Судебные решения, арбитраж
Налог на имущество организаций
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 14.01.2011.
Полный текст постановления изготовлен 21.01.2011.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Назаровой Н.А.,
судей Тарасовой Т.И., Казаковой Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Доброхотовой Н.С.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства финансов Нижегородской области на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 01.11.2010 по делу N А43-11055/2010, принятое судьей Ланда Р.М, по иску муниципального образования город Нижний Новгород к Министерству финансов Нижегородской области, Нижегородской области в лице Правительства Нижегородской области о взыскании 13 556 753 руб. 62 коп.,
- при участии: от заявителя (Министерства финансов Нижегородской области) - Пшенисновой Н.А. по доверенности N 6 от 11.01.2011 (сроком до 31.12.2011);
- от истца (муниципального образования город Нижний Новгород) - Кабановой Е.М. по доверенности N 01-87/Д от 13.01.2011 (сроком до 31.12.2011);
- от ответчика (Правительства Нижегородской области) - представитель не явился, надлежащим образом извещен о месте и времени судебного разбирательства (почтовое уведомление N 33927),
установил:
муниципальное образование город Нижний Новгород обратилось с иском в суд к Нижегородской области в лице Правительства Нижегородской области, к Министерству финансов Нижегородской области о взыскании 13 556 753 руб. 62 коп. убытков (с учетом уточнений заявленных исковых требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). Исковые требования основаны на положениях статей 15, 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 31.1, 85, 139 Бюджетного кодекса Российской Федерации и мотивированы невыполнением Министерством финансов области корректировки суммы субсидии на уплату налога на имущество муниципальных учреждений.
Руководствуясь нормами Закона Нижегородской области N 58-З от 11.06.2004 "О внесении изменений в Закон Нижегородской области "О налоге на имущество организаций", Закона Нижегородской области N 153-З от 14.11.2008 "Об областном бюджете на 2009 год", Федерального закона N 131-ФЗ от 03.10.2003 "Об общих принципах организации местного самоуправления", статей 15, 16, 128 Гражданского кодекса Российской Федерации, 139 Бюджетного кодекса Российской Федерации, суд решением от 01.11.2010 удовлетворил исковые требования, взыскал с Нижегородской области в лице Министерства финансов Нижегородской области за счет казны Нижегородской области в пользу муниципального образования город Нижний Новгород 13 556 753 руб. 62 коп. убытков.
Не согласившись с принятым решением, Министерство финансов Нижегородской области обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит судебный акт отменить на основании пункта 3 части 1, пунктов 1, 2 части 2 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с несоответствием выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, неприменением закона, подлежащего применению (статьи 18 Федерального закона N 131-ФЗ от 03.10.2003 "Об общих принципах организации местного самоуправления", статей 31, 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации), применением закона, не подлежащего применению (статьи 16 Гражданского кодекса Российской Федерации), и принять по делу новый судебный акт, отказав истцу в иске.
Оспаривая решение суда, заявитель указывает, что уплата налогов на имущество муниципальных учреждений является обязанностью муниципального образования город Нижний Новгород, а не Нижегородской области. Последняя вправе была принять на себя обязательства по софинансированию расходных обязательств другого уровня бюджетной системы, определив при этом объем таких обязательств.
Апеллятор обращает внимание на тот факт, что Министерство финансов Нижегородской области свои обязательства по перечислению субсидии, предусмотренной Законом Нижегородской области N 153-З от 14.11.2008 "Об областном бюджете на 2009 год" бюджету города Нижнего Новгорода, выполнило в полном объеме. Министерство финансов Нижегородской области не вправе осуществлять расходы из бюджета области в нарушение закона об областном бюджете на текущий финансовый год. Министерством не было допущено незаконного бездействия в отношении формирования и использования субсидий на осуществление расходов по уплате налога на имущество организаций муниципальными бюджетными учреждениями.
В связи со значительным сокращением доходной части областного бюджета в 2009 году проведение корректировки размеров данной субсидии и выделение недостающих средств бюджету города Нижнего Новгорода не представлялось возможным.
Заявитель считает, что отражение факта сокращения доходной части областного бюджета непосредственно в законах области не требует подтверждения иными доказательствами.
