Судебные решения, арбитраж
Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 14.09.2010.
Полный текст постановления изготовлен 17.09.2010.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Кировскому району г. Казани,
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 09.02.2010 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.05.2010,
по делу N А65-27977/2009
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Рисар", г. Казань, Республика Татарстан, к Инспекции Федеральной налоговой службы по Кировскому району г. Казани, третьи лица: Управление Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан, г. Казань, Территориальная профсоюзная организация межрегионального профсоюза работников сферы производства товарной продукции и услуг Республики Татарстан (Татпромпроф), г. Казань, о признании недействительными ненормативных правовых актов.
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Рисар", г. Казань (далее - заявитель, общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по Кировскому району г. Казани (далее - ответчик, налоговый орган), Управлению Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан (далее - УФНС РФ по РТ, управление) о признании частично недействительными решения от 30.06.2009 N 28, решения от 11.09.2009 N 614, требования N 1589 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 25.09.2009 на сумму 1 101 850,02 руб.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 09.02.2010 требования заявителя удовлетворены.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.05.2010 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе налоговый орган просит состоявшиеся судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт, указывая на неправильное применение судами предыдущих инстанций норм материального права и на несоответствие выводов, изложенных в обжалуемых судебных актах, обстоятельствам дела.
В отзыве на кассационную жалобу Общество просит оставить судебные акты без изменения, ссылаясь на их законность и обоснованность.
Выслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, изучив материалы, обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, проверив в порядке, установленном статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела, налоговым органом была проведена выездная налоговая проверка заявителя, по результатам которой принят акт налоговой проверки от 05.06.2009 N 27 и с учетом представленных налогоплательщиком возражений на акт проверки, налоговым органом принято решение от 30.06.2009 N 28 о привлечении заявителя к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) за неуплату единого социального налога (далее - ЕСН) в виде штрафа в размере 194 900,19 руб.; по статье 123 НК РФ за не уплату налога на доходы физических лиц (далее - НДФЛ) в виде штрафа в сумме 108 740,80 руб., с предложением заявителю уплатить суммы НДФЛ в размере 543 704 руб. и пени в сумме 125 624,42 руб., ЕСН в размере 974 501,05 руб. и пени в сумме 224 800,68 руб., страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в сумме 524 674,44 руб. и пени в сумме 118 566,84 руб.
Основанием для доначисления налогов, пеней и налоговых санкций послужил вывод налогового органа о безосновательности назначения компенсационных выплат по рекомендациям профсоюзной экспертизы условий труда.
Заявитель указанное решение налогового органа обжаловал в вышестоящий налоговый орган, путем подачи апелляционной жалобы. Решением УФНС России по РТ от 11.09.2009 N 614 апелляционная жалоба заявителя удовлетворена частично, решение налогового органа изменено, с изложением резолютивной части решения от 30.06.2009 N 28 в следующей редакции: привлечь заявителя к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ за неуплату ЕСН в виде штрафа в размере 98 618,66 руб.; по статье 123 НК РФ за не уплату НДФЛ в виде штрафа в сумме 60 813 руб.; доначислить НДФЛ в размере 304 065 руб. и пени в сумме 56 489,75 руб., ЕСН в размере 493 093,41 руб. и пени в сумме 88 770,20 руб., страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в сумме 266 602,01 руб. и пени в сумме 46 451,92 руб.
Заявитель, не согласившись решением налогового органа, обратился в Арбитражный суд Республики Татарстан с настоящим заявлением.
Удовлетворяя требования заявителя, суды правомерно исходили из следующего.
Согласно статьям 209 и 210 НК РФ объектом обложения НДФЛ признается доход, полученный налогоплательщиками. При определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 НК РФ.
В соответствии с пунктом 3 статьи 217 НК РФ не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) все виды установленных действующим законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных законодательством Российской Федерации), связанных с исполнением налогоплательщиком трудовых обязанностей (включая переезд на работу в другую местность и возмещение командировочных расходов).
