Судебные решения, арбитраж
Налог на игорный бизнес
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 31.10.2008 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 07.11.2008 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Щеклеиной Л.Ю.,
судей Риб Л.Х., Нилоговой Т.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Русановой Ю.С.,
при участии:
от заявителя - ООО "Кварта Тандем": Демирчян О.В., паспорт, доверенность от 28.04.2008 г.
от заинтересованного лица - ИФНС России по Железнодорожному району г. Екатеринбурга: не явился, извещен надлежащим образом,
лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя -
ООО "Кварта Тандем"
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 22 августа 2008 года
по делу N А60-8937/2008,
принятое судьей Кириченко А.В.,
по заявлению ООО "Кварта Тандем"
к ИФНС России по Железнодорожному району г. Екатеринбурга
о признании недействительным требования,
общество с ограниченной ответственностью "Кварта Тандем" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействительным требования ИФНС России по Железнодорожному району г. Екатеринбурга (далее - инспекция) от 26.02.2008 г. о снятии с учета объектов налогообложения налогом на игорный бизнес.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 22.08.2008 г. в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, ссылаясь на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права и неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела.
Представитель заявителя в суде апелляционной инстанции поддержал требования и доводы апелляционной жалобы.
Налоговый орган по мотивам, изложенным в письменном отзыве на апелляционную жалобу, просит решение суда первой инстанции оставить в силе, отказать в удовлетворении апелляционной жалобы, ссылаясь на несоответствие деятельности общества по адресу г. Екатеринбург, ул. Минометчиков, 24 требованиям Федерального закона от 29.12.2006 г. N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации".
Заинтересованное лицо о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещено надлежащим образом, представителя в судебное заседание не направило.
Проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права в порядке ст. 266, 268 АПК РФ, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, арбитражный апелляционный суд приходит к выводу о том, что решение суда первой инстанции отмене не подлежит.
Как следует из материалов дела, ООО "Кварта Тандем" зарегистрировано в качестве юридического лица (свидетельство о внесении записи в единый государственный реестр юридических лиц от 21.08.2002 г., выданное Межрайонной ИМНС России N 39 по г. Москве), осуществляющего деятельность в сфере организации игорного бизнеса на основании лицензии N 000153, выданной 22.11.2002 г. Государственным комитетом РФ по физической культуре и спорту на срок до 22.11.2007 г.
01.06.2007 г. ООО "Кварта Тандем" с ООО "Екатеринбургское УПП "ЭПОС" "ВОС" был заключен договор N 12-11/185 субаренды нежилого помещения, расположенного по адресу: г. Екатеринбург, ул. Минометчиков, 25, литер А, 1 этаж, с целью размещения зала игорных автоматов.
По названному адресу приказом генерального директора ООО "Кварта Тандем" от 20.06.2007 г. N 20/06/07 создано обособленное подразделение. На основании данного приказа 20.06.2007 г. в Инспекцию ФНС России по Железнодорожному району г. Екатеринбурга по почте заказным письмом направлено заявление о постановке на учет общества по месту нахождения соответствующего обособленного подразделения. В связи с этим налоговым органом выдано уведомление от 13.07.2007 г. N 620325 о постановке ООО "Кварта Тандем" на учет по месту нахождения обособленного подразделения по адресу: г. Екатеринбург, ул. Минометчиков, 24, литер А, 1 этаж.
03.07.2007 г. ООО "Кварта Тандем" обратилось в Инспекцию ФНС России по Железнодорожному району г. Екатеринбурга с заявлением о регистрации объектов налогообложения налогом на игорный бизнес в количестве 50 штук. 06.07.2007 г. налоговым органом выдано свидетельство о регистрации объектов налогообложения налогом на игорный бизнес.
14.08.2007 г. заявитель представил в Инспекцию ФНС России по Железнодорожному району г. Екатеринбурга заявление о снятии с учета 50 объектов налогообложения налогом на игорный бизнес.
16.11.2007 г. обществом в налоговый орган вновь направлено заявление о регистрации 50 игровых автоматов по указанному выше адресу. 19.11.2007 г. Инспекцией ФНС России по Железнодорожному району г. Екатеринбурга заявителю было выдано свидетельство N 739 о регистрации вышеуказанных объектов налогообложения.
