Судебные решения, арбитраж
Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть решения объявлена 08 октября 2007 г.
Полный текст решения изготовлен 15 октября 2007 г.
Арбитражный суд Московской области в составе:
председательствующего Р.
судей (заседателей)
протокол судебного заседания вела судья Р.
рассмотрев в судебном заседании дело по иску (заявлению) ФГУП "Российская самолетостроительная корпорация "МиГ"
к ИФНС России по г. Руза Московской области
о признании незаконным бездействия и обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ФГУП "РСК "МиГ"
при участии в заседании:
от истца - Е., доверенность N 306 от 08.08.2007 г.
от ответчика - К., доверенность N 07/4165 от 09.08.2007 г.
ФГУП "РСК "МиГ" обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к ИФНС России по г. Руза МО о признании незаконным бездействия, выразившегося в не проведении зачета излишне уплаченного земельного налога за 2004, 2005 г.г. в сумме 119 258 руб. и обязании ИФНС России по г. Руза МО устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ФГУП "РСК "МиГ".
Представители сторон в судебное заседание явились, изложили свои возражения и доводы.
Заслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, суд установил:
ФГУП "РСК "МиГ" принадлежит земельный участок общей площадью 8, 9 га (98 000 кв. м), расположенной в Рузском районе МО, на котором располагается детский оздоровительный лагерь "Зенит". Кадастровый план земельного участка от 29.03.2006 N 19.1/06-2195, постановление Главы Рузского района Московской области от 15.10.2003 N 1783, Государственный акт на право пользования землей от 26.09.1985 (т. 1 л.д. 57 - 63) подтверждают право постоянного (бессрочного) пользования, принадлежавшее заявителю в 2004 и 2005 годах на земельный участок.
Кадастровый план земельного участка от 28.09.2005 N 19.1/05-4405, постановление Главы Рузского района Московской области от 11.10.1999 N 1257, решение исполнительного комитета Рузского районного Совета народных депутатов от 09.02.1982 N 58/2 (т. 1 л.д. 63 - 65) подтверждают право постоянного (бессрочного) пользования, принадлежавшее заявителю в 2004 и 2005 годах на земельный участок общей площадью 8,96 га (89 600 кв. м), расположенный в Рузском районе МО. Данный земельный участок занимает база отдыха "Аннино".
Кадастровый план земельного участка от 05.10.2005 N 19.1/05-4541, Свидетельство о государственной регистрации права от 09.12.2000, постановления Главы Рузского района Московской области от 21.02.2000 N 166, от 08.09.1999 N 1104 (т. 1 л.д. 66 - 69) подтверждают право постоянного (бессрочного) пользования, принадлежавшее заявителю в 2004 и 2005 годах на земельный участок общей площадью 0,25 га (2 500 кв. м), расположенный в Рузском районе МО. Данный земельный участок занимает рыболовно-спортивная база "Руза".
Правопреемство ФГУП "РСК "МиГ" подтверждает справка о правопредшественниках предприятия (т. 1 л.д. 70 - 71).
В соответствии со ст. 1 Закона РФ "О плате за землю" N 1738-1 от 11.10.1991 г. пользование землей в РФ является платным.
В 2004 и 2005 годах ФГУП РСК "МиГ", руководствуясь статьями 23, 45, 80 НК РФ и положениями Закона "О плате за землю", самостоятельно исчислило и уплатило в бюджет земельный налог в сумме 119 258 руб. за земельные участки, расположенные на территории Рузского района Московской области, а также представило в налоговый орган по месту нахождения земельного участка налоговые декларации по земельному налогу (т. 1 л.д. 77 - 101):
При исчислении земельного налога за 2004 - 2005 гг. ФГУП "РСК МиГ" не применяло льготы, предусмотренные ст. 12 Закона "О плате за землю".
