Судебные решения, арбитраж
Единый налог на вмененный доход (ЕНВД)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 29.11.2011
Постановление изготовлено в полном объеме 01.12.2011
Федеральный арбитражный суд Центрального округа, рассмотрев в открытом судебном заседании, проведенном посредством видеоконференцсвязи при содействии Арбитражного суда Белгородской области, кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Белгороду на решение Арбитражного суда Белгородской области от 11.04.2011 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.06.2011 по делу N А08-7565/2010-16,
установил:
индивидуальный предприниматель Пивнев Сергей Николаевич (далее - Предприниматель, налогоплательщик) обратился в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Белгороду (далее - Инспекция, налоговый орган) от 05.08.2010 N 14-11/140ДСП (с учетом уточнений).
Решением Арбитражного суда Белгородской области от 11.04.2011 решение Инспекции признано недействительным в части доначисления НДС в сумме 390 827,60 руб., земельного налога в размере 119 696,52 руб., пеней по НДС в сумме 101 526,15 руб., пеней по земельному налогу - 11 227,42 руб., а также привлечения к ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ в виде взыскания штрафов за неполную уплату НДС в сумме 39 075 руб., земельного налога - 9 103 руб., по п. 2 ст. 119 НК РФ за непредставление налоговых деклараций по земельному налогу - 106 204 руб.
Требование налогоплательщика в части доначисления ЕНВД в сумме 10 476 руб., пеней по данному налогу в сумме 1147,90 руб., штрафа по п. 1 ст. 122 НК РФ за неполную уплату ЕНВД в сумме 582 руб. оставлено без рассмотрения.
В остальной части в удовлетворении заявленных требований было отказано.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.06.2011 решение арбитражного суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Инспекция просит отменить судебные акты в части удовлетворения заявленных требований, полагая, что судом нарушены нормы материального права, а выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы кассационной жалобы и отзыва, выслушав объяснения представителей сторон, кассационная инстанция не находит оснований для отмены или изменения обжалуемых решения и постановления.
Как следует из материалов дела, Инспекцией проведена выездная налоговая проверка Предпринимателя по вопросам соблюдения законодательства о налогах и сборах.
По результатам проверки составлен акт от 28.05.2010 N 14-11/114 и принято решение от 05.08.2010 N 14-11/140дсп, согласно которому налогоплательщику предложено уплатить ряд налогов в общей сумме 617 638,12 руб., пени за несвоевременную уплату налогов в размере 129 401,14 руб., а также Предприниматель привлечен к налоговой ответственности по п. 2 ст. 119, п. 1 ст. 122 НК РФ в виде взыскания штрафов в общей сумме 161 023 руб. (с учетом положений ст. ст. 112, 114 НК РФ).
Полагая, что ненормативный акт Инспекции частично не соответствует требованиям законодательства о налогах и сборах, Предприниматель обратился с соответствующим заявлением в арбитражный суд.
Суд полно и всесторонне исследовал доказательства, представленные сторонами, и, правильно применив нормы материального права, принял обоснованные судебные акты по существу спора.
Основанием для доначисления налогоплательщику сумм НДС послужили выводы Инспекции о необоснованном применении Предпринимателем налоговых вычетов на сумму налога, уплаченного в составе цены приобретенной продукции ООО "Импэкс Трейд", поскольку документы, представленные в обоснование понесенных расходов, содержат недостоверные сведения. Соответствующие суммы ЕСН и НДФЛ доначислены налогоплательщику в связи с непринятием налоговым органом в качестве расходов затрат по закупке продукции у названной организации.
В соответствии со ст. 143 НК РФ плательщиками налога на добавленную стоимость являются организации, имеющие, согласно законодательству Российской Федерации, статус юридических лиц, и индивидуальные предприниматели.
В соответствии со ст. 171 НК РФ (в редакции, действующей с 01.01.2006), налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 НК РФ, на установленные настоящей статьей налоговые вычеты.
В силу ст. 172 НК РФ вычетам подлежат, если иное не установлено настоящей статьей, только суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Российской Федерации, либо фактически уплаченные ими при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей и при наличии соответствующих первичных документов.
Согласно п. 1 ст. 169 НК РФ счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия предъявленных сумм налога к вычету или возмещению. Порядок оформления и выставления счетов-фактур изложен в ст. ст. 168 и 169 НК РФ.
Перечень сведений, которые должны быть указаны в счете-фактуре, приведен в п. 5, 6 ст. 169 НК РФ.
Правовые последствия несоблюдения требований п. 5 и п. 6 ст. 169 НК РФ установлены в п. 2 ст. 169 НК РФ: счета-фактуры, составленные и выставленные с нарушением порядка установленного пунктами 5 и 6 данной статьи, не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету или возмещению.
Пунктом 2 Правил ведения журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 02.12.2000 N 914 (далее - Постановление N 914), установлено, что покупатели ведут учет счетов-фактур по мере их поступления от продавцов, а продавцы ведут учет счетов-фактур, выставленных покупателям, в хронологическом порядке.
В силу п. 7 Правил покупатели ведут книгу покупок, предназначенную для регистрации счетов-фактур, выставленных продавцами, в целях определения суммы налога на добавленную стоимость, предъявляемой к вычету (возмещению) в установленном порядке.
Согласно п. 8 Правил счета-фактуры, полученные от продавцов, подлежат регистрации в книге покупок по мере возникновения права на налоговые вычеты в порядке, установленном ст. 172 НК РФ.
