Судебные решения, арбитраж
Акцизы
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
23 октября 2006 г. Дело N А40-56739\\06-111-263
Резолютивная часть решения объявлена 23.10.2006.
Решение изготовлено в полном объеме 03.11.2006.
Арбитражный суд г. Москвы в составе судьи Б. рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению ОАО "Газпром" к Межрегиональной ИФНС России по КН N 2 о признании недействительным решения N 177 от 13.07.2006 и требования N 216 по состоянию на 14.07.2006, на заседание арбитражного суда явились: от истца - И. по доверенности N 01\\0400-500д от 12.10.2005; Г. по доверенности N 01\\0400-248д от 23.05.2006; от ответчика - М. по доверенности N 53-04-13\\010377 от 21.06.2006. Протокол судебного заседания вел судья.
в соответствии с представленной заявителем в МИФНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам N 2 налоговой декларации по акцизу на природный газ за декабрь 2005 года (л.д. 14 - 19) заявитель указал операции по реализации дочерним газотранспортным и газодобывающим обществам природного газа на их собственные технологические нужды в пределах нормативов, обусловленные технологиями подготовки и транспортировки газа, на общую сумму 187115560 руб.
По результатам проверки указанной декларации в ходе камеральной проверки налоговым органом было вынесено решение от 13.07.2006 N 177 об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности (л.д. 10 - 12).
Указанным решением Инспекция отказала ОАО "Газпром" в уменьшении налогооблагаемой базы по акцизу на сумму указанных операций, предложила уплатить сумму недоимки в размере 28067334 руб., а также внести исправления в бухгалтерский учет.
На основании оспариваемого решения заявителю было направлено требование от 14.07.2006 N 216 об уплате налога с предложением в срок до 28.07.2006 погасить задолженность в сумме 28067334 руб. (л.д. 13).
Не согласившись с указанными решением и требованием заявитель в порядке ст. ст. 137, 138 НК РФ обратился в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании недействительными решения N 177 от 13.07.2006 и требования N 216 от 14.07.2006.
Ответчик возразил против удовлетворения заявления по основаниям, изложенным в оспариваемом решении и отзыве на заявление.
Заслушав доводы сторон, исследовав материалы дела, суд считает заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
25.04.2006 ОАО "Газпром" представило в Межрегиональную инспекцию ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 2 уточненную налоговую декларацию на подакцизное минеральное сырье (природный газ) за декабрь 2005 г. (л.д. 14 - 19). По строке 160 указанной декларации в качестве операций, освобождаемых от налогообложения, общество заявило операции по реализации дочерним газотранспортным и газодобывающим обществам природного газа на их собственные технологические нужды в пределах нормативов, обусловленные технологиями подготовки и транспортировки газа, на общую сумму 187115560 рублей.
По результатам рассмотрения указанной декларации в ходе камеральной проверки ответчиком было вынесено решение от 13.07.2006 N 177 (л.д. 10 - 12), которым ОАО "Газпром" было отказано в уменьшении налогооблагаемой базы по акцизу на сумму указанных операций, предложено уплатить сумму недоимки в размере 28067334 рублей, а также внести исправления в бухгалтерский учет.
14.07.2006 в адрес ОАО "Газпром" было направлено требование N 216 (л.д. 13) об уплате налога в размере 28067334 рублей.
Обосновывая отказ в применении режима освобождения от налогообложения акцизом природного газа, использованного на собственные технологические нужды, и привлечение ОАО "Газпром" к ответственности за совершение налогового правонарушения налоговый орган ссылается на следующие доводы.
Единственным критерием для освобождения от уплаты акциза по указанным нормативам по природному газу, добытому до 1 января 2004 г. и реализуемого в 2004 - 2005 гг., законодательством установлен только факт наличия утвержденных нормативов использования газодобывающими и газотранспортными организациями природного газа на собственные технологические нужды, и принимая во внимание, что такие нормативы на 2004 и 2005 годы не утверждены, оснований для применения режима освобождения от налогообложения акцизом указанного природного газа в данный период не имеется.
Указанная позиция как рекомендуемая для использования налоговыми органами изложена и в письме Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 16.01.2006 N 03-07-01-02/1 (л.д. 32 - 33).
