Судебные решения, арбитраж
Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
от 8 февраля 2001 года Дело N Ф08-171/2001
Федеральный арбитражный суд Северо - Кавказского округа в отсутствие в судебном заседании представителей ОАО "ЭМК - Атоммаш", Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Волгодонску Ростовской области (далее - Инспекция МНС России), Волгодонская городская Дума, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, рассмотрев кассационную жалобу Инспекции МНС России на решение Арбитражного суда Ростовской области от 25.10.2000 по делу N А53-9766/2000-С5-34, установил следующее.
Решением арбитражного суда удовлетворен иск ОАО "ЭМК - Атоммаш" о признании недействительным решения Инспекции МНС России по г. Волгодонску от 02.08.99 N 027 о взыскании с истца 3006402 руб. 40 коп. недоимки по земельному налогу за 1997 - 1998 годы.
Законность и обоснованность решения арбитражного суда в апелляционной инстанции не проверялись.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечена Волгодонская городская Дума.
В кассационной жалобе на решение арбитражного суда Инспекция МНС России просит судебный акт отменить как принятый с нарушением норм материального и процессуального права, поскольку решение об отнесении г. Волгодонска к категории "городов с развитым социально - культурным потенциалом" принято полномочным органом местного самоуправления, данное решение органа местного самоуправления в соответствии с действующим в 1993 году законодательством опубликованию не подлежало. ОАО "ЭМК - Атоммаш" заявлено ходатайство об отложении рассмотрения дела в связи с болезнью представителя. Кассационная инстанция отклонила указанное ходатайство, поскольку не считает причины, указанные заявителем, уважительными. Суд кассационной инстанции рассматривает дело в соответствии со статьей 174 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на основании имеющихся в материалах дела документов.
Изучив материалы дела, Федеральный арбитражный суд Северо - Кавказского округа считает решение суда подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, Инспекцией МНС России 16.04.98 и 30.06.98 проведены две камеральные налоговые проверки ОАО "ЭМК - Атоммаш" по вопросам правильности исчисления и уплаты земельного налога в 1997 и 1998 годах, о чем составлены акты проверки от 16.04.98 и 30.06.98. Проверками установлена неполная уплата налогоплательщиком в 1997 и 1998 годах земельного налога.
02.08.99 Инспекцией МНС России принято решение в форме постановления N 027 о взыскании с налогоплательщика недоимки по земельному налогу в размере 1711833 руб. 40 коп. за 1997 год и 1294569 руб. за 1998 год, на общую сумму 3006402 руб. 40 коп.
12.08.99 Инспекция МНС России направила ОАО "ЭМК - Атоммаш" требование N 029 об уплате 3006402 руб. недоимки, однако срок добровольной уплаты недоимки по налогу не установлен.
Налогоплательщик в добровольном порядке сумму недоимки не уплатил, обжаловав решение налогового органа в арбитражный суд.
Предметом доказывания по настоящему делу являются: установление нормативных правовых актов, которыми регулировалась уплата земельного налога в 1997 - 1998 годах в г. Волгодонске; наличие у ОАО "ЭМК - Атоммаш" обязанности по уплате земельного налога в 1997 - 1998 годах и размер подлежащего уплате налога; в каком размере земельный налог уплачен и имеется ли задолженность; соблюден ли налоговым органом порядок проверки налогоплательщика и вынесения решения.
Согласно статье 1 Федерального закона "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - Вводной закон) с 01.01.99 введена часть первая Налогового кодекса Российской Федерации за исключением положений, для которых Вводным законом установлены иные сроки.
Как следует из статьи 2 названного Закона, с 01.01.99 признан утратившим силу Закон Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" (далее - Закон "Об основах налоговой системы") за исключением пункта 2 статьи 18 и статей 19, 20 и 21.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 1 статьи 21 Закона РФ "Об основах налоговой системы" земельный налог отнесен к местным налогам, порядок зачисления поступлений по которому в соответствующий бюджет определяется законодательством о земле. Пунктом 2 названной статьи предусмотрено, что земельный налог устанавливается законодательными актами Российской Федерации и взимается на всей ее территории, а конкретные ставки этого налога определяются законодательными актами республик в составе Российской Федерации или решениями органов государственной власти краев, областей, автономной области, автономных округов, районов, городов и иных административно - территориальных образований, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Статьей 1 Закона Российской Федерации "О плате за землю" установлено, что использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы являются: земельный налог, арендная плата, нормативная цена земли. В статье 3 указано, что размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности собственников земли, землевладельцев, землепользователей и устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год. Согласно статье 16 земельный налог исчисляется и уплачивается юридическими лицами.