В соответствии с п. 16 Правил продавцы ведут книгу продаж, предназначенную для регистрации счетов-фактур (контрольных лент контрольно-кассовой техники, бланков строгой отчетности при реализации товаров (выполнении работ, оказании услуг) населению). В книге продаж регистрируются выписанные и (или) выставленные счета-фактуры во всех случаях, когда возникает обязанность по исчислению налога на добавленную стоимость, в том числе при отгрузке (передаче) товаров (выполнении работ, оказании услуг), имущественных прав, при получении оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав, при получении средств, увеличивающих налоговую базу, при выполнении строительно-монтажных работ для собственного потребления, при передаче товаров, выполнении работ, оказании услуг для собственных нужд, при возврате принятых на учет товаров, а также при исполнении обязанностей налоговых агентов и при осуществлении операций, не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения).
Кроме того, Правилами ведения журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость установлено, что при необходимости внесения изменений в книгу покупок и книгу продаж оформляются дополнительные листы книги покупок и дополнительные листы книги продаж.
Отсутствие у налогоплательщика надлежащим образом оформленного счета-фактуры исключает возможность регистрации его в книге покупок, а соответственно, и предъявление налога к вычету.
В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет.
В силу п. 2, 3 ст. 9 Закона N 129-ФЗ первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, а документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать следующие обязательные реквизиты: наименование документа; дату составления документа; наименование организации, от имени которой составлен документ; содержание хозяйственной операции; измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении; наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления; личные подписи указанных лиц.
В ходе проведения выездной проверки налоговым органом на основании данных книги покупок за 2008 год установлено, что во 2 квартале 2008 года Предпринимателем к налоговым вычетам отнесен налог в сумме 390 827,6 руб., предъявленный ООО "КиК" (ИНН - 2465051731, КПП - 246501001) по счету-фактуре от 18.06.2008 N 3102.
В то же время, данный счет-фактура на момент проверки у Предпринимателя отсутствовал, а также отсутствовали документы об оплате при наличии в графе "дата оплаты счета-фактуры продавца" книги покупок сведений о том, что он оплачен 06.07.2008 и 08.07.2008.
По требованию Инспекции от 16.04.2010 N 1534 Предпринимателем представлен счет-фактура ООО "КиК" N 3102 от 05.08.2008 на сумму 983 828 руб., в том числе НДС в сумме 150 075,42 руб., не отраженный в книге покупок.
Учитывая изложенное, налоговый орган отразил в акте проверки, что НДС в сумме 390 827,60 руб., предъявленная обществом "КиК", неправомерно отнесена к налоговому вычету без документального подтверждения осуществления хозяйственных операций с данным контрагентом.
В возражениях на акт проверки налогоплательщик пояснил, что за 2 квартал 2008 года им была допущена техническая неточность в книге покупок, при этом правильным наименование продавца следует считать - индивидуальный предприниматель Богданов Сергей Анатольевич ИНН 343501350894. Налогоплательщик также пояснил, что счет-фактура N 3102 от 05.08.2008 также был ошибочно представлен, в то время как следовало представить счет-фактуру от 18.06.2008 N 3102, выставленный ИП Богдановым С. А
Одновременно налогоплательщиком внесены исправления в книгу покупок за июнь 2008 года, представлены счет-фактура N 3102 от 18.06.2008, выставленный ИП Богдановым С. А., на сумму 2 562 092,05 руб., в том числе НДС 390 827,60 руб., товарная накладная N 3102 от 18.06.2008, а также квитанции к приходным кассовым ордерам и кассовые чеки на общую сумму 2 562 092,05 руб.
Также Предпринимателем представлена инвентаризационная опись товарно-материальных ценностей на 01.01.2009 в подтверждение того, что товары, приобретенные у ИП Богданова С.А, не были использованы в операциях, не подлежащих обложению НДС, а были реализованы по состоянию на 01.01.2009.
В соответствии с ч. 1, 2 ст. 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Исследовав представленные в материалы дела документы, суд счел их достаточными для подтверждения факта приобретения, принятия к учету и оплаты приобретенного товара, а также дальнейшей реализации этого товара, что свидетельствует о реальности совершенных Предпринимателем хозяйственных операций. При этом, как счет-фактура, так и товарная накладная содержат все обязательные реквизиты документов.
Согласно правовой позиции ВАС РФ, изложенной в Постановлении Пленума от 12.10.2006 N 53, судебная практика разрешения налоговых споров исходит из презумпции добросовестности налогоплательщиков и иных участников правоотношений в сфере экономики. В связи с этим предполагается, что действия налогоплательщика, имеющие своим результатом получение налоговой выгоды, под которой понимается уменьшение размера налоговой обязанности вследствие, в частности, уменьшения налоговой базы, получения налогового вычета, налоговой льготы, применения более низкой налоговой ставки, а также получение права на возврат (зачет) или возмещение налога из бюджета, экономически оправданны, а сведения, содержащиеся в налоговой декларации и бухгалтерской отчетности, - достоверны, если налоговым органом не доказано обратное.
Вывод о необоснованности налоговой выгоды должен быть основан на объективной информации, с бесспорностью подтверждающей, что действия налогоплательщика не имели разумной деловой цели, а были направлены исключительно на создание благоприятных налоговых последствий.
На основании вышеизложенных норм права и фактических обстоятельств дела, суд обоснованно счел подтвержденным факт осуществления налогоплательщиком реальной хозяйственной деятельности и наличия в его действиях разумных экономических целей.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении N 329-О от 16.10.2003, налогоплательщик не несет ответственности за действия третьих лиц по выполнению возложенных на них обязанностей.
Ссылка жалобы на то, что ИП Богданов С.А. отрицает факт выставления в адрес налогоплательщика спорного счета-фактуры, обоснованно отклонена судом как не являющаяся безусловным и достаточным основанием для отказа в учете расходов для целей налогообложения.
