Судебные решения, арбитраж

РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 20.10.2004, 14.10.2004 ПО ДЕЛУ N А19-21114/04-43

Разделы:
Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ


20 октября 2004 г. - изготовлено Дело N А19-21114/04-43
Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Седых Н.Д.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Филатовым Д.А.,
при участии в заседании:
от заявителя - Назаренко Ю.Ю., доверенность N 05-34/301-2707 от 02.06.2004, Ханжиной Ю.А., доверенность N 05-34/262-2410 от 26.05.2004,
от ответчика - Сенотрусовой Т.Н., доверенность N 6 от 13.10.2004, Михайловой В.Н., доверенность N 5 от 13.10.2004,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Инспекции МНС России по Октябрьскому округу г. Иркутска Иркутской области к муниципальному дошкольному образовательному учреждению "Детский сад N 78" комбинированного вида о взыскании 613245 руб. 63 коп.,
УСТАНОВИЛ:

Инспекция МНС России по Октябрьскому округу г. Иркутску по Иркутской области обратилась в Арбитражный суд Иркутской области с требованием о взыскании с муниципального дошкольного образовательного учреждения "Детский сад N 78" комбинированного вида 613245 руб. 63 коп., составляющих сумму штрафных санкций.
Из представленных заявителем материалов следует, что налоговой инспекцией проведена выездная налоговая проверка муниципального дошкольного образовательного учреждения "Детский сад N 78" комбинированного вида по вопросам правильности исчисления, удержания, уплаты и перечисления налога на доходы физических лиц на период с 01.01.2001 по 31.12.2003, своевременности представления сведений о доходах физических лиц за 2000 - 2002 гг., полноты исчисления и перечисления в бюджет единого социального налога за период с 01.01.2001 по 31.12.2002 гг., страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за период с 01.01.2001 по 31.12.2002 гг., по результатам которой установлена неуплата единого социального налога за 2001 г. - 234,116 руб. 33 коп., за 2002 г. - 156432 руб. 39 коп., неуплата налога на доходы физических лиц в сумме 313708 руб. в результате неперечисления учреждением удержанных сумм налога на доходы физических лиц, кроме того, в нарушение п. 5 ст. 23, п. 3 ст. 243 НК РФ, п. 2 статьи 24 Федерального закона N 167-ФЗ от 15.12.2001 "Об обязательном пенсионном страховании в РФ" ответчиком не представлены в установленный законом срок расчеты по авансовым платежам по единому социальному налогу за январь - декабрь 2001 г. за 1, 2, 3 кварталы 2002 г.
Данные нарушения зафиксированы в акте выездной налоговой проверки N 13-35/32 от 15.03.2004.
По материалам выездной налоговой проверки заместителем руководителя налогового органа принято решение от 31.03.2004 N 13-37/60 о привлечении учреждения к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного п. 1 ст. 123 НК РФ, в виде наложения штрафа в размере 62741 рубля 60 копеек, по п. 1 ст. 122 НК РФ в виде наложения штрафа в размере 58109 рублей 74 копеек, п. 1 ст. 126 НК РФ в виде наложения штрафа размере 750 рублей, п. 2 ст. 119 НК РФ в виде наложении штрафа в размере 491644 руб. 29 коп.
Решение в установленном законом порядке налогоплательщиком не оспорено.
Требования от 07.04.2004 N 1864, N 1865, N 1866, N 11867, N 1868, N 1869 об уплате штрафных санкций направлены ответчику по почте. Штраф в добровольном порядке не оплачен, денежные средства в бюджет не поступили. Поэтому налоговый орган в соответствии со ст. 104 Налогового кодекса РФ просит взыскать указанную сумму штрафа с общества в судебном порядке.
Исследовав имеющиеся документы, арбитражный суд полагает, что требования заявителя подлежат удовлетворению частично по следующим основаниям.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан уплачивать законно установленные налоги и сборы.
Согласно статьям 45, 52 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащего уплате в бюджет за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот, и выполняет обязанность по уплате налога в установленный законодательством о налогах и сборах срок.
