Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА ОТ 21.06.2004 N Ф04/3480-1437/А27-2004

Разделы:
Земельный налог

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции


от 21 июня 2004 года Дело N Ф04/3480-1437/А27-2004


Открытое акционерное общество "Химволокно Амтел-Кузбасс" (далее - ОАО "Химволокно Амтел-Кузбасс"), г. Кемерово, обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением к Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Кемерово (далее - Инспекция МНС РФ по г. Кемерово) о признании незаконным бездействия налогового органа и обязании налогового органа принять решение о зачете сумм излишне уплаченного земельного налога в 2001, 2002 годах в размере 10765501,92 руб. в счет предстоящих платежей по налогам в бюджеты соответствующих уровней.
В судебном заседании ОАО "Химволокно Амтел-Кузбасс" предмет иска изменен, заявитель просил признать недействительным решение Инспекции МНС об отказе в зачете излишне уплаченных сумм земельного налога в размере 10047589 руб., изложенное в письме от 02.09.2003 N 16-12-34/3179 (89339), и обязать налоговый орган устранить нарушение прав и законных интересов заявителя.

Решением от 13.11.2003 требования ОАО "Химволокно Амтел-Кузбасс" удовлетворены, решение налогового органа об отказе в зачете излишне уплаченных сумм земельного налога в размере 10047589 руб., изложенное в письме от 02.09.2003 N 16-12-34/3179 (89339), признано недействительным. Также суд обязал налоговый орган устранить нарушение прав и законных интересов заявителя.
Постановлением апелляционной инстанции от 03.03.2004 решение суда от 13.11.2003 изменено, решение налогового органа об отказе в зачете излишне уплаченных сумм земельного налога, изложенное в письме от 02.09.2003 N 16-12-34/3179 (89339), признано недействительным в части сумм земельного налога размере 7176850 руб., в остальной части решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Инспекция МНС РФ по г. Кемерово, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, просит судебные акты отменить, принять новое решение - об отказе в удовлетворении требований ОАО "Химволокно Амтел-Кузбасс". По мнению налогового органа, к базовым ставкам земельного налога, установленным решением Кемеровского городского Совета народных депутатов от 27.12.96, следует применять повышающий коэффициент, установленный Законом Российской Федерации N 29-ФЗ.
ОАО "Химволокно Амтел-Кузбасс" с требованиями кассационной жалобы не согласно по основаниям, изложенным в отзыве.
Суд кассационной инстанции, в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изучив материалы дела, проанализировав доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судом первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела, 25.07.2003 ОАО "Химволокно Амтел-Кузбасс" обратилось в Инспекцию МНС с заявлением о зачете излишне уплаченных сумм земельного налога в счет предстоящих платежей в связи с тем, что при исчислении земельного налога в 2001 - 2002 годах ошибочно применило повышающие коэффициенты 2; 1,2; 2. В обоснование заявления были представлены уточненные налоговые декларации и платежные поручения, подтверждающие уплату налога в размере 10765501,92 руб.
По результатам рассмотрения заявления налоговый орган письмом от 02.09.2003 N 16-12-34/3179 (89339) отказал налогоплательщику в зачете излишне уплаченного налога в связи с тем, что поправочные коэффициенты относятся не к ставке земельного налога, а к порядку его исчисления.
Удовлетворяя требование ОАО "Химволокно Амтел-Кузбасс", Арбитражный суд Кемеровской области принял обоснованное и законное решение.
В соответствии со статьей 21 Закона Российской Федерации N 2118-1 от 27.12.91 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" земельный налог отнесен к местным налогам, порядок зачисления поступлений в соответствующий бюджет по которому определяется земельным законодательством.
В силу статьи 3 Закона Российской Федерации "О плате за землю" размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности собственников земли, землевладельцев, землепользователей и устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год. Ставки земельного налога пересматриваются в связи с изменением не зависящих от пользователя земли условий хозяйствования.
Согласно статье 8 Закона Российской Федерации "О плате за землю" и пункту 2 статьи 21 Закона Российской Федерации N 2118-1 от 27.12.91 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" налог на городские (поселковые) земли определяется перечисленными в пункте 2 статьи 21 Закона Российской Федерации N 2118-1 от 27.12.91 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" органами на основе средних ставок, предусмотренных в приложении 2 (таблицы 1, 2, 3) к Закону Российской Федерации "О плате за землю".
Согласно статье 8 Закона Российской Федерации "О плате за землю" органам местного самоуправления предоставлено право устанавливать дифференцированные средние ставки в зависимости от местоположения и зоны градостроительной ценности территории городов.
