Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА ОТ 03.03.2004 N Ф04/1057-273/А27-2004

Разделы:
Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности и
обоснованности решений (постановлений) арбитражных судов,
вступивших в законную силу


от 3 марта 2004 года Дело N Ф04/1057-273/А27-2004


Открытое акционерное общество "Угольная компания "Кузбассразрезуголь" (далее - ОАО "УК "Кузбассразрезуголь") обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по крупнейшим налогоплательщикам по Кемеровской области (далее - налоговая инспекция) N 31 от 30.04.2003 о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неполную уплату налога на добычу полезных ископаемых в результате занижения налоговой базы, в виде штрафа в сумме 42106,80 руб. с предложением уплатить налог на добычу полезных ископаемых в сумме 210534,75 руб. и пени в сумме 4302,36 руб.
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 15.08.2003, оставленным постановлением апелляционной инстанции этого же суда от 20.11.2003 без изменения, заявленные требования удовлетворены. Решение налоговой инспекции N 31 от 30.04.2003 признано недействительным.
В кассационной жалобе инспекция просит изменить решение и постановление арбитражного суда и принять новый судебный акт - об отказе в удовлетворении требований ОАО "УК "Кузбассразрезуголь" в части доначисления налога на добычу полезных ископаемых в сумме 142937,35 руб., налоговой санкции в сумме 28587,47 руб., пеней в сумме 3087,45 руб.
Налоговый орган, признавая выводы суда в части применения налогоплательщиком права на льготу в 2003 году в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации, одновременно считает, что в отношении подпунктов 4, 5 пункта 1 статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации суд первой и апелляционной инстанций неправильно дал оценку доводам налогоплательщика при применении им льготного налогообложения.
Постановлением Правительства РФ от 26.12.2001 N 899 утверждены Правила отнесения запасов полезных ископаемых к некондиционным запасам и утверждения нормативов содержания полезных ископаемых, остающихся во вскрышных, вмещающих породах, в отвалах или в отходах горнодобывающего производства.
Согласно пункту 1 Правил отнесение запасов твердых полезных ископаемых к кондиционным или некондиционным запасам, а также определение нормативов содержания полезных ископаемых, остающихся во вскрышных, вмещающих породах, в отвалах или в отходах горнодобывающего или перерабатывающего производства, осуществляются Министерством природных ресурсов Российской Федерации по результатам технико-экономического обоснования эксплуатационных кондиций для подсчета разведанных запасов.
Министерством природных ресурсов России полномочия по принятию указанных решений территориальным органам МПР России не передавались. МПР России принимает соответствующие решения по мере поступления обосновывающих материалов и направляет данные решения в МНС России.
Так как у ООО "Краснобродский угольный разрез" на момент вынесения решения от 30.04.2003 N 31 по результатам проведенной камеральной проверки декларации по налогу на добычу полезных ископаемых за февраль 2003 года отсутствовало соответствующее решение МПР России и пределы нормативов содержания твердых полезных ископаемых, остающихся во вскрышных, вмещающих породах, не были утверждены, то налоговая ставка на добычу полезных ископаемых 0 процентов, предусмотренная подпунктами 4, 5 пункта 1 статьи 342 Налогового кодекса РФ, не может быть применена.
В отзыве на кассационную жалобу ОАО "УК "Кузбассразрезуголь" считает принятые по делу решение и постановление законными и обоснованными, просит оставить судебные акты без изменения, а кассационную жалобу налоговой инспекции без удовлетворения.
В судебном заседании представители сторон поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзыве на нее.
Руководствуясь статьями 274, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, кассационная инстанция изучила материалы дела, проверила правильность применения арбитражным судом норм материального и процессуального права, проанализировала доводы заявителя и считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим причинам.
Как следует из материалов дела, в ходе камеральной налоговой проверки представленной дочерним холдинговой компании "УК "Кузбассразрезуголь" обществом с ограниченной ответственностью "Краснобродский угольный разрез" налоговой декларации по налогу на добычу полезных ископаемых за февраль 2003 года налоговой инспекцией установлено необоснованное применение налогоплательщиком льгот, предусмотренных подпунктами 1, 4 и 5 пункта 1 статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации, что привело к занижению налогооблагаемой базы и неуплате указанного налога в сумме 210534,75 руб.
По результатам проверки налоговой инспекцией было принято решение N 31 от 30.04.2003 о привлечении ОАО "УК "Кузбассразрезуголь" к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в размере 42106,80 руб. Кроме того, налогоплательщику доначислен налог на добычу полезных ископаемых в сумме 210534,75 руб. и начислены пени в сумме 4302,36 рубля.
Не согласившись с позицией налоговой инспекции, ОАО "УК "Кузбассразрезуголь" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
