Судебные решения, арбитраж
Упрощенная система налогообложения (УСН)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 17 июня 2011 года
Постановление в полном объеме изготовлено 23 июня 2011 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Рогалевой Е.М.,
судей Засыпкиной Т.С, Кузнецова В.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Елькиным А.В.,
с участием:
от заявителя - не явился, извещен,
от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Ульяновской области - Шестаков Виктор Сергеевич, доверенность от 24.02.2011 года N 04-05/03393,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционным жалобам общества с ограниченной ответственностью "Кандалинское" и Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Ульяновской области
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 30 марта 2011 г. по делу N А72-730/2011 (судья Бабенко Н.А.),
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Кандалинское" (ОГРН 1077310001768, ИНН 7310103256), Ульяновская область, Старомайнский район, с. Большая Кандала,
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Ульяновской области, Ульяновская область, г. Димитровград,
о признании недействительным решения налогового органа N 09-22/84 от 22.11.2010 г.,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Кандалинское" (далее - ООО "Кандалинское", заявитель, налогоплательщик, Общество) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Ульяновской области (далее по тексту - налоговый орган, Инспекция) N 09-22/84 от 22.11.2011 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 30.03.2011 г. заявленные требования удовлетворены частично. Суд решил признать недействительным решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Ульяновской области N 09-22/84 от 22.11.2010 г. о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части доначисления и предложения уплатить санкции в сумме 449 697 руб. и пени в сумме 57 574 руб.
При принятии судебного акта суд первой инстанции исходил из того, что Общество не вправе было применять упрощенную систему налогообложения с момента создания организации.
Суд первой инстанции пришел к выводу об обоснованности доначисления Инспекцией по результатам выездной налоговой проверки налогов по общей системе налогообложения, в связи с чем требования Общества в данной части оставил без удовлетворения.
У налогового органа имелась информация о наличии у ООО "Кандалинское" доли непосредственного участия другой организации в размере более 25 процентов, налогоплательщик применял упрощенную систему налогообложения на основании уведомления о возможности применения упрощенной системы налогообложения от 17.07.2007 г. N 845, выданного Инспекцией. В этой связи суд первой инстанции посчитал указанные обстоятельства в силу подпункта 3 пункта 1 статьи 111 НК РФ исключающими вину налогоплательщика в совершении налогового правонарушения.
Не согласившись с выводами суда, ООО "Кандалинское" обратилось в суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить полностью решение Арбитражного суда Ульяновской области от 30.11.2011 г. по делу N А72-730/2011 и признать недействительным решение МРИ ФНС N 7 по Ульяновской области N 09-22/84 от 22.11.2011 г. о привлечении ООО "Кандалинское" к ответственности за совершение налогового правонарушения.
В апелляционной жалобе указывает, что Общество не скрывало от налогового органа наличие у него доли непосредственного участия другой организации в размере более 25 процентов, вместе с тем, налоговый орган в нарушение указанной нормы уведомил налогоплательщика о возможности применения им упрощенной системы налогообложения с объектом налогообложения "доходы минус расходы" с момента регистрации.
С этой даты заявитель применял упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения "доходы, уменьшенные на величину расходов".
С 17.08.2008 г. доля некоммерческого партнерства ЛПК "Забота о лесе", в уставном капитале истца, составила менее 25 процентов, соответственно, с названной даты ограничения для применения упрощенной системы налогообложения, установленного в подпункте 14 пункта 3 статьи 346.12 Налогового кодекса Российской Федерации, отсутствовали.
В Налоговом кодексе отсутствуют нормы, обязывающие истца, уже имеющего на руках уведомления налогового органа о возможности применения УСН, повторно или дополнительно уведомлять налоговый орган о переходе на упрощенную систему налогообложения.
Не согласившись с выводами суда, МРИ ФНС N 7 по Ульяновской области также обратилась в суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного Суда Ульяновской области по делу N А72-731/2011 от 30.03.2011 года и принять по делу новый судебный акт в части:
- признания недействительным привлечение ООО "Кандалинское" к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ, ст. 119 НК РФ, ст. 126 НК РФ в виде штрафа в общей сумме 442 841 руб.: начисления пени в общей сумме 52 400 руб.,
- признания недействительным начисление пеней по налогу на доходы физических лиц в сумме 1 408 руб.
В апелляционной жалобе указывает, что заявление о переходе на УСН ООО "Кандалинское" представило в момент создания организации (20.06.2007 г.) при этом условия, позволяющие применять указанный режим, были нарушены.