Представитель заявителя в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель истца, возражая против доводов апелляционной жалобы, просил оставить решение без изменения.
Правительство Нижегородской области участие полномочного представителя в судебном заседании не обеспечило, ходатайствовало о рассмотрении жалобы в отсутствие полномочного представителя.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривалось в отсутствие представителя Правительства Нижегородской области, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства.
Законность и обоснованность принятого по делу решения проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Повторно рассмотрев в открытом судебном заседании дело, проверив доводы апелляционной жалобы, апелляционный суд не нашел оснований для отмены судебного акта.
Как следует из материалов дела, в соответствии с Законом Нижегородской области N 58-З от 11.06.2004 "О внесении изменений в Закон Нижегородской области "О налоге на имущество организаций" бюджетные учреждения, финансируемые за счет средств местных бюджетов, были освобождены от уплаты налога на имущество организаций. Законом Нижегородской области N 5-З от 01.02.2007 с 01.01.2008 указанная льгота отменена.
В областном бюджете в связи с возникновением дополнительных расходов на уплату налога на имущество организаций бюджетными учреждениями в 2008, 2009 годах была предусмотрена местным бюджетам области, в том числе городу Нижнему Новгороду, соответствующая субсидия.
Статьей 18 Закона Нижегородской области N 153-З от 14.11.208 "Об областном бюджете на 2009 год" были предусмотрены расходы по уплате налога на имущество организаций бюджетными учреждениями, финансируемыми за счет местных бюджетов, а также утверждено Положение о порядке формирования, распределения и использования субсидий, предоставляемых бюджетам муниципальных районов и городских округов Нижегородской области на осуществление расходов по уплате налога на имущество организаций бюджетными учреждениями, финансируемыми за счет средств местных бюджетов (приложение N 23).
Согласно пункту 6 Положения общий объем субсидий определяется исходя из прогнозируемого объема налога на имущество организации за 4 квартал предшествующего текущему финансового года и трех авансовых платежей по налогу на имущество организаций, подлежащих уплате в текущем финансовом году бюджетными учреждениями, финансируемыми за счет средств местных бюджетов Нижегородской области.
Размер субсидии составляет 80% от прогнозируемой суммы налога на имущество организаций, подлежащей уплате бюджетными учреждениями, финансируемыми за счет средств местных бюджетов Нижегородской области, на 2009 год (пункт 7 Положения).
Законом Нижегородской области N 153-З от 14.11.208 "Об областном бюджете на 2009 год" для города Нижнего Новгорода была определена сумма субсидии в размере 121 582 000 руб. (приложение N 18, таблица 2).
В силу того, что за период 2008-2009 годов произошло значительное увеличение среднегодовой стоимости имущества муниципальных учреждений, потребность города в ассигнованиях по субсидии на уплату налога на имущество увеличилась.
В силу пункта 11 Положения Министерство финансов Нижегородской области корректирует расчетные суммы авансовых платежей за 1, 2 и 3 кварталы текущего финансового года с учетом фактически начисленной суммы налога на имущество организаций за предшествующий отчетный период и расчетной суммы авансового платежа на соответствующий период.
Указанный пункт Положения в части корректировки суммы субсидии с учетом фактически начисленной суммы налога Министерством финансов Нижегородской области не выполнен.
Департамент финансов и налоговой политики администрации города Нижнего Новгорода неоднократно обращался в Министерство финансов Нижегородской области об увеличении ассигнований по субсидии на уплату налога на имущество.
Письмом N 306-41-6529 от 06.10.2009 Министерство финансов Нижегородской области сообщило о невозможности увеличения суммы субсидий на осуществление расходов по уплате налога на имущество организаций муниципальными учреждениями города (т. 1, л. д. 16 - 17).
Поскольку бюджет муниципального образования город Нижний Новгород недополучил часть бюджетных средств, в результате чего муниципальные учреждения города произвели оплату налога на имущество организаций за счет средств бюджета города, и у последнего возникли убытки (реальный ущерб), истец обратился в суд с настоящим иском.
