Судебные решения, арбитраж
Налог на игорный бизнес
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе
председательствующего Глазыриной Т.Ю.,
судей Анненковой Г.В., Токмаковой А.Н.
рассмотрел в судебном заседании жалобу общества с ограниченной ответственностью "Игросервис-У" (далее - общество, налогоплательщик) на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 25.07.2007 по делу N А07-5158/07.
В судебном заседании принял участие представитель общества - Рудявко О.А. (доверенность от 07.02.2007 N 1).
Представители Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 31 по Республике Башкортостан (далее - инспекция, налоговый орган), надлежащим образом извещенной о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились.
Общество обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением о признании незаконным отказа инспекции произвести возврат излишне исчисленного и уплаченного налога на игорный бизнес за период с 01.01.2004 по 30.04.2005 в сумме 3451500 руб. и возврате указанной суммы из бюджета.
Решением суда от 25.07.2007 (судья Давлеткулова Г.А.) заявленные требования общества удовлетворены частично. Признан незаконным отказ инспекции в возврате излишне уплаченного налога на игорный бизнес в сумме 2293500 руб., инспекция обязана осуществить возврат обществу излишне уплаченного налога на игорный бизнес в сумме 2293500 руб. В остальной части заявленных требований обществу отказано.
В апелляционном суде решение не обжаловалось.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, общество просит решение суда отменить в части отказа в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на нарушение судом ст. 9 Федерального закона от 14.06.1995 N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 14.06.1995 N 88-ФЗ).
Как следует из материалов дела, общество зарегистрировано в качестве юридического лица 07.05.2001 (свидетельство о государственной регистрации юридического лица серии от 07.05.2001 N 139/2001). За период с 01.01.2004 по 30.04.2005 обществом уплачен налог на игорный бизнес в сумме 3986250 руб. по ставкам, определенным на соответствующий период законом субъекта Российской Федерации.
Общество обратилось в инспекцию с заявлением от 13.02.2007 N 2 о возврате излишне уплаченного налога на игорный бизнес за период с 01.01.2004 по 30.04.2005 в сумме 3451500 руб., полагая, что на основании ст. 9 Федерального закона от 14.06.1995 N 88-ФЗ уплата налога должна была производиться им по ставке 750 руб., установленной на момент его государственной регистрации в качестве юридического лица (07.05.2001).
Инспекция в письме от 27.02.2007 N 01/15-3931 отказала обществу в возврате налога на игорный бизнес, ссылаясь на отсутствие излишней уплаты налога.
Общество, полагая, что отказ инспекции произвести возврат излишне уплаченного налога на игорный бизнес, выраженный в письме от 27.02.2007 N 01/15-3931, нарушает его права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суд частично удовлетворил требования общества, исходя из отсутствия у инспекции правовых оснований для отказа произвести возврат излишне уплаченного налога на игорный бизнес, поскольку общество в соответствии со ст. 9 Федерального закона от 14.06.1995 N 88-ФЗ вправе в течение первых 4 лет деятельности уплачивать налог на игорный бизнес по ставкам, действовавшим на момент его государственной регистрации. При этом судом было указано, что исчисление налога должно производиться по ставке 1500 руб., установленной Законом Республики Башкортостан от 30.07.2001 N 241-3 "О налоге на игорный бизнес" и действовавшей на момент начала деятельности в сфере игорного бизнеса.
Из правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации в Определениях от 01.07.1999 N 111-О, от 05.06.2003 N 277-О, от 04.12.2003 N 445-О, Постановлении от 19.06.2003 N 11-П, следует, что ст. 9 Федерального закона от 14.06.1995 N 88-ФЗ направлена на урегулирование налоговых отношений и гарантирует субъектам малого предпринимательства в течение первых 4 лет деятельности стабильность режима налогообложения в целом, включая неизменность перечня взимаемых налогов и сборов и элементов налогового обязательства по каждому из них. При этом Конституционный Суд Российской Федерации указал, что, установив в абз. 2 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 14.06.1995 N 88-ФЗ период, до истечения которого на субъектов малого предпринимательства не распространяются изменения налогового законодательства, создающие для них менее благоприятные условия, законодатель воспользовался своим дискреционным полномочием и в дальнейшем не вправе произвольно отказаться от уже предоставленной юридической гарантии.
Таким образом, гарантии, установленные абз. 2 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 14.06.1995 N 88-ФЗ, распространяются на длящиеся налоговые правоотношения.
Установление субъектом Российской Федерации ставок налога на игорный бизнес в соответствии с гл. 29 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) не изменяет порядок налогообложения общества, начавшего деятельность в сфере игорного бизнеса после вступления в силу указанной главы. Уплата налога на игорный бизнес по измененным ставкам производится налогоплательщиком независимо от того, когда он зарегистрирован в качестве субъекта предпринимательской деятельности.
Согласно п. 1 ст. 366 Кодекса каждый игровой автомат является самостоятельным объектом обложения налогом на игорный бизнес.
В связи с этим с момента регистрации или установки обществом нового игрового автомата у него возникает самостоятельное налоговое обязательство, ранее не существовавшее.
