Судебные решения, арбитраж
Налог на игорный бизнес
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 31 июля 2008 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 7 августа 2008 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Риб Л.Х.,
судей Ясиковой Е.Ю., Щеклеиной Л.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Калмаковой Т.А.,
при участии:
- от заявителя (ООО "Инвестиционная компания "Золотой стандарт"): Иванченко Д.В. - представитель по доверенности от 9.01.2008 г., предъявлено удостоверение;
- от ответчика (ИФНС России по г. Новоуральску Свердловской области): Семеновых И.В. - представитель по доверенности от 10.01.2008 г., предъявлено удостоверение;
- рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика - ИФНС России по г. Новоуральску Свердловской области
на решение Арбитражного суда Свердловской области от 22 мая 2008 года
по делу N А60-6976/2008,
принятое судьей Дмитриевой Г.П.,
по заявлению ООО "Инвестиционная компания "Золотой стандарт"
к ИФНС России по г. Новоуральску Свердловской области
о признании незаконными действий налогового органа,
ООО "Инвестиционная компания "Золотой стандарт" (далее - Общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконными действий должностных лиц ИФНС России по г. Новоуральску Свердловской области (далее - Инспекция, налоговый орган), выразившихся в отказе зарегистрировать 50 игровых автоматов в г. Новоуральске по ул. Комсомольская, 4А, содержащемся в уведомлении от 18 марта 2008 года N 043-12/3210 (заявление об уточнении требований - л.д. 15).
Решением арбитражного суда от 22 мая 2008 г. требования Общества удовлетворены, оспариваемые действия признаны незаконными и на налоговый орган возложена обязанность в пятидневный срок с даты вступления в законную силу судебного акта по делу произвести регистрацию игровых автоматов по вышеуказанному адресу.
Не согласившись с вынесенным судом первой инстанции решением, Инспекция обратилась в суд апелляционной инстанции с жалобой, просит отменить решение суда и отказать в удовлетворении заявленных Обществом требований, указывая на неправильное толкование судом положений Федерального закона N 244-ФЗ от 29.12.2006 г. как не подлежащего применению при разрешении спорных правоотношений.
Присутствующий в судебном заседании представитель налогового органа поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Общество - заявитель по делу с доводами апелляционной жалобы не согласно, полагает, что спор разрешен судом первой инстанции правильно, оснований для отмены судебного акта не усматривает. Присутствующий в судебном заседании представитель Общества поддержал доводы, изложенные в заявлении, рассмотренном арбитражным судом.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав материалы дела и доводы апелляционной жалобы, заслушав присутствующих в судебном заседании представителей сторон, проверив правильность применения судом положений действующего законодательства, суд апелляционной инстанции считает, что обжалуемый судебный акт подлежит отмене по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, основанием для обращения Общества с настоящим заявлением в арбитражный суд послужил отказ Инспекции в регистрации объектов налогообложения налогом на игорный бизнес - игровых автоматов в количестве 50 шт. по адресу г. Новоуральск, ул. Комсомольская, 4А, поименованных в заявлении, представленном в Инспекцию 17.03.2008 г. (л.д. 8).
Отказ в регистрации объектов налогообложения содержится в уведомлении от 18.03.2008 г. N 03-12/3210 и мотивирован положениями пункта 4 статьи 5 Федерального закона N 244-ФЗ от 29.12.2006 г. "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 244-ФЗ от 29.12.2006 г.), вступившем в силу с 1.01.2007 г., которым предусмотрена возможность открытия игорных заведений (за исключением букмекерских контор и тотализаторов) после 1.01.2007 г. исключительно в игорных зонах в порядке, установленном настоящим Федеральным законом (л.д. 9).
Суд первой инстанции при рассмотрении спора исходил из наличия у налогового органа безусловной обязанности, предусмотренной положениями главы 29 Налогового кодекса РФ, зарегистрировать игровые автоматы по заявлению налогоплательщика, и в течение пяти с дней с даты получения заявления о регистрации объектов налогообложения налогом на игорный бизнес выдать свидетельство о регистрации игровых автоматов. Судом также указано на отсутствие правовых оснований для применения к спорным правоотношениям положений Федерального закона N 244-ФЗ от 29.12.2006 г., поскольку данный Федеральный закон не относится к актам налогового законодательства.
Суд апелляционной инстанции при рассмотрении спора пришел к иным выводам.
