Судебные решения, арбитраж

РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 08.06.2009 ПО ДЕЛУ N А19-9122/09-11

Разделы:
Водный налог

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 8 июня 2009 г. по делу N А19-9122/09-11


резолютивная часть решения объявлена 03.06.2009 г.
полный текст решения изготовлен 08.06.2009 г.
Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Д.А.Филатова, при ведении протокола судебного заседания судьей, рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Открытого акционерного общества "Киренская ремонтно-эксплуатационная база флота" к Межрайонной ИФНС России N 13 по Иркутской области о признании незаконным решения от 31.03.2009 г. N 872
при участии в заседании:
- от заявителя: Пукалов А.С. (по доверенности);
- от ответчика: Иванова И.Ю. (по доверенности),

установил:

ОАО "Киренская РЭБ флота" (далее - общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании незаконным решения Межрайонной ИФНС России N 13 по Иркутской области (далее - инспекция) от 31.03.2009 г. N 872 о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика (плательщика сборов) - организации, индивидуального предпринимателя или налогового агента - организации, индивидуального предпринимателя в банках.
Представители заявителя требования в судебном заседании поддержали. Налоговый орган заявленные требования не признал, сославшись на законность оспариваемого решения.
В судебном заседании объявлялся перерыв до 03.06.2009 г. до 14-30 ч.
Арбитражным судом установлены обстоятельства дела.
Из представленных сторонами материалов следует, что инспекцией в адрес заявителя выставлено требование N 4290 об уплате по состоянию на 18.03.2009 г. с предложением уплатить водный налог за 1, 2, 3, 4 кварталы 2008 г. по срокам уплаты на 21.04.2008 г., 21.07.2008 г., 20.10.2008 г. и 20.01.2009 г., соответственно, на общую сумму 6761 руб.
В связи с неисполнением Обществом указанного требования инспекцией принято решение от 31.03.2009 г. N 872 о взыскании недоимки по водному налогу в сумме 6761 руб. за счет денежных средств на счетах налогоплательщика в банках (далее - решение).
Не согласившись с налоговым органом, налогоплательщик обратился в суд с требованием о признании указанного решения незаконным.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 29.10.2007 г. по делу N А19-14692/06-38-29 ОАО "Киренская РЭБ флота" признано несостоятельным (банкротом), в отношении его открыто конкурсное производство. Определением Арбитражного суда Иркутской области от 23.10.08 г. по делу N А19-14692/06-38-29 конкурсное производство в отношении ОАО "Киренская РЭБ флота" продлено на шесть месяцев, до 28.04.2009 г. Определением от 28.04.2009 г. конкурсное производство продлено до 27.10.2009 г.
Заявитель полагает, что задолженность по водному налогу за 1 - 4 кварталы 2008 г. по срокам уплаты на 21.04.2008 г., 21.07.2008 г., 20.10.2008 г. и 20.01.2009 г., соответственно, в сумме 6761 руб. образовалась в период конкурсного производства, в связи с чем, является текущей и в силу ст. 126 Федерального закона от 26.10.02 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) может быть взыскана в рамках дела о банкротстве. Согласно Постановлению Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 г. N 25 "О некоторых вопросах, связанных с квалификацией и установлением требований по обязательным платежам, а также санкциям за публичные правонарушения в деле о банкротстве", требования об уплате обязательных платежей, возникших после открытия конкурсного производства, подлежат удовлетворению в соответствии с пунктом 4 ст. 142 Закона о банкротстве после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов. В силу этой нормы налоговый орган не вправе осуществлять предусмотренные налоговым законодательством меры по принудительному взысканию указанной задолженности.
Названные требования не признаются внеочередными и устанавливаются судом, рассматривающим дело о банкротстве, в порядке, предусмотренном ст. 100 Закона о банкротстве с последующим включением в реестр требований кредиторов в качестве требований, удовлетворяемых после требований кредиторов третьей очереди.
Таким образом, оспариваемое решение налогового органа незаконно, так как вынесено в нарушение п. 4 ст. 142 Закона о банкротстве.
Налоговый орган требования заявителя не признал, сославшись на то, что в силу п. 1 ст. 126 Закона о банкротстве с даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства все требования кредиторов по денежным обязательствам, об уплате обязательных платежей, иные имущественные требования, а также текущие обязательства, могут быть предъявлены только в ходе конкурсного производства. В соответствии с п. п. 1, 2 ст. 5 Закона о банкротстве денежные обязательства и обязательные платежи, возникшие после принятия заявления о признании должника банкротом, а также денежные обязательства и обязательные платежи, срок исполнения которых наступил после введения соответствующей процедуры банкротства признаются текущими платежами. Требования по текущим платежам не подлежат включению в реестр требований кредиторов. Кредиторы по текущим платежам при проведении соответствующих процедур банкротства не признаются лицами, участвующими в деле о банкротстве.
