Судебные решения, арбитраж
Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
от 25 ноября 2003 года Дело N А21-4891/03-С1
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кирейковой Г.Г., судей Ломакина С.А., Троицкой Н.В., при участии от общества с ограниченной ответственностью "РосБелрыба-Калининград" Авдеева Ю.Б. (доверенность от 08.05.2003) и Ольского А.Ж. (доверенность от 08.05.2003), рассмотрев 18.11.2003 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 8 по городу Калининграду на решение Арбитражного суда Калининградской области от 25.07.2003 по делу N А21-4891/03-С1 (судья Мялкина А.В.),
Общество с ограниченной ответственностью "РосБелрыба-Калининград" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Центральному району города Калининграда от 25.04.2003 N 61 в части взыскания 445780 руб. 87 коп. налога на доходы физических лиц, 146225 руб. 25 коп. пеней, 88678 руб. 81 коп. штрафа на основании статьи 123 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) и 15000 руб. штрафа на основании пункта 2 статьи 120 НК РФ.
В ходе рассмотрения дела Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Центральному району города Калининграда заменена судом на правопреемника, Межрайонную инспекцию Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 8 по городу Калининграду (далее - Инспекция).
Решением суда от 25.07.2003 требования Общества удовлетворены в полном объеме.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Инспекция просит отменить решение от 25.07.2003 и отказать Обществу в удовлетворении заявления, указывая на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права.
В судебном заседании представители Общества, считая доводы жалобы несостоятельными, просили оставить судебный акт без изменения.
Инспекция о времени и месте слушания дела извещена надлежащим образом, однако представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность оспариваемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Кассационная инстанция считает жалобу не подлежащей удовлетворению.
Как следует из материалов дела, в ходе выездной налоговой проверки правильности исчисления и своевременности перечисления Обществом в бюджет подоходного налога с физических лиц (налога на доходы) за период с 10.03.2000 по 31.12.2002 Инспекция выявила ряд нарушений, отраженных в акте от 27.03.2003. Так, налоговый орган установил, что в проверяемом периоде налогоплательщик необоснованно не исчислил и не удержал налог на доходы физических лиц с выплат членам экипажа судна "Ленинградец" в иностранной валюте взамен суточных за период заграничного плавания. По мнению Инспекции, работа экипажей судов заграничного плавания морского флота является работой, имеющей разъездной характер, а не командировкой и, следовательно, указанные выплаты не являются компенсационными и подлежат налогообложению. Кроме того, налоговый орган сделал вывод о грубом нарушении Обществом правил учета доходов налогоплательщиков, объектов налогообложения, выразившемся в отсутствии первичных документов налогового учета - формы N 1-НДФЛ "Налоговая карточка по учету доходов и налога на доходы физических лиц". Инспекция также установила, что налогоплательщик не удержал налог на доходы физических лиц со стоимости бесплатного питания членов экипажа судна "Ленинградец", в том числе во время стоянки судна на ремонте в августе 2002 года.
На основании материалов проверки налоговый орган вынес решение от 25.04.2003 N 61 о доначислении Обществу налога на доходы физических лиц, начислении пеней за его неполную уплату, а также о привлечении налогоплательщика к ответственности, в том числе на основании пункта 2 статьи 120 и пункта 1 статьи 123 НК РФ.
Общество не согласилось с решением налогового органа в оспариваемой части и обратилось с заявлением в арбитражный суд.
В обоснование заявленных требований налогоплательщик указал, что согласно пункту 3 статьи 217 НК РФ стоимость бесплатного питания членам экипажей судов и выплаты в иностранной валюте взамен суточных носят компенсационный характер и не подлежит налогообложению. Кроме того, по мнению Общества, привлечение его к ответственности по пункту 2 статьи 120 НК РФ неправомерно, поскольку форма N 1-НДФЛ "Налоговая карточка по учету доходов и налога на доходы физических лиц" не относится к первичным документам.
Суд первой инстанции согласился с доводами налогоплательщика и удовлетворил заявленные Обществом требования.
Кассационная инстанция не находит оснований для отмены решения суда и удовлетворения жалобы налогового органа.
Согласно подпункту 3 части 1 статьи 217 НК РФ не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) все виды установленных действующим законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных с оплатой стоимости и (или) выдачей полагающегося натурального довольствия, а также с выплатой денежных средств взамен этого довольствия.
Постановлением Совета Министров Союза Советских Социалистических Республик от 08.02.90 N 145 "О нормах расходования продуктов на бесплатное коллективное питание членов экипажей судов флота рыбной промышленности" (далее - постановление СМ СССР) установлены нормы расходования продуктов на бесплатное коллективное питание членов экипажей судов флота рыбной промышленности.
С 01.01.2002 нормы рациона питания экипажей морских, речных и воздушных судов установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 07.12.2001 N 861 "О рационах питания экипажей морских, речных и воздушных судов".
