Судебные решения, арбитраж
Налог на игорный бизнес
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 23.07.2008.
Полный текст постановления изготовлен 30.07.2008.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Л-му району г. Воронежа на решение Арбитражного суда Воронежской области от 29.02.2008 года по делу N А14-1-2008/1/34,
общество с ограниченной ответственностью П. (далее - ООО П., Общество) обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по Л-му району г. Воронежа (далее - ИФНС России по Л-му району г. Воронежа, Инспекция) о признании незаконным бездействия, выразившегося в невыдаче свидетельства о регистрации объектов налогообложения налогом на игорный бизнес, указанных в заявлении от 04.12.2007 г., находящихся по адресу: г. Воронеж, ул. П., д. 9 , обязании ИФНС России по Л-му району г. Воронежа выдать свидетельство о регистрации объектов налогообложения налогом на игорный бизнес, указанных в заявлении от 04.12.2007 г., находящихся по адресу: г. Воронеж, ул. П., д. 9 (с учетом уточненных требований).
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 29.02.2008 г. по делу N А14-1-2008/1/34 заявленные требования Общества удовлетворены. Признано незаконным бездействие ИФНС России по Л-му району г. Воронежа, выразившееся в невыдаче свидетельства о регистрации объектов налогообложения налогом на игорный бизнес, указанных в заявлении от 04.12.2007 г., находящихся по адресу: г. Воронеж, ул. П., д. 9. Арбитражный суд обязал ИФНС России по Л-му району г. Воронежа выдать свидетельство о регистрации объектов налогообложения налогом на игорный бизнес, указанных в заявлении от 04.12.2007 г., находящихся по адресу: г. Воронеж, ул. П., д. 9.
ИФНС России по Л-му району г. Воронежа не согласилась с данным решением и обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы Инспекция ссылается на то обстоятельство, что Общество обратившись в ИФНС России по Л-му району г. Воронежа с заявлением о регистрации объектов налогообложения налогом на игорный бизнес (игровых автоматов) не представило документов, подтверждающих соответствие его деятельности требованиям Федерального закона N 244-ФЗ. В связи с этим, по мнению Инспекции, деятельность ООО П. в сфере игорного бизнеса является незаконной, а использование объектов налогообложения неправомерным.
Кроме того, Инспекция ссылается на то, что Федеральный закон N 244-ФЗ имеет прямое отношение к порядку взимания налога на игорный бизнес, поскольку именно данный нормативный акт регулирует деятельность в сфере игорного бизнеса.
Представитель ООО П. возражает против доводов, изложенных в апелляционной жалобе по основаниям, изложенным в представленном суду отзыве, считает обжалуемое решение законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, а апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Л-му району г. Воронежа без удовлетворения.
Рассмотрение дела откладывалось.
Определением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.05.2008 г. производство по делу N А14-1-2008/1/34 было приостановлено до вступления в законную силу судебного акта Арбитражного суда Воронежской области по делу N А14-316/2008/38/24.
Определением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.06.2008 г., в связи с поступлением 27 июня 2008 года через канцелярию суда в материалы дела решения Арбитражного суда Воронежской области от 13.05.2008 г. по делу N А14-316/2008/38/24, производство по делу N А14-1-2008/1/34 было возобновлено с 23.07.2008 г.
Изучив материалы дела, заслушав пояснения представителей сторон, явившихся в судебное заседание, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, ООО П. осуществляет деятельность в области игорного бизнеса в соответствии с уставом и согласно лицензии N 004843, выданной 29.06.2004 г. Федеральным агентством по физической культуре, спорту и туризму, имеет право на организацию и содержание тотализаторов и игорных заведений.
ООО П. в лице обособленного подразделения было поставлено на налоговый учет в ИФНС России по Л-му району г. Воронежа 25.12.2006 г. по адресу: г. Воронеж, ул. П., д. 9.
Обществом 04.12.2007 г. было подано в Инспекцию заявление о постановке на налоговый учет объектов налогообложения налогом на игорный бизнес - 50 игровых автоматов, по адресу места нахождения обособленного подразделения ООО П. - г. Воронеж, ул. П., д. 9.
Поскольку Инспекцией не было выдано свидетельство о постановке на учет объектов обложения налогом на игорный бизнес, Общество, полагая, что данное бездействие ИФНС России по Л-му району г. Воронежа, противоречит Налоговому кодексу Российской Федерации (далее - НК РФ, Кодекс) и нарушает его права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
В обоснование заявленных требований, Общество ссылалось на то обстоятельство, что пунктом 4 статьи 366 НК РФ предусмотрено, что объект налогообложения (игровой автомат) считается зарегистрированным с даты представления налогоплательщиком в налоговый орган заявления о регистрации объекта (объектов) налогообложения. Также, по мнению Общества, Налоговый кодекс Российской Федерации обязывает налоговые органы в течение пяти дней с даты получения заявления от налогоплательщика о регистрации объекта (объектов) налогообложения (об изменении количества объектов налогообложения) выдать свидетельство о регистрации или внесении изменения, связанные с изменением количества объектов налогообложения, в ранее выдаваемое свидетельство.
Возражая против заявленных требований, Инспекция ссылалась на часть 4 статьи 5 Федерального закона Российской Федерации N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 244-ФЗ), где указано, что игорные заведения (за исключением букмекерских контор и тотализаторов) могут быть открыты исключительно в игорных зонах в порядке, установленном настоящим Федеральным законом. Кроме того, Инспекция указывала на то, что ст. 16 вышеуказанного Закона предусматривает право продолжить игорному заведению, имеющему соответствующую лицензию свою деятельность до 30.06.2009 г. при условии приведения своей деятельности в соответствие с требованиями Федерального закона до 01.07.2007 г.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из следующего.
Согласно п. п. 2 п. 1 ст. 366 НК РФ игровой автомат отнесен к объектам обложения налогом на игорный бизнес.
Положениями ст. 364 НК РФ установлено, что для целей главы 29 Кодекса, определяющей налог на игорный бизнес, под игровым автоматом следует понимать специальное оборудование (механическое, электрическое, электронное или иное техническое оборудование), установленное организатором игорного заведения и используемое для проведения азартных игр с любым видом выигрыша без участия в указанных играх представителей организатора игорного заведения.
В соответствии с п. 2 ст. 366 НК РФ каждый объект налогообложения подлежит регистрации в налоговом органе по месту установки этого объекта налогообложения не позднее чем за два рабочих дня до даты установки каждого объекта налогообложения. Регистрация производится налоговым органом на основании заявления налогоплательщика о регистрации объекта (объектов) налогообложения с обязательной выдачей свидетельства о регистрации объекта (объектов) налогообложения.
В силу п. 3 ст. 366 НК РФ налогоплательщик также обязан зарегистрировать в налоговых органах по месту своей регистрации в качестве налогоплательщика любое изменение количества объектов налогообложения не позднее чем за два рабочих дня до даты установки или выбытия каждого объекта налогообложения.