В соответствии с пунктом 1 статьи 236, пунктом 1 статьи 237 НК РФ объектом налогообложения для организаций признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям), а также по авторским договорам. Налоговая база организаций определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, перечисленных в пункте 1 статьи 236 Кодекса, начисленных налогоплательщиками за налоговый период в пользу физических лиц. При определении налоговой базы учитываются любые выплаты и вознаграждения (за исключением сумм, указанных в статье 238 настоящего Кодекса), вне зависимости от формы, в которой осуществляются данные выплаты.
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 238 НК РФ не подлежат обложению ЕСН все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей (в том числе переезд на работу в другую местность и возмещение командировочных расходов).
Согласно статье 146 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) оплата труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными, опасными и иными особыми условиями труда, производится в повышенном размере. В повышенном размере оплачивается также труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями.
Согласно статье 147 ТК РФ оплата труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, устанавливается в повышенном размере по сравнению с тарифными ставками (окладами), установленными для различных видов работ с нормальными условиями труда, но не ниже размеров, установленных законами и иными нормативными правовыми актами.
Перечень тяжелых работ, работ с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда определяется Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Повышение заработной платы по указанным основаниям производится по результатам аттестации рабочих мест. Конкретные размеры повышенной заработной платы устанавливаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников либо коллективным договором, трудовым договором.
Суды первой и апелляционной инстанций, пришли к обоснованному выводу, что выплаты, установленные статьями 146, 147 ТК РФ, являются составной частью заработной платы работников и не имеют отношения к выплатам, предусмотренным пунктом 3 статьи 217 и подпунктами 2 пункта 1 статьи 238 НК РФ.
В соответствии со статьей 164 ТК РФ компенсации - это денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных предусмотренных федеральным законом обязанностей.
Статья 165 ТК РФ предусматривает возможность предоставления работникам дополнительных компенсаций, в том числе в случаях, определенных Трудовым кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами. При предоставлении компенсаций соответствующие выплаты производятся за счет средств работодателя.
В статье 210 ТК РФ указан самостоятельный вид компенсаций за тяжелую работу и работу с вредными и (или) опасными условиями труда. Целью установления такой компенсации является возмещение работнику повышенных физических, умственных и эмоциональных нагрузок, приводящих к ухудшению его здоровья.
Согласно статье 219 ТК РФ (в редакции, действовавшей в проверяемый период) каждый работник имеет право на компенсации, установленные законом, коллективным договором, соглашением, трудовым договором, если он занят на тяжелых работах и работах с вредными и (или) опасными условиями труда.
Указанные выплаты производятся работнику в качестве компенсации его затрат, связанных с исполнением трудовых обязанностей и не подлежат налогообложению на основании пункта 3 статьи 217 и подпункта 2 пункта 1 статьи 238 НК РФ.
Правомерность выплаты заявителем своим работникам компенсаций подтверждена локальным соглашением по охране труда между работодателем и работниками заявителя, коллективным договором о регулировании социально-трудовых отношений между работодателем и наемными работниками организации, дополнениями к локальному соглашению 2007 - 2008 годах, согласно которым на работодателя возлагается обязанность обеспечить работникам, работающим на рабочих местах с неблагоприятными условиями труда, оплату труда в повышенном размере (в виде доплат к тарифу (окладу) и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, неустранимыми при современном техническом уровне и организации труда.
Судами установлено, что перечни и ведомости рабочих мест с вредными и/или опасными условиями труда, на которых установлена оплата труда в повышенном размере и компенсации за вредные условия труда, неустранимые при современном техническом уровне производства и организации труда составлены на основании результатов независимой экспертизы условий труда, проведенной профсоюзными инспекторами охраны труда Паласухиным В.В., Закировой Г.Г., Бакуниной Т.О., Хисамутдиновой Т.Р. Татпромпроф.
В соответствии с данными результатов экспертизы, доплаты, предусмотренные статьями 146 - 147 ТК РФ, составляют в обществе 4 - 12% от тарифной ставки (должностного оклада), а размер компенсации, установленной статьей 219 ТК РФ, согласован в конкретной денежной сумме.
