Судебные решения, арбитраж
Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Боглачевой Е.В., судей Журавлевой О.Р., Ломакина С.А., при участии от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 17 по Санкт-Петербургу Петроченкова А.Н. (доверенность от 11.01.2009 N 17/00037), от Межрегиональной благотворительной общественной организации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области "Веник" Галияхметова Р.Р. (доверенность от 10.08.2009 б/н), Поляковой А.П. (протокол от 20.01.2009 N 1), рассмотрев 17.09.2009 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 17 по Санкт-Петербургу на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 23.03.2009 (судья Градусов А.Е.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.06.2009 (судьи Будылева М.В., Горбачева О.В., Загараева Л.П.) по делу N А56-39782/2008,
установил:
Межрегиональная благотворительная общественная организация по Санкт-Петербургу и Ленинградской области "Веник" (далее - Организация) обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением (с учетом уточнения требований) о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 17 по Санкт-Петербургу (далее - Инспекция) от 10.09.2008 N 738 в части доначисления 876 408 руб. 32 коп. земельного налога, 175 629 руб. 06 коп. пеней, 175 281 руб. 66 коп. штрафных санкций, предусмотренных пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
Решением суда первой инстанции от 23.03.2009 заявление удовлетворено.
Постановлением апелляционного суда от 26.06.2009 решение суда первой инстанции от 23.03.2009 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе и в дополнениях к ней Инспекция, ссылаясь на нарушение судами норм материального права, просит отменить судебные акты и принять по делу новое решение.
Податель жалобы считает, что при расчете земельного налога налогоплательщик вправе применять льготную ставку только в отношении участка земли, непосредственно занятого объектами жилищного фонда и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса.
Выводы судов о необоснованном доначислении Организации земельного налога по ставке 1,5% в отношении участков, не занятых жилыми строениями, по мнению налогового органа, противоречат Закону Санкт-Петербурга от 28.11.2005 N 611-86 "О земельном налоге в Санкт-Петербурге и о внесении дополнения в Закон Санкт-Петербурга "О налоговых льготах" (далее - Закон Санкт-Петербурга N 611-86).
В судебном заседании представитель Инспекции поддержал доводы жалобы, а представители Организации отклонили их.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Организацией 05.08.2008 представлена в Инспекцию уточненная декларация по налогу на землю за 2006 год. По результатам камеральной проверки декларации Инспекция составила акт от 05.08.2008 N 7862 и приняла решение от 10.09.2008 N 738 о привлечении Организации к ответственности за совершение налогового правонарушения.
В соответствии с указанным решением налогоплательщику доначислено 876 408 руб. 32 коп. земельного налога и 175 629 руб. 06 коп. пеней, а также 175 281 руб. 66 коп. штрафных санкций (пункт 1 статьи 122 НК РФ). Основанием для вынесения решения послужил вывод налогового органа о том, что при исчислении земельного налога за 2006 год Организация неправомерно применила налоговую ставку в размере 0,042% в отношении всего земельного участка, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, Ярославский проспект, дом 42, литер А.
По мнению налогового органа, налогоплательщик обязан был в отношении части земельного участка, не занятого жилыми строениями, применить ставку налога 1,5%.
Налогоплательщик, не согласившись с решением налогового органа, обжаловал его в арбитражный суд.
Суды обеих инстанций, удовлетворяя требования заявителя, правомерно исходили из следующего.
В соответствии со статьей 387 НК РФ земельный налог устанавливается и вводится в действие нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга). При установлении земельного налога представительные органы муниципальных образований (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) определяют налоговые ставки в пределах, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, порядок и сроки уплаты налога.
Согласно статье 394 НК РФ налоговые ставки для исчисления земельного налога устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) и не могут превышать, в частности, 0,3 процента в отношении земельных участков, занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или предоставленных для жилищного строительства.
На территории Санкт-Петербурга земельный налог установлен Законом Санкт-Петербурга N 611-86. Статьей 2 этого закона с 01.01.2006 предусмотрены следующие налоговые ставки:
1) 0,004% от кадастровой стоимости участка в отношении земельных участков, отнесенных к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в поселениях и используемых для сельскохозяйственного производства;
2) 0,042% от кадастровой стоимости участка в отношении земельных участков: занятых объектами жилищного фонда и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса), гаражами или предоставленных для жилищного строительства; предоставленных для личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства;
3) 1,5% от кадастровой стоимости участка в отношении прочих земельных участков.
