Судебные решения, арбитраж
Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления оглашена 25.03.2008 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 28.03.2008
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующей Кулеш Т.А.,
судей Солодилова А.В. и Хайкиной С.Н.,
при ведении протокола судебного заседания судьей Хайкиной С.Н.,
при участии:
от заявителя: Бобовой Т.А. по доверенности от 20.07.08 г.,
от заинтересованного лица: Рубина С.В. по доверенности от 24.03.08 г. N 14/2-108 и Юхнович М.А. по доверенности от 24.03.08 г. N 14/2-109,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ФГУЗ "Медико-Санитарная часть Главного управления Внутренних дел Кемеровской области"
на решение Арбитражного суда Кемеровской области от 18.12.07 г. по делу N А27-9944/07-6 (судья П.Л. Кузнецов)
по заявлению ИФНС России по г. Кемерово к ФГУЗ "Медико-Санитарная часть Главного управления Внутренних дел Кемеровской области" о взыскании задолженности по налогам,
установил:
Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Кемерово (далее по тексту - налоговый орган, инспекция) обратилась с заявлением в Арбитражный суд Кемеровской области о взыскании с Федерального государственного учреждения здравоохранения "Медико-Санитарная часть Главного управления внутренних дел Кемеровской области" (далее по тексту - "МСЧ ГУВД Кемеровской области") налога и пени в сумме 789 806,12 руб.
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 18.12.07 г. по делу N А27-9944/07-6 заявленные требования удовлетворены в части взыскания с ФГУЗ "Медико-Санитарная часть Главного управления Внутренних дел Кемеровской области" 49762 рублей земельного налога.
В апелляционной жалобе МСЧ УВД с решением не согласилось, просит его отменить в части взыскания земельного налога в размере 49762 руб., в остальной части решение суда оставить без изменения.
Податель жалобы указал на то, что земля, предоставленная ГУВД по Кемеровской области для строительства профилактория, Государственный акт N 552632 от 27 октября 1983 г., должна быть отнесена к землям безопасности, которые в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации ограничиваются в обороте и, следовательно, не должны облагаться земельным налогом.
В судебном заседании представители ФГУЗ "Медико-Санитарная часть Главного управления Внутренних дел Кемеровской области" поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Инспекция не согласилась с апелляционной жалобой по основаниям, изложенным в письменном отзыве, просит оставить решение суда первой инстанции без изменений и отказать в удовлетворении апелляционной жалобы. При этом указала, что образовательные, научно-исследовательские, медицинские и иные организации, подведомственных МВД России и имеющих правовой статус бюджетных учреждений и предприятий, не освобождены от уплаты земельного налога, поскольку данные организации не являются органами внутренних дел (исполнительными органами власти), в которых предусматривается прохождение такого вида федеральной государственной службы, как правоохранительная, и не относятся к силам, обеспечивающим безопасность в соответствии с Законом Российской Федерации от 03.03.1992 г. N 2446-1 "О безопасности". В то же время подтвердила, что органы внутренних дел не являются плательщиками земельного налога.
В судебном заседании представители налогового органа и МСЧ УВД поддержали доводы, изложенные в жалобе и в отзыве на апелляционную жалобу.
Проверив материалы дела в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, апелляционная инстанция считает решение суда первой инстанции подлежащим отмене в части взыскания земельного налога в сумме 49 762 рублей по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, МСЧ УВД представлена в инспекцию налоговую декларацию и расчеты по авансовым платежам по земельному налогу за третий квартал 2006 года, 2006 год, первый и второй кварталы 2007 года.
Налоговым органом в адрес налогоплательщика были направлены требования об уплате налога и пени, которые не были исполнены в установленные в требованиях сроки. По основанию статьи 45 Налогового кодекса РФ, инспекция обратилась за взысканием задолженности в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования инспекции в части взыскания задолженности по земельному налогу в размере 49 762 руб., суд первой инстанции согласился с доводами налогового органа, придя к выводу о том, что "Медико-санитарная часть ГУВД Кемеровской области" является плательщиком земельного налога, поскольку не доказало наличие ограничений в обороте предоставленного земельного участка.