Объект налогообложения считается зарегистрированным с даты представления налогоплательщиком в налоговый орган заявления о регистрации объекта (объектов) налогообложения. Объект налогообложения считается выбывшим с даты представления налогоплательщиком в налоговый орган заявления о регистрации изменений (уменьшений) количества объектов налогообложения (п. 4 ст. 366 НК РФ).
Заявление о регистрации объекта (объектов) налогообложения представляется налогоплательщиком в налоговый орган лично или через его представителя либо направляется в виде почтового отправления с описью вложения (п. 5 ст. 366 НК РФ).
Пунктом 6 ст. 366 НК РФ предусмотрено, что налоговые органы обязаны в течение пяти рабочих дней с даты получения заявления от налогоплательщика о регистрации объекта (объектов) налогообложения (об изменении количества объектов налогообложения) выдать свидетельство о регистрации или внести изменения, связанные с изменением количества объектов налогообложения, в ранее выданное свидетельство.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, на момент вступления в законную силу Закона N 244-ФЗ обособленное подразделение Общества по адресу: г. Воронеж, ул. П., д. 9, уже осуществляло свою деятельность, в связи с чем, данное игорное заведение не является вновь созданным после введения в действие указанного Федерального закона.
Рассматривая спор по существу, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что Федеральный закон от 29.12.2006 г. N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" не регулирует регистрацию объектов налогообложения налогом на игорный бизнес, поскольку не относится к актам законодательства о налогах и сборах, и не содержит указаний на то, что нарушение его требований влечет отказ в регистрации объектов игорного бизнеса в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации.
По мнению суда первой инстанции, в соответствии с вышеуказанными нормами, действующее законодательство о налогах и сборах не содержит оснований для неисполнения налоговым органом обязанности по регистрации объектов налогообложения налогом на игорный бизнес, определенной ст. 366 НК РФ.
Вместе с тем, Арбитражным судом Воронежской области не учтено следующее.
В силу ст. 365 НК РФ налогоплательщиками налога на игорный бизнес признаются организации или индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса.
Федеральным законом N 244-ФЗ от 29.12.2006 г., вступившим в силу с 01.01.2007 г., установлены ограничения осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр на территории РФ, в частности, игорные заведения (за исключением букмекерских контор и тотализаторов) могут быть открыты исключительно в игорных зонах в порядке, установленном настоящим Федеральным законом (ч. 4 ст. 5 Закона).
Под игорным заведением в целях названного Закона понимается здание, строение, сооружение (единая обособленная часть здания, строения, сооружения), в которых осуществляется исключительно деятельность по организации и проведению азартных игр и оказанию сопутствующих азартным играм услуг (в том числе филиал или иное место осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр и оказанию сопутствующих азартным играм услуг) (ч. 11 ст. 4 Закона).
В то же время, ч. 1 ст. 16 Закона N 244-ФЗ от 29.12.2006 установлено, что игорные заведения, имеющие лицензии, и соответствующие требованиям, указанным в ч. 6 ст. 6; ч. 1 и 3 - 5 ст. 8; ч. 2 и 3 ст. 15, ч. 2 ст. 16, вправе продолжить свою деятельность до 30.06.2009 без получения предусмотренного Законом разрешения на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне.
В случае, если деятельность игорных заведений не отвечает указанным требованиям, она должна быть прекращена до 01.07.2007 г. (ч. 6 ст. 16 Закона).
Анализ указанных законодательных норм в их взаимосвязи позволяет сделать вывод о том, что признание лица налогоплательщиком налога на игорный бизнес обусловлено правом осуществления им деятельности в сфере игорного бизнеса.
Пунктом 2 ст. 366 НК РФ установлено, что регистрация объекта (объектов) налогообложения производится налоговым органом на основании заявления налогоплательщика с обязательной выдачей ему свидетельства.
При этом, в силу п. 3 ст. 30 НК РФ, налоговые органы действуют в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством РФ, в связи с чем они не вправе осуществлять действия, которые не предусмотрены законодательством РФ и не входят в перечень их прав и (или) обязанностей.
Контроль за соблюдением организаторами азартных игр требований Федерального закона РФ N 244-ФЗ от 29.12.2006 г. возложен на налоговые органы.
Таким образом, обращение с заявлением о регистрации объекта (объектов) налогообложения налогом на игорный бизнес лицом, не отвечающим требованиям вышеназванного Закона, не порождает у налогового органа обязанности по регистрации и выдаче соответствующего свидетельства (Постановление ФАС Центрального округа от 21.05.2008 г. по делу N А14-12009-2007/561/28).
Вместе с тем, суд апелляционной инстанции учитывает следующее.
В соответствии с ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд осуществляет проверку оспариваемых действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемые действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ деятельность по организации и проведению азартных игр может осуществляться исключительно в игорных заведениях, соответствующих требованиям, предусмотренным указанным Федеральным законом, другими федеральными законами, законами субъектов РФ, иными нормативными правовыми актами РФ.
На основании ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ имеющие соответствующие лицензии игорные заведения при условии их соответствия требованиям, установленным ч. 6 ст. 6, ч. ч. 1, 3 - 5 ст. 8, ч. ч. 2 и 3 ст. 15, ч. 2 ст. 16 Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ, вправе продолжить свою деятельность до 30 июня 2009 года без получения предусмотренного Федеральным законом разрешения на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне.
При этом, согласно ч. 9 ст. 16 вышеуказанного Закона деятельность игорных заведений, не имеющих предусмотренного данным Федеральным законом разрешения на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне, должна быть прекращена до 1 июля 2009 года, за исключением букмекерских контор и тотализаторов, соответствующих требованиям данного Федерального закона.
Деятельность игорных заведений, не отвечающих требованиям, установленным частями 1 и 2 ст. 16 Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ, должна быть прекращена до 1 июля 2007 года.
Учитывая изложенное, бездействие налогового органа, выразившиеся в невыдаче свидетельства о регистрации объекта налогообложения налогом на игорный бизнес, может быть признано судом незаконным в случае соответствия организации, осуществляющей деятельность по организации и проведению азартных игр после 1 июля 2007 года, требованиям, установленным ч. 6 ст. 6, ч. ч 1 , 3 - 5 ст. 8, ч. ч. 2 и 3 ст. 15, ч. 2 ст. 16 Федерального закона от 29.12.2006 г. N 244-ФЗ и отсутствии решения органа государственной власти субъекта РФ о запрете начиная с 1 июля 2007 года на территории субъекта РФ деятельности по организации и проведению азартных игр (п. 7 ст. 16 Закона N 244-ФЗ).
Судом апелляционной инстанции учтено, что в соответствии со ст. 1 Закона Воронежской области от 25.06.2007 г. N 71-ОЗ деятельность по организации и проведению азартных игр, за исключением казино, на территории Воронежской области запрещена с 1 января 2008 года.
