Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА ОТ 01.04.2011 ПО ДЕЛУ N А56-13878/2010

Разделы:
Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 1 апреля 2011 г. по делу N А56-13878/2010


Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Блиновой Л.В., судей Дмитриева В.В., Корпусовой О.А., при участии от Тосненского районного потребительского общества Бурцевой З.В. (доверенность от 05.04.2010 б/н), Никитиной А.А. (доверенность от 28.02.2011 б/н), от Инспекции Федеральной налоговой службы по Тосненскому району Ленинградской области Семенченко С.А. (доверенность от 12.08.2010 б/н), рассмотрев 30.03.2011 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Тосненскому району Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20.09.2010 (судья Рыбаков С.П.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.12.2010 (судьи Дмитриева И.А., Протас Н.И., Третьякова Н.О.) по делу N А56-13878/2010,

установил:

Тосненское районное потребительское общество (далее - Общество, Тосненское Райпо) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании недействительными решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Тосненскому району Ленинградской области (далее - Инспекция) от 30.12.2009 N 13/19 "О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения" и требования N 4088 по состоянию на 05.03.2010 в части доначисления 1 111 139 руб. налога на добавленную стоимость (далее - НДС), 591 960 руб. единого социального налога (далее - ЕСН), 1 495 321 руб. земельного налога, а также в части соответствующих размеров пеней и штрафов по этим налогам.
Решением суда от 20.09.2010 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением апелляционного суда от 28.12.2010 решение суда от 20.09.2010 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, просит отменить судебные акты.
Податель жалобы полагает, что суды, удовлетворяя заявленные требования Общества, не приняли во внимание показания арендатора помещений, показания заведующей столовой "Витязь" и директора ресторана "Мираж". Инспекция считает, что Общество должно было учесть в составе выручки суммы, поступившие от реализации продукции в ресторане "Мираж" и столовой "Витязь", а также учесть в составе объекта налогообложения начисленные выплаты в пользу работников, занятых в деятельности указанных ресторана и столовой. По мнению Инспекции, Общество в проверяемом периоде не полностью уплатило земельный налог в связи с неправильным применением ставок.
В судебном заседании представитель Инспекции поддержал доводы кассационной жалобы, а представители Общества возражали против ее удовлетворения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке в пределах доводов жалобы.
Как следует из материалов дела, Инспекцией проведена выездная налоговая проверка Тосненского Райпо по вопросам соблюдения законодательства о налогах и сборах в Российской Федерации, правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания, перечисления) налогов и сборов: налога на прибыль организации, НДС, единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности (далее - ЕНВД), водному налогу, налогу на добычу полезных ископаемых, земельному налогу, налогу на имущество организаций, транспортному налогу, ЕСН, страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, налогу на доходы физических лиц (далее - НДФЛ) за период с 01.01.2006 по 31.12.2008.
По результатам проверки Инспекцией был составлен акт от 12.11.2009 N 13/19 и вынесено решение от 30.12.2009 N 13/19, согласно которому налогоплательщику доначислено 275 076 руб. налога на прибыль, 1 111 139 руб. НДС, 31 806 руб. транспортного налога, 1 759 107 руб. земельного налога, 2 351 067 руб. ЕСН, также на общую сумму недоимки было начислено 691 470 руб. 21 коп. пеней и 672 597 руб. штрафных санкций в соответствии с пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
Тосненское Райпо 20.01.2010 обратилось с апелляционной жалобой в Управление Федеральной налоговой службы по Ленинградской области, решением которого от 19.02.2010 N 16-21-16/02683 частично изменено решение Инспекции от 30.12.2009 N 13/19 путем уменьшения суммы земельного налога, штрафа и соответствующих сумм пени в пунктах 1, 2 и 3.1. решения в части эпизода, связанного доначислением земельного налога по участкам с кадастровыми номерами 47:26:0404001:0129 и 47:26:0708001:0095.
Инспекцией 17.03.2010 в адрес налогоплательщика направлено требование по состоянию на 05.03.2010 N 4088 об уплате налога, сбора, пеней, штрафа.
Не согласившись частично с данными ненормативными актами, налогоплательщик обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды, удовлетворяя требования заявителя, признали его доводы обоснованными по праву.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения жалобы.