Однако суд пришел к выводу, что решение Инспекции от 13.07.2006 N 177 неправомерно, нарушает права и законные интересы заявителя по следующим основаниям.
Федеральным законом от 07.07.2003 N 117-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" в главу 22 Налогового кодекса Российской Федерации были внесены изменения, в соответствии с которыми с 01.01.2004 операции с природным газом, добытым, начиная с указанной даты, не подлежат обложению акцизом. При этом, в соответствии со ст. 8 Закона от 07.07.2003 N 117-ФЗ, по подакцизному минеральному сырью, добытому до дня вступления в силу указанного Закона (01.01.2004), акциз исчисляется и уплачивается в соответствии с законодательством, действовавшим до 01.01.2004.
Согласно п. 2 ст. 181 и ст. 182 НК РФ (в редакции, действовавшей до 01.01.2004) природный газ признавался подакцизным минеральным сырьем, операции с которым подлежали обложением акцизом. При этом операциями, не подлежащими налогообложению в соответствии с п. 10 ст. 183 НК РФ, до 01.01.2004 являлось использование природного газа на собственные технологические нужды газодобывающих и газотранспортных организаций в пределах нормативов, обусловленных технологиями подготовки и транспортировки газа, утверждаемых в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Во исполнение указанной нормы Правительством Российской Федерации было издано Постановление от 22.01.2001 N 45 "О порядке утверждения нормативов использования газодобывающими и газотранспортными организациями природного газа на собственные технологические нужды (л.д. 21).
Согласно указанному Постановлению нормативы использования природного газа на собственные технологические нужды утверждаются Министерством энергетики Российской Федерации по согласованию с Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации.
В соответствии с указанным порядком Министерством энергетики Российской Федерации были изданы Приказы от 26.02.2002 N 280 и от 07.02.2003 N 60, которыми утверждены нормативы использования газодобывающими и газотранспортными организациями ОАО "Газпром" природного газа на собственные технологические нужды (л.д. 24 - 28).
Суд пришел к выводу, что позиция налогового органа об отказе в признании правомерности применения льготы по уплате акциза в отношении газа, добытого до 1 января 2004 г., необоснованна по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 17 НК РФ элементами налогообложения являются объект налогообложения, налоговая база, налоговый период, налоговая ставка, порядок исчисления налога, порядок и сроки уплаты налога, а также налоговые льготы и порядок их применения.
Ст. 8 Закона от 07.07.2003 N 117-ФЗ установлено, что по природному газу, добытому до 1 января 2004, акциз исчисляется и уплачивается в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до 1 января 2004 г., таким образом, Законом предусмотрено налогообложение объема природного газа, добытого до 1 января 2004 г. с учетом всех вышеназванных элементов налогообложения и без каких-либо исключений.
Следовательно, для указанных объемов газа законодателем установлен переходный период налогообложения (без определения срока его действия), в течение которого весь указанный газ, добытый, не отгруженный и не реализованный к данной дате, подлежит обложению в общем порядке. Соответствующее разъяснение содержится и в адресованном ОАО "Газпром" письме заместителя Министра финансов РФ от 24.06.2004 N 03-07-06/18 (л.д. 30 - 31).
Соответственно, исчисляя и уплачивая акциз в отношении добытого до 2004 г. природного газа, налогоплательщик должен руководствоваться всеми действовавшими до указанного срока нормами, в том числе касающимися особенностей исчисления налогооблагаемой базы и исключения из нее операций, не подлежащих налогообложению в соответствии со статей 183 НК РФ. Указанная позиция подтверждается также представленными в материалы дела постановлением ФАС МО от 28.04.2005 N КА-А40/3104-05, постановлением ФАС ПО от 17.03.05 N А12-27456/04-С36 (л.д. 47 - 51).
Данная норма Налогового кодекса РФ носит императивный характер и содержащийся в ней перечень операций, освобождаемых от обложения акцизом, не может быть произвольно расширен либо сужен как налогоплательщиком, так и налоговым органом. Однако, в оспариваемом решении ответчик фактически лишил ОАО "Газпром" права на использование установленного федеральным законом режима освобождения от налогообложения.