В соответствии с п. 4, 10 15 ст. 12 Закона "О плате за землю" от уплаты земельного налога полностью освобождаются:
- детские оздоровительные учреждения независимо от источников финансирования;
- учреждения культуры, физической культуры и спорта, туризма, спортивно-оздоровительной направленности и спортивные сооружения (за исключением деятельности не по профилю спортивных сооружений, физкультурно-спортивных учреждений) независимо от источника финансирования;
- санаторно-курортные и оздоровительные учреждения, учреждения отдыха, находящиеся в государственной и муниципальной, а также профсоюзной собственности;
- Применив вышеуказанные льготы по налогу на землю в 2004 - 2005 г.г. ФГУП "РСК "МиГ" направило в ИФНС России по г. Руза МО уточненные налоговые декларации по земельному налогу почтовым отправлением (т. 1 л.д. 26 - 27) и заявление N 12-0012-12/565-2006 от 15.11.2006 г. о зачете сумм излишне уплаченного налога. Указанные документы были получены налоговым органом 27.11.2006 г., о чем свидетельствует (т. 1 л.д. 55 - 56). В связи с тем, что налоговый орган в законом установленные сроки не принял решение о зачете либо об отказе в зачете земельного налога, заявлен рассматриваемый иск.
Налоговый орган заявленные требования не признал, в отзыве на исковое заявление указал, что переплата ФГУП "РСК "МиГ" по земельному налогу зачислена в счет предстоящих платежей по данному налогу, о чем было сообщено заявителю письмом N 13/1383 от 28.03.2007 г. (т. 2 л.д. 68).
Выслушав представителей сторон, изучив материалы дела, суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям:
Суд считает, что заявитель правомерно заявил льготу по земельному за 2004 - 2005 г.г. по вышеуказанным земельным участкам.
Как следует из содержания статей 50, 120 ГК РФ, учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций и финансируемая им полностью или частично.
Однако, согласно ст. 6 Федерального закона от 30.11.1994 N 52-ФЗ "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" глава 4 "Юридические лица" ГК РФ (включая положения статей 50 и 120) вводится в действие со дня официального опубликования части первой ГК РФ, создание юридических лиц после официального опубликования части первой ГК РФ осуществляется в порядке, предусмотренном главой 4 ГК РФ. 05.12.1994 текст ГК РФ был опубликован в "Собрании законодательства РФ", а 08.12.1994 - в "Российской газете".
При этом указанные льготы по земельному налогу введены в действие Законом РФ от 16.07.1992 N 3317-1 и Федеральным законом от 09.08.1994 N 22-ФЗ, т.е. до вступления в силу положений главы 4 "Юридические лица" ГК РФ.
Следовательно, право применения льготы по земельному налогу, установленной ст. 12 Закона РФ "О плате за землю" для детских оздоровительных учреждений, учреждений культуры, физической культуры и спорта, туризма, спортивно-оздоровительной направленности, а также для санаторно-курортных и оздоровительных учреждений, учреждений отдыха не зависит от организационно-правовой формы предприятия, на балансе которого имеются такие учреждения. Иное толкование норм права (ст. 12 Закона РФ "О плате за землю") противоречило бы требованиям п. 2 ст. 3 и ст. 6 НК РФ, не допускающим дискриминационный характер налогообложения и установления льгот в зависимости от организационно-правовой формы, либо формы собственности организации.
Таким образом, основанием для применения указанной льготы по земельному налогу является осуществление организацией в сфере некоммерческой деятельности функций учреждений, освобождаемых в соответствии со ст. 12 Закона РФ "О плате за землю" от уплаты земельного налога.
В соответствии с п. 4 ст. 78 НК РФ (в редакции, действовавшей до 01.01.2007 г.) зачет суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей осуществляется на основании письменного заявления налогоплательщика по решению налогового органа. Такое решение выносится в течение пяти дней после получения заявления при условии, что эта сумма направляется в тот же бюджет (внебюджетный фонд), в который была направлена излишне уплаченная сумма налога.
Согласно п. 6 ст. 78 НК РФ налоговый орган обязан проинформировать налогоплательщика о вынесенном решении о зачете сумм излишне уплаченного налога не позднее двух недель со дня подачи заявления о зачете.