14.01.2008 г. ООО "Кварта Тандем" получено уведомление от налогового органа о том, что выданное обществу свидетельство от 19.11.2007 г. N 739 следует считать недействительным и подлежащим возврату в Инспекцию ФНС России по Железнодорожному району г. Екатеринбурга по причине несоблюдения требований пункта 4 ст. 5 Федерального закона от 29.12.2006 г. N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации".
26.02.2008 г. в адрес ООО "Кварта Тандем" налоговым органом было направлено требование N 14-12 о снятии с учета объектов налогообложения налогом на игорный бизнес, не согласившись с которым общество обратилось с соответствующим заявлением в суд.
Отказав в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что оспариваемое требование налогового органа не подлежит признанию недействительным.
В соответствии со ст. 365 НК РФ налогоплательщиками налога на игорный бизнес признаются организации или индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса.
Согласно п. 1 ст. 366 НК РФ объектами налогообложения признаются: игровой стол, игровой автомат, касса тотализатора и касса букмекерской конторы.
В соответствии с п. 2 ст. 366 НК РФ в целях настоящей главы каждый объект налогообложения, указанный в пункте 1 настоящей статьи, подлежит регистрации в налоговом органе по месту установки этого объекта налогообложения не позднее чем за два дня до даты установки каждого объекта налогообложения. Регистрация производится налоговым органом на основании заявления налогоплательщика о регистрации объекта (объектов) налогообложения с обязательной выдачей свидетельства о регистрации объекта (объектов) налогообложения.
Налогоплательщики, не состоящие на учете в налоговых органах на территории того субъекта Российской Федерации, где устанавливается (устанавливаются) объект (объекты) налогообложения, указанный (указанные) в пункте 1 настоящей статьи, обязаны встать на учет в налоговых органах по месту установки такого объекта (таких объектов) налогообложения в срок не позднее чем за два дня до даты установки каждого объекта налогообложения.
С 1 января 2007 г. правовое регулирование деятельности по организации и проведению азартных игр осуществляется, в том числе, в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2006 г. N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации".
Согласно ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 29.12.2006 г. N 244-ФЗ деятельность по организации и проведению азартных игр может осуществляться исключительно в игорных заведениях, соответствующих требованиям, предусмотренным настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, законами субъектов РФ, иными нормативными правовыми актами РФ.
В соответствии с пунктом 11 ст. 4 указанного Закона под игорным заведением понимается здание, сооружение (единая обособленная часть здания, строения, сооружения), в которых осуществляется исключительно деятельность по организации и проведению азартных игр и оказанию сопутствующих азартным играм услуг (в том числе филиал или иное место по организации и проведению азартных игр и оказанию сопутствующих азартным играм услуг).
Налоговым органом не оспаривается, что ООО "Кварта Тандем" как юридическое лицо соответствует требованиям, перечисленным в ч. 2 ст. 16 Федерального закона от 29.12.2006 г. N 244-ФЗ.
В соответствии с ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 29.12.2006 г. N 244-ФЗ имеющие соответствующие лицензии игорные заведения при условии их соответствия требованиям, установленным частью 6 ст. 6, частями 1, 3-5 ст. 8, частями 2 и 3 статьи 15 настоящего Федерального закона, частью 2 настоящей статьи, вправе продолжить свою деятельность до 30 июня 2009 года без получения предусмотренного настоящим Федеральным законом разрешения на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне.
Между тем, в части 4 ст. 5 Федерального закона от 29.12.2006 г. N 244-ФЗ содержится ограничение осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр, которое заключается в том, что игорные заведения (за исключением букмекерских контор и тотализаторов) могут быть открыты исключительно в игорных зонах в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
Таким образом, положения ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 29.12.2006 г. N 244-ФЗ распространяются только на игорные заведения, существующие на момент вступления в силу данного Закона.
Изложенное означает, что право организатора азартных игр продолжить до 30.09.2009 г. свою деятельность вне игорных зон после вступления в силу Федерального закона от 29.12.2006 г. возникает лишь в отношении имеющихся у него по состоянию на 01.01.2007 г. игорных заведений, то есть в тех местах осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр, где им такая деятельность осуществлялась.