Гарантия неизменности элементов налогового обязательства, предусмотренная абз. 2 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 14.06.1995 N 88-ФЗ и заключающаяся в том, что неизменной остается ставка налога в рамках конкретного налогового обязательства, действующая на момент его возникновения, подлежит применению к длящимся налоговым правоотношениям.
При этом приобретение и использование налогоплательщиком объектов налогообложения после вступления в силу гл. 29 Кодекса порождают новые налоговые правоотношения, не связанные ни по объекту, ни по содержанию с длящимся налоговым правоотношением, на которое распространяется гарантия абз. 2 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 14.06.1995 N 88-ФЗ.
Таким образом, общество имело право на применение налоговой ставки 750 руб., установленной на момент его государственной регистрации в качестве юридического лица (07.05.2001) только в отношении тех объектов налогообложения, которые были установлены до вступления в силу гл. 29 Кодекса.
После вступления в силу указанной нормы уплата налога должна производиться по действующим в налоговом периоде ставкам, в котором был установлен каждый новый объект налогообложения по налогу на игорный бизнес.
Гарантия неизменности элементов налогового обязательства, предусмотренная абз. 2 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 14.06.1995 N 88-ФЗ, подлежит применению к длящимся налоговым правоотношениям, возникшим в период действия указанной нормы, для распространения на налогоплательщика указанных гарантий необходимо установить момент возникновения у него налогового обязательства в отношении каждого объекта обложения налогом на игорный бизнес, а также налоговых обязательств в отношении каждого объекта налогообложения после вступления в силу гл. 29 Кодекса.
Согласно ч. 4 ст. 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном акте, принятом судом первой инстанции, должны быть указаны фактические и иные обстоятельства, установленные судом, а также доказательства, на которых основаны выводы суда об обстоятельствах дела.
Принятый по делу судебный акт не отвечает указанным требованиям, в связи с чем не может быть признан законным и обоснованным.
В силу ч. 2 ст. 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, рассматривающий дело в кассационной инстанции, не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в решении или постановлении либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции.
При указанных обстоятельствах судебный акт подлежит отмене, дело - направлению на новое рассмотрение.
Руководствуясь ст. 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 25.07.2007 по делу N А07-5158/07 отменить.
Направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Башкортостан.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС УРАЛЬСКОГО ОКРУГА ОТ 13.11.2007 N Ф09-9227/07-С3 ПО ДЕЛУ N А07-5158/07
Разделы:Налог на игорный бизнес
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 ноября 2007 г. N Ф09-9227/07-С3
Дело N А07-5158/07
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе
председательствующего Глазыриной Т.Ю.,
судей Анненковой Г.В., Токмаковой А.Н.
рассмотрел в судебном заседании жалобу общества с ограниченной ответственностью "Игросервис-У" (далее - общество, налогоплательщик) на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 25.07.2007 по делу N А07-5158/07.
В судебном заседании принял участие представитель общества - Рудявко О.А. (доверенность от 07.02.2007 N 1).
Представители Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 31 по Республике Башкортостан (далее - инспекция, налоговый орган), надлежащим образом извещенной о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились.
Общество обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением о признании незаконным отказа инспекции произвести возврат излишне исчисленного и уплаченного налога на игорный бизнес за период с 01.01.2004 по 30.04.2005 в сумме 3451500 руб. и возврате указанной суммы из бюджета.
Решением суда от 25.07.2007 (судья Давлеткулова Г.А.) заявленные требования общества удовлетворены частично. Признан незаконным отказ инспекции в возврате излишне уплаченного налога на игорный бизнес в сумме 2293500 руб., инспекция обязана осуществить возврат обществу излишне уплаченного налога на игорный бизнес в сумме 2293500 руб. В остальной части заявленных требований обществу отказано.
В апелляционном суде решение не обжаловалось.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, общество просит решение суда отменить в части отказа в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на нарушение судом ст. 9 Федерального закона от 14.06.1995 N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 14.06.1995 N 88-ФЗ).
Как следует из материалов дела, общество зарегистрировано в качестве юридического лица 07.05.2001 (свидетельство о государственной регистрации юридического лица серии от 07.05.2001 N 139/2001). За период с 01.01.2004 по 30.04.2005 обществом уплачен налог на игорный бизнес в сумме 3986250 руб. по ставкам, определенным на соответствующий период законом субъекта Российской Федерации.
Общество обратилось в инспекцию с заявлением от 13.02.2007 N 2 о возврате излишне уплаченного налога на игорный бизнес за период с 01.01.2004 по 30.04.2005 в сумме 3451500 руб., полагая, что на основании ст. 9 Федерального закона от 14.06.1995 N 88-ФЗ уплата налога должна была производиться им по ставке 750 руб., установленной на момент его государственной регистрации в качестве юридического лица (07.05.2001).
Инспекция в письме от 27.02.2007 N 01/15-3931 отказала обществу в возврате налога на игорный бизнес, ссылаясь на отсутствие излишней уплаты налога.