Апелляционный суд с данными выводами суда не согласен.
В соответствии со статьей 388 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения. Не признаются налогоплательщиками организации и физические лица в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного срочного пользования или переданных им по договору аренды.
Подпунктом 3 пункта 2 статьи 389 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что не признаются объектом налогообложения по земельному налогу земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленные для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд.
Согласно подпункту 5 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, предоставленные для обеспечения обороны и безопасности.
Довод налогового органа о том, что ФГУЗ "Медико-Санитарная часть Главного управления Внутренних дел Кемеровской области" не относится к силам, обеспечивающим безопасность, и не относится к органам внутренних дел, в котором предусмотрено прохождение такого вида федеральной государственной службы, как правоохранительная, судом апелляционной инстанции отклоняется как необоснованный.
Согласно статье 12 Закона Российской Федерации от 05.03.1992 г. N 2446-1 "О безопасности" силы обеспечения безопасности включают в себя: Вооруженные Силы, федеральные органы безопасности, органы внутренних дел, внешней разведки, обеспечения безопасности органов законодательной, исполнительной, судебной властей и их высших должностных лиц, налоговой службы; Государственную противопожарную службу, органы службы ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, формирования гражданской обороны; внутренние войска; органы, обеспечивающие безопасное ведение работ в промышленности, энергетике, на транспорте и в сельском хозяйстве; службы обеспечения безопасности средств связи и информации, таможни, природоохранные органы, органы охраны здоровья населения и другие государственные органы обеспечения безопасности, действующие на основании законодательства.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 09.03.2004 г. N 314 "О системе и структуре органов исполнительной власти" в систему федеральных органов исполнительной власти входят федеральные министерства, в том числе Министерство внутренних дел Российской Федерации.
Согласно Положению "О Министерстве внутренних дел Российской Федерации", утвержденному Указом Президента Российской Федерации от 19.07.2004 г. N 927 (далее по тексту - Положение), Министерство внутренних дел Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, а также по выработке государственной политики в сфере миграции (пункт 1 Положения). МВД России осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через входящие в его систему главные управления МВД России по федеральным округам, министерства внутренних дел, главные управления, управления внутренних дел по субъектам Российской Федерации; управления (отделы) внутренних дел на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, управления (отделы) внутренних дел в закрытых административно-территориальных образованиях, на особо важных и режимных объектах, окружные управления материально-технического и военного снабжения, органы управления внутренними войсками, соединения и воинские части внутренних войск, представительства (представителей) МВД России за рубежом, иные организации и подразделения, созданные в установленном законодательством Российской Федерации порядке для реализации задач, возложенных на органы внутренних дел и внутренние войска (пункт 5 Положения).
В соответствии с подпунктом 26 пункта 8 Положения МВД России разрабатывает и осуществляет профилактические, лечебные, санаторно-курортные, оздоровительные и реабилитационные мероприятия, направленные на охрану и укрепление здоровья сотрудников и военнослужащих, членов их семей, федеральных государственных служащих, работников и пенсионеров системы МВД России и ФМС России, а также лиц, соответствующее обеспечение которых на основании законодательства Российской Федерации возложено на МВД России.
В соответствии пунктами 1 и 3 Устава учреждения "Федеральное государственное учреждение здравоохранения "Медико-санитарная часть Управления внутренних дел Кемеровской области" создано в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2005 года N 1018-р и является многопрофильным медицинским учреждением (лечебно-профилактическим, санитарно-эпидемиологическим, реабилитационным)"; "функции учредителя Учреждения в установленном порядке выполняет Министерство внутренних дел Российской Федерации" (л.д. 118 - 131 т. 1).
Согласно пункту 4 Устава учреждение является некоммерческой организацией, федеральным государственным учреждением, основанным на федеральной государственной собственности и предназначенным для организации и осуществления профилактической, лечебно-диагностической, реабилитационной помощи, государственного санитарно-эпидемиологического надзора, охраны и укрепления здоровья сотрудников и военнослужащих, членов их семей, федеральных государственных служащих, работников и пенсионеров системы МВД России и Федеральной миграционной службы, а также лиц, соответствующее обеспечение которых на основании законодательства Российской Федерации возложено на МВД России.