В рассматриваемом случае заключение договора субаренды, создание обособленного подразделения и его постановка на учет, регистрация игровых автоматов состоялись в июне - июле 2007 года, что свидетельствует об отсутствии у ООО "Карта Тандем" по состоянию на 01.01.2007 г. игорного заведения по адресу: г. Екатеринбург, ул. Минометчиков, 24, литер А, 1 этаж.
Поскольку по состоянию на 01.01.2007 г. общество не имело по спорному адресу игорного заведения, о чем свидетельствуют те обстоятельства, что до 03.07.2007 г. заявитель не состоял на учете в налоговом органе в качестве налогоплательщика налога на игорный бизнес, до 03.07.2007 г. в зале игровых автоматов, расположенном по адресу: г. Екатеринбург, ул. Минометчиков, 24, на налоговом учете игровых автоматов не числилось, заявителем до 01.07.2007 г. не было постановлено на учет обособленное подразделение - игорное заведение, следовательно, его деятельность после 01.07.2007 г. не соответствует требованиям Федерального закона от 29.12.2006 г. N 244-ФЗ.
При этом, как правильно отметил суд первой инстанции, создание обособленного подразделения и постановка на учет общества по месту нахождения данного обособленного подразделения не имеет правового значения для разрешения данного дела.
Таким образом, доводы подателя апелляционной жалобы о соответствии деятельности общества Федеральному закону от 29.12.2006 г. N 244-ФЗ подлежат отклонению.
Согласно ч. 3 ст. 16 Федерального закона от 29.12.2006 г. N 244-ФЗ контроль за соблюдением организаторами азартных игр требований, установленных частями 1, 2 указанной статьи данного Закона, осуществляется уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 22.02.2008 г. N 116 "О внесении изменений в Положение о Федеральной налоговой службе" на Федеральную налоговую службу возложены полномочия по осуществлению контроля и надзора за соблюдением организаторами азартных игр требований, установленных частями 1, 2 ст. 16 Федерального закона от 29.12.2006 г. N 244-ФЗ.
Следовательно, Федеральная служба и ее территориальные органы при обнаружении случаев деятельности игорных заведений с нарушением части ст. 16 во взаимосвязи с ч. 4 ст. 5 Федерального закона от 29.12.2006 г. N 244-ФЗ в силу прямого указания Закона обязаны применять меры воздействия, в том числе предусмотренные Законом РФ от 21.03.1991 г. N 943-1 "О налоговых органах РФ".
В соответствии с Инструкцией о порядке проведения Федеральной налоговой службой проверки технического состояния игрового оборудования и соблюдения организаторами азартных игр требований, предъявляемых к игорным заведениям, утвержденной Приказом Минфина РФ от 08.11.2007 г. N 100н, при осуществлении Федеральной налоговой службой контроля за соблюдением организаторами азартных игр требований, предъявляемых к игорным заведениям, в рамках обеспечения исполнения положения, предусмотренного частью 6 статьи 16 Федерального закона от 29.12.2006 г. N 244-ФЗ, в случае выявления нарушений требований, установленных частью 1 и 2 статьи 16 Федерального закона, руководителем налогового органа по месту постановки на учет организатора азартных игр выносится предписание об устранении выявленных нарушений: о прекращении деятельности всех игорных заведений (структурных подразделений) организатора азартных игр, не соответствующих требованиям, установленным частями 1 и 2 статьи 16 Федерального закона; об устранении иных нарушений. В предписании также указывается на необходимость подачи в налоговый орган (по месту регистрации объектов налогообложения игорного бизнеса) заявлений о регистрации изменений (уменьшения) количества объектов налогообложения. В случае невыполнения в срок предписания налогового органа об устранении нарушений законодательства должностными лицами налогового органа составляются протоколы об административном правонарушении по признакам части 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Налоговый орган, осуществляя контроль за соблюдением организаторами азартных игр требований Федерального закона от 29.12.2006 г. N 244-ФЗ, должны руководствоваться данной Инструкцией.
Тем не менее, суд апелляционной инстанции применительно к спорной ситуации, не усматривает оснований для отмены судебного акта суда первой инстанции и признания недействительным оспариваемого налогоплательщиком требования, исходя из следующего.