Таким образом, деятельность игорных заведений на территории Воронежской области до 1 января 2008 г. возможна только в случае их соответствия требованиям, установленным ч. 6 ст. 6, ч. ч. 1, 3 - 5 ст. 8, ч. ч. 2 и 3 ст. 15, ч. 2 ст. 16 Федерального закона от 29.12.2006 г. N 244-ФЗ, а после 1 января 2008 г. на территории Воронежской области вправе осуществлять деятельность только игорные заведения в виде казино при условии их соответствия требованиям, предъявляемым к казино Законом N 244-ФЗ.
С учетом того, что решением суда первой инстанции от 29.02.2008 г. на Инспекцию возложена обязанность выдать свидетельство о регистрации объектов налогообложения налогом на игорный бизнес, суд апелляционной инстанции считает необходимым проверить соблюдение ООО П., как организатора азартных игр требованиям, предъявляемым к игорному заведению и казино, согласно положениям, установленным Федеральным законом от 29.12.2006 г. N 244-ФЗ.
Оценив в соответствии со ст. 71 АПК РФ представленные Обществом доказательства в подтверждение соответствия Общества требованиям установленным частью 6 статьи 6, частями 1, 3 - 5 статьи 8, частями 2 и 3 статьи 15 Закона N 244-ФЗ, частью 2 статьи 16 Закона N 244-ФЗ, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что указанным требованиям Общество соответствует.
В силу ч. 6 ст. 6 Закона N 244-ФЗ стоимость чистых активов организатора азартных игр в течение всего периода осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр, для организаторов азартных игр в казино и залах игровых автоматов не может быть менее 600 миллионов рублей.
В соответствии с п. 1 ст. 8 вышеуказанного Закона игорное заведение должно быть разделено на зону обслуживания участников азартных игр и служебную зону игорного заведения. Пунктами 3, 4, 5 данной статьи установлено, что организация и проведение азартных игр могут осуществляться исключительно работниками организатора азартных игр. Работниками организатора азартных игр не могут являться лица, не достигшие возраста восемнадцати лет; используемое в игорном заведении игорное оборудование должно соответствовать требованиям законодательства РФ о техническом регулировании, технических регламентов, стандартов, а также иным обязательным требованиям и находиться в собственности организатора азартных игр. В помещении должны находиться документы, подтверждающие соответствие игорного оборудования указанным требованиям.
Положения ст. 15 Закона N 244-ФЗ содержат требования, предъявляемые к букмекерским конторам и тотализаторам. При этом в соответствии с п. 1 ст. 16 данного Закона требования, установленные частью 2 ст. 15 применяются ко всем игорным заведениям вне зависимости от их вида.
Исходя из вышеуказанного, в соответствии с ч. 2 ст. 15 игорные заведения не могут быть расположены в объектах жилищного фонда, объектах незавершенного строительства, во временных постройках, в киосках, под навесами и в других подобных постройках; в зданиях, строениях, сооружениях, в которых расположены детские, образовательные, медицинские, санаторно-курортные учреждения; в зданиях, строениях, сооружениях автовокзалов, железнодорожных вокзалов, речных вокзалов, речных портов, аэропортов, на станциях и остановках всех видов общественного транспорта городского и пригородного сообщения; в помещениях, в которых осуществляется деятельность, не связанная с организацией и проведением азартных игр или оказанием сопутствующих азартным играм услуг; в зданиях, строениях, сооружениях, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и в которых расположены федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные или муниципальные учреждения и унитарные предприятия; в зданиях, строениях, сооружениях, в которых расположены культовые и религиозные организации.
Согласно ч. 2 ст. 16 Закона N 244-ФЗ, игорные заведения должны отвечать следующим требованиям: игорные заведения могут располагаться только в зданиях, строениях, сооружениях, являющихся объектами капитального строительства, занимать указанные объекты полностью или располагаться в единой обособленной их части; игорное заведение не может быть расположено в зданиях, строениях, сооружениях физкультурно-оздоровительных и спортивных учреждений; площадь зоны обслуживания участников азартных игр в казино не может быть менее чем восемьсот квадратных метров, и в ней должны находиться касса игорного заведения, гардероб, места для отдыха посетителей игорного заведения, туалет. В доступном для посетителей игорного заведения месте должны быть размещены текст настоящего Федерального закона, установленные организатором азартных игр правила азартных игр и правила посещения игорного заведения, лицензия на организацию и содержание тотализаторов и игорных заведений; в зоне обслуживания участников азартных игр в казино должно быть установлено не менее чем десять игровых столов, а также могут быть установлены игровые автоматы, кассы тотализатора и (или) букмекерской конторы. Игровые столы и игровые автоматы, установленные в казино, должны находиться исключительно в собственности организатора азартных игр; в служебной зоне игорного заведения должны находиться помещение для отдыха работников организатора азартных игр, специально оборудованное помещение для приема, выдачи и временного хранения денежных средств, помещение для организации службы безопасности игорного заведения; в случае установки игровых автоматов в зоне обслуживания участников азартных игр в казино на данное игорное заведение распространяются требования, установленные пунктами 8, 10 настоящей части; площадь зоны обслуживания участников азартных игр в зале игровых автоматов не может быть менее чем сто квадратных метров, и в ней должны находиться касса игорного заведения и туалет; в зоне обслуживания участников азартных игр в зале игровых автоматов должно быть установлено не менее чем пятьдесят игровых автоматов, а также могут находиться кассы тотализатора и (или) букмекерской конторы; в служебной зоне зала игровых автоматов должно находиться специально оборудованное помещение или должно быть установлено оборудование для приема, выдачи и временного хранения денежных средств; игровые автоматы, установленные в зале игровых автоматов, должны находиться исключительно в собственности организатора азартных игр. Технологически заложенный средний процент денежного выигрыша каждого игрового автомата должен быть не ниже чем девяносто процентов; организатор азартных игр в букмекерской конторе вправе самостоятельно определять событие, от которого зависит исход пари, за исключением случаев, установленных федеральными законами; организатор азартных игр в тотализаторе обязан обеспечить участникам азартных игр возможность наблюдать развитие и исход события, от которого зависит результат пари, в том числе при помощи специального оборудования; положения пунктов 15 - 17 настоящей части применяются также в отношении касс тотализаторов, расположенных в казино, залах игровых автоматов и букмекерских конторах.
Иных ограничений осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр для игорных заведений, в том числе для казино, Законом N 244-ФЗ не предусмотрено.
В суд апелляционной инстанции Обществом были представлены документы, подтверждающие, что деятельность ООО П. соответствует вышеуказанным требованиям, предъявляемым к организатору азартных игр, в том числе к казино, а именно: технический паспорт Бюро технической инвентаризации Л-го района г. Воронежа по состоянию на 15.03.2007 г.; договор субаренды помещений, в которых Общество осуществляет деятельность по организации азартных игр, расположенных в г. Воронеже, ул. П., д. 9; лицензия на осуществление деятельности по организации игорных заведений; список работников Общества, из которого следует, что все сотрудники подразделения старше 18 лет; акты о проведении контроля за игровыми автоматами с денежным выигрышем; сертификаты об утверждении типа игрового автомата с денежным выигрышем; бухгалтерский баланс ООО П. по состоянию на 31.03.2008 г.; договор на охрану объекта б/н от 19.03.2007 г., приложение N 1 к договору на охрану объекта, дополнительное соглашение N 1 к договору б/н на охрану объекта от 19.03.2007 г.; акты приема-передачи имущества, вносимого в оплату уставного капитала ООО П.; акты о приеме-передаче групп объектов основных средств (кроме зданий, сооружений).