Довод жалобы о неправильном внесении в книгу покупок исправлений технической ошибки (указание в графе продавец вместо ООО "КиК" ИП Богданов С.А.) не может быть принят во внимание по следующим основаниям.
В соответствии с п. 7 Правил при необходимости внесения изменений в книгу покупок запись об аннулировании счета-фактуры производится в дополнительном листе книги покупок за налоговый период, в котором был зарегистрирован счет-фактура до внесения в него исправлений. Дополнительные листы книги покупок являются неотъемлемой ее частью.
Таким образом, оформление дополнительных листов книги покупок требуется только в том случае, если ошибки были допущены в самом счете-фактуре, в то время как в данной ситуации исправления в счет-фактуру не вносились, опечатка была допущена Предпринимателем при регистрации надлежаще оформленного счета-фактуры N 3102 от 18.06.2008 в самой книге покупок.
Ссылки жалобы о противоречивости и недостоверности сведений в инвентаризационной описи от 12.01.2009 N 1 не могут быть приняты во внимание.
В соответствии с положениями Федерального закона от 21.11.1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете", Постановлений Госкомстата России от 18.08.1998 г. N 88 и от 25.12.1998 N 132 для отражения данных фактического наличия товарно-материальных ценностей в местах хранения и на всех этапах их движения в организации применяется инвентаризационная опись товарно-материальных ценностей (унифицированная форма ИНВ-3).
В порядке ст. 65, 200 АПК РФ налоговый орган не представил доказательств того, что товары, перечисленные в инвентаризационной описи, не могли находиться на складе на 01.01.2009, а также того, что товары по счету-фактуре от 18.06.2008 N 3102 использованы для осуществления операций, не являющихся объектом налогообложения НДС.
Доводу жалобы о том, что представленные чеки ККМ не могут быть приняты в качестве документов, подтверждающих оплату товаров, так как контрольно-кассовая машина, с помощью которой пробиты кассовые чеки, не зарегистрирована в налоговых органах, дана надлежащая оценка судом, указавшим, что действующее законодательство не вменяет в обязанности налогоплательщика проверку данных о надлежащей регистрации его контрагентами контрольно-кассовой техники, принадлежащей им, и не устанавливает порядка получения налогоплательщиками такой информации у налоговых органов.
При изложенных обстоятельствах, вывод суда об отсутствии оснований для отказа Предпринимателю в предоставлении вычета по НДС в сумме 390 827,60 руб. по счету-фактуре от 18.06.2008 N 3102, выставленному ИП Богдановым С.А., и, как следствие, отсутствии оснований для доначисления НДС в названной сумме, следует признать правильным.
В соответствии с п. 1 ст. 388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
В силу п. 1 ст. 389 НК РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог.
Согласно ст. 390 НК РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (п. 1 ст. 391 НК РФ).
В силу пп. 1 п. 1 ст. 394 НК РФ (в редакции, действовавшей в спорный период) налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт- Петербурга).
Согласно п. 2 решения Белгородского городского Совета депутатов от 22.11.2005 г. N 194 "О земельном налоге" установлены ставки в отношении земельных участков на территории г. Белгорода, в том числе 0,3% в отношении земельных участков, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства; занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства; приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства; 1,5% в отношении кадастровой стоимости прочих земельных участков.
Удельные показатели кадастровой стоимости земельных участков по г. Белгороду для расчета налогооблагаемой базы, арендной платы и стоимости земельных участков на территории г. Белгорода утверждены постановлением правительства Белгородской области N 101-пп от 27.04.2007, согласно которому, в частности, удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка для земель под домами индивидуальной жилой застройки в кадастровом квартале 31:16:02 12 004 установлен в размере 350,10 руб. за 1 кв. метр, для земель под объектами торговли, общественного питания, бытового обслуживания в кадастровом квартале 31:16:02 12 004 - в размере 5 198,71 руб. за 1 кв. метр.
На основании ст. 396 НК РФ сумма налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, если иное не предусмотрено п. 15, 16 названной статьи.
Согласно п. 2 ст. 396 НК РФ налогоплательщики - физические лица, являющиеся индивидуальными предпринимателями, исчисляют сумму налога (сумму авансовых платежей по налогу) самостоятельно в отношении земельных участков, используемых ими в предпринимательской деятельности.
Сумма налога (сумма авансовых платежей по налогу), подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами (п. 3 ст. 396 НК РФ).
В силу п. 7 ст. 396 НК РФ в случае возникновения (прекращения) у налогоплательщика в течение налогового (отчетного) периода права собственности (постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения) на земельный участок (его долю) исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) в отношении данного земельного участка производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых данный земельный участок находился в собственности (постоянном (бессрочном) пользовании, пожизненном наследуемом владении) налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде.
Статья 398 Налогового кодекса обязывает налогоплательщиков - физических лиц, являющихся индивидуальными предпринимателями, ежегодно не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом, представлять в налоговый орган по месту нахождения земельного участка налоговую декларацию в отношении земельных участков, принадлежащих им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования и используемых (предназначенных для использования) в предпринимательской деятельности.
Согласно п. 2 ст. 6 ЗК РФ (в редакции, действовавшей до 25.10.2008) под земельным участком как объектом земельных отношений понималась часть поверхности земли (в том числе почвенный слой), границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке.
В силу ст. 11.1 ЗК РФ (в редакции Федерального закона от 22.07.2008 N 141-ФЗ) земельным участком признается часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.
В соответствии со ст. ст. 25, 26 ЗК РФ права на земельные участки возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и удостоверяются документами, предусмотренными названным Законом.
Согласно ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" проведенная государственная регистрация возникновения и перехода прав на недвижимое имущество удостоверяется свидетельством о государственной регистрации прав.
Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права (п. 1 ст. 2 Закона N 122-ФЗ).
Статья 70 Земельного кодекса предусматривает необходимость осуществления в отношении земельных участков государственного кадастрового учета.
Согласно ст. 14 Федерального закона от 02.01.2000 N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре", действующего до 01.01.2008, сведения о существующих и прекративших существование земельных участках подлежали включению в Единый государственный реестр земель, представляющий собой документ, предназначенный для проведения государственного кадастрового учета земельных участков.
В силу п. 2 ст. 14 Закона N 28-ФЗ в Едином государственном реестре земель содержатся следующие основные сведения о земельных участках: кадастровые номера; местоположение (адрес); площадь; категория земель и разрешенное использование земельных участков; описание границ земельных участков, их отдельных частей; зарегистрированные в установленном порядке вещные права и ограничения (обременения); экономические характеристики, в том числе размеры платы за землю; качественные характеристики, в том числе показатели состояния плодородия земель для отдельных категорий земель; наличие объектов недвижимого имущества, прочно связанных с земельными участками.
Согласно п. 3 ст. 14 Закона N 28-ФЗ моментом возникновения или моментом прекращения существования земельного участка как объекта государственного кадастрового учета в соответствующих границах является дата внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр земель.
В соответствии с ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", действующего с 01.01.2008 (далее - закон N 221-ФЗ), государственный земельный кадастр (кадастр недвижимости) представляет собой систематизированный свод документированных сведений об объектах кадастрового учета, включая их правовой режим, месторасположение и размер.
В силу ч. 3 ст. 1 Закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое имущество в качестве индивидуально - определенной вещи (уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
В государственный кадастр недвижимости вносятся также такие дополнительные сведения об объекте недвижимости, как сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, в том числе дата утверждения результатов определения такой стоимости (пп. 11 п. 2 ст. 7 Закона N 221-ФЗ).
В силу п. 2 Постановления Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 N 54 "О некоторых вопросах, возникших у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием земельного налога" объект налогообложения по земельному налогу возникает только тогда, когда конкретный земельный участок будет сформирован.
В письме Минфина РФ от 02.04.2009 N 03-05-04-02/23 указано, что в случае, если земельный участок не сформирован в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации и законодательством о градостроительной деятельности, то в отношении указанного земельного участка отсутствует не только налоговая база, но и объект налогообложения.
На основании изложенного, судом обоснованно указано, что обязанность налогоплательщика по уплате земельного налога обусловлена наличием у него на правах, предусмотренных ст. 388 НК РФ, земельного участка, поставленного на кадастровый учет и в отношении которого в установленном порядке определена и доведена до сведения налогоплательщика кадастровая стоимость этого земельного участка.
Основанием для доначисления земельного налога за 2007 - 2008 годы, пеней, а также санкций за неуплату налога и за непредставление налоговых деклараций послужил вывод Инспекции о необходимости уплаты Предпринимателем в указанном периоде налога и представления декларации в отношении земельного участка с кадастровым номером 31:16:0212004:55 площадью 800 кв. метров, расположенный в г. Белгороде по ул. Корочанская, д. 83.
Как установлено судом, права на земельный участок, расположенный в г. Белгороде по ул. Корочанская, д. 83, возникли у Пивнева С.Н. в результате приобретения по договору купли-продажи от 22.05.2006 жилого дома площадью 104,8 кв. м.
В целях реконструкции приобретенного жилого дома Пивнев С.Н. обратился в администрацию г. Белгорода за предоставлением ему в собственность земельного участка, на котором расположен приобретенный жилой дом, для осуществления индивидуального жилищного строительства.
Впоследствии площадь земельного участка по адресу г. Белгород, ул. Корочанская, 83 неоднократно менялась и уточнялась.
В результате, в 2008 году земельный участок площадью 1774 кв. м с кадастровым номером 31:16:02 12 004:0002 по ул. Корочанская, д. 83 был разделен на два участка разного функционального использования: земельный участок площадью 800 кв. м (категория земель - земли населенных пунктов для строительства здания автомагазина с жилыми помещениями) с кадастровым номером 31:16:0212004:55 (свидетельство 31-АБ N 521004 от 12.11.2008) и земельный участок площадью 974 кв. м (земли населенных пунктов для индивидуального жилищного строительства) с кадастровым номером 31:16:0212004:56 (свидетельство N 31-АБ N 521003 от 12.11.2008).
Поскольку запись в ЕГРПН о государственной регистрации права собственности на спорный земельный участок внесена 12.11.2008, вывод суда о том, что земельный налог по данному земельному участку с применением показателя кадастровой стоимости 5 198,71 руб. за 1 кв. м и ставки налогообложения 1,5% должен исчислять начиная с 01.01.2009, следует признать правильным.
В связи с вышеизложенным, основания для доначисления пеней, привлечения к ответственности за неполную уплату налога, а также за непредставление налоговой декларации в отношении несформированного земельного участка также отсутствовали.
При таких обстоятельствах, у суда имелось достаточно оснований для частичного удовлетворения заявленных налогоплательщиком требований.
Принимая во внимание, что фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора по существу, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, отвечающих признакам относимости, допустимости и достаточности, им дана надлежащая правовая оценка, кассационная инстанция не находит оснований для отмены или изменения оспариваемых судебных актов.
