Судебные решения, арбитраж

РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 01.12.2009 ПО ДЕЛУ N А41-32114/09

Разделы:
Земельный налог

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 1 декабря 2009 г. по делу N А41-32114/09


Резолютивная часть решения объявлена 24 ноября 2009 г.
Решение изготовлено в полном объеме 01 декабря 2009 г.
Арбитражный суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Р.П. Козлова
протокол судебного заседания вел судья Р.П. Козлов
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Закрытого акционерного общества "ПАРКойл" (далее - ЗАО "ПАРКойл", Общество, налогоплательщик),
к Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы России N 19 по Московской области (далее - МРИ ФНС России N 19 по Московской области, Инспекция, налоговый орган),
о признании незаконным бездействия, выразившегося в отказе в выдаче справки о размере земельного налога и обязании выдать справку о размере земельного налога,
при участии в заседании:
от заявителя - представитель Федоров А.Г. (доверенность от 05.10.2009 г. N 42),
от заинтересованного лица - представитель Киселева А.Э. (доверенность от 23.11.2009 г. N 05-07/01938), представитель Захарова Т.А. (доверенность от 31.12.2008 г. N 05-08/01370),
установил:

ЗАО "ПАРКойл" обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к МРИ ФНС России N 19 по Московской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в отказе в выдаче справки о размере земельного налога и обязании выдать справку о размере земельного налога.
Представитель заявителя в судебном заседании поддержал заявленные требования в полном объеме.
Представитель заинтересованного лица в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований по основаниям, изложенным в отзыве (л.д. 67 - 69) и дополнении к отзыву (л.д. 103 - 104).
Выслушав доводы лиц, участвующих в деле, исследовав доказательства, представленные в материалы дела, суд установил следующее.
ЗАО "Компания "ПАРКойл" владеет на праве собственности автозаправочной станцией, расположенной на 98 км трассы Москва-Балтия, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серия 50 АЖ N 136176 от 30 июня 2004 года (л.д. 15).
Указанный объект недвижимости находится на земельном участке с кадастровым номером 50:07:060301:31, площадью 34820 кв. м, с местоположением: Московская область, Волоколамский район, городское поселение Сычево, с. Язвище, трасса Москва-Балтия, 98 км, категория земель "земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения", разрешенное использование - "под зданием автозаправочной станции". Вышеуказанный земельный участок был предоставлен в соответствии с Постановлением N 813 от 04 октября 2000 года Главы Волоколамского района Московской области на праве аренды сроком на 10 лет (л.д. 17). Однако договор аренды на вышеуказанный земельный участок с Комитетом по управлению имуществом Волоколамского района не был заключен.
04 августа 2009 года ЗАО "Компания "ПАРКойл" получило Постановление Главы Волоколамского муниципального района Московской области N 2314 о предоставлении в собственность ЗАО "Компания "ПАРКойл" земельного участка, расположенного по адресу: Московская область, Волоколамский район, городское поселение Сычево, с. Язвище, трасса Москва-Балтия, 98 км (л.д. 13).
27 июля 2009 года ЗАО "Компания "ПАРКойл" направило в Межрайонную ИФНС России N 19 по Московской области заявление (исх. N 1704) с просьбой выдать справку о размере земельного налога на земельный участок, находящийся по адресу: Волоколамский район, Чисменский с/о, в районе с. Язвище, трасса Москва-Балтия, 98 км, необходимую для заключения договора купли-продажи вышеуказанного земельного участка в соответствии с п. 3 ч. 3 ст. 12 Закона Московской области от 07.06.1996 г. N 23/96-03 "О регулировании земельных отношений в Московской области" и Постановлением Главы Волоколамского муниципального района N 2314 от 04.08.2009 г. (л.д. 8). К данному заявлению была приложена копия кадастрового паспорта N 5007/214/09-11923 от 23.06.2009 г.
В ответ на указанное заявление Межрайонная ИФНС России N 19 по Московской области (исх. N 12-28/01423 от 07.08.2009 г.) сообщила, что в связи с тем, что ЗАО "Компания "ПАРКойл" земельный налог не исчисляет и не уплачивает, справку о размере земельного налога выдать не представляется возможным (л.д. 9).
ЗАО "Компания "ПАРКойл" полагая, что законодательство о налогах и сборах не указывает неисчисление и неуплату земельного налога в качестве правового основания для отказа в выдаче справки о размере земельного налога, направило в адрес Инспекции повторное письмо исх. N 1828 от 17.08.09 г. о предоставлении справки о размере земельного налога (л.д. 10).
Межрайонная ИФНС России N 19 по Московской области в ответ на указанное обращение направила в адрес Общества письмо исх. N 12-28/01598 от 26.08.09 г., где сообщила о том, что в соответствии со ст. 388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования, а также об определении налоговой базы и налоговых ставках, установленных Решением Совета депутатов городского поселения Сычево Волоколамского муниципального района Московской области от 29.05.2008 г. N 82/25 "О земельном налоге с 2009 года" (л.д. 11 - 12).
Заявитель полагает, что бездействие налогового органа, выразившееся в отказе в выдаче справки о размере земельного налога, является незаконным, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
По мнению Общества, Инспекция не указала правовых оснований к отказу в выдаче вышеуказанной справки и не осуществила ее выдачу, тем самым не исполнила обязанностей, возложенных на нее действующим налоговым законодательством, чем нарушила право ЗАО "Компания "ПАРКойл" на приобретение в собственность названного выше земельного участка в соответствии с п. 3 ч. 3 ст. 12 Закона Московской области от 07.06.1996 г. N 23/96-03 "О регулировании земельных отношений в Московской области".