Предметом рассмотрения по настоящему делу является проверка законности отказа Инспекции заявителю в постановке на налоговый учет 50 игровых автоматов.
Судом на основании материалов дела установлено, что Общество в соответствии с имеющейся лицензией N 005243, выданной 23.04.2004 г. Федеральным агентством по физической культуре, спорту и туризму сроком до 23.08.2009 г., в период 2005 г. - 2006 г. осуществляло деятельность в сфере игорного бизнеса в игорных заведениях по адресам: г. Новоуральск, ул. Комсомольская, 18 и ул. Чурина, 5а, состоит на учете в ИФНС России по г. Новоуральску (л.д. 10, 23). По состоянию на 1.01.2007 г., с учетом представленных Обществом в налоговый орган заявлений о регистрации изменений количества объектов налогообложения налогом на игорный бизнес, в игорных заведениях по указанным адресам не имелось зарегистрированных игровых автоматов (л.д. 24-34).
Как правильно отмечено судом первой инстанции, анализ пунктов 2, 4 статьи 366 Налогового кодекса РФ позволяет сделать вывод о том, что процедура регистрации налоговым органом игровых автоматов как объектов обложения налогом на игорный бизнес, а равно любого изменения количества объектов налогообложения носит уведомительный характер.
Согласно положениям пункта 6 статьи 366 Налогового кодекса РФ налоговый орган обязан в течение пяти дней с даты получения заявления от налогоплательщика о регистрации объекта (объектов) налогообложения (об изменении количества объектов налогообложения) выдать свидетельство о регистрации или внести изменения, связанные с изменением количества объектов налогообложения, в ранее выданное свидетельство.
Между тем главой 29 Налогового кодекса РФ, применением которой ограничился суд, требования к осуществлению предпринимательской деятельности в сфере игорного бизнеса не предусмотрены, вследствие этого при оценке оспариваемых заявителем действий подлежат применению законодательные акты, регулирующие предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса в системной связи и единстве.
С 1.01.2007 г. вступил в действие Федеральный закон от 29.12.2006 г. N 244-ФЗ, которым определены основы государственного регулирования деятельности по организации и проведению азартных игр на территории Российской Федерации и установлены ограничения осуществления данной деятельности в целях защиты нравственности, прав и законных интересов граждан.
Как отмечено выше, рассматривая спор, суд первой инстанции исходил из отсутствия оснований для применения к спорным правоотношениям положений названного Федерального закона.
Между тем применение исключительно положений Налогового кодекса РФ без учета положений иных правовых актов, регулирующих предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса, как на этом настаивает Общество, приведет к положению, когда каждый субъект предпринимательской деятельности, обратившийся в налоговый орган с заявлением о регистрации игровых автоматов в качестве объектов налогообложения, автоматически будет расцениваться в качестве налогоплательщика.
Таким образом, по мнению суда апелляционной инстанции, представление в налоговый орган заявления о регистрации игровых автоматов в качестве объектов налогообложения не порождает у налогового органа безусловной обязанности выдать свидетельство о регистрации или внести изменения в ранее выданной свидетельство.
В силу пункта 3 части 2 статьи 16 Федерального закона N 244-ФЗ от 29.12.2006 г. контроль за соблюдением организаторами азартных игр установленных частями 1 и 2 настоящей статьи требований осуществляется уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах.
Федеральная налоговая служба является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах на основании Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного Постановлением Правительства РФ N 506 от 30.09.2004 г. (пункт 1).
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что при разрешении настоящего спора подлежат применению наряду с главой 29 Налогового кодекса РФ и положения Федерального закона N 244-ФЗ от 29.12.2006 г. В силу имеющихся у налогового органа полномочий он вправе и обязан при обращении хозяйствующих субъектов с заявлениями о регистрации объектов налогообложения налогом на игорный бизнес руководствоваться наряду с положениями Налогового кодекса РФ и Федеральным законом N 244-ФЗ от 29.12.2006 г.
