Судебные решения, арбитраж
Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
от 1 марта 2004 года Дело N А05-9961/03-12
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кирейковой Г.Г., судей Клириковой Т.В. и Троицкой Н.В., рассмотрев 24.02.04 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Архангельску на решение Арбитражного суда Архангельской области от 30.10.03 по делу N А05-9961/03-12 (судья Ивашевская Л.И.),
Открытое акционерное общество "Отделстрой" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о признании недействительным требования Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Архангельску (далее - Инспекция) от 17.09.03 N 17-23/3-9102 об уплате земельного налога за 2003 год.
Решением от 30.10.03 заявленные Обществом требования удовлетворены.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Инспекция просит отменить решение от 30.10.03, ссылаясь на нарушение судом норм материального права - статьи 8 Закона Российской Федерации "О плате за землю", пункта 2 статьи 21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации". Податель жалобы считает, что суд неправильно определил средние ставки земельного налога с учетом поправочных коэффициентов, предусмотренных федеральными законами о федеральном бюджете на соответствующий год. По мнению налогового органа, такие коэффициенты следует рассматривать в качестве составляющей налоговой ставки как элемента налогообложения, которая ежегодно увеличивает ставку земельного налога, исчисленную с учетом ранее установленных коэффициентов.
В отзыве на кассационную жалобу Общество просит оставить решение суда без изменения, а кассационную жалобу Инспекции - без удовлетворения.
Стороны о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, однако представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность решения от 30.10.03 проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, Общество 26.06.03 представило в Инспекцию налоговую декларацию по земельному налогу за 2003 год, заявив к уплате 41844 руб. и 41845 руб. налога в срок до 15.07.03 и 15.11.03 соответственно.
В ходе проведения камеральной проверки налоговый орган сделал вывод о неправильном применении налогоплательщиком ставок земельного налога. По мнению Инспекции, ставки земельного налога в 2003 году применяются с коэффициентами 2, 1.2, 2 и 1.8 к ставкам, действовавшим в 1998 году. Результаты проверки отражены в акте от 15.09.03 N 17-23/13-2994.
Решением налогового органа от 06.10.03 N 17-23/1320040 Обществу доначислено 318025 руб. 75 коп. земельного налога.
В требовании от 17.09.03 N 17-23/3-9102 Инспекция предложила Обществу уплатить сумму названного налога в двухнедельный срок.
Налогоплательщик не согласился с вынесенным Инспекцией требованием и обратился в арбитражный суд.
Суд первой инстанции установил, что Общество, применив к действующей в 2002 году базовой ставке установленный статьей 7 Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства" повышающий коэффициент 1,8, правильно исчислило земельный налог в сумме 83689 руб. (за пользование земельными участками на территории города Архангельска).
Кассационная инстанция считает выводы суда правомерными.
Статьей 21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" земельный налог отнесен к местным налогам и сборам.
В соответствии со статьей 39 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" местные налоги устанавливаются представительными органами местного самоуправления самостоятельно.
Согласно статье 8 Закона Российской Федерации "О плате за землю" налог на городские (поселковые) земли определяется на основе средних ставок. Средние ставки дифференцируются по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территории.
Ставки земельного налога установлены решением Архангельского городского совета депутатов от 24.12.98 N 337 "О ценовом зонировании территории муниципального образования "Город Архангельск" (далее - Решение) и введены в действие с 01.01.99. Какие-либо изменения в Решение не вносились.
Согласно статье 18 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2000 год" ставки земельного налога, действовавшие в 1999 году, применяются в 2000 году для всех категорий земель с коэффициентом 1,2.
Статьей 12 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2001 год" установлено, что ставки земельного налога, действовавшие в 2000 году, применяются в 2001 году для всех категорий земель.
В соответствии со статьей 14 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2002 год" ставки земельного налога, действовавшие в 2001 году, применяются в 2002 году для всех категорий земель с коэффициентом 2.
Элементы налогообложения установлены статьей 17 НК РФ. При этом "коэффициент" не указан в качестве элемента налогообложения.
Согласно статье 71 Конституции Российской Федерации в ведении Российской Федерации находятся только федеральные налоги и сборы, в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации (статья 72 Конституции), а органы местного самоуправления самостоятельно устанавливают местные налоги (статья 132 Конституции).