Таким образом, позиция налогового органа о необходимости применения в переходный период (после 01.01.2004) к указанным объемам газа иного порядка обложения, нежели действующий до 01.01.2004, в т.ч. необходимости руководствоваться по вопросу о размере законодательно допустимых технологических потерь газа при его транспортировке, какими-либо иными актами, кроме действующих, основана на неправильном применении гл. 22 НК РФ и положений Закона от 07.07.2003 N 117-ФЗ.
Также суд признал необоснованной позицию налогового органа, о том, что в 2004 и 2005 годах отсутствовали утвержденные нормативы использования природного газа для собственных технологических нужд.
Ст. 183 НК РФ в редакции, действовавшей до 01.01.2004, предусматривалось, что налогообложению не подлежит природный газ, использованный для собственных технологических нужд, в пределах нормативов, утверждаемых в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. При этом законодатель не установил в данной норме НК РФ условий, относящихся к порядку и срокам действия таких нормативов.
В Постановлении от 22.01.2001 N 45 Правительства РФ определено, что нормативы использования газодобывающими и газотранспортными организациями природного газа для собственных технологических нужд утверждаются Министерством энергетики РФ по согласованию с Министерством экономического развития и торговли РФ. Указанное Постановление Правительства не предусматривает сроков принятия таких нормативов, срока, в течение которого такие нормативы действуют, и налоговый период, в течение которого они могут быть применены налогоплательщиками. Также Постановление Правительства от 22.01.2001 N 45 не предусматривает, что нормативы использования газа для собственных технологических нужд подлежат пересмотру через какое-либо время.
В соответствии с указанным Постановлением Правительства России Министерство энергетики РФ издало Приказы от 26.02.2002 N 280 и от 07.02.2003 N 60, которыми утвердило нормативы для газодобывающих и газотранспортных организаций ОАО "Газпром". По заключению Министерства юстиции России данный документ не нуждается в государственной регистрации (Письмо Минюста РФ от 27.09.2002 N 07/8971-ЮД). В своих Приказах Минэнерго России также не указало, что утвержденные нормативы действуют только в течение какого-либо конкретного периода либо подлежат обязательному пересмотру через какой-либо срок.
Таким образом, нормативы использования газодобывающими и газотранспортными организациями природного газа на собственные технологические нужды, утвержденные Приказами Министерства энергетики РФ от 26.02.2002 N 280 и от 07.02.2003 N 60 в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 22.01.2001 N 45 и ст. 183 НК РФ, установлены без указания на срок их действия.
В связи с изложенным, поскольку нормативы утверждены на неопределенный срок и не были отменены, они действовали и подлежали применению в рассматриваемый налоговый период, то есть в декабре 2005 г.
Соответственно, указание в оспариваемом решении на отсутствие утвержденных нормативов на 2004 - 2005 годы является необоснованным и противоречит законодательству.
Также суд признал неправомерным довод налогового органа о том, что отсутствие утвержденных нормативов является основанием для отказа в применении режима освобождения от обложения акцизом природного газа, использованного газотранспортными и газодобывающими организациями для собственных нужд.
В соответствии со ст. 23 НК РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Исходя из данных положений нормативных актов, ни к кому не может быть предъявлено требование об уплате неустановленных налогов, либо требование об уплате налогов по объектам, операциям, высвобожденным законодателем от налогообложения. Согласно Закону от 07.07.2003 N 117-ФЗ. все организации с 01.01.2004 уплачивают акциз по природному газу, добытому в 2003 году, по законодательству, действующему до 01.01.2004. Закон от 07.07.2003 N 117-ФЗ не содержит каких-либо исключений и особенностей в части исчисления налогооблагаемой базы.
Согласно пояснениям заявителя, введение нормативов использования газодобывающими и газотранспортными организациями природного газа на собственные технологические нужды обусловлено особенностями технологии передачи газа по магистральному трубопроводу. При этом, потребление газа происходит при работе газоперекачивающих агрегатов (газотурбинные компрессорные аппарата) дожимных компрессорных станций, обеспечивающих поддержание необходимого атмосферного давления (сжатия) для движения газа по магистральному трубопроводу. Указанные компрессорные станции установлены каждые 90 - 150 км газопровода для компенсации потерь давления газа на предшествующем участке.
В соответствии со Строительными нормами и правилами СНиП 2.05.06-85 "Магистральные трубопроводы", утвержденными Постановлением Госстроя СССР от 30.03.1985 N 30, Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 504 газотурбинные агрегаты в составе компрессорных станций входят в состав магистральных газопроводов.
