Судебные решения, арбитраж
Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
от 5 мая 2004 года Дело N А56-30989/03
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Ветошкиной О.В., судей Бухарцева С.Н., Корпусовой О.А., при участии от закрытого акционерного общества "Большевичка" Цветкова А.Г. (доверенность от 15.05.03), от Межрайонной инспекции N 9 Управления Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Санкт-Петербургу Соловьевой С.А. (доверенность от 30.09.03), рассмотрев 05.05.04 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции N 9 Управления Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Санкт-Петербургу на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 14.11.03 по делу N А56-30989/03 (судья Ермишкина Л.П.),
УСТАНОВИЛ:
Закрытое акционерное общество "Большевичка" (далее - ЗАО "Большевичка") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконными действий Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Центральному району Санкт-Петербурга, реорганизованной в Межрайонную инспекцию N 9 Управления Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Санкт-Петербургу (далее - налоговая инспекция), выразившихся в отказе от зачета 19754 руб. излишне уплаченного земельного налога за 2000 год, 207575 руб. - за 2001 год и 53608 руб. - за 2002 год.
Решением арбитражного суда от 14.11.03 действия налоговой инспекции признаны незаконными в части отказа в зачете 16927 руб. излишне уплаченного земельного налога за 2000 год, 207575 руб. - за 2001 год и 29791,5 руб. - за 2002 год. В удовлетворении остальной части заявления отказано.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить решение суда и отказать в удовлетворении заявления в полном объеме, считая, что арбитражный суд неправильно применил нормы материального права о порядке исчисления земельного налога.
В судебном заседании представитель налоговой инспекции поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе, а представитель ЗАО "Большевичка" просил оставить решение суда без изменения, указывая на его законность и обоснованность.
Как видно из материалов дела, заявитель в 2000 году уплатил земельный налог в сумме, исчисленной путем умножения ставки налога, установленной Законом Санкт-Петербурга "О ставках земельного налога в Санкт-Петербурге" (далее - Закон Санкт-Петербурга), на коэффициент "2", предусмотренный Законом Российской Федерации "О федеральном бюджете на 1999 год" (далее - Закон о федеральном бюджете), и на коэффициент "1,2", установленный Законом Российской Федерации "О федеральном бюджете на 2000 год". В 2001 году земельный налог исчислен налогоплательщиком путем умножения ставки налога на коэффициенты "2" и "1,2", предусмотренные Законами о федеральном бюджете на 1999 и 2000 годы. В 2002 году налог исчислен с применением коэффициентов "2", "1,2" и "2", установленных Законами о федеральном бюджете соответственно на 1999, 2000 и 2002 годы.
По мнению заявителя, расчет земельного налога за конкретный год с применением коэффициентов, срок действия которых прекращен истечением календарного года, привел к излишней уплате налога, в связи с чем в апреле 2003 года он обратился в налоговый орган с заявлением о зачете (возврате) излишне уплаченного земельного налога за 2000 - 2002 годы.
Налоговая инспекция не согласилась с мнением заявителя. Письмом от 29.05.03 N 32-04/3265 налоговый орган сообщил налогоплательщику о том, что сумма земельного налога с последовательным применением всех повышающих коэффициентов, установленных законами о федеральном бюджете на 1999 - 2002 годы, уплачена правильно, тем самым отказав налогоплательщику в удовлетворении его заявления о зачете излишне уплаченного налога.
В соответствии с пунктами 1, 2 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" земельный налог устанавливается законодательными актами Российской Федерации. При этом конкретные ставки налога определяются законодательными актами республик в составе Российской Федерации или решениями органов государственной власти краев, областей, автономной области, автономных округов, районов, городов и иных административно-территориальных образований, если иное не предусмотрено законодательным актом Российской Федерации.
Статьей 8 Закона Российской Федерации "О плате за землю" (далее - Закон о плате за землю) предусмотрено, что земельный налог за городские (поселковые) земли устанавливается на основе средних ставок. Средние ставки дифференцируются по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территории органами местного самоуправления городов. Границы зон определяются в соответствии с экономической оценкой территории и генеральными планами городов. Согласно статье 3 Закона о плате за землю размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности собственников земли, землевладельцев, землепользователей и устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год. Ставки земельного налога пересматриваются в связи с изменением не зависящих от пользователя земли условий хозяйствования.
Ежегодно средние ставки земельного налога индексируются с учетом уровня инфляции. Статьей 15 Федерального закона от 22.02.99 N 36-ФЗ "О федеральном бюджете на 1999 год" предусмотрено, что ставки земельного налога, действовавшие в 1998 году, применяются в 1999 году с коэффициентом "2". В соответствии со статьей 18 Федерального закона от 31.12.99 N 227-ФЗ "О федеральном бюджете на 2000 год" ставки земельного налога, действовавшие в 1999 году, применяются для всех категорий земель с коэффициентом "1,2". Согласно статье 12 Федерального закона от 27.12.2000 N 150-ФЗ "О федеральном бюджете на 2001 год" ставки земельного налога, действовавшие в 2000 году, применяются в 2001 году для всех категорий земель. В статье 1 Федерального закона от 14.12.01 N 163-ФЗ "Об индексации ставок земельного налога" указано, что ставки земельного налога и арендной платы, действующие в 2001 году, применяются в 2002 году для всех категорий земель с коэффициентом "2".