Общество 17.07.2008 г. уменьшило долю участия другой организации в своем уставном капитале, однако не обратилось в Инспекцию с заявлением о переходе на УСН с 01.01.2009 г.
В материалах дела имеются доказательства, свидетельствующие о факте наличия вины в действиях ООО "Кандалинское", которым суд первой инстанции не дал надлежащий оценки:
- - уведомление инспекции от 06.05.2009 года N 16-12-24/17423 о неправомерности применения УСН;
- - письмо инспекции от 12.05.2009 г. N 16-12-24/17998 о необходимости представления налоговых деклараций (расчетов) по единому социальному налогу, налогу на имущество организаций, налогу на прибыль организаций, по налогу на добавленную стоимость.
По мнению подателя жалобы, обстоятельства, установленные в ходе проведения выездной налоговой проверки, свидетельствуют о наличии вины в деяниях налогоплательщика.
В судебном заседании представитель МРИ ФНС N 7 по Ульяновской области доводы своей апелляционной жалобы поддержал, жалобу ООО "Кандалинское" считает не подлежащей удовлетворению.
Представитель ООО "Кандалинское" в судебное заседание не явился, о дне и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
В соответствии со ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрение дела проведено в отсутствие его представителя.
Проверив материалы дела, выслушав представителя МРИ ФНС N 7 по Ульяновской области, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционные жалобы - не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
ООО "Кандалинское" зарегистрировано 20.06.2007 г. На момент регистрации Общества и до 17.08.2008 г. его учредителем являлось некоммерческое партнерство "Лесохозяйственный производственный комплекс "Забота о лесе" (далее - НП ЛПК "Забота о лесе"), вклады которого в уставный капитал составляли по 100 процентов.
21.06.2007 г. ООО "Кандалинское", одновременно с государственной регистрацией в качестве юридического лица, обратилось в налоговый орган в соответствии со статьей 346.13 Налогового кодекса Российской Федерации (далее по тексту - Кодекс) с заявлением о переходе на упрощенную систему налогообложения. 17.07.2007 г. налоговый орган уведомил налогоплательщика о возможности применения им с 20.06.2007 г. упрощенной системы налогообложения с объектом налогообложения "доходы, уменьшенные на величину расходов" (л.д. 120 - 121 том 1).
Согласно изменениям, внесенным в учредительные документы Общества 17.08.2008 г., участниками ООО "Кандалинское" являются НП ЛПК "Забота о лесе" (доля в уставном капитале составляет 20 процентов), Тухветуллин Ф.Н. (20 процентов), Ваганов Н.В. (20 процентов), Яшина Г.Н. (20 процентов), Самарина О.Ю. (20 процентов).
В ходе проведенной Инспекцией выездной налоговой проверки ООО "Кандалинское" установлено, что налогоплательщик в период с 20.06.2007 г. по 31.12.2009 г. неправомерно применял упрощенную систему налогообложения, поскольку в указанный период он не отвечал критериям, установленным подпунктом 14 пункта 3 статьи 346.12 Кодекса.
По результатам проверки Инспекцией составлен акт от 18.10.2010 г. N 09-22/77 ДСП и принято решение от 22.11.2010 г. N 09-22/84 о привлечении ООО "Кандалинское" к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Кодекса за неуплату налога на прибыль, налога на имущество, ЕСН, НДС; по статье 119 Кодекса за непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок деклараций по налогу на имущество, НДС, налогу на прибыль, ЕСН; по статье 126 Кодекса за непредставление в установленный срок документов (6 шт. x 50 руб.) в виде штрафа в общей сумме 945 331 руб. (л.д. 12 - 22 том 1).
Этим же решением налогоплательщику предложено уплатить недоимку по вышеуказанным налогам в общей сумме 1 890 063 руб., а также пени в общей сумме 325 917 руб. за несвоевременную уплату указанных налогов (л.д. 36 - 48 том 1).
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Ульяновской области от 11.01.2011 г. N 16-15-11/00030, вынесенным по результатам рассмотрения апелляционной жалобы Общества, оспариваемое решение Инспекции изменено в части привлечения ООО "Кандалинское" к налоговой ответственности в виде штрафа в общей сумме 449 697 руб., начисления пени в сумме 57574 руб., в остальной части решение Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Ульяновской области N 09-22/84 от 22.11.2010 г. оставлено без изменения (л.д. 116 - 119 том 1).
