Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 18.12.2008 ПО ДЕЛУ N А55-4789/2008

Разделы:
Единый налог на вмененный доход (ЕНВД)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 декабря 2008 г. по делу N А55-4789/2008


Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы России по Ленинскому району г. Самары,
на решение Арбитражного суда Самарской области от 10.07.2008 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.09.2008 по делу N А55-4789/2008,
по заявлению индивидуального предпринимателя Гилевой Елены Юрьевны, г. Самара, к Инспекции Федеральной налоговой службы России по Ленинскому району г. Самары о признании частично недействительным ее решения от 21.12.2007 N 13-26/13873,

установил:

индивидуальный предприниматель Гилева Е.Ю. обратилась в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к Инспекции ФНС России по Ленинскому району г. Самары о признании недействительным ее решения от 21.12.2007 N 13-26/13873 в части доначисления налогоплательщику недоимки по налогам в сумме 47 677 руб., пени в сумме 10 804,44 руб. и штрафа в размере 9 736 руб.
Решением суда от 10.07.2008, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.09.2008, заявление предпринимателя удовлетворено частично, оспариваемое решение налогового органа признано недействительным в части:
- - дополнительного начисления ЕНВД по сроку уплаты 25 октября 2004 г. в сумме 612 руб.; дополнительного начисления ЕНВД по сроку уплаты 25 января 2007 г. в сумме 1 225 руб.; дополнительного начисления ЕНВД по сроку уплаты 25 апреля 2005 г. в сумме 1 491 руб.; дополнительного начисления ЕНВД по сроку уплаты 25 июля 2005 г. в сумме 4 770 руб.; дополнительного начисления ЕНВД по сроку уплаты 25 октября 2005 г. в сумме 4 472 руб.; дополнительного начисления ЕНВД по сроку уплаты 25 января 2006 г. в сумме 4 472 руб.; дополнительного начисления ЕНВД по сроку уплаты 25 апреля 2006 г. в сумме 6 877 руб.; дополнительного начисления ЕНВД по сроку уплаты 25 июля 2006 г. в сумме 6 877 руб.; дополнительного начисления ЕНВД по сроку уплаты 25 октября 2006 г. в сумме 8 558 руб.; дополнительного начисления ЕНВД по сроку уплаты 25 января 2007 г. в сумме 5 502 руб. и начисления соответствующих пеней;
- - привлечения к налоговой ответственности за неполную уплату ЕНВД по п. 1 ст. 122 НК РФ в виде штрафа в размере 9 196 руб.;
- - начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на выплату страховой части трудовой пенсии в качестве налогового агента в сумме 823 руб. и начисления соответствующих пеней в сумме 176 руб. 52 коп.;
- - дополнительного начисления НДФЛ в сумме 764 руб. и начисления соответствующих пеней в сумме 163,82 руб.;
- - привлечения к налоговой ответственности по п. 1 ст. 126 НК РФ в виде штрафа в размере 200 руб.;
- - привлечения к налоговой ответственности по ст. 123 НК РФ в виде штрафа в размере 153 руб.;
- - привлечения к ответственности по п. 2 ст. 27 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ в виде штрафа в размере 165 руб.
В остальной части в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе налоговый орган просит состоявшиеся по делу судебные акты отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, мотивируя это нарушением судами норм материального права.
Проверив материалы дела в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей сторон, судебная коллегия не находит правовых оснований для ее удовлетворения.
Как усматривается из материалов дела, решением налогового органа от 21.12.2007 N 13-26/13873 Предпринимателю доначислены:
- - ЕНВД по сроку уплаты 25 октября 2004 г. в сумме 1 734 руб.;
- - ЕНВД по сроку уплаты 25 января 2007 г. в сумме 1 270 руб.;
- - ЕНВД по сроку уплаты 25 апреля 2005 г. в сумме 1 558 руб.;
- - ЕНВД по сроку уплаты 25 июля 2005 г. в сумме 4 770 руб.;
- - ЕНВД по сроку уплаты 25 октября 2005 г. в сумме 4 472 руб.;
- - ЕНВД по сроку уплаты 25 января 2006 г. в сумме 4 472 руб.;
- - ЕНВД по сроку уплаты 25 апреля 2006 г. в сумме 6 877 руб.;
- - ЕНВД по сроку уплаты 25 июля 2006 г. в сумме 6 877 руб.;
- - ЕНВД по сроку уплаты 25 октября 2006 г. в сумме 8 558 руб.;
- - ЕНВД по сроку уплаты 25 января 2007 г. в сумме 5 502 руб. и соответствующие суммы пени;