Нарушений процессуального закона, влекущих отмену обжалуемых решения и постановления, не установлено.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
постановил:
решение Арбитражного суда Белгородской области от 11.04.2011 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.06.2011 по делу N А08-7565/2010-16 оставить без изменения, а кассационную жалобу налогового органа - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА ОТ 01.12.2011 ПО ДЕЛУ N А08-7565/2010-16
Разделы:Единый налог на вмененный доход (ЕНВД)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 1 декабря 2011 г. по делу N А08-7565/2010-16
Резолютивная часть постановления объявлена 29.11.2011
Постановление изготовлено в полном объеме 01.12.2011
Федеральный арбитражный суд Центрального округа, рассмотрев в открытом судебном заседании, проведенном посредством видеоконференцсвязи при содействии Арбитражного суда Белгородской области, кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Белгороду на решение Арбитражного суда Белгородской области от 11.04.2011 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.06.2011 по делу N А08-7565/2010-16,
установил:
индивидуальный предприниматель Пивнев Сергей Николаевич (далее - Предприниматель, налогоплательщик) обратился в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Белгороду (далее - Инспекция, налоговый орган) от 05.08.2010 N 14-11/140ДСП (с учетом уточнений).
Решением Арбитражного суда Белгородской области от 11.04.2011 решение Инспекции признано недействительным в части доначисления НДС в сумме 390 827,60 руб., земельного налога в размере 119 696,52 руб., пеней по НДС в сумме 101 526,15 руб., пеней по земельному налогу - 11 227,42 руб., а также привлечения к ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ в виде взыскания штрафов за неполную уплату НДС в сумме 39 075 руб., земельного налога - 9 103 руб., по п. 2 ст. 119 НК РФ за непредставление налоговых деклараций по земельному налогу - 106 204 руб.
Требование налогоплательщика в части доначисления ЕНВД в сумме 10 476 руб., пеней по данному налогу в сумме 1147,90 руб., штрафа по п. 1 ст. 122 НК РФ за неполную уплату ЕНВД в сумме 582 руб. оставлено без рассмотрения.
В остальной части в удовлетворении заявленных требований было отказано.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.06.2011 решение арбитражного суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Инспекция просит отменить судебные акты в части удовлетворения заявленных требований, полагая, что судом нарушены нормы материального права, а выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы кассационной жалобы и отзыва, выслушав объяснения представителей сторон, кассационная инстанция не находит оснований для отмены или изменения обжалуемых решения и постановления.
Как следует из материалов дела, Инспекцией проведена выездная налоговая проверка Предпринимателя по вопросам соблюдения законодательства о налогах и сборах.
По результатам проверки составлен акт от 28.05.2010 N 14-11/114 и принято решение от 05.08.2010 N 14-11/140дсп, согласно которому налогоплательщику предложено уплатить ряд налогов в общей сумме 617 638,12 руб., пени за несвоевременную уплату налогов в размере 129 401,14 руб., а также Предприниматель привлечен к налоговой ответственности по п. 2 ст. 119, п. 1 ст. 122 НК РФ в виде взыскания штрафов в общей сумме 161 023 руб. (с учетом положений ст. ст. 112, 114 НК РФ).
Полагая, что ненормативный акт Инспекции частично не соответствует требованиям законодательства о налогах и сборах, Предприниматель обратился с соответствующим заявлением в арбитражный суд.
Суд полно и всесторонне исследовал доказательства, представленные сторонами, и, правильно применив нормы материального права, принял обоснованные судебные акты по существу спора.
Основанием для доначисления налогоплательщику сумм НДС послужили выводы Инспекции о необоснованном применении Предпринимателем налоговых вычетов на сумму налога, уплаченного в составе цены приобретенной продукции ООО "Импэкс Трейд", поскольку документы, представленные в обоснование понесенных расходов, содержат недостоверные сведения. Соответствующие суммы ЕСН и НДФЛ доначислены налогоплательщику в связи с непринятием налоговым органом в качестве расходов затрат по закупке продукции у названной организации.
В соответствии со ст. 143 НК РФ плательщиками налога на добавленную стоимость являются организации, имеющие, согласно законодательству Российской Федерации, статус юридических лиц, и индивидуальные предприниматели.
В соответствии со ст. 171 НК РФ (в редакции, действующей с 01.01.2006), налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 НК РФ, на установленные настоящей статьей налоговые вычеты.
В силу ст. 172 НК РФ вычетам подлежат, если иное не установлено настоящей статьей, только суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Российской Федерации, либо фактически уплаченные ими при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей и при наличии соответствующих первичных документов.
Согласно п. 1 ст. 169 НК РФ счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия предъявленных сумм налога к вычету или возмещению. Порядок оформления и выставления счетов-фактур изложен в ст. ст. 168 и 169 НК РФ.
Перечень сведений, которые должны быть указаны в счете-фактуре, приведен в п. 5, 6 ст. 169 НК РФ.
Правовые последствия несоблюдения требований п. 5 и п. 6 ст. 169 НК РФ установлены в п. 2 ст. 169 НК РФ: счета-фактуры, составленные и выставленные с нарушением порядка установленного пунктами 5 и 6 данной статьи, не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету или возмещению.
Пунктом 2 Правил ведения журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 02.12.2000 N 914 (далее - Постановление N 914), установлено, что покупатели ведут учет счетов-фактур по мере их поступления от продавцов, а продавцы ведут учет счетов-фактур, выставленных покупателям, в хронологическом порядке.
В силу п. 7 Правил покупатели ведут книгу покупок, предназначенную для регистрации счетов-фактур, выставленных продавцами, в целях определения суммы налога на добавленную стоимость, предъявляемой к вычету (возмещению) в установленном порядке.
Согласно п. 8 Правил счета-фактуры, полученные от продавцов, подлежат регистрации в книге покупок по мере возникновения права на налоговые вычеты в порядке, установленном ст. 172 НК РФ.
