Судебные решения, арбитраж
Упрощенная система налогообложения (УСН)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Борисова Г.Н.,
судей: Брюхановой Т.А., Юдиной Н.М.,
представители сторон участия в судебном заседании не принимали,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Центральному району города Красноярска на решение от 7 августа 2003 года, постановление апелляционной инстанции от 1 октября 2003 года Арбитражного суда Красноярского края по делу N А33-7866/03-С3 (суд первой инстанции - Радзиховская В.В., суд апелляционной инстанции: Бычкова О.И., Дунаева Л.А., Смольникова Е.Р.),
установил:
Общество с ограниченной ответственностью (ООО) "Вектор" обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Центральному району города Красноярска (налоговая инспекция) о признании незаконным уведомления N 01-07/634 от 28.04.2003 о невозможности применения упрощенной системы налогообложения.
Решением суда от 7 августа 2003 года заявленные требования удовлетворены.
Постановлением апелляционной инстанции от 1 октября 2003 года решение суда оставлено без изменения.
Налоговая инспекция обратилась с кассационной жалобой, в которой просит указанные судебные акты отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Из кассационной жалобы следует, что ООО "Вектор" не имеет права на применение с 01.01.2003 упрощенной системы налогообложения на основании пункта 2 статьи 246.13 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку зарегистрировано в качестве юридического лица 24.12.2002 и в текущем календарном году с момента создания не применяло указанный специальный режим налогообложения.
Также налоговый орган указывает, что оспариваемое уведомление об отказе в применении упрощенной системы налогообложения не может являться предметом спора, так как не нарушает прав и законных интересов налогоплательщика, не создает препятствий для осуществления им предпринимательской и иной экономической деятельности, поскольку не содержит запрета на применение упрощенной системы налогообложения и носит информационный характер.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив доводы кассационной жалобы, исследовав материалы дела, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает, что кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Как следует из материалов дела, ООО "Вектор" зарегистрировано налоговой инспекцией в качестве юридического лица 24.12.2002 (свидетельство серии 24 N 000822881 о государственной регистрации юридического лица).
На основании заявления общества ему 24.12.2002 выдано свидетельство о постановке на учет в налоговом органе.
Одновременно с заявлением о постановке на учет в налоговом органе обществом подано заявление о применении с 01.01.2003 упрощенной системы налогообложения.
Налоговой инспекцией 31.12.2002 обществу выдано уведомление N 01-07/634 о возможности применения с 01.01.2003 упрощенной системы налогообложения.
Уведомлением N 01-07/634 от 28.04.2003 налоговая инспекция сообщила обществу о невозможности применения с 01.01.2003 указанного специального режима налогообложения.
ООО "Вектор" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании уведомления от 28.04.2003 N 01-07/634 недействительным.
Арбитражный суд, разрешая спор по существу, исходил из того, что заявителем оспаривается ненормативный акт налогового органа, поэтому в соответствии со статьей 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации данный спор относится к подведомственности арбитражного суда.
При этом суд апелляционной инстанции, отклоняя доводы налоговой инспекции о том, что оспариваемое уведомление об отказе в применении упрощенной системы налогообложения не может являться предметом спора, правильно указал, что данное уведомление отвечает существенным признакам ненормативного акта: является документом, подписанным заместителем руководителя налоговой инспекции и касающимся конкретного налогоплательщика. Данный документ содержит властное предписание индивидуального характера, так как извещает общество о невозможности применения упрощенной системы налогообложения с 01.01.2003, то есть затрагивает права налогоплательщика в сфере экономической деятельности.
Вывод арбитражного суда о незаконности оспариваемого уведомления является правильным по следующим основаниям.
На дату регистрации ООО "Вектор" в качестве юридического лица действовал Федеральный закон от 29.12.95 N 22-ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства".
Названный Федеральный закон устанавливал, что указанный специальный режим налогообложения применяется субъектами малого предпринимательства - организациями и индивидуальными предпринимателями наряду с принятой ранее системой налогообложения, учета и отчетности. Право выбора системы налогообложения, учета и отчетности, включая переход к упрощенной системе или возврат к ранее принятой системе, предоставляется субъектам малого предпринимательства на добровольной основе.
С 01.01.2003 вступила в действие глава 26.2 "Упрощенная система налогообложения" Налогового кодекса Российской Федерации.
Названной главой также предусмотрена добровольность применения субъектами малого предпринимательства упрощенной системы налогообложения и возврата к общему режиму налогообложения.