В соответствии с ч. 4 ст. 16 Закона N 244-ФЗ, для лицензиатов срок действия лицензий на организацию и содержание тотализаторов и игорных заведений, выданных до дня вступления в силу Закона N 244-ФЗ и действующих на день его вступления в силу, продлевается до 30 июня 2009 г. вне зависимости от срока, указанного в имеющихся у таких лицензиатов лицензиях.
Как следует из материалов дела, ООО П. осуществляет деятельность в области игорного бизнеса в соответствии с уставом и согласно лицензии N 004843, выданной 29.04.2004 г. Федеральным агентством по физической культуре, спорту и туризму, имеет право на осуществление организации и содержания тотализаторов и игорных заведений.
Инспекцией не представлено в суд доказательств отзыва названной лицензии Общества, либо несоответствия ООО П. ч. 6 ст. 6, ч. ч. 1, 3 - 5 ст. 8, ч. ч. 2 и 3 ст. 15, ч. 2 статьи 16 Закона N 244-ФЗ.
Кроме того, судом апелляционной инстанции учтено, что Обществом в суд апелляционной инстанции было представлено решение Арбитражного суда Воронежской области от 13.05.2008 г. по делу N А14-316/2008/38/24 по заявлению ООО П. к ИФНС России по Л-му району г. Воронежа о признании незаконным бездействия Инспекции, выразившееся в нерегистрации игровых столов по заявлению от 18.12.2007 г. N 53073. Указанным решением суда первой инстанции признано незаконным бездействие Инспекции Федеральной налоговой службы по Л-му району г. Воронежа, выразившееся в нерегистрации игровых столов по заявлению Общества от 18.12.2007 г. N 53073. В указанном судебном акте, суд пришел к выводу, что Общество вправе осуществлять на территории Воронежской области деятельность в сфере игорного бизнеса с использованием казино. Данное решение суда первой инстанции вступило в законную силу.
Согласно части 2 статьи 69 АПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
При указанных обстоятельствах, суд первой инстанции, установив незаконность бездействия Инспекции, выразившиеся в невыдаче Обществу свидетельства о регистрации объектов налогообложения налогом на игорный бизнес - игровых автоматов, обоснованно обязал Инспекцию Федеральной налоговой службы по Л-му району г. Воронежа выдать ООО П. свидетельство о регистрации объектов обложения налогом на игорный бизнес (игровых автоматов), указанных в заявлении от 04.12.2007 г. по месту установки г. Воронеж, ул. П., д. 9.
Довод апелляционной жалобы о том, что обратившись в Инспекцию с заявлением о регистрации объектов налогообложения налогом на игорный бизнес, Общество не представило документов, подтверждающих соответствие его деятельности требованиям Федерального закона N 244-ФЗ, не может быть принят во внимание.
В соответствии с п. 3 ст. 6 Федерального закона от 29.12.2006 г. 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" организатор азартных игр обязан представлять сведения, необходимые для осуществления контроля за соблюдением требований законодательства о государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр. Состав и порядок представления таких сведений устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.08.2007 г. N 540 "О составе и порядке представления организатором азартных игр сведений, необходимых для осуществления контроля за соблюдением требований законодательства о государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр" утверждены Правила представления организатором азартных игр сведений, необходимых для осуществления контроля за соблюдением требований законодательства о государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр (далее - Правила).
В соответствии с п. 10 Правил организатор азартных игр, имеющий лицензию на осуществление деятельности по организации и содержанию тотализаторов и игорных заведений, представляет в Федеральную налоговую службу документы, указанные в п. 13 Правил, и ежеквартальную отчетность.
В соответствии с положениями п. п. 13, 14 Правил в Федеральную налоговую службу в срок не позднее 30 дней с даты вступления в силу Правил представляются следующие документы: копия лицензии на осуществление деятельности по организации и содержанию тотализаторов и игорных заведений; нотариально заверенные копии учредительных документов и свидетельства о государственной регистрации организатора азартных игр в качестве юридического лица; нотариально заверенная копия свидетельства о постановке организатора азартных игр на учет в налоговом органе; заверенные организатором азартных игр сведения о сотрудниках (фамилия, имя, отчество, дата рождения); копии документов, подтверждающих право собственности организатора азартных игр на игровое оборудование, размещенное в местах осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр; поэтажные планы помещений (с указанием их площадей), используемых для осуществления лицензируемой деятельности каждым игорным заведением, выданные бюро технической инвентаризации; заверенные организатором азартных игр копии документов, подтверждающих наличие в штате игорного заведения лиц, обеспечивающих личную безопасность участников азартных игр, иных посетителей игорного заведения и сотрудников организатора азартных игр во время их нахождения в игорном заведении, или копия договора о предоставлении охранных услуг; заверенный организатором азартных игр расчет стоимости чистых активов, произведенный в порядке, предусмотренном в п. 4 настоящих Правил; сведения о техническом состоянии игрового оборудования (декларация о соответствии игрового оборудования требованиям, предъявляемым к игровому автомату).
Дата вступления в силу настоящих Правил - 04.09.2007 г.
Таким образом, ООО П. в соответствии с пунктом 13 Правил, должно представить соответствующие документы, подтверждающие соответствие его деятельности требованиям Федерального закона N 244-ФЗ в Федеральную налоговую службу Российской Федерации, а не в ИФНС России по Л-му району г. Воронежа.
Как следует из материалов дела, Обществом было представлено заявление от 08.10.2007 г. исх. N 166-02, с отметкой о его принятии Федеральной налоговой службой Российской Федерации, что свидетельствует об исполнении Обществом требований п. 13 вышеуказанных Правил.
Убедительных доводов, основанных на доказательственной базе, апелляционная жалоба не содержит, в силу чего удовлетворению не подлежит.
Исходя из вышеизложенного, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Суд первой инстанции не допустил нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения (часть 4 статьи 270 АПК РФ).
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что решение Арбитражного суда Воронежской области от 29.02.2008 года по делу N А14-1-2008/1/34 следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Л-му району г. Воронежа без удовлетворения.
В силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ государственная пошлина, уплаченная при подаче апелляционной жалобы, возврату не подлежит.
Руководствуясь ст. ст. 110, 112, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решение Арбитражного суда Воронежской области от 29.02.2008 года по делу N А14-1-2008/1/34 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Л-му району г. Воронежа без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 30.07.2008 ПО ДЕЛУ N А14-1-20081/34
Разделы:Налог на игорный бизнес
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 июля 2008 г. по делу N А14-1-20081/34
Резолютивная часть постановления объявлена 23.07.2008.