Соответственно, при наличии достоверных и достаточных данных об исключении налогоплательщиком из обложения именно операций по использованию газа на собственные технологические нужды, что обусловлено технологией подготовки и транспортировки газа, ссылка налогового органа на не утверждение нормативов на 2004 и 2005 гг. в качестве основания для отказа в применении режима освобождения, установленного федеральным законом, неправомерна.
Кроме изложенного выше, судом установлено следующее.
Согласно уставу общества (п. 3.1) заявитель оказывает услуги по транспортировке природного газа. Согласно Указу Президента РФ N 1333 от 05.11.1992 заявитель является правопреемником имущественных прав и обязанностей государственного газового концерна "Газпром" и имеет на праве собственности имущество, необходимое для газоснабжения, что подтверждается свидетельствами о праве собственности.
Потребление газа заявителем необходимо для нужд по газопроводу (добыча, транспортировка), то есть для собственных нужд. Налоговый орган в не оспорил факт потребления заявителем газа на собственные нужды.
Таким образом суд пришел к выводу, что решение Инспекции от 13.07.2006 N 177 и выставленное на основании решения требование от 14.07.2006 N 216 являются недействительными, как не соответствующие положениям налогового законодательства.
Руководствуясь ст. ст. 167 - 170, 201 АПК РФ, суд
признать не соответствующими НК РФ и недействительными следующие ненормативные акты, вынесенные МИФНС РФ по КН N 2 в отношении ОАО "Газпром":
- - решение N 177 от 13.07.2006;
- - требование об уплате недоимки по акцизу в сумме 28067334 руб. N 216 по состоянию на 14.07.2006.
Возвратить ОАО "Газпром" из федерального бюджета госпошлину в сумме 4000 руб., уплаченную по пл. поручению N 19864 от 14.08.2006.
Решение может быть обжаловано в месячный срок в апелляционную инстанцию и в двухмесячный срок в кассационную инстанцию.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА Г. МОСКВЫ ОТ 23.10.2006, 03.11.2006 ПО ДЕЛУ N А40-56739\\06-111-263
Разделы:Акцизы
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД Г. МОСКВЫ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
23 октября 2006 г. Дело N А40-56739\\06-111-263
Резолютивная часть решения объявлена 23.10.2006.
Решение изготовлено в полном объеме 03.11.2006.
Арбитражный суд г. Москвы в составе судьи Б. рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению ОАО "Газпром" к Межрегиональной ИФНС России по КН N 2 о признании недействительным решения N 177 от 13.07.2006 и требования N 216 по состоянию на 14.07.2006, на заседание арбитражного суда явились: от истца - И. по доверенности N 01\\0400-500д от 12.10.2005; Г. по доверенности N 01\\0400-248д от 23.05.2006; от ответчика - М. по доверенности N 53-04-13\\010377 от 21.06.2006. Протокол судебного заседания вел судья.
УСТАНОВИЛ:
в соответствии с представленной заявителем в МИФНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам N 2 налоговой декларации по акцизу на природный газ за декабрь 2005 года (л.д. 14 - 19) заявитель указал операции по реализации дочерним газотранспортным и газодобывающим обществам природного газа на их собственные технологические нужды в пределах нормативов, обусловленные технологиями подготовки и транспортировки газа, на общую сумму 187115560 руб.
По результатам проверки указанной декларации в ходе камеральной проверки налоговым органом было вынесено решение от 13.07.2006 N 177 об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности (л.д. 10 - 12).
Указанным решением Инспекция отказала ОАО "Газпром" в уменьшении налогооблагаемой базы по акцизу на сумму указанных операций, предложила уплатить сумму недоимки в размере 28067334 руб., а также внести исправления в бухгалтерский учет.
На основании оспариваемого решения заявителю было направлено требование от 14.07.2006 N 216 об уплате налога с предложением в срок до 28.07.2006 погасить задолженность в сумме 28067334 руб. (л.д. 13).
Не согласившись с указанными решением и требованием заявитель в порядке ст. ст. 137, 138 НК РФ обратился в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании недействительными решения N 177 от 13.07.2006 и требования N 216 от 14.07.2006.
