Судебные решения, арбитраж
Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена "22" сентября 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен "29" сентября 2011 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Севастьяновой Е.В.,
судей: Бычковой О.И., Колесниковой Г.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Моисеевой Н.Н.,
при участии:
- от заявителя: Ивановой С.Н., представителя по доверенности от 04.03.2011;
- от налогового органа: Чайковской Н.В., представителя по доверенности от 09.03.2011 N 2;
- рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Красноярскому краю
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от "10" июня 2011 года по делу N А33-20804/2009, принятое судьей Федотовой Е.А.,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Таймура" (ОГРН 1028800002098, ИНН 8803001101) (далее - ООО "Таймура", общество) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Красноярскому краю (ОГРН 1048800507018, ИНН 8801012558) (далее - налоговый орган) о признании недействительным решения от 10.09.2009 N 09-09/20 в части привлечения к ответственности на основании пункта 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неуплату налога на добычу полезных ископаемых в виде штрафа в сумме 3 712 100 рублей 40 копеек; предложения уплатить налог на добычу полезных ископаемых в сумме 18 560 502 рубля, пени за несвоевременную уплату налога на добычу полезных ископаемых в сумме 3 810 848 рублей 92 копейки.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 10 июня 2011 года по делу N А33-20804/2009 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым решением, налоговый орган обратился в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленного требования на том основании, что у общества отсутствует право на применение нулевой ставки при исчислении налога на добычу полезных ископаемых (далее - НДПИ), поскольку в соответствии с положениями подпункта 8 пункта 1 статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации степень выработанности запасов подлежит определению на основании данных утвержденного государственного баланса полезных ископаемых. По состоянию на 01.01.2008 степень выработанности запасов участка уже составляла 0,15, что превышает степень выработанности запасов участка недр, необходимую для применения нулевой ставки.
Федеральным законодательством утверждена дата государственного баланса полезных ископаемых на 01.01.2006 вне зависимости от достоверности или недостоверности данных этого баланса. В установленном порядке изменения в данные баланса по состоянию на 01.01.2006 не внесены.
ООО "Таймура" представило отзыв на апелляционную жалобу, в соответствии с которым просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения по основаниям, изложенным в указанном отзыве.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие, имеющие значения для рассмотрения спора обстоятельства.
Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 3 по Красноярскому краю проведена выездная налоговая проверка правильности исчисления и своевременности уплаты налога на добычу полезных ископаемых в 2008 году.
В ходе проверки налоговым органом установлено, что общество имеет лицензию ТУР 00011 НЭ на право пользования недрами с целевым назначением и видами работ - добыча нефти на участках N 1 и N 2 Пайгинского нефтегазового месторождения, расположенного в границах Красноярского края, сроком до 31.12.2013, выданную 22.12.1998. Срок разработки запасов участка недр в соответствии с данной лицензией не превышает 10 лет, начиная с 1 января 2007 года. Накопленная добыча нефти на 01.01.2007 согласно государственному балансу запасов нефти по Эвенкийскому муниципальному району составила 126 тысяч тонн, начальные извлекаемые запасы нефти по данным государственного баланса запасов полезных ископаемых по состоянию на 01.01.2006 составили 835 тысяч тонн, в результате чего степень выработанности запасов по состоянию на 01.01.2008 составляет 0,1509 (126 тысяч тонн/835 тысяч тонн), что, по мнению налогового органа, превышает максимальный размер степени выработанности - 0,05, установленный подпунктом 8 пункта 1 статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации для применения нулевой ставки по налогу на добычу полезных ископаемых, в связи с чем налоговый орган пришел к выводу о неправомерном применении обществом нулевой ставки при исчислении налога за январь, февраль, март 2008 года.
Акт выездной налоговой проверки от 20.07.2009 и возражения налогоплательщика рассмотрены исполняющим обязанности начальника инспекции Козырем С.В. 10.09.2009 в отсутствие налогоплательщика, извещенного о времени и месте рассмотрения материалов проверки уведомлением N 68 от 11.08.2009, что отражено в оспариваемом решении и подтверждается налогоплательщиком.
Решением от 10.09.2009 N 09-09/20 общество привлечено к ответственности на основании пункта 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неуплату налога на добычу полезных ископаемых в виде штрафа в сумме 3 712 100 рублей 40 копеек; обществу предложено уплатить налог на добычу полезных ископаемых в сумме 18 560 502 рубля, пени за несвоевременную уплату налога на добычу полезных ископаемых в сумме 3 810 848 рублей 92 копейки.
Решением N 12-0939 от 24.11.2009 Управление Федеральной налоговой службы по Красноярскому краю апелляционную жалобу общества оставило без удовлетворения, решение инспекции о привлечении к налоговой ответственности от 10.09.2009 N 09-09/20 без изменения.
Полагая, что решение от 10.09.2009 N 09-09/20 не соответствует Налоговому кодексу Российской Федерации и нарушает его права, общество обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с соответствующим заявлением.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции не установил оснований для отмены судебного акта.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. В соответствии со статьями 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений, представить доказательства.
Из содержания статей 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, суд должен установить наличие одновременно двух условий:
- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту,
- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом обязанность государственного органа по доказыванию соответствия оспариваемых действий (бездействий) закону или иному нормативному правовому акту не освобождает заявителя от доказывания нарушения прав и законных интересов лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности оспариваемыми действиями (бездействиями)
Проверив процедуру проведения выездной налоговой проверки и рассмотрения материалов выездной налоговой проверки в отношении ООО "Таймура", суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что права общества, установленные статьями 21, 100, 101 Кодекса, обеспечены налоговым органом надлежащим образом, процедура рассмотрения материалов проверки соблюдена.
При обращении в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения от 10.09.2009 N 09-09/20, вынесенного в порядке статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), ООО "Таймура" соблюдены условия, предусмотренные пунктом 5 статьи 101.2 Кодекса, о досудебном обжаловании решения в вышестоящий налоговый орган.