Как следует из материалов дела, налогоплательщиком в нарушение п. 3 статьи 218 Налогового кодекса РФ неправомерно представлены стандартные налоговые вычеты по налогу на доходы физических лиц без учета доходов, полученных по прежнему месту работы (отсутствуют справки о полученном доходе с прежнего места работы).
В связи с чем налоговым органом правомерно доначислена сумма налога на доходы физических лиц за 2001 - 2003 гг. в сумме 313708 рублей.
В соответствии с пп. 2 и 3 ст. 24 Налогового кодекса РФ налоговые агенты обязаны правильно и своевременно исчислять, удерживать из средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять в бюджеты (внебюджетные фонды) соответствующие налоги; в течение одного месяца письменно сообщать в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать налог у налогоплательщика и о сумме задолженности налогоплательщика; вести учет выплаченных налогоплательщикам доходов, удержанных и перечисленных в бюджеты (внебюджетные фонды) налогов, в том числе персонально по каждому налогоплательщику.
Пунктом 6 ст. 226 НК РФ предусмотрено, что налоговые агенты обязаны перечислять суммы исчисленного и удержанного налога не позднее дня фактического получения в банке наличных денежных средств на выплату дохода.
Как следует из материалов дела, налогоплательщиком удержан налог на доходы физических лиц за 2001 - 2003 гг. в размере 374538 рублей 00 копеек, перечислено в бюджет - 60934 рубля. В связи с чем задолженность по налогу составила 313604 рубля.
В соответствии со ст. 123 НК РФ неправомерное неперечисление (неудержание) сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению, налоговым агентом влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от суммы, подлежащей удержанию, в связи с чем ответчику правомерно начислен штраф в размере 62741 рубля 60 копеек.
Пунктом 5 статьи 23 НК РФ предусмотрено, что налогоплательщики обязаны представлять налоговым органам и их должностным лицам в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов.
В соответствии с п. 3 ст. 243 НК РФ по итогам отчетного периода налогоплательщики производят исчисление авансовых платежей по налогу, исходя из налоговой базы, исчисленной с начала календарного года, включая последний отчетный период, и соответствующей ставки налога. Сумма авансового платежа по налогу, подлежащая уплате за отчетный период, определяется с учетом ранее уплаченных сумм авансовых платежей.
Уплата авансовых платежей производится ежемесячно в срок, установленный для получения средств в банке на оплату труда за истекший месяц, или в день перечисления денежных средств на оплату труда со счетов налогоплательщика на счета работников или по поручению работников на счета третьих лиц, но не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным.
Данные о суммах исчисленных и уплаченных авансовых платежей налогоплательщик отражает в расчете, представляемом не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным, в налоговый орган по форме, утвержденной Министерством Российской Федерации по налогам и сборам.
Данная обязанность ответчиком надлежащим образом не исполнена, расчеты по авансовым платежам по единому социальному налогу за январь - декабрь 2001 г. за 2001 г., 1, 2, 3 кварталы 2002 г. ответчиком налоговому органу не представлены. Сумма налога, подлежащая уплате согласно налоговой декларации по ЕСН за 2001 г., - 234116 рублей 33 копейки.
В соответствии с п. 1 ст. 126 НК РФ непредставление в установленный срок налогоплательщиком в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных настоящим Кодексом и иными актами законодательства о налогах и сборах, влечет взыскание штрафа в размере 50 руб. за каждый непредставленный документ, в связи с чем с ответчика подлежит взысканию штраф в сумме 750 рублей (15 шт. x 50 руб.).
Согласно п. 2 ст. 119 Налогового кодекса РФ за непредставление налогоплательщиком налоговой декларации в налоговый орган в течение более 180 дней по истечении установленного законодательством о налогах срока представления такой декларации влечет взыскание штрафа в размере 30 процентов суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, и 10 процентов суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц, начиная со 181-го дня, в связи с чем ответчику правомерно начислены штрафные санкции в размере 491644 руб. 29 копеек, в том числе: в ПФ РФ в размере 386456 рублей 52 копеек, в ФСС РФ в размере 55240 рублей 92 копеек, ФФОМС РФ в размере 2762 рублей 5 копеек, в ТФОМС РФ в размере 46954 рублей 80 копеек.