Федеральный закон "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства" и глава 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации различно регулируют условия и порядок перехода к упрощенной системе налогообложения действующих субъектов малого предпринимательства.
Однако указанные акты налогового законодательства предусматривают для вновь созданных организаций, являющихся субъектами малого предпринимательство, право на основании заявления применять упрощенную систему налогообложения с момента создания организации. Следовательно, в отношении таких лиц в связи с введением в действие главы 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации правовое регулирование отношений, связанных с применением упрощенной системы налогообложения, не изменилось.
Пунктом 2 статьи 55 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при создании организации в день, попадающий в период времени с 1 декабря по 31 декабря, первым налоговым периодом для нее является период со дня создания до конца календарного года, следующего за годом создания.
Из пункта 1 статьи 346.19 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что налоговым периодом при применении упрощенной системы налогообложения является календарный год.
ООО "Вектор", обратившись в налоговую инспекцию с заявлением о применении упрощенной системы налогообложения одновременно с заявлением о постановке на налоговый учет, имеет право на применение специального режима налогообложения с момента создания, в том числе и в 2003 году. При этом общество вправе применять упрощенную систему налогообложения до наступления обстоятельств, предусмотренных пунктом 4 статьи 346.13 Налогового кодекса Российской Федерации, или перейти на общий режим налогообложения в порядке, установленном пунктом 6 указанной статьи.
С учетом изложенного, налоговая инспекция не имела правовых оснований для направления налогоплательщику уведомления о невозможности применения упрощенной системы налогообложения с 01.01.2003, поэтому арбитражный суд обоснованно признал данный ненормативный акт незаконным.
При таких обстоятельствах обжалуемые судебные акты отмене или изменению не подлежат.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
постановил:
Решение от 7 августа 2003 года и постановление апелляционной инстанции от 1 октября 2003 года Арбитражного суда Красноярского края по делу N А33-7866/03-С3 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Г.Н.БОРИСОВ
Судьи:
Т.А.БРЮХАНОВА
Н.М.ЮДИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА ОТ 08.01.2004 N А33-7866/03-С3-Ф02-4701/03-С1 ПО ДЕЛУ N А33-7866/03-С3
Разделы:Упрощенная система налогообложения (УСН)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 8 января 2004 г. N А33-7866/03-С3-Ф02-4701/03-С1
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Борисова Г.Н.,
судей: Брюхановой Т.А., Юдиной Н.М.,
представители сторон участия в судебном заседании не принимали,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Центральному району города Красноярска на решение от 7 августа 2003 года, постановление апелляционной инстанции от 1 октября 2003 года Арбитражного суда Красноярского края по делу N А33-7866/03-С3 (суд первой инстанции - Радзиховская В.В., суд апелляционной инстанции: Бычкова О.И., Дунаева Л.А., Смольникова Е.Р.),
установил:
Общество с ограниченной ответственностью (ООО) "Вектор" обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Центральному району города Красноярска (налоговая инспекция) о признании незаконным уведомления N 01-07/634 от 28.04.2003 о невозможности применения упрощенной системы налогообложения.
Решением суда от 7 августа 2003 года заявленные требования удовлетворены.
Постановлением апелляционной инстанции от 1 октября 2003 года решение суда оставлено без изменения.
Налоговая инспекция обратилась с кассационной жалобой, в которой просит указанные судебные акты отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Из кассационной жалобы следует, что ООО "Вектор" не имеет права на применение с 01.01.2003 упрощенной системы налогообложения на основании пункта 2 статьи 246.13 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку зарегистрировано в качестве юридического лица 24.12.2002 и в текущем календарном году с момента создания не применяло указанный специальный режим налогообложения.
Также налоговый орган указывает, что оспариваемое уведомление об отказе в применении упрощенной системы налогообложения не может являться предметом спора, так как не нарушает прав и законных интересов налогоплательщика, не создает препятствий для осуществления им предпринимательской и иной экономической деятельности, поскольку не содержит запрета на применение упрощенной системы налогообложения и носит информационный характер.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив доводы кассационной жалобы, исследовав материалы дела, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает, что кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Как следует из материалов дела, ООО "Вектор" зарегистрировано налоговой инспекцией в качестве юридического лица 24.12.2002 (свидетельство серии 24 N 000822881 о государственной регистрации юридического лица).