Пунктом 2 статьи 5 названного Федерального закона предусмотрено, что деятельность по организации и проведению азартных игр может осуществляться только в игорных заведениях, соответствующих требованиям, предусмотренным настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Игорное заведение - это здание, строение, сооружение (единая обособленная часть здания, строения, сооружения), в которых осуществляется исключительно деятельность по организации и проведению азартных игр и оказанию сопутствующих азартным играм услуг (в том числе филиал или иное место осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр и оказанию сопутствующих азартным играм услуг); под игорной зоной понимается часть территории Российской Федерации, которая предназначена для осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр и границы которой установлены в соответствии с настоящим Федеральным законом (пункты 7, 11 статьи 4 Федерального закона N 244-ФЗ от 29.12.2006 г.).
Согласно части 4 статьи 5 Федерального закона N 244-ФЗ от 29.12.2006 г. игорные заведения могут быть открыты исключительно в игорных зонах в порядке, установленном настоящим Федеральным законом. На территории Российской Федерации создаются игорные зоны на территориях: Алтайского края, Приморского края, Калининградской области, Краснодарского края, Ростовской области.
В соответствии с пунктом 1 статьи 16 Федерального закона N 244-ФЗ от 29.12.2006 г. имеющие соответствующие лицензии игорные заведения при условии их соответствия требованиям, установленным частью 6 статьи 6, частями 1, 3-5 статьи 8, частями 2 и 3 статьи 15 настоящего Федерального закона, частью 2 настоящей статьи, вправе продолжить свою деятельность до 30 июня 2009 года без получения предусмотренного настоящим Федеральным законом разрешения на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне. При этом требования, установленные частью 2 статьи 16 настоящего Федерального закона, применяются ко всем игорным заведениям вне зависимости от их вида.
Таким образом, игорные заведения, открытые и действовавшие до момента вступления в силу Федерального закона от 29.12.2006 г. N 244-ФЗ в силу, вправе продолжить свою деятельность после указанной даты до 30.06.2009 г. вне территории игорных зон при условии соблюдения требований, установленных названным Федеральным законом. Открытие и функционирование новых игорных заведений после принятия и вступления в силу Федерального закона от 29.12.2006 г. N 244-ФЗ возможно только на территории игорных зон в соответствии с установленным законом разрешительным порядком.
Представленными в материалы дела доказательствами подтверждается, что Общество до 1.01.2007 г. не имело игорного заведения по адресу г. Новоуральск, ул. Комсомольская, 4А, впервые помещение по указанному адресу было им арендовано по договору от 16.03.2008 г. С заявлением о регистрации игровых автоматов по указанному адресу Общество обратилось в Инспекцию 17.03.2008 г. Таким образом. в данном случае Обществом заявлено о регистрации объектов налогообложения налогом на игорный бизнес в новом игорном заведении.
Учитывая, что правовых оснований для открытия нового игорного заведения по адресу г. Новоуральск, ул. Комсомольская, 4А у заявителя по делу не имеется, налоговый орган правомерно отказал Обществу в государственной регистрации объектов налогообложения налогом на игорный бизнес в количестве 50 игровых автоматов по заявлению от 17.03.2008 г.
Заявленный Обществом в заседании суда апелляционной инстанции довод о том, что отказ в регистрации игровых автоматов лишает его права на осуществление предпринимательской деятельности согласно имеющейся у него лицензии до августа 2009 года судом отклонен, поскольку на территории Свердловской области деятельность по организации и проведению азартных игр органом государственной власти субъекта РФ начиная с 1.07.2007 г. не запрещена. Иными словами, в действующих по состоянию на 1.01.2007 г. игорных заведениях Общество вправе осуществлять предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса при условии соответствия игорных заведений требованиям части 2 статьи 16 Федерального закона N 244-ФЗ от 29.12.2006 г.
В данном случае суд апелляционной инстанции руководствуется правовой позицией, изложенной Конституционным Судом РФ в определении N 150-О от 18.03.2004 г. (пункт 3), согласно которой федеральный законодатель, реализуя свои полномочия по регулированию предпринимательской деятельности, вправе определять порядок и условия ее осуществления, и исходя из специфики производства и оборота тех или иных видов продукции как объектов гражданских прав, устанавливать дополнительные требования, а также ограничения, которые, однако, должны соответствовать критериям, закрепленным Конституцией Российской Федерации, а именно вводиться федеральным законом и только в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (статья 55, часть 3), а ограничения перемещения товаров и услуг могут вводиться в соответствии федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей (статья 74, часть 2).