Согласно статье 15 Гражданского кодекса Российской Федерации под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которое это лицо получило бы, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
В силу статьи 16 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
В соответствии со статьей 49 Федерального закона N 131-ФЗ от 03.10.2003 "Об общих принципах организации местного самоуправления" экономическую основу местного самоуправления составляют находящиеся в муниципальной собственности имущество, средства местного бюджета, а также имущественные права муниципальных образований. Формирование, утверждение, исполнение местного бюджета осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно с соблюдением требований, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Статьей 31 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено право органов государственной власти и органов местного самоуправления предоставлять средства из бюджета на исполнение расходных обязательств, устанавливаемых иными органами государственной власти и органами местного самоуправления, исключительно в форме межбюджетных трансфертов.
Согласно статье 139 Бюджетного кодекса Российской Федерации под субсидиями местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам муниципальных образований в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения.
Цели и условия предоставления и расходования субсидий местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации, критерии отбора муниципальных образований для предоставления указанных субсидий и их распределение между муниципальными образованиями устанавливаются законами субъекта Российской Федерации и (или) нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Как указано выше, Законом Нижегородской области N 153-З от 14.11.2008 "Об областном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов" предусмотрен размер субсидий, предоставляемых бюджетам муниципальных районов и городских округов Нижегородской области на осуществление расходов по уплате налога на имущество организаций бюджетными учреждениями, финансируемыми за счет средств местных бюджетов. Согласно Приложению N 23 к Закону размер субсидии составляет 80 процентов от прогнозируемой суммы налога на имущество организаций, подлежащей уплате бюджетными учреждениями, финансируемыми за счет средств местных бюджетов Нижегородской области, на 2009 год, расчетные суммы корректируются Министерством финансов Нижегородской области с учетом фактически начисленной суммы налога на имущество организаций.
Статьей 18 Закона Нижегородской области N 153-З от 14.11.2008 "Об областном бюджете на 2009 год" в составе межбюджетных трансфертов утвержден объем областного фонда финансирования расходов на 2009 год в сумме 11 558 920 000 руб., который передается в том числе на осуществление расходов по уплате налога на имущество организаций бюджетными учреждениями, финансируемыми за счет средств местных бюджетов.
Согласно Приложению 18 к указанному Закону городу Нижний Новгород на 2009 год из областного фонда софинансирования расходов предусмотрены субсидии на осуществление расходов по уплате налога на имущество организаций бюджетными учреждениями, финансируемыми за счет средств местных бюджетов, в размере 121 582 000 руб.
Вместе с тем размер предоставленной городу Нижнему Новгороду субсидии на уплату налога на имущество организаций муниципальными учреждениями в 2009 году, рассчитанной по данным 1 квартала 2008 года и не скорректированной с учетом суммы фактически оплаченной суммы налога, оказался меньше потребности города на 13 556 753 руб. 62 коп.
Однако в нарушение Закона Нижегородской области N 153-З от 14.11.2008 "Об областном бюджете на 2009 год" Министерство финансов Нижегородской области при исполнении бюджета области за 2009 год не внесло корректировки в размер представляемой городу Нижнему Новгороду субсидии, что повлекло причинение истцу убытков в размере разницы между подлежащей уплате суммы субсидии на уплату налога, рассчитанной в порядке, установленном законом, и фактически уплаченной суммой.
На основании статьи 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени казны субъекта Российской Федерации выступают соответствующие финансовые органы, поэтому ответственность возлагается на Министерство финансов Нижегородской области как на орган, осуществляющий обеспечение исполнения областного бюджета.
Учитывая данные обстоятельства и оценив все представленные доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд обоснованно удовлетворил исковые требования, взыскав с Нижегородской области в лице Минфина Нижегородской области за счет казны Нижегородской области 13 556 753 руб. 62 коп. убытков.
Доводы заявителя проверены судом апелляционной инстанции и отклонены в связи со следующим.
Согласно статье 50 Устава Нижегородской области законы области обязательны для исполнения всеми находящимися на территории области органами государственной власти, другими государственными органами, органами местного самоуправления, организациями, должностными лицами и гражданами.
Порядок формирования, распределения и использования субсидий, предоставляемых бюджетам муниципальных районов и городских округов Нижегородской области на осуществление расходов по уплате налога на имущество организаций бюджетными учреждениями, финансируемыми за счет средств местных бюджетов, установлен Законом Нижегородской области N 153-З от 14.11.2008, который является обязательным для исполнения на территории Нижегородской области. Указанный порядок устанавливает не право, а обязанность Министерства финансов Нижегородской области корректировать расчетные суммы платежей с учетом фактически начисленной суммы налога на имущество организаций.