Как следует из материалов дела, Организация имеет на праве собственности земельный участок, расположенный по адресу: Санкт-Петербург, Ярославский проспект, дом 42, литер А. По данным Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по городу Санкт-Петербургу кадастровая стоимость этого земельного участка (78:5335:2:1) по состоянию на 01.01.2006 составляет 62 746 854 руб. Согласно свидетельству о праве собственности на землю от 16.03.1998 указанный земельный участок отнесен к категории "земли поселений" с разрешенным использованием "для рекреационных целей". На спорном земельном участке расположен принадлежащий Организации на праве собственности семейный дом для детей-сирот. Здание площадью 401,4 кв.м распоряжением Губернатора Санкт-Петербурга от 18.02.1999 N 162-р переведено в жилищный фонд.
В ходе проверки налоговый орган самостоятельно определил кадастровую стоимость части земельного участка, занятого жилым домом, и рассчитал подлежащий уплате земельный налог по ставке 0,042%. Налог на оставшуюся часть земельного участка, кадастровая стоимость которого также была определена Инспекцией расчетным путем, исчислен по ставке 1,5%.
Согласно статье 389 НК РФ объектом налогообложения являются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог. Налоговой базой признается кадастровая стоимость земельного участка (статья 390 НК РФ).
В соответствии с пунктом 3 статьи 391 НК РФ налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.
Согласно статье 1 Федерального закона от 02.01.2000 N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре" (действовавшего в проверяемый период) государственный кадастровый учет земельных участков - описание и индивидуализация в Едином государственном реестре земель земельных участков, в результате чего каждый земельный участок получает такие характеристики, которые позволяют однозначно выделить его из других земельных участков и осуществить его качественную и экономическую оценки. Государственный кадастровый учет земельных участков сопровождается присвоением каждому земельному участку кадастрового номера.
Кроме того, в соответствии с Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316, в государственный земельный кадастр вносятся результаты государственной кадастровой оценки земель.
Суды сделали правильный вывод о том, что участки земли, площадь и кадастровая стоимость которых самостоятельно определены Инспекцией расчетным путем, в силу пункта 3 статьи 391 НК РФ не могут быть признаны объектами налогообложения.
Вывод судов согласуется с правовой позицией, приведенной в письме Министерства финансов Российской Федерации от 25.12.2007 N 03-05-06-02/137. Если правообладателем земельного участка является одно лицо, долей в праве на земельный участок не возникает и при исчислении земельного налога в отношении такого земельного участка может быть применена только одна налоговая ставка, установленная в соответствии с пунктом 2 статьи 387 и пунктом 2 статьи 394 НК РФ представительным органом муниципального образования (законодательным (представительным) органом государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), в зависимости от категории земли, к которой относится земельный участок, или вида его разрешенного использования.
Для применения установленной пунктом 2 статьи 2 Закона Санкт-Петербурга N 611-86 ставки земельного налога в размере 0,042% необходимо, чтобы на земельном участке находились объекты жилищного фонда и инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса.
Иных условий применения налогоплательщиком льготной ставки Законом Санкт-Петербурга N 611-86 не предусмотрено.
Категория земель и (или) разрешенное использование земельного участка при налогообложении земельных участков, занятых жилищным фондом и (или) объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, имеют значение только в том случае, когда в соответствии с пунктом 2 статьи 394 НК РФ субъект Российской Федерации или орган местного самоуправления в пределах ставок, указанных в пункте 1 статьи 394 НК РФ, установил дифференцированные ставки земельного налога в зависимости от целевого назначения или разрешенного использования земельных участков.
В данном случае вид разрешенного использования земель (для рекреационных целей) не влияет на право Организации применять специальную налоговую ставку, поскольку Законом Санкт-Петербурга N 611-86 дифференцированные ставки земельного налога в зависимости от вида разрешенного использования земельных участков не устанавливались.
Доводы кассационной жалобы относительно правомерности исчисления земельного налога с использованием двух налоговых ставок - за долю земельного участка, занятую объектом жилищного фонда, 0,042%, а за остальную площадь земельного участка - 1,5%, подлежат отклонению, как основанные на ошибочном толковании Инспекцией норм материального права.
Кассационная коллегия считает, что при рассмотрении дела суды полно и всесторонне исследовали представленные сторонами доказательства, правильно установили фактические обстоятельства дела и применили нормы материального и процессуального права, поэтому основания для удовлетворения жалобы Инспекции и отмены судебных актов отсутствуют.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 23.03.2009 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.06.2009 по делу N А56-39782/2008 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 17 по Санкт-Петербургу - без удовлетворения.