При принятии решения об удовлетворении заявленных Обществом требований о признании указанного решения налогового органа недействительным в части доначисления и предложения уплатить санкции в сумме 449 697 руб. и пени в сумме 57 574 руб. суд первой инстанции правомерно исходил из следующих обстоятельств.
Статьей 346.11 Кодекса предусмотрено, что упрощенная система налогообложения организациями и индивидуальными предпринимателями применяется наряду с иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
В силу пункта 1 статьи 346.12 Кодекса налогоплательщиками признаются организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения и применяющие ее в порядке, установленном главой 26.2 Кодекса.
Порядок и условия начала и прекращения применения упрощенной системы налогообложения урегулированы статьей 346.13 Кодекса.
Условия, при которых налогоплательщики не вправе применять упрощенную систему налогообложения, перечислены в пункте 3 статьи 346.12 Кодекса.
В частности, подпунктом 14 пункта 3 указанной статьи установлено, что организации, в которых доля участия других организаций составляет более 25 процентов, не вправе применять упрощенную систему налогообложения. Данное ограничение не распространяется на организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50 процентов, а их доля в фонде оплаты труда - не менее 25 процентов, на некоммерческие организации, в том числе организации потребительской кооперации, осуществляющие свою деятельность в соответствии с Законом Российской Федерации от 19.06.1992 г. N 3085-1 "О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации", а также хозяйственные общества, единственными учредителями которых являются потребительские общества и их союзы, осуществляющие свою деятельность в соответствии с указанным Законом.
Учредителем ООО "Кандалинское" на момент его регистрации являлось НП ЛПК "Забота о лесе" со вкладом в уставный капитал Общества 100 процентов.
Таким образом, заявитель не относился к некоммерческой организации, а лишь имел в составе учредителей некоммерческую организацию.
Суд верно указал в решении, что анализ положений главы 26.2 Кодекса свидетельствует о том, что на организации, в которых доля участия некоммерческой организации составляет более 25 процентов, также распространяются ограничения, установленные Кодексом по применению упрощенной системы налогообложения.
Поэтому Общество не вправе было применять упрощенную систему налогообложения с момента создания организации.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к выводу об обоснованности доначисления Инспекцией по результатам выездной налоговой проверки налогов по общей системе налогообложения, в связи с чем требования Общества в данной части оставил без удовлетворения.
Доводы подателя апелляционной жалобы - ООО "Кандалинское" о правомерном применении упрощенной системы налогообложения отклоняются арбитражным апелляционным судом в связи со следующим.
Согласно правовой позиции, сформулированной в Постановлении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 07.10.2008 г. N 6159/08, переход на упрощенную систему налогообложения при соблюдении установленных статьями 346.11 - 346.13 Кодекса условий осуществляется организациями и индивидуальными предпринимателями добровольно, а подача налогоплательщиками заявления о переходе на эту систему налогообложения носит уведомительный характер, поэтому выдача инспекцией уведомления о возможности применения упрощенной системы налогообложения не означает принудительного перевода на нее налогоплательщика.
Пунктом 3 статьи 346.12 Кодекса установлен перечень субъектов налоговых правоотношений, которые не вправе применять упрощенную систему налогообложения. Согласно подпункту 14 указанной нормы к таким лицам относятся организации, в которых доля участия других организаций составляет более 25 процентов.
Данное ограничение не распространяется на организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50 процентов, а их доля в фонде оплаты груда - не менее 25 процентов, на некоммерческие организации, в том числе организации потребительской кооперации, осуществляющие свою деятельность в соответствии с Законом Российской Федерации от 19.06.1992 N 3085-1 "О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации", а также хозяйственные общества, единственными учредителями которых являются потребительские общества и их союзы, осуществляющие свою деятельность в соответствии с указанным Законом.
Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц с 20.06.2007, то есть с даты регистрации и постановки на налоговый учет учредителем ООО "Кандалинское" являлось некоммерческое партнерство Лесохозяйственный производственный комплекс "Забота о лесе" с долей в уставном капитале 100 процентов.
После внесения изменений в устав учредителей с 17.08.2008, учредителями Общества являются:
- - некоммерческое партнерство Лесохозяйственный производственный комплекс "Забота о лесе" с долей в уставном капитале 20 процентов;
- - Тухветуллин Ф. П., Самарина О.Ю., Ваганов П.В.. Яшина Г.П. с долей в уставном капитале 20 процентов каждый.
Для организаций, в составе уставного капитала которых имеется доля некоммерческой организации. Налоговым кодексом РФ льготы по применению упрощенной системы налогообложения не предусмотрены.