Ответчик возразил против удовлетворения заявления по основаниям, изложенным в оспариваемом решении и отзыве на заявление.
Заслушав доводы сторон, исследовав материалы дела, суд считает заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
25.04.2006 ОАО "Газпром" представило в Межрегиональную инспекцию ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 2 уточненную налоговую декларацию на подакцизное минеральное сырье (природный газ) за декабрь 2005 г. (л.д. 14 - 19). По строке 160 указанной декларации в качестве операций, освобождаемых от налогообложения, общество заявило операции по реализации дочерним газотранспортным и газодобывающим обществам природного газа на их собственные технологические нужды в пределах нормативов, обусловленные технологиями подготовки и транспортировки газа, на общую сумму 187115560 рублей.
По результатам рассмотрения указанной декларации в ходе камеральной проверки ответчиком было вынесено решение от 13.07.2006 N 177 (л.д. 10 - 12), которым ОАО "Газпром" было отказано в уменьшении налогооблагаемой базы по акцизу на сумму указанных операций, предложено уплатить сумму недоимки в размере 28067334 рублей, а также внести исправления в бухгалтерский учет.
14.07.2006 в адрес ОАО "Газпром" было направлено требование N 216 (л.д. 13) об уплате налога в размере 28067334 рублей.
Обосновывая отказ в применении режима освобождения от налогообложения акцизом природного газа, использованного на собственные технологические нужды, и привлечение ОАО "Газпром" к ответственности за совершение налогового правонарушения налоговый орган ссылается на следующие доводы.
Единственным критерием для освобождения от уплаты акциза по указанным нормативам по природному газу, добытому до 1 января 2004 г. и реализуемого в 2004 - 2005 гг., законодательством установлен только факт наличия утвержденных нормативов использования газодобывающими и газотранспортными организациями природного газа на собственные технологические нужды, и принимая во внимание, что такие нормативы на 2004 и 2005 годы не утверждены, оснований для применения режима освобождения от налогообложения акцизом указанного природного газа в данный период не имеется.
Указанная позиция как рекомендуемая для использования налоговыми органами изложена и в письме Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 16.01.2006 N 03-07-01-02/1 (л.д. 32 - 33).
Однако суд пришел к выводу, что решение Инспекции от 13.07.2006 N 177 неправомерно, нарушает права и законные интересы заявителя по следующим основаниям.
Федеральным законом от 07.07.2003 N 117-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" в главу 22 Налогового кодекса Российской Федерации были внесены изменения, в соответствии с которыми с 01.01.2004 операции с природным газом, добытым, начиная с указанной даты, не подлежат обложению акцизом. При этом, в соответствии со ст. 8 Закона от 07.07.2003 N 117-ФЗ, по подакцизному минеральному сырью, добытому до дня вступления в силу указанного Закона (01.01.2004), акциз исчисляется и уплачивается в соответствии с законодательством, действовавшим до 01.01.2004.
Согласно п. 2 ст. 181 и ст. 182 НК РФ (в редакции, действовавшей до 01.01.2004) природный газ признавался подакцизным минеральным сырьем, операции с которым подлежали обложением акцизом. При этом операциями, не подлежащими налогообложению в соответствии с п. 10 ст. 183 НК РФ, до 01.01.2004 являлось использование природного газа на собственные технологические нужды газодобывающих и газотранспортных организаций в пределах нормативов, обусловленных технологиями подготовки и транспортировки газа, утверждаемых в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Во исполнение указанной нормы Правительством Российской Федерации было издано Постановление от 22.01.2001 N 45 "О порядке утверждения нормативов использования газодобывающими и газотранспортными организациями природного газа на собственные технологические нужды (л.д. 21).
Согласно указанному Постановлению нормативы использования природного газа на собственные технологические нужды утверждаются Министерством энергетики Российской Федерации по согласованию с Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации.
В соответствии с указанным порядком Министерством энергетики Российской Федерации были изданы Приказы от 26.02.2002 N 280 и от 07.02.2003 N 60, которыми утверждены нормативы использования газодобывающими и газотранспортными организациями ОАО "Газпром" природного газа на собственные технологические нужды (л.д. 24 - 28).