Пунктом 4 Постановления Пленума ВАС РФ от 15.12.2004 г. N 29 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" предусмотрено, что требования налоговых органов по обязательным платежам, возникшим после принятия заявления о признании должника банкротом и до открытия конкурсного производства, а также по обязательным платежам, срок исполнения которых наступил после введения соответствующей процедуры банкротства (текущие платежи), удовлетворяются в установленном законодательством порядке, т.е. вне рамок дела о банкротстве.
Таким образом, налоговый орган полагает, что поскольку вынесение решения о взыскании задолженности по налогам за счет денежных средств должника в банках допускается НК РФ в любой процедуре банкротства и законодательство о налогах и сборах не содержит положений, исключающих возможность взыскания в бесспорном порядке текущей задолженности по налогам (сборам) в какой-либо процедуре банкротства, то инспекцией правомерно вынесено решение от 31.03.2009 г. N 872 о взыскании налога за счет денежных средств налогоплательщика в банках.
Суд полагает, что возражения инспекции не соответствуют закону.
Налоговый орган принял оспариваемое решение о взыскании за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банках по водному налогу за 1 - 4 кварталы 2008 г. по срокам уплаты на 21.04.2008 г., 21.07.2008 г., 20.10.2008 г. и 20.01.2009 г., соответственно, в сумме 6761 руб.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 29.10.2007 г. по делу N А19-14692/06-38-29 ОАО "Киренская РЭБ флота" признано несостоятельным (банкротом), в отношении его открыто конкурсное производство. В данном решении на странице 3 также отражено, что заявление о признании должника несостоятельным (банкротом) поступило 30.05.2006 г. Определением Арбитражного суда Иркутской области от 23.10.08 г. по делу N А19-14692/06-38-29 конкурсное производство в отношении ОАО "Киренская РЭБ флота" продлено на шесть месяцев, до 28.04.2009 г. Определением от 28.04.2009 г. конкурсное производство продлено до 27.10.2009 г.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 30.12.2008 г. N 296-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" Федеральный закон от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (в редакции Федерального закона от 30.12.08 г. N 296-ФЗ) применяется арбитражными судами при рассмотрении дел о банкротстве, производство по которым возбуждено после дня вступления в силу настоящего Федерального закона. К делам о банкротстве, производство по которым возбуждено до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, до момента завершения процедуры, применяемой в деле о банкротстве (финансового оздоровления, внешнего управления, конкурсного производства или мирового соглашения) и введенной до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, применяются положения Федерального закона от 26.10.2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" без учета изменений, внесенных настоящим Федеральным законом.
Учитывая изложенное, а также то, что правоотношения по настоящему делу возникли в 2008 г., то есть до вступления в силу Федерального закона от 30.12.2008 г. N 296-ФЗ, к данным правоотношениям подлежит применению Федеральный закон от 26.10.2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" без учета изменений, внесенных Федеральным законом от 30.12.2008 г. N 296-ФЗ.
Согласно п. 4 ст. 134 Закона о банкротстве требования по обязательным платежам в бюджет включаются в третью очередь реестра требований кредиторов.
В силу п. 2 ст. 137 Закона о банкротстве в случае, если должником в период после вынесения арбитражным судом определения о принятии заявления о признании должника банкротом и до открытия конкурсного производства не в полном объеме уплачены обязательные платежи, требования, не погашенные до принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, погашаются вне очереди.
Пунктом 1 ст. 126 Закона о банкротстве установлено, что с даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства прекращается начисление неустоек (штрафов, пеней), процентов и иных финансовых санкций по всем видам задолженности должника; все требования кредиторов по денежным обязательствам, об уплате обязательных платежей, иные имущественные требования, за исключением требований о признании права собственности, о взыскании морального вреда, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о признании недействительными ничтожных сделок и о применении последствий их недействительности, а также текущие обязательства, указанные в п. 1 ст. 134 Закона, могут быть предъявлены только в ходе конкурсного производства. Данные ограничения относятся и к требованиям об уплате обязательных платежей, поэтому налоговые органы не имеют право требовать исполнения должником обязанностей перед бюджетами иначе, чем в порядке, предусмотренном названным Федеральным законом.
Требования налогового органа об уплате сумм задолженности по обязательным платежам и пени могут быть погашены только в порядке очередности, установленной ст. 134 Закона о банкротстве.