Из изложенного следует, что ФГУЗ "Медико-Санитарная часть Главного управления Внутренних дел Кемеровской области" не является коммерческой организацией, входит в систему органов внутренних дел, поскольку создано для реализации задач, возложенных на органы внутренних дел и внутренние войска, а именно: осуществляет одну из функций МВД России, поэтому земельные участки, предоставленные в постоянное (бессрочное) пользование, используются для нужд обеспечения безопасности и охраны правопорядка и в силу пп. 3 п. 2 статьи 389 Налогового кодекса РФ не являются объектами налогообложения земельным налогом.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции неправомерно взыскал задолженность по земельному налогу в сумме 49 762 руб. в доходы бюджетов.
Учитывая, что в соответствии с пунктом 3 и 4 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела и неправильное применение норм материального права являются основаниями для отмены решения арбитражного суда первой инстанции, апелляционный суд считает необходимым жалобу ФГУЗ "Медико-Санитарная часть Главного управления Внутренних дел Кемеровской области" удовлетворить и отменить решение Кемеровского областного суда в части взыскания с учреждения указанного земельного налога.
В силу статьи 110 АПК РФ не подлежит взысканию с МСЧ УВД и государственная пошлина по делу в размере 907,15 руб., поскольку налоговому органу отказано в удовлетворении его заявления.
Руководствуясь статьями 110, 258, 268, пунктом 2 статьи 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской федерации, апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Кемеровской области от 18.12.2007 г. по делу N А27-9944/07-6 отменить в части взыскания земельного налога в доходы бюджетов в сумме 49 762 руб. и государственной пошлины по делу в размере 907,15 руб., в удовлетворении заявления в указанной части ИФНС России по г. Кемерово Кемеровской области - отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий
Т.А.КУЛЕШ
Судьи
А.В.СОЛОДИЛОВ
С.Н.ХАЙКИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕДЬМОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 28.03.2008 N 07АП-852/08 ПО ДЕЛУ N А27-9944/07-6
Разделы:Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 марта 2008 г. N 07АП-852/08
Резолютивная часть постановления оглашена 25.03.2008 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 28.03.2008
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующей Кулеш Т.А.,
судей Солодилова А.В. и Хайкиной С.Н.,
при ведении протокола судебного заседания судьей Хайкиной С.Н.,
при участии:
от заявителя: Бобовой Т.А. по доверенности от 20.07.08 г.,
от заинтересованного лица: Рубина С.В. по доверенности от 24.03.08 г. N 14/2-108 и Юхнович М.А. по доверенности от 24.03.08 г. N 14/2-109,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ФГУЗ "Медико-Санитарная часть Главного управления Внутренних дел Кемеровской области"
на решение Арбитражного суда Кемеровской области от 18.12.07 г. по делу N А27-9944/07-6 (судья П.Л. Кузнецов)
по заявлению ИФНС России по г. Кемерово к ФГУЗ "Медико-Санитарная часть Главного управления Внутренних дел Кемеровской области" о взыскании задолженности по налогам,
установил:
Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Кемерово (далее по тексту - налоговый орган, инспекция) обратилась с заявлением в Арбитражный суд Кемеровской области о взыскании с Федерального государственного учреждения здравоохранения "Медико-Санитарная часть Главного управления внутренних дел Кемеровской области" (далее по тексту - "МСЧ ГУВД Кемеровской области") налога и пени в сумме 789 806,12 руб.
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 18.12.07 г. по делу N А27-9944/07-6 заявленные требования удовлетворены в части взыскания с ФГУЗ "Медико-Санитарная часть Главного управления Внутренних дел Кемеровской области" 49762 рублей земельного налога.
В апелляционной жалобе МСЧ УВД с решением не согласилось, просит его отменить в части взыскания земельного налога в размере 49762 руб., в остальной части решение суда оставить без изменения.
Податель жалобы указал на то, что земля, предоставленная ГУВД по Кемеровской области для строительства профилактория, Государственный акт N 552632 от 27 октября 1983 г., должна быть отнесена к землям безопасности, которые в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации ограничиваются в обороте и, следовательно, не должны облагаться земельным налогом.