Общество, полагая, что отказ инспекции произвести возврат излишне уплаченного налога на игорный бизнес, выраженный в письме от 27.02.2007 N 01/15-3931, нарушает его права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суд частично удовлетворил требования общества, исходя из отсутствия у инспекции правовых оснований для отказа произвести возврат излишне уплаченного налога на игорный бизнес, поскольку общество в соответствии со ст. 9 Федерального закона от 14.06.1995 N 88-ФЗ вправе в течение первых 4 лет деятельности уплачивать налог на игорный бизнес по ставкам, действовавшим на момент его государственной регистрации. При этом судом было указано, что исчисление налога должно производиться по ставке 1500 руб., установленной Законом Республики Башкортостан от 30.07.2001 N 241-3 "О налоге на игорный бизнес" и действовавшей на момент начала деятельности в сфере игорного бизнеса.
Из правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации в Определениях от 01.07.1999 N 111-О, от 05.06.2003 N 277-О, от 04.12.2003 N 445-О, Постановлении от 19.06.2003 N 11-П, следует, что ст. 9 Федерального закона от 14.06.1995 N 88-ФЗ направлена на урегулирование налоговых отношений и гарантирует субъектам малого предпринимательства в течение первых 4 лет деятельности стабильность режима налогообложения в целом, включая неизменность перечня взимаемых налогов и сборов и элементов налогового обязательства по каждому из них. При этом Конституционный Суд Российской Федерации указал, что, установив в абз. 2 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 14.06.1995 N 88-ФЗ период, до истечения которого на субъектов малого предпринимательства не распространяются изменения налогового законодательства, создающие для них менее благоприятные условия, законодатель воспользовался своим дискреционным полномочием и в дальнейшем не вправе произвольно отказаться от уже предоставленной юридической гарантии.
Таким образом, гарантии, установленные абз. 2 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 14.06.1995 N 88-ФЗ, распространяются на длящиеся налоговые правоотношения.
Установление субъектом Российской Федерации ставок налога на игорный бизнес в соответствии с гл. 29 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) не изменяет порядок налогообложения общества, начавшего деятельность в сфере игорного бизнеса после вступления в силу указанной главы. Уплата налога на игорный бизнес по измененным ставкам производится налогоплательщиком независимо от того, когда он зарегистрирован в качестве субъекта предпринимательской деятельности.
Согласно п. 1 ст. 366 Кодекса каждый игровой автомат является самостоятельным объектом обложения налогом на игорный бизнес.
В связи с этим с момента регистрации или установки обществом нового игрового автомата у него возникает самостоятельное налоговое обязательство, ранее не существовавшее.
Гарантия неизменности элементов налогового обязательства, предусмотренная абз. 2 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 14.06.1995 N 88-ФЗ и заключающаяся в том, что неизменной остается ставка налога в рамках конкретного налогового обязательства, действующая на момент его возникновения, подлежит применению к длящимся налоговым правоотношениям.
При этом приобретение и использование налогоплательщиком объектов налогообложения после вступления в силу гл. 29 Кодекса порождают новые налоговые правоотношения, не связанные ни по объекту, ни по содержанию с длящимся налоговым правоотношением, на которое распространяется гарантия абз. 2 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 14.06.1995 N 88-ФЗ.
Таким образом, общество имело право на применение налоговой ставки 750 руб., установленной на момент его государственной регистрации в качестве юридического лица (07.05.2001) только в отношении тех объектов налогообложения, которые были установлены до вступления в силу гл. 29 Кодекса.
После вступления в силу указанной нормы уплата налога должна производиться по действующим в налоговом периоде ставкам, в котором был установлен каждый новый объект налогообложения по налогу на игорный бизнес.
Гарантия неизменности элементов налогового обязательства, предусмотренная абз. 2 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 14.06.1995 N 88-ФЗ, подлежит применению к длящимся налоговым правоотношениям, возникшим в период действия указанной нормы, для распространения на налогоплательщика указанных гарантий необходимо установить момент возникновения у него налогового обязательства в отношении каждого объекта обложения налогом на игорный бизнес, а также налоговых обязательств в отношении каждого объекта налогообложения после вступления в силу гл. 29 Кодекса.
Согласно ч. 4 ст. 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном акте, принятом судом первой инстанции, должны быть указаны фактические и иные обстоятельства, установленные судом, а также доказательства, на которых основаны выводы суда об обстоятельствах дела.
Принятый по делу судебный акт не отвечает указанным требованиям, в связи с чем не может быть признан законным и обоснованным.
В силу ч. 2 ст. 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, рассматривающий дело в кассационной инстанции, не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в решении или постановлении либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции.
При указанных обстоятельствах судебный акт подлежит отмене, дело - направлению на новое рассмотрение.
Руководствуясь ст. 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 25.07.2007 по делу N А07-5158/07 отменить.
Направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Башкортостан.
Председательствующий
ГЛАЗЫРИНА Т.Ю.
Судьи
АННЕНКОВА Г.В.
ТОКМАКОВА А.Н.
ГЛАЗЫРИНА Т.Ю.
Судьи
АННЕНКОВА Г.В.
ТОКМАКОВА А.Н.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)