Предельные размеры норм выплаты иностранной валюты взамен суточных членам экипажей судов заграничного плавания морского флота российских судоходных компаний установлены распоряжением Правительства Российской Федерации от 01.06.94 N 819-р, действие которого распространено на членов экипажей судов заграничного плавания флота рыбной промышленности.
Судом первой инстанции установлено, что выплаты, произведенные Обществом членам экипажа судна, не превышают размера, установленного приведенными нормативными актами. Инспекция данного обстоятельства не оспаривает.
Кассационная инстанция считает несостоятельным довод налогового органа о том, что постановления СМ СССР и Правительства Российской Федерации не относятся к законодательству.
Согласно статье 252 Кодекса законов о труде Российской Федерации, действовавшего до 01.02.2002 (далее - КЗоТ РФ), законодательством могут устанавливаться особенности регулирования труда для работников транспорта и других отраслей народного хозяйства.
В соответствии со статьей 4 КЗоТ РФ законодательство Российской Федерации состоит из названного кодекса и иных актов трудового законодательства Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации.
К иным актам трудового законодательства относятся постановления Правительства Российской Федерации, а также постановление СМ СССР, поскольку оно не противоречит действующей Конституции Российской Федерации и КЗоТ РФ.
Таким образом, суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что стоимость бесплатного питания, а также выплаты в иностранной валюте взамен суточных являются установленными законодательством компенсационными выплатами и, следовательно, не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц.
Кассационная инстанция также считает обоснованным решение суда в части признания недействительным решения налогового органа по эпизоду привлечения Общества к ответственности по пункту 2 статьи 120 НК РФ за грубое нарушение правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 3 статьи 24 НК РФ налоговые агенты обязаны вести учет выплаченных налогоплательщикам доходов, а также удержанных и перечисленных в бюджеты (внебюджетные фонды) налогов, в том числе персонально по каждому налогоплательщику.
Статьей 230 НК РФ установлена обязанность налоговых агентов вести учет доходов, полученных от них физическими лицами в налоговом периоде, по форме, которая установлена Министерством Российской Федерации по налогам и сборам.
В целях реализации положений главы 23 "Налог на доходы физических лиц" части второй Налогового кодекса Российской Федерации приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 01.11.2000 N БГ-3-08/379 "Об утверждении форм отчетности по налогу на доходы физических лиц" утверждены, как указано в самом приказе, две формы отчетности:
- - форма N 1-НДФЛ "Налоговая карточка по учету доходов и налога на доходы физических лиц" (с приложением о порядке ее заполнения);
- - форма N 2-НДФЛ "Справка о доходах физического лица за 2001 год" (с приложением о порядке ее заполнения и представления).
Налоговая карточка содержит информацию о физическом лице - получателе дохода, необходимую для правильного исчисления налога и представления в налоговые органы сведений о доходах такого лица.
Указанная карточка заполняется на основании первичных документов организации - налогового агента, подтверждающих получение физическим лицом налогооблагаемого дохода.
Из содержания вышеуказанных нормативных актов следует, что форма N 1-НДФЛ "Налоговая карточка по учету доходов и налога на доходы физических лиц" является документом налогового учета и отчетности, на основе которого налоговые агенты представляют в налоговые органы сведения о доходах физических лиц, а также выдают физическим лицам справки о доходах.
Согласно пункту 2 статьи 120 НК РФ грубое нарушение организацией правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения, если эти деяния совершены в течение более одного налогового периода, влечет взыскание штрафа в размере 15000 руб.
Под грубым нарушением правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения для целей настоящей статьи понимается отсутствие первичных документов, или отсутствие счетов-фактур, или регистров бухгалтерского учета, систематическое (два раза и более в течение календарного года) несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета и в отчетности хозяйственных операций, денежных средств, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений налогоплательщика.
Используя определение понятия "первичные документы", данное в Законе Российской Федерации "О бухгалтерском учете" (статья 9), кассационная инстанция считает, что форма N 1-НДФЛ "Налоговая карточка по учету доходов и налога на доходы физических лиц" не относится к первичным документам, отсутствие которых является "грубым нарушением правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения".