Инспекция не согласна с заявленными требованиями, полагая, что Обществом не были представлены правоустанавливающие документы на соответствующий земельный участок, в связи с чем отказ в выдаче справки о размере земельного налога является законным.
Согласно Закона Московской области "О регулировании земельных отношений в Московской области" от 07.06.1996 г. N 23/96-03, Приказу от 30.10.2007 г. N 370 "Об утверждении перечня документов, прилагаемых к заявлению о приобретении на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания строения и сооружения" справка о размере земельного налога установленного образца, форма которой утверждена приказом N 370 от 10.10.2007 г., является приложением к заявлению о выкупе земельного участка из муниципальной собственности, на котором расположены здания, строения, сооружения. Однако в рассматриваемом случае здания, строения и сооружения на кадастровом плане отсутствуют. Пунктом 7 Приказа N 370 среди прочих документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на указанные земельные участки, гласит о предоставлении копии документа, подтверждающего право приобретения земельного участка в постоянно (бессрочное) пользование, в безвозмездное срочное пользование, в собственность или аренду на условиях, установленных земельным законодательством. На основании указанных норм Общество при обращении в налоговый орган должно было предоставить необходимые правоустанавливающие документы.
Арбитражный суд, исследовав и оценив в совокупности доказательства, представленные в материалы дела, считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует и не оспаривается сторонами, что Общество на момент обращения в налоговый орган с заявлением о выдаче справки о размере земельного налога не являлось плательщиком этого налога, поскольку у него отсутствовали правоустанавливающие документы на указанный выше участок.
Вместе с тем, Общество, являясь собственником объекта недвижимости, изъявило желание приобрести в собственность земельный участок, на котором данный объект расположен, с кадастровым номером 50:07:060301:31. Главой Волоколамского муниципального района Московской области было издано постановление от 04.08.2009 г. N 2314, согласно которому названный земельный участок предоставляется в собственность ЗАО "ПАРКойл" за плату в размере десятикратного земельного налога за единицу площади земельного участка на начало календарного года (л.д. 13).
В связи с необходимостью определения стоимости земельного участка (исходя из размера земельного налога) заявитель обратился в налоговый орган с заявлением о выдаче справки о размере земельного налога, приложив к заявлению кадастрового паспорта соответствующего земельного участка.
Согласно части 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" собственники объектов недвижимости, не являющихся самовольными постройками и расположенных на земельных участках, относящихся к государственной или муниципальной собственности, обязаны либо взять в аренду, либо приобрести у государства или муниципального образования указанные земельные участки, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Статьей 421 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Условия договора в силу пункта 4 статьи 421 Кодекса, в том числе и размер цены, определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.
На основании положений Федерального закона от 21.12.2001 г. N 178-ФЗ цена земельного участка определяется путем умножения ставки земельного налога, установленной актом местного самоуправления на кратность, установленную нормативно-правовым актом субъекта Российской Федерации.
Статьей 2 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного Кодекса Российской Федерации" предусмотрено, что до 1 января 2010 года лица, не указанные в пункте 1 настоящей статьи и являющиеся собственниками зданий, строений, сооружений, расположенных на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают такие земельные участки по цене, устанавливаемой субъектами Российской Федерации, в населенных пунктах с численностью населения:
- свыше 3 миллионов человек - в размере от пяти - до тридцатикратного размера ставки земельного налога за единицу площади земельного участка;
- от 500 тысяч до 3 миллионов человек - в размере от пяти - до семнадцатикратного размера ставки земельного налога за единицу площади земельного участка;
- до 500 тысяч человек, а также за пределами границ населенных пунктов в размере от трех - до десятикратного размера ставки земельного налога за единицу площади земельного участка.
В соответствии со ст. 12 Закона Московской области "О регулировании земельных отношений в Московской области" от 07.06.1996 г. N 23/96-ОЗ до 1 января 2010 года цена продажи земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, устанавливается:
1) коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были отчуждены из государственной или муниципальной собственности, в том числе в случае, если на таких земельных участках возведены или реконструированы здания, строения, сооружения - в размере, равном двум с половиной процентам кадастровой стоимости земельного участка;
1.1) коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были возведены на таких земельных участках вместо разрушенных или снесенных и ранее отчужденных из государственной или муниципальной собственности зданий, строений, сооружений - в размере, равном двум с половиной процентам кадастровой стоимости земельного участка;

