Судебные решения, арбитраж
Налог на имущество организаций
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
от 16 ноября 2005 г. Дело N А40-52583/05-139-442
Резолютивная часть решения объявлена 7 ноября 2005 г.
Полный текст решения изготовлен 16 ноября 2005 г.
Арбитражный суд г. Москвы в составе судьи М., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи С., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению ООО "Межрегионгаз" к Межрайонной инспекции ФНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам Московской области о признании незаконными действий МИ ФНС РФ по КН МО по направлению требования N 1033 об уплате налога по состоянию на 06.06.2005, начислении пени за период с 01.04.2005 по 01.06.2005 и принятии решения за N 606 от 07.07.2005 о взыскании налога, сбора, а также пени за счет денежных средств налогоплательщика (плательщика сборов), организации или налогового агента, организации на счетах в банках, при участии: от заявителя - ООО "Межрегионгаз" - Н. (по довер. от 14.10.05 б/н), от ответчика - МИ ФНС по КН МО - Л. (по довер. от 20.01.05 N 02-17/296),
ООО "Межрегионгаз" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к Межрайонной инспекции ФНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам Московской области (далее - МИ ФНС РФ по КН МО, налоговый орган), которое с учетом уточнения предмета заявленных требований заявлено о признании незаконными действий МИ ФНС РФ по КН МО, выразившихся в направлении требования N 1033 об уплате налога по состоянию на 06.06.2005, начислении пени за период с 01.04.2005 по 01.06.2005 и принятии решения за N 606 от 07.07.2005 о взыскании налога, сбора, а также пени за счет денежных средств налогоплательщика (плательщика сборов), организации или налогового агента, организации на счетах в банках.
Требования заявителя по делу мотивированы тем, что МИ ФНС РФ по КН МО выставила в адрес ООО "Межрегионгаз" требование за N 1033 об уплате налога по состоянию на 06.06.2005. Данным требованием было предложено до 22.06.2005 уплатить налог на имущество организаций за 4 квартал 2004 г. в размере 1269085 руб., налог на имущество организаций за 1 квартал 2005 г. в размере 2751696 руб., а также пени по налогу на имущество организаций, составляющие 61784,68 руб. На основании данного требования МИ ФНС РФ по КН МО направила в адрес ООО "Межрегионгаз" решение за N 606 от 07.07.2005 о взыскании налога, сбора, а также пени за счет денежных средств налогоплательщика (плательщика сборов), организации или налогового агента, организации на счетах в банках. В соответствии с данным решением налоговый орган должен взыскать за счет денежных средств ООО "Межрегионгаз" сумму в размере 4020781 руб. налога на имущество, а также 61784,68 руб. пени. Налогоплательщик не согласен с вынесенным решением за N 606 от 07.07.2005, а также с требованием за N 1033 от 06.06.2005, т.к. ООО "Межрегионгаз" своевременно оплатило налог на имущество организаций, зачисляемый в бюджет Московской области, уплата данного налога подтверждается п/п N 714 от 30.03.2005 в размере 1269085 рублей (налог на имущество за 4 квартал 2004 г. в областной бюджет, КБК 18210602010021000110), а также п/п 731 от 29.04.2005 на сумму 2751696 руб. (авансовый платеж по налогу на имущество за 1 квартал 2005 г., КБК 18210602010021000110). На момент вынесения обжалуемых требования за N 1033 от 06.06.2005 и решения за N 606 от 07.07.2005 у ООО "Межрегионгаз" отсутствовала задолженность по налогу на имущество за 2004 г., а также по авансовым платежам по налогу на имущество за 1 квартал 2005 г.
В судебном заседании по ходатайству МИ ФНС РФ по КН МО протокольным определением в порядке ст. 163 АПК РФ был объявлен перерыв с 02.11.2005 до 07.11.2005 для предоставления возможности налоговому органу представить дополнительные пояснения о суммах, указанных в акте сверки расчетов по уплате недоимки и пени по состоянию на 25.10.2005, а также о действии оспариваемого решения налогового органа за N 606 от 07.07.2005.
После окончания перерыва в судебном заседании представителем заявителя было подано заявление об изменении предмета заявленных требований. Представителем налогового органа были представлены письменные пояснения к отзыву на заявление налогоплательщика.