Требованием заместителя руководителя ИФНС России по Железнодорожному району г. Екатеринбурга от 26.02.2008 г. о снятии с учета объектов налогообложения налогом на игорный бизнес руководитель ООО "Кварта Тандем" поставлен в известность о несоответствии игрового зала, расположенного по адресу г. Екатеринбург, ул. Минометчиков, 24, первый этаж, литер А, требованиям Федерального закона от 29.12.2006 г. N 244-ФЗ, обязанности подать заявление о регистрации изменений (уменьшений) количества объектов налогообложения налогом на игорный бизнес и о прекращении деятельности в сфере игорного бизнеса на территории Железнодорожного района г. Екатеринбурга, а также разъяснено, что в случае продолжения деятельности в сфере игорного бизнеса, не соответствующей требованиям Федерального закона N 244-ФЗ, инспекция примет все предусмотренные законом меры для пресечения незаконной деятельности организации.
Таким образом, данный документ, касающийся конкретного налогоплательщика, порождает для этого лица определенные обязанности и имеет властно-распорядительный характер.
Суд апелляционной инстанции считает правомерным принятие налоговым органом акта ненормативного характера применительно к сложившейся ситуации.
Регистрация игровых автоматов по спорному объекту произведена налоговым органом ошибочно. Налоговый орган вправе исправить данную ошибку в порядке и способом, предусмотренными законом. О намерении исправить допущенную ошибку свидетельствует уведомление налогового органа от 14.01.2008 г. о том, что выданное ранее свидетельство следует считать недействительным и вернуть в инспекцию. Используя такую форму, предусмотренную Законом РФ от 21.03.1991 N 943-1 "О налоговых органах", как требование, не нарушая прав и интересов налогоплательщика, налоговый орган, что следует из содержания данного требования, предложив снять с учета объекты налогообложения на игорный бизнес, разъяснил налогоплательщику о несоответствии спорного объекта действующему законодательству и незаконной деятельности в связи с этим, возможных последствиях в виде применения мер воздействия в установленном законом порядке.
С учетом данных обстоятельств суд апелляционной инстанции не усматривает, что оспариваемое налогоплательщиком требование противоречит действующему законодательству и нарушает права и интересы заявителя.
Использование данной формы при создавшейся ситуации не влечет признание требования незаконным.
В соответствии с ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Поскольку регистрация игровых автоматов имела место, ошибочность проведения регистрации была обнаружена налоговым органом позднее, сам факт регистрации игровых автоматов по адресу г. Екатеринбург, ул. Минометчиков, 24, литер А, 1 этаж и непосредственно осуществление деятельности в сфере игорного бизнеса на данном объекте не соответствуют требованиям Федерального закона от 29.12.2006 г. N 244-ФЗ, законодательством не исключается возможность устранения налоговым органом допущенной ошибки, в данном случае путем выставления налоговым органом требования, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что оспариваемое требование налогового органа не противоречит нормам действующего законодательства и не нарушает законные права и интересы общества.
Иного в порядке ст. 65 АПК РФ заявителем не доказано.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что оспариваемое требование ИФНС по Железнодорожному району г. Екатеринбурга от 26.02.2008 г. N 14-12 о снятии с учета объектов налогообложения налогом на игорный бизнес не подлежит признанию недействительным.
Доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению как несостоятельные, противоречащие нормам материального права.
На основании изложенного решение суда первой инстанции отмене, а апелляционная жалоба удовлетворению - не подлежат.
В силу ст. 110 АПК РФ и ст. 333.21 Налогового кодекса РФ с ООО "Кварта Тандем" подлежит взысканию в доход федерального бюджета госпошлина по апелляционной жалобе 1000 руб.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса РФ, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
решение Арбитражного суда Свердловской области от 22 августа 2008 года по делу N А60-8937/2008 оставить без изменения, а апелляционную жалобу ООО "Кварта Тандем - без удовлетворения.
Взыскать с ООО "Кварта Тандем" в доход федерального бюджета госпошлину по апелляционной жалобе 1000 (одна тысяча) рублей.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня принятия через Арбитражный суд Свердловской области.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на Интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 07.11.2008 N 17АП-7981/2008-АК ПО ДЕЛУ N А60-8937/2008
Разделы:Налог на игорный бизнес
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 7 ноября 2008 г. N 17АП-7981/2008-АК
Дело N А60-8937/2008
Постановление в полном объеме изготовлено 07.11.2008 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Щеклеиной Л.Ю.,
судей Риб Л.Х., Нилоговой Т.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Русановой Ю.С.,
при участии:
от заявителя - ООО "Кварта Тандем": Демирчян О.В., паспорт, доверенность от 28.04.2008 г.