Следовательно, установление земельного налога, а также и его ставок не входит в компетенцию федерального законодателя.
Согласно пункту 2 статьи 53 НК РФ налоговые ставки по региональным и местным налогам устанавливаются соответственно законами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления в пределах, установленных Кодексом.
Коэффициенты, введенные федеральными законами о бюджетах, не являются "пределами", упомянутыми в пункте 2 статьи 53 НК РФ. Введение коэффициентов не может ограничивать полномочия представительного органа власти в установлении ставок, поскольку такие коэффициенты адресованы не указанному органу власти, а налогоплательщикам и подлежат учету не при установлении конкретной ставки земельного налога, а при его исчислении налогоплательщиками.
Таким образом, коэффициент нельзя считать принятым в рамках такого элемента налогообложения, как налоговая ставка. Иное толкование противоречит пункту 1 статьи 53 НК РФ. Ставка земельного налога в проверенном Инспекцией периоде оставалась неизменной, и именно к этой ставке должны применяться коэффициенты.
По смыслу статьи 15 Федерального закона "О федеральном бюджете на 1999 год", применение к ставкам земельного налога повышающего коэффициента, равного "2", ограничивается только 1999 годом. В 2000 году этот коэффициент не подлежал применению, поскольку названный Закон утратил силу как действовавший в конкретно определенный период времени, а последующим правовым актом, регулирующим аналогичные правоотношения на следующий период времени, введен новый повышающий ставку налога коэффициент - 1,2.
Применяя при рассмотрении данного дела законодательство о налогах и сборах к последующим налоговым периодам, следует руководствоваться аналогичным толкованием норм.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция считает решение суда от 30.10.03 законным и обоснованным, а жалобу Инспекции - не подлежащей удовлетворению.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
решение Арбитражного суда Архангельской области от 30.10.03 по делу N А05-9961/03-12 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Архангельску - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА ОТ 01.03.2004 N А05-9961/03-12
Разделы:Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 1 марта 2004 года Дело N А05-9961/03-12
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кирейковой Г.Г., судей Клириковой Т.В. и Троицкой Н.В., рассмотрев 24.02.04 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Архангельску на решение Арбитражного суда Архангельской области от 30.10.03 по делу N А05-9961/03-12 (судья Ивашевская Л.И.),
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Отделстрой" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о признании недействительным требования Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Архангельску (далее - Инспекция) от 17.09.03 N 17-23/3-9102 об уплате земельного налога за 2003 год.
Решением от 30.10.03 заявленные Обществом требования удовлетворены.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Инспекция просит отменить решение от 30.10.03, ссылаясь на нарушение судом норм материального права - статьи 8 Закона Российской Федерации "О плате за землю", пункта 2 статьи 21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации". Податель жалобы считает, что суд неправильно определил средние ставки земельного налога с учетом поправочных коэффициентов, предусмотренных федеральными законами о федеральном бюджете на соответствующий год. По мнению налогового органа, такие коэффициенты следует рассматривать в качестве составляющей налоговой ставки как элемента налогообложения, которая ежегодно увеличивает ставку земельного налога, исчисленную с учетом ранее установленных коэффициентов.
В отзыве на кассационную жалобу Общество просит оставить решение суда без изменения, а кассационную жалобу Инспекции - без удовлетворения.
Стороны о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, однако представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность решения от 30.10.03 проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, Общество 26.06.03 представило в Инспекцию налоговую декларацию по земельному налогу за 2003 год, заявив к уплате 41844 руб. и 41845 руб. налога в срок до 15.07.03 и 15.11.03 соответственно.
В ходе проведения камеральной проверки налоговый орган сделал вывод о неправильном применении налогоплательщиком ставок земельного налога. По мнению Инспекции, ставки земельного налога в 2003 году применяются с коэффициентами 2, 1.2, 2 и 1.8 к ставкам, действовавшим в 1998 году. Результаты проверки отражены в акте от 15.09.03 N 17-23/13-2994.
Решением налогового органа от 06.10.03 N 17-23/1320040 Обществу доначислено 318025 руб. 75 коп. земельного налога.