В судебном заседании представители ФГУЗ "Медико-Санитарная часть Главного управления Внутренних дел Кемеровской области" поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Инспекция не согласилась с апелляционной жалобой по основаниям, изложенным в письменном отзыве, просит оставить решение суда первой инстанции без изменений и отказать в удовлетворении апелляционной жалобы. При этом указала, что образовательные, научно-исследовательские, медицинские и иные организации, подведомственных МВД России и имеющих правовой статус бюджетных учреждений и предприятий, не освобождены от уплаты земельного налога, поскольку данные организации не являются органами внутренних дел (исполнительными органами власти), в которых предусматривается прохождение такого вида федеральной государственной службы, как правоохранительная, и не относятся к силам, обеспечивающим безопасность в соответствии с Законом Российской Федерации от 03.03.1992 г. N 2446-1 "О безопасности". В то же время подтвердила, что органы внутренних дел не являются плательщиками земельного налога.
В судебном заседании представители налогового органа и МСЧ УВД поддержали доводы, изложенные в жалобе и в отзыве на апелляционную жалобу.
Проверив материалы дела в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, апелляционная инстанция считает решение суда первой инстанции подлежащим отмене в части взыскания земельного налога в сумме 49 762 рублей по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, МСЧ УВД представлена в инспекцию налоговую декларацию и расчеты по авансовым платежам по земельному налогу за третий квартал 2006 года, 2006 год, первый и второй кварталы 2007 года.
Налоговым органом в адрес налогоплательщика были направлены требования об уплате налога и пени, которые не были исполнены в установленные в требованиях сроки. По основанию статьи 45 Налогового кодекса РФ, инспекция обратилась за взысканием задолженности в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования инспекции в части взыскания задолженности по земельному налогу в размере 49 762 руб., суд первой инстанции согласился с доводами налогового органа, придя к выводу о том, что "Медико-санитарная часть ГУВД Кемеровской области" является плательщиком земельного налога, поскольку не доказало наличие ограничений в обороте предоставленного земельного участка.
Апелляционный суд с данными выводами суда не согласен.
В соответствии со статьей 388 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения. Не признаются налогоплательщиками организации и физические лица в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного срочного пользования или переданных им по договору аренды.
Подпунктом 3 пункта 2 статьи 389 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что не признаются объектом налогообложения по земельному налогу земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленные для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд.
Согласно подпункту 5 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, предоставленные для обеспечения обороны и безопасности.
Довод налогового органа о том, что ФГУЗ "Медико-Санитарная часть Главного управления Внутренних дел Кемеровской области" не относится к силам, обеспечивающим безопасность, и не относится к органам внутренних дел, в котором предусмотрено прохождение такого вида федеральной государственной службы, как правоохранительная, судом апелляционной инстанции отклоняется как необоснованный.
Согласно статье 12 Закона Российской Федерации от 05.03.1992 г. N 2446-1 "О безопасности" силы обеспечения безопасности включают в себя: Вооруженные Силы, федеральные органы безопасности, органы внутренних дел, внешней разведки, обеспечения безопасности органов законодательной, исполнительной, судебной властей и их высших должностных лиц, налоговой службы; Государственную противопожарную службу, органы службы ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, формирования гражданской обороны; внутренние войска; органы, обеспечивающие безопасное ведение работ в промышленности, энергетике, на транспорте и в сельском хозяйстве; службы обеспечения безопасности средств связи и информации, таможни, природоохранные органы, органы охраны здоровья населения и другие государственные органы обеспечения безопасности, действующие на основании законодательства.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 09.03.2004 г. N 314 "О системе и структуре органов исполнительной власти" в систему федеральных органов исполнительной власти входят федеральные министерства, в том числе Министерство внутренних дел Российской Федерации.