В устных пояснениях представитель заявителя по делу указала доводы, аналогичные доводам, изложенным в поданном заявлении. Представитель заявителя полагает, что поскольку на момент вынесения обжалуемых требования за N 1033 от 06.06.2005 и решения за N 606 от 07.07.2005 у ООО "Межрегионгаз" отсутствовала задолженность по налогу на имущество за 2004 г., а также по авансовым платежам по налогу на имущество за 1 квартал 2005 г., то действия по выставлению требования об уплате налога и решения о взыскании налога, сбора, а также пени за счет денежных средств налогоплательщика (плательщика сборов), организации или налогового агента, организации на счетах в банках, являются незаконными. По мнению заявителя по делу, указанные действия МИ ФНС РФ по КН МО не соответствуют требованиям ст. 46 и ст. 69 НК РФ в связи с вышеизложенным и в соответствии с требованиями ст. 198 АПК РФ являются незаконными. Кроме того, представителем заявителя по делу указано, что ООО "Межрегионгаз" соблюдены требования ч. 4 ст. 198 АПК РФ, т.к. о незаконности обжалуемых действий МИ ФНС РФ по КН МО заявителю по делу стало известно в июле 2005 г. ООО "Межрегионгаз" обратилось в арбитражный суд 06.09.2005.
МИ ФНС РФ по КН МО представлен письменный отзыв на заявление ООО "Межрегионгаз", в котором налоговый орган просит прекратить производство по делу, в удовлетворении заявленных требований отказать. В устных пояснениях представитель МИ ФНС РФ по КН МО указала доводы, изложенные в отзыве и письменных пояснениях, а также указала, что отсутствует предмет спора по делу N А40-52583/05-139-442, права налогоплательщика не нарушены, в связи с чем дело не подлежит рассмотрению в Арбитражном суде г. Москвы. В устных пояснениях представитель налогового органа указала, что акт сверки расчетов налогоплательщика с бюджетом по налогам, сборам, взносам за N 7390 составлен 25.10.2005 во исполнение и отражает состояние расчетов налогоплательщика с бюджетом за период с 01.04.2005 по 06.06.2005 (с даты постановки ООО "Межрегионгаз" на налоговый учет до даты выставления требования N 1033 от 06.06.2005). По данным МИ ФНС РФ по КН МО в указанный период за ООО "Межрегионгаз" числилась недоимка по налогу на имущество организаций: в размере 4020781 руб. - налог, 61784 руб. - пени. В связи с этим в соответствии со ст. 69 НК РФ по состоянию на 06.06.2005 налоговым органом выставлено оспариваемое требование за N 1033. Фактическая оплата указанных сумм прошла 30.03.2005 (п/п N 714). Однако платежное поручение N 714 от 30.03.2005 было перечислено на счет МИ ФНС РФ по КН МО только 15.09.2005, именно с 15.09.2005 налоговый орган подтверждает оплату сумм налога на имущество, указанных в требовании за N 1033 от 06.06.2005, а также сообщает, что требование за N 1033 от 06.06.2005 является погашенным. Решение за N 606 от 07.07.2005 о взыскании налога за счет денежных средств исполнению не подлежит. Поскольку у налогового органа по суммам, указанным в требовании N 1033, претензий к налогоплательщику не имеется, инкассовые поручения в банк направляться не будут.
Арбитражный суд, рассмотрев заявление ООО "Межрегионгаз", исследовав имеющиеся в материалах дела и дополнительно представленные доказательства, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, полагает, что заявленные требования ООО "Межрегионгаз" удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, МИ ФНС РФ по КН МО выставлено требование за N 1033 об уплате налога по состоянию на 06.06.2005 (л. д. 10, т. 1), которым налоговый орган предложил до 22.06.2005 уплатить ООО "Межрегионгаз" налог на имущество организаций за 4 квартал 2004 г. в размере 1269085 руб., налог на имущество организаций за 1 квартал 2005 г. в размере 2751696 руб., а также пени по налогу на имущество организаций, составляющие 61784,68 руб.
В связи с неисполнением налогоплательщиком требования МИ ФНС РФ по КН МО за N 1033 об уплате налога по состоянию на 06.06.2005 налоговый орган вынес и направил в адрес ООО "Межрегионгаз" решение за N 606 от 07.07.2005 (л. д. 9, т. 10) о взыскании налога, сбора, а также пени за счет денежных средств налогоплательщика (плательщика сборов), организации или налогового агента, организации на счетах в банках, которым решил взыскать за счет денежных средств ООО "Межрегионгаз" сумму в размере 4020781 руб. налога на имущество, а также 61784,68 руб. пени.
Как следует из обстоятельств и материалов настоящего дела, ООО "Межрегионгаз" платежным поручением за N 714 от 30.03.2005 (л. д. 23, т. 1) оплатило налог на имущество организаций за 4 квартал 2004 г. в областной бюджет на КБК 18210602010021000110, зачисляемый в бюджет Московской области, в размере 1269085 руб. Кроме того, по платежному поручению за N 731 от 29.04.2005 (л. д. 24, т. 1) ООО "Межрегионгаз" произвело авансовый платеж по налогу на имущество за 1 квартал 2005 г. на КБК 18210602010021000110 в сумме 2751696 руб.
В соответствии с п. 2 ст. 31 НК РФ налоговые органы имеют право взыскивать недоимки по налогам в порядке, установленном НК РФ.