Согласно пункту 4 статьи 346.13 НК РФ налогоплательщик считается утратившим право на применение УСН, если в течение отчетного (налогового) периода им допущено несоответствие требованиям, установленным пунктами 3 и 4 статьи 346.12 НК РФ.
Пунктом 7 статьи 346.13 НК РФ предусмотрено, что налогоплательщик, перешедший с упрощенной системы налогообложения на иной режим налогообложения, вправе вновь перейти на упрощенную систему налогообложения не ранее чем через один год после того, как он утратил право на применение упрощенной системы налогообложения.
Заявление о переходе на УСН ООО "Кандалинское" представило в момент создания организации (20.06.2007 г.). при этом условия, позволяющие применять указанный режим, были нарушены.
Общество 17.07.2008 г. уменьшило долю участия другой организации в своем уставном капитале, однако не обратилось в Инспекцию с заявлением о переходе на УСН с 01.01.2009 г.
Судом первой инстанции также правомерно сделан правильный вывод о недействительности обжалуемого решения в части доначисления и предложения уплатить санкции в сумме 449 697 руб. и пени в сумме 57 574 руб. в связи со следующим.
В силу статьи 109 Кодекса обстоятельством, исключающим привлечение налогоплательщика к налоговой ответственности, является отсутствие вины.
В подпункте 3 пункта 1 статьи 111 НК РФ установлено, что обстоятельством, исключающим вину лица в совершении налогового нарушения, признается выполнение налогоплательщиком или налоговым агентом письменных разъяснений по вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных финансовым органом или другим уполномоченным органом или их должностными лицами в пределах их компетенции (указанные обстоятельства устанавливаются при наличии соответствующих документов этих органов, которые по смыслу и содержанию относятся к налоговым периодам, в которых совершено налоговое правонарушение, вне зависимости от даты издания этих документов).
В соответствии с пунктом 8 статьи 75 НК РФ (в редакции Федерального закона N 137-ФЗ от 27.07.2006) не начисляются пени на сумму недоимки, которая образовалась у налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) в результате выполнения им письменных разъяснений о порядке исчисления, уплаты налога (сбора) или по иным вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных ему либо неопределенному кругу лиц финансовым, налоговым или другим уполномоченным органом государственной власти (уполномоченным должностным лицом этого органа) в пределах его компетенции (указанные обстоятельства устанавливаются при наличии соответствующего документа этого органа, по смыслу и содержанию относящегося к налоговым периодам, по которым образовалась недоимка, независимо от даты издания этого документа).
Судом верно отмечено в решении, что у налогового органа имелась информация о наличии у ООО "Кандалинское" доли непосредственного участия другой организации в размере более 25 процентов, налогоплательщик применял упрощенную систему налогообложения на основании уведомления о возможности применения упрощенной системы налогообложения от 17.07.2007 г. N 845, выданного Инспекцией. Суд правомерно посчитал указанные обстоятельства в силу подпункта 3 пункта 1 статьи 111 НК РФ исключающими вину налогоплательщика в совершении налогового правонарушения.
Ссылка подателя апелляционной жалобы - МРИ ФНС N 7 по Ульяновской области на наличие уведомления Инспекции от 06.05.2009 года N 16-12-24/17423 о неправомерности применения УСН и письма Инспекции от 12.05.2009 г. N 16-12-24/17998 о необходимости представления налоговых деклараций (расчетов) по единому социальному налогу, налогу на имущество организаций, налогу на прибыль организаций, по налогу на добавленную стоимость, не может быть признана обоснованной, поскольку судом верно принято во внимание, что налогоплательщик применял упрощенную систему налогообложения на основании уведомления о возможности применения упрощенной системы налогообложения от 17.07.2007 г. N 845, выданного Инспекцией.
С учетом изложенного оснований для отмены решения суда не имеется.
Расходы по госпошлине распределяются между лицами, участвующими в деле, в соответствии со ст. 110 АПК РФ.