Суд апелляционной инстанции полагает, что налоговый орган не доказал законность оспариваемого в части обществом решения, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, обществом 22.12.1998 получена лицензия ТУР 00011 НЭ на право пользования недрами с целевым назначением и видами работ - добыча нефти на участках N 1 и N 2 Пайгинского нефтегазового месторождения, расположенного в границах Красноярского края, сроком до 31.12.2013.
В соответствии со статьей 334 Кодекса ООО "Таймура" в спорном налоговом периоде (январь, февраль, март 2008 года) являлось налогоплательщиком НДПИ.
Статьей 342 Кодекса урегулированы вопросы применения налоговой ставки при расчете НДПИ, в том числе применение нулевой ставки. Так, в силу подпункта 8 пункта 1 названной статьи для участков недр, лицензия на право пользования которыми выдана до 1 января 2007 года и степень выработанности запасов (Св) которых на 1 января 2007 года меньше или равна 0,05, налоговая ставка 0 рублей в отношении количества добытого на конкретном участке недр полезного ископаемого применяется до достижения накопленного объема добычи нефти 25 млн. тонн на участках недр, расположенных полностью или частично в границах Республики Саха (Якутия), Иркутской области, Красноярского края, и при условии, что срок разработки запасов участка недр не превышает 10 лет или равен 10 годам, начиная с 1 января 2007 года. При этом степень выработанности запасов (Св) конкретного участка недр рассчитывается налогоплательщиком самостоятельно на основании данных утвержденного государственного баланса запасов полезных ископаемых в соответствии с пунктом 4 настоящей статьи.
Пунктом 4 статьи 342 Кодекса установлено, что степень выработанности запасов конкретного участка недр (Св) рассчитывается налогоплательщиком самостоятельно на основании данных утвержденного государственного баланса запасов полезных ископаемых, как частное от деления суммы накопленной добычи нефти на конкретном участке недр (включая потери при добыче) (N) на начальные извлекаемые запасы нефти (V): Св = N / V. При этом начальные извлекаемые запасы нефти, утвержденные в установленном порядке с учетом прироста и списания запасов нефти (за исключением списания запасов добытой нефти и потерь при добыче), определяются как сумма запасов категорий А, В, С1 и С2 по конкретному участку недр в соответствии с данными государственного баланса запасов полезных ископаемых на 1 января 2006 года.
Материалами дела подтверждается и сторонами не оспаривается, что обществом соблюдены условия применения нулевой ставки в части: получения лицензии до 1 января 2007 года; непревышения срока разработки запасов участка недр 10 лет, начиная с 1 января 2007 года; расположения участка недр полностью или частично в границах Республики Саха (Якутия), Иркутской области, Красноярского края.
Основанием для доначисления обществу оспариваемых сумм налога, пени и штрафа явились выводы налогового органа о превышении степени выработанности запасов на 1 января 2007 года величины - 0,05, исчисленной на основании данных утвержденного государственного баланса запасов полезных ископаемых, как частное от деления суммы накопленной добычи нефти на конкретном участке недр на начальные извлекаемые запасы нефти по состоянию на 01.01.2006.
Представленный государственный баланс запасов полезных ископаемых по состоянию на 01.01.2006 содержит следующие используемые для расчета выработанности запасов разрабатываемого ООО "Таймура" участка недра сведения: добыто по состоянию на 01 января 2006 года 126 тысяч тонн нефти; начальные извлекаемые запасы нефти по состоянию на 1 января 2006 года категории А + В + С1 составляют 809 тысяч тонн, категории С2 - 26 тысяч тонн; балансовые извлекаемые запасы по состоянию на 01.01.2007 категории А + В + С1 составляют 2 631 тысяч тонн, категории С2 - 121 тысяч тонн. Налоговым органом на основании указанных данных произведено исчисление степени выработанности запасов по состоянию на 01.01.2007 в размере 0, 151 (126 тысяч тонн/835 тысяч тонн).
В свою очередь, обществом в 2007 году инициирована проверка данных государственного баланса о начальных извлекаемых запасах нефти по Пайгинскому нефтегазовому месторождению, в результате которой экспертным заключением N 918-07оп от 29.05.2007 было установлено, что геологическая модель залежей Пайгинского месторождения не изменилась, извлекаемые запасы нефти составляют другие величины в связи с неправильным определением коэффициента извлекаемости недр:
категории С1 по Восточному блоку ВН-II - 1750 тысяч тонн,
категории С2 по Восточному блоку ВН-II - 121 тысяч тонн,
категории С1 по Центральному блоку ВН-II - 358 тысяч тонн,
категории С1 по Восточному блоку ВН-III-V - 649 тысяч тонн.
Заключением экспертизы установлено недостоверное отражение данных о начальных извлекаемых запасах нефти по Пайгинскому нефтегазовому месторождению, обществу рекомендовано отразить изменения запасов в отчетности по форме 6-гр за 2006 год по графе "переоценка".
Данное экспертное заключение было рассмотрено комиссией Федерального агентства по недропользованию, которой согласно протоколу N 18/567-пр от 12.07.2007 руководству Роснедра рекомендовано утвердить результаты экспертизы.
30.07.2007 общество представило отчетность по форме 6-гр за 2006 год, к которой в графе "переоценка" отразило изменения запасов нефти согласно экспертному заключению N 918-07оп от 29.05.2007.
Письмом от 31.12.2009 N 06-13/2434 (том 3 л.д. 52) Управление по недропользованию по Красноярскому краю подтвердило, что в государственном балансе запасов полезных ископаемых по состоянию на 1 января 2006 года количество начальных извлекаемых запасов нефти отражено неверно в результате технических ошибок.