В пункте 11 Информационного письма от 22.12.2005 г. N 98 указано, что срок на возврат (зачет) суммы излишне уплаченного налога начинает исчисляться со дня подачи заявления о возврате (зачете), но не ранее чем с момента завершения камеральной налоговой проверки, либо с момента, когда такая проверка должна быть завершена по правилам ст. 88 НК РФ.
Из вышеуказанных норм следует, что налоговый орган должен был вынести решение о зачете излишне сумм излишне уплаченного налога, либо об отказе в зачете излишне уплаченного налога и проинформировать об этом налогоплательщика не позднее 23.03.2007 г.
В нарушение ст. ст. 65, 200 АПК РФ налоговый орган не представил доказательства вынесения решения о зачете либо об отказе в зачете излишне уплаченной суммы.
Бездействие заинтересованного лица, выразившееся в непринятии решения о зачете (возврате) заявителем суммы земельного налога за 2004 - 2005 г.г. нарушает права заявителя на своевременный зачет излишне уплаченного налога, предусмотренные пп. 5 п. 1 ст. 21 и п. 1 ст. 78 НК РФ.
В соответствии с п. 2 ст. 201 АПК РФ, арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Руководствуясь ст. 167 - 170, 176, 201 АПК РФ, арбитражный суд
иск удовлетворить.
Признать незаконным бездействие, выразившееся в непринятии решения о зачете излишне уплаченной суммы земельного налога за 2004 - 2005 г.г. в сумме 119 258 руб.
Обязать ИФНС России по г. Руза Московской области вынести решение о проведении зачета ФГУП "РСК "МиГ" излишне уплаченного земельного налога в сумме 119 258 руб. в счет предстоящих платежей.
Взыскать с ИФНС России по г. Руза Московской области в пользу ФГУП "РСК "МиГ" государственную пошлину в сумме 2000 руб., уплаченную по платежному поручению N 6331 от 22.05.2007 г.
Выдать исполнительный лист в соответствии со ст. 319 АПК РФ.
Решение может быть обжаловано в Десятый арбитражный апелляционный суд в течение месяца.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 15.10.2007 ПО ДЕЛУ N А41-К2-10340/07
Разделы:Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 15 октября 2007 г. по делу N А41-К2-10340/07
Резолютивная часть решения объявлена 08 октября 2007 г.
Полный текст решения изготовлен 15 октября 2007 г.
Арбитражный суд Московской области в составе:
председательствующего Р.
судей (заседателей)
протокол судебного заседания вела судья Р.
рассмотрев в судебном заседании дело по иску (заявлению) ФГУП "Российская самолетостроительная корпорация "МиГ"
к ИФНС России по г. Руза Московской области
о признании незаконным бездействия и обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ФГУП "РСК "МиГ"
при участии в заседании:
от истца - Е., доверенность N 306 от 08.08.2007 г.
от ответчика - К., доверенность N 07/4165 от 09.08.2007 г.
установил:
ФГУП "РСК "МиГ" обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к ИФНС России по г. Руза МО о признании незаконным бездействия, выразившегося в не проведении зачета излишне уплаченного земельного налога за 2004, 2005 г.г. в сумме 119 258 руб. и обязании ИФНС России по г. Руза МО устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ФГУП "РСК "МиГ".
Представители сторон в судебное заседание явились, изложили свои возражения и доводы.
Заслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, суд установил:
ФГУП "РСК "МиГ" принадлежит земельный участок общей площадью 8, 9 га (98 000 кв. м), расположенной в Рузском районе МО, на котором располагается детский оздоровительный лагерь "Зенит". Кадастровый план земельного участка от 29.03.2006 N 19.1/06-2195, постановление Главы Рузского района Московской области от 15.10.2003 N 1783, Государственный акт на право пользования землей от 26.09.1985 (т. 1 л.д. 57 - 63) подтверждают право постоянного (бессрочного) пользования, принадлежавшее заявителю в 2004 и 2005 годах на земельный участок.