Руководствуясь ст. ст. 101, 110, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Ульяновской области от 30 марта 2011 г. по делу N А72-730/2011 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Кандалинское", Ульяновская область, Старомайнский район, с. Большая Кандала, из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину в сумме 1 000 рублей, перечисленную по платежному поручению N 94 от 29.04.2011 г.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий
Е.М.РОГАЛЕВА
Судьи
Т.С.ЗАСЫПКИНА
В.В.КУЗНЕЦОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 23.06.2011 ПО ДЕЛУ N А72-730/2011
Разделы:Упрощенная система налогообложения (УСН)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 июня 2011 г. по делу N А72-730/2011
Резолютивная часть постановления объявлена 17 июня 2011 года
Постановление в полном объеме изготовлено 23 июня 2011 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Рогалевой Е.М.,
судей Засыпкиной Т.С, Кузнецова В.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Елькиным А.В.,
с участием:
от заявителя - не явился, извещен,
от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Ульяновской области - Шестаков Виктор Сергеевич, доверенность от 24.02.2011 года N 04-05/03393,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционным жалобам общества с ограниченной ответственностью "Кандалинское" и Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Ульяновской области
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 30 марта 2011 г. по делу N А72-730/2011 (судья Бабенко Н.А.),
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Кандалинское" (ОГРН 1077310001768, ИНН 7310103256), Ульяновская область, Старомайнский район, с. Большая Кандала,
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Ульяновской области, Ульяновская область, г. Димитровград,
о признании недействительным решения налогового органа N 09-22/84 от 22.11.2010 г.,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Кандалинское" (далее - ООО "Кандалинское", заявитель, налогоплательщик, Общество) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Ульяновской области (далее по тексту - налоговый орган, Инспекция) N 09-22/84 от 22.11.2011 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 30.03.2011 г. заявленные требования удовлетворены частично. Суд решил признать недействительным решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Ульяновской области N 09-22/84 от 22.11.2010 г. о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части доначисления и предложения уплатить санкции в сумме 449 697 руб. и пени в сумме 57 574 руб.
При принятии судебного акта суд первой инстанции исходил из того, что Общество не вправе было применять упрощенную систему налогообложения с момента создания организации.
Суд первой инстанции пришел к выводу об обоснованности доначисления Инспекцией по результатам выездной налоговой проверки налогов по общей системе налогообложения, в связи с чем требования Общества в данной части оставил без удовлетворения.
У налогового органа имелась информация о наличии у ООО "Кандалинское" доли непосредственного участия другой организации в размере более 25 процентов, налогоплательщик применял упрощенную систему налогообложения на основании уведомления о возможности применения упрощенной системы налогообложения от 17.07.2007 г. N 845, выданного Инспекцией. В этой связи суд первой инстанции посчитал указанные обстоятельства в силу подпункта 3 пункта 1 статьи 111 НК РФ исключающими вину налогоплательщика в совершении налогового правонарушения.
Не согласившись с выводами суда, ООО "Кандалинское" обратилось в суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить полностью решение Арбитражного суда Ульяновской области от 30.11.2011 г. по делу N А72-730/2011 и признать недействительным решение МРИ ФНС N 7 по Ульяновской области N 09-22/84 от 22.11.2011 г. о привлечении ООО "Кандалинское" к ответственности за совершение налогового правонарушения.
В апелляционной жалобе указывает, что Общество не скрывало от налогового органа наличие у него доли непосредственного участия другой организации в размере более 25 процентов, вместе с тем, налоговый орган в нарушение указанной нормы уведомил налогоплательщика о возможности применения им упрощенной системы налогообложения с объектом налогообложения "доходы минус расходы" с момента регистрации.
С этой даты заявитель применял упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения "доходы, уменьшенные на величину расходов".
С 17.08.2008 г. доля некоммерческого партнерства ЛПК "Забота о лесе", в уставном капитале истца, составила менее 25 процентов, соответственно, с названной даты ограничения для применения упрощенной системы налогообложения, установленного в подпункте 14 пункта 3 статьи 346.12 Налогового кодекса Российской Федерации, отсутствовали.
В Налоговом кодексе отсутствуют нормы, обязывающие истца, уже имеющего на руках уведомления налогового органа о возможности применения УСН, повторно или дополнительно уведомлять налоговый орган о переходе на упрощенную систему налогообложения.
Не согласившись с выводами суда, МРИ ФНС N 7 по Ульяновской области также обратилась в суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного Суда Ульяновской области по делу N А72-731/2011 от 30.03.2011 года и принять по делу новый судебный акт в части:
- признания недействительным привлечение ООО "Кандалинское" к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ, ст. 119 НК РФ, ст. 126 НК РФ в виде штрафа в общей сумме 442 841 руб.: начисления пени в общей сумме 52 400 руб.,
- признания недействительным начисление пеней по налогу на доходы физических лиц в сумме 1 408 руб.
В апелляционной жалобе указывает, что заявление о переходе на УСН ООО "Кандалинское" представило в момент создания организации (20.06.2007 г.) при этом условия, позволяющие применять указанный режим, были нарушены.