Указанные компенсации выплачивались на основании приказов о выплате заработной платы. В 2006-2008 годах условия предоставления компенсаций работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда, законодательно не были установлены. Постановление Министерства труда Российской Федерации от 14.03.1997 N 12 "О порядке проведения аттестации рабочих мест по условиям труда" определяет порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, а не порядок установления компенсационных выплат работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда.
В соответствии со статьей 219 ТК РФ (в редакции Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ) размеры компенсаций работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда, и условия их предоставления устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Правительством Российской Федерации порядок и условия предоставления компенсационных выплат не разработаны, однако в соответствии со статьей 370 ТК РФ профсоюзные инспекторы труда, уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов имеют право проводить независимую экспертизу условий труда и обеспечения безопасности работников.
Согласно разъяснениям Федеральной службы по труду и занятости, изложенным в письмах от 14.12.2004 N 1026-3/10 и от 06.04.2006 N 855-3-1, а также позиции Министерства финансов Российской Федерации, изложенной в письме от 03.04.2007 N 03-04-06-02/57, основанием для включения в коллективный договор положений о доплатах и компенсациях служат как результаты аттестации, так и результаты независимой экспертизы.
Судебными инстанциями установлено, что Татпромпроф, являющийся территориальной организацией Общероссийского объединения профсоюзов "Российского объединения социальных технологий" провело независимую экспертизу условий труда на рабочих местах заявителя. Результаты экспертизы изложены в актах от 11.09.2007 N РОСТ.ТПП-16-1-19, от 06.06.2008 N РОСТ.ТПП-16-2-19, от 19.03.2007 г. N ТПП-16-1-18 и от 22.09.2008 N РОСТ.ТПП-16-2-19, к которым приложены перечни рабочих мест с вредными условиями труда, в том числе неустранимыми при современном техническом уровне производства и организации труда. Обществу предложено, в частности, установить компенсации и доплаты работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, неустранимыми при современном техническом уровне производства и организации труда.
Полномочия профсоюзных органов и уполномоченных ими лиц по охране труда определяются статьей 370 ТК РФ, статьями 19, 20 Федерального закона от 12.01.1996 N 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности", статья 22 Федерального закона от 17.07.1999 N 181-ФЗ "Об основах охраны труда в Российской Федерации". Одним из наиболее важных полномочий профсоюзных инспекторов является их право самостоятельно проводить независимую экспертизу условий труда и обеспечения безопасности работников, которое закреплено в абзаце 3 статьи 370 ТК РФ, в абзаце 3 пункта 2 статьи 22 Федерального закона N 181-ФЗ.
Кроме того, в соответствии с пунктом 1.5 Положения о профсоюзной инспекции труда одной из основных задач профсоюзной инспекции является проведение независимой экспертизы условий труда и обеспечения безопасности работников организаций. Согласно п. 4.1 названного Положения независимая экспертиза условий труда проводится в организациях, в которых действуют профсоюзные организации профсоюзов.
Материалами дела подтверждается, что в обществе создана и действует первичная профсоюзная организация, что подтверждается приказом N 31 от 12.03.2007 и протоколом учредительного собрания первичной профсоюзной организации работников общества.
В связи с чем суды обоснованно пришли к выводу, что профсоюзные инспекторы Татпромпроф имели право проводить независимую экспертизу условий труда и обеспечения безопасности работников на рабочих местах общества.
При таких обстоятельствах, суды правомерно удовлетворили требования заявителя.
Все доводы кассационной жалобы были предметом исследования судов первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка. В соответствии со статьями 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная инстанция не имеет полномочий исследовать и устанавливать новые обстоятельства дела, а также не вправе переоценивать доказательства, которые были предметом исследования в суде первой и апелляционной инстанций.
Иных выводов, основанных на доказательственной базе, опровергающих установленные судом обстоятельства и выводы, в кассационной жалобе не приведено.
При таких обстоятельствах у суда кассационной инстанции отсутствуют правовые основания для отмены обжалуемых судебных актов.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 09.02.2010 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.05.2010 по делу N А65-27977/2009 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 17.09.2010 ПО ДЕЛУ N А65-27977/2009
Разделы:Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 сентября 2010 г. по делу N А65-27977/2009
Резолютивная часть постановления объявлена 14.09.2010.