Кадастровый план земельного участка от 28.09.2005 N 19.1/05-4405, постановление Главы Рузского района Московской области от 11.10.1999 N 1257, решение исполнительного комитета Рузского районного Совета народных депутатов от 09.02.1982 N 58/2 (т. 1 л.д. 63 - 65) подтверждают право постоянного (бессрочного) пользования, принадлежавшее заявителю в 2004 и 2005 годах на земельный участок общей площадью 8,96 га (89 600 кв. м), расположенный в Рузском районе МО. Данный земельный участок занимает база отдыха "Аннино".
Кадастровый план земельного участка от 05.10.2005 N 19.1/05-4541, Свидетельство о государственной регистрации права от 09.12.2000, постановления Главы Рузского района Московской области от 21.02.2000 N 166, от 08.09.1999 N 1104 (т. 1 л.д. 66 - 69) подтверждают право постоянного (бессрочного) пользования, принадлежавшее заявителю в 2004 и 2005 годах на земельный участок общей площадью 0,25 га (2 500 кв. м), расположенный в Рузском районе МО. Данный земельный участок занимает рыболовно-спортивная база "Руза".
Правопреемство ФГУП "РСК "МиГ" подтверждает справка о правопредшественниках предприятия (т. 1 л.д. 70 - 71).
В соответствии со ст. 1 Закона РФ "О плате за землю" N 1738-1 от 11.10.1991 г. пользование землей в РФ является платным.
В 2004 и 2005 годах ФГУП РСК "МиГ", руководствуясь статьями 23, 45, 80 НК РФ и положениями Закона "О плате за землю", самостоятельно исчислило и уплатило в бюджет земельный налог в сумме 119 258 руб. за земельные участки, расположенные на территории Рузского района Московской области, а также представило в налоговый орган по месту нахождения земельного участка налоговые декларации по земельному налогу (т. 1 л.д. 77 - 101):
При исчислении земельного налога за 2004 - 2005 гг. ФГУП "РСК МиГ" не применяло льготы, предусмотренные ст. 12 Закона "О плате за землю".
В соответствии с п. 4, 10 15 ст. 12 Закона "О плате за землю" от уплаты земельного налога полностью освобождаются:
- детские оздоровительные учреждения независимо от источников финансирования;
- учреждения культуры, физической культуры и спорта, туризма, спортивно-оздоровительной направленности и спортивные сооружения (за исключением деятельности не по профилю спортивных сооружений, физкультурно-спортивных учреждений) независимо от источника финансирования;
- санаторно-курортные и оздоровительные учреждения, учреждения отдыха, находящиеся в государственной и муниципальной, а также профсоюзной собственности;
- Применив вышеуказанные льготы по налогу на землю в 2004 - 2005 г.г. ФГУП "РСК "МиГ" направило в ИФНС России по г. Руза МО уточненные налоговые декларации по земельному налогу почтовым отправлением (т. 1 л.д. 26 - 27) и заявление N 12-0012-12/565-2006 от 15.11.2006 г. о зачете сумм излишне уплаченного налога. Указанные документы были получены налоговым органом 27.11.2006 г., о чем свидетельствует (т. 1 л.д. 55 - 56). В связи с тем, что налоговый орган в законом установленные сроки не принял решение о зачете либо об отказе в зачете земельного налога, заявлен рассматриваемый иск.
Налоговый орган заявленные требования не признал, в отзыве на исковое заявление указал, что переплата ФГУП "РСК "МиГ" по земельному налогу зачислена в счет предстоящих платежей по данному налогу, о чем было сообщено заявителю письмом N 13/1383 от 28.03.2007 г. (т. 2 л.д. 68).
Выслушав представителей сторон, изучив материалы дела, суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям:
Суд считает, что заявитель правомерно заявил льготу по земельному за 2004 - 2005 г.г. по вышеуказанным земельным участкам.
Как следует из содержания статей 50, 120 ГК РФ, учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций и финансируемая им полностью или частично.
Однако, согласно ст. 6 Федерального закона от 30.11.1994 N 52-ФЗ "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" глава 4 "Юридические лица" ГК РФ (включая положения статей 50 и 120) вводится в действие со дня официального опубликования части первой ГК РФ, создание юридических лиц после официального опубликования части первой ГК РФ осуществляется в порядке, предусмотренном главой 4 ГК РФ. 05.12.1994 текст ГК РФ был опубликован в "Собрании законодательства РФ", а 08.12.1994 - в "Российской газете".