Недостоверность данных государственного баланса запасов полезных ископаемых 2006 года подтверждается также представленными в материалы дела решением Арбитражного суда г. Москвы от 19.11.2010 и постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 24.02.2011 по делу N А40-166079/09-17-1302. Данными судебными актами на основании проведенной по делу судебной экспертизы по вопросу подсчета начальных извлекаемых запасов нефти по Пайгинскому нефтегазовому месторождению (заключение экспертов от 11.08.2010) установлено, что государственный баланс запасов полезных ископаемых по состоянию на 01.01.2006 содержит недостоверные данные об извлекаемых запасах нефти в количестве С1 - 809 тысяч тонн, С2 - 26 тысяч тонн, в то время как достоверными являются запасы нефти в количестве: категории С1 - 2 757 тысяч тонн, С2 - 121 тысяч тонн.
Налоговый орган документально не опроверг указанные факты о недостоверности сведений о начальных извлекаемых запасах нефти, содержащихся в государственном балансе запасов полезных ископаемых за 2006 год.
Согласно статье 31 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" государственный баланс запасов полезных ископаемых ведется с целью учета состояния минерально-сырьевой базы. Он должен содержать сведения о количестве, качестве и степени изученности запасов каждого вида полезных ископаемых по месторождениям, имеющим промышленное значение, об их размещении, о степени промышленного освоения, добыче, потерях и об обеспеченности промышленности разведанными запасами полезных ископаемых на основе классификации запасов полезных ископаемых, которая утверждается в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации. Постановка запасов полезных ископаемых на государственный баланс и их списание с государственного баланса осуществляются в порядке, установленном федеральным органом управления государственным фондом недр по согласованию с органами государственного горного надзора. В соответствии со статьей 32 названного Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 государственный кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых и государственный баланс запасов полезных ископаемых составляются и ведутся федеральным органом управления государственным фондом недр на основе геологической информации, представляемой предприятиями, осуществляющими геологическое изучение недр, в федеральный и территориальный фонды геологической информации в соответствии с настоящим Законом, а также на основе государственной отчетности предприятий, осуществляющих разведку месторождений полезных ископаемых и их добычу, представляемой в указанные фонды в порядке, устанавливаемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Порядок постановки запасов полезных ископаемых на государственный баланс и их списание с государственного баланса установлен Приказом Минприроды Российской Федерации от 14.07.2009 N 207 "Об утверждении Административного регламента Федерального агентства по недропользованию исполнения государственной функции по ведению государственного кадастра месторождений и проявлений полезных ископаемых и государственного баланса запасов полезных ископаемых, осуществление в установленном порядке постановки запасов полезных ископаемых на государственный баланс и их списание с государственного баланса".
В соответствии с положениями пунктов 34 - 36 указанного Административного регламента составление Государственного баланса осуществляет Роснедра в установленном порядке на основании данных: государственной отчетности, представленной недропользователями, осуществляющими разведку и добычу полезных ископаемых; заключений государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, утвержденных Роснедрами или его территориальным органом; территориальных балансов запасов полезных ископаемых, поступивших из территориальных фондов геологической информации; геологических отчетов по подсчету запасов полезных ископаемых. Основанием для начала процедуры по внесению сведений в Государственный баланс является утверждение Роснедрами или его территориальным органом заключения государственной экспертизы запасов полезных ископаемых. Должностное лицо Роснедр, ответственное за ведение Государственного баланса, в срок не более 15 дней с момента утверждения заключения государственной экспертизы запасов полезных ископаемых осуществляет учет изменений запасов полезных ископаемых в Государственном балансе. Должностное лицо Роснедр, ответственное за ведение Государственного баланса, по результатам обработки данных за отчетный год о постановке на Государственный баланс или списании с Государственного баланса, подготавливает сводные данные о запасах и добыче полезных ископаемых в Российской Федерации в срок до 1 июля года, следующего за отчетным, по нефти, газу и углю - до 1 августа года, следующего за отчетным, а в срок до 1 ноября следующего за отчетным года составляет Государственный баланс по состоянию на 1 января указанного года.
Порядок представления государственной отчетности предприятиями, осуществляющими разведку месторождений полезных ископаемых и их добычу, в федеральный и территориальные фонды геологической информации утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.02.1996 N 215. Согласно данному порядку организации, осуществляющие разведку месторождений полезных ископаемых и их добычу, представляют ежегодно в федеральный и территориальный фонды геологической информации данные о состоянии и изменении запасов полезных ископаемых, извлечении полезных ископаемых при добыче и использовании минерального сырья при первичной переработке, вскрышных пород и отходов производства по формам, утвержденным в установленном порядке, а также пояснительные записки с приложением к ним материалов, в том числе картографических, обосновывающих изменения запасов полезных ископаемых. Государственная отчетность представляется по состоянию на 1 января каждого года. Территориальный фонд геологической информации по данным государственной отчетности недропользователей составляет территориальный баланс запасов полезных ископаемых и представляет его федеральному фонду геологической информации в срок до 25 апреля. Федеральный фонд геологической информации по данным государственной отчетности организаций, территориальных балансов запасов полезных ископаемых и результатам государственной экспертизы запасов полезных ископаемых осуществляет составление, ведение и издание государственного баланса запасов полезных ископаемых.
Следовательно, из толкования вышеуказанных норм следует, что сведения в государственный баланс на 1 января года вносятся на основании государственной отчетности предприятия, осуществляющего разведку месторождений полезных ископаемых и их добычу, за предыдущий год, заключения государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, утверждаемого Роснедрами; по окончании отчетного периода баланс корректировке не подлежит.
Таким образом, результаты государственной экспертизы в части недостоверности данных о начальных извлекаемых запасов нефти по состоянию на 01.01.2006 и данные отчетности общества по форме 6-гр за 2006 год с изменениями явились основанием для корректировки уполномоченным органом (Роснедра) данных 2006 года, отраженных в государственном балансе запасов полезных ископаемых за 2007 год, путем сторнирования записи о начальных извлекаемых запасах по состоянию на 01.01.2006.