Полный текст постановления изготовлен 17.09.2010.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Кировскому району г. Казани,
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 09.02.2010 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.05.2010,
по делу N А65-27977/2009
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Рисар", г. Казань, Республика Татарстан, к Инспекции Федеральной налоговой службы по Кировскому району г. Казани, третьи лица: Управление Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан, г. Казань, Территориальная профсоюзная организация межрегионального профсоюза работников сферы производства товарной продукции и услуг Республики Татарстан (Татпромпроф), г. Казань, о признании недействительными ненормативных правовых актов.
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Рисар", г. Казань (далее - заявитель, общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по Кировскому району г. Казани (далее - ответчик, налоговый орган), Управлению Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан (далее - УФНС РФ по РТ, управление) о признании частично недействительными решения от 30.06.2009 N 28, решения от 11.09.2009 N 614, требования N 1589 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 25.09.2009 на сумму 1 101 850,02 руб.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 09.02.2010 требования заявителя удовлетворены.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.05.2010 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе налоговый орган просит состоявшиеся судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт, указывая на неправильное применение судами предыдущих инстанций норм материального права и на несоответствие выводов, изложенных в обжалуемых судебных актах, обстоятельствам дела.
В отзыве на кассационную жалобу Общество просит оставить судебные акты без изменения, ссылаясь на их законность и обоснованность.
Выслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, изучив материалы, обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, проверив в порядке, установленном статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела, налоговым органом была проведена выездная налоговая проверка заявителя, по результатам которой принят акт налоговой проверки от 05.06.2009 N 27 и с учетом представленных налогоплательщиком возражений на акт проверки, налоговым органом принято решение от 30.06.2009 N 28 о привлечении заявителя к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) за неуплату единого социального налога (далее - ЕСН) в виде штрафа в размере 194 900,19 руб.; по статье 123 НК РФ за не уплату налога на доходы физических лиц (далее - НДФЛ) в виде штрафа в сумме 108 740,80 руб., с предложением заявителю уплатить суммы НДФЛ в размере 543 704 руб. и пени в сумме 125 624,42 руб., ЕСН в размере 974 501,05 руб. и пени в сумме 224 800,68 руб., страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в сумме 524 674,44 руб. и пени в сумме 118 566,84 руб.
Основанием для доначисления налогов, пеней и налоговых санкций послужил вывод налогового органа о безосновательности назначения компенсационных выплат по рекомендациям профсоюзной экспертизы условий труда.
Заявитель указанное решение налогового органа обжаловал в вышестоящий налоговый орган, путем подачи апелляционной жалобы. Решением УФНС России по РТ от 11.09.2009 N 614 апелляционная жалоба заявителя удовлетворена частично, решение налогового органа изменено, с изложением резолютивной части решения от 30.06.2009 N 28 в следующей редакции: привлечь заявителя к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ за неуплату ЕСН в виде штрафа в размере 98 618,66 руб.; по статье 123 НК РФ за не уплату НДФЛ в виде штрафа в сумме 60 813 руб.; доначислить НДФЛ в размере 304 065 руб. и пени в сумме 56 489,75 руб., ЕСН в размере 493 093,41 руб. и пени в сумме 88 770,20 руб., страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в сумме 266 602,01 руб. и пени в сумме 46 451,92 руб.
Заявитель, не согласившись решением налогового органа, обратился в Арбитражный суд Республики Татарстан с настоящим заявлением.
Удовлетворяя требования заявителя, суды правомерно исходили из следующего.
Согласно статьям 209 и 210 НК РФ объектом обложения НДФЛ признается доход, полученный налогоплательщиками. При определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 НК РФ.
В соответствии с пунктом 3 статьи 217 НК РФ не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) все виды установленных действующим законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных законодательством Российской Федерации), связанных с исполнением налогоплательщиком трудовых обязанностей (включая переезд на работу в другую местность и возмещение командировочных расходов).
