Судебные решения, арбитраж

РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 22.11.2005, 15.11.2005 ПО ДЕЛУ N А19-35204/05-5

Разделы:
Упрощенная система налогообложения (УСН)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ


22 ноября 2005 г. - изготовлено Дело N А19-35204/05-5
Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Шульги Н.О.,
при ведении протокола судебного заседания судьей,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: Зевакина А.А., доверенность N 8 от 10.10.2005,
от ответчика: Лукьянцева А.В., доверенность б/н от 08.11.2005,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению ООО "Братскдорстрой" к МИФНС РФ N 11 по Иркутской области и УОБАО о признании недействительным решения налогового органа,
УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью "Братскдорстрой" обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с требованием о признании недействительным решения МИФНС РФ N 11 по Иркутской области и УОБАО N 01-1/68 от 30.06.2005.
Дело в соответствии со статьей 200 АПК РФ рассматривается по имеющимся в нем материалам, исследовав которые, заслушав объяснения представителя заявителя и возражения ответчика, суд установил следующие обстоятельства.
Инспекцией проведена выездная налоговая проверка ООО "Братскдорстрой" по вопросам соблюдения законодательства о налогах и сборах, правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты в бюджет налогов, по результатам которой налоговым органом составлен акт выездной налоговой проверки N 01-1/73 от 08.06.2005, на основании которого и.о. руководителя налогового органа принято решение N 01-1/68 от 30.06.2005 "О привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения".
В соответствии с принятым решением налогоплательщик привлечен к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 НК РФ, в виде штрафа в размере 20% от неуплаченного налога в сумме 6645 рублей 00 копеек.
Указанным решением налогоплательщику предложено уплатить налог в размере 33225 рублей 00 копеек и пени в размере 395 рублей 58 копеек.
На основании ст.ст. 69, 70 НК РФ налогоплательщику направлены требования об уплате налога и пеней, об уплате налоговых санкций.
Налогоплательщик, не согласившись с принятым решением, обратился в суд с заявлением о признании недействительным решения, считая, что в законодательстве о налогах и сборах нет указания о необходимости восстановления налога на добавленную стоимость по не полностью самортизированным основным средствам при переходе на упрощенную систему налогообложения.
Ответчик иск не признал, полагая, что в соответствии с пп. 2, 3 ст. 170 НК РФ в случае приобретения товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, лицами, не являющимися плательщиками НДС, суммы НДС, предъявленные покупателю при приобретении товара, учитываются в стоимости таких товаров. В случае принятия налогоплательщиком сумм НДС к вычету или возмещению соответствующие суммы налога подлежат восстановлению и уплате в бюджет.
Общество с 01.01.2003 перешло на упрощенную систему налогообложения. В соответствии с главами 21, 26.2 НК РФ НДС по товарам (работам, услугам) производственного назначения, используемым организациями, перешедшими на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, к вычету не принимается, а включается в стоимость этих товаров (работ, услуг) в соответствии с п. 2 ст. 170 НК РФ. Суммы налога, в том числе по основным средствам, принятые организациями к вычету в соответствии со ст.ст. 171, 172 НК РФ до перехода на упрощенную систему налогообложения, необходимо восстановить и перечислить в бюджет в соответствии со ст. 170 НК РФ.
Исследовав представленные сторонами документы, выслушав представителей сторон, арбитражный суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из решения налогового органа, налогоплательщику следовало в декларации за декабрь 2002 г. восстановить налог по основным средствам, ранее предъявленный к возмещению из бюджета в сумме 33224 рублей 96 копеек.
В соответствии со ст. 163, п. 1 ст. 166, п. 1 ст. 173 НК РФ сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется по итогам каждого налогового периода и подлежит уменьшению на сумму вычетов, которая определяется также по итогам каждого налогового периода отдельно.
В соответствии с п. 2 ст. 346.11 НК РФ применение упрощенной системы налогообложения предусматривает замену уплаты (в числе прочих) НДС уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности организации за налоговый период. При этом в силу п. 1 ст. 346.19 НК РФ налоговым периодом по единому налогу при применении упрощенной системы налогообложения признается календарный год. В связи с этим при переходе на упрощенную систему налогообложения с 01.01.2003 налоговые периоды по всем налогам, исчисленным и уплаченным в 2002 г., считаются прекращенными. Одновременно с этим считаются прекращенными обязанности налогоплательщика по указанным налогам, поскольку иное не предусмотрено НК РФ.
В соответствии с п. 2 ст. 171 НК РФ вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории РФ либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию РФ в таможенных режимах выпуска для свободного обращения, временного ввоза и переработки вне таможенной территории, в отношении товаров (работ, услуг), приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения, за исключением товаров, предусмотренных п. 2 ст. 170 НК РФ. К такому исключению относится приобретение товаров, в том числе основных средств и нематериальных активов, используемых для операций по производству и (или) реализации товаров (работ, услуг), не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения).
Если на момент приобретения товаров (работ, услуг) они использовались для указанных операций, независимо от срока такого использования, то последующее изменение режима налогообложения не может являться основанием для каких-либо перерасчетов НДС за истекшие налоговые периоды, поскольку это право не предусмотрено Налоговым кодексом РФ.
Кроме того, в соответствии с п. 5 статьи 173 Налогового кодекса РФ организации, не являющиеся плательщиками налога на добавленную стоимость, обязаны перечислять налог в бюджет только в случае выставления ими покупателю счета-фактуры с выделением налога на добавленную стоимость.
Таким образом, последующее изменение режима налогообложения не может служить основанием для обязания общества, не являющегося плательщиком налога на добавленную стоимость, восстанавливать суммы этого налога, правомерно предъявленные к вычету в предыдущих налоговых периодах.
Данная правовая позиция подтверждается постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30 марта 2004 г. N 15511/03.
Таким образом, обязанность по восстановлению сумм НДС в порядке, предусмотренном ст. 170 НК РФ, не может применяться к обществу, перешедшему с 01.01.2003 на упрощенную систему налогообложения.
В соответствии со статьей 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) - незаконными, указывает на обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Признать недействительным решение МИФНС РФ N 11 по Иркутской области и УОБАО N 01-1/68 от 30.06.2005.
В соответствии со ст.ст. 104, 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ заявителю подлежит возврату государственная пошлина в сумме 2000 рублей, уплаченная заявителем по платежному поручению N 21 от 06.09.2005.
Руководствуясь ст.ст. 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:

заявленные требования удовлетворить.
Признать недействительным решение МИФНС РФ N 11 по Иркутской области и УОБАО N 01-1/68 от 30.06.2005 как не соответствующее требованиям ст.ст. 146, 170 - 172 Налогового кодекса РФ.
Обязать налоговый орган восстановить нарушенные права заявителя.
Возвратить ООО "Братскдорстрой" из федерального бюджета 2000 рублей госпошлины, уплаченной по платежному поручению N 21 от 06.09.2005.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Арбитражного суда Иркутской области в течение месяца со дня его принятия.
Судья
Н.О.ШУЛЬГА
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)