В соответствии с п. 1 ст. 4, п. п. 1, 2 ст. 5 Закона о банкротстве состав и размер денежных обязательств и обязательных платежей при определении размера требований по обязательным платежам учитывается задолженность (недоимка), образовавшаяся (образовавшиеся) на момент принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом. Если должником после принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом не в полном объеме уплачены обязательные платежи, суммы, не выплаченные до принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, включаются в общую сумму задолженности должника перед кредиторами третьей очереди. Суммы штрафов (пени) и иных финансовых (экономических) санкций учитываются отдельно в реестре требований кредиторов и подлежат удовлетворению после погашения основной суммы задолженности и причитающихся процентов (п. 3 ст. 137 Закона о банкротстве).
В соответствии с п. 1 ст. 134 Закона о несостоятельности (банкротстве) вне очереди покрываются текущие платежи должника.
Понятие "текущих платежей" раскрывается в п. 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 15.12.2004 г. N 29 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)". Требования налоговых, таможенных и иных органов, в чью компетенцию в силу законодательства входит взимание и взыскание соответствующих сумм платежей, по обязательным платежам, возникшим после принятия заявления о признании должника банкротом и до открытия конкурсного производства, а также по обязательным платежам, срок исполнения которых наступил после введения соответствующей процедуры банкротства (текущие платежи), удовлетворяются в установленном законодательством порядке, то есть вне рамок дела о банкротстве.
Таким образом, текущие платежи - обязательные платежи, возникшие после принятия заявления о признании должника банкротом и до открытия конкурсного производства, а также по обязательным платежам, срок исполнения которых наступил после введения соответствующей процедуры банкротства.
Пункт 4 Постановления Пленума ВАС РФ от 15.12.2004 г. N 29 подлежит применению с учетом специальных норм, устанавливающих последствия введения конкурсного производства - данный вывод усматривается как из ст. 126 Закона о банкротстве, так и из п. 11 Постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 г. N 25, в котором указано, что при решении вопроса о порядке исполнения текущих требований налоговых органов по обязательным платежам (за исключением возникших после признания должника банкротом) судам надлежит учитывать, что эти требования удовлетворяются вне рамок дела о банкротстве в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах; при этом, с даты принятия судом решения о признании должника банкротом исполнение решений налоговых органов прекращается в силу положений, установленных абз. 6, 9, 10 п. 1 ст. 126 Закона о банкротстве. Иное регулирование, в силу которого допускалось бы принудительное исполнение решений налогового органа о взыскании текущей задолженности по налогам (сборам) в стадии конкурсного производства, Закон не устанавливает.
Кроме того, согласно п. 4 ст. 142 Закона о банкротстве требования уполномоченных органов по уплате обязательных платежей, возникшие после открытия конкурсного производства, удовлетворяются из имущества должника, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, заявленных в установленный срок.
В п. 47 Постановления Пленума ВАС РФ от 15.12.2004 г. N 29 указано, что при рассмотрении вопросов, связанных с удовлетворением требований, возникших после открытия конкурсного производства, арбитражным судам следует учитывать, что такие требования удовлетворяются вне очереди (п. 1 ст. 134 Закона о банкротстве), однако в силу специального указания п. 4 ст. 142 Закона требования уполномоченных органов, возникшие после открытия конкурсного производства, независимо от срока их предъявления, удовлетворяются за счет имущества должника, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов. Об этом же говорит п. 13 Постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 г. N 25.
Поскольку в рассматриваемом случае конкурсное производство в отношении заявителя открыто с 29.10.2007 г., принятие налоговым органом решения от 31.03.2009 г. N 872 о взыскании за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банках задолженности по водному налогу в сумме 6761 руб., возникшей в 2008 г., то есть после открытия конкурсного производства, противоречит положениям Закона о банкротстве.
Таким образом, заявленные требования подлежат удовлетворению.
Государственная пошлина в размере 2000 руб., уплаченная заявителем по платежному поручению от 06.03.2009 г. N 117 подлежит взысканию с ответчика в пользу заявителя.
Руководствуясь ст. ст. 167 - 170, 201 АПК РФ, арбитражный суд

решил:

заявленные требования удовлетворить.
Признать незаконным решение Межрайонной ИФНС России N 13 по Иркутской области от 31.03.2009 г. N 872 о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика (плательщика сборов) - организации, индивидуального предпринимателя или налогового агента - организации, индивидуального предпринимателя в банках, как не соответствующее Федеральному закону РФ от 26.10.2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)".
Обязать Межрайонную ИФНС России N 13 по Иркутской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Взыскать с Межрайонной ИФНС России N 13 по Иркутской области в пользу Открытого акционерного общества "Киренская ремонтно-эксплуатационная база флота" судебные расходы по уплате госпошлины в сумме 2000 руб.
Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия.
Судья
Д.А.ФИЛАТОВ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)