Полный текст постановления изготовлен 30.07.2008.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Л-му району г. Воронежа на решение Арбитражного суда Воронежской области от 29.02.2008 года по делу N А14-1-2008/1/34,
установил:
общество с ограниченной ответственностью П. (далее - ООО П., Общество) обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по Л-му району г. Воронежа (далее - ИФНС России по Л-му району г. Воронежа, Инспекция) о признании незаконным бездействия, выразившегося в невыдаче свидетельства о регистрации объектов налогообложения налогом на игорный бизнес, указанных в заявлении от 04.12.2007 г., находящихся по адресу: г. Воронеж, ул. П., д. 9 , обязании ИФНС России по Л-му району г. Воронежа выдать свидетельство о регистрации объектов налогообложения налогом на игорный бизнес, указанных в заявлении от 04.12.2007 г., находящихся по адресу: г. Воронеж, ул. П., д. 9 (с учетом уточненных требований).
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 29.02.2008 г. по делу N А14-1-2008/1/34 заявленные требования Общества удовлетворены. Признано незаконным бездействие ИФНС России по Л-му району г. Воронежа, выразившееся в невыдаче свидетельства о регистрации объектов налогообложения налогом на игорный бизнес, указанных в заявлении от 04.12.2007 г., находящихся по адресу: г. Воронеж, ул. П., д. 9. Арбитражный суд обязал ИФНС России по Л-му району г. Воронежа выдать свидетельство о регистрации объектов налогообложения налогом на игорный бизнес, указанных в заявлении от 04.12.2007 г., находящихся по адресу: г. Воронеж, ул. П., д. 9.
ИФНС России по Л-му району г. Воронежа не согласилась с данным решением и обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы Инспекция ссылается на то обстоятельство, что Общество обратившись в ИФНС России по Л-му району г. Воронежа с заявлением о регистрации объектов налогообложения налогом на игорный бизнес (игровых автоматов) не представило документов, подтверждающих соответствие его деятельности требованиям Федерального закона N 244-ФЗ. В связи с этим, по мнению Инспекции, деятельность ООО П. в сфере игорного бизнеса является незаконной, а использование объектов налогообложения неправомерным.
Кроме того, Инспекция ссылается на то, что Федеральный закон N 244-ФЗ имеет прямое отношение к порядку взимания налога на игорный бизнес, поскольку именно данный нормативный акт регулирует деятельность в сфере игорного бизнеса.
Представитель ООО П. возражает против доводов, изложенных в апелляционной жалобе по основаниям, изложенным в представленном суду отзыве, считает обжалуемое решение законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, а апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Л-му району г. Воронежа без удовлетворения.
Рассмотрение дела откладывалось.
Определением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.05.2008 г. производство по делу N А14-1-2008/1/34 было приостановлено до вступления в законную силу судебного акта Арбитражного суда Воронежской области по делу N А14-316/2008/38/24.
Определением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.06.2008 г., в связи с поступлением 27 июня 2008 года через канцелярию суда в материалы дела решения Арбитражного суда Воронежской области от 13.05.2008 г. по делу N А14-316/2008/38/24, производство по делу N А14-1-2008/1/34 было возобновлено с 23.07.2008 г.
Изучив материалы дела, заслушав пояснения представителей сторон, явившихся в судебное заседание, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, ООО П. осуществляет деятельность в области игорного бизнеса в соответствии с уставом и согласно лицензии N 004843, выданной 29.06.2004 г. Федеральным агентством по физической культуре, спорту и туризму, имеет право на организацию и содержание тотализаторов и игорных заведений.
ООО П. в лице обособленного подразделения было поставлено на налоговый учет в ИФНС России по Л-му району г. Воронежа 25.12.2006 г. по адресу: г. Воронеж, ул. П., д. 9.
Обществом 04.12.2007 г. было подано в Инспекцию заявление о постановке на налоговый учет объектов налогообложения налогом на игорный бизнес - 50 игровых автоматов, по адресу места нахождения обособленного подразделения ООО П. - г. Воронеж, ул. П., д. 9.
Поскольку Инспекцией не было выдано свидетельство о постановке на учет объектов обложения налогом на игорный бизнес, Общество, полагая, что данное бездействие ИФНС России по Л-му району г. Воронежа, противоречит Налоговому кодексу Российской Федерации (далее - НК РФ, Кодекс) и нарушает его права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
В обоснование заявленных требований, Общество ссылалось на то обстоятельство, что пунктом 4 статьи 366 НК РФ предусмотрено, что объект налогообложения (игровой автомат) считается зарегистрированным с даты представления налогоплательщиком в налоговый орган заявления о регистрации объекта (объектов) налогообложения. Также, по мнению Общества, Налоговый кодекс Российской Федерации обязывает налоговые органы в течение пяти дней с даты получения заявления от налогоплательщика о регистрации объекта (объектов) налогообложения (об изменении количества объектов налогообложения) выдать свидетельство о регистрации или внесении изменения, связанные с изменением количества объектов налогообложения, в ранее выдаваемое свидетельство.
Возражая против заявленных требований, Инспекция ссылалась на часть 4 статьи 5 Федерального закона Российской Федерации N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 244-ФЗ), где указано, что игорные заведения (за исключением букмекерских контор и тотализаторов) могут быть открыты исключительно в игорных зонах в порядке, установленном настоящим Федеральным законом. Кроме того, Инспекция указывала на то, что ст. 16 вышеуказанного Закона предусматривает право продолжить игорному заведению, имеющему соответствующую лицензию свою деятельность до 30.06.2009 г. при условии приведения своей деятельности в соответствие с требованиями Федерального закона до 01.07.2007 г.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из следующего.
Согласно п. п. 2 п. 1 ст. 366 НК РФ игровой автомат отнесен к объектам обложения налогом на игорный бизнес.
Положениями ст. 364 НК РФ установлено, что для целей главы 29 Кодекса, определяющей налог на игорный бизнес, под игровым автоматом следует понимать специальное оборудование (механическое, электрическое, электронное или иное техническое оборудование), установленное организатором игорного заведения и используемое для проведения азартных игр с любым видом выигрыша без участия в указанных играх представителей организатора игорного заведения.
В соответствии с п. 2 ст. 366 НК РФ каждый объект налогообложения подлежит регистрации в налоговом органе по месту установки этого объекта налогообложения не позднее чем за два рабочих дня до даты установки каждого объекта налогообложения. Регистрация производится налоговым органом на основании заявления налогоплательщика о регистрации объекта (объектов) налогообложения с обязательной выдачей свидетельства о регистрации объекта (объектов) налогообложения.
В силу п. 3 ст. 366 НК РФ налогоплательщик также обязан зарегистрировать в налоговых органах по месту своей регистрации в качестве налогоплательщика любое изменение количества объектов налогообложения не позднее чем за два рабочих дня до даты установки или выбытия каждого объекта налогообложения.
