Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРИНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 10.10.2008 ПО ДЕЛУ N А42-1390/2008

Разделы:
Налог на игорный бизнес

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 октября 2008 г. по делу N А42-1390/2008


Резолютивная часть постановления объявлена 06 октября 2008 года
Постановление изготовлено в полном объеме 10 октября 2008 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Семиглазова В.А.
судей Будылевой М.В., Загараевой Л.П.
при ведении протокола судебного заседания: помощником судьи Лущаевым С.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-8531/2008) ООО "ЛИОН" на решение Арбитражного суда Мурманской области от 27.05.2008 года по делу N А42-1390/2008 (судья Сигаева Т.К.), принятое
по заявлению ООО "ЛИОН"
к Инспекции Федеральной налоговой службы по Мончегорску Мурманской области
о признании недействительным решения
при участии:
- от заявителя: не явился, извещен;
- от ответчика: не явился, извещен;
- установил:

общество с ограниченной ответственностью "Лион" (далее налогоплательщик, ООО "Лион", Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о признании недействительным решения инспекции Федеральной налоговой службы по городу Мончегорску Мурманской области (далее - Инспекция, налоговый орган, ответчик) от 18.12.2007 г. N 799 о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением Арбитражного суда Мурманской области от 27.05.2008 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе Общество просит решение отменить, полагает, что судом первой инстанции нарушены нормы материального права.
От налогового органа поступил отзыв на апелляционную жалобу.
Заявитель и ответчик надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства, представители не явились. Материалы дела и характер спора позволяют рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие представителей сторон.
Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.
Исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Лион" зарегистрировано в качестве юридического лица и включено в Единый государственный реестр юридических лиц 02.07.2004 г. за основным государственным регистрационным номером 1047796483481 Межрайонной инспекцией Министерства РФ по налогам и сборам N 46 по г. Москве (л.д. 13).
23 августа 2004 года Федеральным агентством по физической культуре, спорту и туризму заявителю была выдана лицензия N 005238 на право организации и содержания тотализаторов и игорных заведений со сроком действия с 23.08.2004 г. по 23.08.2009 г. (л.д. 14).
Согласно решению единственного участника Общества от 25.12.2006 г. N 1 местонахождение ООО "Лион" изменено и утверждено по адресу: город Мурманск, ул. Полярные Зори, дом 33, корпус 3, офис 51; также утверждена новая редакция Устава (л.д. 15, 17 - 21).
На основании заявления Общества о регистрации объекта (объектов) налогообложения налогом на игорный бизнес (л.д. 35 - 37), Обществу выдано уведомление о постановке на учет 04.09.2006 г. в Инспекции ФНС России по г. Мончегорску Мурманской области по месту установки объектов налогообложения (л.д. 34).
02.02.2007 г. Инспекция Федеральной налоговой службы по городу Мурманску осуществила постановку Общества на учет в налоговом органе по месту нахождения на территории Российской Федерации (л.д. 61 - 62).
Общество представило в Инспекцию налоговую декларацию по налогу на игорный бизнес за август 2007 года, в которой исчислило налог по ставке 2 250 руб. за один игровой автомат. В соответствии с указанной декларацией сумма налога, подлежащая уплате в бюджет за 50 объектов, подлежащих налогообложению, составила 112 500 руб. (л.д. 11 - 12).
В ходе проведения камеральной проверки указанной декларации налоговый орган пришел к выводу о занижении Обществом налога на игорный бизнес за август 2007 года в результате применения неправильной ставки налога.
По результатам проведения камеральной налоговой проверки заместителем начальника Инспекции вынесено решение N 799 от 18.12.2007 г. о привлечении Общества к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 122 НК РФ и выразившегося в неуплате (неполной уплате) налога на игорный бизнес за август 2007 года, в виде взыскания штрафа в сумме 52 500 руб. (л.д. 7 - 10). Одновременно указанным решением ООО "Лион" был доначислен налог на игорный бизнес за август 2007 года в сумме 262 500 руб. и начислены пени в сумме 7 787 руб. 50 коп.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд исходил из того, что спорные налоговые правоотношения возникли после отмены действия статьи 9 Закона N 88-ФЗ, следовательно, по мнению суда, гарантии, предусмотренные указанным Законом, не распространяются на эти новые налоговые правоотношения. Кроме того, суд первой инстанции отметил, что на момент государственной регистрации Общества в городе Москве оно не могло рассчитывать на порядок налогообложения, установленный на территории Мурманской области. Изменение ставки налога на игорный бизнес произошло по воле самого Общества, поскольку ООО "Лион" самостоятельно изменило условия хозяйствования путем перевода бизнеса в другой субъект Российской Федерации.
Данная позиция суда первой инстанции является ошибочной по следующим основаниям.
Общество зарегистрировано в качестве юридического лица 02.07.2004. Обществом 23.08.2004 получена лицензия N 005238 на право организации и содержания тотализаторов и игорных заведений сроком до 23.08.2009.
В соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 9 Закона N 88-ФЗ в случае, если изменения налогового законодательства создают для субъектов малого предпринимательства менее благоприятные условия по сравнению с ранее действовавшими условиями, то в течение первых четырех лет своей деятельности указанные субъекты подлежат налогообложению в том же порядке, который действовал на момент их государственной регистрации.
Ухудшение условий для субъектов малого предпринимательства может заключаться как в возложении дополнительного налогового бремени, так и в необходимости исполнять иные, ранее не предусмотренные законодательством обязанности по исчислению и уплате налога, за неисполнение которых применяются меры налоговой ответственности. Поэтому новая норма налогового законодательства, ухудшающая положение налогоплательщика, не должна применяться к длящимся правоотношениям, возникшим до дня официального введения нового налогового регулирования (Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 07.02.2002 N 37-О, от 09.07.2004 N 242-О и Постановление этого суда от 19.06.2003 N 11-П).
Таким образом, статьей 9 Закона N 88-ФЗ, действовавшей в период государственной регистрации Общества в качестве юридического лица, субъектам малого предпринимательства гарантировалось сохранение в течение четырех лет их деятельности того порядка налогообложения, который действовал на момент их государственной регистрации.
Общество относится к категории субъектов малого предпринимательства. Следовательно, в данном случае на Общество распространяются гарантии, предусмотренные абзацем 2 части 1 статьи 9 Закона N 88-ФЗ, в течение первых четырех лет его деятельности с даты регистрации в качестве юридического лица.
Утрата статьей 9 Закона N 88-ФЗ с 01.01.2005 силы не повлияла на право Общества как субъекта малого предпринимательства, возникшее в 2004 году до отмены названной нормы, использовать предоставленные ему гарантии до истечения четырехлетнего срока с момента государственной регистрации (02.07.2004).
Таким образом, Общество в 2006 и 2007 годах правильно продолжало пользоваться гарантиями, предусмотренными статьей 9 Закона N 88-ФЗ, независимо от утраты этой статьей силы с 01.01.2005.




