Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕСЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 18.08.2008 ПО ДЕЛУ N А41-7010/08

Разделы:
Налог на игорный бизнес

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 августа 2008 г. по делу N А41-7010/08


Резолютивная часть постановления объявлена 14 августа 2008 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 августа 2008 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи А.,
судей М., М.Л.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Т.,
при участии в заседании:
от заявителя: С., дов. от 21.04.2008 г.,
от ответчика: П., дов. от 14.09.2007 г. N 04-06/1044,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы РФ N 13 по Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 16 июня 2008 г. по делу N А41-7010/08, принятое судьей Б., по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Маркетинг-Сити" к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы РФ N 13 по Московской области о признании недействительным уведомления от 21.01.2008 г. N 21-23/0055 и об обязании выдать свидетельство о регистрации объектов налогообложения,
установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Маркетинг-Сити" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы РФ N 13 по Московской области (далее - налоговый орган, инспекция) с заявлением о признании недействительным уведомления от 21.01.2008 г. N 21-23/0055 об отказе в регистрации объектов игорного бизнеса в количестве 44 единиц и постановки их на налоговый учет по адресу обособленного подразделения: Московская область, г. Химки, Привокзальная площадь, д. 1, пав. 8, и об обязании выдать свидетельство о регистрации объектов налогообложения налогом на игорный бизнес (л.д. 3 - 6).
Решением Арбитражного суда Московской области от 16 июня 2008 г. заявленные требования общества удовлетворены в полном объеме.
При этом суд первой инстанции исходил из того, что глава 29 НК РФ не предусматривает возможности отказа налоговым органом в регистрации объектов игорного бизнеса, а пунктом 2 ст. 366 НК РФ на налоговый орган возложена обязанность выдать налогоплательщику, подавшему заявление о регистрации объекта налогообложения налогом на игорный бизнес, свидетельство о регистрации объекта налогообложения.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, налоговый орган подал апелляционную жалобу, в которой просит его отменить, как принятое с нарушением ст. 38 НК РФ, ч. 2 ст. 5, ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 29.12.2006 г. N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", Закону Московской области от 12.01.2006 г. N 3/2006-03 "О размещении объектов игорного бизнеса на территории Московской области" (в редакции Закона Московской области от 28.06.1007 N 93/2007-03).
В качестве доводов апелляционной жалобы инспекция ссылается на то, что с 01.01.2007 г. право на занятие предпринимательской деятельностью в сфере игорного бизнеса предоставляется только тем игорным заведениям, которые по состоянию на указанную дату и далее соответствуют требованиям Федерального закона от 29.12.2006 г. N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", Закону Московской области от 12.01.2006 г. N 3/2006-03 "О размещении объектов игорного бизнеса на территории Московской области" (в редакции Закона Московской области от 28.06.2007 N 93/2007-03). Обществом нарушены требования п. 8 ст. 16 Федерального закона от 29.12.2006 г. N 244-ФЗ, согласно которому в зоне обслуживания участников азартных игр в зале игровых автоматов должно быть установлено не менее чем пятьдесят игровых автоматов, а общество просит зарегистрировать 44 игровых автомата. Необоснованным считает вывод суда об отсутствии у налогового органа полномочий по осуществлению контроля за соблюдением организаторами азартных игр требований Федерального закона от 29.12.2006 г. N 244-ФЗ. Однако указанные существенные обстоятельства не получили надлежащую оценку суда.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель инспекции поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить, как незаконное и необоснованное.
Представитель общества возражал против доводов жалобы, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу инспекции - без удовлетворения.
Рассмотрев повторно дело в порядке ст. 268 АПК РФ, исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя инспекции и представителя общества, апелляционный суд не находит оснований для отмены состоявшегося судебного акта и для удовлетворения апелляционной жалобы, по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, общество зарегистрировано в качестве юридического лица с 14.09.2001 г. (л.д. 9), и осуществляет предпринимательскую деятельность по организации и проведению азартных игр на основании лицензии Государственного комитета РФ по физической культуре и спорту от 09.03.2004 г. N 004139 со сроком действия до 09.03.2009 г. (л.д. 29).
По адресу: Московская область, г. Химки, Привокзальная площадь, д. 1, пав. 8 у общества расположено обособленное подразделение, деятельность которого осуществляется на основании Положения об обособленном подразделении (л.д. 63 - 65), и направлена на организацию азартных игр.