В соответствии с п. 16 Правил продавцы ведут книгу продаж, предназначенную для регистрации счетов-фактур (контрольных лент контрольно-кассовой техники, бланков строгой отчетности при реализации товаров (выполнении работ, оказании услуг) населению). В книге продаж регистрируются выписанные и (или) выставленные счета-фактуры во всех случаях, когда возникает обязанность по исчислению налога на добавленную стоимость, в том числе при отгрузке (передаче) товаров (выполнении работ, оказании услуг), имущественных прав, при получении оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав, при получении средств, увеличивающих налоговую базу, при выполнении строительно-монтажных работ для собственного потребления, при передаче товаров, выполнении работ, оказании услуг для собственных нужд, при возврате принятых на учет товаров, а также при исполнении обязанностей налоговых агентов и при осуществлении операций, не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения).
Кроме того, Правилами ведения журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость установлено, что при необходимости внесения изменений в книгу покупок и книгу продаж оформляются дополнительные листы книги покупок и дополнительные листы книги продаж.
Отсутствие у налогоплательщика надлежащим образом оформленного счета-фактуры исключает возможность регистрации его в книге покупок, а соответственно, и предъявление налога к вычету.
В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет.
В силу п. 2, 3 ст. 9 Закона N 129-ФЗ первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, а документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать следующие обязательные реквизиты: наименование документа; дату составления документа; наименование организации, от имени которой составлен документ; содержание хозяйственной операции; измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении; наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления; личные подписи указанных лиц.
В ходе проведения выездной проверки налоговым органом на основании данных книги покупок за 2008 год установлено, что во 2 квартале 2008 года Предпринимателем к налоговым вычетам отнесен налог в сумме 390 827,6 руб., предъявленный ООО "КиК" (ИНН - 2465051731, КПП - 246501001) по счету-фактуре от 18.06.2008 N 3102.
В то же время, данный счет-фактура на момент проверки у Предпринимателя отсутствовал, а также отсутствовали документы об оплате при наличии в графе "дата оплаты счета-фактуры продавца" книги покупок сведений о том, что он оплачен 06.07.2008 и 08.07.2008.
По требованию Инспекции от 16.04.2010 N 1534 Предпринимателем представлен счет-фактура ООО "КиК" N 3102 от 05.08.2008 на сумму 983 828 руб., в том числе НДС в сумме 150 075,42 руб., не отраженный в книге покупок.
Учитывая изложенное, налоговый орган отразил в акте проверки, что НДС в сумме 390 827,60 руб., предъявленная обществом "КиК", неправомерно отнесена к налоговому вычету без документального подтверждения осуществления хозяйственных операций с данным контрагентом.
В возражениях на акт проверки налогоплательщик пояснил, что за 2 квартал 2008 года им была допущена техническая неточность в книге покупок, при этом правильным наименование продавца следует считать - индивидуальный предприниматель Богданов Сергей Анатольевич ИНН 343501350894. Налогоплательщик также пояснил, что счет-фактура N 3102 от 05.08.2008 также был ошибочно представлен, в то время как следовало представить счет-фактуру от 18.06.2008 N 3102, выставленный ИП Богдановым С. А
Одновременно налогоплательщиком внесены исправления в книгу покупок за июнь 2008 года, представлены счет-фактура N 3102 от 18.06.2008, выставленный ИП Богдановым С. А., на сумму 2 562 092,05 руб., в том числе НДС 390 827,60 руб., товарная накладная N 3102 от 18.06.2008, а также квитанции к приходным кассовым ордерам и кассовые чеки на общую сумму 2 562 092,05 руб.
Также Предпринимателем представлена инвентаризационная опись товарно-материальных ценностей на 01.01.2009 в подтверждение того, что товары, приобретенные у ИП Богданова С.А, не были использованы в операциях, не подлежащих обложению НДС, а были реализованы по состоянию на 01.01.2009.
В соответствии с ч. 1, 2 ст. 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Исследовав представленные в материалы дела документы, суд счел их достаточными для подтверждения факта приобретения, принятия к учету и оплаты приобретенного товара, а также дальнейшей реализации этого товара, что свидетельствует о реальности совершенных Предпринимателем хозяйственных операций. При этом, как счет-фактура, так и товарная накладная содержат все обязательные реквизиты документов.
Согласно правовой позиции ВАС РФ, изложенной в Постановлении Пленума от 12.10.2006 N 53, судебная практика разрешения налоговых споров исходит из презумпции добросовестности налогоплательщиков и иных участников правоотношений в сфере экономики. В связи с этим предполагается, что действия налогоплательщика, имеющие своим результатом получение налоговой выгоды, под которой понимается уменьшение размера налоговой обязанности вследствие, в частности, уменьшения налоговой базы, получения налогового вычета, налоговой льготы, применения более низкой налоговой ставки, а также получение права на возврат (зачет) или возмещение налога из бюджета, экономически оправданны, а сведения, содержащиеся в налоговой декларации и бухгалтерской отчетности, - достоверны, если налоговым органом не доказано обратное.
Вывод о необоснованности налоговой выгоды должен быть основан на объективной информации, с бесспорностью подтверждающей, что действия налогоплательщика не имели разумной деловой цели, а были направлены исключительно на создание благоприятных налоговых последствий.
На основании вышеизложенных норм права и фактических обстоятельств дела, суд обоснованно счел подтвержденным факт осуществления налогоплательщиком реальной хозяйственной деятельности и наличия в его действиях разумных экономических целей.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении N 329-О от 16.10.2003, налогоплательщик не несет ответственности за действия третьих лиц по выполнению возложенных на них обязанностей.
Ссылка жалобы на то, что ИП Богданов С.А. отрицает факт выставления в адрес налогоплательщика спорного счета-фактуры, обоснованно отклонена судом как не являющаяся безусловным и достаточным основанием для отказа в учете расходов для целей налогообложения.