Налоговые карточки не являются ни первичными документами, ни счетами-фактурами или регистрами бухгалтерского учета. Кроме того, из пункта 3 статьи 120 НК РФ следует, что ответственность, предусмотренная названной статьей, к налоговым агентам не применяется.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция считает решение суда законным и обоснованным, а жалобу Инспекции - не подлежащей удовлетворению.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
решение Арбитражного суда Калининградской области от 25.07.2003 по делу N А21-4891/03-С1 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 8 по городу Калининграду - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА ОТ 25.11.2003 N А21-4891/03-С1
Разделы:Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 ноября 2003 года Дело N А21-4891/03-С1
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кирейковой Г.Г., судей Ломакина С.А., Троицкой Н.В., при участии от общества с ограниченной ответственностью "РосБелрыба-Калининград" Авдеева Ю.Б. (доверенность от 08.05.2003) и Ольского А.Ж. (доверенность от 08.05.2003), рассмотрев 18.11.2003 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 8 по городу Калининграду на решение Арбитражного суда Калининградской области от 25.07.2003 по делу N А21-4891/03-С1 (судья Мялкина А.В.),
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "РосБелрыба-Калининград" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Центральному району города Калининграда от 25.04.2003 N 61 в части взыскания 445780 руб. 87 коп. налога на доходы физических лиц, 146225 руб. 25 коп. пеней, 88678 руб. 81 коп. штрафа на основании статьи 123 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) и 15000 руб. штрафа на основании пункта 2 статьи 120 НК РФ.
В ходе рассмотрения дела Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Центральному району города Калининграда заменена судом на правопреемника, Межрайонную инспекцию Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 8 по городу Калининграду (далее - Инспекция).
Решением суда от 25.07.2003 требования Общества удовлетворены в полном объеме.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Инспекция просит отменить решение от 25.07.2003 и отказать Обществу в удовлетворении заявления, указывая на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права.
В судебном заседании представители Общества, считая доводы жалобы несостоятельными, просили оставить судебный акт без изменения.
Инспекция о времени и месте слушания дела извещена надлежащим образом, однако представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность оспариваемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Кассационная инстанция считает жалобу не подлежащей удовлетворению.
Как следует из материалов дела, в ходе выездной налоговой проверки правильности исчисления и своевременности перечисления Обществом в бюджет подоходного налога с физических лиц (налога на доходы) за период с 10.03.2000 по 31.12.2002 Инспекция выявила ряд нарушений, отраженных в акте от 27.03.2003. Так, налоговый орган установил, что в проверяемом периоде налогоплательщик необоснованно не исчислил и не удержал налог на доходы физических лиц с выплат членам экипажа судна "Ленинградец" в иностранной валюте взамен суточных за период заграничного плавания. По мнению Инспекции, работа экипажей судов заграничного плавания морского флота является работой, имеющей разъездной характер, а не командировкой и, следовательно, указанные выплаты не являются компенсационными и подлежат налогообложению. Кроме того, налоговый орган сделал вывод о грубом нарушении Обществом правил учета доходов налогоплательщиков, объектов налогообложения, выразившемся в отсутствии первичных документов налогового учета - формы N 1-НДФЛ "Налоговая карточка по учету доходов и налога на доходы физических лиц". Инспекция также установила, что налогоплательщик не удержал налог на доходы физических лиц со стоимости бесплатного питания членов экипажа судна "Ленинградец", в том числе во время стоянки судна на ремонте в августе 2002 года.
На основании материалов проверки налоговый орган вынес решение от 25.04.2003 N 61 о доначислении Обществу налога на доходы физических лиц, начислении пеней за его неполную уплату, а также о привлечении налогоплательщика к ответственности, в том числе на основании пункта 2 статьи 120 и пункта 1 статьи 123 НК РФ.
Общество не согласилось с решением налогового органа в оспариваемой части и обратилось с заявлением в арбитражный суд.
В обоснование заявленных требований налогоплательщик указал, что согласно пункту 3 статьи 217 НК РФ стоимость бесплатного питания членам экипажей судов и выплаты в иностранной валюте взамен суточных носят компенсационный характер и не подлежит налогообложению. Кроме того, по мнению Общества, привлечение его к ответственности по пункту 2 статьи 120 НК РФ неправомерно, поскольку форма N 1-НДФЛ "Налоговая карточка по учету доходов и налога на доходы физических лиц" не относится к первичным документам.
Суд первой инстанции согласился с доводами налогоплательщика и удовлетворил заявленные Обществом требования.
Кассационная инстанция не находит оснований для отмены решения суда и удовлетворения жалобы налогового органа.
Согласно подпункту 3 части 1 статьи 217 НК РФ не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) все виды установленных действующим законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных с оплатой стоимости и (или) выдачей полагающегося натурального довольствия, а также с выплатой денежных средств взамен этого довольствия.
Постановлением Совета Министров Союза Советских Социалистических Республик от 08.02.90 N 145 "О нормах расходования продуктов на бесплатное коллективное питание членов экипажей судов флота рыбной промышленности" (далее - постановление СМ СССР) установлены нормы расходования продуктов на бесплатное коллективное питание членов экипажей судов флота рыбной промышленности.
С 01.01.2002 нормы рациона питания экипажей морских, речных и воздушных судов установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 07.12.2001 N 861 "О рационах питания экипажей морских, речных и воздушных судов".