Согласно выписке из государственного баланса запасов полезных ископаемых за 2007 год, полученной обществом от Управления по недропользованию по Красноярскому краю письмом N 06-27/1020 от 12.05.2011, в нем содержатся следующие сведения:
1) в графе 6 указаны запасы по состоянию на 01.01.2006:
категории А +В + С1 = геологические - 6956 тысяч тонн, начальные извлекаемые запасы - 809 тысяч тонн,
- категории С2 = геологические - 263 тысяч тонн, начальные извлекаемые запасы - 26 тысяч тонн;
2) в графе 6 "изменения запасов категории А + В + С1 за 2006 год в результате переоценки" отражены запасы категории А + В + С1 = геологические - 6 956 тысяч тонн, начальные извлекаемые запасы - 809 тысяч тонн со знаком "минус";
3) в графе 6 "изменения запасов категории А + В + С1 за 2006 год в результате переоценки" указаны запасы категории А + В + С1 по блокам месторождения:
- Восточный V ванаварская св., пл. ВН-II = геологические - 3739 тысяч тонн, начальные извлекаемые запасы - 1692 тысяч тонн,
Центральный V ванаварская св., пл. ВН-II = геологические - 1196 тысяч тонн, начальные извлекаемые запасы - 358 тысяч тонн,
Восточный V ванаварская св., пл. ВН-III-V = геологические - 2021 тысяч тонн, начальные извлекаемые запасы - 589 тысяч тонн.
Таким образом, как правильно указал суд первой инстанции, с учетом корректировки данных в государственном балансе по состоянию на 01.01.2006 геологические запасы по месторождению в результате заполнения графы "переоценка" остались прежними 6956 тысяч тонн (3739 + 1196 + 2021), начальные извлекаемые запасы определены в размере 2639 тысяч тонн (1692 + 358 + 589). Следовательно, с учетом корректировки данных в государственном балансе за 2007 год начальные извлекаемые запасы нефти (V), определяемые как сумма запасов категорий А, В, С1 и С2, по состоянию на 01.01.2006 составили:
V = (А + В + С1) на 01.01.2006 + С2 на 01.01.2006 = 2639 тысяч тонн + 26 тысяч тонн = 2665 тысяч тонн.
Тот факт, что колонка 6 "изменения запасов категории А + В + С1 за 2006 год в результате переоценки" содержит изменения в сведения о размере запасов именно по состоянию на 01.01.2006 подтверждается, в том числе указанием в балансе за 2007 год в графе 7 "запасы на 01.01.2007" запасов категории А + В + С1 в размере 2631 тысяч тонн (2639 тысяч тонн на 01.01.2006 за минусом 8 тысяч тонн добытых в 2006 году: 3 тысяч тонн по Восточному блоку V ванаварская св., пл. ВН-II, 5 тысяч тонн по Восточному блоку V ванаварская св., пл. ВН-III-V).
Суд апелляционной инстанции, исходя из толкования статьи 342 Кодекса, согласно которому для целей главы 26 Кодекса принимаются утвержденные данные государственного баланса запасов, считает правомерным принять за начальные извлекаемые запасы нефти по состоянию на 01 января 2006 года данные, скорректированные в государственном балансе запасов полезных ископаемых за 2007 год.
Следует отметить, что в соответствии с пунктом 1 статьи 3 Кодекса каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы; законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения, что предполагает под собой исполнение налогоплательщиком обязанности по уплате налога, его исчисление, на основании достоверных показателей.
Налоговым органом достоверность данных, отраженных в государственном балансе запасов полезных ископаемых за 2007 год, не опровергнута.
С учетом изложенного несостоятельны ссылки налогового органа на то, что для исчисления степени выработанности запасов по состоянию на 01.01.2007 подлежат использованию данные о начальных извлекаемые запасы нефти, содержащиеся государственном балансе запасов полезных ископаемых за 2006 год, без учета их корректировки.
Таким образом, исчисление степени выработанности запасов в соответствии с пунктом 4 статьи 342 Кодекса в отношении разрабатываемого обществом Пайгинского нефтегазового месторождения должно быть произведено со следующими показателями: 126 тысяч тонн - сумма накопленной добычи нефти (включая потери при добыче) (N), 2 665 тысяч тонн начальные извлекаемые запасы нефти (V) по состоянию на 01.01.2006. Степень выработанности запасов в таком случае составит 0,048, что в соответствии с подпунктом 8 пунктом 1 статьи 342 Кодекса является основанием для применения нулевой ставки по НДПИ.
Следовательно, налоговый орган пришел к необоснованному выводу об отсутствии у ООО "Таймура" права на применение нулевой ставки при исчислении НДПИ за январь, февраль, март 2008 года. В соответствии со статьей 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение налогового органа от 10.09.2009 N 09-09/20 в оспариваемой части подлежит признанию недействительным.
Суд апелляционной инстанции, изучив судебные акты Арбитражного суда Красноярского края, Третьего арбитражного апелляционного суда по делам N N А33-12373/2007, А33-12372/2007, согласно которым обществу было отказано в удовлетворении заявлений о признании недействительными решений налогового органа о взыскании НДПИ в связи с неправомерном применением нулевой налоговой ставки, пришел к выводу о том, что судебные акты не содержат в понимании статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, имеющие преюдициальное значение для данного дела. Так, в судебных актах указан вывод судов о том, что налогоплательщик не представил доказательств того, что использованные им при расчете степени выработанности запасов данные на основании заключения экспертизы были утверждены в установленном порядке в государственном балансе запасов. При этом в отличие от данного дела государственный баланс полезных ископаемых на 01.01.2007 не оценивался в качестве доказательства по указанным делам.
Таким образом, решение суда первой инстанции об удовлетворении заявленного требования является законным и обоснованным, основания, предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для отмены решения суда первой инстанции, судом апелляционной инстанции не установлены.