В требовании от 17.09.03 N 17-23/3-9102 Инспекция предложила Обществу уплатить сумму названного налога в двухнедельный срок.
Налогоплательщик не согласился с вынесенным Инспекцией требованием и обратился в арбитражный суд.
Суд первой инстанции установил, что Общество, применив к действующей в 2002 году базовой ставке установленный статьей 7 Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства" повышающий коэффициент 1,8, правильно исчислило земельный налог в сумме 83689 руб. (за пользование земельными участками на территории города Архангельска).
Кассационная инстанция считает выводы суда правомерными.
Статьей 21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" земельный налог отнесен к местным налогам и сборам.
В соответствии со статьей 39 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" местные налоги устанавливаются представительными органами местного самоуправления самостоятельно.
Согласно статье 8 Закона Российской Федерации "О плате за землю" налог на городские (поселковые) земли определяется на основе средних ставок. Средние ставки дифференцируются по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территории.
Ставки земельного налога установлены решением Архангельского городского совета депутатов от 24.12.98 N 337 "О ценовом зонировании территории муниципального образования "Город Архангельск" (далее - Решение) и введены в действие с 01.01.99. Какие-либо изменения в Решение не вносились.
Согласно статье 18 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2000 год" ставки земельного налога, действовавшие в 1999 году, применяются в 2000 году для всех категорий земель с коэффициентом 1,2.
Статьей 12 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2001 год" установлено, что ставки земельного налога, действовавшие в 2000 году, применяются в 2001 году для всех категорий земель.
В соответствии со статьей 14 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2002 год" ставки земельного налога, действовавшие в 2001 году, применяются в 2002 году для всех категорий земель с коэффициентом 2.
Элементы налогообложения установлены статьей 17 НК РФ. При этом "коэффициент" не указан в качестве элемента налогообложения.
Согласно статье 71 Конституции Российской Федерации в ведении Российской Федерации находятся только федеральные налоги и сборы, в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации (статья 72 Конституции), а органы местного самоуправления самостоятельно устанавливают местные налоги (статья 132 Конституции).
Следовательно, установление земельного налога, а также и его ставок не входит в компетенцию федерального законодателя.
Согласно пункту 2 статьи 53 НК РФ налоговые ставки по региональным и местным налогам устанавливаются соответственно законами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления в пределах, установленных Кодексом.
Коэффициенты, введенные федеральными законами о бюджетах, не являются "пределами", упомянутыми в пункте 2 статьи 53 НК РФ. Введение коэффициентов не может ограничивать полномочия представительного органа власти в установлении ставок, поскольку такие коэффициенты адресованы не указанному органу власти, а налогоплательщикам и подлежат учету не при установлении конкретной ставки земельного налога, а при его исчислении налогоплательщиками.
Таким образом, коэффициент нельзя считать принятым в рамках такого элемента налогообложения, как налоговая ставка. Иное толкование противоречит пункту 1 статьи 53 НК РФ. Ставка земельного налога в проверенном Инспекцией периоде оставалась неизменной, и именно к этой ставке должны применяться коэффициенты.
По смыслу статьи 15 Федерального закона "О федеральном бюджете на 1999 год", применение к ставкам земельного налога повышающего коэффициента, равного "2", ограничивается только 1999 годом. В 2000 году этот коэффициент не подлежал применению, поскольку названный Закон утратил силу как действовавший в конкретно определенный период времени, а последующим правовым актом, регулирующим аналогичные правоотношения на следующий период времени, введен новый повышающий ставку налога коэффициент - 1,2.
Применяя при рассмотрении данного дела законодательство о налогах и сборах к последующим налоговым периодам, следует руководствоваться аналогичным толкованием норм.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция считает решение суда от 30.10.03 законным и обоснованным, а жалобу Инспекции - не подлежащей удовлетворению.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 30.10.03 по делу N А05-9961/03-12 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Архангельску - без удовлетворения.
Председательствующий
КИРЕЙКОВА Г.Г.
Судьи
КЛИРИКОВА Т.В.
ТРОИЦКАЯ Н.В.
КИРЕЙКОВА Г.Г.
Судьи
КЛИРИКОВА Т.В.
ТРОИЦКАЯ Н.В.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)