Судебные решения, арбитраж

РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 25.01.2006, 18.01.2006 ПО ДЕЛУ N А19-41196/05-52

Разделы:
Земельный налог

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ


25 января 2006 г. Дело N А19-41196/05-52
Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Чемезовой Т.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания судьей Чемезовой Т.Ю.,
при участии в заседании:
от заявителя: Дяденко Н.А. (доверенность N 47-04/790 от 30.12.2005),
от налогового органа: Верле Т.В. (доверенность N 03-18/20849 от 22.09.2005),
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению открытого акционерного общества "Ангарское управление строительства" к Инспекции ФНС России по г. Ангарску Иркутской области о признании недействительным требования N 48979 от 19.10.2005 об уплате пени по земельному налогу,

УСТАНОВИЛ:

открытое акционерное общество "Ангарское управление строительства" (далее - ОАО "АУС", налогоплательщик, заявитель по делу) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании недействительным требования N 48979 от 19.10.2005 об уплате налога Инспекции ФНС России по г. Ангарску Иркутской области (далее - налоговый орган).
Налоговый орган заявленные требования не признал, считая, что требование выставлено в соответствии с законодательством.
Исследовав представленные суду материалы дела, заслушав представителей сторон, суд установил следующие обстоятельства.
В адрес ОАО "АУС" 31.10.2005 поступило требование N 48979 от 19.10.2005 об уплате налога, согласно которому налогоплательщику предлагалось в срок до 04.11.2005 погасить задолженность по пене по земельному налогу в размере 59616,78 рубля.
Как полагает заявитель, в данном требовании налоговым органом были начислены пени на сумму земельного налога в размере 3633548 рублей. Считая, что требование принято с нарушением норм материального права, оно является недействительным, в связи с чем ОАО "АУС" обратилось в суд о признании его незаконным.
Заявленные требования суд считает обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Согласно статье 69 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) требованием об уплате налога признается направленное налогоплательщику письменное извещение о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога и соответствующие пени.
Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.
Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке уплаты налога, установленного законодательством о налогах и сборах, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком.
Во всех случаях требование должно содержать подробные данные об основаниях взимания налога, а также ссылку на положение закона о налогах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог.
В требовании об уплате налога N 48979 от 19.10.2005 по состоянию на 19.10.2005 отсутствуют сведения о размере недоимки, дате, с которой начинают исчисляться пени, и ставке пеней.
В соответствии со ст. 75 НК РФ пени могут начисляться только на недоимку по налогу. При отсутствии задолженности по налогу начисление пеней законом не предусмотрено.
Согласно пп. 5, 6 ст. 75 НК РФ пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.
Поскольку в требовании N 48979 от 19.10.2005 инспекцией не указывается ни сумма недоимки по земельному налогу, ни период возникновения задолженности, ОАО "АУС" в отсутствие достоверной информации предполагает, что пени в сумме 59616,78 руб. начислены налоговым органом на сумму земельного налога 3633548 руб.
Однако во взыскании указанной задолженности ИМНС России по г. Ангарску Иркутской области было отказано вступившим в законную силу постановлением апелляционной инстанции Арбитражного суда Иркутской области от 10.12.2002 по делу N А19-9118/02-33. В названном постановлении были указаны две суммы земельного налога: соответственно 1210000 руб. и 2423548 руб. в числе общей суммы, предъявленной к взысканию, - 38691931 руб.
Материалами дела подтверждается, что налоговый орган применял в отношении заявителя принудительную меру по взысканию пеней на всю сумму налогов в размере 38691931 руб., из которых сумма земельного налога составила 3633548 руб., направив в адрес заявителя требование N 122/118 от 29.01.2003.
ОАО "АУС" обжаловало требование N 122/18 от 29.01.2003 в части начисления пеней по налогам, во взыскании которых налоговой инспекции было отказано вступившим в законную силу постановлением арбитражного суда апелляционной инстанции от 10.12.2002 по делу N А19-9118/02-33, и обжаловало решение налогового органа N 364 от 01.04.2003 о взыскании налога, сбора, а также пеней за счет денежных средств на общую сумму пеней 12205006,22 руб.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 08.07.2003 по делу N А19-6892/03-45 требование N 122/18 и решение N 364 от 01.04.2003 были признаны недействительными.
Постановлением арбитражного суда апелляционной инстанции от 01.10.2003 решение от 08.07.2003 по делу N А19-6892/03-45 оставлено в силе. В постановлении указано, что апелляционная инстанция считает факты пропуска налоговым органом срока направления требования (ст. 70 НК РФ) о взыскании с заявителя налогов на общую сумму 38691931 руб. и срока предъявления иска в суд преюдициальными. Следовательно, налоговый орган не имел правовых оснований начислять пени на указанную сумму недоимки.
Вступившим в законную силу постановлением Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 09.01.2004 по делу N А19-6892/03-45-Ф02-4730/03-С1 оставлены в силе решение суда от 08.07.2003 и постановление апелляционной инстанции от 01.10.2003.
В соответствии с п. 2 ст. 69 АПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Таким образом, факты нарушения налоговым органом сроков направления требований и сроков обращения в суд с заявлением о взыскании налогов в сумме 38691931 руб. и факты нарушения порядка бесспорного взыскания пеней считаются установленными вступившими в законную силу вышеуказанными судебными актами.
С учетом вышеизложенного направление требования N 48979 от 19.10.2005 об уплате пеней по земельному налогу после того, как вступившими в законную силу судебными актами отказано во взыскании налогов и пеней, противоречит действующему законодательству.
При таких обстоятельствах суд находит требования заявителя обоснованными и подлежащими удовлетворению, а требование налогового органа N 48979 от 19.10.2005 - подлежащим признанию недействительным.
Государственная пошлина в порядке статей 104, 110 АПК РФ подлежит возврату в соответствии с Федеральным законом "О государственной пошлине" в размере 3000 рублей.
Руководствуясь ст.ст. 167 - 170, 201 АПК РФ, арбитражный суд

РЕШИЛ:

заявленные требования удовлетворить.
Признать недействительным требование Инспекции ФНС России по г. Ангарску Иркутской области N 48979 от 19.10.2005 об уплате пеней по земельному налогу в сумме 59676 рублей 78 копеек как не соответствующее ст.ст. 69, 70 НК РФ.
Обязать ИФНС России по г. Ангарску Иркутской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Возвратить ОАО "Ангарское управление строительства" из федерального бюджета госпошлину в сумме 3000 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Арбитражного суда Иркутской области в течение месяца со дня его принятия.
Судья
Т.Ю.ЧЕМЕЗОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)