Судебные решения, арбитраж
Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
от 10 ноября 2006 года Дело N А42-12811/2005
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кочеровой Л.И., судей Михайловской Е.А., Хохлова Д.В., при участии от общества с ограниченной ответственностью "ИВА" Матекина Г.В. (доверенность от 16.06.05), рассмотрев 09.11.06 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы России по городу Мурманску на решение Арбитражного суда Мурманской области от 17.03.06 (судья Романова А.А.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.06.06 (судьи Петренко Т.И., Згурская М.Л., Масенкова И.В.) по делу N А42-12811/2005,
Общество с ограниченной ответственностью "ИВА" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы России по городу Мурманску (далее - инспекция) от 06.10.05 N 3723.
Решением суда от 17.03.06 заявленные обществом требования удовлетворены.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.06.06 решение суда оставлено без изменений.
В кассационной жалобе инспекция, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, просит изменить судебные акты и отказать обществу в удовлетворении требований. По мнению подателя жалобы, к правоотношениям по уплате земельного налога и представлению налоговой декларации по земельному налогу за 2005 год по землям, расположенным на территории города Мурманска, подлежат применению положения статьи 16 Закона Российской Федерации от 11.10.91 N 1738-1 "О плате за землю", сохранявшего свое действие в 2005 году. Следовательно, для плательщиков земельного налога на территории города Мурманска срок представления налоговой декларации по земельному налогу за 2005 год был установлен не позднее 01.07.05. Также инспекция считает, что общество должно уплачивать налог за земельный участок, на котором находится приобретенный заявителем в собственность объект недвижимости, поскольку с правом собственности на приобретенное здание к обществу перешло право пользования земельным участком под ним. Договор аренды на указанный земельный участок обществом в 2005 году не заключен.
Инспекция о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, однако представитель в судебное заседание не явился, в связи с чем дело рассмотрено в его отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, по договору купли-продажи от 30.04.03 общество приобрело у ЗАО "Рыбная Гавань" здание (объект незавершенного строительства) площадью 552,4 кв.м. Право собственности на приобретенный объект недвижимости зарегистрировано обществом 13.05.03 (свидетельство 51 АА N 137631). Продавец пользовался земельным участком под проданным зданием на праве аренды по договору от 19.01.01 N 4338, заключенному с Комитетом имущественных отношений города Мурманска.
Между обществом и ЗАО "Рыбная Гавань" 30.06.03 заключено соглашение о возмещении покупателем продавцу здания расходов по арендной плате за часть земельного участка под приобретенной недвижимостью до определения границ землепользования. Общество возмещало указанные расходы на основании расчетов продавца, что подтверждается платежными поручениями (листы дела 83 - 110, 124 - 139) и актами сверки расчетов (листы дела 140 - 145).
Решением от 06.10.05 N 3723 инспекция приостановила операции по счетам налогоплательщика в банке в связи с непредставлением обществом налоговых деклараций по земельному налогу за 2005 год.
Общество не согласилось с решением налогового органа и обжаловало его в арбитражный суд.
Удовлетворяя требования общества, судебные инстанции правомерно исходили из следующего.
Согласно статье 35 Земельного кодекса Российской Федерации и пункту 3 статьи 552 Гражданского кодекса Российской Федерации при переходе права собственности на здание, строение, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник.
При этом в соответствии с позицией Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 14 постановления от 24.03.05 N 11, необходимо учитывать, что покупатель здания, строения, сооружения, находящихся на земельном участке, принадлежащем продавцу на праве аренды, с момента регистрации перехода права собственности на такую недвижимость приобретает право пользования земельным участком, занятым зданием, строением, сооружением и необходимым для их использования на праве аренды, независимо от того, оформлен ли в установленном порядке договор аренды между покупателем недвижимости и собственником земельного участка.
Таким образом, как правильно указал апелляционный суд, если покупатель здания приобретает право пользования частью земельного участка, занятого зданием, на праве аренды, он не может признаваться плательщиком земельного налога. Следовательно, у общества отсутствовала обязанность по представлению в налоговый орган декларации по земельному налогу.