Федеральным законом N 244-ФЗ от 29.12.2006 г., вступившим в силу с 1 января 2007 года, установлено, что ограничения осуществления указанной деятельности устанавливаются в целях защиты нравственности, прав и законных интересов граждан (статья 1); правовое регулирование деятельности по организации и проведению азартных игр осуществляется как федеральным законом, так и законами субъектов Российской Федерации (статья 2).
Из анализа указанных правовых норм следует, что Федеральным законом введены ограничения по организации новых игорных заведений с 1.01.2007 г., однако разрешено продолжать деятельность уже существующих на указанную дату игорных заведений соответствующих установленным требованиям, а законодатель субъекта РФ вправе ограничить, начиная с 1.07.2007 г., на территории субъекта РФ осуществление деятельности даже игорных заведений соответствующих всем установленным требованиям.
Таким образом, установленные Федеральным законом N 244-ФЗ от 29.12.2006 г. ограничения по осуществлению деятельности по организации и проведению азартных игр не могут рассматриваться как нарушающие права и законные интересы заявителя в сфере его предпринимательской деятельности.
С учетом изложенного, решение суда первой инстанции от 22.05.2008 г. следует отменить, в удовлетворении заявленных требований ООО "Инвестиционная компания "Золотой стандарт" отказать.
В соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ расходы по уплате госпошлины за подачу жалобы в суд апелляционной инстанции относится на заявителя по настоящему делу.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 110, 176, 258, 268, 269, частями 1, 2 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
решение Арбитражного суда Свердловской области от 22 мая 2008 года по делу N А60-6976/2008 отменить.
В удовлетворении заявленных ООО "Инвестиционная компания "Золотой стандарт" требований о признании незаконными действий, выразившихся в отказе в регистрации игровых автоматов в г. Новоуральске по ул. Комсомольской, 4А отказать.
Взыскать с ООО "Инвестиционная компания "Золотой стандарт" в пользу Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Новоуральску Свердловской области госпошлину по апелляционной жалобе в сумме 1000 (одна тысяча) рублей.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Свердловской области.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 07.08.2008 N 17АП-4842/2008-АК ПО ДЕЛУ N А60-6976/2008
Разделы:Налог на игорный бизнес
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 7 августа 2008 г. N 17АП-4842/2008-АК
Дело N А60-6976/2008
Резолютивная часть постановления объявлена 31 июля 2008 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 7 августа 2008 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Риб Л.Х.,
судей Ясиковой Е.Ю., Щеклеиной Л.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Калмаковой Т.А.,
при участии:
- от заявителя (ООО "Инвестиционная компания "Золотой стандарт"): Иванченко Д.В. - представитель по доверенности от 9.01.2008 г., предъявлено удостоверение;
- от ответчика (ИФНС России по г. Новоуральску Свердловской области): Семеновых И.В. - представитель по доверенности от 10.01.2008 г., предъявлено удостоверение;
- рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика - ИФНС России по г. Новоуральску Свердловской области
на решение Арбитражного суда Свердловской области от 22 мая 2008 года
по делу N А60-6976/2008,
принятое судьей Дмитриевой Г.П.,
по заявлению ООО "Инвестиционная компания "Золотой стандарт"
к ИФНС России по г. Новоуральску Свердловской области
о признании незаконными действий налогового органа,
установил:
ООО "Инвестиционная компания "Золотой стандарт" (далее - Общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконными действий должностных лиц ИФНС России по г. Новоуральску Свердловской области (далее - Инспекция, налоговый орган), выразившихся в отказе зарегистрировать 50 игровых автоматов в г. Новоуральске по ул. Комсомольская, 4А, содержащемся в уведомлении от 18 марта 2008 года N 043-12/3210 (заявление об уточнении требований - л.д. 15).
Решением арбитражного суда от 22 мая 2008 г. требования Общества удовлетворены, оспариваемые действия признаны незаконными и на налоговый орган возложена обязанность в пятидневный срок с даты вступления в законную силу судебного акта по делу произвести регистрацию игровых автоматов по вышеуказанному адресу.
Не согласившись с вынесенным судом первой инстанции решением, Инспекция обратилась в суд апелляционной инстанции с жалобой, просит отменить решение суда и отказать в удовлетворении заявленных Обществом требований, указывая на неправильное толкование судом положений Федерального закона N 244-ФЗ от 29.12.2006 г. как не подлежащего применению при разрешении спорных правоотношений.