В соответствии с пунктом 1 статьи 236, пунктом 1 статьи 237 НК РФ объектом налогообложения для организаций признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям), а также по авторским договорам. Налоговая база организаций определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, перечисленных в пункте 1 статьи 236 Кодекса, начисленных налогоплательщиками за налоговый период в пользу физических лиц. При определении налоговой базы учитываются любые выплаты и вознаграждения (за исключением сумм, указанных в статье 238 настоящего Кодекса), вне зависимости от формы, в которой осуществляются данные выплаты.
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 238 НК РФ не подлежат обложению ЕСН все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей (в том числе переезд на работу в другую местность и возмещение командировочных расходов).
Согласно статье 146 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) оплата труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными, опасными и иными особыми условиями труда, производится в повышенном размере. В повышенном размере оплачивается также труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями.
Согласно статье 147 ТК РФ оплата труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, устанавливается в повышенном размере по сравнению с тарифными ставками (окладами), установленными для различных видов работ с нормальными условиями труда, но не ниже размеров, установленных законами и иными нормативными правовыми актами.
Перечень тяжелых работ, работ с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда определяется Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Повышение заработной платы по указанным основаниям производится по результатам аттестации рабочих мест. Конкретные размеры повышенной заработной платы устанавливаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников либо коллективным договором, трудовым договором.
Суды первой и апелляционной инстанций, пришли к обоснованному выводу, что выплаты, установленные статьями 146, 147 ТК РФ, являются составной частью заработной платы работников и не имеют отношения к выплатам, предусмотренным пунктом 3 статьи 217 и подпунктами 2 пункта 1 статьи 238 НК РФ.
В соответствии со статьей 164 ТК РФ компенсации - это денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных предусмотренных федеральным законом обязанностей.
Статья 165 ТК РФ предусматривает возможность предоставления работникам дополнительных компенсаций, в том числе в случаях, определенных Трудовым кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами. При предоставлении компенсаций соответствующие выплаты производятся за счет средств работодателя.
В статье 210 ТК РФ указан самостоятельный вид компенсаций за тяжелую работу и работу с вредными и (или) опасными условиями труда. Целью установления такой компенсации является возмещение работнику повышенных физических, умственных и эмоциональных нагрузок, приводящих к ухудшению его здоровья.
Согласно статье 219 ТК РФ (в редакции, действовавшей в проверяемый период) каждый работник имеет право на компенсации, установленные законом, коллективным договором, соглашением, трудовым договором, если он занят на тяжелых работах и работах с вредными и (или) опасными условиями труда.
Указанные выплаты производятся работнику в качестве компенсации его затрат, связанных с исполнением трудовых обязанностей и не подлежат налогообложению на основании пункта 3 статьи 217 и подпункта 2 пункта 1 статьи 238 НК РФ.
Правомерность выплаты заявителем своим работникам компенсаций подтверждена локальным соглашением по охране труда между работодателем и работниками заявителя, коллективным договором о регулировании социально-трудовых отношений между работодателем и наемными работниками организации, дополнениями к локальному соглашению 2007 - 2008 годах, согласно которым на работодателя возлагается обязанность обеспечить работникам, работающим на рабочих местах с неблагоприятными условиями труда, оплату труда в повышенном размере (в виде доплат к тарифу (окладу) и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, неустранимыми при современном техническом уровне и организации труда.
Судами установлено, что перечни и ведомости рабочих мест с вредными и/или опасными условиями труда, на которых установлена оплата труда в повышенном размере и компенсации за вредные условия труда, неустранимые при современном техническом уровне производства и организации труда составлены на основании результатов независимой экспертизы условий труда, проведенной профсоюзными инспекторами охраны труда Паласухиным В.В., Закировой Г.Г., Бакуниной Т.О., Хисамутдиновой Т.Р. Татпромпроф.
В соответствии с данными результатов экспертизы, доплаты, предусмотренные статьями 146 - 147 ТК РФ, составляют в обществе 4 - 12% от тарифной ставки (должностного оклада), а размер компенсации, установленной статьей 219 ТК РФ, согласован в конкретной денежной сумме.