Обществом 24.12.2007 г. в адрес налогового органа было направлено заявление о регистрации по адресу: Московская область, г. Химки, Привокзальная площадь, д. 1, пав. 8, 44 игровых автоматов (л.д. 31 -33).
Одновременно с указанным заявлением обществом в налоговый орган были направлены свидетельство о внесении записи в ЕГРЮЛ о юридическом лице, зарегистрированном до 01.07.2002 г. и свидетельство о постановке на учет в налоговом органе (л.д. 34).
Письмом от 21.01.2008 г. N 21-23/0055 налоговый орган отказал обществу в регистрации игровых автоматов и выдаче свидетельства о регистрации объектов налогообложения (л.д. 36).
Основанием для отказа послужила ссылка инспекции на Федеральный закон от 29.12.2006 г. N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", и Закон Московской области от 12.01.2006 г. N 3/2006-03 "О размещении объектов игорного бизнеса на территории Московской области" (в редакции Закона Московской области от 28.06.2007 N 93/2007-03), согласно которому с 01.01.2008 г. на территории Московской области запрещается деятельность по организации и проведению азартных игр в залах игровых автоматов.
В соответствии со ст. 365 НК РФ налогоплательщиками налога на игорный бизнес признаются организации или индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса.
Согласно п. 2 ст. 366 НК РФ каждый игровой автомат как объект налогообложения подлежит регистрации в налоговом органе по месту установки этого объекта налогообложения не позднее ч ем за два дня до даты установки каждого объекта налогообложения. Регистрация производится налоговым органом на основании заявления налогоплательщика о регистрации объекта (объектов) налогообложения с обязательной выдачей свидетельства о регистрации объекта (объектов) налогообложения. Налогоплательщики, не состоящие на учете в налоговых органах на территории того субъекта Российской Федерации, где устанавливается (устанавливаются) объект (объекты) налогообложения, указанный (указанные) в пункте 1 настоящей статьи, обязаны встать на учет в налоговых органах по месту установки такого объекта (таких объектов) налогообложения в срок не позднее чем за два дня до даты установки каждого объекта налогообложения.
Пунктом 4 ст. 366 НК РФ предусмотрено, что объект налогообложения считается зарегистрированным с даты представления налогоплательщиком в налоговый орган заявления о регистрации объекта (объектов) налогообложения.
В силу п. 6 ст. 366 НК РФ к обязанностям налогового органа относится выдача свидетельства о регистрации объектов налогообложения в течение пяти дней с даты получения заявления от налогоплательщика о регистрации объекта (объектов) налогообложения.
Следовательно, порядок регистрации объектов игорного бизнеса, установленный Налоговым кодексом Российской Федерации, носит уведомительный характер.
Довод инспекции о том, что на момент представления заявления о регистрации объекта (объектов) налогообложения налогом на игорный бизнес обособленное подразделение общества не состояло на налоговом учете в МРИФНС РФ N 13 по Московской области, в связи с чем ему не могло быть выдано свидетельство о регистрации объектов налогообложения, является несостоятельным.
Порядок постановки на учет налогоплательщиков налога на игорный бизнес утвержден Приказом Министерства финансов РФ от 08.04.2005 г. N 55н.
Пунктом 2 вышеуказанного порядка предусмотрено, что налогоплательщики, не состоящие на учете в налоговых органах на территории того субъекта Российской Федерации, где устанавливается (устанавливаются) объект (объекты) налогообложения, одновременно с заявлением о регистрации объекта (объектов) налогообложения налогом на игорный бизнес представляют заверенные в установленном порядке копии свидетельства о государственной регистрации юридического лица или свидетельства о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц о юридическом лице, зарегистрированном до 1 июля 2002 г., свидетельства о постановке на учет в налоговом органе юридического лица, образованного в соответствии с законодательством Российской Федерации, по месту нахождения на территории Российской Федерации по форме N 12-1-7, утвержденной Приказом МНС России от 27.11.1998 г. N ГБ-3-12/309 или свидетельства о постановке на учет юридического лица в налоговом органе по месту нахождения на территории Российской Федерации по форме N 09-1-2, утвержденной Приказом МНС России от 03.03.2004 г. N БГ-3-09/178.
Из вышеуказанных норм права следует, что постановка на учет игрового оборудования как объектов налогообложения и регистрация налогоплательщиков, не состоящих на учете в налоговых органах на территории субъекта Российской Федерации, где устанавливается объект налогообложения, должны осуществляться налоговым органом одновременно.