Присутствующий в судебном заседании представитель налогового органа поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Общество - заявитель по делу с доводами апелляционной жалобы не согласно, полагает, что спор разрешен судом первой инстанции правильно, оснований для отмены судебного акта не усматривает. Присутствующий в судебном заседании представитель Общества поддержал доводы, изложенные в заявлении, рассмотренном арбитражным судом.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав материалы дела и доводы апелляционной жалобы, заслушав присутствующих в судебном заседании представителей сторон, проверив правильность применения судом положений действующего законодательства, суд апелляционной инстанции считает, что обжалуемый судебный акт подлежит отмене по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, основанием для обращения Общества с настоящим заявлением в арбитражный суд послужил отказ Инспекции в регистрации объектов налогообложения налогом на игорный бизнес - игровых автоматов в количестве 50 шт. по адресу г. Новоуральск, ул. Комсомольская, 4А, поименованных в заявлении, представленном в Инспекцию 17.03.2008 г. (л.д. 8).
Отказ в регистрации объектов налогообложения содержится в уведомлении от 18.03.2008 г. N 03-12/3210 и мотивирован положениями пункта 4 статьи 5 Федерального закона N 244-ФЗ от 29.12.2006 г. "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 244-ФЗ от 29.12.2006 г.), вступившем в силу с 1.01.2007 г., которым предусмотрена возможность открытия игорных заведений (за исключением букмекерских контор и тотализаторов) после 1.01.2007 г. исключительно в игорных зонах в порядке, установленном настоящим Федеральным законом (л.д. 9).
Суд первой инстанции при рассмотрении спора исходил из наличия у налогового органа безусловной обязанности, предусмотренной положениями главы 29 Налогового кодекса РФ, зарегистрировать игровые автоматы по заявлению налогоплательщика, и в течение пяти с дней с даты получения заявления о регистрации объектов налогообложения налогом на игорный бизнес выдать свидетельство о регистрации игровых автоматов. Судом также указано на отсутствие правовых оснований для применения к спорным правоотношениям положений Федерального закона N 244-ФЗ от 29.12.2006 г., поскольку данный Федеральный закон не относится к актам налогового законодательства.
Суд апелляционной инстанции при рассмотрении спора пришел к иным выводам.
Предметом рассмотрения по настоящему делу является проверка законности отказа Инспекции заявителю в постановке на налоговый учет 50 игровых автоматов.
Судом на основании материалов дела установлено, что Общество в соответствии с имеющейся лицензией N 005243, выданной 23.04.2004 г. Федеральным агентством по физической культуре, спорту и туризму сроком до 23.08.2009 г., в период 2005 г. - 2006 г. осуществляло деятельность в сфере игорного бизнеса в игорных заведениях по адресам: г. Новоуральск, ул. Комсомольская, 18 и ул. Чурина, 5а, состоит на учете в ИФНС России по г. Новоуральску (л.д. 10, 23). По состоянию на 1.01.2007 г., с учетом представленных Обществом в налоговый орган заявлений о регистрации изменений количества объектов налогообложения налогом на игорный бизнес, в игорных заведениях по указанным адресам не имелось зарегистрированных игровых автоматов (л.д. 24-34).
Как правильно отмечено судом первой инстанции, анализ пунктов 2, 4 статьи 366 Налогового кодекса РФ позволяет сделать вывод о том, что процедура регистрации налоговым органом игровых автоматов как объектов обложения налогом на игорный бизнес, а равно любого изменения количества объектов налогообложения носит уведомительный характер.
Согласно положениям пункта 6 статьи 366 Налогового кодекса РФ налоговый орган обязан в течение пяти дней с даты получения заявления от налогоплательщика о регистрации объекта (объектов) налогообложения (об изменении количества объектов налогообложения) выдать свидетельство о регистрации или внести изменения, связанные с изменением количества объектов налогообложения, в ранее выданное свидетельство.
Между тем главой 29 Налогового кодекса РФ, применением которой ограничился суд, требования к осуществлению предпринимательской деятельности в сфере игорного бизнеса не предусмотрены, вследствие этого при оценке оспариваемых заявителем действий подлежат применению законодательные акты, регулирующие предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса в системной связи и единстве.
С 1.01.2007 г. вступил в действие Федеральный закон от 29.12.2006 г. N 244-ФЗ, которым определены основы государственного регулирования деятельности по организации и проведению азартных игр на территории Российской Федерации и установлены ограничения осуществления данной деятельности в целях защиты нравственности, прав и законных интересов граждан.