Объект налогообложения считается зарегистрированным с даты представления налогоплательщиком в налоговый орган заявления о регистрации объекта (объектов) налогообложения. Объект налогообложения считается выбывшим с даты представления налогоплательщиком в налоговый орган заявления о регистрации изменений (уменьшений) количества объектов налогообложения (п. 4 ст. 366 НК РФ).
Заявление о регистрации объекта (объектов) налогообложения представляется налогоплательщиком в налоговый орган лично или через его представителя либо направляется в виде почтового отправления с описью вложения (п. 5 ст. 366 НК РФ).
Пунктом 6 ст. 366 НК РФ предусмотрено, что налоговые органы обязаны в течение пяти рабочих дней с даты получения заявления от налогоплательщика о регистрации объекта (объектов) налогообложения (об изменении количества объектов налогообложения) выдать свидетельство о регистрации или внести изменения, связанные с изменением количества объектов налогообложения, в ранее выданное свидетельство.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, на момент вступления в законную силу Закона N 244-ФЗ обособленное подразделение Общества по адресу: г. Воронеж, ул. П., д. 9, уже осуществляло свою деятельность, в связи с чем, данное игорное заведение не является вновь созданным после введения в действие указанного Федерального закона.
Рассматривая спор по существу, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что Федеральный закон от 29.12.2006 г. N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" не регулирует регистрацию объектов налогообложения налогом на игорный бизнес, поскольку не относится к актам законодательства о налогах и сборах, и не содержит указаний на то, что нарушение его требований влечет отказ в регистрации объектов игорного бизнеса в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации.
По мнению суда первой инстанции, в соответствии с вышеуказанными нормами, действующее законодательство о налогах и сборах не содержит оснований для неисполнения налоговым органом обязанности по регистрации объектов налогообложения налогом на игорный бизнес, определенной ст. 366 НК РФ.
Вместе с тем, Арбитражным судом Воронежской области не учтено следующее.
В силу ст. 365 НК РФ налогоплательщиками налога на игорный бизнес признаются организации или индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса.
Федеральным законом N 244-ФЗ от 29.12.2006 г., вступившим в силу с 01.01.2007 г., установлены ограничения осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр на территории РФ, в частности, игорные заведения (за исключением букмекерских контор и тотализаторов) могут быть открыты исключительно в игорных зонах в порядке, установленном настоящим Федеральным законом (ч. 4 ст. 5 Закона).
Под игорным заведением в целях названного Закона понимается здание, строение, сооружение (единая обособленная часть здания, строения, сооружения), в которых осуществляется исключительно деятельность по организации и проведению азартных игр и оказанию сопутствующих азартным играм услуг (в том числе филиал или иное место осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр и оказанию сопутствующих азартным играм услуг) (ч. 11 ст. 4 Закона).
В то же время, ч. 1 ст. 16 Закона N 244-ФЗ от 29.12.2006 установлено, что игорные заведения, имеющие лицензии, и соответствующие требованиям, указанным в ч. 6 ст. 6; ч. 1 и 3 - 5 ст. 8; ч. 2 и 3 ст. 15, ч. 2 ст. 16, вправе продолжить свою деятельность до 30.06.2009 без получения предусмотренного Законом разрешения на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне.
В случае, если деятельность игорных заведений не отвечает указанным требованиям, она должна быть прекращена до 01.07.2007 г. (ч. 6 ст. 16 Закона).
Анализ указанных законодательных норм в их взаимосвязи позволяет сделать вывод о том, что признание лица налогоплательщиком налога на игорный бизнес обусловлено правом осуществления им деятельности в сфере игорного бизнеса.
Пунктом 2 ст. 366 НК РФ установлено, что регистрация объекта (объектов) налогообложения производится налоговым органом на основании заявления налогоплательщика с обязательной выдачей ему свидетельства.
При этом, в силу п. 3 ст. 30 НК РФ, налоговые органы действуют в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством РФ, в связи с чем они не вправе осуществлять действия, которые не предусмотрены законодательством РФ и не входят в перечень их прав и (или) обязанностей.
Контроль за соблюдением организаторами азартных игр требований Федерального закона РФ N 244-ФЗ от 29.12.2006 г. возложен на налоговые органы.
Таким образом, обращение с заявлением о регистрации объекта (объектов) налогообложения налогом на игорный бизнес лицом, не отвечающим требованиям вышеназванного Закона, не порождает у налогового органа обязанности по регистрации и выдаче соответствующего свидетельства (Постановление ФАС Центрального округа от 21.05.2008 г. по делу N А14-12009-2007/561/28).
Вместе с тем, суд апелляционной инстанции учитывает следующее.
В соответствии с ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд осуществляет проверку оспариваемых действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемые действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ деятельность по организации и проведению азартных игр может осуществляться исключительно в игорных заведениях, соответствующих требованиям, предусмотренным указанным Федеральным законом, другими федеральными законами, законами субъектов РФ, иными нормативными правовыми актами РФ.
На основании ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ имеющие соответствующие лицензии игорные заведения при условии их соответствия требованиям, установленным ч. 6 ст. 6, ч. ч. 1, 3 - 5 ст. 8, ч. ч. 2 и 3 ст. 15, ч. 2 ст. 16 Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ, вправе продолжить свою деятельность до 30 июня 2009 года без получения предусмотренного Федеральным законом разрешения на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне.
При этом, согласно ч. 9 ст. 16 вышеуказанного Закона деятельность игорных заведений, не имеющих предусмотренного данным Федеральным законом разрешения на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне, должна быть прекращена до 1 июля 2009 года, за исключением букмекерских контор и тотализаторов, соответствующих требованиям данного Федерального закона.
Деятельность игорных заведений, не отвечающих требованиям, установленным частями 1 и 2 ст. 16 Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ, должна быть прекращена до 1 июля 2007 года.
Учитывая изложенное, бездействие налогового органа, выразившиеся в невыдаче свидетельства о регистрации объекта налогообложения налогом на игорный бизнес, может быть признано судом незаконным в случае соответствия организации, осуществляющей деятельность по организации и проведению азартных игр после 1 июля 2007 года, требованиям, установленным ч. 6 ст. 6, ч. ч 1 , 3 - 5 ст. 8, ч. ч. 2 и 3 ст. 15, ч. 2 ст. 16 Федерального закона от 29.12.2006 г. N 244-ФЗ и отсутствии решения органа государственной власти субъекта РФ о запрете начиная с 1 июля 2007 года на территории субъекта РФ деятельности по организации и проведению азартных игр (п. 7 ст. 16 Закона N 244-ФЗ).
Судом апелляционной инстанции учтено, что в соответствии со ст. 1 Закона Воронежской области от 25.06.2007 г. N 71-ОЗ деятельность по организации и проведению азартных игр, за исключением казино, на территории Воронежской области запрещена с 1 января 2008 года.