В соответствии со статьей 8 Закона РФ "О плате за землю" и пунктом 2 статьи 21 Закона "Об основах налоговой системы" налог на городские (поселковые) земли определяется перечисленными в пункте 2 статьи 21 Закона "Об основах ..." органами на основе средних ставок, предусмотренных в приложении 2 (таблицы 1, 2, 3) к Закону "О плате за землю". Средние ставки дифференцируются по местоположению и зонам различной градостроительной ценности органами местного самоуправления городов. Границы зон определяются в соответствии с экономической оценкой территории и генеральными планами городов.
Установленные Законом "О плате за землю" средние ставки земельного налога применяются с учетом индексации (поправочных коэффициентов), определяемой федеральными нормативными актами. Соответственно индексируются на основании федеральных нормативных актов и конкретные ставки налогов, определенные вышеперечисленными уполномоченными органами на основе средних ставок.
При установлении перечня нормативных правовых актов, которыми регулировалась уплата земельного налога в 1997 - 1998 годах в г. Волгодонске, необходимо было выяснить, действовало ли решение Малого Совета Волгодонского городского Совета народных депутатов Ростовской области от 29.09.92 N 161 в указанный период.
В решении Малого Совета Волгодонского городского Совета от 29.09.92 N 161, которым г. Волгодонск отнесен к городам с развитым социально - культурным потенциалом и установлен коэффициент 2,2 увеличения средней ставки земельного налога согласно статье 8 Закона "О плате за землю", определен срок действия данного нормативного акта - "на 1992 год". В материалах дела отсутствуют доказательства того, что действие вышеуказанного дифференцирующего коэффициента распространено на 1997 - 1998 годы.
Данного обстоятельства достаточно, чтобы признать незаконным применение налоговым органом дифференцирующего коэффициента 2,2 к отношениям по уплате земельного налога в г. Волгодонске в 1997 - 1998 годах. Таким образом, арбитражный суд обоснованно пришел к выводу о недействительности постановления Инспекции МНС России от 02.08.99 N 027.
Кроме того, арбитражный суд правомерно указал на то обстоятельство, что решение Малого Совета Волгодонского городского Совета от 29.09.92 N 161 является нормативным правовым актом, который вступает в силу после официального опубликования. Последствием неопубликования решения N 161 является невозможность применения установленного им дифференцирующего коэффициента к отношениям по уплате земельного налога в спорный период - 1997 и 1998 годы.
В то же время подлежит отклонению довод ОАО "ЭМК - Атоммаш" о том, что установление Малым Советом Волгодонского городского Совета коэффициента увеличения средней ставки земельного налога осуществлено с превышением полномочий.
Согласно статье 21 Закона "Об основах налоговой системы" земельный налог относится к местным налогам и устанавливается местными органами представительной власти. Принятие решения о размере дифференцирующего коэффициента осуществлено Малым Советом Волгодонского городского Совета без превышения своих полномочий, поскольку пунктом 5 Постановления Верховного Совета РСФСР N 1551-1 от 06.07.91 "О порядке введения в действие Закона РСФСР "О местном самоуправлении в РСФСР" предусмотрено, что до проведения выборов в местные Советы народных депутатов нового созыва районные, городские, районные в городах Советы должны избрать из своего состава Малый Совет, который в период между сессиями осуществляет полномочия соответствующего местного Совета, за исключением предусмотренных пунктами "б", "к" статьи 17 Закона "О местном самоуправлении в РСФСР" (при этом вопросы установления местных налогов не подпадают под действие этих пунктов статьи 17).
Однако установленный в решении N 161 полномочным органом представительной власти дифференцирующий коэффициент не может применяться при расчетах земельного налога в г. Волгодонске в 1997 - 1998 годах по указанным выше обстоятельствам: установление определенного периода действия дифференцирующего коэффициента (в 1992 году); неопубликование решения Малого Совета Волгодонского городского Совета от 29.09.92 N 161.