Вместе с тем судебные инстанции пришли к ошибочному выводу о сроке представления декларации по земельному налогу за 2005 год - 01.02.06.
Федеральным законом от 29.11.04 N 141-ФЗ введена в действие с 01.01.05 глава 31 "Земельный налог" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
Согласно пункту 3 статьи 298 главы 31 НК РФ установлены иные сроки представления налоговой декларации по земельному налогу - не позднее 01 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 387 НК РФ земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Таким образом, для введения земельного налога на территории муниципальных образований субъектов Российской Федерации с последующим применением положений главы 31 НК РФ, необходимо издание органом муниципального образования соответствующего нормативного акта.
Статьей 3 Федерального закона от 29.11.04 N 141-ФЗ установлено, что Закон Российской Федерации от 11 октября 1991 года N 1738-1 "О плате за землю", за исключением статьи 25, не применяется в случае принятия представительными органами муниципальных образований нормативных правовых актов (законов) о введении с 1 января 2005 года в соответствии с главой 31 "Земельный налог" части второй Налогового кодекса Российской Федерации земельного налога на территориях соответствующих муниципальных образований.
На территории города Мурманска земельный налог установлен с 01.01.06 Решением Совета депутатов города Мурманска от 07.11.05 N 13-159.
Следовательно, к правоотношениям по уплате земельного налога и сроку представления декларации по этому налогу за 2005 год на территории города Мурманска подлежали применению положения статьи 16 сохранявшего свое действие в 2005 году Закона "О плате за землю" о сроке представления декларации не позднее 01.07.05.
Однако в данном случае ошибочный вывод суда не привел к принятию неправильного решения, поэтому кассационная инстанция считает судебные акты не подлежащими отмене, а кассационную жалобу - удовлетворению.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 1 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
решение Арбитражного суда Мурманской области от 17.03.06 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.06.06 по делу N А42-12811/2005 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы России по городу Мурманску - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА ОТ 10.11.2006 ПО ДЕЛУ N А42-12811/2005
Разделы:Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 ноября 2006 года Дело N А42-12811/2005
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кочеровой Л.И., судей Михайловской Е.А., Хохлова Д.В., при участии от общества с ограниченной ответственностью "ИВА" Матекина Г.В. (доверенность от 16.06.05), рассмотрев 09.11.06 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы России по городу Мурманску на решение Арбитражного суда Мурманской области от 17.03.06 (судья Романова А.А.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.06.06 (судьи Петренко Т.И., Згурская М.Л., Масенкова И.В.) по делу N А42-12811/2005,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "ИВА" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы России по городу Мурманску (далее - инспекция) от 06.10.05 N 3723.
Решением суда от 17.03.06 заявленные обществом требования удовлетворены.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.06.06 решение суда оставлено без изменений.
В кассационной жалобе инспекция, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, просит изменить судебные акты и отказать обществу в удовлетворении требований. По мнению подателя жалобы, к правоотношениям по уплате земельного налога и представлению налоговой декларации по земельному налогу за 2005 год по землям, расположенным на территории города Мурманска, подлежат применению положения статьи 16 Закона Российской Федерации от 11.10.91 N 1738-1 "О плате за землю", сохранявшего свое действие в 2005 году. Следовательно, для плательщиков земельного налога на территории города Мурманска срок представления налоговой декларации по земельному налогу за 2005 год был установлен не позднее 01.07.05. Также инспекция считает, что общество должно уплачивать налог за земельный участок, на котором находится приобретенный заявителем в собственность объект недвижимости, поскольку с правом собственности на приобретенное здание к обществу перешло право пользования земельным участком под ним. Договор аренды на указанный земельный участок обществом в 2005 году не заключен.
Инспекция о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, однако представитель в судебное заседание не явился, в связи с чем дело рассмотрено в его отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, по договору купли-продажи от 30.04.03 общество приобрело у ЗАО "Рыбная Гавань" здание (объект незавершенного строительства) площадью 552,4 кв.м. Право собственности на приобретенный объект недвижимости зарегистрировано обществом 13.05.03 (свидетельство 51 АА N 137631). Продавец пользовался земельным участком под проданным зданием на праве аренды по договору от 19.01.01 N 4338, заключенному с Комитетом имущественных отношений города Мурманска.