В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Кодекса налоговые органы освобождены от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Красноярского края от "10" июня 2011 года по делу N А33-20804/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРЕТЬЕГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 29.09.2011 ПО ДЕЛУ N А33-20804/2009
Разделы:Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 сентября 2011 г. по делу N А33-20804/2009
Резолютивная часть постановления объявлена "22" сентября 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен "29" сентября 2011 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Севастьяновой Е.В.,
судей: Бычковой О.И., Колесниковой Г.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Моисеевой Н.Н.,
при участии:
- от заявителя: Ивановой С.Н., представителя по доверенности от 04.03.2011;
- от налогового органа: Чайковской Н.В., представителя по доверенности от 09.03.2011 N 2;
- рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Красноярскому краю
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от "10" июня 2011 года по делу N А33-20804/2009, принятое судьей Федотовой Е.А.,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Таймура" (ОГРН 1028800002098, ИНН 8803001101) (далее - ООО "Таймура", общество) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Красноярскому краю (ОГРН 1048800507018, ИНН 8801012558) (далее - налоговый орган) о признании недействительным решения от 10.09.2009 N 09-09/20 в части привлечения к ответственности на основании пункта 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неуплату налога на добычу полезных ископаемых в виде штрафа в сумме 3 712 100 рублей 40 копеек; предложения уплатить налог на добычу полезных ископаемых в сумме 18 560 502 рубля, пени за несвоевременную уплату налога на добычу полезных ископаемых в сумме 3 810 848 рублей 92 копейки.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 10 июня 2011 года по делу N А33-20804/2009 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым решением, налоговый орган обратился в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленного требования на том основании, что у общества отсутствует право на применение нулевой ставки при исчислении налога на добычу полезных ископаемых (далее - НДПИ), поскольку в соответствии с положениями подпункта 8 пункта 1 статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации степень выработанности запасов подлежит определению на основании данных утвержденного государственного баланса полезных ископаемых. По состоянию на 01.01.2008 степень выработанности запасов участка уже составляла 0,15, что превышает степень выработанности запасов участка недр, необходимую для применения нулевой ставки.
Федеральным законодательством утверждена дата государственного баланса полезных ископаемых на 01.01.2006 вне зависимости от достоверности или недостоверности данных этого баланса. В установленном порядке изменения в данные баланса по состоянию на 01.01.2006 не внесены.
ООО "Таймура" представило отзыв на апелляционную жалобу, в соответствии с которым просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения по основаниям, изложенным в указанном отзыве.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие, имеющие значения для рассмотрения спора обстоятельства.
Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 3 по Красноярскому краю проведена выездная налоговая проверка правильности исчисления и своевременности уплаты налога на добычу полезных ископаемых в 2008 году.
В ходе проверки налоговым органом установлено, что общество имеет лицензию ТУР 00011 НЭ на право пользования недрами с целевым назначением и видами работ - добыча нефти на участках N 1 и N 2 Пайгинского нефтегазового месторождения, расположенного в границах Красноярского края, сроком до 31.12.2013, выданную 22.12.1998. Срок разработки запасов участка недр в соответствии с данной лицензией не превышает 10 лет, начиная с 1 января 2007 года. Накопленная добыча нефти на 01.01.2007 согласно государственному балансу запасов нефти по Эвенкийскому муниципальному району составила 126 тысяч тонн, начальные извлекаемые запасы нефти по данным государственного баланса запасов полезных ископаемых по состоянию на 01.01.2006 составили 835 тысяч тонн, в результате чего степень выработанности запасов по состоянию на 01.01.2008 составляет 0,1509 (126 тысяч тонн/835 тысяч тонн), что, по мнению налогового органа, превышает максимальный размер степени выработанности - 0,05, установленный подпунктом 8 пункта 1 статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации для применения нулевой ставки по налогу на добычу полезных ископаемых, в связи с чем налоговый орган пришел к выводу о неправомерном применении обществом нулевой ставки при исчислении налога за январь, февраль, март 2008 года.
Акт выездной налоговой проверки от 20.07.2009 и возражения налогоплательщика рассмотрены исполняющим обязанности начальника инспекции Козырем С.В. 10.09.2009 в отсутствие налогоплательщика, извещенного о времени и месте рассмотрения материалов проверки уведомлением N 68 от 11.08.2009, что отражено в оспариваемом решении и подтверждается налогоплательщиком.
Решением от 10.09.2009 N 09-09/20 общество привлечено к ответственности на основании пункта 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неуплату налога на добычу полезных ископаемых в виде штрафа в сумме 3 712 100 рублей 40 копеек; обществу предложено уплатить налог на добычу полезных ископаемых в сумме 18 560 502 рубля, пени за несвоевременную уплату налога на добычу полезных ископаемых в сумме 3 810 848 рублей 92 копейки.
Решением N 12-0939 от 24.11.2009 Управление Федеральной налоговой службы по Красноярскому краю апелляционную жалобу общества оставило без удовлетворения, решение инспекции о привлечении к налоговой ответственности от 10.09.2009 N 09-09/20 без изменения.
Полагая, что решение от 10.09.2009 N 09-09/20 не соответствует Налоговому кодексу Российской Федерации и нарушает его права, общество обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с соответствующим заявлением.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции не установил оснований для отмены судебного акта.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. В соответствии со статьями 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений, представить доказательства.
Из содержания статей 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, суд должен установить наличие одновременно двух условий:
- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту,
- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом обязанность государственного органа по доказыванию соответствия оспариваемых действий (бездействий) закону или иному нормативному правовому акту не освобождает заявителя от доказывания нарушения прав и законных интересов лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности оспариваемыми действиями (бездействиями)
Проверив процедуру проведения выездной налоговой проверки и рассмотрения материалов выездной налоговой проверки в отношении ООО "Таймура", суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что права общества, установленные статьями 21, 100, 101 Кодекса, обеспечены налоговым органом надлежащим образом, процедура рассмотрения материалов проверки соблюдена.
При обращении в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения от 10.09.2009 N 09-09/20, вынесенного в порядке статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), ООО "Таймура" соблюдены условия, предусмотренные пунктом 5 статьи 101.2 Кодекса, о досудебном обжаловании решения в вышестоящий налоговый орган.