На основании предоставленных полномочий Кемеровским городским Советом народных депутатов принято решение от 27.12.96 "О ставках земельного налога на территории города Кемерово", которое вступило в законную силу с 01.01.97.
Установленные Законом Российской Федерации "О плате за землю" средние ставки земельного налога применяются с учетом индексации (поправочных коэффициентов), определяемой нормативными актами.
Соответственно, должны индексироваться конкретные ставки, определенные уполномоченными органами на основе средних ставок. При этом федеральные нормативные акты, которыми устанавливаются поправочные коэффициенты, в силу прямого указания пункта 2 статьи 21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" и статьи 2 Федерального закона от 09.08.94 N 22-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О плате за землю" являются актами прямого действия, не требующими соответствующего подтверждения законодательными актами республик в составе Российской Федерации или решениями органов государственной власти краев, областей, автономной области, автономных округов, районов, городов и иных административно-территориальных образований.
Судом правильно указано, что соответствующие нормы об индексации ставок земельного налога включены в федеральные законы о федеральном бюджете.
Проанализировав статью 15 Федерального закона "О федеральном бюджете на 1999 год", суд правильно указал, что применение к ставкам земельного налога повышающего коэффициента "2" ограничивается 1999 годом. В 2000 году этот коэффициент также не подлежит применению, поскольку Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2000 год" введен новый повышающий земельную ставку коэффициент "1,2", действие этого коэффициента ограничивается 2000 годом.
В связи с изложенным кассационная инстанция поддерживает вывод суда о том, что ни одним правовым актом не предусматривается обязанность налогоплательщиков последовательно присоединять каждый из ежегодно вводимых нормами законов о федеральном бюджете коэффициентов к ставкам земельного налога, определяемым органами власти субъектов Российской Федерации.
Статьей 12 Федерального закона от 27.12.2000 N 150-ФЗ "О федеральном бюджете на 2001 год" установлено, что ставки земельного налога и арендной платы, действующие в 2000 году, применяются в 2001 году для всех категорий земель, в статье 14 Федерального закона от 30.12.2001 N 194-ФЗ "О федеральном бюджете на 2002 год" также указано, что ставки земельного налога и арендной платы, действовавшие в 2001 году, применяются в 2002 году с коэффициентом "2" для всех категорий земель.
Статьей 13 Федерального закона от 26.02.97 N 29-ФЗ "О федеральном бюджете на 1997 год" установлено, что ставки земельного налога с коэффициентом "2", действовавшие в 1996 году, применяются в 1997 году для всех категорий земель также с коэффициентом "2".
Решение Кемеровского городского Совета народных депутатов от 27.12.96 согласно пункту 5 вступило в силу с 01.01.97, в связи с чем коэффициент "2", предусмотренный Федеральным законом от 26.02.97 N 29-ФЗ "О федеральном бюджете на 1997 год", не подлежит применению к ставкам, установленным решением Кемеровского городского Совета народных депутатов от 27.12.96, так как в 1996 году эти ставки не действовали.
В связи с принятием Федерального закона от 26.02.97 N 29-ФЗ "О федеральном бюджете на 1997 год" и введением коэффициента "2" к ставкам земельного налога Кемеровским городским Советом народных депутатов решением от 28.03.97 был установлен коэффициент "0,5" с 01.01.97 на год.
Поскольку введение данного коэффициента местным представительным органом не противоречит нормам налогового законодательства, кассационная инстанция поддерживает вывод суда о том, что расчет земельного налога за 1997 год должен производиться с учетом коэффициента "0,5", коэффициент "2", установленный Федеральным законом от 26.02.97 N 29-ФЗ "О федеральном бюджете на 1997 год", в последующие годы также подлежит применению с учетом коэффициента "0,5".
Таким образом, учитывая необоснованное применение в 1997 году налоговым органом коэффициента "2" и правильное применение в 2001 - 2002 годах налогоплательщиком коэффициента "0,5", кассационная инстанция приходит к выводу о недействительности решения налогового органа об отказе в зачете излишне уплаченных сумм земельного налога, изложенное в письме от 02.09.2003 N 16-12-34/3179 (89339), в части сумм земельного налога в размере 7176850 руб.
Нарушений судом норм материального и процессуального права кассационной инстанцией не установлено.
С учетом изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:

Постановление апелляционной инстанции от 03.03.2004 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-10289/2003-6 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.







ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции

от 21 июня 2004 года Дело N Ф04/3480-1437/А27-2004


Открытое акционерное общество "Химволокно Амтел-Кузбасс" (далее - ОАО "Химволокно Амтел-Кузбасс"), г. Кемерово, обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением к Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Кемерово (далее - Инспекция МНС РФ по г. Кемерово) о признании незаконным бездействия налогового органа и обязании налогового органа принять решение о зачете сумм излишне уплаченного земельного налога в 2001, 2002 годах в размере 10765501,92 руб. в счет предстоящих платежей по налогам в бюджеты соответствующих уровней.
В судебном заседании ОАО "Химволокно Амтел-Кузбасс" предмет иска изменен, заявитель просил признать недействительным решение Инспекции МНС об отказе в зачете излишне уплаченных сумм земельного налога в размере 10047589 руб., изложенное в письме от 02.09.2003 N 16-12-34/3179 (89339), и обязать налоговый орган устранить нарушение прав и законных интересов заявителя.

Решением от 13.11.2003 требования ОАО "Химволокно Амтел-Кузбасс" удовлетворены, решение налогового органа об отказе в зачете излишне уплаченных сумм земельного налога в размере 10047589 руб., изложенное в письме от 02.09.2003 N 16-12-34/3179 (89339), признано недействительным. Также суд обязал налоговый орган устранить нарушение прав и законных интересов заявителя.
Постановлением апелляционной инстанции от 03.03.2004 решение суда от 13.11.2003 изменено, решение налогового органа об отказе в зачете излишне уплаченных сумм земельного налога, изложенное в письме от 02.09.2003 N 16-12-34/3179 (89339), признано недействительным в части сумм земельного налога размере 7176850 руб., в остальной части решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Инспекция МНС РФ по г. Кемерово, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, просит судебные акты отменить, принять новое решение - об отказе в удовлетворении требований ОАО "Химволокно Амтел-Кузбасс". По мнению налогового органа, к базовым ставкам земельного налога, установленным решением Кемеровского городского Совета народных депутатов от 27.12.96, следует применять повышающий коэффициент, установленный Законом Российской Федерации N 29-ФЗ.
ОАО "Химволокно Амтел-Кузбасс" с требованиями кассационной жалобы не согласно по основаниям, изложенным в отзыве.
Суд кассационной инстанции, в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изучив материалы дела, проанализировав доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судом первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела, 25.07.2003 ОАО "Химволокно Амтел-Кузбасс" обратилось в Инспекцию МНС с заявлением о зачете излишне уплаченных сумм земельного налога в счет предстоящих платежей в связи с тем, что при исчислении земельного налога в 2001 - 2002 годах ошибочно применило повышающие коэффициенты 2; 1,2; 2. В обоснование заявления были представлены уточненные налоговые декларации и платежные поручения, подтверждающие уплату налога в размере 10765501,92 руб.
По результатам рассмотрения заявления налоговый орган письмом от 02.09.2003 N 16-12-34/3179 (89339) отказал налогоплательщику в зачете излишне уплаченного налога в связи с тем, что поправочные коэффициенты относятся не к ставке земельного налога, а к порядку его исчисления.
Удовлетворяя требование ОАО "Химволокно Амтел-Кузбасс", Арбитражный суд Кемеровской области принял обоснованное и законное решение.
В соответствии со статьей 21 Закона Российской Федерации N 2118-1 от 27.12.91 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" земельный налог отнесен к местным налогам, порядок зачисления поступлений в соответствующий бюджет по которому определяется земельным законодательством.
В силу статьи 3 Закона Российской Федерации "О плате за землю" размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности собственников земли, землевладельцев, землепользователей и устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год. Ставки земельного налога пересматриваются в связи с изменением не зависящих от пользователя земли условий хозяйствования.
Согласно статье 8 Закона Российской Федерации "О плате за землю" и пункту 2 статьи 21 Закона Российской Федерации N 2118-1 от 27.12.91 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" налог на городские (поселковые) земли определяется перечисленными в пункте 2 статьи 21 Закона Российской Федерации N 2118-1 от 27.12.91 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" органами на основе средних ставок, предусмотренных в приложении 2 (таблицы 1, 2, 3) к Закону Российской Федерации "О плате за землю".
Согласно статье 8 Закона Российской Федерации "О плате за землю" органам местного самоуправления предоставлено право устанавливать дифференцированные средние ставки в зависимости от местоположения и зоны градостроительной ценности территории городов.