Тем самым, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для изменения или отмены обжалуемого решения арбитражного суда.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 171, 174, 175 (пункт 1), 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо - Кавказского округа
решение Арбитражного суда Ростовской области от 25.10.2000 по делу N А53-9766/2000-С5-34 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и обжалованию не подлежит.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА ОТ 08.02.2001 N Ф08-171/2001
Разделы:Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО - КАВКАЗСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности
и обоснованности решений (постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу
от 8 февраля 2001 года Дело N Ф08-171/2001
Федеральный арбитражный суд Северо - Кавказского округа в отсутствие в судебном заседании представителей ОАО "ЭМК - Атоммаш", Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Волгодонску Ростовской области (далее - Инспекция МНС России), Волгодонская городская Дума, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, рассмотрев кассационную жалобу Инспекции МНС России на решение Арбитражного суда Ростовской области от 25.10.2000 по делу N А53-9766/2000-С5-34, установил следующее.
Решением арбитражного суда удовлетворен иск ОАО "ЭМК - Атоммаш" о признании недействительным решения Инспекции МНС России по г. Волгодонску от 02.08.99 N 027 о взыскании с истца 3006402 руб. 40 коп. недоимки по земельному налогу за 1997 - 1998 годы.
Законность и обоснованность решения арбитражного суда в апелляционной инстанции не проверялись.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечена Волгодонская городская Дума.
В кассационной жалобе на решение арбитражного суда Инспекция МНС России просит судебный акт отменить как принятый с нарушением норм материального и процессуального права, поскольку решение об отнесении г. Волгодонска к категории "городов с развитым социально - культурным потенциалом" принято полномочным органом местного самоуправления, данное решение органа местного самоуправления в соответствии с действующим в 1993 году законодательством опубликованию не подлежало. ОАО "ЭМК - Атоммаш" заявлено ходатайство об отложении рассмотрения дела в связи с болезнью представителя. Кассационная инстанция отклонила указанное ходатайство, поскольку не считает причины, указанные заявителем, уважительными. Суд кассационной инстанции рассматривает дело в соответствии со статьей 174 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на основании имеющихся в материалах дела документов.
Изучив материалы дела, Федеральный арбитражный суд Северо - Кавказского округа считает решение суда подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, Инспекцией МНС России 16.04.98 и 30.06.98 проведены две камеральные налоговые проверки ОАО "ЭМК - Атоммаш" по вопросам правильности исчисления и уплаты земельного налога в 1997 и 1998 годах, о чем составлены акты проверки от 16.04.98 и 30.06.98. Проверками установлена неполная уплата налогоплательщиком в 1997 и 1998 годах земельного налога.
02.08.99 Инспекцией МНС России принято решение в форме постановления N 027 о взыскании с налогоплательщика недоимки по земельному налогу в размере 1711833 руб. 40 коп. за 1997 год и 1294569 руб. за 1998 год, на общую сумму 3006402 руб. 40 коп.
12.08.99 Инспекция МНС России направила ОАО "ЭМК - Атоммаш" требование N 029 об уплате 3006402 руб. недоимки, однако срок добровольной уплаты недоимки по налогу не установлен.
Налогоплательщик в добровольном порядке сумму недоимки не уплатил, обжаловав решение налогового органа в арбитражный суд.
Предметом доказывания по настоящему делу являются: установление нормативных правовых актов, которыми регулировалась уплата земельного налога в 1997 - 1998 годах в г. Волгодонске; наличие у ОАО "ЭМК - Атоммаш" обязанности по уплате земельного налога в 1997 - 1998 годах и размер подлежащего уплате налога; в каком размере земельный налог уплачен и имеется ли задолженность; соблюден ли налоговым органом порядок проверки налогоплательщика и вынесения решения.
Согласно статье 1 Федерального закона "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - Вводной закон) с 01.01.99 введена часть первая Налогового кодекса Российской Федерации за исключением положений, для которых Вводным законом установлены иные сроки.
Как следует из статьи 2 названного Закона, с 01.01.99 признан утратившим силу Закон Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" (далее - Закон "Об основах налоговой системы") за исключением пункта 2 статьи 18 и статей 19, 20 и 21.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 1 статьи 21 Закона РФ "Об основах налоговой системы" земельный налог отнесен к местным налогам, порядок зачисления поступлений по которому в соответствующий бюджет определяется законодательством о земле. Пунктом 2 названной статьи предусмотрено, что земельный налог устанавливается законодательными актами Российской Федерации и взимается на всей ее территории, а конкретные ставки этого налога определяются законодательными актами республик в составе Российской Федерации или решениями органов государственной власти краев, областей, автономной области, автономных округов, районов, городов и иных административно - территориальных образований, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Статьей 1 Закона Российской Федерации "О плате за землю" установлено, что использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы являются: земельный налог, арендная плата, нормативная цена земли. В статье 3 указано, что размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности собственников земли, землевладельцев, землепользователей и устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год. Согласно статье 16 земельный налог исчисляется и уплачивается юридическими лицами.