Из приведенных нормативных положений следует, что ставка земельного налога, на основании которой производится исчисление налога за конкретный налоговый период, представляет собой ставку, установленную местными представительными органами власти, увеличенную на поправочные коэффициенты предыдущих налоговых периодов и коэффициент, определенный соответствующим федеральным законом на текущий год, за который производится уплата налога в бюджет.
При таких обстоятельствах вывод суда о невозможности последовательного увеличения ставок земельного налога, установленных нормативным актом города Санкт-Петербурга, на поправочные коэффициенты, предусмотренные соответствующими федеральными законами, является ошибочным.
Из определения Конституционного Суда Российской Федерации от 06.02.04 N 48-О следует, что применение повышающих коэффициентов с начала 2000 и 2002 годов противоречит пункту 1 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации и пункту 2 статьи 5, статье 12 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Федеральный закон от 31.12.99 N 227-ФЗ "О федеральном бюджете на 2000 год" официально опубликован 03.01.2000, следовательно, коэффициент "1,2" подлежал применению с 01.03.2000. Федеральным законом от 27.12.2000 N 150-ФЗ "О федеральном бюджете на 2001 год" ставка земельного налога не изменена, следовательно, ставка, действовавшая в 2000 году, применяется с 01.01.01. Федеральный закон от 14.12.01 N 163-ФЗ "Об индексации ставок земельного налога" официально опубликован 17.12.01. Следовательно, коэффициент "2" подлежал применению с 01.02.02.
Расчет налога с применением повышающих коэффициентов "1,2" и "2" соответственно с 01.03.2000 и 01.02.01 арбитражным судом не исследован, в связи с чем кассационная инстанция не может принять по делу новое решение.
При таких обстоятельствах обжалуемое решение суда подлежит отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении суду следует предложить сторонам произвести сверку расчетов по земельному налогу, уплаченному налогоплательщиком в 2000 - 2002 годах, с учетом изложенных в настоящем судебном акте выводов.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 3 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 14.11.03 по делу N А56-30989/03 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.
Председательствующий
ВЕТОШКИНА О.В.
Судьи
БУХАРЦЕВ С.Н.
КОРПУСОВА О.А.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА ОТ 05.05.2004 N А56-30989/03
Разделы:Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 5 мая 2004 года Дело N А56-30989/03
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Ветошкиной О.В., судей Бухарцева С.Н., Корпусовой О.А., при участии от закрытого акционерного общества "Большевичка" Цветкова А.Г. (доверенность от 15.05.03), от Межрайонной инспекции N 9 Управления Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Санкт-Петербургу Соловьевой С.А. (доверенность от 30.09.03), рассмотрев 05.05.04 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции N 9 Управления Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Санкт-Петербургу на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 14.11.03 по делу N А56-30989/03 (судья Ермишкина Л.П.),
УСТАНОВИЛ:
Закрытое акционерное общество "Большевичка" (далее - ЗАО "Большевичка") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконными действий Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Центральному району Санкт-Петербурга, реорганизованной в Межрайонную инспекцию N 9 Управления Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Санкт-Петербургу (далее - налоговая инспекция), выразившихся в отказе от зачета 19754 руб. излишне уплаченного земельного налога за 2000 год, 207575 руб. - за 2001 год и 53608 руб. - за 2002 год.
Решением арбитражного суда от 14.11.03 действия налоговой инспекции признаны незаконными в части отказа в зачете 16927 руб. излишне уплаченного земельного налога за 2000 год, 207575 руб. - за 2001 год и 29791,5 руб. - за 2002 год. В удовлетворении остальной части заявления отказано.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить решение суда и отказать в удовлетворении заявления в полном объеме, считая, что арбитражный суд неправильно применил нормы материального права о порядке исчисления земельного налога.
В судебном заседании представитель налоговой инспекции поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе, а представитель ЗАО "Большевичка" просил оставить решение суда без изменения, указывая на его законность и обоснованность.
Как видно из материалов дела, заявитель в 2000 году уплатил земельный налог в сумме, исчисленной путем умножения ставки налога, установленной Законом Санкт-Петербурга "О ставках земельного налога в Санкт-Петербурге" (далее - Закон Санкт-Петербурга), на коэффициент "2", предусмотренный Законом Российской Федерации "О федеральном бюджете на 1999 год" (далее - Закон о федеральном бюджете), и на коэффициент "1,2", установленный Законом Российской Федерации "О федеральном бюджете на 2000 год". В 2001 году земельный налог исчислен налогоплательщиком путем умножения ставки налога на коэффициенты "2" и "1,2", предусмотренные Законами о федеральном бюджете на 1999 и 2000 годы. В 2002 году налог исчислен с применением коэффициентов "2", "1,2" и "2", установленных Законами о федеральном бюджете соответственно на 1999, 2000 и 2002 годы.