Между обществом и ЗАО "Рыбная Гавань" 30.06.03 заключено соглашение о возмещении покупателем продавцу здания расходов по арендной плате за часть земельного участка под приобретенной недвижимостью до определения границ землепользования. Общество возмещало указанные расходы на основании расчетов продавца, что подтверждается платежными поручениями (листы дела 83 - 110, 124 - 139) и актами сверки расчетов (листы дела 140 - 145).
Решением от 06.10.05 N 3723 инспекция приостановила операции по счетам налогоплательщика в банке в связи с непредставлением обществом налоговых деклараций по земельному налогу за 2005 год.
Общество не согласилось с решением налогового органа и обжаловало его в арбитражный суд.
Удовлетворяя требования общества, судебные инстанции правомерно исходили из следующего.
Согласно статье 35 Земельного кодекса Российской Федерации и пункту 3 статьи 552 Гражданского кодекса Российской Федерации при переходе права собственности на здание, строение, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник.
При этом в соответствии с позицией Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 14 постановления от 24.03.05 N 11, необходимо учитывать, что покупатель здания, строения, сооружения, находящихся на земельном участке, принадлежащем продавцу на праве аренды, с момента регистрации перехода права собственности на такую недвижимость приобретает право пользования земельным участком, занятым зданием, строением, сооружением и необходимым для их использования на праве аренды, независимо от того, оформлен ли в установленном порядке договор аренды между покупателем недвижимости и собственником земельного участка.
Таким образом, как правильно указал апелляционный суд, если покупатель здания приобретает право пользования частью земельного участка, занятого зданием, на праве аренды, он не может признаваться плательщиком земельного налога. Следовательно, у общества отсутствовала обязанность по представлению в налоговый орган декларации по земельному налогу.
Вместе с тем судебные инстанции пришли к ошибочному выводу о сроке представления декларации по земельному налогу за 2005 год - 01.02.06.
Федеральным законом от 29.11.04 N 141-ФЗ введена в действие с 01.01.05 глава 31 "Земельный налог" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
Согласно пункту 3 статьи 298 главы 31 НК РФ установлены иные сроки представления налоговой декларации по земельному налогу - не позднее 01 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 387 НК РФ земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Таким образом, для введения земельного налога на территории муниципальных образований субъектов Российской Федерации с последующим применением положений главы 31 НК РФ, необходимо издание органом муниципального образования соответствующего нормативного акта.
Статьей 3 Федерального закона от 29.11.04 N 141-ФЗ установлено, что Закон Российской Федерации от 11 октября 1991 года N 1738-1 "О плате за землю", за исключением статьи 25, не применяется в случае принятия представительными органами муниципальных образований нормативных правовых актов (законов) о введении с 1 января 2005 года в соответствии с главой 31 "Земельный налог" части второй Налогового кодекса Российской Федерации земельного налога на территориях соответствующих муниципальных образований.
На территории города Мурманска земельный налог установлен с 01.01.06 Решением Совета депутатов города Мурманска от 07.11.05 N 13-159.
Следовательно, к правоотношениям по уплате земельного налога и сроку представления декларации по этому налогу за 2005 год на территории города Мурманска подлежали применению положения статьи 16 сохранявшего свое действие в 2005 году Закона "О плате за землю" о сроке представления декларации не позднее 01.07.05.
Однако в данном случае ошибочный вывод суда не привел к принятию неправильного решения, поэтому кассационная инстанция считает судебные акты не подлежащими отмене, а кассационную жалобу - удовлетворению.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 1 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Мурманской области от 17.03.06 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.06.06 по делу N А42-12811/2005 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы России по городу Мурманску - без удовлетворения.
Председательствующий
КОЧЕРОВА Л.И.
Судьи
МИХАЙЛОВСКАЯ Е.А.
ХОХЛОВ Д.В.
КОЧЕРОВА Л.И.
Судьи
МИХАЙЛОВСКАЯ Е.А.
ХОХЛОВ Д.В.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)