С учетом исследованных материалов дела и действующего законодательства судебные инстанции обоснованно сделали вывод о том, что ОАО "УК "Кузбассразрезуголь" при представлении налоговой декларации по налогу на добычу полезных ископаемых за февраль 2003 года правомерно заявило льготу по нулевой ставке в соответствии с подпунктами 4 и 5 пункта 1 статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно указанной норме при добыче полезных ископаемых из некондиционных или ранее списанных запасов полезных ископаемых, а также добываемых из вскрышных и вмещающих (разубоживающих) пород, отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств в пределах нормативов содержания полезных ископаемых в указанных породах и отходах, утверждаемых в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов.
Судом установлено, следует из материалов дела и не оспаривается налоговой инспекцией, что заявитель в налоговой декларации применил льготное налогообложение по ставке 0 процентов при добыче полезных ископаемых из некондиционных или ранее списанных запасов полезных ископаемых, а также добываемых из вскрышных и вмещающих (разубоживающих) пород.
Основные требования к списанию запасов установлены Приказом МПР Российской Федерации от 09.07.97 N 122, утвердившим Положение о порядке учета запасов полезных ископаемых, постановки их на баланс и списания с баланса запасов.
Согласно абзацу 5 пункта 10 указанного Положения списание запасов полезных ископаемых с государственного и территориальных балансов по объектам, переданным в установленном порядке пользователям недр, осуществляется на основании актов на списание запасов полезных ископаемых, утвержденных органами МПР России и Госгортехнадзора России, и форм государственного федерального статистического наблюдения.
Конкретный порядок списания предусмотрен Инструкцией о порядке списания запасов полезных ископаемых с учета предприятий по добыче полезных ископаемых, утвержденной МПР России от 18.07.97 N 121-1 и Госгортехнадзором Российской Федерации от 17.09.97 N 28.
В обоснование правомерности применения налоговой ставки ноль процентов заявителем представлены все необходимые документы.
В соответствии с пунктом 1 Правил отнесения запасов полезных ископаемых к некондиционным запасам и утверждения нормативов содержания полезных ископаемых, остающихся во вскрышных, вмещающих (разубоживающих) породах, в отвалах или в отходах горнодобывающего и перерабатывающего производства (далее - Правил), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 899 от 26.12.2001, определение нормативов осуществляется Министерством природных ресурсов России по результатам технико-экономического обоснования эксплуатационных кондиций для подсчета разведанных запасов.
Однако на февраль 2003 года такие нормативы утверждены не были. Порядок их рассмотрения и утверждения Министерством природных ресурсов России не регламентирован.
Объем полезного ископаемого, подтверждающий обложение по налоговой ставке 0 процентов, ОАО "УК "Кузбассразрезуголь" рассчитан с учетом справки о добыче товарного угля, полученного в результате разработки вскрышных и вмещающих (разубоживающих) пород за февраль 2003 года. Данная справка согласована с Беловским горнотехническим отделом Кузнецкого управления Госгортехнадзора России.
До возложения Правилами функций по определению нормативов содержания полезных ископаемых во вскрышных и вмещающих (разубоживающих) породах на Министерство природных ресурсов России органом, осуществляющим согласование ежегодных планов горных работ и контроль за их выполнением, а также контроль за соблюдением нормативов потерь полезных ископаемых при их добыче и переработке, являлся Госгортехнадзор России.
Таким образом, использование ОАО "УК "Кузбассразрезуголь" прежнего порядка утверждения нормативов потерь при применении нулевой ставки при налогообложении является правомерным. Отсутствие или позднее поступление данных нормативов с учетом обстоятельств дела не может повлечь отказ налогоплательщику в обоснованности применения льгот, предусмотренных статьей 342 Налогового кодекса РФ.
Налоговая инспекция в соответствии с требованиями части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представила бесспорных доказательств неправильного определения ОАО "УК "Кузбассразрезуголь" объема угля, подлежащего налогообложению по нулевой налоговой ставке.
В соответствии с пунктом 7 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика.
Доводы кассационной жалобы во многом повторяют положения апелляционной жалобы. Судом апелляционной инстанции оценка данным доводам налогового органа дана, в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса РФ суд кассационной инстанции оснований для переоценки выводов, изложенных в судебных актах, не имеет.
Таким образом, суд кассационной инстанции считает, что арбитражный суд всесторонне и полно исследовал материалы дела, правильно установил фактические обстоятельства, дал надлежащую правовую оценку всем доказательствам, представленным сторонами, правильно применил нормы материального и процессуального права.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:

Решение от 15.08.2003 и постановление апелляционной инстанции от 20.11.2003 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-7317/2003-6 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.







ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности и
обоснованности решений (постановлений) арбитражных судов,
вступивших в законную силу

от 3 марта 2004 года Дело N Ф04/1057-273/А27-2004


Открытое акционерное общество "Угольная компания "Кузбассразрезуголь" (далее - ОАО "УК "Кузбассразрезуголь") обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по крупнейшим налогоплательщикам по Кемеровской области (далее - налоговая инспекция) N 31 от 30.04.2003 о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неполную уплату налога на добычу полезных ископаемых в результате занижения налоговой базы, в виде штрафа в сумме 42106,80 руб. с предложением уплатить налог на добычу полезных ископаемых в сумме 210534,75 руб. и пени в сумме 4302,36 руб.
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 15.08.2003, оставленным постановлением апелляционной инстанции этого же суда от 20.11.2003 без изменения, заявленные требования удовлетворены. Решение налоговой инспекции N 31 от 30.04.2003 признано недействительным.
В кассационной жалобе инспекция просит изменить решение и постановление арбитражного суда и принять новый судебный акт - об отказе в удовлетворении требований ОАО "УК "Кузбассразрезуголь" в части доначисления налога на добычу полезных ископаемых в сумме 142937,35 руб., налоговой санкции в сумме 28587,47 руб., пеней в сумме 3087,45 руб.
Налоговый орган, признавая выводы суда в части применения налогоплательщиком права на льготу в 2003 году в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации, одновременно считает, что в отношении подпунктов 4, 5 пункта 1 статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации суд первой и апелляционной инстанций неправильно дал оценку доводам налогоплательщика при применении им льготного налогообложения.
Постановлением Правительства РФ от 26.12.2001 N 899 утверждены Правила отнесения запасов полезных ископаемых к некондиционным запасам и утверждения нормативов содержания полезных ископаемых, остающихся во вскрышных, вмещающих породах, в отвалах или в отходах горнодобывающего производства.
Согласно пункту 1 Правил отнесение запасов твердых полезных ископаемых к кондиционным или некондиционным запасам, а также определение нормативов содержания полезных ископаемых, остающихся во вскрышных, вмещающих породах, в отвалах или в отходах горнодобывающего или перерабатывающего производства, осуществляются Министерством природных ресурсов Российской Федерации по результатам технико-экономического обоснования эксплуатационных кондиций для подсчета разведанных запасов.
Министерством природных ресурсов России полномочия по принятию указанных решений территориальным органам МПР России не передавались. МПР России принимает соответствующие решения по мере поступления обосновывающих материалов и направляет данные решения в МНС России.
Так как у ООО "Краснобродский угольный разрез" на момент вынесения решения от 30.04.2003 N 31 по результатам проведенной камеральной проверки декларации по налогу на добычу полезных ископаемых за февраль 2003 года отсутствовало соответствующее решение МПР России и пределы нормативов содержания твердых полезных ископаемых, остающихся во вскрышных, вмещающих породах, не были утверждены, то налоговая ставка на добычу полезных ископаемых 0 процентов, предусмотренная подпунктами 4, 5 пункта 1 статьи 342 Налогового кодекса РФ, не может быть применена.
В отзыве на кассационную жалобу ОАО "УК "Кузбассразрезуголь" считает принятые по делу решение и постановление законными и обоснованными, просит оставить судебные акты без изменения, а кассационную жалобу налоговой инспекции без удовлетворения.
В судебном заседании представители сторон поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзыве на нее.
Руководствуясь статьями 274, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, кассационная инстанция изучила материалы дела, проверила правильность применения арбитражным судом норм материального и процессуального права, проанализировала доводы заявителя и считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим причинам.
Как следует из материалов дела, в ходе камеральной налоговой проверки представленной дочерним холдинговой компании "УК "Кузбассразрезуголь" обществом с ограниченной ответственностью "Краснобродский угольный разрез" налоговой декларации по налогу на добычу полезных ископаемых за февраль 2003 года налоговой инспекцией установлено необоснованное применение налогоплательщиком льгот, предусмотренных подпунктами 1, 4 и 5 пункта 1 статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации, что привело к занижению налогооблагаемой базы и неуплате указанного налога в сумме 210534,75 руб.
По результатам проверки налоговой инспекцией было принято решение N 31 от 30.04.2003 о привлечении ОАО "УК "Кузбассразрезуголь" к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в размере 42106,80 руб. Кроме того, налогоплательщику доначислен налог на добычу полезных ископаемых в сумме 210534,75 руб. и начислены пени в сумме 4302,36 рубля.
Не согласившись с позицией налоговой инспекции, ОАО "УК "Кузбассразрезуголь" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