Согласно ст. 8 НК РФ налогом является обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. То есть, по сути, налог - это изъятие части имущества, принадлежащего налогоплательщику.
В соответствии с п. 1 ст. 44 НК РФ обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных НК РФ или иным актом законодательства РФ о налогах и сборах. Обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством РФ о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора, что установлено п. 2 ст. 44 НК РФ.
Согласно п. 1 ст. 45 НК РФ установлено, что налогоплательщик должен самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Основания, по которым налогоплательщик признается исполнившим обязанность по уплате налога, перечислены в п. 2 ст. 45 НК РФ.
В силу п. 1 ст. 57 НК РФ сроки уплаты налогов и сборов устанавливаются применительно к каждому налогу и сбору. При уплате налога и сбора с нарушением срока уплаты налогоплательщик (плательщик сбора) уплачивает пени на условиях, предусмотренных НК РФ, что предусмотрено п. 2 ст. 57 НК РФ.
Как следует из положений ст. 75 НК РФ, пеней признается установленная этой статьей денежная сумма, которую налогоплательщик, плательщик сбора или налоговый агент должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством РФ о налогах и сборах сроки. Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора.
В силу п. 1 ст. 69 НК РФ требованием об уплате налога признается направленное налогоплательщику письменное извещение о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога и соответствующие пени. В соответствии с п. 2 ст. 69 НК РФ требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.
Согласно п. 3 ст. 69 НК РФ требование об уплате налога направляется налогоплательщику независимо от привлечения его к ответственности за нарушение законодательства РФ о налогах и сборах. Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке уплаты налога, установленного законодательством РФ о налогах и сборах, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком, что предусмотрено п. 4 ст. 69 НК РФ.
Во всех случаях требование должно содержать подробные данные об основаниях взимания налога, а также ссылку на положения закона о налогах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог, что также предусмотрено п. 5 ст. 69 НК РФ.
Согласно п. 5 ст. 69 НК РФ требование об уплате налога направляется налогоплательщику налоговым органом по месту его учета. Форма требования утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
В соответствии с п. 6 ст. 69 НК РФ требование об уплате налога может быть передано руководителю (законному или уполномоченному представителю) организации или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату получения этого требования. В случае, когда указанные лица уклоняются от получения требования, указанное требование направляется по почте заказным письмом. Требование об уплате налога считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
В соответствии со ст. 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев после наступления срока уплаты налога, если иное не предусмотрено НК РФ. Требование об уплате налога и соответствующих пеней, выставляемое налогоплательщику в соответствии с решением налогового органа по результатам налоговой проверки, должно быть направлено ему в десятидневный срок с даты вынесения соответствующего решения.
В соответствии с п. 1 ст. 46 НК РФ обязанность по уплате налога исполняется принудительно путем обращения взыскания на денежные средства налогоплательщика только в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок. В соответствии с п. 2 ст. 46 НК РФ взыскание налога производится по решению налогового органа (решение о взыскании) путем направления в банк, в котором открыты счета налогоплательщика, инкассового поручения на списание и перечисление в соответствующие бюджеты необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика.
Однако, как следует из письма МИ ФНС РФ по КН МО от 26.09.2005 за N 09/13617, ООО "Межрегионгаз" было поставлено на налоговый учет по налогу на имущество. В соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах постановка на учет, контроль за исчислением и уплатой налога на имущество организаций осуществляется территориальными налоговыми органами по месту нахождения объектов, являющихся объектами налогообложения указанным налогом. Исходя из комплексного развития налоговых органов, а также в целях организации эффективности налогового контроля УФНС РФ по Московской области закрепило администрирование по крупнейшим налогоплательщикам за специализированными налоговыми инспекциями, в связи с этим администрирование налога на имущество ООО "Межрегионгаз" было закреплено за МИ ФНС РФ по КН МО. На основании вышеизложенного Межрегиональная инспекция ФНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам N 2 (далее - МРИ ФНС РФ по КН N 2) передала карточки лицевого счета и акты сверки расчетов по уплате налогов с ООО "Межрегионгаз" по налогу на имущество, а также декларации и уточненные расчеты МИ ФНС России по КН МО. В соответствии с переданными декларациями МИ ФНС РФ по КН МО разнесла их в лицевой счет плательщика, но в связи с тем, что уплата в МИ ФНС РФ по КН МО по сроку уплаты налога на имущество не поступала, налоговым органом в соответствии со ст. ст. 45, 46, 69, 70 НК РФ было выставлено требование за N 1033 от 06.06.2005.