- - привлечен к налоговой ответственности:
- - за неполную уплату ЕНВД по п. 1 ст. 122 НК РФ в виде штрафа в размере 9 218 руб.;
- - по п. 1 ст. 126 НК РФ в виде штрафа в размере 550 руб.;
- - по ст. 123 НК РФ в виде штрафа в размере 153 руб.;
- - по п. 2 ст. 27 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ в виде штрафа в размере 165 руб.;
- - начислены страховые взносы на обязательное пенсионное страхование на выплату страховой части трудовой пенсии в качестве налогового агента в сумме 823 руб. и соответствующие пени; НДФЛ в сумме 764 руб. и соответствующие пени.
Установлено, что Предприниматель в период с 01.01.2004 по 31.12.2006 являлся плательщиком ЕНВД, поскольку осуществляла розничную торговлю дубленками и кожаными изделиями в торговых комплексах.
Коллегия выводы судов о частичном удовлетворении заявленных требований находит правильными.
Согласно пункту 2 статьи 346.29 Налогового кодекса Российской Федерации налоговой базой для исчисления суммы единого налога признается величина вмененного дохода, рассчитываемая как произведение базовой доходности по определенному виду предпринимательской деятельности, исчисленной за налоговый период, и величины физического показателя, характеризующего данный вид деятельности.
Для розничной торговли, осуществляемой через объекты стационарной торговой сети, имеющей торговые залы, физическим показателем является площадь торгового зала, базовая доходность составляет 1800 рублей за один квадратный метр; для розничной торговли, осуществляемой через объекты стационарной торговой сети, не имеющей торговых залов, физическим показателем является торговое место, базовая доходность составляет 9000 рублей.
В соответствии со статьей 346.27 НК РФ под стационарной торговой сетью, имеющей торговые залы, понимается торговая сеть, расположенная в предназначенных для ведения торговли зданиях и строениях (их частях), имеющих оснащенные специальным оборудованием обособленные помещения, предназначенные для ведения розничной торговли и обслуживания покупателей. К данной категории торговых объектов относятся магазины и павильоны.
Стационарная торговая сеть, не имеющая торговых залов, представляет собой торговую сеть, расположенную в предназначенных для ведения торговли зданиях, строениях и сооружениях (их частях), не имеющих обособленных и специально оснащенных для этих целей помещений, а также в зданиях, строениях и сооружениях (их частях), используемых для заключения договоров розничной купли-продажи, а также для проведения торгов. К данной категории торговых объектов относятся крытые рынки (ярмарки), торговые комплексы, киоски и другие аналогичные объекты.
Площадь торгового зала - это часть магазина, павильона (открытой площадки), занятая оборудованием, предназначенным для выкладки, демонстрации товаров, проведения денежных расчетов и обслуживания покупателей, площадь контрольно-кассовых узлов и кассовых кабин, площадь рабочих мест обслуживающего персонала, а также площадь проходов для покупателей. К площади торгового зала относится также арендуемая часть площади торгового зала. Площадь подсобных, административно-бытовых помещений, а также помещений для приема, хранения товаров и подготовки их к продаже, в которых не производится обслуживание покупателей, не относится к площади торгового зала. Площадь торгового зала определяется на основании инвентаризационных и правоустанавливающих документов, к которым в целях главы 26.3 Кодекса относятся любые имеющиеся у организации или индивидуального предпринимателя документы на объект стационарной торговой сети (организации общественного питания), содержащие необходимую информацию о назначении, конструктивных особенностях и планировке помещений такого объекта, а также информацию, подтверждающую право пользования данным объектом (договор купли-продажи нежилого помещения, технический паспорт на нежилое помещение, планы, схемы, экспликации, договор аренды (субаренды) нежилого помещения или его части (частей), разрешение на право обслуживания посетителей на открытой площадке и другие документы).
Под торговым местом понимается место, используемое для совершения сделок купли-продажи.