Суд апелляционной инстанции полагает, что налоговый орган не доказал законность оспариваемого в части обществом решения, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, обществом 22.12.1998 получена лицензия ТУР 00011 НЭ на право пользования недрами с целевым назначением и видами работ - добыча нефти на участках N 1 и N 2 Пайгинского нефтегазового месторождения, расположенного в границах Красноярского края, сроком до 31.12.2013.
В соответствии со статьей 334 Кодекса ООО "Таймура" в спорном налоговом периоде (январь, февраль, март 2008 года) являлось налогоплательщиком НДПИ.
Статьей 342 Кодекса урегулированы вопросы применения налоговой ставки при расчете НДПИ, в том числе применение нулевой ставки. Так, в силу подпункта 8 пункта 1 названной статьи для участков недр, лицензия на право пользования которыми выдана до 1 января 2007 года и степень выработанности запасов (Св) которых на 1 января 2007 года меньше или равна 0,05, налоговая ставка 0 рублей в отношении количества добытого на конкретном участке недр полезного ископаемого применяется до достижения накопленного объема добычи нефти 25 млн. тонн на участках недр, расположенных полностью или частично в границах Республики Саха (Якутия), Иркутской области, Красноярского края, и при условии, что срок разработки запасов участка недр не превышает 10 лет или равен 10 годам, начиная с 1 января 2007 года. При этом степень выработанности запасов (Св) конкретного участка недр рассчитывается налогоплательщиком самостоятельно на основании данных утвержденного государственного баланса запасов полезных ископаемых в соответствии с пунктом 4 настоящей статьи.
Пунктом 4 статьи 342 Кодекса установлено, что степень выработанности запасов конкретного участка недр (Св) рассчитывается налогоплательщиком самостоятельно на основании данных утвержденного государственного баланса запасов полезных ископаемых, как частное от деления суммы накопленной добычи нефти на конкретном участке недр (включая потери при добыче) (N) на начальные извлекаемые запасы нефти (V): Св = N / V. При этом начальные извлекаемые запасы нефти, утвержденные в установленном порядке с учетом прироста и списания запасов нефти (за исключением списания запасов добытой нефти и потерь при добыче), определяются как сумма запасов категорий А, В, С1 и С2 по конкретному участку недр в соответствии с данными государственного баланса запасов полезных ископаемых на 1 января 2006 года.
Материалами дела подтверждается и сторонами не оспаривается, что обществом соблюдены условия применения нулевой ставки в части: получения лицензии до 1 января 2007 года; непревышения срока разработки запасов участка недр 10 лет, начиная с 1 января 2007 года; расположения участка недр полностью или частично в границах Республики Саха (Якутия), Иркутской области, Красноярского края.
Основанием для доначисления обществу оспариваемых сумм налога, пени и штрафа явились выводы налогового органа о превышении степени выработанности запасов на 1 января 2007 года величины - 0,05, исчисленной на основании данных утвержденного государственного баланса запасов полезных ископаемых, как частное от деления суммы накопленной добычи нефти на конкретном участке недр на начальные извлекаемые запасы нефти по состоянию на 01.01.2006.
Представленный государственный баланс запасов полезных ископаемых по состоянию на 01.01.2006 содержит следующие используемые для расчета выработанности запасов разрабатываемого ООО "Таймура" участка недра сведения: добыто по состоянию на 01 января 2006 года 126 тысяч тонн нефти; начальные извлекаемые запасы нефти по состоянию на 1 января 2006 года категории А + В + С1 составляют 809 тысяч тонн, категории С2 - 26 тысяч тонн; балансовые извлекаемые запасы по состоянию на 01.01.2007 категории А + В + С1 составляют 2 631 тысяч тонн, категории С2 - 121 тысяч тонн. Налоговым органом на основании указанных данных произведено исчисление степени выработанности запасов по состоянию на 01.01.2007 в размере 0, 151 (126 тысяч тонн/835 тысяч тонн).
В свою очередь, обществом в 2007 году инициирована проверка данных государственного баланса о начальных извлекаемых запасах нефти по Пайгинскому нефтегазовому месторождению, в результате которой экспертным заключением N 918-07оп от 29.05.2007 было установлено, что геологическая модель залежей Пайгинского месторождения не изменилась, извлекаемые запасы нефти составляют другие величины в связи с неправильным определением коэффициента извлекаемости недр:
категории С1 по Восточному блоку ВН-II - 1750 тысяч тонн,
категории С2 по Восточному блоку ВН-II - 121 тысяч тонн,
категории С1 по Центральному блоку ВН-II - 358 тысяч тонн,
категории С1 по Восточному блоку ВН-III-V - 649 тысяч тонн.
Заключением экспертизы установлено недостоверное отражение данных о начальных извлекаемых запасах нефти по Пайгинскому нефтегазовому месторождению, обществу рекомендовано отразить изменения запасов в отчетности по форме 6-гр за 2006 год по графе "переоценка".
Данное экспертное заключение было рассмотрено комиссией Федерального агентства по недропользованию, которой согласно протоколу N 18/567-пр от 12.07.2007 руководству Роснедра рекомендовано утвердить результаты экспертизы.
30.07.2007 общество представило отчетность по форме 6-гр за 2006 год, к которой в графе "переоценка" отразило изменения запасов нефти согласно экспертному заключению N 918-07оп от 29.05.2007.
Письмом от 31.12.2009 N 06-13/2434 (том 3 л.д. 52) Управление по недропользованию по Красноярскому краю подтвердило, что в государственном балансе запасов полезных ископаемых по состоянию на 1 января 2006 года количество начальных извлекаемых запасов нефти отражено неверно в результате технических ошибок.