Платежным поручением за N 714 от 30.03.2005 ООО "Межрегионгаз" перечислило налог на имущество, но не в МИ ФНС РФ по КН МО, а в МРИ ФНС РФ по КН N 2. При этом МИ ФНС РФ по КН МО неоднократно обращалась в МРИ ФНС РФ по КН N 2 с просьбой перечислять платежные поручения ООО "Межрегионгаз" на счета данного территориального налогового органа формой N 54. Данное платежное поручение поступило в МИ ФНС РФ по КН МО только 15.09.2005.
Исходя из изложенного на момент вынесения обжалуемых действий по выставлению требования за N 1033 от 06.06.2005 и вынесению решения за N 606 от 07.07.2005 у МИ ФНС РФ по КН МО отсутствовали достаточные основания полагать, что у ООО "Межрегионгаз" отсутствовала задолженность по налогу на имущество за 2004 г., а также по авансовым платежам по налогу на имущество за 1 квартал 2005 г., т.к. заявителем по делу не было представлено в налоговый орган доказательств того, что налогоплательщиком по вышеуказанным платежным документам, подтверждающим своевременную уплату налога на имущество за спорные налоговые периоды, была своевременно исполнена конституционная обязанность по уплате законно установленных налогов и сборов.
Таким образом, отсутствуют основания утверждать о незаконности действий МИ ФНС РФ по КН МО по выставлению требования за N 1033 от 06.06.2005 и вынесению решения за N 606 от 07.07.2005, т.к. какие-либо нормы налогового законодательства РФ в связи с выставлением требования об уплате налога и вынесением решения о взыскании налога, сбора, а также пени за счет денежных средств налогоплательщика (плательщика сборов), организации или налогового агента, организации на счетах в банках, не были нарушены МИ ФНС РФ по КН МО.
В силу ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане и организации вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. Аналогичные требования содержатся в ст. 13 ГК РФ.
В силу распределения бремени доказывания обстоятельств по спорам об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, которое установлено ч. 5 ст. 200 АПК РФ, обязанность доказывания фактов и обстоятельств нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконного возложения на него каких-либо обязанностей, создания иных препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности, лежит на заявителе.
Исходя из толкования положений ст. 198 и ст. 200 АПК РФ следует вывод о том, что проверка законности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц осуществляется арбитражным судом на дату принятия соответствующих актов, решений и совершения оспариваемых действий (бездействия) государственных, в т.ч. налоговых, органов, а также исходя из тех документов, сведений, которые представило в указанные органы заинтересованное лицо.
Однако, как следует из обстоятельств и материалов настоящего дела, ООО "Межрегионгаз" не представило каких-либо доводов или доказательств, в силу которых следовал однозначный вывод о том, что МИ ФНС РФ по КН МО были вынесены оспариваемые требование об уплате налога и решение о взыскании налога, сбора, а также пени за счет денежных средств налогоплательщика (плательщика сборов) организации или налогового агента, организации на счетах в банках, в нарушение вышеуказанных требований налогового законодательства.
Арбитражный суд, оценивая доводы и доказательства, представленные заявителем по делу, полагает, что представленные ООО "Межрегионгаз" доказательства не опровергают доводов и доказательств, представленных МИ ФНС РФ по КН МО.
Исходя из изложенного, заявленные требования ООО "Межрегионгаз" о признании незаконными действий МИ ФНС РФ по КН МО, выразившихся в направлении требования N 1033 об уплате налога по состоянию на 06.06.2005, начислении пени за период с 01.04.2005 по 01.06.2005 и принятии решения за N 606 от 07.07.2005 о взыскании налога, сбора, а также пени за счет денежных средств налогоплательщика (плательщика сборов), организации или налогового агента, организации на счетах в банках удовлетворению не подлежат.
Судебные расходы по делу, по уплате государственной пошлины в сумме 4000 руб. подлежат возложению на ООО "Межрегионгаз" в соответствии с положениями ст. 110 и ст. 112 АПК РФ.
Учитывая вышеизложенное и руководствуясь ст. ст. 2, 3, 8, 21, 31, 32, 44 - 46, 69, 70, 75, 333.21, 333.22 и 333.37 Налогового кодекса РФ, ст. ст. 49, 64 - 69, 71, 75, 110, 112, 167 - 170, 180, 197 - 201 АПК РФ, суд
в удовлетворении требований ООО "Межрегионгаз" о признании незаконными действий Межрайонной инспекции ФНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам Московской области, выразившихся в направлении требования N 1033 об уплате налога по состоянию на 06.06.2005, начислении пени за период с 01.04.2005 по 01.06.2005 и принятии решения за N 606 от 07.07.2005 о взыскании налога, сбора, а также пени за счет денежных средств налогоплательщика (плательщика сборов), организации или налогового агента, организации на счетах в банках, проверенных на соответствие Налоговому кодексу РФ, отказать.