При этом указанные льготы по земельному налогу введены в действие Законом РФ от 16.07.1992 N 3317-1 и Федеральным законом от 09.08.1994 N 22-ФЗ, т.е. до вступления в силу положений главы 4 "Юридические лица" ГК РФ.
Следовательно, право применения льготы по земельному налогу, установленной ст. 12 Закона РФ "О плате за землю" для детских оздоровительных учреждений, учреждений культуры, физической культуры и спорта, туризма, спортивно-оздоровительной направленности, а также для санаторно-курортных и оздоровительных учреждений, учреждений отдыха не зависит от организационно-правовой формы предприятия, на балансе которого имеются такие учреждения. Иное толкование норм права (ст. 12 Закона РФ "О плате за землю") противоречило бы требованиям п. 2 ст. 3 и ст. 6 НК РФ, не допускающим дискриминационный характер налогообложения и установления льгот в зависимости от организационно-правовой формы, либо формы собственности организации.
Таким образом, основанием для применения указанной льготы по земельному налогу является осуществление организацией в сфере некоммерческой деятельности функций учреждений, освобождаемых в соответствии со ст. 12 Закона РФ "О плате за землю" от уплаты земельного налога.
В соответствии с п. 4 ст. 78 НК РФ (в редакции, действовавшей до 01.01.2007 г.) зачет суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей осуществляется на основании письменного заявления налогоплательщика по решению налогового органа. Такое решение выносится в течение пяти дней после получения заявления при условии, что эта сумма направляется в тот же бюджет (внебюджетный фонд), в который была направлена излишне уплаченная сумма налога.
Согласно п. 6 ст. 78 НК РФ налоговый орган обязан проинформировать налогоплательщика о вынесенном решении о зачете сумм излишне уплаченного налога не позднее двух недель со дня подачи заявления о зачете.
В пункте 11 Информационного письма от 22.12.2005 г. N 98 указано, что срок на возврат (зачет) суммы излишне уплаченного налога начинает исчисляться со дня подачи заявления о возврате (зачете), но не ранее чем с момента завершения камеральной налоговой проверки, либо с момента, когда такая проверка должна быть завершена по правилам ст. 88 НК РФ.
Из вышеуказанных норм следует, что налоговый орган должен был вынести решение о зачете излишне сумм излишне уплаченного налога, либо об отказе в зачете излишне уплаченного налога и проинформировать об этом налогоплательщика не позднее 23.03.2007 г.
В нарушение ст. ст. 65, 200 АПК РФ налоговый орган не представил доказательства вынесения решения о зачете либо об отказе в зачете излишне уплаченной суммы.
Бездействие заинтересованного лица, выразившееся в непринятии решения о зачете (возврате) заявителем суммы земельного налога за 2004 - 2005 г.г. нарушает права заявителя на своевременный зачет излишне уплаченного налога, предусмотренные пп. 5 п. 1 ст. 21 и п. 1 ст. 78 НК РФ.
В соответствии с п. 2 ст. 201 АПК РФ, арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Руководствуясь ст. 167 - 170, 176, 201 АПК РФ, арбитражный суд
решил:
иск удовлетворить.
Признать незаконным бездействие, выразившееся в непринятии решения о зачете излишне уплаченной суммы земельного налога за 2004 - 2005 г.г. в сумме 119 258 руб.
Обязать ИФНС России по г. Руза Московской области вынести решение о проведении зачета ФГУП "РСК "МиГ" излишне уплаченного земельного налога в сумме 119 258 руб. в счет предстоящих платежей.
Взыскать с ИФНС России по г. Руза Московской области в пользу ФГУП "РСК "МиГ" государственную пошлину в сумме 2000 руб., уплаченную по платежному поручению N 6331 от 22.05.2007 г.
Выдать исполнительный лист в соответствии со ст. 319 АПК РФ.
Решение может быть обжаловано в Десятый арбитражный апелляционный суд в течение месяца.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)