Судебные решения, арбитраж
Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
от 12 сентября 2003 года Дело N А56-3210/03
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Пастуховой М.В., судей Асмыковича А.В., Ломакина С.А., при участии от закрытого акционерного общества "Санаторий "Репино" директора Кариды Ю.М., руководителя службы внутреннего аудита Снижарской Л.С. (доверенность от 03.02.2003), от Межрайонной инспекции N 12 Управления Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Санкт-Петербургу главного специалиста Бондаренко О.В. (доверенность от 01.07.2003), рассмотрев 09.09.2003 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции N 12 Управления Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Санкт-Петербургу на решение от 04.03.2003 (судья Никитушева М.Г.) и постановление апелляционной инстанции от 26.05.2003 (судьи Бойко А.Е., Несмиян С.И., Хайруллина Х.Х.) Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-3210/03,
Закрытое акционерное общество "Санаторий "Репино" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции по Курортному району Управления Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Санкт-Петербургу, правопредшественника Межрайонной инспекции N 12 Управления Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Санкт-Петербургу (далее - Инспекция), от 24.10.2002 N 05-28/10198 о доначислении земельного налога за 2002 год.
Решением суда от 04.03.2003, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 26.05.2003, требования заявителя удовлетворены в полном объеме.
В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, просит отменить решение и постановление и отказать в удовлетворении требований заявителя.
По мнению подателя жалобы, суд неправильно применил нормы статьи 27 Закона Санкт-Петербурга от 11.07.2002 N 314-27 "О внесении изменений и дополнений в Закон Санкт-Петербурга "О бюджете Санкт-Петербурга на 2002 год" (далее - Закон N 314-27), статьи 1 Федерального закона от 14.12.2001 N 163-ФЗ "Об индексации ставок земельного налога" (далее - Закон N 163-ФЗ), Федерального закона от 30.12.2001 N 194-ФЗ "О федеральном бюджете на 2002 год" (далее - Закон N 194-ФЗ), пункта 2 статьи 21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" (далее - Закон об основах налоговой системы), статьи 2 Закона Российской Федерации от 09.08.94 N 22-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О плате за землю".
В отзыве на кассационную жалобу общество просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.
В судебном заседании представитель Инспекции поддержал доводы кассационной жалобы, а представители общества их отклонили.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, общество 27.06.2002 представило в налоговый орган декларацию по земельному налогу за 2002 год, в которой сумма налога рассчитана исходя из ставки, установленной Законом Санкт-Петербурга от 26.06.98 N 129-21 "О ставках земельного налога в Санкт-Петербурге" (далее - Закон N 129-21).
Инспекцией проведена камеральная налоговая проверка представленной декларации. По результатам проверки составлен акт от 26.09.2002 N 1137 и принято решение от 24.10.2002 N 05-28/10198, которым обществу предложено перечислить 875021 руб. 24 коп. земельного налога.
Удовлетворяя требования заявителя, судебные инстанции исходили из того, что Закон Санкт-Петербурга от 21.11.2001 N 818-109 "О бюджете Санкт-Петербурга на 2002 год", установивший коэффициент 2,688 к ставкам земельного налога, определенным Законом N 129-21, не подлежит применению в рассматриваемом деле.
Указанный вывод является ошибочным.
В соответствии со статьей 21 Закона об основах налоговой системы земельный налог относится к местным налогам. В пункте 2 названной статьи указано, что земельный налог устанавливается законодательными актами Российской Федерации и взимается на всей ее территории. Конкретные ставки этого налога определяются законодательными актами республик в составе Российской Федерации или решениями органов государственной власти краев, областей, автономной области, автономных округов, районов, городов и иных административно-территориальных образований.
В соответствии со статьей 39 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" местные налоги устанавливаются представительными органами местного самоуправления самостоятельно. Однако Федеральным законом "О внесении дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрено, что в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге в целях сохранения единства городского хозяйства предметы ведения находящихся на их территориях муниципальных образований, в том числе установленные федеральным законом объекты муниципальной собственности, источники доходов местных бюджетов, определяются законами субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга.
Положениями статьи 8 Закона Российской Федерации "О плате за землю" установлено, что налог на городские (поселковые) земли определяется на основе средних ставок. Средние ставки дифференцируются по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территорий.