от заинтересованного лица - ИФНС России по Железнодорожному району г. Екатеринбурга: не явился, извещен надлежащим образом,
лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя -
ООО "Кварта Тандем"
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 22 августа 2008 года
по делу N А60-8937/2008,
принятое судьей Кириченко А.В.,
по заявлению ООО "Кварта Тандем"
к ИФНС России по Железнодорожному району г. Екатеринбурга
о признании недействительным требования,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Кварта Тандем" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействительным требования ИФНС России по Железнодорожному району г. Екатеринбурга (далее - инспекция) от 26.02.2008 г. о снятии с учета объектов налогообложения налогом на игорный бизнес.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 22.08.2008 г. в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, ссылаясь на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права и неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела.
Представитель заявителя в суде апелляционной инстанции поддержал требования и доводы апелляционной жалобы.
Налоговый орган по мотивам, изложенным в письменном отзыве на апелляционную жалобу, просит решение суда первой инстанции оставить в силе, отказать в удовлетворении апелляционной жалобы, ссылаясь на несоответствие деятельности общества по адресу г. Екатеринбург, ул. Минометчиков, 24 требованиям Федерального закона от 29.12.2006 г. N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации".
Заинтересованное лицо о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещено надлежащим образом, представителя в судебное заседание не направило.
Проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права в порядке ст. 266, 268 АПК РФ, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, арбитражный апелляционный суд приходит к выводу о том, что решение суда первой инстанции отмене не подлежит.
Как следует из материалов дела, ООО "Кварта Тандем" зарегистрировано в качестве юридического лица (свидетельство о внесении записи в единый государственный реестр юридических лиц от 21.08.2002 г., выданное Межрайонной ИМНС России N 39 по г. Москве), осуществляющего деятельность в сфере организации игорного бизнеса на основании лицензии N 000153, выданной 22.11.2002 г. Государственным комитетом РФ по физической культуре и спорту на срок до 22.11.2007 г.
01.06.2007 г. ООО "Кварта Тандем" с ООО "Екатеринбургское УПП "ЭПОС" "ВОС" был заключен договор N 12-11/185 субаренды нежилого помещения, расположенного по адресу: г. Екатеринбург, ул. Минометчиков, 25, литер А, 1 этаж, с целью размещения зала игорных автоматов.
По названному адресу приказом генерального директора ООО "Кварта Тандем" от 20.06.2007 г. N 20/06/07 создано обособленное подразделение. На основании данного приказа 20.06.2007 г. в Инспекцию ФНС России по Железнодорожному району г. Екатеринбурга по почте заказным письмом направлено заявление о постановке на учет общества по месту нахождения соответствующего обособленного подразделения. В связи с этим налоговым органом выдано уведомление от 13.07.2007 г. N 620325 о постановке ООО "Кварта Тандем" на учет по месту нахождения обособленного подразделения по адресу: г. Екатеринбург, ул. Минометчиков, 24, литер А, 1 этаж.
03.07.2007 г. ООО "Кварта Тандем" обратилось в Инспекцию ФНС России по Железнодорожному району г. Екатеринбурга с заявлением о регистрации объектов налогообложения налогом на игорный бизнес в количестве 50 штук. 06.07.2007 г. налоговым органом выдано свидетельство о регистрации объектов налогообложения налогом на игорный бизнес.
14.08.2007 г. заявитель представил в Инспекцию ФНС России по Железнодорожному району г. Екатеринбурга заявление о снятии с учета 50 объектов налогообложения налогом на игорный бизнес.
16.11.2007 г. обществом в налоговый орган вновь направлено заявление о регистрации 50 игровых автоматов по указанному выше адресу. 19.11.2007 г. Инспекцией ФНС России по Железнодорожному району г. Екатеринбурга заявителю было выдано свидетельство N 739 о регистрации вышеуказанных объектов налогообложения.
