Судебные решения, арбитраж

РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 30.03.2005 ПО ДЕЛУ N А41-К2-6992/04

Разделы:
Упрощенная система налогообложения (УСН)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ


от 30 марта 2005 г. Дело N А41-К2-6992/04

Арбитражный суд Московской области в составе: председательствующего С.А., протокол вела С.А., рассмотрев в судебном заседании дело по иску ПБОЮЛ С-в к МРИ МНС РФ N 7 о признании незаконным отказа, обязании возместить НДС, при участии в заседании: от истца: не явился, извещен, от ответчика: не явился, извещен, просил дело рассмотреть в отсутствие его представителя.
УСТАНОВИЛ:

ПБОЮЛ С-в обратился в Арбитражный суд Московской области с иском к МРИ МНС РФ N 7 о признании отказа незаконным, изложенном в письме от 27.02.04 об обязании возвратить из бюджета излишне уплаченный НДС в сумме 458070,08 руб. за период с августа 2001 г. по сентябрь 2003 г.
Решением АСМО от 01.09.04 исковые требования удовлетворены.
Постановлением ФАСМО от 17.01.05 решением отменено и дело направлено на новое рассмотрение.
В соответствии со ст. 156 АПК РФ дело рассмотрено в отсутствие сторон, извещенных о месте и времени рассмотрения судебного заседания.
Ответчик в отзыве иск не признал, считая, что ст. 9 ФЗ РФ "О государственной поддержки малого предпринимательства в РФ" не должна применяться к отношениям урегулированным ч. 2 Налогового кодекса РФ, а также, что порядок обложения предпринимателей НДС, установленный Налоговым кодексом РФ не создает менее благоприятных условий для субъектов малого предпринимательства, по сравнению с ранее действовавшим и не налагает новых обязанностей.
Исследовав материалы дела, суд установил.
С-ва зарегистрирована в качестве предпринимателя, осуществляющего деятельность без образования юридического лица. С 2001 года применяет упрощенную систему налогообложения на основании патентов.




В соответствии с п. 1 ст. 1 Закона "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства" 222-ФЗ от 08.12.95 упрощенная система налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства - организаций и предпринимателей без образования юридического лица применяется наряду с принятой ранее системой налогообложения, учета и отчетности, предусмотренной законодательством РФ. Право выбора системы налогообложения, учета и отчетности, включая переход к упрощенной системе или возврат к принятой ранее системе, предоставляется субъектам малого предпринимательства на добровольной основе в порядке, предусмотренном Федеральным законом.
Согласно п. 3 ст. 4 Закона N 222-ФЗ для индивидуальных предпринимателей, уплачиваемая годовая стоимость патента является фиксированным платежом, заменяющим уплату единого налога на доход за отчетный период. То есть данный Закон ввел упрощенную систему налогообложения, которая предусматривает замену одной системы налогообложения другой, а не замену уплаты одного налога уплатой другого. Ст. 18 НК РФ установлено, что упрощенная система налогообложения предпринимательской деятельности, специальный налоговый режим, предназначенный для замены общей системы налогообложения применительно к отдельной категории налогоплательщиков - субъектам малого предпринимательства, к которой относятся предприниматели без образования юридического лица.
В соответствии с абзацем вторым части первой статьи 9 "О государственной поддержке малого предпринимательства" в случае если изменения налогового законодательства создают менее благоприятные условия для субъектов малого предпринимательства по сравнению с ранее действовавшими условиями, то в течение первых четырех своей деятельности указанные субъекты подлежат налогообложению в том же порядке, который действовал на момент их государственной регистрации.




При этом, как указал Конституционный Суд РФ в Определении от 7 февраля 2002 г. 1 37-О по жалобе гражданина К. на нарушение его конституционных прав положениями абзаца третьего статьи 143 и пункта 2 статьи 145 Налогового кодекса Российской Федерации, ухудшение условий для субъектов малого предпринимательства может заключаться не только в возложении дополнительного налогового бремени, но и в необходимости исполнять иные, ранее не предусмотренные законодательством обязанности, за неисполнение которых применяются меры налоговой ответственности. В случае введения НСП, НДС для индивидуальных предпринимателей условия хозяйствования для них ухудшаются, поскольку на них возлагаются дополнительные обязанности, предусмотренные налоговым законодательством (по ведению налогового учета, составлению счетов-фактур, ведению книги продаж и книги покупок). Кроме того, включение суммы НСП в стоимость продукции (работ, услуг) реализуемой индивидуальным предпринимателем, увеличивает в итоге ее цену и тем самым снижает спрос со стороны покупателей.
Новая норма законодательства не применяется к длящимся правоотношениям, возникшим до дня официального введения нового регулирования на основании нормы абзаца второго части первой статьи 9 Закона "О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ". Это обусловлено выводимыми из статей 8 (часть 1), 15 (части 1 и 3), 34 (часть 1), 57 Конституции РФ началами обеспечения стабильных правовых условий хозяйствования, предполагающими поддержание доверия участников хозяйственной деятельности к закону и действиями государства, в том числе в сфере налоговых отношений, соблюдение принципов справедливости и разумной стабильности правового регулирования соответствующих отношений и недопустимость произвольных изменений в действующую систему норм с распространением этих изменений на ранее возникшие длящиеся налоговые отношения.
Таким образом, введение НДС для индивидуальных предпринимателей с 1 января 2001 года не означает, что одновременно на них перестает распространяться действовавший на момент их государственной регистрации порядок налогообложения, которым индивидуальным предпринимателям предоставлялись льготные условия на первые четыре года деятельности.
Из представленного истцом анализа результатов деятельности за 2000 - 2001 гг. видно, что стоимость предоставляемых им услуг (реализованной продукции) с введением нового налога (НДС) не увеличилась. За счет стабильности ценовой политики предприниматель сохраняет конкурентоспособность на рынке соответствующих услуг, обеспечиваемую следованием норме ст. 9 Закона "О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ".
Введение НДС создало менее благоприятные условия для предпринимателя как субъекта малого бизнеса, так как увеличило его налоговое бремя, вынудив уплачивать налог с продаж из собственных средств.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о правомерности заявленных требований о возврате налогов, уплаченных предпринимателем в 2001 - 2003 гг.
Принимая во внимание изложенное, руководствуясь ст. ст. 167 - 171, 110, 215 АПК РФ, суд
РЕШИЛ:





признать отказ МРИ МНС РФ N 7 о возврате ПБОЮЛ С-вой излишне уплаченный НДС незаконным, изложенном в письме от 27.02.04 об...
Обязать МРИ МНС N 7 по Московской области возвратить ПБОЮЛ С-вой из бюджета излишне уплаченных сумм НДС в размере 458070,08 руб. за период с августа 2001 г. по сентябрь 2003 г.
Выдать истцу справку на возврат государственной пошлины.
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)