Решение арбитражного суда может быть обжаловано в месячный срок в арбитражный суд апелляционной инстанции.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА Г. МОСКВЫ ОТ 16.11.2005 ПО ДЕЛУ N А40-52583/05-139-442
Разделы:Налог на имущество организаций
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД Г. МОСКВЫ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 16 ноября 2005 г. Дело N А40-52583/05-139-442
Резолютивная часть решения объявлена 7 ноября 2005 г.
Полный текст решения изготовлен 16 ноября 2005 г.
Арбитражный суд г. Москвы в составе судьи М., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи С., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению ООО "Межрегионгаз" к Межрайонной инспекции ФНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам Московской области о признании незаконными действий МИ ФНС РФ по КН МО по направлению требования N 1033 об уплате налога по состоянию на 06.06.2005, начислении пени за период с 01.04.2005 по 01.06.2005 и принятии решения за N 606 от 07.07.2005 о взыскании налога, сбора, а также пени за счет денежных средств налогоплательщика (плательщика сборов), организации или налогового агента, организации на счетах в банках, при участии: от заявителя - ООО "Межрегионгаз" - Н. (по довер. от 14.10.05 б/н), от ответчика - МИ ФНС по КН МО - Л. (по довер. от 20.01.05 N 02-17/296),
УСТАНОВИЛ:
ООО "Межрегионгаз" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к Межрайонной инспекции ФНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам Московской области (далее - МИ ФНС РФ по КН МО, налоговый орган), которое с учетом уточнения предмета заявленных требований заявлено о признании незаконными действий МИ ФНС РФ по КН МО, выразившихся в направлении требования N 1033 об уплате налога по состоянию на 06.06.2005, начислении пени за период с 01.04.2005 по 01.06.2005 и принятии решения за N 606 от 07.07.2005 о взыскании налога, сбора, а также пени за счет денежных средств налогоплательщика (плательщика сборов), организации или налогового агента, организации на счетах в банках.
Требования заявителя по делу мотивированы тем, что МИ ФНС РФ по КН МО выставила в адрес ООО "Межрегионгаз" требование за N 1033 об уплате налога по состоянию на 06.06.2005. Данным требованием было предложено до 22.06.2005 уплатить налог на имущество организаций за 4 квартал 2004 г. в размере 1269085 руб., налог на имущество организаций за 1 квартал 2005 г. в размере 2751696 руб., а также пени по налогу на имущество организаций, составляющие 61784,68 руб. На основании данного требования МИ ФНС РФ по КН МО направила в адрес ООО "Межрегионгаз" решение за N 606 от 07.07.2005 о взыскании налога, сбора, а также пени за счет денежных средств налогоплательщика (плательщика сборов), организации или налогового агента, организации на счетах в банках. В соответствии с данным решением налоговый орган должен взыскать за счет денежных средств ООО "Межрегионгаз" сумму в размере 4020781 руб. налога на имущество, а также 61784,68 руб. пени. Налогоплательщик не согласен с вынесенным решением за N 606 от 07.07.2005, а также с требованием за N 1033 от 06.06.2005, т.к. ООО "Межрегионгаз" своевременно оплатило налог на имущество организаций, зачисляемый в бюджет Московской области, уплата данного налога подтверждается п/п N 714 от 30.03.2005 в размере 1269085 рублей (налог на имущество за 4 квартал 2004 г. в областной бюджет, КБК 18210602010021000110), а также п/п 731 от 29.04.2005 на сумму 2751696 руб. (авансовый платеж по налогу на имущество за 1 квартал 2005 г., КБК 18210602010021000110). На момент вынесения обжалуемых требования за N 1033 от 06.06.2005 и решения за N 606 от 07.07.2005 у ООО "Межрегионгаз" отсутствовала задолженность по налогу на имущество за 2004 г., а также по авансовым платежам по налогу на имущество за 1 квартал 2005 г.
В судебном заседании по ходатайству МИ ФНС РФ по КН МО протокольным определением в порядке ст. 163 АПК РФ был объявлен перерыв с 02.11.2005 до 07.11.2005 для предоставления возможности налоговому органу представить дополнительные пояснения о суммах, указанных в акте сверки расчетов по уплате недоимки и пени по состоянию на 25.10.2005, а также о действии оспариваемого решения налогового органа за N 606 от 07.07.2005.
После окончания перерыва в судебном заседании представителем заявителя было подано заявление об изменении предмета заявленных требований. Представителем налогового органа были представлены письменные пояснения к отзыву на заявление налогоплательщика.