Общество 17.07.2008 г. уменьшило долю участия другой организации в своем уставном капитале, однако не обратилось в Инспекцию с заявлением о переходе на УСН с 01.01.2009 г.
В материалах дела имеются доказательства, свидетельствующие о факте наличия вины в действиях ООО "Кандалинское", которым суд первой инстанции не дал надлежащий оценки:
- - уведомление инспекции от 06.05.2009 года N 16-12-24/17423 о неправомерности применения УСН;
- - письмо инспекции от 12.05.2009 г. N 16-12-24/17998 о необходимости представления налоговых деклараций (расчетов) по единому социальному налогу, налогу на имущество организаций, налогу на прибыль организаций, по налогу на добавленную стоимость.
По мнению подателя жалобы, обстоятельства, установленные в ходе проведения выездной налоговой проверки, свидетельствуют о наличии вины в деяниях налогоплательщика.
В судебном заседании представитель МРИ ФНС N 7 по Ульяновской области доводы своей апелляционной жалобы поддержал, жалобу ООО "Кандалинское" считает не подлежащей удовлетворению.
Представитель ООО "Кандалинское" в судебное заседание не явился, о дне и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
В соответствии со ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрение дела проведено в отсутствие его представителя.
Проверив материалы дела, выслушав представителя МРИ ФНС N 7 по Ульяновской области, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционные жалобы - не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
ООО "Кандалинское" зарегистрировано 20.06.2007 г. На момент регистрации Общества и до 17.08.2008 г. его учредителем являлось некоммерческое партнерство "Лесохозяйственный производственный комплекс "Забота о лесе" (далее - НП ЛПК "Забота о лесе"), вклады которого в уставный капитал составляли по 100 процентов.
21.06.2007 г. ООО "Кандалинское", одновременно с государственной регистрацией в качестве юридического лица, обратилось в налоговый орган в соответствии со статьей 346.13 Налогового кодекса Российской Федерации (далее по тексту - Кодекс) с заявлением о переходе на упрощенную систему налогообложения. 17.07.2007 г. налоговый орган уведомил налогоплательщика о возможности применения им с 20.06.2007 г. упрощенной системы налогообложения с объектом налогообложения "доходы, уменьшенные на величину расходов" (л.д. 120 - 121 том 1).
Согласно изменениям, внесенным в учредительные документы Общества 17.08.2008 г., участниками ООО "Кандалинское" являются НП ЛПК "Забота о лесе" (доля в уставном капитале составляет 20 процентов), Тухветуллин Ф.Н. (20 процентов), Ваганов Н.В. (20 процентов), Яшина Г.Н. (20 процентов), Самарина О.Ю. (20 процентов).
В ходе проведенной Инспекцией выездной налоговой проверки ООО "Кандалинское" установлено, что налогоплательщик в период с 20.06.2007 г. по 31.12.2009 г. неправомерно применял упрощенную систему налогообложения, поскольку в указанный период он не отвечал критериям, установленным подпунктом 14 пункта 3 статьи 346.12 Кодекса.
По результатам проверки Инспекцией составлен акт от 18.10.2010 г. N 09-22/77 ДСП и принято решение от 22.11.2010 г. N 09-22/84 о привлечении ООО "Кандалинское" к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Кодекса за неуплату налога на прибыль, налога на имущество, ЕСН, НДС; по статье 119 Кодекса за непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок деклараций по налогу на имущество, НДС, налогу на прибыль, ЕСН; по статье 126 Кодекса за непредставление в установленный срок документов (6 шт. x 50 руб.) в виде штрафа в общей сумме 945 331 руб. (л.д. 12 - 22 том 1).
Этим же решением налогоплательщику предложено уплатить недоимку по вышеуказанным налогам в общей сумме 1 890 063 руб., а также пени в общей сумме 325 917 руб. за несвоевременную уплату указанных налогов (л.д. 36 - 48 том 1).
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Ульяновской области от 11.01.2011 г. N 16-15-11/00030, вынесенным по результатам рассмотрения апелляционной жалобы Общества, оспариваемое решение Инспекции изменено в части привлечения ООО "Кандалинское" к налоговой ответственности в виде штрафа в общей сумме 449 697 руб., начисления пени в сумме 57574 руб., в остальной части решение Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Ульяновской области N 09-22/84 от 22.11.2010 г. оставлено без изменения (л.д. 116 - 119 том 1).