Как следует из решения налогового органа, в нарушение подпункта 4 п. 1 ст. 23, п. 7 ст. 243 Налогового кодекса РФ, выразившегося в непредставлении в налоговый орган в установленные сроки налоговых деклараций по авансовым платежам по ЕСН за январь - декабрь 2001 г., 2001 г., налоговым органом доначислена сумма единого социального налога в размере 234116 руб. 33 коп.
Кроме того, 26.06.2003 налогоплательщиком была представлена декларация по ЕСН за 2002 г. с нарушением Инструкции по заполнению, утвержденной Приказом МНС России N БГ-3-05/550 от 09.10.2002. Налоговым органом установлены расхождения данных бухгалтерского учета (оборотной ведомости N 5) и данных, отраженных в декларации за 2002 г., на основании чего налоговым органом доначислен единый социальный налог в размере 56432 рублей 39 копеек.
Таким образом, по результатам проверки доначислен единый социальный налог за 2001 - 2002 гг. в размере 290548 рублей 72 копеек.
В соответствии с п. 1 ст. 122 НК РФ неуплата или неполная уплата сумм налога в результате занижения налоговой базы влечет взыскание штрафа в размере 20% от неуплаченных сумм налога, в связи с чем с ответчика подлежат взысканию штрафные санкции на сумму 58109 рублей 74 копеек.
В настоящем судебном заседании ответчик заявил ходатайство о снижении размера налоговых санкций, пояснив, что вся бухгалтерская отчетность на основании заключенных договоров на ведение бухгалтерского учета осуществлялся Централизованной бухгалтерией N 4, кроме того, учреждение не имеет реальной возможности уплатить штрафные санкции в связи с финансовыми затруднениями, отсутствием денежных средств на расчетных счетах предприятия, незначительным финансированием из муниципального бюджета, не занимается предпринимательской деятельностью и не оказывает платные образовательные услуги.
Статья 112 Налогового кодекса Российской Федерации определяет обстоятельства, смягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения. К таким обстоятельствам Налоговый кодекс Российской Федерации относит совершение правонарушения вследствие стечения тяжелых личных и семейных обстоятельств, а также и иные обстоятельства, которые судом могут быть признаны смягчающими ответственность.
В соответствии с пунктом 3 статьи 114 Налогового кодекса Российской Федерации, пунктом 19 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 41/9 от 11.06.1999 суд по результатам оценки соответствующих обстоятельств вправе уменьшить размер взыскания не меньше, чем в 2 раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей главы 16 Кодекса.
С учетом представленных доказательств суд считает возможным снизить размер штрафа по п. 1 ст. 123 НК РФ до 100 рублей 00 копеек, п. 2 ст. 119 НК РФ до 1000 рублей 00 копеек, по п. 1 ст. 122 НК РФ до 500 рублей 00 копеек, по п. 1 ст. 126 НК РФ до 50 рублей 00 копеек.
Всего надлежит взыскать с ответчика 1650 рублей налоговых санкций.
В соответствии с ч. 3 ст. 110 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации на ответчика возлагаются расходы по государственной пошлине, от уплаты которой при подаче иска в суд истец освобожден в установленном законом порядке.
Руководствуясь ст.ст. 167 - 170, 216 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:

заявленные требования удовлетворить частично.
Взыскать с муниципального дошкольного образовательного учреждения "Детский сад N 78" комбинированного вида, расположенного по адресу: г. Иркутск, ул. Байкальская, 245, зарегистрированного в качестве юридического лица администрацией г. Иркутска 04.03.1998, свидетельство серии ИРП N 0394, 1650 рублей 00 копеек штрафа с зачислением в соответствующие бюджеты и государственную пошлину в размере 100 рублей 00 копеек в доход федерального бюджета.
В удовлетворении остальной части заявленных требовании отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в арбитражный суд апелляционной инстанции в течение месяца со дня его принятия.
Судья
Н.Д.СЕДЫХ
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)