В силу пункта 11 Положения Министерство финансов Нижегородской области корректирует расчетные суммы авансовых платежей за 1, 2 и 3 кварталы текущего финансового года с учетом фактически начисленной суммы налога на имущество организаций за предшествующий отчетный период и расчетной суммы авансового платежа на соответствующий период.
В нарушение Закона Нижегородской области N 153-З от 14.11.2008 "Об областном бюджете на 2009 год", вопреки требованиям пунктов 6, 11 Положения 23 Министерство финансов Нижегородской области при исполнении бюджета области за 2009 год не внесло корректировки в размер представляемой субсидии городу Нижнему Новгороду.
В соответствии с пунктами 3.4., 3.5. Положения о Министерстве финансов Нижегородской области, утвержденного Постановлением Правительства Нижегородской области от 21.09.2005 N 206, министерство в соответствии с возложенными на него задачами организует работу по составлению проекта областного бюджета, по разработке прогноза консолидированного бюджета области, по определению размеров дотаций и субвенций из областного бюджета в местные бюджеты, обеспечивает в установленном порядке исполнение областного бюджета, областных целевых фондов, консолидированных в бюджете, вносит в соответствии с действующим законодательством предложения о внесении изменений и дополнений в Закон об областном бюджете.
Неисполнение Министерством финансов Нижегородской области возложенных на него функций повлекло причинение убытков истцу, возмещение которых правомерно возложено на ответчика.
С учетом изложенных обстоятельств решение суда первой инстанции является законным и обоснованным. Оснований к его отмене не имеется.
Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для безусловной отмены судебного акта, при рассмотрении дела апелляционным судом не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 167, 176, 266, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 01.11.2010 по делу N А43-11055/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства финансов Нижегородской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЕРВОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 21.01.2011 ПО ДЕЛУ N А43-11055/2010
Разделы:Налог на имущество организаций
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 января 2011 г. по делу N А43-11055/2010
Резолютивная часть постановления объявлена 14.01.2011.
Полный текст постановления изготовлен 21.01.2011.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Назаровой Н.А.,
судей Тарасовой Т.И., Казаковой Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Доброхотовой Н.С.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства финансов Нижегородской области на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 01.11.2010 по делу N А43-11055/2010, принятое судьей Ланда Р.М, по иску муниципального образования город Нижний Новгород к Министерству финансов Нижегородской области, Нижегородской области в лице Правительства Нижегородской области о взыскании 13 556 753 руб. 62 коп.,
- при участии: от заявителя (Министерства финансов Нижегородской области) - Пшенисновой Н.А. по доверенности N 6 от 11.01.2011 (сроком до 31.12.2011);
- от истца (муниципального образования город Нижний Новгород) - Кабановой Е.М. по доверенности N 01-87/Д от 13.01.2011 (сроком до 31.12.2011);
- от ответчика (Правительства Нижегородской области) - представитель не явился, надлежащим образом извещен о месте и времени судебного разбирательства (почтовое уведомление N 33927),
установил:
муниципальное образование город Нижний Новгород обратилось с иском в суд к Нижегородской области в лице Правительства Нижегородской области, к Министерству финансов Нижегородской области о взыскании 13 556 753 руб. 62 коп. убытков (с учетом уточнений заявленных исковых требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). Исковые требования основаны на положениях статей 15, 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 31.1, 85, 139 Бюджетного кодекса Российской Федерации и мотивированы невыполнением Министерством финансов области корректировки суммы субсидии на уплату налога на имущество муниципальных учреждений.
Руководствуясь нормами Закона Нижегородской области N 58-З от 11.06.2004 "О внесении изменений в Закон Нижегородской области "О налоге на имущество организаций", Закона Нижегородской области N 153-З от 14.11.2008 "Об областном бюджете на 2009 год", Федерального закона N 131-ФЗ от 03.10.2003 "Об общих принципах организации местного самоуправления", статей 15, 16, 128 Гражданского кодекса Российской Федерации, 139 Бюджетного кодекса Российской Федерации, суд решением от 01.11.2010 удовлетворил исковые требования, взыскал с Нижегородской области в лице Министерства финансов Нижегородской области за счет казны Нижегородской области в пользу муниципального образования город Нижний Новгород 13 556 753 руб. 62 коп. убытков.