Законом N 129-21 утверждены границы социально-экономических районов Санкт-Петербурга и ставки земельного налога по административным районам и зонам градостроительной ценности территорий. Законодательными актами Санкт-Петербурга эти ставки в 1999 - 2001 годах не менялись.
Законом Санкт-Петербурга от 21.11.2001 N 818-109 "О бюджете Санкт-Петербурга на 2002 год" (статья 27) установлено, что с 01.01.2002 ставки земельного налога применяются в 2002 году по отношению к 1998 году с коэффициентом "2,688".
При определении указанного коэффициента была учтена индексация ставок земельного налога в соответствии с федеральными законами "О федеральном бюджете на 1999 год" (статья 15, коэффициент "2"), "О федеральном бюджете на 2000 год" (статья 18, коэффициент "1,2") и проектом Федерального закона "О федеральном бюджете на 2002 год" (статья 13, коэффициент "1,12"), внесенного 25.08.2001 Правительством Российской Федерации в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.
Таким образом, в статье 27 Закона Санкт-Петербурга "О бюджете Санкт-Петербурга на 2002 год", принятого Законодательным Собранием Санкт-Петербурга 21 ноября 2001 года и подписанного губернатором Санкт-Петербурга 13 декабря 2001 года, учтена индексация ставок земельного налога на 2002 год с коэффициентом "2,688" (2*1,2*1,12).
Однако после принятия Закона Санкт-Петербурга "О бюджете Санкт-Петербурга на 2002 год" федеральным законодателем произведена корректировка размера индексации ставок земельного налога на 2002 год с "1.12" до "2". В соответствии со статьей 1 Федерального закона "Об индексации ставок земельного налога" ставки земельного налога, действовавшие в 2001 году, применяются в 2002 году для всех категорий земель с коэффициентом "2", а не "1,12". Аналогичная норма предусмотрена и в Федеральном законе "О федеральном бюджете на 2002 год" (статья 14).
Законом Санкт-Петербурга от 11.07.2002 N 314-27 внесены изменения в статью 27 Закона "О бюджете Санкт-Петербурга на 2002 год": вместо коэффициента "2,688" установлен коэффициент "4,8".
Однако в силу статьи 3 Закона Российской Федерации "О плате за землю" налоговым периодом по земельному налогу является календарный год. Коэффициент "4,8" повышает размер земельного налога, подлежащего уплате налогоплательщиками за 2002 год.
Согласно статье 57 Конституции Российской Федерации законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщика, обратной силы не имеют.
Ссылка судебных инстанций на статью 5 Налогового кодекса Российской Федерации применительно к вопросу вступления в силу Закона Санкт-Петербурга "О бюджете Санкт-Петербурга на 2002 год" является несостоятельной.
Согласно пункту 2 статьи 5 Бюджетного кодекса Российской Федерации закон о бюджете принимается на финансовый год и вступает в силу со дня подписания.
При таких обстоятельствах статья 27 Закона N 314-27, устанавливающая на 2002 год повышенный коэффициент "4,8" к ставкам земельного налога, не подлежит применению в 2002 году. Уплата земельного налога в Санкт-Петербурге в 2002 году должна производиться с учетом коэффициента "2,688", установленного статьей 27 Закона Санкт-Петербурга от 21.11.2001 N 818-109 "О бюджете Санкт-Петербурга на 2002 год". Увеличение ставок земельного налога произведено субъектом Российской Федерации - Санкт-Петербургом в пределах полномочий, предоставленных ему пунктом 2 статьи 53 НК РФ.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат изменению как принятые с неправильным применением норм материального права, а кассационная жалоба Инспекции - частичному удовлетворению.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 2 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
решение от 04.03.2003 и постановление апелляционной инстанции от 26.05.2003 Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-3210/03 изменить.
Признать недействительным решение Инспекции по Курортному району Управления Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Санкт-Петербургу от 24.10.2002 N 05-28/10198 в части доначисления закрытому акционерному обществу "Санаторий "Репино" земельного налога в сумме, превышающей применение коэффициента 2,688.