Недостоверность данных государственного баланса запасов полезных ископаемых 2006 года подтверждается также представленными в материалы дела решением Арбитражного суда г. Москвы от 19.11.2010 и постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 24.02.2011 по делу N А40-166079/09-17-1302. Данными судебными актами на основании проведенной по делу судебной экспертизы по вопросу подсчета начальных извлекаемых запасов нефти по Пайгинскому нефтегазовому месторождению (заключение экспертов от 11.08.2010) установлено, что государственный баланс запасов полезных ископаемых по состоянию на 01.01.2006 содержит недостоверные данные об извлекаемых запасах нефти в количестве С1 - 809 тысяч тонн, С2 - 26 тысяч тонн, в то время как достоверными являются запасы нефти в количестве: категории С1 - 2 757 тысяч тонн, С2 - 121 тысяч тонн.
Налоговый орган документально не опроверг указанные факты о недостоверности сведений о начальных извлекаемых запасах нефти, содержащихся в государственном балансе запасов полезных ископаемых за 2006 год.
Согласно статье 31 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" государственный баланс запасов полезных ископаемых ведется с целью учета состояния минерально-сырьевой базы. Он должен содержать сведения о количестве, качестве и степени изученности запасов каждого вида полезных ископаемых по месторождениям, имеющим промышленное значение, об их размещении, о степени промышленного освоения, добыче, потерях и об обеспеченности промышленности разведанными запасами полезных ископаемых на основе классификации запасов полезных ископаемых, которая утверждается в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации. Постановка запасов полезных ископаемых на государственный баланс и их списание с государственного баланса осуществляются в порядке, установленном федеральным органом управления государственным фондом недр по согласованию с органами государственного горного надзора. В соответствии со статьей 32 названного Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 государственный кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых и государственный баланс запасов полезных ископаемых составляются и ведутся федеральным органом управления государственным фондом недр на основе геологической информации, представляемой предприятиями, осуществляющими геологическое изучение недр, в федеральный и территориальный фонды геологической информации в соответствии с настоящим Законом, а также на основе государственной отчетности предприятий, осуществляющих разведку месторождений полезных ископаемых и их добычу, представляемой в указанные фонды в порядке, устанавливаемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Порядок постановки запасов полезных ископаемых на государственный баланс и их списание с государственного баланса установлен Приказом Минприроды Российской Федерации от 14.07.2009 N 207 "Об утверждении Административного регламента Федерального агентства по недропользованию исполнения государственной функции по ведению государственного кадастра месторождений и проявлений полезных ископаемых и государственного баланса запасов полезных ископаемых, осуществление в установленном порядке постановки запасов полезных ископаемых на государственный баланс и их списание с государственного баланса".
В соответствии с положениями пунктов 34 - 36 указанного Административного регламента составление Государственного баланса осуществляет Роснедра в установленном порядке на основании данных: государственной отчетности, представленной недропользователями, осуществляющими разведку и добычу полезных ископаемых; заключений государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, утвержденных Роснедрами или его территориальным органом; территориальных балансов запасов полезных ископаемых, поступивших из территориальных фондов геологической информации; геологических отчетов по подсчету запасов полезных ископаемых. Основанием для начала процедуры по внесению сведений в Государственный баланс является утверждение Роснедрами или его территориальным органом заключения государственной экспертизы запасов полезных ископаемых. Должностное лицо Роснедр, ответственное за ведение Государственного баланса, в срок не более 15 дней с момента утверждения заключения государственной экспертизы запасов полезных ископаемых осуществляет учет изменений запасов полезных ископаемых в Государственном балансе. Должностное лицо Роснедр, ответственное за ведение Государственного баланса, по результатам обработки данных за отчетный год о постановке на Государственный баланс или списании с Государственного баланса, подготавливает сводные данные о запасах и добыче полезных ископаемых в Российской Федерации в срок до 1 июля года, следующего за отчетным, по нефти, газу и углю - до 1 августа года, следующего за отчетным, а в срок до 1 ноября следующего за отчетным года составляет Государственный баланс по состоянию на 1 января указанного года.
Порядок представления государственной отчетности предприятиями, осуществляющими разведку месторождений полезных ископаемых и их добычу, в федеральный и территориальные фонды геологической информации утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.02.1996 N 215. Согласно данному порядку организации, осуществляющие разведку месторождений полезных ископаемых и их добычу, представляют ежегодно в федеральный и территориальный фонды геологической информации данные о состоянии и изменении запасов полезных ископаемых, извлечении полезных ископаемых при добыче и использовании минерального сырья при первичной переработке, вскрышных пород и отходов производства по формам, утвержденным в установленном порядке, а также пояснительные записки с приложением к ним материалов, в том числе картографических, обосновывающих изменения запасов полезных ископаемых. Государственная отчетность представляется по состоянию на 1 января каждого года. Территориальный фонд геологической информации по данным государственной отчетности недропользователей составляет территориальный баланс запасов полезных ископаемых и представляет его федеральному фонду геологической информации в срок до 25 апреля. Федеральный фонд геологической информации по данным государственной отчетности организаций, территориальных балансов запасов полезных ископаемых и результатам государственной экспертизы запасов полезных ископаемых осуществляет составление, ведение и издание государственного баланса запасов полезных ископаемых.
Следовательно, из толкования вышеуказанных норм следует, что сведения в государственный баланс на 1 января года вносятся на основании государственной отчетности предприятия, осуществляющего разведку месторождений полезных ископаемых и их добычу, за предыдущий год, заключения государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, утверждаемого Роснедрами; по окончании отчетного периода баланс корректировке не подлежит.
Таким образом, результаты государственной экспертизы в части недостоверности данных о начальных извлекаемых запасов нефти по состоянию на 01.01.2006 и данные отчетности общества по форме 6-гр за 2006 год с изменениями явились основанием для корректировки уполномоченным органом (Роснедра) данных 2006 года, отраженных в государственном балансе запасов полезных ископаемых за 2007 год, путем сторнирования записи о начальных извлекаемых запасах по состоянию на 01.01.2006.