В устных пояснениях представитель заявителя по делу указала доводы, аналогичные доводам, изложенным в поданном заявлении. Представитель заявителя полагает, что поскольку на момент вынесения обжалуемых требования за N 1033 от 06.06.2005 и решения за N 606 от 07.07.2005 у ООО "Межрегионгаз" отсутствовала задолженность по налогу на имущество за 2004 г., а также по авансовым платежам по налогу на имущество за 1 квартал 2005 г., то действия по выставлению требования об уплате налога и решения о взыскании налога, сбора, а также пени за счет денежных средств налогоплательщика (плательщика сборов), организации или налогового агента, организации на счетах в банках, являются незаконными. По мнению заявителя по делу, указанные действия МИ ФНС РФ по КН МО не соответствуют требованиям ст. 46 и ст. 69 НК РФ в связи с вышеизложенным и в соответствии с требованиями ст. 198 АПК РФ являются незаконными. Кроме того, представителем заявителя по делу указано, что ООО "Межрегионгаз" соблюдены требования ч. 4 ст. 198 АПК РФ, т.к. о незаконности обжалуемых действий МИ ФНС РФ по КН МО заявителю по делу стало известно в июле 2005 г. ООО "Межрегионгаз" обратилось в арбитражный суд 06.09.2005.
МИ ФНС РФ по КН МО представлен письменный отзыв на заявление ООО "Межрегионгаз", в котором налоговый орган просит прекратить производство по делу, в удовлетворении заявленных требований отказать. В устных пояснениях представитель МИ ФНС РФ по КН МО указала доводы, изложенные в отзыве и письменных пояснениях, а также указала, что отсутствует предмет спора по делу N А40-52583/05-139-442, права налогоплательщика не нарушены, в связи с чем дело не подлежит рассмотрению в Арбитражном суде г. Москвы. В устных пояснениях представитель налогового органа указала, что акт сверки расчетов налогоплательщика с бюджетом по налогам, сборам, взносам за N 7390 составлен 25.10.2005 во исполнение и отражает состояние расчетов налогоплательщика с бюджетом за период с 01.04.2005 по 06.06.2005 (с даты постановки ООО "Межрегионгаз" на налоговый учет до даты выставления требования N 1033 от 06.06.2005). По данным МИ ФНС РФ по КН МО в указанный период за ООО "Межрегионгаз" числилась недоимка по налогу на имущество организаций: в размере 4020781 руб. - налог, 61784 руб. - пени. В связи с этим в соответствии со ст. 69 НК РФ по состоянию на 06.06.2005 налоговым органом выставлено оспариваемое требование за N 1033. Фактическая оплата указанных сумм прошла 30.03.2005 (п/п N 714). Однако платежное поручение N 714 от 30.03.2005 было перечислено на счет МИ ФНС РФ по КН МО только 15.09.2005, именно с 15.09.2005 налоговый орган подтверждает оплату сумм налога на имущество, указанных в требовании за N 1033 от 06.06.2005, а также сообщает, что требование за N 1033 от 06.06.2005 является погашенным. Решение за N 606 от 07.07.2005 о взыскании налога за счет денежных средств исполнению не подлежит. Поскольку у налогового органа по суммам, указанным в требовании N 1033, претензий к налогоплательщику не имеется, инкассовые поручения в банк направляться не будут.
Арбитражный суд, рассмотрев заявление ООО "Межрегионгаз", исследовав имеющиеся в материалах дела и дополнительно представленные доказательства, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, полагает, что заявленные требования ООО "Межрегионгаз" удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, МИ ФНС РФ по КН МО выставлено требование за N 1033 об уплате налога по состоянию на 06.06.2005 (л. д. 10, т. 1), которым налоговый орган предложил до 22.06.2005 уплатить ООО "Межрегионгаз" налог на имущество организаций за 4 квартал 2004 г. в размере 1269085 руб., налог на имущество организаций за 1 квартал 2005 г. в размере 2751696 руб., а также пени по налогу на имущество организаций, составляющие 61784,68 руб.
В связи с неисполнением налогоплательщиком требования МИ ФНС РФ по КН МО за N 1033 об уплате налога по состоянию на 06.06.2005 налоговый орган вынес и направил в адрес ООО "Межрегионгаз" решение за N 606 от 07.07.2005 (л. д. 9, т. 10) о взыскании налога, сбора, а также пени за счет денежных средств налогоплательщика (плательщика сборов), организации или налогового агента, организации на счетах в банках, которым решил взыскать за счет денежных средств ООО "Межрегионгаз" сумму в размере 4020781 руб. налога на имущество, а также 61784,68 руб. пени.
Как следует из обстоятельств и материалов настоящего дела, ООО "Межрегионгаз" платежным поручением за N 714 от 30.03.2005 (л. д. 23, т. 1) оплатило налог на имущество организаций за 4 квартал 2004 г. в областной бюджет на КБК 18210602010021000110, зачисляемый в бюджет Московской области, в размере 1269085 руб. Кроме того, по платежному поручению за N 731 от 29.04.2005 (л. д. 24, т. 1) ООО "Межрегионгаз" произвело авансовый платеж по налогу на имущество за 1 квартал 2005 г. на КБК 18210602010021000110 в сумме 2751696 руб.