При принятии решения об удовлетворении заявленных Обществом требований о признании указанного решения налогового органа недействительным в части доначисления и предложения уплатить санкции в сумме 449 697 руб. и пени в сумме 57 574 руб. суд первой инстанции правомерно исходил из следующих обстоятельств.
Статьей 346.11 Кодекса предусмотрено, что упрощенная система налогообложения организациями и индивидуальными предпринимателями применяется наряду с иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
В силу пункта 1 статьи 346.12 Кодекса налогоплательщиками признаются организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения и применяющие ее в порядке, установленном главой 26.2 Кодекса.
Порядок и условия начала и прекращения применения упрощенной системы налогообложения урегулированы статьей 346.13 Кодекса.
Условия, при которых налогоплательщики не вправе применять упрощенную систему налогообложения, перечислены в пункте 3 статьи 346.12 Кодекса.
В частности, подпунктом 14 пункта 3 указанной статьи установлено, что организации, в которых доля участия других организаций составляет более 25 процентов, не вправе применять упрощенную систему налогообложения. Данное ограничение не распространяется на организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50 процентов, а их доля в фонде оплаты труда - не менее 25 процентов, на некоммерческие организации, в том числе организации потребительской кооперации, осуществляющие свою деятельность в соответствии с Законом Российской Федерации от 19.06.1992 г. N 3085-1 "О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации", а также хозяйственные общества, единственными учредителями которых являются потребительские общества и их союзы, осуществляющие свою деятельность в соответствии с указанным Законом.
Учредителем ООО "Кандалинское" на момент его регистрации являлось НП ЛПК "Забота о лесе" со вкладом в уставный капитал Общества 100 процентов.
Таким образом, заявитель не относился к некоммерческой организации, а лишь имел в составе учредителей некоммерческую организацию.
Суд верно указал в решении, что анализ положений главы 26.2 Кодекса свидетельствует о том, что на организации, в которых доля участия некоммерческой организации составляет более 25 процентов, также распространяются ограничения, установленные Кодексом по применению упрощенной системы налогообложения.
Поэтому Общество не вправе было применять упрощенную систему налогообложения с момента создания организации.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к выводу об обоснованности доначисления Инспекцией по результатам выездной налоговой проверки налогов по общей системе налогообложения, в связи с чем требования Общества в данной части оставил без удовлетворения.
Доводы подателя апелляционной жалобы - ООО "Кандалинское" о правомерном применении упрощенной системы налогообложения отклоняются арбитражным апелляционным судом в связи со следующим.
Согласно правовой позиции, сформулированной в Постановлении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 07.10.2008 г. N 6159/08, переход на упрощенную систему налогообложения при соблюдении установленных статьями 346.11 - 346.13 Кодекса условий осуществляется организациями и индивидуальными предпринимателями добровольно, а подача налогоплательщиками заявления о переходе на эту систему налогообложения носит уведомительный характер, поэтому выдача инспекцией уведомления о возможности применения упрощенной системы налогообложения не означает принудительного перевода на нее налогоплательщика.
Пунктом 3 статьи 346.12 Кодекса установлен перечень субъектов налоговых правоотношений, которые не вправе применять упрощенную систему налогообложения. Согласно подпункту 14 указанной нормы к таким лицам относятся организации, в которых доля участия других организаций составляет более 25 процентов.
Данное ограничение не распространяется на организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50 процентов, а их доля в фонде оплаты груда - не менее 25 процентов, на некоммерческие организации, в том числе организации потребительской кооперации, осуществляющие свою деятельность в соответствии с Законом Российской Федерации от 19.06.1992 N 3085-1 "О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации", а также хозяйственные общества, единственными учредителями которых являются потребительские общества и их союзы, осуществляющие свою деятельность в соответствии с указанным Законом.
Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц с 20.06.2007, то есть с даты регистрации и постановки на налоговый учет учредителем ООО "Кандалинское" являлось некоммерческое партнерство Лесохозяйственный производственный комплекс "Забота о лесе" с долей в уставном капитале 100 процентов.
После внесения изменений в устав учредителей с 17.08.2008, учредителями Общества являются:
- - некоммерческое партнерство Лесохозяйственный производственный комплекс "Забота о лесе" с долей в уставном капитале 20 процентов;
- - Тухветуллин Ф. П., Самарина О.Ю., Ваганов П.В.. Яшина Г.П. с долей в уставном капитале 20 процентов каждый.