Как отмечено выше, рассматривая спор, суд первой инстанции исходил из отсутствия оснований для применения к спорным правоотношениям положений названного Федерального закона.
Между тем применение исключительно положений Налогового кодекса РФ без учета положений иных правовых актов, регулирующих предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса, как на этом настаивает Общество, приведет к положению, когда каждый субъект предпринимательской деятельности, обратившийся в налоговый орган с заявлением о регистрации игровых автоматов в качестве объектов налогообложения, автоматически будет расцениваться в качестве налогоплательщика.
Таким образом, по мнению суда апелляционной инстанции, представление в налоговый орган заявления о регистрации игровых автоматов в качестве объектов налогообложения не порождает у налогового органа безусловной обязанности выдать свидетельство о регистрации или внести изменения в ранее выданной свидетельство.
В силу пункта 3 части 2 статьи 16 Федерального закона N 244-ФЗ от 29.12.2006 г. контроль за соблюдением организаторами азартных игр установленных частями 1 и 2 настоящей статьи требований осуществляется уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах.
Федеральная налоговая служба является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах на основании Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного Постановлением Правительства РФ N 506 от 30.09.2004 г. (пункт 1).
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что при разрешении настоящего спора подлежат применению наряду с главой 29 Налогового кодекса РФ и положения Федерального закона N 244-ФЗ от 29.12.2006 г. В силу имеющихся у налогового органа полномочий он вправе и обязан при обращении хозяйствующих субъектов с заявлениями о регистрации объектов налогообложения налогом на игорный бизнес руководствоваться наряду с положениями Налогового кодекса РФ и Федеральным законом N 244-ФЗ от 29.12.2006 г.
Пунктом 2 статьи 5 названного Федерального закона предусмотрено, что деятельность по организации и проведению азартных игр может осуществляться только в игорных заведениях, соответствующих требованиям, предусмотренным настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Игорное заведение - это здание, строение, сооружение (единая обособленная часть здания, строения, сооружения), в которых осуществляется исключительно деятельность по организации и проведению азартных игр и оказанию сопутствующих азартным играм услуг (в том числе филиал или иное место осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр и оказанию сопутствующих азартным играм услуг); под игорной зоной понимается часть территории Российской Федерации, которая предназначена для осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр и границы которой установлены в соответствии с настоящим Федеральным законом (пункты 7, 11 статьи 4 Федерального закона N 244-ФЗ от 29.12.2006 г.).
Согласно части 4 статьи 5 Федерального закона N 244-ФЗ от 29.12.2006 г. игорные заведения могут быть открыты исключительно в игорных зонах в порядке, установленном настоящим Федеральным законом. На территории Российской Федерации создаются игорные зоны на территориях: Алтайского края, Приморского края, Калининградской области, Краснодарского края, Ростовской области.
В соответствии с пунктом 1 статьи 16 Федерального закона N 244-ФЗ от 29.12.2006 г. имеющие соответствующие лицензии игорные заведения при условии их соответствия требованиям, установленным частью 6 статьи 6, частями 1, 3-5 статьи 8, частями 2 и 3 статьи 15 настоящего Федерального закона, частью 2 настоящей статьи, вправе продолжить свою деятельность до 30 июня 2009 года без получения предусмотренного настоящим Федеральным законом разрешения на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне. При этом требования, установленные частью 2 статьи 16 настоящего Федерального закона, применяются ко всем игорным заведениям вне зависимости от их вида.
Таким образом, игорные заведения, открытые и действовавшие до момента вступления в силу Федерального закона от 29.12.2006 г. N 244-ФЗ в силу, вправе продолжить свою деятельность после указанной даты до 30.06.2009 г. вне территории игорных зон при условии соблюдения требований, установленных названным Федеральным законом. Открытие и функционирование новых игорных заведений после принятия и вступления в силу Федерального закона от 29.12.2006 г. N 244-ФЗ возможно только на территории игорных зон в соответствии с установленным законом разрешительным порядком.