Согласно Положению "О Министерстве внутренних дел Российской Федерации", утвержденному Указом Президента Российской Федерации от 19.07.2004 г. N 927 (далее по тексту - Положение), Министерство внутренних дел Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, а также по выработке государственной политики в сфере миграции (пункт 1 Положения). МВД России осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через входящие в его систему главные управления МВД России по федеральным округам, министерства внутренних дел, главные управления, управления внутренних дел по субъектам Российской Федерации; управления (отделы) внутренних дел на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, управления (отделы) внутренних дел в закрытых административно-территориальных образованиях, на особо важных и режимных объектах, окружные управления материально-технического и военного снабжения, органы управления внутренними войсками, соединения и воинские части внутренних войск, представительства (представителей) МВД России за рубежом, иные организации и подразделения, созданные в установленном законодательством Российской Федерации порядке для реализации задач, возложенных на органы внутренних дел и внутренние войска (пункт 5 Положения).
В соответствии с подпунктом 26 пункта 8 Положения МВД России разрабатывает и осуществляет профилактические, лечебные, санаторно-курортные, оздоровительные и реабилитационные мероприятия, направленные на охрану и укрепление здоровья сотрудников и военнослужащих, членов их семей, федеральных государственных служащих, работников и пенсионеров системы МВД России и ФМС России, а также лиц, соответствующее обеспечение которых на основании законодательства Российской Федерации возложено на МВД России.
В соответствии пунктами 1 и 3 Устава учреждения "Федеральное государственное учреждение здравоохранения "Медико-санитарная часть Управления внутренних дел Кемеровской области" создано в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2005 года N 1018-р и является многопрофильным медицинским учреждением (лечебно-профилактическим, санитарно-эпидемиологическим, реабилитационным)"; "функции учредителя Учреждения в установленном порядке выполняет Министерство внутренних дел Российской Федерации" (л.д. 118 - 131 т. 1).
Согласно пункту 4 Устава учреждение является некоммерческой организацией, федеральным государственным учреждением, основанным на федеральной государственной собственности и предназначенным для организации и осуществления профилактической, лечебно-диагностической, реабилитационной помощи, государственного санитарно-эпидемиологического надзора, охраны и укрепления здоровья сотрудников и военнослужащих, членов их семей, федеральных государственных служащих, работников и пенсионеров системы МВД России и Федеральной миграционной службы, а также лиц, соответствующее обеспечение которых на основании законодательства Российской Федерации возложено на МВД России.
Из изложенного следует, что ФГУЗ "Медико-Санитарная часть Главного управления Внутренних дел Кемеровской области" не является коммерческой организацией, входит в систему органов внутренних дел, поскольку создано для реализации задач, возложенных на органы внутренних дел и внутренние войска, а именно: осуществляет одну из функций МВД России, поэтому земельные участки, предоставленные в постоянное (бессрочное) пользование, используются для нужд обеспечения безопасности и охраны правопорядка и в силу пп. 3 п. 2 статьи 389 Налогового кодекса РФ не являются объектами налогообложения земельным налогом.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции неправомерно взыскал задолженность по земельному налогу в сумме 49 762 руб. в доходы бюджетов.
Учитывая, что в соответствии с пунктом 3 и 4 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела и неправильное применение норм материального права являются основаниями для отмены решения арбитражного суда первой инстанции, апелляционный суд считает необходимым жалобу ФГУЗ "Медико-Санитарная часть Главного управления Внутренних дел Кемеровской области" удовлетворить и отменить решение Кемеровского областного суда в части взыскания с учреждения указанного земельного налога.
В силу статьи 110 АПК РФ не подлежит взысканию с МСЧ УВД и государственная пошлина по делу в размере 907,15 руб., поскольку налоговому органу отказано в удовлетворении его заявления.
Руководствуясь статьями 110, 258, 268, пунктом 2 статьи 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской федерации, апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Кемеровской области от 18.12.2007 г. по делу N А27-9944/07-6 отменить в части взыскания земельного налога в доходы бюджетов в сумме 49 762 руб. и государственной пошлины по делу в размере 907,15 руб., в удовлетворении заявления в указанной части ИФНС России по г. Кемерово Кемеровской области - отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий
Т.А.КУЛЕШ
Судьи
А.В.СОЛОДИЛОВ
С.Н.ХАЙКИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)