Председательствующий
Е.В.БОГЛАЧЕВА
Судьи
О.Р.ЖУРАВЛЕВА
С.А.ЛОМАКИН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА ОТ 22.09.2009 ПО ДЕЛУ N А56-39782/2008
Разделы:Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 сентября 2009 г. по делу N А56-39782/2008
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Боглачевой Е.В., судей Журавлевой О.Р., Ломакина С.А., при участии от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 17 по Санкт-Петербургу Петроченкова А.Н. (доверенность от 11.01.2009 N 17/00037), от Межрегиональной благотворительной общественной организации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области "Веник" Галияхметова Р.Р. (доверенность от 10.08.2009 б/н), Поляковой А.П. (протокол от 20.01.2009 N 1), рассмотрев 17.09.2009 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 17 по Санкт-Петербургу на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 23.03.2009 (судья Градусов А.Е.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.06.2009 (судьи Будылева М.В., Горбачева О.В., Загараева Л.П.) по делу N А56-39782/2008,
установил:
Межрегиональная благотворительная общественная организация по Санкт-Петербургу и Ленинградской области "Веник" (далее - Организация) обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением (с учетом уточнения требований) о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 17 по Санкт-Петербургу (далее - Инспекция) от 10.09.2008 N 738 в части доначисления 876 408 руб. 32 коп. земельного налога, 175 629 руб. 06 коп. пеней, 175 281 руб. 66 коп. штрафных санкций, предусмотренных пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
Решением суда первой инстанции от 23.03.2009 заявление удовлетворено.
Постановлением апелляционного суда от 26.06.2009 решение суда первой инстанции от 23.03.2009 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе и в дополнениях к ней Инспекция, ссылаясь на нарушение судами норм материального права, просит отменить судебные акты и принять по делу новое решение.
Податель жалобы считает, что при расчете земельного налога налогоплательщик вправе применять льготную ставку только в отношении участка земли, непосредственно занятого объектами жилищного фонда и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса.
Выводы судов о необоснованном доначислении Организации земельного налога по ставке 1,5% в отношении участков, не занятых жилыми строениями, по мнению налогового органа, противоречат Закону Санкт-Петербурга от 28.11.2005 N 611-86 "О земельном налоге в Санкт-Петербурге и о внесении дополнения в Закон Санкт-Петербурга "О налоговых льготах" (далее - Закон Санкт-Петербурга N 611-86).
В судебном заседании представитель Инспекции поддержал доводы жалобы, а представители Организации отклонили их.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Организацией 05.08.2008 представлена в Инспекцию уточненная декларация по налогу на землю за 2006 год. По результатам камеральной проверки декларации Инспекция составила акт от 05.08.2008 N 7862 и приняла решение от 10.09.2008 N 738 о привлечении Организации к ответственности за совершение налогового правонарушения.
В соответствии с указанным решением налогоплательщику доначислено 876 408 руб. 32 коп. земельного налога и 175 629 руб. 06 коп. пеней, а также 175 281 руб. 66 коп. штрафных санкций (пункт 1 статьи 122 НК РФ). Основанием для вынесения решения послужил вывод налогового органа о том, что при исчислении земельного налога за 2006 год Организация неправомерно применила налоговую ставку в размере 0,042% в отношении всего земельного участка, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, Ярославский проспект, дом 42, литер А.
По мнению налогового органа, налогоплательщик обязан был в отношении части земельного участка, не занятого жилыми строениями, применить ставку налога 1,5%.
Налогоплательщик, не согласившись с решением налогового органа, обжаловал его в арбитражный суд.
Суды обеих инстанций, удовлетворяя требования заявителя, правомерно исходили из следующего.
В соответствии со статьей 387 НК РФ земельный налог устанавливается и вводится в действие нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга). При установлении земельного налога представительные органы муниципальных образований (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) определяют налоговые ставки в пределах, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, порядок и сроки уплаты налога.
Согласно статье 394 НК РФ налоговые ставки для исчисления земельного налога устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) и не могут превышать, в частности, 0,3 процента в отношении земельных участков, занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или предоставленных для жилищного строительства.
На территории Санкт-Петербурга земельный налог установлен Законом Санкт-Петербурга N 611-86. Статьей 2 этого закона с 01.01.2006 предусмотрены следующие налоговые ставки:
1) 0,004% от кадастровой стоимости участка в отношении земельных участков, отнесенных к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в поселениях и используемых для сельскохозяйственного производства;
2) 0,042% от кадастровой стоимости участка в отношении земельных участков: занятых объектами жилищного фонда и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса), гаражами или предоставленных для жилищного строительства; предоставленных для личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства;
3) 1,5% от кадастровой стоимости участка в отношении прочих земельных участков.