Суд пришел к выводу, что позиция налогового органа об отказе в признании правомерности применения льготы по уплате акциза в отношении газа, добытого до 1 января 2004 г., необоснованна по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 17 НК РФ элементами налогообложения являются объект налогообложения, налоговая база, налоговый период, налоговая ставка, порядок исчисления налога, порядок и сроки уплаты налога, а также налоговые льготы и порядок их применения.
Ст. 8 Закона от 07.07.2003 N 117-ФЗ установлено, что по природному газу, добытому до 1 января 2004, акциз исчисляется и уплачивается в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до 1 января 2004 г., таким образом, Законом предусмотрено налогообложение объема природного газа, добытого до 1 января 2004 г. с учетом всех вышеназванных элементов налогообложения и без каких-либо исключений.
Следовательно, для указанных объемов газа законодателем установлен переходный период налогообложения (без определения срока его действия), в течение которого весь указанный газ, добытый, не отгруженный и не реализованный к данной дате, подлежит обложению в общем порядке. Соответствующее разъяснение содержится и в адресованном ОАО "Газпром" письме заместителя Министра финансов РФ от 24.06.2004 N 03-07-06/18 (л.д. 30 - 31).
Соответственно, исчисляя и уплачивая акциз в отношении добытого до 2004 г. природного газа, налогоплательщик должен руководствоваться всеми действовавшими до указанного срока нормами, в том числе касающимися особенностей исчисления налогооблагаемой базы и исключения из нее операций, не подлежащих налогообложению в соответствии со статей 183 НК РФ. Указанная позиция подтверждается также представленными в материалы дела постановлением ФАС МО от 28.04.2005 N КА-А40/3104-05, постановлением ФАС ПО от 17.03.05 N А12-27456/04-С36 (л.д. 47 - 51).
Данная норма Налогового кодекса РФ носит императивный характер и содержащийся в ней перечень операций, освобождаемых от обложения акцизом, не может быть произвольно расширен либо сужен как налогоплательщиком, так и налоговым органом. Однако, в оспариваемом решении ответчик фактически лишил ОАО "Газпром" права на использование установленного федеральным законом режима освобождения от налогообложения.
Таким образом, позиция налогового органа о необходимости применения в переходный период (после 01.01.2004) к указанным объемам газа иного порядка обложения, нежели действующий до 01.01.2004, в т.ч. необходимости руководствоваться по вопросу о размере законодательно допустимых технологических потерь газа при его транспортировке, какими-либо иными актами, кроме действующих, основана на неправильном применении гл. 22 НК РФ и положений Закона от 07.07.2003 N 117-ФЗ.
Также суд признал необоснованной позицию налогового органа, о том, что в 2004 и 2005 годах отсутствовали утвержденные нормативы использования природного газа для собственных технологических нужд.
Ст. 183 НК РФ в редакции, действовавшей до 01.01.2004, предусматривалось, что налогообложению не подлежит природный газ, использованный для собственных технологических нужд, в пределах нормативов, утверждаемых в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. При этом законодатель не установил в данной норме НК РФ условий, относящихся к порядку и срокам действия таких нормативов.
В Постановлении от 22.01.2001 N 45 Правительства РФ определено, что нормативы использования газодобывающими и газотранспортными организациями природного газа для собственных технологических нужд утверждаются Министерством энергетики РФ по согласованию с Министерством экономического развития и торговли РФ. Указанное Постановление Правительства не предусматривает сроков принятия таких нормативов, срока, в течение которого такие нормативы действуют, и налоговый период, в течение которого они могут быть применены налогоплательщиками. Также Постановление Правительства от 22.01.2001 N 45 не предусматривает, что нормативы использования газа для собственных технологических нужд подлежат пересмотру через какое-либо время.
В соответствии с указанным Постановлением Правительства России Министерство энергетики РФ издало Приказы от 26.02.2002 N 280 и от 07.02.2003 N 60, которыми утвердило нормативы для газодобывающих и газотранспортных организаций ОАО "Газпром". По заключению Министерства юстиции России данный документ не нуждается в государственной регистрации (Письмо Минюста РФ от 27.09.2002 N 07/8971-ЮД). В своих Приказах Минэнерго России также не указало, что утвержденные нормативы действуют только в течение какого-либо конкретного периода либо подлежат обязательному пересмотру через какой-либо срок.