Приобретение, регистрация и использование Обществом игровых автоматов после введения в действие главы 29 Налогового кодекса Российской Федерации, не влияет, как ошибочно полагают налоговый орган и суд первой инстанции, на правомерность использования Обществом гарантии, предусмотренной абзацем 2 части 1 статьи 9 Закона N 88-ФЗ. Общество сохраняет право на использование указанных гарантий в течение первых четырех лет его деятельности с даты регистрации в качестве юридического лица. Данный вывод о применении норм права, регулирующих порядок исчисления и уплаты налога на игорный бизнес с применением положений Закона о государственной поддержке малого предпринимательства, сделан Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в Постановлении от 15.04.2008 N 17177/08.
Поскольку ставка налога является одним из обязательных элементов налогообложения, ее изменение в сторону повышения в течение первых четырех лет деятельности Общества ухудшает его положение, создает менее благоприятные условия для предпринимательской деятельности, поэтому Общество вправе уплачивать налог на игорный бизнес с применением прежней ставки, действовавшей на дату его государственной регистрации.
Налогоплательщик налога на игорный бизнес состоит на учете в территориальном органе Федеральной налоговой службы по месту установки автоматов, и соответственно, уплачивает налог по ставкам в размере, установленном в данном регионе. Следовательно, при применении льготы, субъект малого предпринимательства применяет на день своей регистрации ставку того региона, где он являлся плательщиком налога на игорный бизнес по данным автоматам. В проверенный период Общество осуществляло деятельность в Мурманской области и, следовательно, с учетом гарантий, предусмотренных Законом N 88-ФЗ, правильно применяло налоговую ставку налога на игорный бизнес, установленную законом этого субъекта Российской Федерации на момент государственной регистрации в качестве юридического лица.
При таком положении заявленные Обществом требования подлежат удовлетворению.
С налогового органа в пользу заявителя подлежат взысканию расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение дела в судах первой и апелляционной инстанций.
На основании изложенного и руководствуясь п. 2 ст. 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:

решение Арбитражного суда Мурманской области от 27.05.2008 года по делу N А42-1390/2008 отменить.
Признать недействительным решение Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Мончегорску Мурманской области от 18.12.2007 года N 799 как противоречащее НК РФ.
Взыскать с Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Мончегорску Мурманской области в пользу Общества с ограниченной ответственностью "ЛИОН" судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 3000 руб.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.

Председательствующий
СЕМИГЛАЗОВ В.А.

Судьи
БУДЫЛЕВА М.В.
ЗАГАРАЕВА Л.П.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)