Как следует из материалов дела, Организация имеет на праве собственности земельный участок, расположенный по адресу: Санкт-Петербург, Ярославский проспект, дом 42, литер А. По данным Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по городу Санкт-Петербургу кадастровая стоимость этого земельного участка (78:5335:2:1) по состоянию на 01.01.2006 составляет 62 746 854 руб. Согласно свидетельству о праве собственности на землю от 16.03.1998 указанный земельный участок отнесен к категории "земли поселений" с разрешенным использованием "для рекреационных целей". На спорном земельном участке расположен принадлежащий Организации на праве собственности семейный дом для детей-сирот. Здание площадью 401,4 кв.м распоряжением Губернатора Санкт-Петербурга от 18.02.1999 N 162-р переведено в жилищный фонд.
В ходе проверки налоговый орган самостоятельно определил кадастровую стоимость части земельного участка, занятого жилым домом, и рассчитал подлежащий уплате земельный налог по ставке 0,042%. Налог на оставшуюся часть земельного участка, кадастровая стоимость которого также была определена Инспекцией расчетным путем, исчислен по ставке 1,5%.
Согласно статье 389 НК РФ объектом налогообложения являются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог. Налоговой базой признается кадастровая стоимость земельного участка (статья 390 НК РФ).
В соответствии с пунктом 3 статьи 391 НК РФ налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.
Согласно статье 1 Федерального закона от 02.01.2000 N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре" (действовавшего в проверяемый период) государственный кадастровый учет земельных участков - описание и индивидуализация в Едином государственном реестре земель земельных участков, в результате чего каждый земельный участок получает такие характеристики, которые позволяют однозначно выделить его из других земельных участков и осуществить его качественную и экономическую оценки. Государственный кадастровый учет земельных участков сопровождается присвоением каждому земельному участку кадастрового номера.
Кроме того, в соответствии с Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316, в государственный земельный кадастр вносятся результаты государственной кадастровой оценки земель.
Суды сделали правильный вывод о том, что участки земли, площадь и кадастровая стоимость которых самостоятельно определены Инспекцией расчетным путем, в силу пункта 3 статьи 391 НК РФ не могут быть признаны объектами налогообложения.
Вывод судов согласуется с правовой позицией, приведенной в письме Министерства финансов Российской Федерации от 25.12.2007 N 03-05-06-02/137. Если правообладателем земельного участка является одно лицо, долей в праве на земельный участок не возникает и при исчислении земельного налога в отношении такого земельного участка может быть применена только одна налоговая ставка, установленная в соответствии с пунктом 2 статьи 387 и пунктом 2 статьи 394 НК РФ представительным органом муниципального образования (законодательным (представительным) органом государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), в зависимости от категории земли, к которой относится земельный участок, или вида его разрешенного использования.
Для применения установленной пунктом 2 статьи 2 Закона Санкт-Петербурга N 611-86 ставки земельного налога в размере 0,042% необходимо, чтобы на земельном участке находились объекты жилищного фонда и инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса.
Иных условий применения налогоплательщиком льготной ставки Законом Санкт-Петербурга N 611-86 не предусмотрено.
Категория земель и (или) разрешенное использование земельного участка при налогообложении земельных участков, занятых жилищным фондом и (или) объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, имеют значение только в том случае, когда в соответствии с пунктом 2 статьи 394 НК РФ субъект Российской Федерации или орган местного самоуправления в пределах ставок, указанных в пункте 1 статьи 394 НК РФ, установил дифференцированные ставки земельного налога в зависимости от целевого назначения или разрешенного использования земельных участков.
В данном случае вид разрешенного использования земель (для рекреационных целей) не влияет на право Организации применять специальную налоговую ставку, поскольку Законом Санкт-Петербурга N 611-86 дифференцированные ставки земельного налога в зависимости от вида разрешенного использования земельных участков не устанавливались.
Доводы кассационной жалобы относительно правомерности исчисления земельного налога с использованием двух налоговых ставок - за долю земельного участка, занятую объектом жилищного фонда, 0,042%, а за остальную площадь земельного участка - 1,5%, подлежат отклонению, как основанные на ошибочном толковании Инспекцией норм материального права.
Кассационная коллегия считает, что при рассмотрении дела суды полно и всесторонне исследовали представленные сторонами доказательства, правильно установили фактические обстоятельства дела и применили нормы материального и процессуального права, поэтому основания для удовлетворения жалобы Инспекции и отмены судебных актов отсутствуют.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 23.03.2009 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.06.2009 по делу N А56-39782/2008 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 17 по Санкт-Петербургу - без удовлетворения.
Председательствующий
Е.В.БОГЛАЧЕВА
Судьи
О.Р.ЖУРАВЛЕВА
С.А.ЛОМАКИН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)