Предельные размеры норм выплаты иностранной валюты взамен суточных членам экипажей судов заграничного плавания морского флота российских судоходных компаний установлены распоряжением Правительства Российской Федерации от 01.06.94 N 819-р, действие которого распространено на членов экипажей судов заграничного плавания флота рыбной промышленности.
Судом первой инстанции установлено, что выплаты, произведенные Обществом членам экипажа судна, не превышают размера, установленного приведенными нормативными актами. Инспекция данного обстоятельства не оспаривает.
Кассационная инстанция считает несостоятельным довод налогового органа о том, что постановления СМ СССР и Правительства Российской Федерации не относятся к законодательству.
Согласно статье 252 Кодекса законов о труде Российской Федерации, действовавшего до 01.02.2002 (далее - КЗоТ РФ), законодательством могут устанавливаться особенности регулирования труда для работников транспорта и других отраслей народного хозяйства.
В соответствии со статьей 4 КЗоТ РФ законодательство Российской Федерации состоит из названного кодекса и иных актов трудового законодательства Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации.
К иным актам трудового законодательства относятся постановления Правительства Российской Федерации, а также постановление СМ СССР, поскольку оно не противоречит действующей Конституции Российской Федерации и КЗоТ РФ.
Таким образом, суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что стоимость бесплатного питания, а также выплаты в иностранной валюте взамен суточных являются установленными законодательством компенсационными выплатами и, следовательно, не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц.
Кассационная инстанция также считает обоснованным решение суда в части признания недействительным решения налогового органа по эпизоду привлечения Общества к ответственности по пункту 2 статьи 120 НК РФ за грубое нарушение правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 3 статьи 24 НК РФ налоговые агенты обязаны вести учет выплаченных налогоплательщикам доходов, а также удержанных и перечисленных в бюджеты (внебюджетные фонды) налогов, в том числе персонально по каждому налогоплательщику.
Статьей 230 НК РФ установлена обязанность налоговых агентов вести учет доходов, полученных от них физическими лицами в налоговом периоде, по форме, которая установлена Министерством Российской Федерации по налогам и сборам.
В целях реализации положений главы 23 "Налог на доходы физических лиц" части второй Налогового кодекса Российской Федерации приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 01.11.2000 N БГ-3-08/379 "Об утверждении форм отчетности по налогу на доходы физических лиц" утверждены, как указано в самом приказе, две формы отчетности:
- - форма N 1-НДФЛ "Налоговая карточка по учету доходов и налога на доходы физических лиц" (с приложением о порядке ее заполнения);
- - форма N 2-НДФЛ "Справка о доходах физического лица за 2001 год" (с приложением о порядке ее заполнения и представления).
Налоговая карточка содержит информацию о физическом лице - получателе дохода, необходимую для правильного исчисления налога и представления в налоговые органы сведений о доходах такого лица.
Указанная карточка заполняется на основании первичных документов организации - налогового агента, подтверждающих получение физическим лицом налогооблагаемого дохода.
Из содержания вышеуказанных нормативных актов следует, что форма N 1-НДФЛ "Налоговая карточка по учету доходов и налога на доходы физических лиц" является документом налогового учета и отчетности, на основе которого налоговые агенты представляют в налоговые органы сведения о доходах физических лиц, а также выдают физическим лицам справки о доходах.
Согласно пункту 2 статьи 120 НК РФ грубое нарушение организацией правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения, если эти деяния совершены в течение более одного налогового периода, влечет взыскание штрафа в размере 15000 руб.
Под грубым нарушением правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения для целей настоящей статьи понимается отсутствие первичных документов, или отсутствие счетов-фактур, или регистров бухгалтерского учета, систематическое (два раза и более в течение календарного года) несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета и в отчетности хозяйственных операций, денежных средств, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений налогоплательщика.
Используя определение понятия "первичные документы", данное в Законе Российской Федерации "О бухгалтерском учете" (статья 9), кассационная инстанция считает, что форма N 1-НДФЛ "Налоговая карточка по учету доходов и налога на доходы физических лиц" не относится к первичным документам, отсутствие которых является "грубым нарушением правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения".
Налоговые карточки не являются ни первичными документами, ни счетами-фактурами или регистрами бухгалтерского учета. Кроме того, из пункта 3 статьи 120 НК РФ следует, что ответственность, предусмотренная названной статьей, к налоговым агентам не применяется.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция считает решение суда законным и обоснованным, а жалобу Инспекции - не подлежащей удовлетворению.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Калининградской области от 25.07.2003 по делу N А21-4891/03-С1 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 8 по городу Калининграду - без удовлетворения.
Председательствующий
КИРЕЙКОВА Г.Г.
Судьи
ЛОМАКИН С.А.
ТРОИЦКАЯ Н.В.
КИРЕЙКОВА Г.Г.
Судьи
ЛОМАКИН С.А.
ТРОИЦКАЯ Н.В.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)