Указанные компенсации выплачивались на основании приказов о выплате заработной платы. В 2006-2008 годах условия предоставления компенсаций работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда, законодательно не были установлены. Постановление Министерства труда Российской Федерации от 14.03.1997 N 12 "О порядке проведения аттестации рабочих мест по условиям труда" определяет порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, а не порядок установления компенсационных выплат работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда.
В соответствии со статьей 219 ТК РФ (в редакции Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ) размеры компенсаций работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда, и условия их предоставления устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Правительством Российской Федерации порядок и условия предоставления компенсационных выплат не разработаны, однако в соответствии со статьей 370 ТК РФ профсоюзные инспекторы труда, уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов имеют право проводить независимую экспертизу условий труда и обеспечения безопасности работников.
Согласно разъяснениям Федеральной службы по труду и занятости, изложенным в письмах от 14.12.2004 N 1026-3/10 и от 06.04.2006 N 855-3-1, а также позиции Министерства финансов Российской Федерации, изложенной в письме от 03.04.2007 N 03-04-06-02/57, основанием для включения в коллективный договор положений о доплатах и компенсациях служат как результаты аттестации, так и результаты независимой экспертизы.
Судебными инстанциями установлено, что Татпромпроф, являющийся территориальной организацией Общероссийского объединения профсоюзов "Российского объединения социальных технологий" провело независимую экспертизу условий труда на рабочих местах заявителя. Результаты экспертизы изложены в актах от 11.09.2007 N РОСТ.ТПП-16-1-19, от 06.06.2008 N РОСТ.ТПП-16-2-19, от 19.03.2007 г. N ТПП-16-1-18 и от 22.09.2008 N РОСТ.ТПП-16-2-19, к которым приложены перечни рабочих мест с вредными условиями труда, в том числе неустранимыми при современном техническом уровне производства и организации труда. Обществу предложено, в частности, установить компенсации и доплаты работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, неустранимыми при современном техническом уровне производства и организации труда.
Полномочия профсоюзных органов и уполномоченных ими лиц по охране труда определяются статьей 370 ТК РФ, статьями 19, 20 Федерального закона от 12.01.1996 N 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности", статья 22 Федерального закона от 17.07.1999 N 181-ФЗ "Об основах охраны труда в Российской Федерации". Одним из наиболее важных полномочий профсоюзных инспекторов является их право самостоятельно проводить независимую экспертизу условий труда и обеспечения безопасности работников, которое закреплено в абзаце 3 статьи 370 ТК РФ, в абзаце 3 пункта 2 статьи 22 Федерального закона N 181-ФЗ.
Кроме того, в соответствии с пунктом 1.5 Положения о профсоюзной инспекции труда одной из основных задач профсоюзной инспекции является проведение независимой экспертизы условий труда и обеспечения безопасности работников организаций. Согласно п. 4.1 названного Положения независимая экспертиза условий труда проводится в организациях, в которых действуют профсоюзные организации профсоюзов.
Материалами дела подтверждается, что в обществе создана и действует первичная профсоюзная организация, что подтверждается приказом N 31 от 12.03.2007 и протоколом учредительного собрания первичной профсоюзной организации работников общества.
В связи с чем суды обоснованно пришли к выводу, что профсоюзные инспекторы Татпромпроф имели право проводить независимую экспертизу условий труда и обеспечения безопасности работников на рабочих местах общества.
При таких обстоятельствах, суды правомерно удовлетворили требования заявителя.
Все доводы кассационной жалобы были предметом исследования судов первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка. В соответствии со статьями 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная инстанция не имеет полномочий исследовать и устанавливать новые обстоятельства дела, а также не вправе переоценивать доказательства, которые были предметом исследования в суде первой и апелляционной инстанций.
Иных выводов, основанных на доказательственной базе, опровергающих установленные судом обстоятельства и выводы, в кассационной жалобе не приведено.
При таких обстоятельствах у суда кассационной инстанции отсутствуют правовые основания для отмены обжалуемых судебных актов.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 09.02.2010 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.05.2010 по делу N А65-27977/2009 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)