Не согласившись с принятым решением, Министерство финансов Нижегородской области обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит судебный акт отменить на основании пункта 3 части 1, пунктов 1, 2 части 2 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с несоответствием выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, неприменением закона, подлежащего применению (статьи 18 Федерального закона N 131-ФЗ от 03.10.2003 "Об общих принципах организации местного самоуправления", статей 31, 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации), применением закона, не подлежащего применению (статьи 16 Гражданского кодекса Российской Федерации), и принять по делу новый судебный акт, отказав истцу в иске.
Оспаривая решение суда, заявитель указывает, что уплата налогов на имущество муниципальных учреждений является обязанностью муниципального образования город Нижний Новгород, а не Нижегородской области. Последняя вправе была принять на себя обязательства по софинансированию расходных обязательств другого уровня бюджетной системы, определив при этом объем таких обязательств.
Апеллятор обращает внимание на тот факт, что Министерство финансов Нижегородской области свои обязательства по перечислению субсидии, предусмотренной Законом Нижегородской области N 153-З от 14.11.2008 "Об областном бюджете на 2009 год" бюджету города Нижнего Новгорода, выполнило в полном объеме. Министерство финансов Нижегородской области не вправе осуществлять расходы из бюджета области в нарушение закона об областном бюджете на текущий финансовый год. Министерством не было допущено незаконного бездействия в отношении формирования и использования субсидий на осуществление расходов по уплате налога на имущество организаций муниципальными бюджетными учреждениями.
В связи со значительным сокращением доходной части областного бюджета в 2009 году проведение корректировки размеров данной субсидии и выделение недостающих средств бюджету города Нижнего Новгорода не представлялось возможным.
Заявитель считает, что отражение факта сокращения доходной части областного бюджета непосредственно в законах области не требует подтверждения иными доказательствами.
Представитель заявителя в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель истца, возражая против доводов апелляционной жалобы, просил оставить решение без изменения.
Правительство Нижегородской области участие полномочного представителя в судебном заседании не обеспечило, ходатайствовало о рассмотрении жалобы в отсутствие полномочного представителя.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривалось в отсутствие представителя Правительства Нижегородской области, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства.
Законность и обоснованность принятого по делу решения проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Повторно рассмотрев в открытом судебном заседании дело, проверив доводы апелляционной жалобы, апелляционный суд не нашел оснований для отмены судебного акта.
Как следует из материалов дела, в соответствии с Законом Нижегородской области N 58-З от 11.06.2004 "О внесении изменений в Закон Нижегородской области "О налоге на имущество организаций" бюджетные учреждения, финансируемые за счет средств местных бюджетов, были освобождены от уплаты налога на имущество организаций. Законом Нижегородской области N 5-З от 01.02.2007 с 01.01.2008 указанная льгота отменена.
В областном бюджете в связи с возникновением дополнительных расходов на уплату налога на имущество организаций бюджетными учреждениями в 2008, 2009 годах была предусмотрена местным бюджетам области, в том числе городу Нижнему Новгороду, соответствующая субсидия.
Статьей 18 Закона Нижегородской области N 153-З от 14.11.208 "Об областном бюджете на 2009 год" были предусмотрены расходы по уплате налога на имущество организаций бюджетными учреждениями, финансируемыми за счет местных бюджетов, а также утверждено Положение о порядке формирования, распределения и использования субсидий, предоставляемых бюджетам муниципальных районов и городских округов Нижегородской области на осуществление расходов по уплате налога на имущество организаций бюджетными учреждениями, финансируемыми за счет средств местных бюджетов (приложение N 23).
Согласно пункту 6 Положения общий объем субсидий определяется исходя из прогнозируемого объема налога на имущество организации за 4 квартал предшествующего текущему финансового года и трех авансовых платежей по налогу на имущество организаций, подлежащих уплате в текущем финансовом году бюджетными учреждениями, финансируемыми за счет средств местных бюджетов Нижегородской области.