На основании предоставленных полномочий Кемеровским городским Советом народных депутатов принято решение от 27.12.96 "О ставках земельного налога на территории города Кемерово", которое вступило в законную силу с 01.01.97.
Установленные Законом Российской Федерации "О плате за землю" средние ставки земельного налога применяются с учетом индексации (поправочных коэффициентов), определяемой нормативными актами.
Соответственно, должны индексироваться конкретные ставки, определенные уполномоченными органами на основе средних ставок. При этом федеральные нормативные акты, которыми устанавливаются поправочные коэффициенты, в силу прямого указания пункта 2 статьи 21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" и статьи 2 Федерального закона от 09.08.94 N 22-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О плате за землю" являются актами прямого действия, не требующими соответствующего подтверждения законодательными актами республик в составе Российской Федерации или решениями органов государственной власти краев, областей, автономной области, автономных округов, районов, городов и иных административно-территориальных образований.
Судом правильно указано, что соответствующие нормы об индексации ставок земельного налога включены в федеральные законы о федеральном бюджете.
Проанализировав статью 15 Федерального закона "О федеральном бюджете на 1999 год", суд правильно указал, что применение к ставкам земельного налога повышающего коэффициента "2" ограничивается 1999 годом. В 2000 году этот коэффициент также не подлежит применению, поскольку Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2000 год" введен новый повышающий земельную ставку коэффициент "1,2", действие этого коэффициента ограничивается 2000 годом.
В связи с изложенным кассационная инстанция поддерживает вывод суда о том, что ни одним правовым актом не предусматривается обязанность налогоплательщиков последовательно присоединять каждый из ежегодно вводимых нормами законов о федеральном бюджете коэффициентов к ставкам земельного налога, определяемым органами власти субъектов Российской Федерации.
Статьей 12 Федерального закона от 27.12.2000 N 150-ФЗ "О федеральном бюджете на 2001 год" установлено, что ставки земельного налога и арендной платы, действующие в 2000 году, применяются в 2001 году для всех категорий земель, в статье 14 Федерального закона от 30.12.2001 N 194-ФЗ "О федеральном бюджете на 2002 год" также указано, что ставки земельного налога и арендной платы, действовавшие в 2001 году, применяются в 2002 году с коэффициентом "2" для всех категорий земель.
Статьей 13 Федерального закона от 26.02.97 N 29-ФЗ "О федеральном бюджете на 1997 год" установлено, что ставки земельного налога с коэффициентом "2", действовавшие в 1996 году, применяются в 1997 году для всех категорий земель также с коэффициентом "2".
Решение Кемеровского городского Совета народных депутатов от 27.12.96 согласно пункту 5 вступило в силу с 01.01.97, в связи с чем коэффициент "2", предусмотренный Федеральным законом от 26.02.97 N 29-ФЗ "О федеральном бюджете на 1997 год", не подлежит применению к ставкам, установленным решением Кемеровского городского Совета народных депутатов от 27.12.96, так как в 1996 году эти ставки не действовали.
В связи с принятием Федерального закона от 26.02.97 N 29-ФЗ "О федеральном бюджете на 1997 год" и введением коэффициента "2" к ставкам земельного налога Кемеровским городским Советом народных депутатов решением от 28.03.97 был установлен коэффициент "0,5" с 01.01.97 на год.
Поскольку введение данного коэффициента местным представительным органом не противоречит нормам налогового законодательства, кассационная инстанция поддерживает вывод суда о том, что расчет земельного налога за 1997 год должен производиться с учетом коэффициента "0,5", коэффициент "2", установленный Федеральным законом от 26.02.97 N 29-ФЗ "О федеральном бюджете на 1997 год", в последующие годы также подлежит применению с учетом коэффициента "0,5".
Таким образом, учитывая необоснованное применение в 1997 году налоговым органом коэффициента "2" и правильное применение в 2001 - 2002 годах налогоплательщиком коэффициента "0,5", кассационная инстанция приходит к выводу о недействительности решения налогового органа об отказе в зачете излишне уплаченных сумм земельного налога, изложенное в письме от 02.09.2003 N 16-12-34/3179 (89339), в части сумм земельного налога в размере 7176850 руб.
Нарушений судом норм материального и процессуального права кассационной инстанцией не установлено.
С учетом изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:

Постановление апелляционной инстанции от 03.03.2004 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-10289/2003-6 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)