По мнению заявителя, расчет земельного налога за конкретный год с применением коэффициентов, срок действия которых прекращен истечением календарного года, привел к излишней уплате налога, в связи с чем в апреле 2003 года он обратился в налоговый орган с заявлением о зачете (возврате) излишне уплаченного земельного налога за 2000 - 2002 годы.
Налоговая инспекция не согласилась с мнением заявителя. Письмом от 29.05.03 N 32-04/3265 налоговый орган сообщил налогоплательщику о том, что сумма земельного налога с последовательным применением всех повышающих коэффициентов, установленных законами о федеральном бюджете на 1999 - 2002 годы, уплачена правильно, тем самым отказав налогоплательщику в удовлетворении его заявления о зачете излишне уплаченного налога.
В соответствии с пунктами 1, 2 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" земельный налог устанавливается законодательными актами Российской Федерации. При этом конкретные ставки налога определяются законодательными актами республик в составе Российской Федерации или решениями органов государственной власти краев, областей, автономной области, автономных округов, районов, городов и иных административно-территориальных образований, если иное не предусмотрено законодательным актом Российской Федерации.
Статьей 8 Закона Российской Федерации "О плате за землю" (далее - Закон о плате за землю) предусмотрено, что земельный налог за городские (поселковые) земли устанавливается на основе средних ставок. Средние ставки дифференцируются по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территории органами местного самоуправления городов. Границы зон определяются в соответствии с экономической оценкой территории и генеральными планами городов. Согласно статье 3 Закона о плате за землю размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности собственников земли, землевладельцев, землепользователей и устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год. Ставки земельного налога пересматриваются в связи с изменением не зависящих от пользователя земли условий хозяйствования.
Ежегодно средние ставки земельного налога индексируются с учетом уровня инфляции. Статьей 15 Федерального закона от 22.02.99 N 36-ФЗ "О федеральном бюджете на 1999 год" предусмотрено, что ставки земельного налога, действовавшие в 1998 году, применяются в 1999 году с коэффициентом "2". В соответствии со статьей 18 Федерального закона от 31.12.99 N 227-ФЗ "О федеральном бюджете на 2000 год" ставки земельного налога, действовавшие в 1999 году, применяются для всех категорий земель с коэффициентом "1,2". Согласно статье 12 Федерального закона от 27.12.2000 N 150-ФЗ "О федеральном бюджете на 2001 год" ставки земельного налога, действовавшие в 2000 году, применяются в 2001 году для всех категорий земель. В статье 1 Федерального закона от 14.12.01 N 163-ФЗ "Об индексации ставок земельного налога" указано, что ставки земельного налога и арендной платы, действующие в 2001 году, применяются в 2002 году для всех категорий земель с коэффициентом "2".
Из приведенных нормативных положений следует, что ставка земельного налога, на основании которой производится исчисление налога за конкретный налоговый период, представляет собой ставку, установленную местными представительными органами власти, увеличенную на поправочные коэффициенты предыдущих налоговых периодов и коэффициент, определенный соответствующим федеральным законом на текущий год, за который производится уплата налога в бюджет.
При таких обстоятельствах вывод суда о невозможности последовательного увеличения ставок земельного налога, установленных нормативным актом города Санкт-Петербурга, на поправочные коэффициенты, предусмотренные соответствующими федеральными законами, является ошибочным.
Из определения Конституционного Суда Российской Федерации от 06.02.04 N 48-О следует, что применение повышающих коэффициентов с начала 2000 и 2002 годов противоречит пункту 1 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации и пункту 2 статьи 5, статье 12 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Федеральный закон от 31.12.99 N 227-ФЗ "О федеральном бюджете на 2000 год" официально опубликован 03.01.2000, следовательно, коэффициент "1,2" подлежал применению с 01.03.2000. Федеральным законом от 27.12.2000 N 150-ФЗ "О федеральном бюджете на 2001 год" ставка земельного налога не изменена, следовательно, ставка, действовавшая в 2000 году, применяется с 01.01.01. Федеральный закон от 14.12.01 N 163-ФЗ "Об индексации ставок земельного налога" официально опубликован 17.12.01. Следовательно, коэффициент "2" подлежал применению с 01.02.02.
Расчет налога с применением повышающих коэффициентов "1,2" и "2" соответственно с 01.03.2000 и 01.02.01 арбитражным судом не исследован, в связи с чем кассационная инстанция не может принять по делу новое решение.
При таких обстоятельствах обжалуемое решение суда подлежит отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении суду следует предложить сторонам произвести сверку расчетов по земельному налогу, уплаченному налогоплательщиком в 2000 - 2002 годах, с учетом изложенных в настоящем судебном акте выводов.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 3 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 14.11.03 по делу N А56-30989/03 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.
Председательствующий
ВЕТОШКИНА О.В.
Судьи
БУХАРЦЕВ С.Н.
КОРПУСОВА О.А.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)