В удовлетворении остальной части заявления закрытого акционерного общества "Санаторий "Репино" отказать.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА ОТ 12.09.2003 N А56-3210/03
Разделы:Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 сентября 2003 года Дело N А56-3210/03
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Пастуховой М.В., судей Асмыковича А.В., Ломакина С.А., при участии от закрытого акционерного общества "Санаторий "Репино" директора Кариды Ю.М., руководителя службы внутреннего аудита Снижарской Л.С. (доверенность от 03.02.2003), от Межрайонной инспекции N 12 Управления Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Санкт-Петербургу главного специалиста Бондаренко О.В. (доверенность от 01.07.2003), рассмотрев 09.09.2003 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции N 12 Управления Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Санкт-Петербургу на решение от 04.03.2003 (судья Никитушева М.Г.) и постановление апелляционной инстанции от 26.05.2003 (судьи Бойко А.Е., Несмиян С.И., Хайруллина Х.Х.) Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-3210/03,
УСТАНОВИЛ:
Закрытое акционерное общество "Санаторий "Репино" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции по Курортному району Управления Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Санкт-Петербургу, правопредшественника Межрайонной инспекции N 12 Управления Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Санкт-Петербургу (далее - Инспекция), от 24.10.2002 N 05-28/10198 о доначислении земельного налога за 2002 год.
Решением суда от 04.03.2003, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 26.05.2003, требования заявителя удовлетворены в полном объеме.
В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, просит отменить решение и постановление и отказать в удовлетворении требований заявителя.
По мнению подателя жалобы, суд неправильно применил нормы статьи 27 Закона Санкт-Петербурга от 11.07.2002 N 314-27 "О внесении изменений и дополнений в Закон Санкт-Петербурга "О бюджете Санкт-Петербурга на 2002 год" (далее - Закон N 314-27), статьи 1 Федерального закона от 14.12.2001 N 163-ФЗ "Об индексации ставок земельного налога" (далее - Закон N 163-ФЗ), Федерального закона от 30.12.2001 N 194-ФЗ "О федеральном бюджете на 2002 год" (далее - Закон N 194-ФЗ), пункта 2 статьи 21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" (далее - Закон об основах налоговой системы), статьи 2 Закона Российской Федерации от 09.08.94 N 22-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О плате за землю".
В отзыве на кассационную жалобу общество просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.
В судебном заседании представитель Инспекции поддержал доводы кассационной жалобы, а представители общества их отклонили.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, общество 27.06.2002 представило в налоговый орган декларацию по земельному налогу за 2002 год, в которой сумма налога рассчитана исходя из ставки, установленной Законом Санкт-Петербурга от 26.06.98 N 129-21 "О ставках земельного налога в Санкт-Петербурге" (далее - Закон N 129-21).
Инспекцией проведена камеральная налоговая проверка представленной декларации. По результатам проверки составлен акт от 26.09.2002 N 1137 и принято решение от 24.10.2002 N 05-28/10198, которым обществу предложено перечислить 875021 руб. 24 коп. земельного налога.
Удовлетворяя требования заявителя, судебные инстанции исходили из того, что Закон Санкт-Петербурга от 21.11.2001 N 818-109 "О бюджете Санкт-Петербурга на 2002 год", установивший коэффициент 2,688 к ставкам земельного налога, определенным Законом N 129-21, не подлежит применению в рассматриваемом деле.
Указанный вывод является ошибочным.
В соответствии со статьей 21 Закона об основах налоговой системы земельный налог относится к местным налогам. В пункте 2 названной статьи указано, что земельный налог устанавливается законодательными актами Российской Федерации и взимается на всей ее территории. Конкретные ставки этого налога определяются законодательными актами республик в составе Российской Федерации или решениями органов государственной власти краев, областей, автономной области, автономных округов, районов, городов и иных административно-территориальных образований.
В соответствии со статьей 39 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" местные налоги устанавливаются представительными органами местного самоуправления самостоятельно. Однако Федеральным законом "О внесении дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрено, что в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге в целях сохранения единства городского хозяйства предметы ведения находящихся на их территориях муниципальных образований, в том числе установленные федеральным законом объекты муниципальной собственности, источники доходов местных бюджетов, определяются законами субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга.
Положениями статьи 8 Закона Российской Федерации "О плате за землю" установлено, что налог на городские (поселковые) земли определяется на основе средних ставок. Средние ставки дифференцируются по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территорий.
Законом N 129-21 утверждены границы социально-экономических районов Санкт-Петербурга и ставки земельного налога по административным районам и зонам градостроительной ценности территорий. Законодательными актами Санкт-Петербурга эти ставки в 1999 - 2001 годах не менялись.