Таким образом, нормативы использования газодобывающими и газотранспортными организациями природного газа на собственные технологические нужды, утвержденные Приказами Министерства энергетики РФ от 26.02.2002 N 280 и от 07.02.2003 N 60 в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 22.01.2001 N 45 и ст. 183 НК РФ, установлены без указания на срок их действия.
В связи с изложенным, поскольку нормативы утверждены на неопределенный срок и не были отменены, они действовали и подлежали применению в рассматриваемый налоговый период, то есть в декабре 2005 г.
Соответственно, указание в оспариваемом решении на отсутствие утвержденных нормативов на 2004 - 2005 годы является необоснованным и противоречит законодательству.
Также суд признал неправомерным довод налогового органа о том, что отсутствие утвержденных нормативов является основанием для отказа в применении режима освобождения от обложения акцизом природного газа, использованного газотранспортными и газодобывающими организациями для собственных нужд.
В соответствии со ст. 23 НК РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Исходя из данных положений нормативных актов, ни к кому не может быть предъявлено требование об уплате неустановленных налогов, либо требование об уплате налогов по объектам, операциям, высвобожденным законодателем от налогообложения. Согласно Закону от 07.07.2003 N 117-ФЗ. все организации с 01.01.2004 уплачивают акциз по природному газу, добытому в 2003 году, по законодательству, действующему до 01.01.2004. Закон от 07.07.2003 N 117-ФЗ не содержит каких-либо исключений и особенностей в части исчисления налогооблагаемой базы.
Согласно пояснениям заявителя, введение нормативов использования газодобывающими и газотранспортными организациями природного газа на собственные технологические нужды обусловлено особенностями технологии передачи газа по магистральному трубопроводу. При этом, потребление газа происходит при работе газоперекачивающих агрегатов (газотурбинные компрессорные аппарата) дожимных компрессорных станций, обеспечивающих поддержание необходимого атмосферного давления (сжатия) для движения газа по магистральному трубопроводу. Указанные компрессорные станции установлены каждые 90 - 150 км газопровода для компенсации потерь давления газа на предшествующем участке.
В соответствии со Строительными нормами и правилами СНиП 2.05.06-85 "Магистральные трубопроводы", утвержденными Постановлением Госстроя СССР от 30.03.1985 N 30, Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 504 газотурбинные агрегаты в составе компрессорных станций входят в состав магистральных газопроводов.
Соответственно, при наличии достоверных и достаточных данных об исключении налогоплательщиком из обложения именно операций по использованию газа на собственные технологические нужды, что обусловлено технологией подготовки и транспортировки газа, ссылка налогового органа на не утверждение нормативов на 2004 и 2005 гг. в качестве основания для отказа в применении режима освобождения, установленного федеральным законом, неправомерна.
Кроме изложенного выше, судом установлено следующее.
Согласно уставу общества (п. 3.1) заявитель оказывает услуги по транспортировке природного газа. Согласно Указу Президента РФ N 1333 от 05.11.1992 заявитель является правопреемником имущественных прав и обязанностей государственного газового концерна "Газпром" и имеет на праве собственности имущество, необходимое для газоснабжения, что подтверждается свидетельствами о праве собственности.
Потребление газа заявителем необходимо для нужд по газопроводу (добыча, транспортировка), то есть для собственных нужд. Налоговый орган в не оспорил факт потребления заявителем газа на собственные нужды.
Таким образом суд пришел к выводу, что решение Инспекции от 13.07.2006 N 177 и выставленное на основании решения требование от 14.07.2006 N 216 являются недействительными, как не соответствующие положениям налогового законодательства.
Руководствуясь ст. ст. 167 - 170, 201 АПК РФ, суд
РЕШИЛ:
признать не соответствующими НК РФ и недействительными следующие ненормативные акты, вынесенные МИФНС РФ по КН N 2 в отношении ОАО "Газпром":
- - решение N 177 от 13.07.2006;
- - требование об уплате недоимки по акцизу в сумме 28067334 руб. N 216 по состоянию на 14.07.2006.
Возвратить ОАО "Газпром" из федерального бюджета госпошлину в сумме 4000 руб., уплаченную по пл. поручению N 19864 от 14.08.2006.
Решение может быть обжаловано в месячный срок в апелляционную инстанцию и в двухмесячный срок в кассационную инстанцию.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)