Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА ОТ 27.05.2004 N А09-387/04-13

Разделы:
Налог на прибыль организаций

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности
и обоснованности судебных актов арбитражных судов,
вступивших в законную силу


от 27 мая 2004 г. Дело N А09-387/04-13

Федеральный арбитражный суд Центрального округа, рассмотрев кассационную жалобу Межрайонной ИМНС РФ N 5 по Брянской области на Решение Арбитражного суда Брянской области от 17.03.2004 по делу N А09-387/04-13,
УСТАНОВИЛ:

Администрация Выгоничского района Брянской области (далее - Администрация) обратилась в арбитражный суд с иском к Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации но налогам и сборам N 5 но Брянской области (далее ИМНС) о возврате 21649,5 тыс. руб.
До вынесения судом решения по делу заявитель уточнил свои требования и просил признать недействительными заключения ИМНС N 505 от 05.12.2003, N 506 от 16.12.2003, N 29 от 20.01.2004 в части возврата из местного бюджета налога на прибыль в сумме 3809300 руб. и ограничить изъятие оставшейся суммы из дохода местного бюджета в размере 20% ежедневного поступления доходов.
Решением Арбитражного суда Брянской области от 17.03.2004 заявленные требования в части признания недействительным оспариваемых заключений налогового органа удовлетворены, в остальной части производство по делу прекращено по п. 1 ч. 1 ст. 150 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
В апелляционной инстанции законность принятого решения не проверялась.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить судебный акт по делу как принятый в нарушение норм материального права и без учета всех фактических оснований.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы жалобы, выслушав объяснения представителей сторон, кассационная инстанция полагает, что обжалуемое решение надлежит отменить, а дело направить на новое рассмотрение по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, в 2002 - 2003 гг. РАО "ЕЭС России" осуществляло уплату налога на прибыль по месту нахождения структурного подразделения - Брянского ПМЭС, в бюджет Брянской области и бюджет Выгоничского района.
В июле 2003 г. РАО "ЕЭС России" обратилось в налоговый орган по месту нахождения указанного структурного подразделения с просьбой вернуть переплату по налогу на прибыль в части уплаты в местный бюджет.
На основании заявления налогоплательщика налоговым органом были вынесены заключения N 505 от 05.12.2003, N 506 от 16.12.2003 и N 29 от 20.01.2004 о возврате из бюджета Выгоничского района Брянской области налога на прибыль на общую сумму 15300000 руб.
Администрация просит признать вышеперечисленные заключения инспекции недействительными в части возврата из местного бюджета суммы налога на прибыль в объеме 3809300 руб., указывая на то, что фактическая переплата налога в местный бюджет составляет 11490700 руб.
Частично удовлетворяя заявленное требование, суд исходил из следующего.
В соответствии с действовавшей в 2002 г. редакцией ст. 284 НК РФ налоговая ставка по налогу на прибыль была установлена в размере 24 процентов. При этом, сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 7,5%, должна была зачисляться в федеральный бюджет; сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 14,5%, в бюджеты субъектов Российской Федерации; сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 2%, в местные бюджеты.
Согласно ст. 58 Бюджетного кодекса РФ собственные доходы бюджетов субъектов Российской Федерации от региональных налогов и сборов, а также от закрепленных за субъектами Российской Федерации федеральных налогов и сборов могут быть переданы местным бюджетам на постоянной основе полностью или частично - в процентной доле, утверждаемой законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации на срок не менее трех лет.