С учетом исследованных материалов дела и действующего законодательства судебные инстанции обоснованно сделали вывод о том, что ОАО "УК "Кузбассразрезуголь" при представлении налоговой декларации по налогу на добычу полезных ископаемых за февраль 2003 года правомерно заявило льготу по нулевой ставке в соответствии с подпунктами 4 и 5 пункта 1 статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно указанной норме при добыче полезных ископаемых из некондиционных или ранее списанных запасов полезных ископаемых, а также добываемых из вскрышных и вмещающих (разубоживающих) пород, отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств в пределах нормативов содержания полезных ископаемых в указанных породах и отходах, утверждаемых в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов.
Судом установлено, следует из материалов дела и не оспаривается налоговой инспекцией, что заявитель в налоговой декларации применил льготное налогообложение по ставке 0 процентов при добыче полезных ископаемых из некондиционных или ранее списанных запасов полезных ископаемых, а также добываемых из вскрышных и вмещающих (разубоживающих) пород.
Основные требования к списанию запасов установлены Приказом МПР Российской Федерации от 09.07.97 N 122, утвердившим Положение о порядке учета запасов полезных ископаемых, постановки их на баланс и списания с баланса запасов.
Согласно абзацу 5 пункта 10 указанного Положения списание запасов полезных ископаемых с государственного и территориальных балансов по объектам, переданным в установленном порядке пользователям недр, осуществляется на основании актов на списание запасов полезных ископаемых, утвержденных органами МПР России и Госгортехнадзора России, и форм государственного федерального статистического наблюдения.
Конкретный порядок списания предусмотрен Инструкцией о порядке списания запасов полезных ископаемых с учета предприятий по добыче полезных ископаемых, утвержденной МПР России от 18.07.97 N 121-1 и Госгортехнадзором Российской Федерации от 17.09.97 N 28.
В обоснование правомерности применения налоговой ставки ноль процентов заявителем представлены все необходимые документы.
В соответствии с пунктом 1 Правил отнесения запасов полезных ископаемых к некондиционным запасам и утверждения нормативов содержания полезных ископаемых, остающихся во вскрышных, вмещающих (разубоживающих) породах, в отвалах или в отходах горнодобывающего и перерабатывающего производства (далее - Правил), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 899 от 26.12.2001, определение нормативов осуществляется Министерством природных ресурсов России по результатам технико-экономического обоснования эксплуатационных кондиций для подсчета разведанных запасов.
Однако на февраль 2003 года такие нормативы утверждены не были. Порядок их рассмотрения и утверждения Министерством природных ресурсов России не регламентирован.
Объем полезного ископаемого, подтверждающий обложение по налоговой ставке 0 процентов, ОАО "УК "Кузбассразрезуголь" рассчитан с учетом справки о добыче товарного угля, полученного в результате разработки вскрышных и вмещающих (разубоживающих) пород за февраль 2003 года. Данная справка согласована с Беловским горнотехническим отделом Кузнецкого управления Госгортехнадзора России.
До возложения Правилами функций по определению нормативов содержания полезных ископаемых во вскрышных и вмещающих (разубоживающих) породах на Министерство природных ресурсов России органом, осуществляющим согласование ежегодных планов горных работ и контроль за их выполнением, а также контроль за соблюдением нормативов потерь полезных ископаемых при их добыче и переработке, являлся Госгортехнадзор России.
Таким образом, использование ОАО "УК "Кузбассразрезуголь" прежнего порядка утверждения нормативов потерь при применении нулевой ставки при налогообложении является правомерным. Отсутствие или позднее поступление данных нормативов с учетом обстоятельств дела не может повлечь отказ налогоплательщику в обоснованности применения льгот, предусмотренных статьей 342 Налогового кодекса РФ.
Налоговая инспекция в соответствии с требованиями части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представила бесспорных доказательств неправильного определения ОАО "УК "Кузбассразрезуголь" объема угля, подлежащего налогообложению по нулевой налоговой ставке.
В соответствии с пунктом 7 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика.
Доводы кассационной жалобы во многом повторяют положения апелляционной жалобы. Судом апелляционной инстанции оценка данным доводам налогового органа дана, в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса РФ суд кассационной инстанции оснований для переоценки выводов, изложенных в судебных актах, не имеет.
Таким образом, суд кассационной инстанции считает, что арбитражный суд всесторонне и полно исследовал материалы дела, правильно установил фактические обстоятельства, дал надлежащую правовую оценку всем доказательствам, представленным сторонами, правильно применил нормы материального и процессуального права.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:

Решение от 15.08.2003 и постановление апелляционной инстанции от 20.11.2003 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-7317/2003-6 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)