Довод жалобы о неправильном внесении в книгу покупок исправлений технической ошибки (указание в графе продавец вместо ООО "КиК" ИП Богданов С.А.) не может быть принят во внимание по следующим основаниям.
В соответствии с п. 7 Правил при необходимости внесения изменений в книгу покупок запись об аннулировании счета-фактуры производится в дополнительном листе книги покупок за налоговый период, в котором был зарегистрирован счет-фактура до внесения в него исправлений. Дополнительные листы книги покупок являются неотъемлемой ее частью.
Таким образом, оформление дополнительных листов книги покупок требуется только в том случае, если ошибки были допущены в самом счете-фактуре, в то время как в данной ситуации исправления в счет-фактуру не вносились, опечатка была допущена Предпринимателем при регистрации надлежаще оформленного счета-фактуры N 3102 от 18.06.2008 в самой книге покупок.
Ссылки жалобы о противоречивости и недостоверности сведений в инвентаризационной описи от 12.01.2009 N 1 не могут быть приняты во внимание.
В соответствии с положениями Федерального закона от 21.11.1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете", Постановлений Госкомстата России от 18.08.1998 г. N 88 и от 25.12.1998 N 132 для отражения данных фактического наличия товарно-материальных ценностей в местах хранения и на всех этапах их движения в организации применяется инвентаризационная опись товарно-материальных ценностей (унифицированная форма ИНВ-3).
В порядке ст. 65, 200 АПК РФ налоговый орган не представил доказательств того, что товары, перечисленные в инвентаризационной описи, не могли находиться на складе на 01.01.2009, а также того, что товары по счету-фактуре от 18.06.2008 N 3102 использованы для осуществления операций, не являющихся объектом налогообложения НДС.
Доводу жалобы о том, что представленные чеки ККМ не могут быть приняты в качестве документов, подтверждающих оплату товаров, так как контрольно-кассовая машина, с помощью которой пробиты кассовые чеки, не зарегистрирована в налоговых органах, дана надлежащая оценка судом, указавшим, что действующее законодательство не вменяет в обязанности налогоплательщика проверку данных о надлежащей регистрации его контрагентами контрольно-кассовой техники, принадлежащей им, и не устанавливает порядка получения налогоплательщиками такой информации у налоговых органов.
При изложенных обстоятельствах, вывод суда об отсутствии оснований для отказа Предпринимателю в предоставлении вычета по НДС в сумме 390 827,60 руб. по счету-фактуре от 18.06.2008 N 3102, выставленному ИП Богдановым С.А., и, как следствие, отсутствии оснований для доначисления НДС в названной сумме, следует признать правильным.
В соответствии с п. 1 ст. 388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
В силу п. 1 ст. 389 НК РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог.
Согласно ст. 390 НК РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (п. 1 ст. 391 НК РФ).
В силу пп. 1 п. 1 ст. 394 НК РФ (в редакции, действовавшей в спорный период) налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт- Петербурга).
Согласно п. 2 решения Белгородского городского Совета депутатов от 22.11.2005 г. N 194 "О земельном налоге" установлены ставки в отношении земельных участков на территории г. Белгорода, в том числе 0,3% в отношении земельных участков, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства; занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства; приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства; 1,5% в отношении кадастровой стоимости прочих земельных участков.
Удельные показатели кадастровой стоимости земельных участков по г. Белгороду для расчета налогооблагаемой базы, арендной платы и стоимости земельных участков на территории г. Белгорода утверждены постановлением правительства Белгородской области N 101-пп от 27.04.2007, согласно которому, в частности, удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка для земель под домами индивидуальной жилой застройки в кадастровом квартале 31:16:02 12 004 установлен в размере 350,10 руб. за 1 кв. метр, для земель под объектами торговли, общественного питания, бытового обслуживания в кадастровом квартале 31:16:02 12 004 - в размере 5 198,71 руб. за 1 кв. метр.
На основании ст. 396 НК РФ сумма налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, если иное не предусмотрено п. 15, 16 названной статьи.
Согласно п. 2 ст. 396 НК РФ налогоплательщики - физические лица, являющиеся индивидуальными предпринимателями, исчисляют сумму налога (сумму авансовых платежей по налогу) самостоятельно в отношении земельных участков, используемых ими в предпринимательской деятельности.
Сумма налога (сумма авансовых платежей по налогу), подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами (п. 3 ст. 396 НК РФ).
В силу п. 7 ст. 396 НК РФ в случае возникновения (прекращения) у налогоплательщика в течение налогового (отчетного) периода права собственности (постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения) на земельный участок (его долю) исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) в отношении данного земельного участка производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых данный земельный участок находился в собственности (постоянном (бессрочном) пользовании, пожизненном наследуемом владении) налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде.
Статья 398 Налогового кодекса обязывает налогоплательщиков - физических лиц, являющихся индивидуальными предпринимателями, ежегодно не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом, представлять в налоговый орган по месту нахождения земельного участка налоговую декларацию в отношении земельных участков, принадлежащих им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования и используемых (предназначенных для использования) в предпринимательской деятельности.
Согласно п. 2 ст. 6 ЗК РФ (в редакции, действовавшей до 25.10.2008) под земельным участком как объектом земельных отношений понималась часть поверхности земли (в том числе почвенный слой), границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке.
В силу ст. 11.1 ЗК РФ (в редакции Федерального закона от 22.07.2008 N 141-ФЗ) земельным участком признается часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.
В соответствии со ст. ст. 25, 26 ЗК РФ права на земельные участки возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и удостоверяются документами, предусмотренными названным Законом.