Таким образом, деятельность игорных заведений на территории Воронежской области до 1 января 2008 г. возможна только в случае их соответствия требованиям, установленным ч. 6 ст. 6, ч. ч. 1, 3 - 5 ст. 8, ч. ч. 2 и 3 ст. 15, ч. 2 ст. 16 Федерального закона от 29.12.2006 г. N 244-ФЗ, а после 1 января 2008 г. на территории Воронежской области вправе осуществлять деятельность только игорные заведения в виде казино при условии их соответствия требованиям, предъявляемым к казино Законом N 244-ФЗ.
С учетом того, что решением суда первой инстанции от 29.02.2008 г. на Инспекцию возложена обязанность выдать свидетельство о регистрации объектов налогообложения налогом на игорный бизнес, суд апелляционной инстанции считает необходимым проверить соблюдение ООО П., как организатора азартных игр требованиям, предъявляемым к игорному заведению и казино, согласно положениям, установленным Федеральным законом от 29.12.2006 г. N 244-ФЗ.
Оценив в соответствии со ст. 71 АПК РФ представленные Обществом доказательства в подтверждение соответствия Общества требованиям установленным частью 6 статьи 6, частями 1, 3 - 5 статьи 8, частями 2 и 3 статьи 15 Закона N 244-ФЗ, частью 2 статьи 16 Закона N 244-ФЗ, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что указанным требованиям Общество соответствует.
В силу ч. 6 ст. 6 Закона N 244-ФЗ стоимость чистых активов организатора азартных игр в течение всего периода осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр, для организаторов азартных игр в казино и залах игровых автоматов не может быть менее 600 миллионов рублей.
В соответствии с п. 1 ст. 8 вышеуказанного Закона игорное заведение должно быть разделено на зону обслуживания участников азартных игр и служебную зону игорного заведения. Пунктами 3, 4, 5 данной статьи установлено, что организация и проведение азартных игр могут осуществляться исключительно работниками организатора азартных игр. Работниками организатора азартных игр не могут являться лица, не достигшие возраста восемнадцати лет; используемое в игорном заведении игорное оборудование должно соответствовать требованиям законодательства РФ о техническом регулировании, технических регламентов, стандартов, а также иным обязательным требованиям и находиться в собственности организатора азартных игр. В помещении должны находиться документы, подтверждающие соответствие игорного оборудования указанным требованиям.
Положения ст. 15 Закона N 244-ФЗ содержат требования, предъявляемые к букмекерским конторам и тотализаторам. При этом в соответствии с п. 1 ст. 16 данного Закона требования, установленные частью 2 ст. 15 применяются ко всем игорным заведениям вне зависимости от их вида.
Исходя из вышеуказанного, в соответствии с ч. 2 ст. 15 игорные заведения не могут быть расположены в объектах жилищного фонда, объектах незавершенного строительства, во временных постройках, в киосках, под навесами и в других подобных постройках; в зданиях, строениях, сооружениях, в которых расположены детские, образовательные, медицинские, санаторно-курортные учреждения; в зданиях, строениях, сооружениях автовокзалов, железнодорожных вокзалов, речных вокзалов, речных портов, аэропортов, на станциях и остановках всех видов общественного транспорта городского и пригородного сообщения; в помещениях, в которых осуществляется деятельность, не связанная с организацией и проведением азартных игр или оказанием сопутствующих азартным играм услуг; в зданиях, строениях, сооружениях, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и в которых расположены федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные или муниципальные учреждения и унитарные предприятия; в зданиях, строениях, сооружениях, в которых расположены культовые и религиозные организации.
Согласно ч. 2 ст. 16 Закона N 244-ФЗ, игорные заведения должны отвечать следующим требованиям: игорные заведения могут располагаться только в зданиях, строениях, сооружениях, являющихся объектами капитального строительства, занимать указанные объекты полностью или располагаться в единой обособленной их части; игорное заведение не может быть расположено в зданиях, строениях, сооружениях физкультурно-оздоровительных и спортивных учреждений; площадь зоны обслуживания участников азартных игр в казино не может быть менее чем восемьсот квадратных метров, и в ней должны находиться касса игорного заведения, гардероб, места для отдыха посетителей игорного заведения, туалет. В доступном для посетителей игорного заведения месте должны быть размещены текст настоящего Федерального закона, установленные организатором азартных игр правила азартных игр и правила посещения игорного заведения, лицензия на организацию и содержание тотализаторов и игорных заведений; в зоне обслуживания участников азартных игр в казино должно быть установлено не менее чем десять игровых столов, а также могут быть установлены игровые автоматы, кассы тотализатора и (или) букмекерской конторы. Игровые столы и игровые автоматы, установленные в казино, должны находиться исключительно в собственности организатора азартных игр; в служебной зоне игорного заведения должны находиться помещение для отдыха работников организатора азартных игр, специально оборудованное помещение для приема, выдачи и временного хранения денежных средств, помещение для организации службы безопасности игорного заведения; в случае установки игровых автоматов в зоне обслуживания участников азартных игр в казино на данное игорное заведение распространяются требования, установленные пунктами 8, 10 настоящей части; площадь зоны обслуживания участников азартных игр в зале игровых автоматов не может быть менее чем сто квадратных метров, и в ней должны находиться касса игорного заведения и туалет; в зоне обслуживания участников азартных игр в зале игровых автоматов должно быть установлено не менее чем пятьдесят игровых автоматов, а также могут находиться кассы тотализатора и (или) букмекерской конторы; в служебной зоне зала игровых автоматов должно находиться специально оборудованное помещение или должно быть установлено оборудование для приема, выдачи и временного хранения денежных средств; игровые автоматы, установленные в зале игровых автоматов, должны находиться исключительно в собственности организатора азартных игр. Технологически заложенный средний процент денежного выигрыша каждого игрового автомата должен быть не ниже чем девяносто процентов; организатор азартных игр в букмекерской конторе вправе самостоятельно определять событие, от которого зависит исход пари, за исключением случаев, установленных федеральными законами; организатор азартных игр в тотализаторе обязан обеспечить участникам азартных игр возможность наблюдать развитие и исход события, от которого зависит результат пари, в том числе при помощи специального оборудования; положения пунктов 15 - 17 настоящей части применяются также в отношении касс тотализаторов, расположенных в казино, залах игровых автоматов и букмекерских конторах.
Иных ограничений осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр для игорных заведений, в том числе для казино, Законом N 244-ФЗ не предусмотрено.