В соответствии с п. 2 ст. 31 НК РФ налоговые органы имеют право взыскивать недоимки по налогам в порядке, установленном НК РФ.
Согласно ст. 8 НК РФ налогом является обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. То есть, по сути, налог - это изъятие части имущества, принадлежащего налогоплательщику.
В соответствии с п. 1 ст. 44 НК РФ обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных НК РФ или иным актом законодательства РФ о налогах и сборах. Обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством РФ о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора, что установлено п. 2 ст. 44 НК РФ.
Согласно п. 1 ст. 45 НК РФ установлено, что налогоплательщик должен самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Основания, по которым налогоплательщик признается исполнившим обязанность по уплате налога, перечислены в п. 2 ст. 45 НК РФ.
В силу п. 1 ст. 57 НК РФ сроки уплаты налогов и сборов устанавливаются применительно к каждому налогу и сбору. При уплате налога и сбора с нарушением срока уплаты налогоплательщик (плательщик сбора) уплачивает пени на условиях, предусмотренных НК РФ, что предусмотрено п. 2 ст. 57 НК РФ.
Как следует из положений ст. 75 НК РФ, пеней признается установленная этой статьей денежная сумма, которую налогоплательщик, плательщик сбора или налоговый агент должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством РФ о налогах и сборах сроки. Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора.
В силу п. 1 ст. 69 НК РФ требованием об уплате налога признается направленное налогоплательщику письменное извещение о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога и соответствующие пени. В соответствии с п. 2 ст. 69 НК РФ требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.
Согласно п. 3 ст. 69 НК РФ требование об уплате налога направляется налогоплательщику независимо от привлечения его к ответственности за нарушение законодательства РФ о налогах и сборах. Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке уплаты налога, установленного законодательством РФ о налогах и сборах, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком, что предусмотрено п. 4 ст. 69 НК РФ.
Во всех случаях требование должно содержать подробные данные об основаниях взимания налога, а также ссылку на положения закона о налогах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог, что также предусмотрено п. 5 ст. 69 НК РФ.
Согласно п. 5 ст. 69 НК РФ требование об уплате налога направляется налогоплательщику налоговым органом по месту его учета. Форма требования утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
В соответствии с п. 6 ст. 69 НК РФ требование об уплате налога может быть передано руководителю (законному или уполномоченному представителю) организации или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату получения этого требования. В случае, когда указанные лица уклоняются от получения требования, указанное требование направляется по почте заказным письмом. Требование об уплате налога считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
В соответствии со ст. 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев после наступления срока уплаты налога, если иное не предусмотрено НК РФ. Требование об уплате налога и соответствующих пеней, выставляемое налогоплательщику в соответствии с решением налогового органа по результатам налоговой проверки, должно быть направлено ему в десятидневный срок с даты вынесения соответствующего решения.
В соответствии с п. 1 ст. 46 НК РФ обязанность по уплате налога исполняется принудительно путем обращения взыскания на денежные средства налогоплательщика только в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок. В соответствии с п. 2 ст. 46 НК РФ взыскание налога производится по решению налогового органа (решение о взыскании) путем направления в банк, в котором открыты счета налогоплательщика, инкассового поручения на списание и перечисление в соответствующие бюджеты необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика.
Однако, как следует из письма МИ ФНС РФ по КН МО от 26.09.2005 за N 09/13617, ООО "Межрегионгаз" было поставлено на налоговый учет по налогу на имущество. В соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах постановка на учет, контроль за исчислением и уплатой налога на имущество организаций осуществляется территориальными налоговыми органами по месту нахождения объектов, являющихся объектами налогообложения указанным налогом. Исходя из комплексного развития налоговых органов, а также в целях организации эффективности налогового контроля УФНС РФ по Московской области закрепило администрирование по крупнейшим налогоплательщикам за специализированными налоговыми инспекциями, в связи с этим администрирование налога на имущество ООО "Межрегионгаз" было закреплено за МИ ФНС РФ по КН МО. На основании вышеизложенного Межрегиональная инспекция ФНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам N 2 (далее - МРИ ФНС РФ по КН N 2) передала карточки лицевого счета и акты сверки расчетов по уплате налогов с ООО "Межрегионгаз" по налогу на имущество, а также декларации и уточненные расчеты МИ ФНС России по КН МО. В соответствии с переданными декларациями МИ ФНС РФ по КН МО разнесла их в лицевой счет плательщика, но в связи с тем, что уплата в МИ ФНС РФ по КН МО по сроку уплаты налога на имущество не поступала, налоговым органом в соответствии со ст. ст. 45, 46, 69, 70 НК РФ было выставлено требование за N 1033 от 06.06.2005.