В соответствии со статьей 8 Закона РФ "О плате за землю" и пунктом 2 статьи 21 Закона "Об основах налоговой системы" налог на городские (поселковые) земли определяется перечисленными в пункте 2 статьи 21 Закона "Об основах ..." органами на основе средних ставок, предусмотренных в приложении 2 (таблицы 1, 2, 3) к Закону "О плате за землю". Средние ставки дифференцируются по местоположению и зонам различной градостроительной ценности органами местного самоуправления городов. Границы зон определяются в соответствии с экономической оценкой территории и генеральными планами городов.
Установленные Законом "О плате за землю" средние ставки земельного налога применяются с учетом индексации (поправочных коэффициентов), определяемой федеральными нормативными актами. Соответственно индексируются на основании федеральных нормативных актов и конкретные ставки налогов, определенные вышеперечисленными уполномоченными органами на основе средних ставок.
При установлении перечня нормативных правовых актов, которыми регулировалась уплата земельного налога в 1997 - 1998 годах в г. Волгодонске, необходимо было выяснить, действовало ли решение Малого Совета Волгодонского городского Совета народных депутатов Ростовской области от 29.09.92 N 161 в указанный период.
В решении Малого Совета Волгодонского городского Совета от 29.09.92 N 161, которым г. Волгодонск отнесен к городам с развитым социально - культурным потенциалом и установлен коэффициент 2,2 увеличения средней ставки земельного налога согласно статье 8 Закона "О плате за землю", определен срок действия данного нормативного акта - "на 1992 год". В материалах дела отсутствуют доказательства того, что действие вышеуказанного дифференцирующего коэффициента распространено на 1997 - 1998 годы.
Данного обстоятельства достаточно, чтобы признать незаконным применение налоговым органом дифференцирующего коэффициента 2,2 к отношениям по уплате земельного налога в г. Волгодонске в 1997 - 1998 годах. Таким образом, арбитражный суд обоснованно пришел к выводу о недействительности постановления Инспекции МНС России от 02.08.99 N 027.
Кроме того, арбитражный суд правомерно указал на то обстоятельство, что решение Малого Совета Волгодонского городского Совета от 29.09.92 N 161 является нормативным правовым актом, который вступает в силу после официального опубликования. Последствием неопубликования решения N 161 является невозможность применения установленного им дифференцирующего коэффициента к отношениям по уплате земельного налога в спорный период - 1997 и 1998 годы.
В то же время подлежит отклонению довод ОАО "ЭМК - Атоммаш" о том, что установление Малым Советом Волгодонского городского Совета коэффициента увеличения средней ставки земельного налога осуществлено с превышением полномочий.
Согласно статье 21 Закона "Об основах налоговой системы" земельный налог относится к местным налогам и устанавливается местными органами представительной власти. Принятие решения о размере дифференцирующего коэффициента осуществлено Малым Советом Волгодонского городского Совета без превышения своих полномочий, поскольку пунктом 5 Постановления Верховного Совета РСФСР N 1551-1 от 06.07.91 "О порядке введения в действие Закона РСФСР "О местном самоуправлении в РСФСР" предусмотрено, что до проведения выборов в местные Советы народных депутатов нового созыва районные, городские, районные в городах Советы должны избрать из своего состава Малый Совет, который в период между сессиями осуществляет полномочия соответствующего местного Совета, за исключением предусмотренных пунктами "б", "к" статьи 17 Закона "О местном самоуправлении в РСФСР" (при этом вопросы установления местных налогов не подпадают под действие этих пунктов статьи 17).
Однако установленный в решении N 161 полномочным органом представительной власти дифференцирующий коэффициент не может применяться при расчетах земельного налога в г. Волгодонске в 1997 - 1998 годах по указанным выше обстоятельствам: установление определенного периода действия дифференцирующего коэффициента (в 1992 году); неопубликование решения Малого Совета Волгодонского городского Совета от 29.09.92 N 161.
Тем самым, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для изменения или отмены обжалуемого решения арбитражного суда.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 171, 174, 175 (пункт 1), 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо - Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 25.10.2000 по делу N А53-9766/2000-С5-34 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и обжалованию не подлежит.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)