Из материалов дела усматривается, что обществом направлено в адрес инспекции заказное письмо с описью вложения, из которой следует, что налоговому органу представлено заявление о регистрации объектов налогообложения налогом на игорный бизнес по адресу: Московская область, г. Химки, Привокзальная площадь, д. 1, пав. N 8 от 27.12.2007 г., свидетельство о внесении записи в ЕГРЮЛ о юридическом лице, зарегистрированном до 01.07.2002 г. серии 77 N 006975087, свидетельство о постановке на учет в налоговом органе серии 7 N 00367889 (л.д. 34).
Претензий к обществу по оформлению представленных документов либо по их несоответствию установленным требованиям налогового законодательства у инспекции не возникло.
Таким образом, доводы налогового органа об отсутствии постановки на учет обособленного подразделения общества являются несостоятельными.
Федеральным законом от 29.12.2006 г. N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" определяются правовые основы государственного регулирования деятельности по организации и проведению азартных игр на территории Российской Федерации и устанавливаются ограничения осуществления данной деятельности в целях защиты нравственности, прав и законных интересов граждан.
Государственное регулирование деятельности по организации и проведению азартных игр в силу ст. 3 данного Закона, в том числе выявление, запрещение и пресечение деятельности лиц, осуществляющих деятельность по организации и проведению азартных игр с нарушением законодательства о государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр, осуществляется Правительством Российской Федерации, федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации на осуществление функций по нормативно-правовому регулированию в сфере организации и проведения азартных игр, иными федеральными органами исполнительной власти Российской Федерации в пределах их компетенции, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление функций по управлению игорными зонами.
В соответствии со ст. 4 Закона Московской области от 12.01.2006 г. N 3/2006-ОЗ "О размещении объектов игорного бизнеса на территории Московской области" и п. 5 постановления Правительства Московской области от 31.07.2006 г. N 717/29 "О порядке согласования размещения объектов игорного бизнеса на территории Московской области с органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области", контроль за выполнением требований Закона осуществляют Правительство Московской области или уполномоченный Правительством Московской области центральный исполнительный орган государственной власти Московской области, а также органы местного самоуправления.
Межрайонная ИФНС РФ N 13 по Московской области не является уполномоченным Правительством Московской области органом.
Письмом Управления Федеральной налоговой службы по Московской области от 10.10.2006 г. N 19-40-И/1178@ разъяснено, что названным Федеральным законом и Налоговым кодексом не предусмотрено каких-либо ограничений в действиях налоговых органов по выдаче свидетельства о регистрации объектов игорного бизнеса в связи с принятыми нормативными документами субъектов Российской Федерации.
Налоговый кодекс Российской Федерации не наделяет налоговый орган правом отказа в регистрации объектов налогообложения налогом на игорный бизнес, а предусматривает обязанность налогового органа в течение пяти рабочих дней выдать свидетельство о регистрации.
Ссылка налогового органа на п.п. 5.1.9 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 г. N 506, является несостоятельной, поскольку указанный подпункт был введен в Положение Постановлением Правительства РФ от 22.02.2008 г. N 116 "О внесении изменений в Положения о Федеральной налоговой службе" и начал действовать с 11.03.2008 г., то есть спустя два месяца после подачи обществом заявления о регистрации объектов налогообложения.
При таких обстоятельствах, правильным является вывод суда первой инстанции о том, что отказ налогового органа в регистрации объектов игорного бизнеса в количестве 44 единиц и невыдача свидетельства о регистрации объектов налогообложения налогом на игорный бизнес не соответствуют законодательству и нарушают права общества, в связи с чем решение суда о признании незаконным уведомления налогового органа от 21.01.2008 г. N 21-23/005 об отказе в регистрации объектов игорного бизнеса и постановки их на налоговый учет по адресу обособленного подразделения: Московская область, г. Химки, Привокзальная площадь, д. 1, пав. 8, а также об обязании выдать свидетельство о регистрации объектов налогообложения налогом на игорный бизнес является законным и обоснованным.
Апелляционной инстанцией рассмотрены все доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают выводы суда, положенные в основу решения, и не могут служить основанием для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, п. 1 ст. 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:

решение от 16 июня 2008 г. Арбитражного суда Московской области по делу N А41-7010/08 оставить без изменения, апелляционную жалобу МРИФНС РФ N 13 по Московской области без удовлетворения.
Взыскать в доход федерального бюджета с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 13 по Московской области 1000 рублей госпошлины за рассмотрение апелляционной жалобы.
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)