО "Зооветснаб" просили оставить решение суда без изменения, указывая на его законность и обоснованность.
Налоговая инспекция надлежащим образом извещена о времени и месте слушания дела, однако представителей в судебное заседание не направила, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Из материалов дела видно, что при расчете земельного налога за 2000 - 2003 годы ОАО "Зооветснаб" последовательно применяло каждый из ежегодно вводимых нормами законов о федеральном бюджете и Закона N 110-ФЗ коэффициентов к ставкам земельного налога, действующим в предыдущем налоговом периоде.
Считая уплату земельного налога с применением повышающих коэффициентов излишней, предприятие представило в налоговую инспекцию уточненные декларации по земельному налогу за 2000 - 2003 годы, исчислив земельный налог по ставкам, установленным решением Архангельского городского совета депутатов от 24.12.98 N 337 "О ценовом зонировании территории муниципального образования "Город Архангельск", без последовательного применения повышающих коэффициентов.
По результатам камеральной проверки представленных деклараций налоговая инспекция приняла решение от 14.10.03 N 1723/21217, которым ОАО "Зооветснаб" "восстановлено 26810,92 руб. земельного налога за 2000 год, 31302,5 руб. - за 2001 год, 63605 руб. - за 2002 год и 152904 руб. - за 2003 год".
Удовлетворяя заявленные предприятием требования, суд сделал ошибочный вывод о том, что поправочные коэффициенты не изменяют ставку земельного налога, в связи с чем у заявителя отсутствует обязанность последовательно применять указанные коэффициенты при расчете подлежащего уплате земельного налога за каждый следующий налоговый период.
В соответствии с пунктами 1, 2 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" земельный налог устанавливается законодательными актами Российской Федерации. При этом конкретные ставки налога определяются законодательными актами республик в составе Российской Федерации или решениями органов государственной власти краев, областей, автономной области, автономных округов, районов, городов и иных административно-территориальных образований, если иное не предусмотрено законодательным актом Российской Федерации.
Статьей 8 Закона Российской Федерации "О плате за землю" (далее - Закон о плате за землю) предусмотрено, что земельный налог за городские (поселковые) земли устанавливается на основе средних ставок. Средние ставки дифференцируются по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территории органами местного самоуправления городов. Границы зон определяются в соответствии с экономической оценкой территории и генеральными планами городов.
Согласно статье 3 Закона о плате за землю размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности собственников земли, землевладельцев, землепользователей и устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год. Ставки земельного налога пересматриваются в связи с изменением не зависящих от пользователя земли условий хозяйствования.
Ежегодно средние ставки земельного налога индексируются с учетом уровня инфляции. Статьей 15 Федерального закона от 22.02.99 N 36-ФЗ "О федеральном бюджете на 1999 год" предусмотрено, что ставки земельного налога, действовавшие в 1998 году, применяются в 1999 году с коэффициентом "2". В соответствии со статьей 18 Федерального закона от 31.12.99 N 227-ФЗ "О федеральном бюджете на 2000 год" ставки земельного налога, действовавшие в 1999 году, применяются для всех категорий земель с коэффициентом "1,2". Согласно статье 12 Федерального закона от 27.12.2000 N 150-ФЗ "О федеральном бюджете на 2001 год" ставки земельного налога, действовавшие в 2000 году, применяются в 2001 году для всех категорий земель. В силу статьи 14 Федерального закона от 30.12.01 N 194-ФЗ "О федеральном бюджете на 2002 год" ставки земельного налога, действовавшие в 2001 году, применяются в 2002 году с коэффициентом "2" для всех категорий земель. Статьей 7 Федерального законом от 24.07.02 N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации" (далее - Закон N 110-ФЗ) предусмотрено, что действующие в 2002 году ставки земельного налога применяются в 2003 году с коэффициентом "1,8".
Из приведенных нормативных положений следует, что ставка земельного налога, на основании которой производится исчисление налога за конкретный налоговый период, представляет собой ставку, установленную местными представительными органами власти, увеличенную на поправочные коэффициенты предыдущих налоговых периодов и коэффициент, определенный законом о федеральном бюджете на текущий год, за который производится уплата налога в бюджет.
При таких обстоятельствах вывод суда о невозможности изменения ставок земельного налога, установленных нормативным актом представительного органа города Архангельска, на поправочные коэффициенты, предусмотренные федеральными законами о федеральном бюджете на соответствующий год, является ошибочным.
Вместе с тем, учитывая правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в определении от 06.02.04 N 48-О, кассационная инстанция считает, что применение повышающих коэффициентов с начала 1999, 2000 и 2002 годов противоречит пункту 1 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации и пункту 2 статьи 5, статье 12 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Федеральный закон от 22.02.99 N 36-ФЗ "О федеральном бюджете на 1999 год" официально опубликован 25.02.99, следовательно, введенный этим законом поправочный коэффициент "2" подлежал применению с 01.04.99. Федеральный закон от 31.12.99 N 227-ФЗ "О федеральном бюджете на 2000 год" опубликован 03.01.2000, следовательно, коэффициент "1,2" подлежал применению с 01.03.2000. Федеральным законом от 27.12.00 N 150-ФЗ "О федеральном бюджете на 2001 год" ставка земельного налога не изменена, следовательно, ставка, действовавшая в 2000 году, применяется с 01.01.01. Федеральный закон от 30.12.01 N 194-ФЗ "О федеральном бюджете на 2002 год" официально опубликован 31.12.01, следовательно, введенный этим законом поправочный коэффициент "2" подлежал применению с 01.02.02. Закон N 110-ФЗ и введенный им поправочный коэффициент "1,8" согласно статье 21 подлежал применению с 01.01.03.
Расчет налога с применением повышающего коэффициента "1,2" с 01.03.2000 и коэффициента "2" с 01.02.02 в материалах дела отсутствует, что влияет на определение размера штрафа, в связи с чем кассационная инстанция лишена возможности принять по делу новое решение.
При таких обстоятельствах обжалуемое решение суда подлежит отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении суду следует предложить сторонам произвести сверку расчетов по земельному налогу, уплаченному предприятием в 2000 - 2003 годах, с учетом изложенных в настоящем судебном акте выводов.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 3 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 20.11.03 по делу N А05-11517/03-14 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.
Председательствующий
ВЕТОШКИНА О.В.
Судьи
БУХАРЦЕВ С.Н.
КОРПУСОВА О.А.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)