В соответствии с пунктом 1 статьи 346.26 НК РФ система налогообложения в виде ЕНВД устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации, вводится в действие законами субъектов Российской Федерации и применяется наряду с общей системой налогообложения, предусмотренной законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
На территории Тосненского района ЕНВД введен решением Совета депутатов муниципального образования Тосненский район Ленинградской области от 21.11.2005 N 7 "О едином налоге на вмененный доход для отдельных видов деятельности на территории муниципального образования Тосненский район Ленинградской области", которым в 2006 - 2008 годах предусматривалось применение ЕНВД в отношении оказания услуг общественного питания.
В соответствии с главой 26.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и подпунктом 1.8. указанного выше решения система налогообложения в виде ЕНВД может применяться по решениям представительных органов муниципальных районов в отношении оказания услуг общественного питания с площадью зала обслуживания посетителей не более 150 квадратных метров по каждому объекту организации общественного питания. Оказание услуг общественного питания, осуществляемых через объекты организации общественного питания с площадью зала обслуживания посетителей более 150 квадратных метров по каждому объекту организации общественного питания, признается видом предпринимательской деятельности, в отношении которого единый налог не применяется.
Согласно пункту 4 статьи 346.26 НК РФ уплата организациями единого налога предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на прибыль организаций (в отношении прибыли, полученной от предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом), налога на имущество организаций (в отношении имущества, используемого для ведения предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом) и ЕСН (в отношении выплат, производимых физическим лицам в связи с ведением предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом).
В силу статьи 346.29 НК РФ объектом обложения ЕНВД признается вмененный доход налогоплательщика. Налоговой базой для исчисления суммы ЕНВД признается величина вмененного дохода, рассчитываемая как произведение базовой доходности по определенному виду деятельности, исчисленной за налоговый период, и величины физического показателя, характеризующего данный вид деятельности. Для исчисления суммы ЕНВД при оказании услуг общественного питания применяется физический показатель "площадь зала обслуживания посетителей" (в квадратных метрах).
Основные понятия, используемые для целей обложения единым налогом, определены в статье 346.27 НК РФ.
При исчислении ЕНВД в отношении деятельности по оказанию услуг общественного питания через объекты организации общественного питания, имеющие залы обслуживания посетителей, применяется физический показатель - площадь зала обслуживания посетителей (пункт 3 статьи 346.29 НК РФ).
Под площадью зала обслуживания посетителей понимается площадь специально оборудованных помещений (открытых площадок) объекта организации общественного питания, предназначенных для потребления готовой кулинарной продукции, кондитерских изделий и (или) покупных товаров, а также для проведения досуга, определяемая на основании инвентаризационных и правоустанавливающих документов (статья 346.27 НК РФ).
Площадью зала обслуживания посетителей считается площадь всех помещений и открытых площадок, используемых налогоплательщиком для организации общественного питания, определяемая на основе инвентаризационных и правоустанавливающих документов.
К данной категории объектов организации общественного питания относятся рестораны, бары, кафе, столовые, закусочные.
В целях названной главы к инвентаризационным и правоустанавливающим документам относятся любые имеющиеся у организации или индивидуального предпринимателя документы на объект стационарной торговой сети, содержащие необходимую информацию о назначении, конструктивных особенностях и планировке помещений такого объекта, а также информацию, подтверждающую право пользования данным объектом (договор купли-продажи нежилого помещения, технический паспорт на нежилое помещение, планы, схемы, экспликации, договор аренды (субаренды) нежилого помещения или его части (частей) и другие документы).
Согласно оспариваемому решению, Инспекция сделала вывод, что в проверенный период с 01.01.2006 по 31.12.2008 налогоплательщик неправомерно применял систему налогообложения в виде ЕНВД в отношении услуг общественного питания, осуществляемых через объекты: ресторан "Мираж", расположенный по адресу: г. Тосно, ул. Советская, д. 7 и столовой "Витязь", расположенной по адресу: г. Любань, Московское шоссе, д. 6а, в связи с превышением площадей залов обслуживания (более 150 квадратных метров) по каждому объекту, что послужило основанием для начисления налогов по общей системе налогообложения.