Согласно выписке из государственного баланса запасов полезных ископаемых за 2007 год, полученной обществом от Управления по недропользованию по Красноярскому краю письмом N 06-27/1020 от 12.05.2011, в нем содержатся следующие сведения:
1) в графе 6 указаны запасы по состоянию на 01.01.2006:
категории А +В + С1 = геологические - 6956 тысяч тонн, начальные извлекаемые запасы - 809 тысяч тонн,
- категории С2 = геологические - 263 тысяч тонн, начальные извлекаемые запасы - 26 тысяч тонн;
2) в графе 6 "изменения запасов категории А + В + С1 за 2006 год в результате переоценки" отражены запасы категории А + В + С1 = геологические - 6 956 тысяч тонн, начальные извлекаемые запасы - 809 тысяч тонн со знаком "минус";
3) в графе 6 "изменения запасов категории А + В + С1 за 2006 год в результате переоценки" указаны запасы категории А + В + С1 по блокам месторождения:
- Восточный V ванаварская св., пл. ВН-II = геологические - 3739 тысяч тонн, начальные извлекаемые запасы - 1692 тысяч тонн,
Центральный V ванаварская св., пл. ВН-II = геологические - 1196 тысяч тонн, начальные извлекаемые запасы - 358 тысяч тонн,
Восточный V ванаварская св., пл. ВН-III-V = геологические - 2021 тысяч тонн, начальные извлекаемые запасы - 589 тысяч тонн.
Таким образом, как правильно указал суд первой инстанции, с учетом корректировки данных в государственном балансе по состоянию на 01.01.2006 геологические запасы по месторождению в результате заполнения графы "переоценка" остались прежними 6956 тысяч тонн (3739 + 1196 + 2021), начальные извлекаемые запасы определены в размере 2639 тысяч тонн (1692 + 358 + 589). Следовательно, с учетом корректировки данных в государственном балансе за 2007 год начальные извлекаемые запасы нефти (V), определяемые как сумма запасов категорий А, В, С1 и С2, по состоянию на 01.01.2006 составили:
V = (А + В + С1) на 01.01.2006 + С2 на 01.01.2006 = 2639 тысяч тонн + 26 тысяч тонн = 2665 тысяч тонн.
Тот факт, что колонка 6 "изменения запасов категории А + В + С1 за 2006 год в результате переоценки" содержит изменения в сведения о размере запасов именно по состоянию на 01.01.2006 подтверждается, в том числе указанием в балансе за 2007 год в графе 7 "запасы на 01.01.2007" запасов категории А + В + С1 в размере 2631 тысяч тонн (2639 тысяч тонн на 01.01.2006 за минусом 8 тысяч тонн добытых в 2006 году: 3 тысяч тонн по Восточному блоку V ванаварская св., пл. ВН-II, 5 тысяч тонн по Восточному блоку V ванаварская св., пл. ВН-III-V).
Суд апелляционной инстанции, исходя из толкования статьи 342 Кодекса, согласно которому для целей главы 26 Кодекса принимаются утвержденные данные государственного баланса запасов, считает правомерным принять за начальные извлекаемые запасы нефти по состоянию на 01 января 2006 года данные, скорректированные в государственном балансе запасов полезных ископаемых за 2007 год.
Следует отметить, что в соответствии с пунктом 1 статьи 3 Кодекса каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы; законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения, что предполагает под собой исполнение налогоплательщиком обязанности по уплате налога, его исчисление, на основании достоверных показателей.
Налоговым органом достоверность данных, отраженных в государственном балансе запасов полезных ископаемых за 2007 год, не опровергнута.
С учетом изложенного несостоятельны ссылки налогового органа на то, что для исчисления степени выработанности запасов по состоянию на 01.01.2007 подлежат использованию данные о начальных извлекаемые запасы нефти, содержащиеся государственном балансе запасов полезных ископаемых за 2006 год, без учета их корректировки.
Таким образом, исчисление степени выработанности запасов в соответствии с пунктом 4 статьи 342 Кодекса в отношении разрабатываемого обществом Пайгинского нефтегазового месторождения должно быть произведено со следующими показателями: 126 тысяч тонн - сумма накопленной добычи нефти (включая потери при добыче) (N), 2 665 тысяч тонн начальные извлекаемые запасы нефти (V) по состоянию на 01.01.2006. Степень выработанности запасов в таком случае составит 0,048, что в соответствии с подпунктом 8 пунктом 1 статьи 342 Кодекса является основанием для применения нулевой ставки по НДПИ.
Следовательно, налоговый орган пришел к необоснованному выводу об отсутствии у ООО "Таймура" права на применение нулевой ставки при исчислении НДПИ за январь, февраль, март 2008 года. В соответствии со статьей 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение налогового органа от 10.09.2009 N 09-09/20 в оспариваемой части подлежит признанию недействительным.
Суд апелляционной инстанции, изучив судебные акты Арбитражного суда Красноярского края, Третьего арбитражного апелляционного суда по делам N N А33-12373/2007, А33-12372/2007, согласно которым обществу было отказано в удовлетворении заявлений о признании недействительными решений налогового органа о взыскании НДПИ в связи с неправомерном применением нулевой налоговой ставки, пришел к выводу о том, что судебные акты не содержат в понимании статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, имеющие преюдициальное значение для данного дела. Так, в судебных актах указан вывод судов о том, что налогоплательщик не представил доказательств того, что использованные им при расчете степени выработанности запасов данные на основании заключения экспертизы были утверждены в установленном порядке в государственном балансе запасов. При этом в отличие от данного дела государственный баланс полезных ископаемых на 01.01.2007 не оценивался в качестве доказательства по указанным делам.
Таким образом, решение суда первой инстанции об удовлетворении заявленного требования является законным и обоснованным, основания, предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для отмены решения суда первой инстанции, судом апелляционной инстанции не установлены.
В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Кодекса налоговые органы освобождены от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Красноярского края от "10" июня 2011 года по делу N А33-20804/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий
Е.В.Севастьянова
Е.В.Севастьянова
Судьи:
О.И.БЫЧКОВА
Г.А.КОЛЕСНИКОВА
О.И.БЫЧКОВА
Г.А.КОЛЕСНИКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)