14.01.2008 г. ООО "Кварта Тандем" получено уведомление от налогового органа о том, что выданное обществу свидетельство от 19.11.2007 г. N 739 следует считать недействительным и подлежащим возврату в Инспекцию ФНС России по Железнодорожному району г. Екатеринбурга по причине несоблюдения требований пункта 4 ст. 5 Федерального закона от 29.12.2006 г. N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации".
26.02.2008 г. в адрес ООО "Кварта Тандем" налоговым органом было направлено требование N 14-12 о снятии с учета объектов налогообложения налогом на игорный бизнес, не согласившись с которым общество обратилось с соответствующим заявлением в суд.
Отказав в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что оспариваемое требование налогового органа не подлежит признанию недействительным.
В соответствии со ст. 365 НК РФ налогоплательщиками налога на игорный бизнес признаются организации или индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса.
Согласно п. 1 ст. 366 НК РФ объектами налогообложения признаются: игровой стол, игровой автомат, касса тотализатора и касса букмекерской конторы.
В соответствии с п. 2 ст. 366 НК РФ в целях настоящей главы каждый объект налогообложения, указанный в пункте 1 настоящей статьи, подлежит регистрации в налоговом органе по месту установки этого объекта налогообложения не позднее чем за два дня до даты установки каждого объекта налогообложения. Регистрация производится налоговым органом на основании заявления налогоплательщика о регистрации объекта (объектов) налогообложения с обязательной выдачей свидетельства о регистрации объекта (объектов) налогообложения.
Налогоплательщики, не состоящие на учете в налоговых органах на территории того субъекта Российской Федерации, где устанавливается (устанавливаются) объект (объекты) налогообложения, указанный (указанные) в пункте 1 настоящей статьи, обязаны встать на учет в налоговых органах по месту установки такого объекта (таких объектов) налогообложения в срок не позднее чем за два дня до даты установки каждого объекта налогообложения.
С 1 января 2007 г. правовое регулирование деятельности по организации и проведению азартных игр осуществляется, в том числе, в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2006 г. N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации".
Согласно ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 29.12.2006 г. N 244-ФЗ деятельность по организации и проведению азартных игр может осуществляться исключительно в игорных заведениях, соответствующих требованиям, предусмотренным настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, законами субъектов РФ, иными нормативными правовыми актами РФ.
В соответствии с пунктом 11 ст. 4 указанного Закона под игорным заведением понимается здание, сооружение (единая обособленная часть здания, строения, сооружения), в которых осуществляется исключительно деятельность по организации и проведению азартных игр и оказанию сопутствующих азартным играм услуг (в том числе филиал или иное место по организации и проведению азартных игр и оказанию сопутствующих азартным играм услуг).
Налоговым органом не оспаривается, что ООО "Кварта Тандем" как юридическое лицо соответствует требованиям, перечисленным в ч. 2 ст. 16 Федерального закона от 29.12.2006 г. N 244-ФЗ.
В соответствии с ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 29.12.2006 г. N 244-ФЗ имеющие соответствующие лицензии игорные заведения при условии их соответствия требованиям, установленным частью 6 ст. 6, частями 1, 3-5 ст. 8, частями 2 и 3 статьи 15 настоящего Федерального закона, частью 2 настоящей статьи, вправе продолжить свою деятельность до 30 июня 2009 года без получения предусмотренного настоящим Федеральным законом разрешения на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне.
Между тем, в части 4 ст. 5 Федерального закона от 29.12.2006 г. N 244-ФЗ содержится ограничение осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр, которое заключается в том, что игорные заведения (за исключением букмекерских контор и тотализаторов) могут быть открыты исключительно в игорных зонах в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
Таким образом, положения ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 29.12.2006 г. N 244-ФЗ распространяются только на игорные заведения, существующие на момент вступления в силу данного Закона.
Изложенное означает, что право организатора азартных игр продолжить до 30.09.2009 г. свою деятельность вне игорных зон после вступления в силу Федерального закона от 29.12.2006 г. возникает лишь в отношении имеющихся у него по состоянию на 01.01.2007 г. игорных заведений, то есть в тех местах осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр, где им такая деятельность осуществлялась.