Размер субсидии составляет 80% от прогнозируемой суммы налога на имущество организаций, подлежащей уплате бюджетными учреждениями, финансируемыми за счет средств местных бюджетов Нижегородской области, на 2009 год (пункт 7 Положения).
Законом Нижегородской области N 153-З от 14.11.208 "Об областном бюджете на 2009 год" для города Нижнего Новгорода была определена сумма субсидии в размере 121 582 000 руб. (приложение N 18, таблица 2).
В силу того, что за период 2008-2009 годов произошло значительное увеличение среднегодовой стоимости имущества муниципальных учреждений, потребность города в ассигнованиях по субсидии на уплату налога на имущество увеличилась.
В силу пункта 11 Положения Министерство финансов Нижегородской области корректирует расчетные суммы авансовых платежей за 1, 2 и 3 кварталы текущего финансового года с учетом фактически начисленной суммы налога на имущество организаций за предшествующий отчетный период и расчетной суммы авансового платежа на соответствующий период.
Указанный пункт Положения в части корректировки суммы субсидии с учетом фактически начисленной суммы налога Министерством финансов Нижегородской области не выполнен.
Департамент финансов и налоговой политики администрации города Нижнего Новгорода неоднократно обращался в Министерство финансов Нижегородской области об увеличении ассигнований по субсидии на уплату налога на имущество.
Письмом N 306-41-6529 от 06.10.2009 Министерство финансов Нижегородской области сообщило о невозможности увеличения суммы субсидий на осуществление расходов по уплате налога на имущество организаций муниципальными учреждениями города (т. 1, л. д. 16 - 17).
Поскольку бюджет муниципального образования город Нижний Новгород недополучил часть бюджетных средств, в результате чего муниципальные учреждения города произвели оплату налога на имущество организаций за счет средств бюджета города, и у последнего возникли убытки (реальный ущерб), истец обратился в суд с настоящим иском.
Согласно статье 15 Гражданского кодекса Российской Федерации под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которое это лицо получило бы, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
В силу статьи 16 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
В соответствии со статьей 49 Федерального закона N 131-ФЗ от 03.10.2003 "Об общих принципах организации местного самоуправления" экономическую основу местного самоуправления составляют находящиеся в муниципальной собственности имущество, средства местного бюджета, а также имущественные права муниципальных образований. Формирование, утверждение, исполнение местного бюджета осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно с соблюдением требований, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Статьей 31 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено право органов государственной власти и органов местного самоуправления предоставлять средства из бюджета на исполнение расходных обязательств, устанавливаемых иными органами государственной власти и органами местного самоуправления, исключительно в форме межбюджетных трансфертов.
Согласно статье 139 Бюджетного кодекса Российской Федерации под субсидиями местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам муниципальных образований в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения.
Цели и условия предоставления и расходования субсидий местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации, критерии отбора муниципальных образований для предоставления указанных субсидий и их распределение между муниципальными образованиями устанавливаются законами субъекта Российской Федерации и (или) нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Как указано выше, Законом Нижегородской области N 153-З от 14.11.2008 "Об областном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов" предусмотрен размер субсидий, предоставляемых бюджетам муниципальных районов и городских округов Нижегородской области на осуществление расходов по уплате налога на имущество организаций бюджетными учреждениями, финансируемыми за счет средств местных бюджетов. Согласно Приложению N 23 к Закону размер субсидии составляет 80 процентов от прогнозируемой суммы налога на имущество организаций, подлежащей уплате бюджетными учреждениями, финансируемыми за счет средств местных бюджетов Нижегородской области, на 2009 год, расчетные суммы корректируются Министерством финансов Нижегородской области с учетом фактически начисленной суммы налога на имущество организаций.
Статьей 18 Закона Нижегородской области N 153-З от 14.11.2008 "Об областном бюджете на 2009 год" в составе межбюджетных трансфертов утвержден объем областного фонда финансирования расходов на 2009 год в сумме 11 558 920 000 руб., который передается в том числе на осуществление расходов по уплате налога на имущество организаций бюджетными учреждениями, финансируемыми за счет средств местных бюджетов.
Согласно Приложению 18 к указанному Закону городу Нижний Новгород на 2009 год из областного фонда софинансирования расходов предусмотрены субсидии на осуществление расходов по уплате налога на имущество организаций бюджетными учреждениями, финансируемыми за счет средств местных бюджетов, в размере 121 582 000 руб.