Представленными в материалы дела доказательствами подтверждается, что Общество до 1.01.2007 г. не имело игорного заведения по адресу г. Новоуральск, ул. Комсомольская, 4А, впервые помещение по указанному адресу было им арендовано по договору от 16.03.2008 г. С заявлением о регистрации игровых автоматов по указанному адресу Общество обратилось в Инспекцию 17.03.2008 г. Таким образом. в данном случае Обществом заявлено о регистрации объектов налогообложения налогом на игорный бизнес в новом игорном заведении.
Учитывая, что правовых оснований для открытия нового игорного заведения по адресу г. Новоуральск, ул. Комсомольская, 4А у заявителя по делу не имеется, налоговый орган правомерно отказал Обществу в государственной регистрации объектов налогообложения налогом на игорный бизнес в количестве 50 игровых автоматов по заявлению от 17.03.2008 г.
Заявленный Обществом в заседании суда апелляционной инстанции довод о том, что отказ в регистрации игровых автоматов лишает его права на осуществление предпринимательской деятельности согласно имеющейся у него лицензии до августа 2009 года судом отклонен, поскольку на территории Свердловской области деятельность по организации и проведению азартных игр органом государственной власти субъекта РФ начиная с 1.07.2007 г. не запрещена. Иными словами, в действующих по состоянию на 1.01.2007 г. игорных заведениях Общество вправе осуществлять предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса при условии соответствия игорных заведений требованиям части 2 статьи 16 Федерального закона N 244-ФЗ от 29.12.2006 г.
В данном случае суд апелляционной инстанции руководствуется правовой позицией, изложенной Конституционным Судом РФ в определении N 150-О от 18.03.2004 г. (пункт 3), согласно которой федеральный законодатель, реализуя свои полномочия по регулированию предпринимательской деятельности, вправе определять порядок и условия ее осуществления, и исходя из специфики производства и оборота тех или иных видов продукции как объектов гражданских прав, устанавливать дополнительные требования, а также ограничения, которые, однако, должны соответствовать критериям, закрепленным Конституцией Российской Федерации, а именно вводиться федеральным законом и только в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (статья 55, часть 3), а ограничения перемещения товаров и услуг могут вводиться в соответствии федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей (статья 74, часть 2).
Федеральным законом N 244-ФЗ от 29.12.2006 г., вступившим в силу с 1 января 2007 года, установлено, что ограничения осуществления указанной деятельности устанавливаются в целях защиты нравственности, прав и законных интересов граждан (статья 1); правовое регулирование деятельности по организации и проведению азартных игр осуществляется как федеральным законом, так и законами субъектов Российской Федерации (статья 2).
Из анализа указанных правовых норм следует, что Федеральным законом введены ограничения по организации новых игорных заведений с 1.01.2007 г., однако разрешено продолжать деятельность уже существующих на указанную дату игорных заведений соответствующих установленным требованиям, а законодатель субъекта РФ вправе ограничить, начиная с 1.07.2007 г., на территории субъекта РФ осуществление деятельности даже игорных заведений соответствующих всем установленным требованиям.
Таким образом, установленные Федеральным законом N 244-ФЗ от 29.12.2006 г. ограничения по осуществлению деятельности по организации и проведению азартных игр не могут рассматриваться как нарушающие права и законные интересы заявителя в сфере его предпринимательской деятельности.
С учетом изложенного, решение суда первой инстанции от 22.05.2008 г. следует отменить, в удовлетворении заявленных требований ООО "Инвестиционная компания "Золотой стандарт" отказать.
В соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ расходы по уплате госпошлины за подачу жалобы в суд апелляционной инстанции относится на заявителя по настоящему делу.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 110, 176, 258, 268, 269, частями 1, 2 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 22 мая 2008 года по делу N А60-6976/2008 отменить.
В удовлетворении заявленных ООО "Инвестиционная компания "Золотой стандарт" требований о признании незаконными действий, выразившихся в отказе в регистрации игровых автоматов в г. Новоуральске по ул. Комсомольской, 4А отказать.
Взыскать с ООО "Инвестиционная компания "Золотой стандарт" в пользу Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Новоуральску Свердловской области госпошлину по апелляционной жалобе в сумме 1000 (одна тысяча) рублей.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Свердловской области.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий
Л.Х.РИБ
Судьи
Е.Ю.ЯСИКОВА
Л.Ю.ЩЕКЛЕИНА
Л.Х.РИБ
Судьи
Е.Ю.ЯСИКОВА
Л.Ю.ЩЕКЛЕИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)