В рассматриваемом случае заключение договора субаренды, создание обособленного подразделения и его постановка на учет, регистрация игровых автоматов состоялись в июне - июле 2007 года, что свидетельствует об отсутствии у ООО "Карта Тандем" по состоянию на 01.01.2007 г. игорного заведения по адресу: г. Екатеринбург, ул. Минометчиков, 24, литер А, 1 этаж.
Поскольку по состоянию на 01.01.2007 г. общество не имело по спорному адресу игорного заведения, о чем свидетельствуют те обстоятельства, что до 03.07.2007 г. заявитель не состоял на учете в налоговом органе в качестве налогоплательщика налога на игорный бизнес, до 03.07.2007 г. в зале игровых автоматов, расположенном по адресу: г. Екатеринбург, ул. Минометчиков, 24, на налоговом учете игровых автоматов не числилось, заявителем до 01.07.2007 г. не было постановлено на учет обособленное подразделение - игорное заведение, следовательно, его деятельность после 01.07.2007 г. не соответствует требованиям Федерального закона от 29.12.2006 г. N 244-ФЗ.
При этом, как правильно отметил суд первой инстанции, создание обособленного подразделения и постановка на учет общества по месту нахождения данного обособленного подразделения не имеет правового значения для разрешения данного дела.
Таким образом, доводы подателя апелляционной жалобы о соответствии деятельности общества Федеральному закону от 29.12.2006 г. N 244-ФЗ подлежат отклонению.
Согласно ч. 3 ст. 16 Федерального закона от 29.12.2006 г. N 244-ФЗ контроль за соблюдением организаторами азартных игр требований, установленных частями 1, 2 указанной статьи данного Закона, осуществляется уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 22.02.2008 г. N 116 "О внесении изменений в Положение о Федеральной налоговой службе" на Федеральную налоговую службу возложены полномочия по осуществлению контроля и надзора за соблюдением организаторами азартных игр требований, установленных частями 1, 2 ст. 16 Федерального закона от 29.12.2006 г. N 244-ФЗ.
Следовательно, Федеральная служба и ее территориальные органы при обнаружении случаев деятельности игорных заведений с нарушением части ст. 16 во взаимосвязи с ч. 4 ст. 5 Федерального закона от 29.12.2006 г. N 244-ФЗ в силу прямого указания Закона обязаны применять меры воздействия, в том числе предусмотренные Законом РФ от 21.03.1991 г. N 943-1 "О налоговых органах РФ".
В соответствии с Инструкцией о порядке проведения Федеральной налоговой службой проверки технического состояния игрового оборудования и соблюдения организаторами азартных игр требований, предъявляемых к игорным заведениям, утвержденной Приказом Минфина РФ от 08.11.2007 г. N 100н, при осуществлении Федеральной налоговой службой контроля за соблюдением организаторами азартных игр требований, предъявляемых к игорным заведениям, в рамках обеспечения исполнения положения, предусмотренного частью 6 статьи 16 Федерального закона от 29.12.2006 г. N 244-ФЗ, в случае выявления нарушений требований, установленных частью 1 и 2 статьи 16 Федерального закона, руководителем налогового органа по месту постановки на учет организатора азартных игр выносится предписание об устранении выявленных нарушений: о прекращении деятельности всех игорных заведений (структурных подразделений) организатора азартных игр, не соответствующих требованиям, установленным частями 1 и 2 статьи 16 Федерального закона; об устранении иных нарушений. В предписании также указывается на необходимость подачи в налоговый орган (по месту регистрации объектов налогообложения игорного бизнеса) заявлений о регистрации изменений (уменьшения) количества объектов налогообложения. В случае невыполнения в срок предписания налогового органа об устранении нарушений законодательства должностными лицами налогового органа составляются протоколы об административном правонарушении по признакам части 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Налоговый орган, осуществляя контроль за соблюдением организаторами азартных игр требований Федерального закона от 29.12.2006 г. N 244-ФЗ, должны руководствоваться данной Инструкцией.
Тем не менее, суд апелляционной инстанции применительно к спорной ситуации, не усматривает оснований для отмены судебного акта суда первой инстанции и признания недействительным оспариваемого налогоплательщиком требования, исходя из следующего.