Согласно ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" проведенная государственная регистрация возникновения и перехода прав на недвижимое имущество удостоверяется свидетельством о государственной регистрации прав.
Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права (п. 1 ст. 2 Закона N 122-ФЗ).
Статья 70 Земельного кодекса предусматривает необходимость осуществления в отношении земельных участков государственного кадастрового учета.
Согласно ст. 14 Федерального закона от 02.01.2000 N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре", действующего до 01.01.2008, сведения о существующих и прекративших существование земельных участках подлежали включению в Единый государственный реестр земель, представляющий собой документ, предназначенный для проведения государственного кадастрового учета земельных участков.
В силу п. 2 ст. 14 Закона N 28-ФЗ в Едином государственном реестре земель содержатся следующие основные сведения о земельных участках: кадастровые номера; местоположение (адрес); площадь; категория земель и разрешенное использование земельных участков; описание границ земельных участков, их отдельных частей; зарегистрированные в установленном порядке вещные права и ограничения (обременения); экономические характеристики, в том числе размеры платы за землю; качественные характеристики, в том числе показатели состояния плодородия земель для отдельных категорий земель; наличие объектов недвижимого имущества, прочно связанных с земельными участками.
Согласно п. 3 ст. 14 Закона N 28-ФЗ моментом возникновения или моментом прекращения существования земельного участка как объекта государственного кадастрового учета в соответствующих границах является дата внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр земель.
В соответствии с ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", действующего с 01.01.2008 (далее - закон N 221-ФЗ), государственный земельный кадастр (кадастр недвижимости) представляет собой систематизированный свод документированных сведений об объектах кадастрового учета, включая их правовой режим, месторасположение и размер.
В силу ч. 3 ст. 1 Закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое имущество в качестве индивидуально - определенной вещи (уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
В государственный кадастр недвижимости вносятся также такие дополнительные сведения об объекте недвижимости, как сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, в том числе дата утверждения результатов определения такой стоимости (пп. 11 п. 2 ст. 7 Закона N 221-ФЗ).
В силу п. 2 Постановления Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 N 54 "О некоторых вопросах, возникших у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием земельного налога" объект налогообложения по земельному налогу возникает только тогда, когда конкретный земельный участок будет сформирован.
В письме Минфина РФ от 02.04.2009 N 03-05-04-02/23 указано, что в случае, если земельный участок не сформирован в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации и законодательством о градостроительной деятельности, то в отношении указанного земельного участка отсутствует не только налоговая база, но и объект налогообложения.
На основании изложенного, судом обоснованно указано, что обязанность налогоплательщика по уплате земельного налога обусловлена наличием у него на правах, предусмотренных ст. 388 НК РФ, земельного участка, поставленного на кадастровый учет и в отношении которого в установленном порядке определена и доведена до сведения налогоплательщика кадастровая стоимость этого земельного участка.
Основанием для доначисления земельного налога за 2007 - 2008 годы, пеней, а также санкций за неуплату налога и за непредставление налоговых деклараций послужил вывод Инспекции о необходимости уплаты Предпринимателем в указанном периоде налога и представления декларации в отношении земельного участка с кадастровым номером 31:16:0212004:55 площадью 800 кв. метров, расположенный в г. Белгороде по ул. Корочанская, д. 83.
Как установлено судом, права на земельный участок, расположенный в г. Белгороде по ул. Корочанская, д. 83, возникли у Пивнева С.Н. в результате приобретения по договору купли-продажи от 22.05.2006 жилого дома площадью 104,8 кв. м.
В целях реконструкции приобретенного жилого дома Пивнев С.Н. обратился в администрацию г. Белгорода за предоставлением ему в собственность земельного участка, на котором расположен приобретенный жилой дом, для осуществления индивидуального жилищного строительства.
Впоследствии площадь земельного участка по адресу г. Белгород, ул. Корочанская, 83 неоднократно менялась и уточнялась.
В результате, в 2008 году земельный участок площадью 1774 кв. м с кадастровым номером 31:16:02 12 004:0002 по ул. Корочанская, д. 83 был разделен на два участка разного функционального использования: земельный участок площадью 800 кв. м (категория земель - земли населенных пунктов для строительства здания автомагазина с жилыми помещениями) с кадастровым номером 31:16:0212004:55 (свидетельство 31-АБ N 521004 от 12.11.2008) и земельный участок площадью 974 кв. м (земли населенных пунктов для индивидуального жилищного строительства) с кадастровым номером 31:16:0212004:56 (свидетельство N 31-АБ N 521003 от 12.11.2008).
Поскольку запись в ЕГРПН о государственной регистрации права собственности на спорный земельный участок внесена 12.11.2008, вывод суда о том, что земельный налог по данному земельному участку с применением показателя кадастровой стоимости 5 198,71 руб. за 1 кв. м и ставки налогообложения 1,5% должен исчислять начиная с 01.01.2009, следует признать правильным.
В связи с вышеизложенным, основания для доначисления пеней, привлечения к ответственности за неполную уплату налога, а также за непредставление налоговой декларации в отношении несформированного земельного участка также отсутствовали.
При таких обстоятельствах, у суда имелось достаточно оснований для частичного удовлетворения заявленных налогоплательщиком требований.
Принимая во внимание, что фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора по существу, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, отвечающих признакам относимости, допустимости и достаточности, им дана надлежащая правовая оценка, кассационная инстанция не находит оснований для отмены или изменения оспариваемых судебных актов.
Нарушений процессуального закона, влекущих отмену обжалуемых решения и постановления, не установлено.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
постановил:
решение Арбитражного суда Белгородской области от 11.04.2011 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.06.2011 по делу N А08-7565/2010-16 оставить без изменения, а кассационную жалобу налогового органа - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)