Платежным поручением за N 714 от 30.03.2005 ООО "Межрегионгаз" перечислило налог на имущество, но не в МИ ФНС РФ по КН МО, а в МРИ ФНС РФ по КН N 2. При этом МИ ФНС РФ по КН МО неоднократно обращалась в МРИ ФНС РФ по КН N 2 с просьбой перечислять платежные поручения ООО "Межрегионгаз" на счета данного территориального налогового органа формой N 54. Данное платежное поручение поступило в МИ ФНС РФ по КН МО только 15.09.2005.
Исходя из изложенного на момент вынесения обжалуемых действий по выставлению требования за N 1033 от 06.06.2005 и вынесению решения за N 606 от 07.07.2005 у МИ ФНС РФ по КН МО отсутствовали достаточные основания полагать, что у ООО "Межрегионгаз" отсутствовала задолженность по налогу на имущество за 2004 г., а также по авансовым платежам по налогу на имущество за 1 квартал 2005 г., т.к. заявителем по делу не было представлено в налоговый орган доказательств того, что налогоплательщиком по вышеуказанным платежным документам, подтверждающим своевременную уплату налога на имущество за спорные налоговые периоды, была своевременно исполнена конституционная обязанность по уплате законно установленных налогов и сборов.
Таким образом, отсутствуют основания утверждать о незаконности действий МИ ФНС РФ по КН МО по выставлению требования за N 1033 от 06.06.2005 и вынесению решения за N 606 от 07.07.2005, т.к. какие-либо нормы налогового законодательства РФ в связи с выставлением требования об уплате налога и вынесением решения о взыскании налога, сбора, а также пени за счет денежных средств налогоплательщика (плательщика сборов), организации или налогового агента, организации на счетах в банках, не были нарушены МИ ФНС РФ по КН МО.
В силу ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане и организации вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. Аналогичные требования содержатся в ст. 13 ГК РФ.
В силу распределения бремени доказывания обстоятельств по спорам об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, которое установлено ч. 5 ст. 200 АПК РФ, обязанность доказывания фактов и обстоятельств нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконного возложения на него каких-либо обязанностей, создания иных препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности, лежит на заявителе.
Исходя из толкования положений ст. 198 и ст. 200 АПК РФ следует вывод о том, что проверка законности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц осуществляется арбитражным судом на дату принятия соответствующих актов, решений и совершения оспариваемых действий (бездействия) государственных, в т.ч. налоговых, органов, а также исходя из тех документов, сведений, которые представило в указанные органы заинтересованное лицо.
Однако, как следует из обстоятельств и материалов настоящего дела, ООО "Межрегионгаз" не представило каких-либо доводов или доказательств, в силу которых следовал однозначный вывод о том, что МИ ФНС РФ по КН МО были вынесены оспариваемые требование об уплате налога и решение о взыскании налога, сбора, а также пени за счет денежных средств налогоплательщика (плательщика сборов) организации или налогового агента, организации на счетах в банках, в нарушение вышеуказанных требований налогового законодательства.
Арбитражный суд, оценивая доводы и доказательства, представленные заявителем по делу, полагает, что представленные ООО "Межрегионгаз" доказательства не опровергают доводов и доказательств, представленных МИ ФНС РФ по КН МО.
Исходя из изложенного, заявленные требования ООО "Межрегионгаз" о признании незаконными действий МИ ФНС РФ по КН МО, выразившихся в направлении требования N 1033 об уплате налога по состоянию на 06.06.2005, начислении пени за период с 01.04.2005 по 01.06.2005 и принятии решения за N 606 от 07.07.2005 о взыскании налога, сбора, а также пени за счет денежных средств налогоплательщика (плательщика сборов), организации или налогового агента, организации на счетах в банках удовлетворению не подлежат.
Судебные расходы по делу, по уплате государственной пошлины в сумме 4000 руб. подлежат возложению на ООО "Межрегионгаз" в соответствии с положениями ст. 110 и ст. 112 АПК РФ.
Учитывая вышеизложенное и руководствуясь ст. ст. 2, 3, 8, 21, 31, 32, 44 - 46, 69, 70, 75, 333.21, 333.22 и 333.37 Налогового кодекса РФ, ст. ст. 49, 64 - 69, 71, 75, 110, 112, 167 - 170, 180, 197 - 201 АПК РФ, суд
РЕШИЛ:
в удовлетворении требований ООО "Межрегионгаз" о признании незаконными действий Межрайонной инспекции ФНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам Московской области, выразившихся в направлении требования N 1033 об уплате налога по состоянию на 06.06.2005, начислении пени за период с 01.04.2005 по 01.06.2005 и принятии решения за N 606 от 07.07.2005 о взыскании налога, сбора, а также пени за счет денежных средств налогоплательщика (плательщика сборов), организации или налогового агента, организации на счетах в банках, проверенных на соответствие Налоговому кодексу РФ, отказать.
Решение арбитражного суда может быть обжаловано в месячный срок в арбитражный суд апелляционной инстанции.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)