Требованием заместителя руководителя ИФНС России по Железнодорожному району г. Екатеринбурга от 26.02.2008 г. о снятии с учета объектов налогообложения налогом на игорный бизнес руководитель ООО "Кварта Тандем" поставлен в известность о несоответствии игрового зала, расположенного по адресу г. Екатеринбург, ул. Минометчиков, 24, первый этаж, литер А, требованиям Федерального закона от 29.12.2006 г. N 244-ФЗ, обязанности подать заявление о регистрации изменений (уменьшений) количества объектов налогообложения налогом на игорный бизнес и о прекращении деятельности в сфере игорного бизнеса на территории Железнодорожного района г. Екатеринбурга, а также разъяснено, что в случае продолжения деятельности в сфере игорного бизнеса, не соответствующей требованиям Федерального закона N 244-ФЗ, инспекция примет все предусмотренные законом меры для пресечения незаконной деятельности организации.
Таким образом, данный документ, касающийся конкретного налогоплательщика, порождает для этого лица определенные обязанности и имеет властно-распорядительный характер.
Суд апелляционной инстанции считает правомерным принятие налоговым органом акта ненормативного характера применительно к сложившейся ситуации.
Регистрация игровых автоматов по спорному объекту произведена налоговым органом ошибочно. Налоговый орган вправе исправить данную ошибку в порядке и способом, предусмотренными законом. О намерении исправить допущенную ошибку свидетельствует уведомление налогового органа от 14.01.2008 г. о том, что выданное ранее свидетельство следует считать недействительным и вернуть в инспекцию. Используя такую форму, предусмотренную Законом РФ от 21.03.1991 N 943-1 "О налоговых органах", как требование, не нарушая прав и интересов налогоплательщика, налоговый орган, что следует из содержания данного требования, предложив снять с учета объекты налогообложения на игорный бизнес, разъяснил налогоплательщику о несоответствии спорного объекта действующему законодательству и незаконной деятельности в связи с этим, возможных последствиях в виде применения мер воздействия в установленном законом порядке.
С учетом данных обстоятельств суд апелляционной инстанции не усматривает, что оспариваемое налогоплательщиком требование противоречит действующему законодательству и нарушает права и интересы заявителя.
Использование данной формы при создавшейся ситуации не влечет признание требования незаконным.
В соответствии с ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Поскольку регистрация игровых автоматов имела место, ошибочность проведения регистрации была обнаружена налоговым органом позднее, сам факт регистрации игровых автоматов по адресу г. Екатеринбург, ул. Минометчиков, 24, литер А, 1 этаж и непосредственно осуществление деятельности в сфере игорного бизнеса на данном объекте не соответствуют требованиям Федерального закона от 29.12.2006 г. N 244-ФЗ, законодательством не исключается возможность устранения налоговым органом допущенной ошибки, в данном случае путем выставления налоговым органом требования, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что оспариваемое требование налогового органа не противоречит нормам действующего законодательства и не нарушает законные права и интересы общества.
Иного в порядке ст. 65 АПК РФ заявителем не доказано.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что оспариваемое требование ИФНС по Железнодорожному району г. Екатеринбурга от 26.02.2008 г. N 14-12 о снятии с учета объектов налогообложения налогом на игорный бизнес не подлежит признанию недействительным.
Доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению как несостоятельные, противоречащие нормам материального права.
На основании изложенного решение суда первой инстанции отмене, а апелляционная жалоба удовлетворению - не подлежат.
В силу ст. 110 АПК РФ и ст. 333.21 Налогового кодекса РФ с ООО "Кварта Тандем" подлежит взысканию в доход федерального бюджета госпошлина по апелляционной жалобе 1000 руб.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса РФ, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 22 августа 2008 года по делу N А60-8937/2008 оставить без изменения, а апелляционную жалобу ООО "Кварта Тандем - без удовлетворения.
Взыскать с ООО "Кварта Тандем" в доход федерального бюджета госпошлину по апелляционной жалобе 1000 (одна тысяча) рублей.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня принятия через Арбитражный суд Свердловской области.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на Интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий
Л.Ю.ЩЕКЛЕИНА
Судьи
Л.Х.РИБ
Т.С.НИЛОГОВА
Л.Ю.ЩЕКЛЕИНА
Судьи
Л.Х.РИБ
Т.С.НИЛОГОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)