Как видно из материалов дела, Тосненское Райпо по договорам аренды от 23.12.2005 N 69, от 28.12.2006 N 67-1 сдавало часть помещений в ресторане "Мираж" площадью 77 квадратных метров в аренду Гогуа Г.С. и по договорам аренды от 23.12.2005 N 69-1, от 28.12.2006 N 67 и от 11.02.2008 N 182 сдавало часть помещений в столовой "Витязь", соответственно площадью 76,6 квадратных метров и 46 квадратных метров, в аренду Гогуа Г.С. Арендованная площадь была отгорожена от залов обслуживания. На арендованной площади арендатором хранились музыкальная аппаратура и реквизит, необходимый арендатору для организации выступлений. Заявителем представлены доказательства, что переданные в аренду помещения не использовались им для осуществления услуг общественного питания.
Фактическое изменение размеров площадей залов обслуживания произведено заявителем в 2005 году, изменения внесены в технические паспорта ресторана "Мираж" в январе 2009 года, а столовой "Витязь" в феврале 2009 года, то есть до начала налоговой проверки.
При таких обстоятельствах суды с учетом письменных разъяснений Министерства финансов Российской Федерации от 06.11.2009 N 03-11-06/3/264 о том, что именно с даты фактического изменения размера площадей возникает обязанность по уплате ЕНВД, сделали обоснованный вывод о том, что Общество правомерно применяло систему налогообложения в виде ЕНВД в отношении услуг общественного питания, осуществляемых через объекты: ресторан "Мираж", расположенный по адресу: г. Тосно, ул. Советская, д. 7, и столовой "Витязь", расположенной по адресу: г. Любань, Московское шоссе, дом 6а.
Следовательно, согласно пункту 4 статьи 346.26 НК РФ Инспекцией неправомерно доначислены ЕСН и НДС и в соответствующих размерах пени и налоговые санкции.
Согласно оспариваемому решению Инспекцией Тосненскому Райпо также доначислен земельный налог.
Инспекцией сделан вывод о неполной уплате земельного налога в связи с неправильным применением Обществом налоговых ставок, занижением кадастровой стоимости земельных участков, невключением объектов в налоговую базу по земельным участкам, расположенным на территории Тосненского и Никольского городских поселений по следующим земельным участкам, расположенным: г. Тосно, ул. Советская, д. 7; г. Тосно, шоссе Барыбина, д. 56; г. Тосно, ул. Рабочая, д. 3; п. Ушаки, Московское ш., д. 58; г. Никольское, ул. Спортивная, д. 11; г. Никольское, ул. Заводская, дом 1.
Оценив все имеющиеся в материалах дела доказательства в совокупности в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды пришли к выводу, что оснований для доначисления земельного налога у Инспекции не имелось.
В соответствии с пунктом 1 статьи 389 НК РФ объектом обложения земельным налогом признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог.
Согласно статье 390 НК РФ налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
В пункте 3 статьи 391 НК РФ установлено, что налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.
Пунктом 2 статьи 394 НК РФ допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категории земель и (или) разрешенного использования земельного участка. Из данной нормы закона следует, что дифференциация налоговых ставок также определяется таким объектом, как земельный участок, - с учетом категории земель и разрешенного целевого его использования.
В статье 66 Земельного кодекса Российской Федерации указано, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель.
Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 4 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316, государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования.
Как установлено судами, на земельном участке 4100 кв.м, расположенном по адресу: г. Тосно, ул. Советская, д. 7 (кадастровый номер 47:26:06-07-002:24, кадастровая стоимость 14 867 133 руб.), расположен торговый центр (свидетельство о праве собственности, технический паспорт), который, с момента ввода в эксплуатацию здания в 1962 году, включает в себя: универсам, аптеку, ресторан "Мираж", кафе "Бистро".
На земельном участке площадью 19 644 кв. м по адресу: г. Тосно, шоссе Барыбина, д. 56 (кадастровый номер 47:26:06-08-01:1), расположена торгово-производственная база (ряд складских помещений), которая является объектом торговли, обеспечивающим процесс купли-продажи и товародвижение.
На земельном участке по адресу: г. Тосно, ул. Рабочая, д. 3 (кадастровый номер 47:26:06-07-001612), находится продовольственный склад для временного хранения товара.
В соответствии с Государственным стандартом Российской Федерации (ГОСТ Р 51309-99) "Торговля", введенным в действие с 01.01.2000, все склады, овощехранилища, приемные пункты относятся к объектам розничной торговли, а не к промышленным объектам, являются материально-технической базой торговли, обеспечивающей процессы купли-продажи и товародвижения.