2) гражданам и некоммерческим организациям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если право собственности указанных лиц на эти здания, строения, сооружения возникло до вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации и если федеральными законами для указанных собственников не установлен иной порядок приобретения земельных участков в собственность - в размере, равном двум с половиной процентам кадастровой стоимости земельного участка;
3) лицам, не указанным в пунктах 1, 1.1 и 2 части 3 настоящей статьи и являющимся собственниками зданий, строений, сооружений, расположенных на таких земельных участках - в размере, равном десятикратному размеру ставки земельного налога на единицу площади земельного участка на 1 января текущего календарного года.
Следовательно, постановление Главы Волоколамского муниципального района Московской области от 04.08.2009 г. N 2314 "О предоставлении в собственность ЗАО "ПАРКойл" земельного участка, расположенного по адресу: Московская область, Волоколамский район, городское поселение Сычево, с. Язвище, трасса Москва-Балтия, 98 км", согласно которому выкупная цена земельного участка определена в размере десятикратного земельного налога за единицу площади земельного участка на начало календарного года, издано в соответствии с законодательством.
Согласно указанного Закона Московской области, а также Приказу от 30.10.2007 г. N 370 "Об утверждении перечня документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения" справка о размере земельного налога, является приложением к заявлению о выкупе земельного участка из муниципальной собственности, необходимым для определения его выкупной цены.
Анализ примерной формы справки о размере земельного налога, утвержденной постановлением Правительства Московской области от 20.11.2006 г. N 1085/45, позволяет сделать вывод о том, что для ее подготовки достаточно сведений, имеющихся в кадастровом паспорте земельного участка (кадастровый номер, категория, разрешенное использование, местоположение, площадь, кадастровая стоимость).
Таким образом, требование заявителя о выдаче справки о размере земельного налога по конкретному земельному участку (с приложением кадастрового паспорта земельного участка) является законным.
В силу ч. 5 ст. 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действия (бездействии), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действие (бездействие).
В нарушение указанной нормы налоговым органом не представлены надлежащие доказательства соответствия законодательству бездействия, выразившегося в отказе в выдаче справки о размере земельного налога.
На основании ч. 2 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения, действия (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Согласно ч. 1 ст. 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
В соответствии с пп. 1.1 п. 1 ст. 333.37 НК РФ государственные органы, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков освобождены от уплаты госпошлины. Следовательно, государственная пошлина в сумме 2000 рублей, уплаченная ЗАО "ПАРКойл" по платежному поручению N 3274 от 02.09.2009 г. на сумму 2000 руб., подлежит возврату из федерального бюджета в порядке ст. 333.40 НК РФ.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 176, 180, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:

заявление Закрытого акционерного общества "ПАРКойл" удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Межрайонной ИФНС России N 19 по Московской области, выразившееся в отказе в выдаче справки о размере земельного налога.
Обязать Межрайонную ИФНС России N 19 по Московской области выдать Закрытому акционерному обществу "ПАРКойл" справку о размере земельного налога на земельный участок с кадастровым номером 50:07:060301:31, расположенный: Московская область, Волоколамский район, городское поселение Сычево, с. Язвище, трасса Москва-Балтия, 98 км.
Возвратить Закрытому акционерному обществу "ПАРКойл", ОГРН 1027739115645, ИНН 7723126978, КПП 504001001 из федерального бюджета госпошлину в сумме 2000 рублей, уплаченную по платежному поручению N 3274 от 02.09.2009 г.
Выдать справку на возврат госпошлины.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Десятый арбитражный апелляционный суд в течение 1 месяца с даты принятия решения.
Судья
Р.П.КОЗЛОВ
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)