Законом Брянской области от 11.12.2001 N 81-3 "Об областном бюджете на 2002 г." (Приложение N 2) установлено, что налог на прибыль организаций, подлежащий к зачислению в местный бюджет по ставке 2%, направлялся в полном объеме в бюджет Выгоничского района (100%); налог на прибыль организаций, подлежащий к зачислению в областной бюджет по ставке 14,5%, также направлялся в бюджет Выгоничского района в полном объеме (100%).
РАО "ЕЭС России" с учетом нормативов отчислений налога на прибыль в бюджеты муниципальных образований (местных бюджетов), установленных Законом Брянской области от 11.12.2001 N 81-3, самостоятельно исчисляло и уплачивало в местный бюджет Выгоничского района сумму налога на прибыль по ставке 16,5%, указывая соответствующую сумму налога в первоначальной налоговой декларации за 9 месяцев 2002 г. В связи с этим налоговым органом были произведены начисления налога в указанных размерах без разбивки по бюджету субъекта РФ и местному бюджету, согласно данным декларации представленной налогоплательщиком, так как в соответствии с Налоговым кодексом, налоговые органы не вправе самостоятельно изменять данные декларации.
В марте 2003 г., РАО "ЕЭС России" устранило допущенные нарушения, представив в инспекцию уточненную налоговую декларацию по налогу на прибыль за 9 месяцев 2002 г. и уплатив налог на прибыль в бюджет субъекта РФ по установленной федеральным законодательством ставке 14,5%.
Поскольку Законом Брянской области от 17.12.2002 N 91-3 "Об областном бюджете на 2003 г." порядок отчислений налога на прибыль в местные бюджеты был пересмотрен (налог, подлежащий зачислению в местный бюджет по ставке 2%, направляется в объеме 100% в бюджет Выгоничского района, а налог, подлежащий зачислению в областной бюджет по ставке 14,5% направляется в бюджет Выгоничского района в объеме 20% от исчисленных сумм), по лицевому счету налогоплательщика с учетом уточненной декларации образовалась переплата по налогу на прибыль, которую налогоплательщик просил возвратить.
Анализируя представленные доказательства, в том числе и акт сверки расчетов, составленный между сторонами по делу, суд пришел к выводу о правомерности требований Администрации в части возврата 3809300 руб., однако материалы дела не содержат свидетельств, объективно подтверждающих правомерность выводов суда в спорной сумме.
Сверка расчетов, на которую ссылается суд, надлежащим образом не оформлена (подписана лишь работниками инспекции), противоречия сторон в выводах о суммах, подлежащих возврату из местного бюджета не устранены.
При таких обстоятельствах, нельзя считать, что судебный акт постановлен на исследованных по делу доказательствах.
Кроме того, разрешая спор о признании недействительными заключений налогового органа в части возврата из бюджета денежных сумм, уплаченных конкретным налогоплательщиком - РАО "ЕЭС России", суд не привлек его к участию в деле, несмотря на то, что в ходе судебного разбирательства так же разрешался вопрос о его правах и обязанностях.
При новом рассмотрении дела суду надлежит устранить отмеченные недостатки и, правильно применив нормы действующего законодательства, принять по делу обоснованный судебный акт.
Руководствуясь п. 3 ч. 1 ст. 287, ст. 288, ст. 289, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Брянской области от 17.03.2004 по делу N А09-387/04-13 отменить, а дело направить на новое рассмотрение.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.







ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности
и обоснованности судебных актов арбитражных судов,
вступивших в законную силу

от 27 мая 2004 г. Дело N А09-387/04-13

Федеральный арбитражный суд Центрального округа, рассмотрев кассационную жалобу Межрайонной ИМНС РФ N 5 по Брянской области на Решение Арбитражного суда Брянской области от 17.03.2004 по делу N А09-387/04-13,
УСТАНОВИЛ:

Администрация Выгоничского района Брянской области (далее - Администрация) обратилась в арбитражный суд с иском к Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации но налогам и сборам N 5 но Брянской области (далее ИМНС) о возврате 21649,5 тыс. руб.
До вынесения судом решения по делу заявитель уточнил свои требования и просил признать недействительными заключения ИМНС N 505 от 05.12.2003, N 506 от 16.12.2003, N 29 от 20.01.2004 в части возврата из местного бюджета налога на прибыль в сумме 3809300 руб. и ограничить изъятие оставшейся суммы из дохода местного бюджета в размере 20% ежедневного поступления доходов.
Решением Арбитражного суда Брянской области от 17.03.2004 заявленные требования в части признания недействительным оспариваемых заключений налогового органа удовлетворены, в остальной части производство по делу прекращено по п. 1 ч. 1 ст. 150 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
В апелляционной инстанции законность принятого решения не проверялась.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить судебный акт по делу как принятый в нарушение норм материального права и без учета всех фактических оснований.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы жалобы, выслушав объяснения представителей сторон, кассационная инстанция полагает, что обжалуемое решение надлежит отменить, а дело направить на новое рассмотрение по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, в 2002 - 2003 гг. РАО "ЕЭС России" осуществляло уплату налога на прибыль по месту нахождения структурного подразделения - Брянского ПМЭС, в бюджет Брянской области и бюджет Выгоничского района.
В июле 2003 г. РАО "ЕЭС России" обратилось в налоговый орган по месту нахождения указанного структурного подразделения с просьбой вернуть переплату по налогу на прибыль в части уплаты в местный бюджет.
На основании заявления налогоплательщика налоговым органом были вынесены заключения N 505 от 05.12.2003, N 506 от 16.12.2003 и N 29 от 20.01.2004 о возврате из бюджета Выгоничского района Брянской области налога на прибыль на общую сумму 15300000 руб.
Администрация просит признать вышеперечисленные заключения инспекции недействительными в части возврата из местного бюджета суммы налога на прибыль в объеме 3809300 руб., указывая на то, что фактическая переплата налога в местный бюджет составляет 11490700 руб.
Частично удовлетворяя заявленное требование, суд исходил из следующего.
В соответствии с действовавшей в 2002 г. редакцией ст. 284 НК РФ налоговая ставка по налогу на прибыль была установлена в размере 24 процентов. При этом, сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 7,5%, должна была зачисляться в федеральный бюджет; сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 14,5%, в бюджеты субъектов Российской Федерации; сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 2%, в местные бюджеты.
Согласно ст. 58 Бюджетного кодекса РФ собственные доходы бюджетов субъектов Российской Федерации от региональных налогов и сборов, а также от закрепленных за субъектами Российской Федерации федеральных налогов и сборов могут быть переданы местным бюджетам на постоянной основе полностью или частично - в процентной доле, утверждаемой законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации на срок не менее трех лет.
Законом Брянской области от 11.12.2001 N 81-3 "Об областном бюджете на 2002 г." (Приложение N 2) установлено, что налог на прибыль организаций, подлежащий к зачислению в местный бюджет по ставке 2%, направлялся в полном объеме в бюджет Выгоничского района (100%); налог на прибыль организаций, подлежащий к зачислению в областной бюджет по ставке 14,5%, также направлялся в бюджет Выгоничского района в полном объеме (100%).
РАО "ЕЭС России" с учетом нормативов отчислений налога на прибыль в бюджеты муниципальных образований (местных бюджетов), установленных Законом Брянской области от 11.12.2001 N 81-3, самостоятельно исчисляло и уплачивало в местный бюджет Выгоничского района сумму налога на прибыль по ставке 16,5%, указывая соответствующую сумму налога в первоначальной налоговой декларации за 9 месяцев 2002 г. В связи с этим налоговым органом были произведены начисления налога в указанных размерах без разбивки по бюджету субъекта РФ и местному бюджету, согласно данным декларации представленной налогоплательщиком, так как в соответствии с Налоговым кодексом, налоговые органы не вправе самостоятельно изменять данные декларации.
В марте 2003 г., РАО "ЕЭС России" устранило допущенные нарушения, представив в инспекцию уточненную налоговую декларацию по налогу на прибыль за 9 месяцев 2002 г. и уплатив налог на прибыль в бюджет субъекта РФ по установленной федеральным законодательством ставке 14,5%.
Поскольку Законом Брянской области от 17.12.2002 N 91-3 "Об областном бюджете на 2003 г." порядок отчислений налога на прибыль в местные бюджеты был пересмотрен (налог, подлежащий зачислению в местный бюджет по ставке 2%, направляется в объеме 100% в бюджет Выгоничского района, а налог, подлежащий зачислению в областной бюджет по ставке 14,5% направляется в бюджет Выгоничского района в объеме 20% от исчисленных сумм), по лицевому счету налогоплательщика с учетом уточненной декларации образовалась переплата по налогу на прибыль, которую налогоплательщик просил возвратить.
Анализируя представленные доказательства, в том числе и акт сверки расчетов, составленный между сторонами по делу, суд пришел к выводу о правомерности требований Администрации в части возврата 3809300 руб., однако материалы дела не содержат свидетельств, объективно подтверждающих правомерность выводов суда в спорной сумме.
Сверка расчетов, на которую ссылается суд, надлежащим образом не оформлена (подписана лишь работниками инспекции), противоречия сторон в выводах о суммах, подлежащих возврату из местного бюджета не устранены.
При таких обстоятельствах, нельзя считать, что судебный акт постановлен на исследованных по делу доказательствах.
Кроме того, разрешая спор о признании недействительными заключений налогового органа в части возврата из бюджета денежных сумм, уплаченных конкретным налогоплательщиком - РАО "ЕЭС России", суд не привлек его к участию в деле, несмотря на то, что в ходе судебного разбирательства так же разрешался вопрос о его правах и обязанностях.
При новом рассмотрении дела суду надлежит устранить отмеченные недостатки и, правильно применив нормы действующего законодательства, принять по делу обоснованный судебный акт.
Руководствуясь п. 3 ч. 1 ст. 287, ст. 288, ст. 289, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Брянской области от 17.03.2004 по делу N А09-387/04-13 отменить, а дело направить на новое рассмотрение.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)