В спорный период налогоплательщиком на основании Постановления Правительства Ленинградской области от 24.03.2005 N 64 и перечня видов функционального использования кадастровая стоимость определена как прочие земли поселения, а не как земли, занятые промышленными объектами.
Пунктом 2 решения от 21.11.2005 N 9 Муниципального образования Тосненское городское поселение Тосненского района Ленинградской области "Об установлении земельного налога на территории Тосненского городского поселения Тосненского района Ленинградской области" в отношении земельных участков, занятых объектами торговли, общественного питания, установлена ставка налога в размере 0,7%.
Согласно письму Управления Роснедвижимости по Ленинградской области от 19.02.2009 N 26/09-2-2/21 по земельному участку, расположенному по адресу: п. Ушаки, Московское ш., д. 58, сведения в Едином государственном реестре земель по Тосненскому району отсутствуют.
По Никольскому городскому поселению земельный налог исчислялся по земельным участкам, расположенным по адресам: г. Никольское, ул. Спортивная, д. 11; г. Никольское, ул. Заводская, д. 1, в соответствии с решением N 9 Совета депутатов Никольского городского поселения от 22.11.2006 и письмами администрации Никольского городского поселения о кадастровой стоимости и ставке налога от 05.04.2006 N 69 и от 24.03.2008, N 65/01-01-29-06.
Поэтому суды обоснованно сделали вывод о неправомерности применения Инспекцией к данным участкам ставки налога 1,5%.
В 2006 - 2007 годах на основании постановления Правительства Ленинградской области от 24.03.2005 N 64 и перечня видов функционального использования по земельным участкам по адресам: г. Тосно, ул. Октябрьская, д. 120; г. Тосно, Московское ш., д. 5а, кадастровая стоимость определена по видам функционального использования.
Земельный участок, расположенный в г. Тосно, Московское ш., д. 5а, в 2006 году был продан, что отражено в акте проверки и решении N 13/19.
По земельному участку, расположенному в г. Тосно, пр. Ленина, д. 66, кадастровая стоимость по данным налоговой декларации, представленной Инспекцией, и по данным Роснедвижимости совпадает, следовательно, доначисление земельного налога неправомерно.
Земельный участок по адресу: г. Тосно, ул. Вокзальная, д. 24 занят объектом розничной торговли (розничная торговля кормами для животных, автозапчастями).
Поэтому в соответствии с пунктом 2 решения Совета депутатов Тосненского городского поселения от 21.11.2005 N 9 ставка для исчисления налога 0,7% (в отношении земельных участков, занятых объектами торговли, общественного питания) применена верно.
Земельный участок на территории Ульяновского городского поселения, Ульяновское шоссе, д. 7 (магазин N 42), общей площадью 561 кв.м выкуплен Тосненским Райпо в собственность согласно постановлению администрации Муниципального образования Тосненский район N 2164-па от 05.11.2007. В постановлении указан удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка 145 руб. 94 коп. за один кв.м, т.е. кадастровая стоимость составляет 81 900 руб., что также подтверждено письмом Роснедвижимости от 20.01.2010 N 4726/201/10-21.
В 2008 году ставка земельного налога по Ульяновскому городскому поселению была установлена для предприятий торговли 0,4%.
В связи с чем по земельному участку в поселке Ульяновка, Советский пр., д. 4 (магазин N 62) площадью 947 кв.м и по земельному участку в поселке Ульяновка, ул. Карла Маркса, д. 103 в 2008 году были применены ставки земельного налога для предприятий торговли в размере 0,4% в соответствии с решением Совета депутатов Ульяновского городского поселения.
Земельный участок в поселке Ульяновка был предоставлен Тосненскому Райпо в бессрочное (постоянное) пользование согласно свидетельству о праве собственности на землю от 12.01.1993 N 128 для строительства базы и подъездной дороги как земли сельхозугодий со ставкой налога 0,3%.
По мнению налогового органа, заявитель не включил в налоговые декларации по земельному налогу земельные участки, сведения по которым содержатся в базе Роснедвижимости по адресу: г. Тосно, ул. Вокзальная, д. 24; село Ушаки, пр. Кирова, д. 129; деревня Нурма, ул. Вокзальная, д. 21; деревня Поги.