Изучив материалы дела и ознакомившись с обжалованными налоговым органом судебными актами, коллегия приходит к выводу о том, что суды обеих инстанций, разрешая спор со ссылкой на положения вышеуказанных нормативных актов, полно и всесторонне исследовали представленные доказательства и доводы, как заявителя, так и ответчика в части единого налога на вмененный доход, пени по нему и налоговых санкций, установили все имеющие значение для дела обстоятельства, сделали правильные выводы по существу требований налогоплательщика и ответчика, не допустив при этом неправильного применения норм материального и процессуального права.
В части доначисления налога на доходы физических лиц, пени по нему и налоговых санкций по основаниям статьи 123 и п. 1 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации за период 2004 - 2006 гг. налоговый орган основывается на выводах наличия у заявителя продавца на торговой точке в ТЦ "Московский" и ТОК "Вавилон".
В соответствии с положениями п. п. 1, 4, 6 и 9 статьи 226 Налогового кодекса Российской Федерации индивидуальные предприниматели, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, указанные в пункте 2 этой статьи, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 224 НК РФ в качестве налогового агента. Налоговые агенты обязаны удержать начисленную сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате. Удержание у налогоплательщика начисленной суммы налога производится налоговым агентом за счет любых денежных средств, выплачиваемых налоговым агентом налогоплательщику, при фактической выплате указанных денежных средств налогоплательщику либо по его поручению третьим лицам. При этом удерживаемая сумма налога не может превышать 50 процентов суммы выплаты. Налоговые агенты обязаны перечислять суммы исчисленного и удержанного налога не позднее дня фактического получения в банке наличных денежных средств на выплату дохода, а также дня перечисления дохода со счетов налоговых агентов в банке на счета налогоплательщика либо по его поручению на счета третьих лиц в банках. В иных случаях налоговые агенты перечисляют суммы исчисленного и удержанного налога не позднее дня, следующего за днем фактического получения налогоплательщиком дохода, - для доходов, выплачиваемых в денежной форме; дня, следующего за днем фактического удержания исчисленной суммы налога, - для доходов, полученных налогоплательщиком в натуральной форме либо в виде материальной выгоды. Уплата налога за счет средств налоговых агентов не допускается.
В соответствии с абз. 3 п. 2 ст. 45 НК РФ, если обязанность по исчислению и удержанию налога возложена в соответствии с НК РФ на налогового агента, обязанность налогоплательщика по уплате налога считается выполненной с момента удержания налога налоговым агентом.
Между тем, ни в оспариваемом решении, ни в акте выездной налоговой проверки не содержится ссылок на документальные доказательства, подтверждающие факт выдачи заявителем заработной платы в денежном выражении. При расчете суммы НДФЛ налоговый орган основывался на предположениях о том, какое количество работников должно было работать у заявителя в проверяемых периодах, а также достоверно не установил исчерпывающий круг лиц, привлеченных предпринимателем к трудовой деятельности. Суммы доходов определены инспекцией только на основании свидетельских показаний, которые достоверно не подтверждают факты выплаты заработной платы.
Следовательно, налоговый орган доначислил заявителю налог на доходы физических лиц, пени по нему и налоговые санкции по основаниям статьи 123 и п. 1 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации неправомерно.
Исходя из изложенного суд кассационной инстанции считает, что оснований для переоценки выводов арбитражных судов не имеется, поскольку они соответствуют обстоятельствам дела, основаны на нормах материального и процессуального права.
При таких обстоятельствах коллегия судебные акты находит законными и обоснованными.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции

постановил:

решение Арбитражного суда Самарской области от 10.07.2008 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.09.2008 по делу N А55-4789/2008 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)