На основании заявления общества ему 24.12.2002 выдано свидетельство о постановке на учет в налоговом органе.
Одновременно с заявлением о постановке на учет в налоговом органе обществом подано заявление о применении с 01.01.2003 упрощенной системы налогообложения.
Налоговой инспекцией 31.12.2002 обществу выдано уведомление N 01-07/634 о возможности применения с 01.01.2003 упрощенной системы налогообложения.
Уведомлением N 01-07/634 от 28.04.2003 налоговая инспекция сообщила обществу о невозможности применения с 01.01.2003 указанного специального режима налогообложения.
ООО "Вектор" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании уведомления от 28.04.2003 N 01-07/634 недействительным.
Арбитражный суд, разрешая спор по существу, исходил из того, что заявителем оспаривается ненормативный акт налогового органа, поэтому в соответствии со статьей 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации данный спор относится к подведомственности арбитражного суда.
При этом суд апелляционной инстанции, отклоняя доводы налоговой инспекции о том, что оспариваемое уведомление об отказе в применении упрощенной системы налогообложения не может являться предметом спора, правильно указал, что данное уведомление отвечает существенным признакам ненормативного акта: является документом, подписанным заместителем руководителя налоговой инспекции и касающимся конкретного налогоплательщика. Данный документ содержит властное предписание индивидуального характера, так как извещает общество о невозможности применения упрощенной системы налогообложения с 01.01.2003, то есть затрагивает права налогоплательщика в сфере экономической деятельности.
Вывод арбитражного суда о незаконности оспариваемого уведомления является правильным по следующим основаниям.
На дату регистрации ООО "Вектор" в качестве юридического лица действовал Федеральный закон от 29.12.95 N 22-ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства".
Названный Федеральный закон устанавливал, что указанный специальный режим налогообложения применяется субъектами малого предпринимательства - организациями и индивидуальными предпринимателями наряду с принятой ранее системой налогообложения, учета и отчетности. Право выбора системы налогообложения, учета и отчетности, включая переход к упрощенной системе или возврат к ранее принятой системе, предоставляется субъектам малого предпринимательства на добровольной основе.
С 01.01.2003 вступила в действие глава 26.2 "Упрощенная система налогообложения" Налогового кодекса Российской Федерации.
Названной главой также предусмотрена добровольность применения субъектами малого предпринимательства упрощенной системы налогообложения и возврата к общему режиму налогообложения.
Федеральный закон "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства" и глава 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации различно регулируют условия и порядок перехода к упрощенной системе налогообложения действующих субъектов малого предпринимательства.
Однако указанные акты налогового законодательства предусматривают для вновь созданных организаций, являющихся субъектами малого предпринимательство, право на основании заявления применять упрощенную систему налогообложения с момента создания организации. Следовательно, в отношении таких лиц в связи с введением в действие главы 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации правовое регулирование отношений, связанных с применением упрощенной системы налогообложения, не изменилось.
Пунктом 2 статьи 55 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при создании организации в день, попадающий в период времени с 1 декабря по 31 декабря, первым налоговым периодом для нее является период со дня создания до конца календарного года, следующего за годом создания.
Из пункта 1 статьи 346.19 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что налоговым периодом при применении упрощенной системы налогообложения является календарный год.
ООО "Вектор", обратившись в налоговую инспекцию с заявлением о применении упрощенной системы налогообложения одновременно с заявлением о постановке на налоговый учет, имеет право на применение специального режима налогообложения с момента создания, в том числе и в 2003 году. При этом общество вправе применять упрощенную систему налогообложения до наступления обстоятельств, предусмотренных пунктом 4 статьи 346.13 Налогового кодекса Российской Федерации, или перейти на общий режим налогообложения в порядке, установленном пунктом 6 указанной статьи.
С учетом изложенного, налоговая инспекция не имела правовых оснований для направления налогоплательщику уведомления о невозможности применения упрощенной системы налогообложения с 01.01.2003, поэтому арбитражный суд обоснованно признал данный ненормативный акт незаконным.
При таких обстоятельствах обжалуемые судебные акты отмене или изменению не подлежат.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
постановил:
Решение от 7 августа 2003 года и постановление апелляционной инстанции от 1 октября 2003 года Арбитражного суда Красноярского края по делу N А33-7866/03-С3 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Г.Н.БОРИСОВ
Судьи:
Т.А.БРЮХАНОВА
Н.М.ЮДИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)