Земельный участок по адресу: г. Тосно, ул. Вокзальная, 24 (кадастровый номер 47:26:607003-27), включен в налоговую декларацию в 2008 году.
В соответствии с письмом Роснедвижимости по Ленинградской области от 19.02.2009 N 26/09-2-2124 земельный участок по адресу: село Ушаки, пр. Кирова, д. 129 ,в едином государственном реестре земель отсутствует.
Неправильно указанный кадастровый номер по земельному участку в деревне Нурма, ул. Вокзальная, д. 21 не повлиял на доначисление налога. Пунктом 1.1 решения от 28.04.2008 N 160 "О внесении изменений в решение Совета депутатов от 18.10.2005 N 8 "Об установлении земельного налога на территории Форносовского городского поселения Тосненского района Ленинградской области" установлена ставка налога в размере 0,75% за земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли.
Заявитель применял данную ставку налога по земельному участку, расположенному на территории Форносовского городского поселения в деревне Поги (47:26:01-24-001:0030). По данному земельному участку заявителем налог исчислен в сумме 25 126 руб., авансовые платежи составили 31 408 руб., то есть переплата составила 6 282 руб. Поэтому оснований для доначисления 6 282 руб. у налогового органа не имелось.
В отношении земельных участков в Ульяновском городском поселении по адресам: п. Ульяновка, ул. Свободная, д. 16; п. Ульяновка, ул. Льва Толстого, д. 10 и ул. Льва Толстого, д. 10А, в 2002 году Тосненское Райпо обращалось с заявлениями в администрацию района об отказе от земельных участков. Налоговый орган не учитывал данные земельные участки при проведении предыдущих налоговых проверок.
В 2001 году между Тосненским Райпо и Ревякиным Ю.М. был заключен договор купли-продажи здания тарного склада. По данному договору Тосненское Райпо передает, а Ревякин Ю.М. принимает в собственность следующие объекты: полевой вагон, пилорама, металлическая эстакада, расположенные по адресу: г. Любань, ул. Советская, д. 1. Указанная сделка была зарегистрирована в 2001 году, что подтверждается выпиской из ЕГРП на недвижимое имущество.
Исходя из положения пункта 1 статьи 552 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору продажи здания, сооружения или другой недвижимости покупателю одновременно с передачей права собственности на такую недвижимость передаются права на ту часть земельного участка, которая занята этой недвижимостью и необходима для ее использования.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 13 Постановления от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" разъяснил, что, если недвижимость находится на земельном участке, принадлежащем продавцу на праве постоянного (бессрочного) пользования, а покупателю согласно статье 20 Земельного кодекса Российской Федерации земельный участок на таком праве предоставляться не может, последний как лицо, к которому перешло право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком в связи с приобретением здания, строения, сооружения (пункт 2 статьи 268, пункт 1 статьи 271 ГК РФ), может оформить свое право на земельный участок путем заключения договора аренды или приобрести его в собственность в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 3 Закона о введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации.
Однако Ревякин Ю.М., владея зданием тарного склада по адресу: г. Любань, ул. Советская, д. 1, с 2001 года на праве собственности и имея право на приобретение земельного участка, занятого этим помещением и необходимого для его использования, в собственность или в аренду, не оформлял своих прав и не платил налог. Кроме того, поскольку Ревякин Ю.М. приобрел помещение как физическое лицо, Инспекция обязана была самостоятельно исчислять ему земельный налог и направлять соответствующее требование на уплату налога.
Поэтому суды пришли к выводу, что Тосненское Райпо обоснованно не включало в налоговую базу земельный участок, расположенный по адресу: г. Любань, ул. Советская, д. 1.
Доводы кассационной жалобы направлены на переоценку фактических обстоятельств дела, что не допускается в суде кассационной инстанции.
Кассационная коллегия считает, что дело рассмотрено судами первой и апелляционной инстанций полно и всесторонне, выводы судов основаны на нормах материального права, поэтому обжалуемые судебные акты не подлежат отмене.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20.09.2010 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.12.2010 по делу N А56-13878/2010 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Тосненскому району Ленинградской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Л.В.БЛИНОВА

Судьи
В.В.ДМИТРИЕВ
О.А.КОРПУСОВА













© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)