В суд апелляционной инстанции Обществом были представлены документы, подтверждающие, что деятельность ООО П. соответствует вышеуказанным требованиям, предъявляемым к организатору азартных игр, в том числе к казино, а именно: технический паспорт Бюро технической инвентаризации Л-го района г. Воронежа по состоянию на 15.03.2007 г.; договор субаренды помещений, в которых Общество осуществляет деятельность по организации азартных игр, расположенных в г. Воронеже, ул. П., д. 9; лицензия на осуществление деятельности по организации игорных заведений; список работников Общества, из которого следует, что все сотрудники подразделения старше 18 лет; акты о проведении контроля за игровыми автоматами с денежным выигрышем; сертификаты об утверждении типа игрового автомата с денежным выигрышем; бухгалтерский баланс ООО П. по состоянию на 31.03.2008 г.; договор на охрану объекта б/н от 19.03.2007 г., приложение N 1 к договору на охрану объекта, дополнительное соглашение N 1 к договору б/н на охрану объекта от 19.03.2007 г.; акты приема-передачи имущества, вносимого в оплату уставного капитала ООО П.; акты о приеме-передаче групп объектов основных средств (кроме зданий, сооружений).
В соответствии с ч. 4 ст. 16 Закона N 244-ФЗ, для лицензиатов срок действия лицензий на организацию и содержание тотализаторов и игорных заведений, выданных до дня вступления в силу Закона N 244-ФЗ и действующих на день его вступления в силу, продлевается до 30 июня 2009 г. вне зависимости от срока, указанного в имеющихся у таких лицензиатов лицензиях.
Как следует из материалов дела, ООО П. осуществляет деятельность в области игорного бизнеса в соответствии с уставом и согласно лицензии N 004843, выданной 29.04.2004 г. Федеральным агентством по физической культуре, спорту и туризму, имеет право на осуществление организации и содержания тотализаторов и игорных заведений.
Инспекцией не представлено в суд доказательств отзыва названной лицензии Общества, либо несоответствия ООО П. ч. 6 ст. 6, ч. ч. 1, 3 - 5 ст. 8, ч. ч. 2 и 3 ст. 15, ч. 2 статьи 16 Закона N 244-ФЗ.
Кроме того, судом апелляционной инстанции учтено, что Обществом в суд апелляционной инстанции было представлено решение Арбитражного суда Воронежской области от 13.05.2008 г. по делу N А14-316/2008/38/24 по заявлению ООО П. к ИФНС России по Л-му району г. Воронежа о признании незаконным бездействия Инспекции, выразившееся в нерегистрации игровых столов по заявлению от 18.12.2007 г. N 53073. Указанным решением суда первой инстанции признано незаконным бездействие Инспекции Федеральной налоговой службы по Л-му району г. Воронежа, выразившееся в нерегистрации игровых столов по заявлению Общества от 18.12.2007 г. N 53073. В указанном судебном акте, суд пришел к выводу, что Общество вправе осуществлять на территории Воронежской области деятельность в сфере игорного бизнеса с использованием казино. Данное решение суда первой инстанции вступило в законную силу.
Согласно части 2 статьи 69 АПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
При указанных обстоятельствах, суд первой инстанции, установив незаконность бездействия Инспекции, выразившиеся в невыдаче Обществу свидетельства о регистрации объектов налогообложения налогом на игорный бизнес - игровых автоматов, обоснованно обязал Инспекцию Федеральной налоговой службы по Л-му району г. Воронежа выдать ООО П. свидетельство о регистрации объектов обложения налогом на игорный бизнес (игровых автоматов), указанных в заявлении от 04.12.2007 г. по месту установки г. Воронеж, ул. П., д. 9.
Довод апелляционной жалобы о том, что обратившись в Инспекцию с заявлением о регистрации объектов налогообложения налогом на игорный бизнес, Общество не представило документов, подтверждающих соответствие его деятельности требованиям Федерального закона N 244-ФЗ, не может быть принят во внимание.
В соответствии с п. 3 ст. 6 Федерального закона от 29.12.2006 г. 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" организатор азартных игр обязан представлять сведения, необходимые для осуществления контроля за соблюдением требований законодательства о государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр. Состав и порядок представления таких сведений устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.08.2007 г. N 540 "О составе и порядке представления организатором азартных игр сведений, необходимых для осуществления контроля за соблюдением требований законодательства о государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр" утверждены Правила представления организатором азартных игр сведений, необходимых для осуществления контроля за соблюдением требований законодательства о государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр (далее - Правила).
В соответствии с п. 10 Правил организатор азартных игр, имеющий лицензию на осуществление деятельности по организации и содержанию тотализаторов и игорных заведений, представляет в Федеральную налоговую службу документы, указанные в п. 13 Правил, и ежеквартальную отчетность.
В соответствии с положениями п. п. 13, 14 Правил в Федеральную налоговую службу в срок не позднее 30 дней с даты вступления в силу Правил представляются следующие документы: копия лицензии на осуществление деятельности по организации и содержанию тотализаторов и игорных заведений; нотариально заверенные копии учредительных документов и свидетельства о государственной регистрации организатора азартных игр в качестве юридического лица; нотариально заверенная копия свидетельства о постановке организатора азартных игр на учет в налоговом органе; заверенные организатором азартных игр сведения о сотрудниках (фамилия, имя, отчество, дата рождения); копии документов, подтверждающих право собственности организатора азартных игр на игровое оборудование, размещенное в местах осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр; поэтажные планы помещений (с указанием их площадей), используемых для осуществления лицензируемой деятельности каждым игорным заведением, выданные бюро технической инвентаризации; заверенные организатором азартных игр копии документов, подтверждающих наличие в штате игорного заведения лиц, обеспечивающих личную безопасность участников азартных игр, иных посетителей игорного заведения и сотрудников организатора азартных игр во время их нахождения в игорном заведении, или копия договора о предоставлении охранных услуг; заверенный организатором азартных игр расчет стоимости чистых активов, произведенный в порядке, предусмотренном в п. 4 настоящих Правил; сведения о техническом состоянии игрового оборудования (декларация о соответствии игрового оборудования требованиям, предъявляемым к игровому автомату).
Дата вступления в силу настоящих Правил - 04.09.2007 г.
Таким образом, ООО П. в соответствии с пунктом 13 Правил, должно представить соответствующие документы, подтверждающие соответствие его деятельности требованиям Федерального закона N 244-ФЗ в Федеральную налоговую службу Российской Федерации, а не в ИФНС России по Л-му району г. Воронежа.
Как следует из материалов дела, Обществом было представлено заявление от 08.10.2007 г. исх. N 166-02, с отметкой о его принятии Федеральной налоговой службой Российской Федерации, что свидетельствует об исполнении Обществом требований п. 13 вышеуказанных Правил.
Убедительных доводов, основанных на доказательственной базе, апелляционная жалоба не содержит, в силу чего удовлетворению не подлежит.
Исходя из вышеизложенного, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Суд первой инстанции не допустил нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения (часть 4 статьи 270 АПК РФ).
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что решение Арбитражного суда Воронежской области от 29.02.2008 года по делу N А14-1-2008/1/34 следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Л-му району г. Воронежа без удовлетворения.
В силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ государственная пошлина, уплаченная при подаче апелляционной жалобы, возврату не подлежит.
Руководствуясь ст. ст. 110, 112, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Воронежской области от 29.02.2008 года по делу N А14-1-2008/1/34 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Л-му району г. Воронежа без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)