Для организаций, в составе уставного капитала которых имеется доля некоммерческой организации. Налоговым кодексом РФ льготы по применению упрощенной системы налогообложения не предусмотрены.
Согласно пункту 4 статьи 346.13 НК РФ налогоплательщик считается утратившим право на применение УСН, если в течение отчетного (налогового) периода им допущено несоответствие требованиям, установленным пунктами 3 и 4 статьи 346.12 НК РФ.
Пунктом 7 статьи 346.13 НК РФ предусмотрено, что налогоплательщик, перешедший с упрощенной системы налогообложения на иной режим налогообложения, вправе вновь перейти на упрощенную систему налогообложения не ранее чем через один год после того, как он утратил право на применение упрощенной системы налогообложения.
Заявление о переходе на УСН ООО "Кандалинское" представило в момент создания организации (20.06.2007 г.). при этом условия, позволяющие применять указанный режим, были нарушены.
Общество 17.07.2008 г. уменьшило долю участия другой организации в своем уставном капитале, однако не обратилось в Инспекцию с заявлением о переходе на УСН с 01.01.2009 г.
Судом первой инстанции также правомерно сделан правильный вывод о недействительности обжалуемого решения в части доначисления и предложения уплатить санкции в сумме 449 697 руб. и пени в сумме 57 574 руб. в связи со следующим.
В силу статьи 109 Кодекса обстоятельством, исключающим привлечение налогоплательщика к налоговой ответственности, является отсутствие вины.
В подпункте 3 пункта 1 статьи 111 НК РФ установлено, что обстоятельством, исключающим вину лица в совершении налогового нарушения, признается выполнение налогоплательщиком или налоговым агентом письменных разъяснений по вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных финансовым органом или другим уполномоченным органом или их должностными лицами в пределах их компетенции (указанные обстоятельства устанавливаются при наличии соответствующих документов этих органов, которые по смыслу и содержанию относятся к налоговым периодам, в которых совершено налоговое правонарушение, вне зависимости от даты издания этих документов).
В соответствии с пунктом 8 статьи 75 НК РФ (в редакции Федерального закона N 137-ФЗ от 27.07.2006) не начисляются пени на сумму недоимки, которая образовалась у налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) в результате выполнения им письменных разъяснений о порядке исчисления, уплаты налога (сбора) или по иным вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных ему либо неопределенному кругу лиц финансовым, налоговым или другим уполномоченным органом государственной власти (уполномоченным должностным лицом этого органа) в пределах его компетенции (указанные обстоятельства устанавливаются при наличии соответствующего документа этого органа, по смыслу и содержанию относящегося к налоговым периодам, по которым образовалась недоимка, независимо от даты издания этого документа).
Судом верно отмечено в решении, что у налогового органа имелась информация о наличии у ООО "Кандалинское" доли непосредственного участия другой организации в размере более 25 процентов, налогоплательщик применял упрощенную систему налогообложения на основании уведомления о возможности применения упрощенной системы налогообложения от 17.07.2007 г. N 845, выданного Инспекцией. Суд правомерно посчитал указанные обстоятельства в силу подпункта 3 пункта 1 статьи 111 НК РФ исключающими вину налогоплательщика в совершении налогового правонарушения.
Ссылка подателя апелляционной жалобы - МРИ ФНС N 7 по Ульяновской области на наличие уведомления Инспекции от 06.05.2009 года N 16-12-24/17423 о неправомерности применения УСН и письма Инспекции от 12.05.2009 г. N 16-12-24/17998 о необходимости представления налоговых деклараций (расчетов) по единому социальному налогу, налогу на имущество организаций, налогу на прибыль организаций, по налогу на добавленную стоимость, не может быть признана обоснованной, поскольку судом верно принято во внимание, что налогоплательщик применял упрощенную систему налогообложения на основании уведомления о возможности применения упрощенной системы налогообложения от 17.07.2007 г. N 845, выданного Инспекцией.
С учетом изложенного оснований для отмены решения суда не имеется.
Расходы по госпошлине распределяются между лицами, участвующими в деле, в соответствии со ст. 110 АПК РФ.
Руководствуясь ст. ст. 101, 110, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Ульяновской области от 30 марта 2011 г. по делу N А72-730/2011 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Кандалинское", Ульяновская область, Старомайнский район, с. Большая Кандала, из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину в сумме 1 000 рублей, перечисленную по платежному поручению N 94 от 29.04.2011 г.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий
Е.М.РОГАЛЕВА
Судьи
Т.С.ЗАСЫПКИНА
В.В.КУЗНЕЦОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)