Законом Санкт-Петербурга от 21.11.2001 N 818-109 "О бюджете Санкт-Петербурга на 2002 год" (статья 27) установлено, что с 01.01.2002 ставки земельного налога применяются в 2002 году по отношению к 1998 году с коэффициентом "2,688".
При определении указанного коэффициента была учтена индексация ставок земельного налога в соответствии с федеральными законами "О федеральном бюджете на 1999 год" (статья 15, коэффициент "2"), "О федеральном бюджете на 2000 год" (статья 18, коэффициент "1,2") и проектом Федерального закона "О федеральном бюджете на 2002 год" (статья 13, коэффициент "1,12"), внесенного 25.08.2001 Правительством Российской Федерации в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.
Таким образом, в статье 27 Закона Санкт-Петербурга "О бюджете Санкт-Петербурга на 2002 год", принятого Законодательным Собранием Санкт-Петербурга 21 ноября 2001 года и подписанного губернатором Санкт-Петербурга 13 декабря 2001 года, учтена индексация ставок земельного налога на 2002 год с коэффициентом "2,688" (2*1,2*1,12).
Однако после принятия Закона Санкт-Петербурга "О бюджете Санкт-Петербурга на 2002 год" федеральным законодателем произведена корректировка размера индексации ставок земельного налога на 2002 год с "1.12" до "2". В соответствии со статьей 1 Федерального закона "Об индексации ставок земельного налога" ставки земельного налога, действовавшие в 2001 году, применяются в 2002 году для всех категорий земель с коэффициентом "2", а не "1,12". Аналогичная норма предусмотрена и в Федеральном законе "О федеральном бюджете на 2002 год" (статья 14).
Законом Санкт-Петербурга от 11.07.2002 N 314-27 внесены изменения в статью 27 Закона "О бюджете Санкт-Петербурга на 2002 год": вместо коэффициента "2,688" установлен коэффициент "4,8".
Однако в силу статьи 3 Закона Российской Федерации "О плате за землю" налоговым периодом по земельному налогу является календарный год. Коэффициент "4,8" повышает размер земельного налога, подлежащего уплате налогоплательщиками за 2002 год.
Согласно статье 57 Конституции Российской Федерации законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщика, обратной силы не имеют.
Ссылка судебных инстанций на статью 5 Налогового кодекса Российской Федерации применительно к вопросу вступления в силу Закона Санкт-Петербурга "О бюджете Санкт-Петербурга на 2002 год" является несостоятельной.
Согласно пункту 2 статьи 5 Бюджетного кодекса Российской Федерации закон о бюджете принимается на финансовый год и вступает в силу со дня подписания.
При таких обстоятельствах статья 27 Закона N 314-27, устанавливающая на 2002 год повышенный коэффициент "4,8" к ставкам земельного налога, не подлежит применению в 2002 году. Уплата земельного налога в Санкт-Петербурге в 2002 году должна производиться с учетом коэффициента "2,688", установленного статьей 27 Закона Санкт-Петербурга от 21.11.2001 N 818-109 "О бюджете Санкт-Петербурга на 2002 год". Увеличение ставок земельного налога произведено субъектом Российской Федерации - Санкт-Петербургом в пределах полномочий, предоставленных ему пунктом 2 статьи 53 НК РФ.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат изменению как принятые с неправильным применением норм материального права, а кассационная жалоба Инспекции - частичному удовлетворению.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 2 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 04.03.2003 и постановление апелляционной инстанции от 26.05.2003 Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-3210/03 изменить.
Признать недействительным решение Инспекции по Курортному району Управления Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Санкт-Петербургу от 24.10.2002 N 05-28/10198 в части доначисления закрытому акционерному обществу "Санаторий "Репино" земельного налога в сумме, превышающей применение коэффициента 2,688.
В удовлетворении остальной части заявления закрытого акционерного общества "Санаторий "Репино" отказать.
Председательствующий
ПАСТУХОВА М.В.
Судьи
АСМЫКОВИЧ А.В.
ЛОМАКИН С.А.
ПАСТУХОВА М.В.
Судьи
АСМЫКОВИЧ А.В.
ЛОМАКИН С.А.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)