Вместе с тем размер предоставленной городу Нижнему Новгороду субсидии на уплату налога на имущество организаций муниципальными учреждениями в 2009 году, рассчитанной по данным 1 квартала 2008 года и не скорректированной с учетом суммы фактически оплаченной суммы налога, оказался меньше потребности города на 13 556 753 руб. 62 коп.
Однако в нарушение Закона Нижегородской области N 153-З от 14.11.2008 "Об областном бюджете на 2009 год" Министерство финансов Нижегородской области при исполнении бюджета области за 2009 год не внесло корректировки в размер представляемой городу Нижнему Новгороду субсидии, что повлекло причинение истцу убытков в размере разницы между подлежащей уплате суммы субсидии на уплату налога, рассчитанной в порядке, установленном законом, и фактически уплаченной суммой.
На основании статьи 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени казны субъекта Российской Федерации выступают соответствующие финансовые органы, поэтому ответственность возлагается на Министерство финансов Нижегородской области как на орган, осуществляющий обеспечение исполнения областного бюджета.
Учитывая данные обстоятельства и оценив все представленные доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд обоснованно удовлетворил исковые требования, взыскав с Нижегородской области в лице Минфина Нижегородской области за счет казны Нижегородской области 13 556 753 руб. 62 коп. убытков.
Доводы заявителя проверены судом апелляционной инстанции и отклонены в связи со следующим.
Согласно статье 50 Устава Нижегородской области законы области обязательны для исполнения всеми находящимися на территории области органами государственной власти, другими государственными органами, органами местного самоуправления, организациями, должностными лицами и гражданами.
Порядок формирования, распределения и использования субсидий, предоставляемых бюджетам муниципальных районов и городских округов Нижегородской области на осуществление расходов по уплате налога на имущество организаций бюджетными учреждениями, финансируемыми за счет средств местных бюджетов, установлен Законом Нижегородской области N 153-З от 14.11.2008, который является обязательным для исполнения на территории Нижегородской области. Указанный порядок устанавливает не право, а обязанность Министерства финансов Нижегородской области корректировать расчетные суммы платежей с учетом фактически начисленной суммы налога на имущество организаций.
В силу пункта 11 Положения Министерство финансов Нижегородской области корректирует расчетные суммы авансовых платежей за 1, 2 и 3 кварталы текущего финансового года с учетом фактически начисленной суммы налога на имущество организаций за предшествующий отчетный период и расчетной суммы авансового платежа на соответствующий период.
В нарушение Закона Нижегородской области N 153-З от 14.11.2008 "Об областном бюджете на 2009 год", вопреки требованиям пунктов 6, 11 Положения 23 Министерство финансов Нижегородской области при исполнении бюджета области за 2009 год не внесло корректировки в размер представляемой субсидии городу Нижнему Новгороду.
В соответствии с пунктами 3.4., 3.5. Положения о Министерстве финансов Нижегородской области, утвержденного Постановлением Правительства Нижегородской области от 21.09.2005 N 206, министерство в соответствии с возложенными на него задачами организует работу по составлению проекта областного бюджета, по разработке прогноза консолидированного бюджета области, по определению размеров дотаций и субвенций из областного бюджета в местные бюджеты, обеспечивает в установленном порядке исполнение областного бюджета, областных целевых фондов, консолидированных в бюджете, вносит в соответствии с действующим законодательством предложения о внесении изменений и дополнений в Закон об областном бюджете.
Неисполнение Министерством финансов Нижегородской области возложенных на него функций повлекло причинение убытков истцу, возмещение которых правомерно возложено на ответчика.
С учетом изложенных обстоятельств решение суда первой инстанции является законным и обоснованным. Оснований к его отмене не имеется.
Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для безусловной отмены судебного акта, при рассмотрении дела апелляционным судом не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 167, 176, 266, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 01.11.2010 по делу N А43-11055/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства финансов Нижегородской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья
Н.А.НАЗАРОВА
Н.А.НАЗАРОВА
Судьи
Т.И.ТАРАСОВА
Н.А.КАЗАКОВА
Т.И.ТАРАСОВА
Н.А.КАЗАКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)